УДК 316.6
Ирина Петровна Лотова,
доктор психологических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (105062, Россия, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16), e-mail: [email protected]
Студенческая семья: современный портрет, характеристика основных проблем и пути разрешения
В статье представлены результаты исследования современного портрета студенческой семьи. Охарактеризованы мотивационная и ценностная составляющие студенческого брака; представления молодых людей о брачно-семейных отношениях, освоение ими семейных ролей; эмоциональное самочувствие супругов. Описаны факторы, влияющие на успешность студенческого брака. Дана сущностная характеристика трудностей, с которыми сталкивается студенческая семья (жилищные, материально-бытовые, психологические и др.). В числе проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в психологическую консультацию, студенты назвали: конфликты, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и распределением супружеских ролей и обязанностей, в том числе в вопросах воспитания ребёнка; конфликты, обусловленные сложностями в межличностных взаимоотношениях и взаимоотношениях супругов с родителями студентов, а также неумением разрешать внутрисемейные ситуации. Выделены и описаны показатели благополучия студенческой семьи. Предложены меры поддержки студенческих семей на государственном уровне (федеральном, региональном) и уровне вуза. В частности, описаны меры социально-педагогической и психологической поддержки студенческой семьи: создание семейных вузовских (межвузовских) студенческих семейных комплексов, включающих полный набор социально-бытовых услуг, а кроме того, семейные детские комнаты; организация в рамках студенческого самоуправления семейных клубов, а для студенток-матерей - создание оптимального режима работы учебных заведений - учёбы по индивидуальному графику со свободным посещением занятий, консультации по различным учебным предметам, сдача экзаменов и зачётов на протяжении всего семестра в удобное для них время и др.
Ключевые слова: студенческая семья, социальный институт, семейные ценности, се-мейно-брачные отношения, социально-педагогическое и психологическое сопровождение
Вводная часть. Одним из приоритетных направлений государственной демографической и семейной политики в нашей стране является поддержка молодой семьи, являющейся важным социальным институтом.
Студенческая семья - особый тип современной молодой семьи. Отметим, что студенческий возраст является ответственным с точки зрения и социальной адаптации, и социально-психологической зрелости личности. Именно на время обучения в вузе приходится наибольшее число заключаемых молодыми людьми браков. Не случайно, по мнению большинства учёных, именно в студенческой семье сконцентрирован репродуктивный потенциал российского общества.
Практика показывает, что эффективность социальной поддержки молодой семьи напрямую зависит от знания насущных проблем и понимания конкретных потребностей семьи в тех или иных формах социальной поддержки на разных этапах её жизнеобеспечения.
Студенческая семья - достаточно сложный и ещё малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме немного, работы, как правило, относятся к концу 1980-х - началу 1990-х годов прошлого века. Исследованиям различных аспектов жизнедеятельности молодой российской семьи, а также проблем и путей их решения посвящены работы педагогов, психологов, социологов, экономистов, юристов и др. [9; 11].
Перечислим некоторые исследования, результаты которых составили теоретико-методологическую базу нашего исследования. Это труды таких исследователей, как:
- И. А. Герасимовой и В. Л. Ружже, предложивших демографическую типологию семей и типологию семейных групп [1; 4];
- Л. А. Гордона,Э. В. Клопова, Т. Ж. Гурко и А. Г. Волкова, проанализировавших жизненный цикл семьи и продолжительность брака [2; 3; 5];
- И. П. Лотовой, О. В. Кучмаевой, Т. К. Ростовской, изучавших семейные ценности молодой семьи [6; 10];
© Лотова И. П., 2017
129
- С. С. Сидельникова, представившего классификацию основных мотивов и причин семейных разводов [12];
- Н. В. Маляровой и Л. Н. Толстого, посвящённые исследованию причин, проявлений, этапов развития и профилактике супружеских конфликтов [8; 13] и др.
Вместе с тем отметим, что, несмотря на огромную научную базу, включающую разнообразный теоретико-методологический и методический материалы по исследуемой проблеме, остаются недостаточно изученными характеристики современного портрета и проблем студенческой семьи, а также вопросы минимизации трудностей молодой семьи и оптимизации её внутренних ресурсов в разрешении внутрисемейных проблем.
В исследовании, проведённом под руководством и при участии автора, участвовали студенческие семьи, брак которых зарегистрирован, стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Оба супруга - студенты дневных отделений Московского государственного областного университета и Московского городского педагогического университета в возрасте от 18 до 28 лет. Общая выборка - 100 студентов. Детей имеют 60 % обследованных семей (1 ребёнка - 90 %, двух детей - 10 % семей). Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.
Целью исследования являлось определение специфики студенческой семьи и её проблем, а также изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака.
Методология и методы исследования. Для изучения представлений молодых людей о семье, брачно-семейных отношениях и семейных ролях использованы опросники. В качестве дополнительных методов исследования использованы анкетирование и наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование позволило выявить, что в освоении студентами семейных ценностей можно выделить 2 этапа: добрачный и брачный.
Добрачный этап, условно обозначенный как подготовка к семейной жизни, характеризуется тем, что у студентов под влиянием традиций семей, где они выросли, воспитывались, а также социума формируются определенные знания и установки в отношении семьи.
Одновременно брачный этап разделён условно на два периода: период первичной адаптации (до рождения ребёнка) и период вторичной адаптации (после рождения ребёнка).
Отметим, что период первичной адаптации обычно длился 2-3 года. Однако в последние 10 лет студенты откладывают решение о рождении ребёнка на более поздний период («после окончания вуза»), и продолжительность периода увеличилась до 5-6 лет.
В период первичной адаптации брачного этапа осуществляется более глубокое познание супругами друг друга («притирка» характеров).
Именно в этот период молодые супруги (40 %) сталкиваются с первыми проблемами семейных отношений, когда обнаруживается несоответствие между имевшимися представлениями, ожиданиями и реальностью совместной жизни.
В период вторичной адаптации (после рождения ребёнка) происходит накопление определённого опыта супружеских отношений, разрешение межличностных проблем и проблем во взаимоотношениях с родственниками, в решении материально-бытовых проблем, а также проблем, связанных с воспитанием детей.
Большинство обследованных студенческих пар (90 %) воспитывались в полных семьях; 70 % воспитывались в семьях с братьями и сёстрами, а 10 % студенческих семей проживали с бабушками и дедушками. Таким образом, семейное воспитание большинства молодых супругов студенческих семей осуществлялось в полном объёме родственных связей, что положительно повлияло на формирование у них в последующем модели будущей семьи, формирование отношений к семье и способов разрешения семейных проблем.
Анализ результатов исследования показал, что в студенческой среде широко распространены добрачные интимные связи. Так, среди обследованных студенческих семей 95 % имели интимные отношения с будущим супругом до брака.
Мотивационная составляющая характеризуется тем, что основным мотивом заключения брака у студентов является любовь (90 % опрошенных).
Наряду с этим 65 % опрошенных студентов видят назначение семьи и заключён-
ного брака в рождении детей; 35 % - в достижении высоких жизненных и карьерных целей, а также в материальном благополучии. Интересным фактом является то, что 10 % опрошенных (и это девушки) основным мотивом вступления в брак назвали желание иметь детей.
Ценностная составляющая студенческого брака характеризуется важностью наличия в семье взаимопонимания между супругами. Это отметили 90 % опрошенных студентов.
Анализ характеристик социального самочувствия в студенческих семьях показал, что 85 % опрошенных «в основном удовлетворены» и «полностью удовлетворены» тем, как складывается их семейная жизнь.
При этом 36,5 % опрошенных отметили, что у них недостаточно знаний и умений, необходимых для построения успешной семьи. В частности, не хватает знаний и умений ведения совместного хозяйства, распределения зон ответственности супругов и разрешения семейных конфликтов, а также знаний, необходимых для воспитания ребёнка. Эти данные свидетельствуют о том, что до заключения брака не все молодые люди в достаточной мере осознавали важность приобретения определённых педагогических, психологических, экономических и юридических знаний и умений, столь необходимых для построения семьи, обеспечения и жизнеспособности.
Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что 36 % опрошенных студентов обращались в психологическую консультацию, из них 25 % - многократно. В числе проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в психологическую консультацию, студенты назвали конфликты, связанные:
- с различиями во взглядах на семейную жизнь и распределением супружеских ролей и обязанностей, в том числе в вопросах воспитания ребёнка;
- со сложностями в межличностных взаимоотношениях и взаимоотношениях супругов с родителями студентов, а также неумением разрешать внутрисемейные конфликты.
Можно сделать вывод о том, что изучение представлений о семейных конфликтах является весьма важной задачей, так как данные исследования могут помочь предвидеть, каких событий следует ожидать и с
какими проблемами придётся столкнуться во время консультирования молодой студенческой семьи. По нашему мнению, следует задуматься над созданием специализированных центров при учебных заведениях, которые бы консультировали студентов по вопросам создания, сохранения и укрепления семьи, а также при проведении различных мероприятий в виде тематических семинаров, тренингов в целях ознакомления с предстоящими трудностями и конфликтами в процессе семейной жизни.
Среди наиболее острых социальных проблем, с которыми столкнулись студенческие семьи, названы жилищные (75,0 %) и материальные (62,3 %).
Наличие практически во всех высших учебных заведениях страны студенческих общежитий позволяет определённым образом решать жилищные проблемы молодых семей.
Отметим, что из 25 % студенческих семей, не проживающих в студенческих общежитиях, 20 % или «снимают» жильё, или проживают совместно с родителями одного из супругов, и только у 5 % опрошенных семейных студентов есть собственное жильё. На наш взгляд, жилищную проблему семейных студентов смогли бы решить семейные общежития учебных заведений, однако в настоящее время не все вузы страны ими располагают.
Исследование показало, что основным источником дохода у 90 % студенческих семей является подработка, остальные молодые семьи пользуются финансовой помощью родителей или ближайших родственников. Семейные студенты нередко на последних курсах обучения переходят на вечернюю, очно-заочную и индивидуальную формы обучения, совмещая работу и учёбу.
Особенно это является распространённым в семьях после рождения второго ребёнка. В целом, характеризуя помощь родителей, студенты отмечали следующие её виды: финансовая, материальная и помощь в воспитании детей.
Заключение. Таким образом, характеризуя потребности студенческих семей в социальной защите и ожидания внешней помощи, отметим, что студенческие семьи нуждаются в обеспечении жильём (75 % опрошенных); психологической помощи (37 %); помощи в трудоустройстве (30,9 %);
юридической помощи (22,7 %); дошкольных образовательных организациях (19,5 %) и льготах на оплату коммунальных услуг (16,8 %).
В качестве показателей благополучия студенческой семьи как социального института нами выделены следующие:
- полноценное выполнение семьёй таких социальных функций, как обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;
- надлежащее осуществление воспитания и социализации подрастающего поколения; формирование у детей национального самосознания, гражданственности и преемственности социокультурных ценностей;
- разрешение семейных конфликтов своими силами;
- обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи; обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи;
- равномерное распределение семейных обязанностей между членами семьи.
При этом важно отметить, что при определении уровня благополучия студенческой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создаёт возможность нестабильности функционирования студенческой семьи, и её уже нельзя будет считать благополучной.
Анализ опыта субъектов Российской Федерации по социальной поддержке молодых семей показывает, что отсутствует единая правовая база социальной политики в отношении студенческой семьи. Разрозненность в формах поддержки и помощи семейных студентов, а также низкая эффективность социальных программ по поддержке студенческой семьи обусловлена в регионах, на наш взгляд, прежде всего, непониманием специфики проблем студенческих семей и тем, что до сих пор на федеральном уровне студенческая семья, как особая категория молодой семьи, не выделена. На наш взгляд, укрепление студенческой семьи должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений не только молодёжной и семейной политики, но и государственной социальной политики на всех уровнях законодательной и исполнительной ветвей власти.
Опыт субъектов Российской Федерации по социальной поддержке студенческой семьи показал, что она будет эффективной, если будет носить комплексный, системный характер и включать следующие основные компоненты:
- мониторинг социально-экономического положения студенческих семей с последующим анализом социального портрета современной российской студенческой семьи, определением её основных проблем и подготовкой региональных комплексных программ поддержки и укрепления данной категории молодой семьи;
- совершенствование системы медицинских, социальных, юридических, психологических и других служб в целях расширения сферы медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг студенческим семьям;
- объединение усилий государственных структур и гражданского общества, в том числе общественных некоммерческих организаций, по поиску и реализации в субъектах Российской Федерации современных форм поддержки студенческой семьи.
Особое место в системе поддержки студенческой семьи, на наш взгляд, должно быть отведено формированию и реализации в образовательных организациях современной модели социально-педагогического и психологического сопровождения студенческой семьи, которая должна реа-лизовываться на системной основе, носить комплексный характер и включать следующие основные компоненты:
- создание семейных вузовских (межвузовских) студенческих семейных комплексов, включающих полный набор социально-бытовых услуг, а кроме того, семейных детских комнат;
- предоставление в центрах по трудоустройству студентов, созданных при учебных заведениях, полной и постоянно обновляющейся информации о возможностях трудоустройства для семейных студентов;
- организация студенческих кооперативов, студенческих строительных отрядов, временной и сезонной работы семейных студентов на условиях неполного рабочего дня как в самом учебном заведении, так на профильных предприятиях, где студенты проходят практику, стажировку;
- создание семейных клубов, где студенты и семенные пары могли бы пройти диагностику, получить психологические консультации по семейным проблемам, принять участие в просветительских и образовательных программах, спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- создание для студенток-матерей условий для совмещения учёбы и семейных обязанностей, в том числе путём предоставления возможности учёбы по
индивидуальному графику со свободным посещением занятий, консультаций по различным учебным предметам, а также сдачи экзаменов и зачётов в удобное для них время.
Вышеперечисленные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать не только повышению эффективности социальной поддержки молодой семьи, но и укреплению такого социального института, как студенческая семья.
Список литературы
1. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. 2008. № 88. С. 4-9.
2. Волков А. Г. Проблемы супружеского благополучия: пер. с чеш. / общ. ред. и предисл. М. С. Мац-ковского. М.: Прогресс, 2008. 144 с.
3. Гурко Т. Ж. Студенческая семья / редкол.: Э. К. Васильева [и др.]. М.: Мысль, 1988. С. 9-11.
4. Герасимова И. А. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 2005. 450 с.
5. Клюев Э. В. Социология: 100 вопросов - 100 ответов. М.: Владос, 2007. 190 с.
6. Лотова И. П. Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе // Экономика, статистика и информатика: вестн. УМО. 2015. № 5. С. 62-67.
7. Лотова И. П. Психологическое сопровождение образовательного процесса // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2014. № 1. С. 66-72.
8. Малярова Н. В. Бомба депопуляции: опыт России - итоги и уроки // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2000. № 4. С. 5-7.
9. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты: сайт ФГБУН Института социологии РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html?&printmode (дата обращения: 15.12.2016).
10. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества. М.: ВАКО: Галлея-Принт, 2015. 372 с.
11. Социально-демографический портрет студента: сб. ст. / редкол.: Э. К. Васильев [и др.]. М.: Мысль, 1986. 94 с.
12. Социология семьи / под ред.М. Стукалова. М.: Инфра-М, 2007. 640 с.
13. Толстой Л. Н. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 2007. 173 с.
Статья поступила в редакцию 01.02.2017; принята к публикации 31.03.2017
Библиографическое описание статьи
Лотова И. П. Студенческая семья: современный портрет, характеристика основных проблем и пути разрешения // Учёные записки ЗабГУ Сер. Социологические науки. 2017. Т. 12, № 3. С.129-134.
Irina P. Lotova,
Doctor of Psychology, Professor, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Sciences (5/16 Makarenko st., Moscow, 105062, Russia), e-mail: [email protected]
Student Family: A Modern Portrait, Characteristics of the Main Problems and Ways to Solve Them
The article presents the results of a study of a contemporary portrait of a student family. It characterizes the motivation and value constituents of student marriage; young people's ideas about marital relations and their mastering of family roles; emotional conditions of married couples. The article describes the factors affecting the success of student marriage and gives an essential characteristic of the difficulties (housing, material, psychological, etc.) faced by the student family. Among the problems that are the most frequent reasons for appealing to psychological
counseling, the students named: conflicts related to differences in views on family life and the distribution of spousal roles and responsibilities, including in matters of child upbringing; conflicts caused by difficulties in interpersonal relationships and mutual relations of spouses with students' parents, as well as inability to resolve internal family conflicts. The article distinguishes the well-being indicators of the student family and suggests the measures to support student families at the state (federal, regional) levels and at the level of a higher educational institution. In particular, the article describes the measures of socio-pedagogical and psychological support of the student family: creation of university and interuniversity complexes for student families, including a complete set of social and every day services, as well as children's rooms; organization of family clubs within the framework of student self-government and establishment of the optimal mode of work of educational institutions for student mothers - studies on an individual schedule with free attendance of classes, consultations on different subjects, passing exams and tests during the whole semester at a convenient time for them, etc.
Keywords: student family, social institution, family values, marital relations, socio-pedagog-ical and psychological support
References
1. Vishnevskii A. G. Evolyutsiya rossiiskoi sem'i // Ekologiya i zhizn'. 2008. № 88. S. 4-9.
2. Volkov A. G. Problemy supruzheskogo blagopoluchiya: per. s chesh. / obshch. red. i predisl. M. S. Matskovskogo. M.: Progress, 2008. 144 s.
3. Gurko T. Zh. Studencheskaya sem'ya / redkol.: E. K. Vasil'eva [i dr.]. M.: Mysl', 1988. S. 9-11.
4. Gerasimova I. A. Osnovy semeinoi zhizni. M.: Prosveshchenie, 2005. 450 s.
5. Klyuev E. V. Sotsiologiya: 100 voprosov - 100 otvetov. M.: Vlados, 2007. 190 s.
6. Lotova I. P. Sistemnyi podkhod k izucheniyu semeinykh tsennostei v sovremennom rossiiskom ob-shchestve // Ekonomika, statistika i informatika: vestn. UMO. 2015. № 5. S. 62-67.
7. Lotova I. P. Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa // Vestnik MGOU. Ser. Psikhologicheskie nauki. 2014. № 1. S. 66-72.
8. Malyarova N. V. Bomba depopulyatsii: opyt Rossii - itogi i uroki // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.18. Sotsiologiya i politologiya. 2000. № 4. S. 5-7.
9. Molodezh' novoi Rossii: tsennostnye prioritety: sait FGBUN Instituta sotsiologii RAN [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html?&printmode (data obrash-cheniya: 15.12.2016).
10. Rostovskaya T. K., Kuchmaeva O. V. Sem'ya v sisteme sotsial'nykh institutov obshchestva. M.: VAKO: Galleya-Print, 2015. 372 s.
11. Sotsial'no-demograficheskii portret studenta: sb. st. / redkol.: E. K. Vasil'ev [i dr.]. M.: Mysl', 1986. 94 s.
12. Sotsiologiya sem'i / pod red.M. Stukalova. M.: Infra-M, 2007. 640 s.
13. Tolstoi L. N. Supruzheskie konflikty. M.: Mysl', 2007. 173 s.
Received: February 01, 2017; accepted for publication: March 31, 2017
Reference to the article
Lotova I. P. Student Family: A Modern Portrait, Characteristics of the Main Problems and Ways to Solve Them // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Social Sciences Series. 2017. Vol. 12, No. 3. PP. 129-134.