Психология
УДК 159
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе и информатизации факультета дошкольного образования Гасанова Диана Имиралиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Аида Насрутдиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Алиева Марзият Батырсултановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ
Аннотация. Данная статья освещает наиболее значимые психологические аспекты особенностей современного студенчества. В статье датся характеристика студенчества, как одной из важнейших составляющих современного российского общества, обладающей рядом наиболее характерных социально-психологических черт. Далее освещаются общие и отличные черты в психологическом портрете современного студента по сравнению с его предшественниками. Статья посвящена так же рассмотрению затруднений, которые могут возникнуть в процессе социальной адаптации и усвоения будущей профессии современными студентами. Предлагаются возможные пути преодоления таких затруднений. В статье так же исследуются некоторые различия в психологических портретах (прежде всего, в структуре мотивации) студентов бюджетных и коммерческих отделений современных вузов.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, студент, преподаватель, бюджетное отделение вуза, коммерческое отделение вуза.
Annotation. This article highlights the most significant psychological aspects of the characteristics of modern students. The first part of the article describes the students as one of the modern Russian society most important components, which, of course, has some most characteristic socio-psychological features. The following part highlights the common and distinct features in the psychological portrait of the modern student in comparison with his predecessors. The next part is devoted to the consideration of difficulties that may arise in the social adaptation and assimilation process of the future profession by modern students. In addition, their connection with the modern students psychological characteristics is proved. Possible ways to overcome such difficulties are suggested. In the final part of the work, some differences in the psychological profiles (first of all, in the motivation structure) of modern universities students of budget and commercial departments are investigated.
Keywords: motivation of educational activity, student, teacher, budget department of the university, commercial department of the university.
Введение. Студенчество, как известно, является специфической социальной группой, которая характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта. Данной группе естественным образом присущ ряд особенностей социального поведения и психологии, специфическая система ценностей [2; 7-9; 13; 14]. Род основных занятий студента предполагает интенсификацию высшей нервной деятельности и высокое интеллектуальное напряжение. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к возникновению перегрузок. Последние, в первую очередь, связаны с необходимостью решения задач, повышенная сложность и важность которых способствуют эскалации психологической напряжённости. К ним относятся, например, выполнение контрольных работ, а также сдача зачётов и экзаменов.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день степень разработки вопросов, связанных с психологическими особенностями студенчества, даёт возможность с определённой долей уверенности утверждать, что современное поколение студентов по ряду параметров существенно отличается от своих предшественников [3; 6; 8; 10-11]. Такого рода отличия во многом обусловлены социально-экономической ситуацией. Период взросления современных студентов пришёлся на время перехода от индустриального общества к постиндустриальному и связанных с ним трансформаций в экономической, социальной и культурной сферах [11, с. 47].
Большинству индивидов, сформировавшихся в таких условиях, как следствие, присуща высокая степень приспособляемости к быстро меняющимся условиям существования [13, с. 125]. Ещё одной специфической особенностью современного студенчества является социальный престиж. Действительно, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи. Данные обстоятельства, несомненно, делают его передовой группой молодёжи. Кроме того, активное взаимодействие с различными социальными структурами общества вкупе со спецификой обучения в организациях ВО приводят студенчество к большой возможности общения. Следовательно, высокая интенсивность общения также входит в число специфических черт студенчества [5, с. 90].
Ещё одной существенной психологической особенностью типичного представителя современного студенчества является «клиповое» мышление. При таком типе мышления информация обрабатывается со значительной скоростью, однако, небольшими порциями. Большинство современных студентов, таким образом, предпочтут, например, «Войне и миру» короткий текст, умещающийся на экране смартфона. Этот тип мышления стал преобладающим среди современной молодёжи по той причине, что её представители родились и выросли в эпоху цифровых технологий, и, следовательно, начиная с самого раннего возраста, сталкивались с большими объемами поступающей информации. Формирование клипового мышления, таким образом, стало защитной реакцией, помогающей мозгу фильтровать полученные данные [4, с. 180].
Таким образом, представляется возможным с определённой долей уверенности говорить о следующих факторах, определяющих социально-психологический портрет современного студента:
• 72% студентов предпочитают интеллектуальный труд физическому;
• наиболее популярными источниками информации в студенческой среде являются социальные сети;
• 94% студентов никогда не состояли в браке;
• 10% студентов проживают в общежитии;
• 81% студентов не водят машину [7, с. 439].
Далее, учёба в организации высшего профессионального образования, особенно, для студентов младших курсов, для многих студентов связана с переходом к новым условиям жизни. Проблемы адаптации к ним также нельзя не принимать в расчёт при составлении психологического портрета современного студента. В данном случае, проблемы, с которыми сталкиваются представители современного студенчества мало отличаются от тех, которые приходилось решать учащимся предыдущих поколений. Перечислим их (табл. 1):
Таблица 1
Проблемы, связанные с адаптацией студентов к условиям вузовского обучения
Наименование проблемы Краткая характеристика
Трудности в установлении взаимопонимания с другими участниками образовательного процесса, прежде всего, с преподавательским составом. Многие представители студенческой молодёжи зачастую не могут найти общий язык с преподавателями, что затрудняет их адаптацию к существованию в условиях организации высшего профессионального образования.
Недостаток времени, отводимого на ночной отдых. Является наиболее распространённой проблемой такого порядка. В силу большой загруженности учёбой, работой и проблемами личной жизни студенты часто ставят сон на последнее место в ряду необходимых занятий, что в ряде случаев приводит к снижению их успеваемости.
Осознание собственных ошибок, совершённых в ходе профориентации. Многие студенты в процессе обучения осознают, что ожидания не оправдались и выбранная ими специальность не представляет для них интереса, что ведёт к снижению мотивации [1-2].
Осознание студентом в процессе обучения невостребованности, анахроничности своей будущей профессии. Человеческое общество на современном этапе развития характеризуется динамичными изменениями в различных сферах. В полной мере это относится к появлению новых и устареванию существующих специальностей. Случается, что за 4-6 лет обучения в вузе избранная студентом профессия устаревает, что в свою очередь, говорит затруднениях, могущих возникнуть в ходе трудоустройства. Подобная ситуация также способствует снижению мотивации учащихся.
Затруднения, возникающие в ходе учебной деятельности. В процессе обучения подавляющее большинство студентов сталкиваются с теми или иными затруднениями, могущеми привести как к снижению их успеваемости, так и мотивации.
Скука. Широко известно, что учебный процесс, в т.ч. в образовательном пространстве организации ВПО, характеризуется некоторой монотонностью. Избежать рутинности процесса обучения может помочь участие в различных формах внеаудиторной работы: посещение секций, кружков, спортивных занятий и др. [1; 10; 12].
Не следует забывать и о психологических особенностях студентов, связанных с необходимостью их социальной адаптации к вузовской среде. Уже на начальных этапах обучения студенту необходимо почувствовать уважение к себе со стороны других участников образовательного процесса, заняв в обществе такое место, которое с высокой вероятностью может помочь ему реализовать успешное будущее. В этой связи студентам свойственно стремление к активному развитию, улучшению как профессиональных, так и надпрофессиональных навыков. Этот процесс, естественно, не может обойтись без возникновения трудностей различного характера, с некоторыми из которых студент сталкивается впервые. Студент, прежде всего, стремится к достижению конкретных, ощутимых результатов различных аспектов своей деятельности. Подобные стремления в значительной степени объясняются характером учебной деятельности. Обучаясь на старших курсах, многие студенты выдвигают собственный социальный престиж на первое место. Кроме того, у них наблюдается стремление к материальной обеспеченности. Последнее связано, прежде всего, с тем, что студенты последних курсов уже пытаются быть финансово независимыми от своих родителей. Происходит, таким образом, перенос прежде игравших первостепенную роль духовных ценностей на задний план [9; 11].
С точки зрения раскрытия темы настоящей статьи представляется небезынтересным анализ взглядов студенческой молодежи на свою будущую профессию. В соответствии с данным параметром общность современных студентов вузов можно условно разделить на три группы (табл. 2):
Таблица 2
Разделение студентов в соответствии с их отношением к своей будущей работе
№ п/п Наименование группы Характеристика
1 Студенты, понимающие образование как процесс получения будущей профессии. Для студентов, относящихся к данной группе, первостепенное значение имеют интерес к будущей работе и желание реализовать себя в ней. Склонность продолжать свое образование отмечается, главным образом, у представителей данной группы.
2 Бизнес-ориентированные студенты Представителями данной группы образование понимается как инструмент или стартовая ступень для дальнейшей организации собственного дела. В целом к будущей профессии относятся менее заинтересовано, чем представители первой группы [10, с. 118-119].
3 «Неопределившиеся» Первостепенную важность для студентов, которых можно отнести к этой группе, имеют личные, бытовые, семейные или жилищные проблемы. Пассивны в выборе собственного пути, образование и профессия не представляют интереса, характерного для представителей первой и отчасти - второй групп. Самоопределение таких студентов может, однако, произойти позже.
Для последних трёх десятилетий характерно существование определённых различий в мотивации учебной деятельности у студентов коммерческих отделений или вузов с одной стороны и у «бюджетников» -с другой (табл. 3):
Таблица 3
Мотивация учебной деятельности у студентов коммерческих и бюджетных отделений
Параметр % учащихся коммерческих отделений и вузов % учащихся бюджетных отделений и вузов
Стремление к достижениям в бизнесе 18,5 10
Возможность получить качественное образование 40 30,5
Возможность научиться свободно владеть иностранными языками 37 22
Кроме того, определённые различия между данными категориями студентов российских вузов наблюдаются также во внутренней структуре мотивации получения высшего образования. Для лиц, обучающихся на бюджетных отделениях, наиболее значимыми являются следующие мотивы:
• «приобрести профессию»;
• «получить диплом»;
• «пожить студенческой жизнью»;
• «проводить научные исследования» [9].
Для студентов же коммерческих отделений характерны мотивы:
• «продолжить семейную традицию»;
• «свободно владеть иностранными языками»;
• «добиться материального благополучия»;
• «получить возможность обучения за границей»;
• «стать культурным человеком»;
• «добиться уважения в кругу знакомых»;
• «освоить теорию и практику предпринимательства» [3; 9].
При этом, однако, успешность обучения «коммерческих» студентов зачастую существенно уступает таковой у «бюджетников». В особенности указанная тенденция характерна для престижных вузов. В образовательном пространстве последних высокий конкурс обеспечивает отбор наиболее сильных и подготовленных абитуриентов [3; 13].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что современный студент вуза представляет собой молодого человека, имеющего все возможности для дальнейшего развития. При этом, абитуриенты и студенты младших курсов зачастую не имеют необходимого опыта и ощущают острую необходимость в приобретении такового.
В этой связи важно направить деятельность студентов на как быструю адаптацию к самостоятельной работе, а так же активнее привлекать студентов к социально - значимой деятельности (волонтёрской работе и т.д. [10; 11 и др.]) Это, в свою очередь, подразумевает развитие познавательной деятельности.
Литература:
1. Абрамян Н.Ю. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций. Дисс... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. - 179 с.
2. Беткенова М.С., Жумашева Г.К., Булебаева А.К. Культурологический подход в гуманитаризации образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 194-195
3. Дорофеева Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста // Приволжский научный вестник. - № 4-2 (44). - 2015. - С. 41-43.
4. Исаева А.Н., Малахова С.А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. - 2015. - № 4 (84). - С. 177-191.
5. Куканова Е.В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука. - 2013. - № 8 (107). - С. 88-103.
6. Кениспаев Ж.К., Серова Н.С., Лысенко Л.М., Давлатмуродов Ш.Ш. О некоторых тенденциях развития системы образования в современной России // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 39-40.
7. Мазкина О.Б. Взаимосвязь нравственной позиции и социально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте // Пенитенциарная наука. - 2020. - № 14(3). - С. 437-444.
8. Нефедьева А.А. Психологический портрет современного студента в образовательном процессе // Вестник науки и образования. - 2015. - № 4 (6). - С. 201-204.
9. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://almavest.ru/ru/node/1257 (Дата обращения: 10.09.2021)
10. Пятунина В.М. Социально-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 89-90.
11. Селимханов М.С. Организация продуктивного сотрудничества как стратегия социальнопрофессионального развития студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). -С. 296-298
12. Сергеева И.А. Инновативные качества и жизнестойкость студентов инженерного вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 159-160.
13. Таловская Н.А., Самигуллина Г.Ю. Психологический портрет современного студента // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3. - С. 47-48.
14. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
Психология
УДК 159.9:61
кандидат психологических наук, доцент Гутова Тамара Сергеевна
Кубанский государственный медицинский университет (г. Краснодар); кандидат культурологии Пидшморга Юлия Владимировна
Кубанский государственный медицинский университет (г. Краснодар)
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА НА СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Аннотация. В статье проанализированы различные аспекты влияния ребенка-инвалида на внутрисемейные отношения между супругами. Выявлены основные проблемные аспекты данного влияния: разобщенность сфер функционирования супругов, напряженность отношений в семье, общая неудовлетворенность семейной ситуацией, сложность принятия и оценки ребенка с отклонениями, разная степень вовлеченности супругов в процесс воспитания больного ребенка, снижение собственной самооценки у родителей и т.д. Предложены рекомендации по корректировке данной ситуации.
Ключевые слова: семья, ребенок-инвалид, супружеские взаимоотношения, внутрисемейные отношения, неудовлетворенность семейной ситуацией.
Annotation. The article analyzes various aspects of the influence of a disabled child on intra-family relations between spouses. The main problematic aspects of this influence were identified: the disunity of the spouses' spheres of functioning, the tension of relations in the family, general dissatisfaction with the family situation, the difficulty of accepting and evaluating a child with disabilities, different degrees of involvement of spouses in the process of raising a sick child, a decrease in their own self-esteem among parents, etc. Recommendations for correcting this situation are offered.
Keywords: family, disabled child, marital relations, intra-family relations, dissatisfaction with the family situation.
Введение. Не вызывает сомнения факт, что именно воспитание в семье на период первичной социализации играет решающее значении е в становление личности ребенка. Именно родители самым непосредственным образом вовлекают ребенка в процессе получения им своего первого опыта, в формировании представлений об окружающей его действительности [3, 4]. Период жизни от рождения до года характеризуется особой симбиотической связью между матерью и ребенком, в рамках которого возникает привязанность и определяется характер дальнейших взаимоотношений ребенка с матерью, отцом, прочими членами семьи и обществом в целом. Однако, не всегда данный процесс протекает гармонично: далеко не у всех родителей имеется адекватное представление о том, что не благополучность данного периода может явиться причиной будущих психических, эмоциональных, социальных проблемы в жизни ребенка. Недостаток внимания, гиперопека, давление родительским авторитетом, попустительство и т.п. - те внутрисемейные условия, которые не сразу можно идентифицировать как первопричину проблемы развития личности здорового ребенка.
Еще более сложной является ситуация в семьях, в которых появляется ребенок с отклонениями в развитии. Именно от семьи - от психологического климата в ней, от вовлечения ее членов в процесс развития и воспитания больного ребенка, от принятия данной ситуации - во многом зависит успешность адаптации и интеграции ребенка в общество [4, 5, 6, 7, 8]. С другой стороны, факт наличия отклонений у ребенка в большинстве случаев осложняет процесс внутрисемейного взаимодействия между супругами в силу низкой психологической подготовленности членов семьи к выстраиванию взаимоотношений с ребенком-инвалидом и сложности включения его в многообразие социальных связей. Семьи, в составе которой есть ребенок, имеющий инвалидность, являются особыми социальными группами, в рамках которых формируется специфичная атмосфера межличностного взаимодействия, вариативность проявления которой определяется