Научная статья на тему 'Психологические аспекты профессионального портрета юридического психолога'

Психологические аспекты профессионального портрета юридического психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЮРИДИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILLS / COMMUNICATION SKILLS / PERSONALITY / PRACTICAL PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL PORTRAIT LEGAL PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжакова А. А.

Статья посвящается профессиональной деятельности юридических психологов, неразрывной связи их личностного и профессионального развития, так же в статье приведены основные факторы профессиональной деятельности в области психологии, перечислены принципы оценивания профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE LEGAL PSYCHOLOGIST

T he article is devoted to the legal professional activities of psychologists, inseparably linked to their personal and professional development, also in the article the basic factors of professional activity in the field of psychology, methods of evaluation of professionalism

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты профессионального портрета юридического психолога»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абаев, А.М. Средовый подход к образованию. Анализ опыта изучения и формированию образовательной среды различных типов образовательных учреждений. - Владикавказ: СОГУ, 2011.

2. Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - СПб: Свет, 1997.

3. Ганичева, Е.М. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). - Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012.

4. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов Н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.

5. Дерябко, С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. - М., 1997.

6. Зайцева, Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества / Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин // Информационные технологии. - 2000. - №3.

7. Ильченко, О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. - М., 2002.

8. Информатизации образования: необходимо учить. / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун // Конгресс конф. «ИТО». URL: http://ito.edu.rU/2002/P.html (дата обращения: 09.02.2017).

9. Информационно-методические условия реализации ПООП ООО. URL:

http://edu.cr0wdexpert.ru/files/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/000/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-

%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D 1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%9E%D0%9E%D0%9F%20(%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%

D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%2014.03.2016).pdf (дата обращения: 09.02.2017).

10. Комелина, Е.В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды: автореф. дис. ... канд.пед. наук. - М., 2012. - 25с.

11. Коротенков, Ю.Г. Информационно-образовательная среда основной школы. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716 (дата обращения: 09.02.2017).

12. Коротенков, Ю.Г. Информационно-образовательная среда основной школы. - М: Академия Ай-ти, 2012.

13. Курова, Н.Н. Информационная среда как средство управления информатизацией образовательного процесса в школе: автореф. дис. ... канд.пед. наук. - Самара, 2009. - 24с..

14. Марченко, Е. К. Электронная библиотека как системообразующий модуль системы дистанционного образования // Дистанционное образование. - 1998. - № 2. - С. 34-38.

15. Наливайкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Педагогика профессионального образования. URL:

https://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fwww.hse.ru%2Fdata%2F2015%2F02%2F24%2F1090758973%2FBarinova О. .pdf&name =Barinova О. .pdf&lang=ru&c=58a0a2859730 (дата обращения: 09.02.2017).

16. Основы открытого образования / ред. В.И.Солдаткин и др. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - Российский государственный институт открытого образования: Т. Т.1

17. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0 %B9%D0%BB/8262/poop noo reestr.pdf (дата обращения: 09.02.2017).

18. Ракитина, Е.А. Информационные поля в учебной деятельности / Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова // Информатика и образование. - 1999. - № 1.

19. Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2002. №12. - С.2-6.

20. Соколова, О.И. Основы разработки информационной среды педагогического вуза. URL: http://ito.edu.ru/2001/ito/ IV/IV0-41.html (дата обращения: 09.02.2017).

21. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. - М.: ИСМО РАО, 2007. - Вып. 2. - С. 5 -14.

22. Трубицына, Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды // Конгресс конференций ИТО-2009. URL: http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html (дата обращения: 09.02.2017).

23. Хаблиева, С.Р. Информационно-образовательная среда в различных образовательных системах // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716 (дата обращения: 09.02.2017)

24. Ясвин, В А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2006 г. -365 с.

А. А. Рыжакова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ЮРИДИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Аннотация. Статья посвящается профессиональной деятельности юридических психологов, неразрывной связи их личностного и профессионального развития, так же в статье приведены основные факторы профессиональной деятельности в области психологии, перечислены принципы оценивания профессионализма.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные навыки, коммуникабельность, личность, практическая психология, профессиональный портрет юридического психолога.

A.A. Ryzhakova

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE LEGAL PSYCHOLOGIST

Abstract.T he article is devoted to the legal professional activities of psychologists, inseparably linked to their personal and professional development, also in the article the basic factors of professional activity in the field of psychology, methods of evaluation of professionalism.

Key words: professional competence, professional skills, communication skills, personality, practical psychology, professional portrait legal psychologist.

В настоящее время изучение психологической составляющей деятельности любого профессионала тесно связано с вопросами психологии личности. Исследователь Э.Ф. Зеер подчеркивает тонкую взаимосвязь существенного влияния особенностей личности работника на сам процесс и результативность профессиональной деятельности и само формирование личности человека, которое происходит в ходе и под влиянием профессиональной деятельности[9,85].На эту особенность обращали внимание многие исследователи и подчеркивали уникальность подобной деятельности для развития личности человека.

Известно, что важнейшим качеством юридического психолога, как и любого другого специалиста, является профессиональная компетентность. Ее развитие, начинаясь еще в годы обучения, продолжается в течение всех лет жизни. На наш взгляд, интерес представляет классификация этапов профессионального развития психологов, разработанная исследователями Н.С. Пряжнико-вым и Е.Ю. Пряжниковой, которые выделили этапы профессионального развития психологов. Первый этап, названный авторами восторженно-романтическим, происходит в период первого знакомства с психологическими знаниями. На втором этапе, этапе самоутверждения, по мнению исследователей, возникает желание «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».На третьем этапе, по утверждению Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, возникают первые разочарования, и начинается активный поиск новых смыслов в работе через обучение. На четвертом этапе происходит самостоятельное решение некоторых психологических проблем (теоретического или практического плана) через использование уже изученных технологий и методов. На этом же этапе происходит накапливание отрицательного опыта применения данных технологий и методов. На пятом этапе предпринимаются попытки работы в новом диапазоне. По мнению авторов, эти попытки часто заканчиваются «разочарованием в себе» и возникают стремления доведения своих собственных идей до совершенства. На шестом этапе происходит возрождение интереса к основам теории и методологии психологии. А седьмой этап вносит импровизацию и профессиональное творчество с учетом обновлений в теоретической и методологической базах [14,297].

Профессиональная компетентность юридического психолога, по мнению Т.В. Кудрявцева, основана на профессиональных знаниях, умениях, навыках и развитых способностях [10, 80]. Но юридическому психологу недостаточно знаний только по психологии и юридическим нормам и правам. На наш взгляд, профессиональная эрудиция юридического психолога должна включать в себя знаниевую основу разного рода и типа информации, представленную совокупным спектром наук: социологии, истории, философии, филологии, культурологи, экономики, информатики, математики.

Как известно, формула успеха в профессии довольно закономерна: чем лучше развиты профессиональные умения, тем больше успешность юридического психолога в своей профессиональной деятельности. Профессионально необходимым являются умения и способности применять знания на практике при выполнении своих профессиональных обязанностей, а именно владение конкретными приёмами, психотехниками и т.д.

Наличие развитых профессиональных навыков, по сути, служит основой профессионализма. Как известно, профессиональные навыки -это профессиональные действия, доведенные до автоматизма, которые позволяют эффективно и качественно выполнять работу. Как показывает практика, чем дольше человек находится в профессии, тем большее количество профессиональных навыков он может выработать.

Исследователь Т.А. Верняева относит к числу характеристик профессиональной компетентности диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. Компетентность психолога в его профессии, по мнению этого автора, должна проявляться в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности [6,52].

Как показывают исследования, профессиональное и личностное тесно связаны между собой. Особенно, на наш взгляд, это касается деятельности психолога. Несомненно, профессия накладывает свой отпечаток на образ жизни и личность человека. Известно, что личностные особенности находят свое отражение в предпочтениях и видах психологической деятельности. Очень часто на практике личность психолога служит более эффективным рабочим инструментом, чем проверенные психологические методики. П.Б.Ганнушкин утверждает, что человек в состоянии психологической нормы не может быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности другим [7]. Качества личности являются основой профессиональной успешности вообще и профессиональной успешности психолога в частности.

Вопрос о том, какие личностные качества побуждают людей заниматься психологией, очень давно интересует исследователей. Довольно распространенной является фраза, авторство которой приписывают В.М.Бехтереву: «Психологи - с психинкой, неврологи - с невринкой». Рациональная мысль, заложенная в этой фразе, подтверждена явлением гиперкомпенсации. Очень часто близорукие занимаются проблемами зрения, много раз состоявшие в браке исследуют именно проблемы семьи и брака и т.д.

В.Н. Дружинин, рассматривая выбор той или иной области психологии, объясняет обусловленность этого выбора либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека [8].

Есть предположение, что чувство дезадаптации, ощущение собственной непохожести на других и побуждает очень многих изучать психологию. По наблюдениям А.Адлера, комплекс неполноценности служит импульсом активности во многих областях человеческой деятельно-сти[6,201] , по всей вероятности, может быть активатором и интереса к психологии.

Профессиональная деятельность от специалиста требует наличия специфических профессиональных качеств. Исследователи Н.А. Аминова и М.В.Молоканова, занимаясь исследованием связи социального интеллекта с профессиональной направленностью личности, пришли к выводу, что успех в профессиональной деятельности психолога зависит от того, насколько хорошо развиты качества личности самого психолога. К этим качествам авторы относят выраженную готовность к контактам, общую интеллектуальность, умение поддерживать контакты, то есть стрессо-устойчивость в процессе общения, умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, аттракцию, эмоциональную заразительность, эм-патию, опору на себя в принятии решений[3].

Помимо названных, выделяют еще ряд необходимых профессионально-личностных качеств практического психолога, наличие которых будет способствовать успешной профессионализации. К ним относятся ответственность, доброжелательность, организован-ность,оптимизм,любознательность,настойчивость,наблюдательность,общительность,терпеливость, тактичность,самообладание,внимательность,чуткость,гуманность,отзывчивость,вежливость, объективность, интеллигентность, гибкость поведения, динамичность, высокий уровень интеллекта, умение слушать, владение невербальными средствами общения, креативность, устойчивость к стрессам.

На наш взгляд, коммуникативные качества занимают особую нишу среди значимых профессиональных качеств. Именно их развитие имеет принципиальное значение для любого психолога. Выражаются эти качества через умение понимать других людей и умение воздействовать на них. Несомненно, психолог должен уметь разбираться в людях, их характерах, обладать большим объемом психологических знаний и возможностью психологического предвидения и планирования любой ситуации. К коммуникативным профессиональным качествам психолога относят привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. Очень часто эти качества называют «талантом общения», структура которого включает в себя, по мнению В.Л. Васильева, несколько блоков качеств личности [5,198]. К первому блоку автор относит способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации. Во второй блок включается способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности. Третий блок обеспечен способностью к сопереживанию, эмпатии, сочувствию, доброте и уважении к человеку, готовностью помочь. Четвертый блок наполняет способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей. К пятому блоку относится способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызвать доверие, обладание чувством юмора [5,198].

Исходя из анализа этих способностей, можно говорить о том, что профессиональная деятельность юридического психолога является взаимодействием.

Успешная деятельность основана на процессе обучения. По утверждению Е.А. Климова, психолог-профессионал должен:

1.Понимать цели и методы профессиональной деятельности психолога.

2.Владеть методами организации и проведения психологических исследований.

3.Понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами.

4.Знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни.

5.Знать историю развития и современные проблемы психологической науки. 6. Понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний. 7.Знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека. 8.Знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы. 9.Знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

10.Знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции. 11.Иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития.

12.Знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях.

13.3нать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени; 14.Знать основные закономерности психологии образования.

15.Знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы.

16.Иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека. 17.Знать основы психодиагностики психологического консультирования. 18.Знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога [11,85]. Исследователь О.А. Липовая подчеркивает важность развития критического мышления [12], [13]. На наш взгляд, развитое критическое мышление является залогом профессиональной успешности юридического психолога.

Постоянное профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионального роста любого психолога. Это бесконечный процесс, который не имеет ограничений. Е.А. Климов в особый ряд ставит профессиональную квалификацию, которая, по его мнению, характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности [11,85].

Исследователь В.А. Бодров, занимаясь вопросами психологии профессиональной пригодности, сформулировал основные факторы профессиональной пригодности [4, 202].Первым значимым фактором, по мнению автора, является высокий уровень социальной адаптации. Этот фактор связан с соблюдением норм поведения в любых условиях профессиональной деятельности. К качествам личности, которые способствуют формированию данного фактора, В.А. Бодров относит высокий уровень правосознания, гражданское мужество, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, обязательность[4].

Вторым фактором профпригодности, по мнению В.А. Бодрова, является нервно-психическая устойчивость личности. Этот фактор предполагает высокий уровень самоконтроля, устойчивость к стрессу, работоспособность в критических вызывающих фрустрацию ситуациях; уравновешенность, развитые адаптивные свойства нервной системы, активность, динамичность, лабильность; пластичность нервных процессов, позволяющие сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события [4].

Третий фактор - это высокий уровень интеллектуального развития, который обусловлен следующими качествами личности:

-развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

-творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; -подвижность психических познавательных процессов; -способность к абстрагированию, рефлексии [4].

Четвертым фактором служит коммуникативная компетентность юридического психолога, которая предполагает наличие следующих качеств личности:

-способность устанавливать контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним в необходимой степени доверительные отношения;

-способность понимать психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

-способность эмоционально отзываться на переживания собеседника; -свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; -умение проводить адекватную оценку в конфликтных ситуациях, менять стратегию коммуникативного поведения в зависимости от обстоятельств и стиля общения [4].

К пятому фактору относится наличие организаторских способностей, позволяющих оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми юридический психолог вступает во взаимодействие в процессе профессионального общения. Для этого необходимы следующие качества:

- инициативность, организованность, находчивость, активность, смелость; -решительность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность в работе;

- чувство ответственности за свои действия и поступки [4, 202].

Исследователь ТА. Верняева, составляя профессионально-личностный портрет психолога, считает, что уровень профессионализма можно оценить при помощи специально разработанных критериев, к которым относит квалификационные, объективные, психологические критерии. Квалификационные критерии, по мнению автора, отражаются в разнообразных документах об образовании, которое получено ранее. Сюда же относятся документы о переподготовке и специализации. Объективные критерии, отражающие эффективность труда с привлечением количественных и качественных характеристик. Психологические критерии, выявленные в результате психодиагностического обследования работника через методики, которые целенаправленно для этого подбирают-ся[6, 91].

Таким образом, отдельные индивидуально-психологические особенности личности и профессионально важные качества находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии в процессе конкретной профессиональной деятельности. Профессионально значимыми качествами являются индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность осуществления самой деятельности, успешность и качественность ее реализации.

БИБЛИОГPAФИЧECКИЙ СПИСОК

1. Лдлер, A. Наука о характерах: нонять природу человека. M.: Aкадемический проект, 2015. - 243 с.

2. Am^b, B.C. Генезис Я-конценции в современной науке. M.: ГУУ, 1999.- 230с.

3. Aминова, HA. и Mолоканова M3. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов //URL: http://www.vash-psiholog.info/index.php?catid=30&id=155&option=com content&view=article (Дата обращения: 15.02.2017).

4. Бодров, В^. Психология профессиональной пригодности. M, 2006. - 511 с.

5. Васильев, В.Л. Юридическая психология. СПб., 2002. - 608 с.

6. Верняева, Т^. Профессионально-личностный портрет нсихолога: Дис. канд. нсихол. наук. СПб.: СпбГУ,1997.- 200 с.

7. Ганнушкин, П.Б. Клиника нсихонатий: их статика, динамика, систематика. M.: Север, 1933.- 128 с.

8. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. M., 2007. - 302с.

10. Кудрявцев, Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. M.: Mоск.энерг. ин-т, 1985. - 325 с.

11. Климов, E.A. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 304 с.

12. Линовая, О^Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени A.H Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. нед. инта имени A.H Чехова, 2013. Снец. вып. № 1. - С. 142-145.

13. Линовая, О^Особенности понимания учебных текстов но психологии // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени A.H Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. нед. ин-та имени АП. Чехова, 2014. № 2. - С. 250-252.

14. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. нос. для студ. вузов. M.: Academia, 2001.- 480 с.

Н. Э. Салманова

СУИЦИДАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ

КОНФЛИКТОВ В ИХ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме суицидальных и кризисных состояний подростков, их причинах. Aвтор рассматривает конфликтные ситуации, приводящие к кризисным ситуациям, и описывает процессу их протекания у подростков для определения эффективных условий их предупреждения и разрешения в учебно-воспитательной работе в школе и семье.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, кризисное состояние, внутриличност-ный конфликт, межличностный конфликт.

SUICIDE AND CRISIS TEENAGERS AS A CONSEQUENCE OF THE CONFLICT

IN THEIR TEAM

Abstract. The article is devoted to the problem of suicide and crisis conditions of adolescents, their causes. The author deals with conflicts that lead to crisis situations, and describes the process of their occurrence in adolescents to determine the effective conditions for the prevention and resolution in educational work in school and family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.