Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ВЫПУСКНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сошина Н.Л.

Обоснована актуальность совершенствования подготовки специалистов в области техносферной безопасности к обеспечению безопасности объектов и защите их персонала не только в режиме нормального функционирования, но и в аварийной и чрезвычайной ситуации. Проведен анализ профессиональных стандартов, с учетом требований которых разработана образовательная программа по направлению подготовки 20.03.01«Техносферная безопасность» с целью уточнения содержания психологической подготовки, необходимой для успешного выполнения выпускниками трудовых функций. Поскольку деятельность специалиста в области техносферной безопасности потенциально сопряжена с разнообразными стрессовыми ситуациями, характеризующимися высоким напряжением физиологических и психологических сил, эффективность его деятельности определяется не только совокупностью теоретических знаний и практических умений и навыков в области психологии, но и его индивидуально-психологическими особенностями, относящимися к профессионально-важным качествам, которые также необходимо формировать и развивать в процессе подготовке в вузе. В статье рассмотрено значение уровня развития нервно- психической устойчивости для успешности выполнения профессиональных функций специалистом в области техносферной безопасности, проведена оценка его уровня развития у обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», в заключении даны рекомендации по совершенствованию их психологической подготовки в рамках реализации дисциплин учебного плана и в ходе организации внеаудиторной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сошина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF TECHNOSPHERIC SAFETY TO ACTION IN EMERGENCY SITUATIONS

The urgency of improving the training of specialists in the field of technosphere safety to ensure the safety of facilities and the protection of their personnel not only in the normal operation mode, but also in an emergency and emergency situation has been substantiated. An analysis of professional standards was carried out, taking into account the requirements of which an educational program was developed in the direction of training 03.20.01«Technosphere safety», in order to clarify the content of psychological training necessary for the successful performance of graduates of labor functions. Since the activity of a specialist in the field of technosphere safety is potentially associated with with a variety of stressful situations characterized by high tension of physiological and psychological forces, the effectiveness of his activity is determined not only a set of theoretical knowledge and practical skills in the field of psychology, but also its individual psychological characteristics related to professionallyimportant qualities, which also need to be formed and developed in the process of preparation at the university. The article discusses the importance of the level of development of neuropsychic stability for the successful performance of professional functions by a specialist in the field of technosphere safety; in the conclusion, recommendations are given for improving their psychological preparation within the framework of the implementation of the disciplines of the curriculum and in the course of organizing extracurricular activities of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 378.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Н.Л. Сошина, кандидат психологических наук. Курский государственный университет

Обоснована актуальность совершенствования подготовки специалистов в области техносферной безопасности к обеспечению безопасности объектов и защите их персонала не только в режиме нормального функционирования, но ив аварийной и чрезвычайной ситуации. Проведен анализ профессиональных стандартов, с учетом требований которых разработана образовательная программа по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» с целью уточнения содержания психологической подготовки, необходимой для успешного выполнения выпускниками трудовых функций. Поскольку деятельность специалиста в области техносферной безопасности потенциально сопряжена с разнообразными стрессовыми ситуациями, характеризующимися высоким напряжением физиологических и психологических сил, эффективность его деятельности определяется не только совокупностью теоретических знаний и практических умений и навыков в области психологии, но и его индивидуально-психологическими особенностями, относящимися к профессионально-важным качествам, которые также необходимо формировать и развивать в процессе подготовке в вузе. В статье рассмотрено значение уровня развития нервно-психической устойчивости для успешности выполнения профессиональных функций специалистом в области техносферной безопасности, проведена оценка его уровня развития у обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», в заключении даны рекомендации по совершенствованию их психологической подготовки в рамках реализации дисциплин учебного плана и в ходе организации внеаудиторной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, техносферная безопасность, профессиональные обязанности, выпускник

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF TECHNOSPHERIC SAFETY TO ACTION IN EMERGENCY SITUATIONS

N.L. Soshina. Kursk state university

The urgency of improving the training of specialists in the field of technosphere safety to ensure the safety of facilities and the protection of their personnel not only in the normal operation mode, but also in an emergency and emergency situation has been substantiated. An analysis of professional standards was carried out, taking into account the requirements of which an educational program was developed in the direction of training 03.20.01 «Technosphere safety», in order to clarify the content of psychological training necessary for the successful performance of graduates of labor functions. Since the activity of a specialist in the field of technosphere safety is potentially associated with with a variety of stressful situations characterized by high tension of physiological and psychological forces, the effectiveness of his activity is determined not only a set of theoretical knowledge and practical skills in the field of psychology, but also its individual psychological characteristics related to professionally

144

important qualities, which also need to be formed and developed in the process of preparation at the university. The article discusses the importance of the level of development of neuropsychic stability for the successful performance of professional functions by a specialist in the field of technosphere safety; in the conclusion, recommendations are given for improving their psychological preparation within the framework of the implementation of the disciplines of the curriculum and in the course of organizing extracurricular activities of students.

Keywords: emergency, technosphere safety, professional duties, graduate

Введение

По данным официальной статистики, в 2019 г. в Российской Федерации на предприятиях было зарегистрировано 23 300 несчастных случаев, общее число смертей составило 1 060 человек. Данные по численности несчастных случаев и профзаболеваниям за период 2007-2018 г. (рис. 1) демонстрируют тенденцию к ее снижению, однако, уровень травматизма остается высоким; доля сотрудников, которые заняты в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, - 38,3 %. На 2019 г. самыми опасными в отношении травматизма отраслями являются деятельность водного, воздушного и космического транспорта, строительство, производство особых видов машин и оборудования, химическая промышленность, добыча угля и металлических руд, металлургия, производство автотранспорта и др.; самыми опасными для здоровья сферами профессиональной деятельности являются добывающие отрасли, обрабатывающие производства и профессии, связанные с транспортировкой и хранением [1].

90 251

72 820 71 377

Рис. 1. Статистика производственного травматизма и профессиональных заболеваний по данным Фонда социального страхования Российской Федерации [1, 2]

В 2020 г. на территории Российской Федерации произошла 331 чрезвычайная ситуация (ЧС), из них 50,5 % приходится на долю техногенных, унесших жизни 322 человек (98,8 % от общего количества погибших в ЧС) [3]. На территории Российской Федерации функционируют опасные производственные объекты (ОПО), на которых возникают аварийные ситуации, в том числе со смертельным исходом для персонала (табл. 1).

Профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний, снижение уровня профессиональных рисков, безаварийное функционирование производственных

145

объектов, решение задач в области защиты человека и окружающей среды в условиях нормального функционирования объектов и в аварийных ситуациях, в том числе ЧС, является трудовой функцией специалиста в области техносферной безопасности.

Таблица 1. Статистика аварий и смертельного травматизма на отдельных ОПО [3]

Наименование ОПО Число аварий Количество смертельного травматизма, чел.

2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.

ОПО энергетики 39 34 40 38

ОПО горнорудной и нерудной промышленности 1 4 40 32

ОПО угольной промышленности 1 3 15 15

ОПО металлургических и коксохимических производств 1 3 11 9

ОПО нефтегазодобычи 7 10 8 8

ОПО газораспределения и газопотребления 20 14 - 3

Таким образом, актуальным является рассмотрение вопросов совершенствования подготовки обучающихся по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» с целью обеспечения их готовности к выполнению профессиональных функций не только в режиме нормального функционирования, но и в случае возникновения аварийной и ЧС.

Цель и методы исследования

Для определения основных направлений совершенствования и уточнения содержания психологической подготовки будущих специалистов в области техносферной безопасности, необходимой для успешного выполнения выпускниками трудовых функций, возникла необходимость проведения теоретико-методологического анализа научной литературы и профессиональных стандартов [4-6], с учетом требований которых разработана образовательная программа по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» [7]. Поскольку деятельность специалиста в области техносферной безопасности потенциально сопряжена с воздействием стрессогенных факторов, ее эффективность определяется не только совокупностью теоретических знаний и практических умений и навыков в области психологии, но и индивидуально-психологическими особенностями самого выпускника, относящимися к профессионально-важным качествам (ПВК), таким образом, была поставлена задача выявления (путем анализа научной литературы) влияния уровня развития нервно-психической устойчивости на успешность выполнения профессиональных функций специалистом в аварийных и ЧС, и проведена оценка его уровня развития у обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» с применением методики «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова [8, с. 52], рекомендуемой при подборе персонала для работы в экстремальных ситуациях.

Теоретический обзор

По итогам освоения образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» выпускник должен быть готов к выполнению трудовых функций и действий с учетом требований соответствующих профессиональных стандартов [4-6] в зависимости от направленности (профиля) подготовки. В Курском государственном университете реализуется три направленности (профиля) подготовки: «Безопасность труда и технологических процессов» (БТиТП), «Пожарная безопасность природно-техногенной сферы» (ПБптс) и «Защита в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (ЗЧСптх). Общетрудовыми функциями

146

выпускника по направленности (профилю) БТиТП является внедрение, обеспечение и мониторинг функционирования системы управления охраной труда (СУОТ), что предполагает сбор, обработку и передачу информации по вопросам условий и охраны труда, обеспечение снижения уровней профессиональных рисков, нормативное обеспечение СУОТ и контроль соблюдения нормативных требований, подготовку персонала в области охраны труда, организацию расследования несчастных случаев и профзаболеваний. Будущий специалист должен быть способен идентифицировать опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ), причины несчастных случаев и профзаболеваний для дальнейшей разработки организационно-технических мероприятий, направленных на их профилактику, и обоснования предложений по вопросам функционирования СУОТ; должен быть готов осуществлять взаимодействие с работниками, комитетами по охране труда, надзорными органами, комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; а также к проведению инструктажей, консультированию, организации обучения и проверке знаний руководителей и специалистов по охране труда, к разработке мероприятий по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду [4]. Общетрудовыми функциями выпускника по профилю ПБптс является анализ пожарной безопасности, разработка решений по противопожарной защите и обеспечение противопожарного режима на объектах, что предполагает выполнение таких трудовых функций, как обеспечение противопожарных мероприятий, предусмотренных правилами, нормами и стандартами, контроль выполнения проектных решений по пожарной безопасности и содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, инструктирование, организация обучения персонала, членов добровольных пожарных дружин (ДПД) и проверка знаний по вопросам пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды, тренировок; специалист должен быть готов к осуществлению общего руководства по тушению пожара и спасению людей в случае угрозы их жизни до прибытия пожарных и к содействию пожарной охране после их прибытия к месту пожара [5]. Функциями выпускника по профилю ЗЧСптх является разработка решений и выполнение мероприятий по гражданской обороне (ГО) и защите от ЧС в организации, что предполагает разработку, планирование и проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите работников и материальных ценностей организации, по повышению устойчивости функционирования эксплуатируемых объектов в ЧС; организацию создания, подготовки и поддержания в готовности сил ГО, нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) организации, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; должен быть готов к взаимодействию с органами местного самоуправления по вопросам согласования и разработки плановых документов, к осуществлению контроля и координации деятельности формирований и служб ГО организации; способен осуществлять подготовку работников, НАСФ и должностных лиц организаций в области защиты в ЧС (ЗЧС), проводить комплексные, командно-штабные, тактико-специальные учения и тренировки, осуществлять пропаганду знаний в области ЗЧС (разрабатывать памятки по действиям в ЧС, проводить конкурсы, тренинги и др.) [6]. Проведенный анализ профессиональных стандартов позволил выделить несколько групп трудовых действий будущего специалиста в области техносферной безопасности, требующих знаний, умений и навыков, относящихся к области психологической науки:

1 ) выполнение повседневных профессиональных обязанностей, связанных с переработкой больших объемов информации, подготовкой отчетной документации, разработкой организационно-технических мероприятий и соответствующей планирующей документации, требует специальных знаний, умений и навыков из области общей психологии, психологии личности, инженерной психологии, которые повысят не только эффективность разрабатываемых мероприятий по снижению профессиональных рисков и мотивации работников к безопасному труду, но и позволят самому специалисту более эффективно справляться с эмоционально-психологической нагрузкой, управлять своим

147

временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, анализировать и оценивать свою деятельность в профессиональной сфере;

2) при выполнении профессиональных обязанностей, связанных с социальным взаимодействием с персоналом, комитетами, комиссиями, надзорными органами, а также функциями контроля за соблюдением нормативных требований необходимы знания в области социальной психологии для повышения эффективности межличностного взаимодействия и делового общения, создания доверительных конструктивных отношений, формирования благоприятного психологического климата в коллективе;

3) организация и проведение пропаганды, консультирования, инструктажей, обучения, тренировок требует знаний, умений и навыков из области педагогической психологии;

4) при возникновении несчастного случая, аварии или ЧС на специалиста возлагаются обязанности по организации расследования их причин, по оказанию первой помощи пострадавшим, по эвакуации и спасению персонала, организации тушения пожаров, локализации аварий до прибытия соответствующих служб, по содействию им в случае необходимости и другое, что требует знаний, умений и навыков из области психологии экстремальных и чрезвычайных состояний, а также развития определенных профессионально-важных качеств (ПВК), обеспечивающих эффективность деятельности в подобных ситуациях.

В целях формирования указанных выше психологических знаний, умений и навыков учебным планом для всех направленностей (профилей) подготовки предусмотрены дисциплины «Психолого-педагогические и социальные основы безопасности», «Организация профессиональной деятельности в сфере безопасности», «Планирование и организация обучения персонала в области защиты в ЧС», «Планирование профессиональной деятельности», в которые включены вопросы психологии безопасности деятельности, в том числе специалистов экстремального профиля, психологии экстремальных ситуаций, психологические основы делового общения и социальных коммуникаций в контексте решения профессиональных задач, методические и психолого-педагогические аспекты обучения в области охраны труда, пожарной безопасности и защиты в ЧС и др. Но эффективность деятельности специалиста в области техносферной безопасности определяется не только совокупностью его теоретических знаний, практических умений и навыков в области психологии, но и его индивидуально-психологическими особенностями, относящимися к категории ПВК, которые также необходимо формировать и развивать в процессе подготовки в вузе.

Профессиональная деятельность специалиста в области техносфреной безопасности осуществляется не только в режиме нормального функционирования объекта, но и в аварийных и ЧС, которые характеризуются внезапностью воздействия опасных факторов с угрозой для жизни и здоровья, неопределенностью оперативной обстановки, высоким психофизиологическим напряжением, повышенной личной ответственностью за исход ситуации, дефицитом времени на принятие решений. Особым психическим состоянием, развивающимся под влиянием подобных ситуаций профессиональной деятельности, является стресс, отрицательное влияние которого отражается на процессах восприятия, мышления, внимания; часто доминирует поведение с повышением возбудимости, выражающееся в его дезорганизации; в результате чрезмерного нервно-эмоционального возбуждения (или торможения) вследствие неадекватной субъективной оценки опасности ситуации поведение может приобретать беспорядочный характер или развивается состояние оцепенения, что приводит к ошибкам [9].

Способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора обеспечивает стрессоустойчивость [10], определяемая исследователями как «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма

148

и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [11, с. 158]; как «интегративное качество личности, способствующее успешному осуществлению деятельности в напряженных условиях» [12]; как «частный случай психической устойчивости, проявляющейся при наличии стресс-факторов» [13].

Бодров В.А. указывает, что стрессоустойчивость определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях [9].

Психограмма специалиста в области техносферной безопасности помимо устойчивости функций анализаторов, качеств восприятия, внимания, физической выносливости, хорошей координации движений, высокого уровня субъективного контроля, умеренной склонности к риску, уверенности в себе и умения работать в команде и другие также включает такие ПВК, как эмоциональная стабильность, устойчивость к стрессу, стеничность реакций на опасность; о непригодности к данной профессиональной деятельности свидетельствует нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость [14].

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) - совокупность приобретенных или врожденных личностных качеств, психофизиологических резервов и мобилизационных ресурсов организма, которые обеспечивают оптимальное функционирование индивида в экстремальных и неблагоприятных условиях [15].

Ильин Е.П. отмечает, что лица с высокой выраженностью силы нервных процессов проявляют более высокую устойчивость к значительной психоэмоциональной нагрузке [16].

Материалы и результаты исследования

На базе индустриально-педагогического факультета Курского государственного университета было проведено исследование НПУ среди обучающихся 2-4 курсов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» с применением методики «Прогноз-2»; результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты исследования НПУ обучающихся по направлению подготовки

20.03.01 «Техносферная безопасность»

Направленность (профиль) Всего, человек Уровень НПУ

1 (высокий) 9-10 стен 2 (хороший) 6-8 стен 3 (удовлетворительный) 3-5 стен

Количество обучающихся с различным уровнем НПУ, %

БТиТП 32 9 % 61 % 30 %

ЗЧСптх 28 14 % 70 % 16 %

ПБптс 30 19 % 66 % 15 %

По результатам проведенной психодиагностики можно сделать следующие выводы:

- в группах обучающихся большинство (от 61 до 70 % респондентов) имеет хороший (2-й) уровень НПУ, характеризующийся низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности; возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях;

- обнаружены статистически значимые отличия в уровне развития НПУ

у обучающихся по профилям подготовки «БТиТП» и «ПБптс» (применение критерия х2 для

определения степени значимости различий показало, что число степеней свободы равно 2;

22 значение критерия х составляет 8,768; критическое значение х при уровне значимости

р=0,05 составляет 5,991; связь между факторным и результативным признаками

статистически значима при уровне значимости р<0,05; уровень значимости р=0,013);

в группе обучающихся по профилю «ПБптс» значительно больше обучающихся имеет

149

высокий уровень НПУ и значительно меньше имеет удовлетворительный уровень НПУ, что может объясняться тем, что в группах заочной формы обучения есть студенты, которые входят в состав ДПД вуза и спасательного отряда факультета (то есть проходят дополнительную подготовку, в том числе психологическую), а также занимаются профессиональной деятельностью в данной области и, в силу своей профессиональной подготовки, имеют более высокий уровень НПУ (точная связь этих факторов не установлена, так как исследование проводилось анонимно).

Для сравнения полученных результатов проведена оценка НПУ у студентов, образовательная программа которых не связана с обеспечением безопасности (табл. 3).

Таблица 3. Результаты исследования НПУ обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) и 43.03.01 «Сервис»

Среднее количество обучающихся с различным уровнем НПУ, % Всего, человек Уровень НПУ

1 (высокий) 9-10 стен 2 (хороший) 6-8 стен 3 (удовлетворительний) 3-5 стен

90 4 % 47 % 49 %

В результате обнаружены статистически значимые отличия в уровне развития НПУ

у обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»

(по средним показателям) и обобщенной группы обучающихся по направлению подготовки

44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) и 43.03.01 «Сервис» (рис. 2) (число

2 2 степеней свободы равно 2; значение критерия х составляет 20,939; критическое значение х

при уровне значимости р=0,01 составляет 9,21; связь между факторным и результативным

признаками статистически значима при уровне значимости р<0,01; уровень значимости

p<0,001). В отличие от обучающихся по направлению «Техносферная безопасность», где

в группах большинство имеет хороший уровень развития НПУ, обучающиеся

по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» и 43.03.01 «Сервис»

практически в равных процентных значениях имеют хороший и удовлетворительный

уровень развития НПУ, в этой группе значительно меньше выявлено обучающихся

с высоким уровнем развития НПУ. Выявленные отличия могут быть связаны с тем, что

НПУ - это совокупность не только врожденных личностных качеств, но и приобретенных,

которые могли сформироваться в ходе обучения в вузе, в том числе в ходе психологической

подготовки в рамках дисциплин, предусмотренных учебным планом; а также быть

обусловлены наличием опыта действий в соответствующих ситуациях в силу

профессиональной деятельности.

Рис. 2. Результаты психодиагностики уровня НПУ

150

Таким образом, в ходе осуществления подготовки обучающихся по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» необходимо вести работу по развитию НПУ, поскольку у 15-30 % студентов выявлен 3-й (удовлетворительный) уровень ее развития, что может в условиях осуществления профессиональной деятельности при возникновении несчастных случаев, аварий или ЧС привести к умеренным нарушениям психической деятельности, сопровождающимся неадекватным поведением, самооценкой и восприятием окружающей действительности, вероятны нервно-психические срывы. НПУ является одной из составляющих стрессоустойчивости, которая уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Недостаточное развитие НПУ может снизить эффективность профессиональной деятельности специалиста в области техносферной безопасности, профессиональная деятельность которого содержит элементы экстремальности.

Заключение

Основными направлениями формирования и повышения уровня развития НПУ и в целом стрессоустойчивости специалистов в области техносферной безопасности являются:

- работа с когнитивной сферой, поскольку стресс «в большой степени является продуктом когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, степени обученности способам управления и стратегии поведения» [9]; согласно когнитивной теории стресса (Р. Лазарус), важную роль играет субъективная познавательная оценка угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса [9]; формирование когнитивной основы НПУ возможно в рамках изучения теоретической части дисциплин, в том числе психологической направленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование способности к саморегуляции (в том числе эмоционально-психологического состояния) и управлению эмоциональным состоянием персонала в экстремальных ситуациях, поскольку негативное эмоциональное состояние зачастую влечет совершение ошибок в действиях или дезорганизацию деятельности. Широко известны исследования [17-19], в которых показано, что механизм саморегуляции заключается в том, что «действие, которое представляется оператору сложным или опасным, от выполнения которого зависит успех деятельности, порождает у него эмоции и связанную с ними энергетическую мобилизацию организма, что способствует успешному выполнению такого действия», но по такому «сценарию» события развиваются лишь при стеническом характере эмоций - в противном случае подобные условия сопровождаются ростом ошибочных действий и иногда отказом в работе системы. Работа в данном направлении может осуществляться в ходе проведения практических занятий в рамках дисциплины «Психолого-педагогические и социальные основы безопасности», в которую включены такие темы, как «Техники экстренной психологической помощи», «Психическая саморегуляция деятельности и негативных функциональных состояний», «Поведение в стрессовых ситуациях. Профилактика стресса», или в ходе организации тренинга эмоциональной устойчивости, который позволит «прожить» различные ситуации и осознать опыт;

- практическая отработка (проигрывание) сформированных когнитивных моделей поведения в экстремальных ситуациях в условиях, максимально приближенным к реальным, что будет способствовать не только доведению действий до автоматизма, приобретению опыта позитивного решения проблемных ситуаций, но и развитию субъективной ответственности (внутреннего локуса контроля), осознанию ответственности за характер своих действий при руководстве персоналом, ДПД, НАСФ объекта (установлено, что фактором формирования НПУ является развитие субъективной ответственности, которая включает функцию саморегуляции социальной и биологической основы НПУ [20]); данное направление работы возможно реализовать во внеаудиторной форме, посредством вовлечения студентов в деятельность ДПД вуза, спасательного отряда факультета,

151

в волонтерскую деятельность, привлечения к агитационной работе, к участию в конкурсах и соревнованиях соответствующей направленности, что позволит не только обобщить и закрепить навыки, приобрести опыт, уверенность в своей способности и готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации, но и создаст мотивацию для дальнейшего личностного развития.

Литература

1. Статистика травматизма на производстве // Онлайн-журнал «Attek experts». URL: https://www.centrattek.ru/info/statistika-proizvod-travmatizm-po-miru-rossija/ (дата обращения: 20.06.2021).

2. ФСС: Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость // Труд-Эксперт. Управление Онлайн сервис № 1 для управления охраной труда в организации. URL: https://www.trudcontrol.ru/press/statistics/29909/fss-proizvodstvenniy-travmatizm-i-professionalnaya-zabolevaemost (дата обращения: 20.06.2021).

3. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году: Гос. доклад. М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 264 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (зарег. в Минюсте России 20 авг. 2014 г. № 33671): приказ Минтруда России от 4 авг. 2014 г. № 524н (в ред. от 12 дек. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по противопожарной профилактике» (зарег. в Минюсте России 21 нояб. 2014 г. № 34822): приказ Минтруда России от 28 окт. 2014 г. № 814н (в ред. от 12 дек. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по гражданской обороне» (зарег. в Минюст Рос. Федерации 2 дек. 2020 г., рег. № 61199): приказ Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 27 окт. 2020 г. № 748н // Официальный интернет портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012020044/ (дата обращения: 21.06.2021).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (зарег. Минюстом Рос. Федерации 6 июня 2020 г., рег. № 58837): приказ Министерства науки и высшего образования Рос. Федерации от 25 мая 2020 г. № 680. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.

9. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2017. 511 с.

10. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. 778 с.

11. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза): дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. 222 c.

12. Азаренкова Т.Г. Особенности профессиональных стрессоров у лётного состава гражданской авиации // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сб. трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / под общ. ред. А.В. Кокурина. М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. 201 с.

13. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 219 с.

14. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России: метод. рекомендации / И.Н. Елисеева [и др.]. М., 2011. 496 с.

152

15. Берг T.H Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. 63 с.

16. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.

17. Котик МА. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Tаллинн: Валгус, 1974. 168 с.

18. Котик МА. Психология и безопасность. Tаллин: Валгус, 1987. 440 с.

19. Котик МА., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М.: Tранспорт, 1993. 252 с.

20. Комарова Н.Г. Формирование пригодности к военной службе как результат личностного саморазвития курсанта военного вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016.

References

1. Statistika travmatizma na proizvodstve // Onlajn-zhurnal «Attek experts». URL: https://www.centrattek.ru/info/statistika-proizvod-travmatizm-po-miru-rossija/ (data obrashcheniya: 20.06.2021).

2. FSS: Proizvodstvennyj travmatizm i professional'naya zabolevaemost' // Trud-Ekspert. Upravlenie Onlajn servis M 1 dlya upravleniya ohranoj truda v organizacii. URL: https://www.trudcontrol.ru/press/statistics/29909/fss-proizvodstvenniy-travmatizm-i-professionalnaya-zabolevaemost (data obrashcheniya: 20.06.2021).

3. O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2020 godu: Gos. doklad. M.: MCHS Rossii. FGBU VNII GOCHS (FC), 2021. 264 s.

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti ohrany truda» (zareg. v Minyuste Rossii 20 avg. 2014 g. M 33671): prikaz Mintruda Rossii ot 4 avg. 2014 g. M 524n (v red. ot 12 dek. 2016 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po protivopozharnoj profilaktike» (zareg. v Minyuste Rossii 21 noyab. 2014 g. M 34822): prikaz Mintruda Rossii ot 28 okt. 2014 g. M 814n (v red. ot 12 dek. 2016 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po grazhdanskoj oborone» (zareg. v Minyust Ros. Federacii 2 dek. 2020 g., reg. M 61199): prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Ros. Federacii ot 27 okt. 2020 g. M 748n // Oficial'nyj internet portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012020044/ (data obrashcheniya: 21.06.2021).

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 20.03.01 «Tekhnosfernaya bezopasnost'» (zareg. Minyust Ros. Federacii ot 6 iyunya 2020 g., reg. M 58837): prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Ros. Federacii ot 25 maya 2020 g. M 680. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Psihodiagnostika stressa: praktikum / sost. R.V. Kupriyanov, YU.M. Kuz'mina. Kazan': KNITU, 2012. 212 s.

9. Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj prigodnosti: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: PER SE, 2017. 511 s.

10. Troshin V.D. Stress i stressogennye rasstrojstva. Diagnostika, lechenie i profilaktika. M.: Medicinskoe informacionnoe agentstvo, 2007. 778 s.

11. Lozgacheva O.V. Formirovanie stressoustojchivosti na etape professionalizacii (na primere yuridicheskogo vuza): dis. ... kand. psihol. nauk. Ekaterinburg, 2004. 222 c.

12. Azarenkova T.G. Osobennosti professional'nyh stressorov u lyotnogo sostava grazhdanskoj aviacii // Sovremennye podhody v okazanii ekstrennoj psihologicheskoj pomoshchi: sb. trudov molodyh uchenyh (Eksperimental'naya platforma - 2018) / pod obshch. red. A.V. Kokurina. M.: IP Sigitov T.M., 2018. 201 s.

153

13. Andreeva A.A. Stressoustojchivost' kak faktor razvitiya pozitivnogo otnosheniya k uchebnoj deyatel'nosti u studentov: dis ... kand. psihol. nauk. Tambov, 2009. 219 s.

14. Metodicheskie scenarii uchebnyh zanyatij po psihologicheskoj podgotovke specialistov MCHS Rossii: metod. rekomendacii / I.N. Eliseeva [i dr.]. M., 2011. 496 s.

15. Berg T.N. Nervno-psihicheskaya neustojchivost' i sposoby ee vyyavleniya. Vladivostok: Mor. gos. un-t, 2005. 63 s.

16. Il'in E.P. Differencial'naya psihologiya professional'noj deyatel'nosti. SPb.: Piter, 2008.

432 s.

17. Kotik M.A. Samoregulyaciya i nadezhnost' cheloveka-operatora. Tallinn: Valgus, 1974.

168 s.

18. Kotik M.A. Psihologiya i bezopasnost'. Tallin: Valgus, 1987. 440 s.

19. Kotik M.A., Emel'yanov A.M. Priroda oshibok cheloveka-operatora. M.: Transport, 1993. 252 s.

20. Komarova N.G. Formirovanie prigodnosti k voennoj sluzhbe kak rezul'tat lichnostnogo samorazvitiya kursanta voennogo vuza: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2016.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.