УДК 378.1-057.87 UDC 378.1-057.87
DOI: 10.24412/2712-827X-2020-4-48-55
Буянова Галина Витальевна
Старший преподаватель, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23, тел.: +7 9222416072, e-mail: [email protected]
Buyanova GalinaVitalyevna
Senior Lecturer, Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia
СТУДЕНЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
STUDENTS AS A SUBJECT OF SOCIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH
Аннотация
В статье рассматриваются понятия «молодежь» как социально-демографическая группа, обладающая совокупностью конкретных характеристик и «студенчество» как одна из подгрупп широкой социально-демографической группы молодежь, специфическая общность людей, организационно объединенная институтом высшего образования. На основании теоретического анализа научной литературы, оба этих социальных явления рассмотрены через призму социологической, психологической и педагогической наук. С точки зрения социологии приведены причины появления законопроекта о повышении возраста современной молодежи до 35 лет; отличительные особенности студенчества высшей школы как особой социальной группы; классификация абитуриентов в зависимости от возраста поступления в вуз и уровня их подготовленности; градация студентов по уровню материального положения. Психологический аспект раскрывается через особенности развития психических явлений, эмоциональных проявлений и уровня познавательной активности; объясняется противоречивость поведения молодых людей. С позиций педагогики представлены идентификационные типы студентов по степени их вовлеченности в учебный процесс; ценностного статуса образования для обучающихся. В результате исследования было установлено, что студенты, обучающиеся на разных направлениях, поступили, руководствуясь различными мотивами, что связывается с уровнем престижности и социальной стабильностью той или иной профессии. Автором статьи делается акцент на том, что молодые люди не осознают истинного предназначения профессионального образования и его ценности для собственного развития, они слабо мотивированы на получение профессии не только в момент поступления в вуз, но и в период обучения. Особо выделяется отношение студентов к преподавателю как личности и профессионалу, его роли в повышении у них учебной мотивации.
Abstract
The article deals with the concepts of "youth" as a socio-demographic group that has a set of specific characteristics and "students" as one of the subgroups of a broad socio-demographic group of youth, a specific community of people that is organizationally united by the institute of higher education. Based on the theoretical analysis of scientific literature, both of these social phenomena are studied through the prism of sociological, psychological and pedagogical sciences. From the sociological point of view we may consider: the reasons for the appearance of the draft law on raising the age of modern youth to 35 years;
distinctive features of higher school students as a special social group; classification of applicants depending on the age of admission to the University and their level of preparation; gradation of students by the level of financial status. The psychological aspect is revealed through the features of the development of mental phenomena, emotional manifestations and the level of cognitive activity, the contradictory behavior of young people is explained. From the point of view of pedagogy, the identification types of students are presented according to the degree of their involvement in educational process and the value status of education for students. While conducting the empirical research, the author found out that students studying in different fields entered the University being motivated by different reasons. This fact is associated with the level of prestige and social stability of a particular profession. The author of the article focuses on the fact that young people do not realize the true value of professional education and its importance for their own development, they are poorly motivated to get a profession not only at the time of admission to the University, but also during the training period. The students' attitude to the teacher as a person and a professional, his role in increasing their educational motivation, is particularly highlighted.
Ключевые слова: молодежь, студенчество, высшее образование, мотивация, классификация абитуриентов, социологические исследования, психолого-педагогические исследования.
Key words: youth, students, higher education, motivation, classification of applicants, sociological research, psychological and pedagogical research.
Введение
В современной социологии молодежь обозначается как «социально-демографическая группа, имеющая совокупность конкретных характеристик, а также занимающая свою общественную нишу, обусловленную определенными социально-психологическими свойствами, зависящими от конкретных социально-экономических условий, а также культурного развития того общества, которому она принадлежит» [Гришин 2014: 113]. С принятием Постановления Верховного Совета РФ № 5090 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 г., Ст. 903), во всех государственных документах, затрагивающих проблемы молодых людей, молодежь рассматривается как социально-возрастная группа населения от 14 до 30 лет [Радченко 2012: 22]. В Госдуме в первом чтении прошел законопроект о повышении возраста молодежи до 35 лет. Как отмечают инициаторы данного нововведения, это связано с демографическими изменениями: увеличение продолжительности жизни и пенсионного возраста; более позднее вступление молодых людей в брак и рождение первого ребенка; увеличение периода обучения и профессионального становления. В Российской Газете от 11.11.2020 подчеркивается, что «это мировой тренд, который" мы в полной мере наблюдаем и в России. Поэтому закрепленное в законе определение молодежи как возрастной группы от 14 до 35 лет - это отражение социальной" реальности» [Замахина 2020].
Характеризуя молодость с точки зрения возрастной психологии, мнения всех исследователей сходятся в том, что в этот временной период человек достигает максимума развития психических явлений (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), эмоциональных и чувственных проявлений, в познавательной деятельности преобладает абстрактное мышление, нарабатываются связи между различными областями жизнедеятельности, формируя обобщенную картину мира [Кон 1989; Иконникова 1985; Грищенко 2004; Сергеев 2010]. Авторы подчеркивают, что в этот период происходит активное самоопределение (личностное, профессиональное), формирование индивидуального стиля жизнедеятельности. Р. В. Сергеев определяет период молодости как «период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности». С одной стороны, автор подчеркивает особую сензитивность сознания молодого человека, способность перерабатывать и усваивать огромный поток информации,
бурное развитие критичности мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск оригинальных решений. С другой стороны, указывает на наличие «в поведении молодежи противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и уход, отрешенность от внешнего мира». [Сергеев 2010: 128-129]. Р. В. Сергеев связывает это с тем, что молодому человеку трудно в полной мере включиться в систему общественных отношений и на практике реализовать свои личные желания и стремления, свой потенциал созидательной активности. Рассматривая период молодости в контексте формирования социального статуса, М. А. Ковзиридзе связывает этот процесс, прежде всего, с «освоением индивидом основных видов деятельности, главным из которых является учеба» [Ковзиридзе 2011: 93]. Цель данной статьи - теоретическое исследование особенностей студенчества, той части молодежи, которая обучается в высших учебных заведениях.
Основная часть
«Специфическую общность людей, организационно объединенную институтом высшего образования» И. А. Зимняя называет студенчеством [Зимняя 1997: 238]. Студенчество - это «одна из подгрупп широкой социально-демографической группы молодежь» [Чернова 2015: 56], «представляет собой определенную часть молодежи, которая имеет как общие со всей молодежью черты, так и специфические особенности» [Иконникова 1985].
С позиции социально-демографических особенностей, студенчество определяется как «группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением, определенным общественным положением, ролью и статусом и отличающаяся особой стадией социализации, в рамках которой происходит формирование и реализация учебно-профессиональных, общественно-политических и социально-культурных интересов молодых людей в основных сферах жизнедеятельности» [Грищенко 2004]. О. Н. Грищенко выделяет ряд отличительных черт студенчества высшей школы как особой социальной группы [Там же]: «единство цели и мотивации получения высшего образования; однородность состава по возрасту от 17 до 30 лет и образованию». Однако здесь следует отметить, что более поздние исследования студенческого возраста говорят о тенденции расширения «возрастных границ студенческой общности» [Зборовский, Амбарова 2017: 39]; «ограниченность периода существования студенческой группы» (4 года - бакалавриат и 5 лет - специалитет); «стабильность состава на протяжении периода учебы в вузе; строгая последовательность и планомерность учебной работы; престижность социального статуса; социально-групповая сплоченность; довольно высокая интенсивность общения; физическая, нравственная и волевая зрелость, которая наступает, как правило, именно в студенческом возрасте».
С целью анализа психологических характеристик студентов в связи с основным видом деятельности - учебой в вузе, хотелось бы обратиться к исследованию А. И. Васиной и А. Т. Ростовой. Авторы дают описание ценностного статуса образования глазами студентов в современном российском обществе. Согласно их эмпирическим данным, главным, примерно для половины опрошенных студентов всех курсов, является «получение хорошей профессии»; ради «диплома, дающего определенный статус» поступили 30-40 % респондентов; за то, что образование позволяет достичь «высокого уровня культуры» высказалась примерно треть опрошенных; а мнения о том, что высшее образование является залогом «материального благополучия» придерживаются 40 % первокурсников (17-18 лет), но к старшим курсам этот процент снижается до 20-25 [Васина, Ростова 2013: 129].
Ключевой характеристикой обучающихся в вузе является их отношение к будущей профессии, причины, которые определили их выбор. Мы изучили мотивы выбора профессии обучающихся на первом курсе по разным направлениям подготовки: «Агрономия» - условно
студенты-агрономы, «Ландшафтная архитектура» - условно студенты-дизайнеры, «Агроинженерия» - студенты-механики и «Экономика» - студенты-экономисты Пермского государственного аграрно-технологического университета, «Перевод и переводоведение» -студенты-переводчики Пермского государственного национального исследовательского университета и обнаружили некоторые значимые различия в мотивах выбора профессии в зависимости от получаемой профессии. Так студенты-агрономы характеризуются как самые опытные практически, но, в то же время, с самым низким уровнем знаний о профессии. Мотивация к овладению профессией агронома обусловлена в большей степени внешними обстоятельствами (по совету друзей, случайно). Мотивы выбора профессии студентов-механиков можно охарактеризовать как прагматические. Студенты поступили на инженерный факультет с целью получить социально востребованную профессию, гарантирующую работу с приемлемой заработной платой. Интерес к экономике у студентов-экономистов характеризуется в основном бытующим в обществе стереотипом о престижности данной профессии и направлен на получение социально приемлемой профессии, с последующим трудоустройством по специальности. Студенты-переводчики видят в своей будущей профессиональной деятельности хорошую заработную плату, карьерный рост и возможность достижения социального престижа и уважения. Только студенты-дизайнеры выбрали свою профессию под влиянием внутренней мотивации и планируют связать с ней свою жизнь в будущем. Общим для всех групп респондентов являются низкие результаты по утверждениям, которые касаются профессиональных планов. «Проявляя реализм при оценке возможностей выбранной профессии и «примериваясь» к ней, студенты 1-го курса, категорически отказываются ставить перед собой отдаленные профессиональные цели» [Буянова 2015].
На основе теоретического анализа основных специфических черт группы «студенчество» и результатов проведенного собственного социологического исследования, В. М. Петровичев предложил обобщенный социокультурный портрет студенческой молодежи [Петровичев 2012], который для удобства восприятия мы предлагаем в виде таблицы 1.
Таблица 1
Социокультурный портрет студенческой молодежи по В. М. Петровичеву [Петровичев 2012]
Показатель Характеристика
Возраст - абитуриенты (17 лет), успешно сдавшие экзамены и поступившие на бюджетные места (27 % опрошенных) - интеллектуальное ядро студенческого коллектива. - абитуриенты (17 лет), не отличающиеся в школе глубокими знаниями и способностями и поступившие в вуз на бюджетное место с помощью материальной поддержки родителей (оплаты подготовительных курсов, репетиторства и т. д.) (33 %); - абитуриенты (17 лет) с невысоким интеллектуальным уровнем, поступившие в вуз на коммерческой основе (20 %); - абитуриенты (18-20 лет), не поступившие в вуз сразу после школы, проработавшие 1-2 года по предполагаемой специальности (9 % опрошенных) - организационное ядро коллектива, его формальные лидеры; - абитуриенты (19-20 лет), окончившие средние учебные заведения либо прошедшие службу в армии (11 %) - зрелые, сложившиеся личности, оценивающие поступление как решительный и осознанный шаг.
Психологические характеристики студентов - стремление к максимальной самореализации, обусловленное повышенной активностью; - лучшее усвоение и запоминание больших объемов разноплановой информации;
Показатель Характеристика
- корпоративность, обостренное чувство гордости, высокая оценка собственного интеллекта (особенно у первокурсников в среднем 62 %).
Особый вид деятельности - учеба В следствие организации учебного процесса в вузе, значительно отличающейся от школьной - у студентов-первокурсников возникает мнение о легкости обучения в вузе и возможности освоения материала, запланированного в течение семестра, за короткий период перед сессией; - ко 2-3 семестрам, складываются определенные идентификационные типы: - студенты, регулярно посещающие лекции и семинары, своевременно выполняющие текущие задания и удачно сдающие экзамены в период сессии (35 % респондентов); - студенты, умеющие сосредоточиться за короткий отрезок времени перед сессией и сдать вовремя зачеты, хотя лекции посещали нерегулярно и на семинарах не отвечали (43 %); - студенты, крайне редко посещающие аудиторные занятия, систематически имеющие задолженности (22 %).
Материальное положение студентов - студенты, обучающиеся в родном городе, проживающие, как правило, в семьях родителей. Они не планируют бюджет, что определяет их экономическую защищенность и материальную зависимость (42 % респондентов); - иногородние студенты, проживающие в общежитиях и на съемных квартирах; несмотря на материальную поддержку родителей, самостоятельно планируют свой бюджет (58 %); - одни расходуют всю денежную сумму за несколько дней, а потом «перебиваются», испытывая затруднения; - другие планомерно тратят выделенные родителями деньги, не испытывая сильных затруднений; - материальная поддержка родителей и близких (94 % опрошенных); - без поддержки родных (6 %); - получающие стипендию - 1/3 студентов; - дополнительный заработок (подработка) - 12 %.
Ценностный компонент - приоритетная ценность - желание иметь хороших, верных друзей; - 2 место - здоровье, выбранное 75 % опрошенных; - 3 место - интеллект - 74 % опрошенных; - любовь - 70 %; - родственные отношения - 56 %; - деньги, являясь одновременно и целью, и средством; - религиозная вера (20 %) и национальные традиции (18 %). - желание учиться и получить хорошее образование - за углубление специализации высказался 51 %; - за усиление общенаучной специализации - 32 %.
Описанный портрет студенчества, его основные тенденции, эмпирически подтверждаются и более поздними исследованиями [Павлова, Шевалдина 2017; Резник, Носова, Черниковская 2019; Тузиков, Зинурова 2019]. С педагогической точки зрения, прослеживается некоторая парадоксальность ситуации, которая заключается в том, что, при общем, достаточно «низком рейтинге ценности «быть образованным, духовно богатым человеком» современная российская молодежь демонстрирует стремление к образованию» [Васина, Ростова 2013: 129]. Данное предположение подтверждается результатами мониторинга, проведенного Т. С. Базаровой. Оценивая свою учебу в университете, опрошенные студенты отмечают, что они серьезно относятся к своей профессиональной подготовке (68,8 %); 91,5 % утверждают, что они добросовестно относятся к учебе и это
проявляется в их систематической подготовке по всем предметам (78,9 %), но, при этом лишь треть планирует работать по специальности. Общая тенденция, которая прослеживается в отношении молодых людей к образованию, заключается в том, что «молодые люди не осознают истинного предназначения профессионального образования и его ценности для собственного развития, они слабо мотивированы на получение профессии не только в момент поступления в вуз, но и в период обучения. Это обстоятельство противоречит сути студенческого периода» [Профессионализация личности студента ... 2020: 45].
Интересным представляется тот факт, что 72,9 % опрошенных, согласно исследованиям Т. С. Базаровой, хотят обучаться, так как их преподаватели «работают заинтересованно, готовы дополнительно объяснять, помогать, стремятся подготовить хороших специалистов» [Базарова 2017: 107]. Данные результаты актуализируют проблему важности и значимости деятельности преподавателя в формировании мотивации у молодых людей к обучению в вузе. Это подтверждается и данными интернет-опроса МИА «Россия сегодня»: «студентов по-прежнему волнует заинтересованность, профессионализм и возраст преподавателей» [Российские вузы глазами студентов 2017]. Подтверждением является также мнение Н. Л. Нижневой-Ксенофонтовой, Н. Н. Нижневой, В. А. Ксенофонтова, которые, рассматривая факторы, влияющие на эффективность обучения студента и определяющие его социально-психологический портрет, выделяют две категории: 1) система ценностей, уровень подготовки и информированности, особенности индивидуального отношения к обучению как деятельности при поступлении в вуз; 2) условия организации учебного процесса в вузе - «уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т. п.». При этом, авторы утверждают, что «факторы второй категории постепенно становятся первостепенными» [Нижнева-Ксенофонтова, Нижнева, Ксенофонтов 2020: 11].
Заключение
Теоретический анализ социологических и психолого-педагогических исследований позволяет сделать следующие обобщения. Студенчество как социально-демографическая группа характеризуется возрастным периодом от 17 до 30 лет и старше, финансово зависимая от родных и близких, объединенная одним видом ведущей деятельности -получение профессионального образования. К психологическим характеристикам, отличающим студенчество от людей других возрастных групп, относятся бурное развитие всех психических явлений, способность к быстрой обработке большого объема информации, противоречивость отношений к окружающей действительности, что представляет собой процесс самоутверждения, поиска своей жизненной, ценностной позиции, самосознания и самоопределения (личного, жизненного, профессионального).
Структура ценностных ориентиров, имеющих примерно одинаковую значимость в студенческом возрасте, выглядит следующим образом: друзья; здоровьесбережение; развитие интеллектуальных способностей; любовь и родственные отношения. Мотивы выбора молодыми людьми того или иного направления профессионального обучения различны. Вероятно, это связано с уровнем престижности и социальной стабильности будущей специальности. Обучение в вузе воспринимается студентами скорее как получение социального статуса, а не профессиональных навыков для будущей трудовой деятельности. Одним из значимых факторов, определяющих смысложизненные ориентиры молодых людей и их отношение к обучению в вузе является личность преподавателя, что, безусловно, накладывает особую ответственность.
Список литературы
Базарова Т. С. Социально-педагогические особенности современного студенчества // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 105-109.
Буянова Г. В., Гитман E. К. Учет мотивов выбора профессии в воспитательной работе вуза // В мире научных открытий. 2015. № 7. С. 1477-1493.
Васина А. И. Ценностный статус образования современной российской молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 2 (118). С. 129-132.
Гришин E. E. Концепция понятия «Студенчество» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 4. С. 112-116.
Грищенко О. H. Проблемы занятости выпускников вузов Республики Башкортостан: дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2004. 170 с.
Замахина Т. Госдума одобрила проект о повышении возраста молодежи до 35 лет [Электронный ресурс] // Российская газета. 11.11.2020. URL: https://rg.ru/2020/11/11/gosduma-odobrila-proekt-o-povyshenii-vozrasta-molodezhi-do-35-let.html (дата обращения: 14.11.2020).
Зборовский Г. E., Амбарова П. А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 38-49.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 238-242.
Иконникова С. H. Социология и молодёжь. Л.: Знание, 1985. 31 с.
Ковзиридзе М. А. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. 2011. № 8. С. 92-100.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
Hижнева-Ксенофонтова H. Л., Hижнева H. H., Ксенофонтов В. А. Мотивация студентов в вузе: ключевые вопросы // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 9-17.
Павлова В. E., Шевалдина E. И. Студенчество как социальная группа и социально-ценностные ориентации // Инновационная наука. 2017. Т. 2. № 4. С. 193-196.
Петровичев В. М. Современное студенчество: проблемы социокультурной самоидентификации // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 1-1. С. 52-60.
Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности / Г. В. Буянова, E. К. Гитман, Т. В. Попова, H. С. Долматова // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 4. С. 44-60.
Радченко А. Ф. Молодежь и ее возрастные границы // Социология власти. 2012. № 3. С.19-29.
Резник С. Д., ^сова E. В., Черниковская М. В. Управление изменениями социальной устойчивости студентов высших учебных заведений России // Менеджмент в социальных и экономических системах: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Пензенский гос. агр. ун-т, 2019. С.267-272.
Российские вузы глазами студентов - 2017 [Электронный ресурс] // РИА ^вости URL: https://ria.ru/abitura_rus/20170209/1487472218.html?inj=1 (дата обращения: 15.05.2018).
Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1. С. 127-133.
Тузиков А. Р., Зинурова Р. И. Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 40-51.
Чернова С. В. Студенчество: смысловая доминанта // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 9. С. 56-61.
References
Bazarova T. S. Sotsial'no-pedagogicheskie osobennosti sovremennogo studenchestva [Socio-pedagogical features of modern students]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 4, pp. 105-109. (In Russ.)
Buianova G. V., Gitman E. K. Uchet motivov vybora professii v vospitatel'noi rabote vuza [Taking into account the motives of choosing a profession in the educational work of the university]. V mire nauchnykh otkrytii, 2015, no. 7, pp. 1477-1493. (In Russ.)
Vasina A. I. Tsennostnyi status obrazovaniia sovremennoi rossiiskoi molodezhi [The value status of education of modern Russian youth]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 1: Regionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turologiia, 2013, no. 2 (118), pp. 129-132. (In Russ.)
Grishin E. E. Kontseptsiia poniatiia "Studenchestvo" v sotsiologii [The concept of "Studentship" in sociology]. VestnikMaikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2014, no. 4, pp. 112116. (In Russ.)
Grishchenko O. N. Problemy zaniatosti vypusknikov vuzov Respubliki Bashkortostan [Problems of employment of university graduates of the Republic of Bashkortostan]. Ph. D. thesis. Ufa, 2004, 170 p. (In Russ.)
Zamakhina T. Gosduma odobrila proekt o povyshenii vozrasta molodezhi do 35 let [The State Duma approved a project to raise the age of youth to 35 years]. Russian newspaper. 11.11.2020, available at: https://rg.ru/2020/11/11/gosduma-odobrila-proekt-o-povyshenii-vozrasta-molodezhi-do-35-let.html (accessed: 14 November 2020). (In Russ.)
Zborovskii G. E., Ambarova P. A. "Vzroslenie" studenchestva kak fenomen meniaiushchegosia vysshego obrazovaniia ["Growing up" of students as a phenomenon of changing higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 4, pp. 38-49. (In Russ.)
Zimniaia I. A. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical psychology]. Rostov-on-Don, Feniks, 1997, pp. 238-242. (In Russ.)
Ikonnikova S. N. Sotsiologiia i molodezh' [Sociology and youth]. Leningrad, Znanie, 1985, 31 p. (In Russ.)
Kovziridze M. A. Professional'naia motivatsiia studencheskoi molodezhi [Professional motivation of student youth]. Trud i sotsial'nye otnosheniia, 2011, no. 8, pp. 92-100. (In Russ.)
Kon I. S. Psikhologiia rannei iunosti [Psychology of early adolescence]. Moscow, Prosveshchenie, 1989, 256 p. (In Russ.)
Nizhneva-Ksenofontova N. L., Nizhneva N. N., Ksenofontov V. A. Motivatsiia studentov v vuze: kliuchevye voprosy [Motivating students at the university: key issues]. Gumanitarnye issledovaniia. Pedagogika i psikhologiia, 2020, no. 1, pp. 9-17. (In Russ.)
Pavlova V. E., Shevaldina E. I. Studenchestvo kak sotsial'naia gruppa i sotsial'no-tsennostnye orientatsii [Students as a social group and social value orientations]. Innovatsionnaia nauka, 2017, vol. 2, no. 4, pp. 193-196. (In Russ.)
Petrovichev V. M. Sovremennoe studenchestvo: problemy sotsiokul'turnoi samoidentifikatsii [Modern students: problems of sociocultural self-identification]. Izvestiia TulGU. Gumanitarnye nauki, 2012, no. 1-1, pp. 52-60. (In Russ.)
Buianova G. V., Gitman E. K., Popova T. V., Dolmatova N. S. Professionalizatsiia lichnosti studenta v period obucheniia v vuze: etapy razvitiia professional'noi napravlennosti [Professionalization of a student's personality during the period of study at a university: stages of development of a professional orientation]. Science for Education Today, 2020, vol. 10, no. 4, pp. 44-60. (In Russ.)
Radchenko A. F. Molodezh' i ee vozrastnye granitsy [Youth and their age limits]. Sotsiologiia vlasti, 2012, no. 3, pp.19-29. (In Russ.)
Reznik S. D., Nosova E. V., Chernikovskaia M. V. Upravlenie izmeneniiami sotsial'noi ustoichivosti studentov vysshikh uchebnykh zavedenii Rossii [Management of changes in social stability of students of higher educational institutions in Russia]. Menedzhment v sotsial'nykh i ekonomicheskikh sistemakh. Sbornik statei XIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza: Penzenskij gos. agr. un-t, 2019, pp. 267-272. (In Russ.)
Rossiiskie vuzy glazami studentov - 2017 [Russian universities through the eyes of students - 2017]. RIA News, available at: https://ria.ru/abitura_rus/20170209/ 1487472218.html?inj=1 (accessed: 15 May 2018). (In Russ.)
Sergeev R. V. Molodezh' i studenchestvo kak sotsial'nye gruppy i ob"ekt sotsiologicheskogo analiza [Youth and students as social groups and an object of sociological analysis]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 1: Regionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turologiia, 2010, no. 1, pp. 127-133. (In Russ.)
Tuzikov A. R., Zinurova R. I. Sotsiologiia studenchestva: teoreticheskii status i issledovatel'skie praktiki [Sociology of students: theoretical status and research practices]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no. 6, pp. 40-51. (In Russ.)
Chernova S. V. Studenchestvo: smyslovaia dominanta [Students: sence dominant]. Bulletin of Vyatka State Humanitarian University, 2015, no. 9, pp. 56-61. (In Russ.)