мышления у отдельно взятых граждан еще в период обучения [5]. Развитое критическое мышление может снизить риск попадания под влияние негативных общественных настроений и установок^].
Объединение подобных подходов, на наш взгляд, будет способствовать гармонизации межэтнических отношений и снижению уровня напряженности общества, связанного с этническим фактором.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аронсон, Э. Общественное животное: введение в социальнуюпсихологию. М.: Аспект Пресс, 1999. - 517 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения. СПб.: Питер,2001. 320 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль.Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 501 с.
4. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. - 352 с.
5. Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2013. Спец. вып. № 1. - С. 142-145.
6. Липовая, О.А, Корниенко А.А. Особенности проявления и профилактика терроризма. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 1. Т.5. 2016. - С. 111-114.
7. Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2011. - 793 с.
8. Маменди, А. Агрессивное поведение. Перспективы социальной психологии. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 688 с.
9. Мак-Дугалл,У. Введение в социальную психологию СПб 1989.- 372 с.
10. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. - 192 с.
11. Фромм, Э. Здоровое общество. М.: АСТ: Астрель, 2011. - 446 с.
12. Фромм, Э. Человек для себя. М.: Астрель, 2012. - 314 с.
А.Н. Рубенко
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. В данной статье рассмотрены различные подходы к интерпретации понятия «информационно-образовательная среда».
Ключевые слова: Информационно-образовательная среда, функции ИОС, программно-технический подход, социально-педагогический подход.
A.N. Rubenko
INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH
Abstract. In this article were considered different approaches to the interpretation of such concepts as "information-educational environment".
Key words: information-educational environment, functions, program and technical approach, social and pedagogical approach.
Современный этап развития и стремительная информатизация общества обусловили острую необходимость в создании актуальной модели системы образования на основе информационных технологий. Ее разработка и реализация вызвана переходом системы общего образования Российской Федерации к новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.
Одним из важнейших приоритетов модернизации и информатизации российского образования выступает создание информационно-образовательной среды (ИОС). Такая среда становится неотъемлемым условием достижения нового качества образования, при котором обучающийся получит возможность в полном объеме развить способности и раскрыть свой творческий потенциал вне зависимости от места жительства, состояния здоровья и социальных условий жизни. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ИОС выступает и как средство его реализации, и как важнейшее информационно-методическое условие реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования [17].
На протяжении уже длительного периода понятие информационно-образовательной среды вызывает интерес со стороны исследователей. Этот вопрос рассматривают Башмаков М.И., Беляев Г.Ю., Григорьев С.Г., Ильченко О.А., Кузнецов А.А., Панюкова С.В., Поздняков С.Н., Полат Е.С., Роберт И.В., Тряпицына А.П. и др. [2; 3; 19]. При этом однозначное трактование понятия долгое время отсутствовало, поскольку существовали разные подходы к пониманию как сущности, так и структуры среды.
В общем виде различные точки зрения на ИОС можно сгруппировать и разделить соотносительно с двумя подходами: программно-техническим и социально-педагогическим. Данную классификацию предложила Е.В. Трубицына в своей работе «Два подхода к определению информационно-образовательной среды» [22]. Обозначим эти направления в различных работах ученых-педагогов, занимающихся изучением данного вопроса.
Если рассматривать понятие «информационно-образовательной среда» сквозь призму программно-технического подхода, то во главе угла окажутся объединенные в единую систему программные и технические ресурсы, способные обеспечить наиболее эффективную реализацию образовательного процесса.
В рамках этого подхода понятие ИОС рассматривается О.И. Соколовой, которая указывает на коммуникативную, научную и образовательную функции системы, содержащей различные технические и программные средства, предназначенные для хранения, обработки, передачи информации, а также оперативного доступа к ней [20].
О.А. Ильченко под ИОС подразумевает системно организованный комплекс информационного, учебно-методического, технического обеспечения, неразрывно связанный с человеком как субъектом образовательного процесса [7].
Е.В. Комелина называет информационно-образовательную среду эффективной образовательной системой, которая основывается на пользовании компьютерной техникой и программно-телекоммуникационной средой, чьи элементы совпадают с научно-методической, учебно-исследовательской деятельностью, деятельностью по измерению, контролю и оценке результатов обучения и по управлению образовательным учреждением [10].
Информационно-образовательную среду Е.К. Марченко видит как системно организованную «совокупность образовательных учреждений и органов управления, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек», систему «их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также комплекс средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно -программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность» [14, 34].
Ю.Г. Коротенков определяет информационно-образовательную среду как «область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным -информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно -деятельностным и информационно-коммуникативным» [12, 21].
Информационно-образовательную среду В.В. Гура называет «подмножеством» образовательного пространства и определяет ее как систему, либо системно организованную совокупность, условий, средств и ресурсов, которые направлены на обеспечение образовательного процесса. При этом исследователь включает в информационно-образовательную среду деятельность, направленную на передачу данных и взаимодействие между субъектами, организованное благодаря применению аппаратных, программных и телекоммуникационных возможностей, в том числе с использованием сети Интернет [4, 15].
Рассматривая информационно-образовательную среду в качестве «управленческого ресурса самоорганизации», Н.Н. Курова определяет это понятие как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих образующих ее элементов (подсистемы: ресурсного обеспечения; топологической организации информационной среды образовательного учреждения; управления информационными потоками), которые обеспечивают системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и управление им» [13, 6].
В коллективной монографии «Основы открытого образования» ИОС рассматривается как система, построенная с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно - телекоммуникационных технологиях, основанная на виртуальных библиотеках, распределенных базах данных, учебно-методических комплексах и расширенном аппарате дидактики [16, 36].
При интерпретации идеи ИОС с позиции социально-педагогического подхода основополагающим является взаимодействие составляющих частей, структура информационно-образовательной среды включает духовный, субъектный и содержательный компоненты. Основными здесь становятся понятия «личность», «педагогическая система», «деятельность», «реальность», «среда» [22].
Придерживается этого подхода и Е.И. Ракитина, утверждающая, что ИОС - это часть информационного пространства, включающая в себя внешнее по отношению к индивиду ближайшее информационное окружение, а также комплекс условий, непосредственно в которых протекает его деятельность [18].
Как совокупность непосредственно самой педагогической системы и ее финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, маркетинговой подсистем и подсистемы менеджмента видит информационно-образовательную среду А.А. Андреев [16, 52].
С.Д. Дерябко, в свою очередь, определяет данное понятие как объединение позитивных и негативных возможностей обучения и развития личности [5, 27].
Под информационно-образовательной системой Ж.Н. Зайцева подразумевает «антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» [6, 19].
Исследуемое понятие В.А. Ясвин соотносит с сочетанием системы влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу и возможностей для ее развития, которые содержатся в социальном и пространственно - предметном окружении [24].
Рассматривая сущность ИОС и возможные подходы ее формированию, ряд исследователей (С.Л. Атанасян, Г.А. Бордовский, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.А. Жданов, И.Г. Захарова, С.В. Зенкина, Ю.И. Капустин, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.С. Прокопова и др.) указывают на эффективность информационно-образовательной среды как системы, в которой выстраивается модель учебного процесса, позволяющая использовать возможности ИКТ, способные эффективно организовать как индивидуальную работу обучающегося, так и коллективную деятельность, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету [21, 5-14].
Несмотря на различие в понимании сущности и структуры ИОС, в большинстве исследований среда включает в себя такие компоненты, как субъекты и объекты обучения. Субъектами образовательного процесса выступают обучающиеся и учителя. Объектами же являются носители информации, учебные действия, средства, инструменты и методики обучения, технический, организационно-управленческий, эмоциональный, разъяснительно-мотивационный и ответно-поведенческий способы коммуникации. Объекты информационно-образовательной среды, усвояемые в процессе учебной деятельности, преобразовываются в личностные качества индивида, составляя не только компетенции, но и мировоззренческую систему ценностей и убеждений.
Е.М. Ганичева называет ИОС результатом взаимодействия субъектов образовательного процесса с информационно-образовательным пространством, представляющим собой системно организованную, неразрывно связанную с человеком как субъектом образования, совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения [3].
А.Ю. Наливайкин, придерживаясь теории О.А. Ильченко и Г.Ю. Беляевой, раскрывает ИОС как «совокупность различных подсистем обеспечения: информационных, технических и учебно-методических направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса» [15].
В настоящее время принято единое понятие ИОС, определяемое Федеральным государственным образовательным стандартом, где под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается «открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ» [17].
В связи с данным определением целесообразным представляется говорить не об информационно-образовательной среде в общем, а дифференцировать данное явление соотносительно с типом образовательной организации. В соответствии с реализуемыми программами А.М. Абаев условно подразделяет ИОС на следующие группы:
• «ИОС различных дошкольных образовательных организаций,
• ИОС школ, лицеев, гимназий,
• ИОС учреждений дополнительного образования детей,
• ИОС учреждений среднего профессионального образования,
• ИОС учреждений высшего образования» [1, 66].
К данной типологии С.Р. Хаблиева добавляет еще ИОС ДПО (ПК) - информационно-образовательная среду учреждений дополнительного профессионального образования (институтов повышения квалификации) [23].
Рассматривая отдельно образовательные организации, в соответствии с требованиями ФГОС, информационно-методические условия реализации образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой, которая должна быть создана в каждом учреждении.
Компоненты ИОС ОУ могут структурироваться в различные группы в зависимости от сферы их анализа. Исследуя иерархию ИОС, создаваемой в образовательной организации, она может подразделяться на:
- единая информационно-образовательная среда страны;
- единая информационно-образовательная среда региона;
- информационно-образовательная среда образовательной организации;
- предметная информационно-образовательная среда;
- информационно-образовательная среда УМК;
- информационно-образовательная среда компонентов УМК;
- информационно-образовательная среда элементов УМК [9].
В общем виде чаще всего информационно-образовательная среда образовательной организации представляет собой совокупность:
- информационных образовательных ресурсов (в том числе цифровые ресурсы);
- технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, другие информационно-коммуникативные технологии, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, которые обеспечивают процесс образования [17].
Данная структура информационно-образовательной среды представлена и в образовательном пространстве ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат». Внедрение ИОС в педагогическую среду, овладение каждым педагогом компьютерными навыками, ориентация на продуктивное использование коммуникационных и информационных средств обучения и воспитания - одна из главных целей лицея-интерната.
Компьютеризация учебных аудиторий и библиотеки позволяет педагогам осуществлять непрерывный процесс творческого и профессионального развития на «своём рабочем месте», дает возможность знакомиться с актуальной правовой, научной и методической информацией, необходимой для повышения качества образовательного процесса. У лицея-интерната есть официальный сайт, на котором размещена информация об образовательной организации, документах, планах работы, а также представлены отчеты обо всех мероприятиях, проводимых в лицее-интернате. В социальной сети Вконтакте создана официальная группа, которая отражает актуальную информацию о жизни лицея-интерната.
Чтобы в полном объеме раскрыть сущность и структуру информационно-образовательной среды ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» необходимо представить функции, которые она выполняет. Основываясь на изучении нормативных документов и анализе всех аспектов деятельности лицея, можно отметить, что ИОС выполняет следующие функции:
- обучающая;
- развивающая;
- воспитательная;
- коммуникативная;
- управленческая.
Обучающая функция ИОС ОУ обеспечивает формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) и навыков исследовательско - проектной деятельности.
Развивающая охватывает внеурочную деятельность субъектов ОУ, оказывая влияние на приобщение обучающихся к общественной деятельности, участию в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников, благоустройстве окружающей действительности.
Воспитательная функция отвечает за духовно-нравственное развитие, формирование культуры, воспитание и социализацию обучающихся, формирование у них мотивации к труду и потребности к приобретению профессии. Коммуникативная функция подразумевает взаимодействие всех участников образовательных отношений, а управленческая включает в себя контроль качества образования и администрирование образовательной организации, ее взаимодействие с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения можно определить как постоянно развивающуюся открытую педагогическую систему, сформированную посредством усилий участников образовательного процесса на основе информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, разнообразных площадок интернет-общения (порталов, форумов, социальных сетей различной направленности), предназначенную для выполнения социального заказа и формирования творческой личности, обладающей устойчивым познавательным интересом и направленной на непрерывность дальнейшего процесса образования и самообразования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абаев, А.М. Средовый подход к образованию. Анализ опыта изучения и формированию образовательной среды различных типов образовательных учреждений. - Владикавказ: СОГУ, 2011.
2. Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - СПб: Свет, 1997.
3. Ганичева, Е.М. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). - Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012.
4. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов Н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.
5. Дерябко, С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. - М., 1997.
6. Зайцева, Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества / Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин // Информационные технологии. - 2000. - №3.
7. Ильченко, О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. - М., 2002.
8. Информатизации образования: необходимо учить. / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун // Конгресс конф. «ИТО». URL: http://ito.edu.rU/2002/P.html (дата обращения: 09.02.2017).
9. Информационно-методические условия реализации ПООП ООО. URL:
http://edu.cr0wdexpert.ru/files/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/000/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-
%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D 1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%9E%D0%9E%D0%9F%20(%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%
D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%2014.03.2016).pdf (дата обращения: 09.02.2017).
10. Комелина, Е.В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды: автореф. дис. ... канд.пед. наук. - М., 2012. - 25с.
11. Коротенков, Ю.Г. Информационно-образовательная среда основной школы. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716 (дата обращения: 09.02.2017).
12. Коротенков, Ю.Г. Информационно-образовательная среда основной школы. - М: Академия Ай-ти, 2012.
13. Курова, Н.Н. Информационная среда как средство управления информатизацией образовательного процесса в школе: автореф. дис. ... канд.пед. наук. - Самара, 2009. - 24с..
14. Марченко, Е. К. Электронная библиотека как системообразующий модуль системы дистанционного образования // Дистанционное образование. - 1998. - № 2. - С. 34-38.
15. Наливайкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Педагогика профессионального образования. URL:
https://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fwww.hse.ru%2Fdata%2F2015%2F02%2F24%2F1090758973%2FBarinova О. .pdf&name =Barinova О. .pdf&lang=ru&c=58a0a2859730 (дата обращения: 09.02.2017).
16. Основы открытого образования / ред. В.И.Солдаткин и др. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - Российский государственный институт открытого образования: Т. Т.1
17. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0 %B9%D0%BB/8262/poop noo reestr.pdf (дата обращения: 09.02.2017).
18. Ракитина, Е.А. Информационные поля в учебной деятельности / Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова // Информатика и образование. - 1999. - № 1.
19. Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2002. №12. - С.2-6.
20. Соколова, О.И. Основы разработки информационной среды педагогического вуза. URL: http://ito.edu.ru/2001/ito/ IV/IV0-41.html (дата обращения: 09.02.2017).
21. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. - М.: ИСМО РАО, 2007. - Вып. 2. - С. 5 -14.
22. Трубицына, Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды // Конгресс конференций ИТО-2009. URL: http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html (дата обращения: 09.02.2017).
23. Хаблиева, С.Р. Информационно-образовательная среда в различных образовательных системах // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716 (дата обращения: 09.02.2017)
24. Ясвин, В А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2006 г. -365 с.
А. А. Рыжакова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ЮРИДИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Аннотация. Статья посвящается профессиональной деятельности юридических психологов, неразрывной связи их личностного и профессионального развития, так же в статье приведены основные факторы профессиональной деятельности в области психологии, перечислены принципы оценивания профессионализма.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные навыки, коммуникабельность, личность, практическая психология, профессиональный портрет юридического психолога.