Научная статья на тему 'Механизмы профессионального роста сотрудников органов внутренних дел'

Механизмы профессионального роста сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
859
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КАРЬЕРА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА / INTERNAL Aff AIRS AGENCY / EMPLOYEE OF INTERNAL Aff AIRS AGENCY / CAREER OF EM-PLOYEES OF INTERNAL Aff AIRS AGENCY / MECHANISM / MECHANISM OF PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонова В.П.

Актуальность темы обусловлена поиском способов развития карьеры сотрудников органов внутренних дел, в том числе их профессионального роста в системе структурного реформирования МВД РФ. Соответственно, целью работы является обозначение основных механизмов карьерного роста сотрудников органов внутренних дел, а также их сущностных характеристик. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа научной литературы, конкретно-социологический метод опроса в форме полуструктурированного интервью, а так же анкетный опрос. Исследование позволило осветить авторское понимание термина «механизм», сделать вывод о том, что механизм обладает как объективной, так и субъективной сущностью. Так, объективной стороной выступает система МВД России, основным элементом которой является сотрудник органов внутренних дел, в субъективном же смысле, автор подчеркивает профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел. Основным механизмом развития профессионального роста в право-охранительной системе определяется формирование, развитие и использование личностных качеств в процессе осуществления карьерного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы профессионального роста сотрудников органов внутренних дел»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.01 5 YAK 316.37:351.741 ББК 60.53-44

В.П. АГАФОНОВА

V.P. AGAFONOVA

МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

MECHANISMS OF PROFESSIONAL GROWTH OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCY

Актуальность темы обусловлена поиском способов развития карьеры сотрудников органов внутренних дел, в том числе их профессионального роста в системе структурного реформирования МВД РФ. Соответственно, целью работы является обозначение основных механизмов карьерного роста сотрудников органов внутренних дел, а также их сущностных характеристик. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа научной литературы, конкретно-социологический метод опроса в форме полуструктуированного интервью, а так же анкетный опрос.

Исследование позволило осветить авторское понимание термина «механизм», сделать вывод о том, что механизм обладает как объективной, так и субъективной сущностью. Так, объективной стороной выступает система МВД России, основным элементом которой является сотрудник органов внутренних дел, в субъективном же смысле, автор подчеркивает профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел. Основным механизмом развития профессионального роста в правоохранительной системе определяется формирование, развитие и использование личностных качеств в процессе осуществления карьерного процесса.

The relevance of the topic is determined by the search for ways to develop the career of employees of internal affairs agency including their professional growth in the system of structural reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Accordingly, the purpose of the work is to identify the main mechanisms for career development of employees of internal affairs agency as well as their essential characteristics. To achieve this goal the authors used methods of comparative analysis of scientific literature, a specifically sociological survey method in the form of a semi-structured interview and a questionnaire survey.

The study allowed to cover the author's understanding of the term "mechanism", to conclude that the mechanism has both an objective and subjective essence. So, the objective side is the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main element of which is an employee of the internal affairs agency, in the subjective sense, the author highlights the professional and personal qualities of employees of the internal affairs agency. The main mechanism for the development of professional growth in the law enforcement system is the formation, development and use of personal qualities in the career process.

Ключевые слова: органы внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел, карьера сотрудников органов внутренних дел, механизм, механизм профессионального роста.

Key words: internal affairs agency, employee of internal affairs agency, career of employees of internal affairs agency, mechanism, mechanism of professional growth.

В карьерном процессе, как и в любом процессе вообще, существует определенный набор механизмов, воздействующих на него различным образом. На почве имеющихся в системе МВД России условий и факторов становления, функционирования и развития профессиональной карьеры, создаются и определенные механизмы воздействия на карьерный процесс. Очевидно, что, чем лучше субъект карьеры осведомлен о возможных способах и «рычагах» своего профессионального роста, тем успешнее становится его карьера.

Говоря о механизмах профессионального роста, отметим, что механизм, с социологической точки зрения, - это способ упорядочения социального процесса, форма организации. По Р. Мертону, например, механизм -есть способ выполнения социальных функций [2, с. 216]. Понятия «меха-

низм», используемые при характеристике государства, восходят к механистическим представлениям о государстве как о машине, техническом аппарате, точном механизме, которые служат моделью и образцом для конструирования и работы государственной машины [5, с. 263].

Можно отметить, что понятие «механизм», не зависимо от подхода к его рассмотрению, обладает такой характерной чертой, как активизация, то есть всегда предполагает процесс активных действий, направленных на видоизменение, или поддержание текущего состояния чего-либо.

Таким образом под механизмом профессионального роста сотрудника органов внутренних дел (далее ОВД) автор понимает определенную совокупность методов и средств, применение которых, в зависимости от цели применения, влечет улучшение, сохранение или уничтожение какого-либо явления или процесса. Понятие «механизм» отвечает на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы...?».

Отметим, что в данной статье автор опирается на материалы, полученные при помощи социологических исследований: анкетного опроса, участниками которого стали 2500 сотрудников ОВД Иркутской области различных подразделений и должностей рядового и начальствующего состава, а также экспертного опроса в форме интервью. В качестве экспертов выступили наиболее компетентные представители правоохранительной системы. Это 12 человек, обладающих стажем работы не менее 10 лет, а также занимающих значимые должности в правоохранительных органах.

Анализ данных, полученных в ходе интервью с экспертами, показывает, что основным механизмом профессиональной карьеры сотрудников ОВД является развитие и соответствующее практическое применение личностных качеств самим сотрудником. Но, следует отметить тот факт, что на такой механизм может оказывать влияние не только субъект карьеры, но и та среда, в условиях которой этот субъект осуществляет профессиональную деятельность, то есть сотрудник ОВД - не единственный двигатель данного механизма. Изучив особенности условий прохождения службы в ОВД, автор приходит к выводу о том, что механизм профессиональной карьеры сотрудника ОВД носит двойственный характер, то есть, воздействие на процесс может быть как субъективным (исходит от самого субъекта профессиональной карьеры), так и объективным (исходит от системы, в которой сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность).

Соответственно, основным механизмом воздействия на состояние профессиональной карьеры автор выделяет формирование, развитие и использование личностных качеств в процессе осуществления карьерного процесса.

Учитывая двойственный характер механизма профессиональной карьеры в ОВД, отметим, что «двигатели» карьерного процесса не обладают исключительной субъективностью. В контексте данной работы, сотрудник ОВД - это структурная составляющая сложноорганизованной системы МВД России. Такое видение сотрудника освещает прямое воздействие этой системы на большинство процессов с его участием. Тем самым субъект карьеры отличается от устоявшегося социологического понятия «актор», понимание которого сводится к активно действующему индивиду, независимо осуществляющего какие-либо действия [2, с. 21].

Как элемент системы, сотрудник ОВД поддается именно тем внутренним течениям, которые определяет эта система. Он, в некотором роде, находится в состоянии высокой зависимости от предопределенных системой правил, обязательных для исполнения. Соответственно, именно внутренне- и внешне-организованные направления системы МВД России, в большинстве своем, будут определять условия, факторы и возможности существования как самих сотрудников ОВД, так и их профессионального и вну-трислужебного роста, а также выступать в качестве рычагов воздействия на субъективные механизмы осуществления профессиональной карьеры сотрудниками ОВД.

Отметим, что такая позиция сотрудника вовсе не означает отсутствие субъективного фактора влияния на его профессиональную карьеру, а, наоборот, показывает многогранность ее понимания.

Автор считает необходимым показать мнение экспертов о том, что именно позволяет осуществлять успешную профессиональную карьерную деятельность и, впоследствии, уточнить, какими качествами должны обладать сотрудники органов внутренних дел для успешного карьерного процесса.

Абсолютное большинство опрашиваемых экспертов исследования утверждают, что на профессиональную карьеру в органах внутренних дел влияют именно индивидуальные качества субъекта карьеры, которые и являются основополагающим механизмом продвижения и регресса карьерного роста. «Помогают и мешают сотрудникам только их личные качества, и недостатки соответственно. Желание и рвение работать, дисциплина, опыт, конечно, способствуют сотруднику в продвижении. Помешать могут только противоположные качества самого сотрудника. Все зависит о человека и его нацеленности на результат». (Из интервью эксперта Гайирбегова Т.Л., полковника полиции).

«На карьерный рост влияет исключительно желание и стремление каждого сотрудника работать, без этого будет достаточно проблематично и, даже нереально, осуществлять профессиональную деятельность». (Матвеев В.Г., подполковник полиции).

«Исключительно личные качества и черты характера могут повлиять на карьеру сотрудника. Трудолюбие, соответствующее отношение к работе -основополагающие начала осуществления профессиональной деятельности». (Шалагина М.Д., подполковник внутренней службы).

Таким образом, мы видим идентичность в мнении экспертов, отмечающих важность наличия у сотрудников необходимых личностных качеств. Это указывает на приоритет индивидуальности профессиональной карьеры сотрудников ОВД. Но, для определения механизма профессиональной карьеры, необходимо четкое представление о том, какие качества должны присутствовать у сотрудника ОВД и каким образом он может ими управлять.

Респондентам был задан вопрос о том, какие же именно качества способны помочь молодым сотрудникам продвинуться по карьерной лестнице. Эксперты выделяют такие необходимые качества, как, трудолюбие, стрессо-устойчивость, стремление и желание работать, ответственность, дисциплинированность.

Абсолютно все респонденты ставят на первое место в иерархической линии качеств - стремление и желание к работе и профессиональному развитию, отмечая, что это основополагающий начальный аспект для осуществления любой деятельности. Далее, в зависимости от важности личностных черт, выделяют трудолюбие, некоторые респонденты указывают на особую значимость стрессоустойчивости и говорят о необходимости наличия ответственности и дисциплинированности.

В связи с характерным преобладанием для ОВД индивидуальной карьеры (карьера, построенная работником, благодаря его личностным качествам и способностям), автор считает необходимым выяснить мнение самих сотрудников органов внутренних дел о том, какими именно качествами они должны обладать.

Респондентам была поставлена задача выбрать и «простроить» по важности основные качества из предложенного списка: дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость, стремление к саморазвитию и новым знаниям, работоспособность и способность к быстрой адаптации в новой ситуации. Большинство сотрудников на первое место выводят стрессоустойчи-вость, работоспособность и ответственность (табл.).

Таблица

Личностные качества, необходимые сотруднику ОВД для построения профессиональной карьеры (%)

Стрессоустойчивость 52

Работоспособность 52

Ответственность 62

Дисциплинированность 22

Стремление к саморазвитию и получению новых знаний 30

Способность к быстрой адаптации в новой ситуации 42

В целом, можно отметить, что мнения экспертов и сотрудников фактически совпадают, что говорит о согласованности представлений и видений трудовой деятельности как «сверху», так и «снизу».

Для более полного представления о необходимом наборе профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД, считаем важным осветить мнения некоторых ученых по заданной теме. Например, Айя С.В. выделяет в своей работе такие качества, как эмоциональная устойчивость, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, целеустремленность, настойчивость, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем [1, с. 83]. Романчук М.В., к вышеуказанным качествам добавляет критичность (постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, не доверяясь внешнему впечатлению), бдительность, самокритичность, настойчивость и организованность [7, с. 32-33]. Перечень профессиональных качеств также дополняет Муратшина Н.Ю., говоря о необходимом наличии у сотрудника ОВД нравственной культуры, общих и специализированных знаний в области права и правоохранительной деятельности, умений разумно и в рамках закона применять свои полномочия, а также умение вести переговоры и оказывать психологическое воздействие на правонарушителей [3, с. 125-127].

Безусловно, перечисленные качества являются основной базой для работы в ОВД. Ими должен обладать каждый сотрудник, соответственно, - это некий универсальный пакет. Следует особо подчеркнуть, что набор необходимых личностных качеств будет варьироваться в зависимости от места нахождения сотрудника в системе. Данную позицию подтверждают труды таких ученых, как Цилик В.А. [8], Осинцева А.В., Гарманова О.В. [6], Ли-сова О.Е. [3] и др.

Например, некоторые подразделения (отделы) - уголовного розыска, контроля за оборотом наркотиков, оперативный отдел и др., требуют от сотрудника наличие таких качеств, как приспособленность к экстренным ситуациям, готовность к принятию незамедлительных решений, активность, высокая физическая выносливость. Для работы в правовом отделе, информационном центре, экспертно-криминалистическом центре и др., помимо основных качеств, необходимо преобладание у сотрудника усидчивости и аналитического склада ума. В дополнение, каждое подразделение в ОВД требует особых профессиональных знаний, связанных со спецификой деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что помимо универсальной базы личностных качеств сотрудника ОВД (стрессоустойчивость, работоспособность, дисциплинированность и стремление к работе и профессиональному развитию), каждое структурное подразделение, в зависимости от сферы своей деятельности и характера работы, определяет дополнительные качественные параметры. Это позволило сделать вывод о том, что набор необходимых личностных качеств зависит от внутренней локации сотрудника ОВД в структуре МВД России.

Профессиональная карьера во многом связана с изначальным наличием у сотрудника определенного набора качеств. Но, механизм профессиональной карьеры должен не только развивать определенные качества, но и изначально формировать часть из них. Данный процесс - отражение объективной стороны механизма профессиональной карьеры сотрудника ОВД, где основным двигателем является система, элементом которой является субъект карьеры. Если кандидат попадает в систему, она должна обеспечить ему необходимые условия, чтобы он усовершенствовал или развил у себя необходимые качества. Так, для применения любого личностного качества, необходимо создание условий мотивации к их использованию. Например:

- повысить работоспособность система может при помощи материальной мотивации (например, существующий институт наставничества не будет работать, если нет дополнительных материальных выплат). Понятие работоспособности также включает физическую выносливость, развить и преумножить которую возможно, например, предоставив специализированные залы для физического развития;

- сохранить стрессоустойчивость возможно путем создания отдельных помещений для психологической разгрузки, улучшения бытовых условий труда, усовершенствования психологической работы, развития института наставничества (это дополнительная морально-психологическая поддержка);

- развить стремление к саморазвитию и новым знаниям прибегая к реальному предоставлению свободного времени на обучение и т.д.

Таким образом, механизм включает в себя совокупность мер по использованию и практическому применению факторов и условий профессиональной карьеры, создаваемых самой системой МВД России, элементом которой является сотрудник ОВД. При этом, совокупность личностных качеств сотрудников также служит основополагающим механизмом развития их карьеры (рис.).

Рис. Механизм профессиональной карьеры сотрудников ОВД

Следует отметить, что максимально эффективная профессиональная карьера сотрудника ОВД возможна только при наличии объединения механизмов с объективным и субъективным характером, поскольку, даже если субъект карьеры развивает и улучшает те или иные личностные качества и профессионализм, существует вероятность, что система не сможет предоставить ему платформу для их осуществления. В такой ситуации, профессиональный рост может обрести статичное положение, что не совсем положительно влияет на карьерный процесс сотрудника.

Литература

1. Айя С.В. Психологический мониторинг в профилактической работе по укреплению служебной дисциплины в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С. 83-86.

2. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М.: Изд-во Астрель, 2004. 511 с.

3. Лисова О.Е. Психологические особенности личности сотрудников МВД России, выполняющий различные социально-профессиональные функции // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 960-965.

4. Муратшина Н.Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД // Вестник Казан. юр. ин-та МВД России. 2015. № 3 (21). С. 124-130.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Изд-во НОРМА, 2002. 552 с.

6. Осинцева А.В., Гарманова О.В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39). С. 16-19.

7. Романчук М.В. Методы формирования профессионально важных качеств сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2. С. 31-35.

8. Цилик В.А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД в зависимости от вида профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 113-116.

References

1. Ajya S.V Psychological monitoring in preventive work to strengthen the official discipline in the internal affairs agencies. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psycho-pedagogy in law enforcement bodies], 2014, no 2 (57), pp. 83-86 (in Russian).

2. Kravchenko S.A. Sociologicheskij ehnciklopedicheskij russko-anglijskij slovar' [Sociological Encyclopedic Russian-English Dictionary]. Moscow: Publ. Astrel', 2004. 511 p.

3. Lisova O.E. Psychological peculiarities of the personality of the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, performing various social and professional functions. Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo [News of the PGU named after VG. Belinsky], 2011, no 24, pp. 960-965 (in Russian).

4. Muratshina N.Yu. Characteristics of the requirements of official activity to the identity of the Ministry of Internal Affairs officer. Vestnik Kazanskogo yuri-dicheskogo instituta MVD Rossii [The Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no 3 (21), pp. 124-130 (in Russian).

5. Nersesyanc VS. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva [General theory of law and state]. Moscow: Publ. NORM, 2002. 552 p.

6. Osinceva A.V, Garmanova O.V Professionally important qualities of the personality of an employee of the internal affairs agency, depending on the type of activity. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psycho-pedagogy in law enforcement bodies], 2009, no 4 (39), pp. 16-19 (in Russian).

7. Romanchuk M.V Methods of forming professionally important qualities of employees of law enforcement agency. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psycho-pedagogy in law enforcement bodies], 2004, no 2, pp. 31-35 (in Russian).

8. Cilik V.A. Evaluation of professional and personal qualities of employees of internal affairs agency, depending on the type of professional activity. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psycho-pedagogy in law enforcement bodies], 2015, no 3 (62), pp. 113-116 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.