DOI 10.15826/umpa.2019.01-2.009
СМОГУТ ЛИ СТУДЕНТЫ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ?
С. Д. Резник, М. В. Черниковская
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Россия, 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28; [email protected]
Аннотация. Исследовательская статья, цель которой - рассмотрение результатов исследования приоритетов жизни, социальной устойчивости и готовности студентов российских университетов управлять своей жизнью и профессиональной деятельностью, разработка на этой основе комплекса образовательных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников российских вузов.
Изучены следующие работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам студенчества: Целюгина И. Б., Соколова Э. А., Подвойский В. П., Ласкин А. А., Кустикова Ю. О., Метелев С. Е., Кудряшов Е. В., Паначев В. Д., Князькова О. Н., Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г., Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В., Marjolein Zee, Peter F. de Jong, Helma M. Y., I. Cunningham, Longobardi C., Iotti N. O., Jungert T., Settanni M., Adams R. S., Bradbury H.
Для проведения исследования использованы методы анкетирования, экспертного опроса, сравнения, декомпозиции, группировки. В генеральную совокупность исследования включены студенты региональных университетов России. Выборочная совокупность исследования составила более 400 студентов из 13 государственных вузов 5 федеральных округов Российской Федерации, а также привлечены 36 опытных экспертов. Анализируются жизненные ориентиры и перспективы повышения готовности российского студенчества к управлению собственной жизнью. Показано, как изменения в системе организации обучения влияют на жизнедеятельность студенчества.
В результате проведенного исследования выявлено то, что на желание абитуриентов обучаться в вузе приоритетное влияние оказывает понимание необходимости личностного и профессионального развития для успешного будущего трудоустройства и профессиональной карьеры. Мотивами получения высшего образования являются: престижность получения высшего образования и избираемой профессии, востребованность на рынке труда, перспективы повысить свое материальное благосостояние. Основным фактором, повлиявшим на выбор профессии, студенты считают учет ими своих способностей.
Научная новизна результатов исследования заключается в изучении актуальной проблемы социальной устойчивости студентов, их готовности к управлению собственной жизнью, ранее не рассмотренной отечественными и зарубежными авторами.
Результаты мониторинга свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы университетов по активизации включения студентов в процессы учебной, научной и общественной деятельности, а также о необходимости подготовки к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.
Представлен опыт разработки и использования специальных образовательных технологий, повышающих социальную студенческую устойчивость, решающих проблемы, выявленные в результате проведенного исследования. Использование студентами и преподавателями вузов России результатов исследования будет способствовать повышению социальной устойчивости студентов вузов России, ускорит их готовность к самостоятельной жизни и деятельности.
Ключевые слова: студенты России, университет, приоритеты жизни, адаптация в вузе, готовность к реальной деятельности, социальная устойчивость, специальные образовательные технологии
Для цитирования: Резник С. Д., Черниковская М. В. Смогут ли студенты управлять своей жизнью? Университетское управление: практика и анализ. 2019; 23(1-2): 111-121. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.009
DOI 10.15826/umpa.2019.01-2.009
WILL STUDENTS BE ABLE TO MANAGE THEIR LIVES?
S. D. Reznikа, M. V. Chernikovskayab
Penza State University of Architecture and Construction 28 G. Titova str., Penza, 440028, Russian Federation; [email protected]
Abstract. This research article aims at observing the results of studying Russian students' life priorities, social sustain-ability, their readiness to manage their life and professional activities, and at developing on this basis a set of educational technologies supposed to improve the graduates of Russian universities' competitiveness. There are analyzed the
works of Russian and foreign authors (I. B. Tselyugina, E. A. Sokolova, V. P. Podvoisky, A. A. Laskin, Yu. O. Kustikova, S. E. Metelev, E. V. Kudryashov, V. D. Panachev, O. N. Knyazkova, Zh. V. Puzanova, A. G. Tertyshnikova, V. A. Tishkov, R. E. Barash, V. V. Stepanov, Zee Marjolein, Peter F. de Jong, M. Y. Helma, I. Cunningham, C. Longobardi, N. O. Iotti, T. Jungert, M. Settanni, R. S. Adams, H. Bradbury), devoted to the problems of students. Within the study, the methods of questionnaire, expert survey, comparison, decomposition, and grouping have been used. The research referred to students from Russian regional universities. The sample included more than 400 students from 13 state universities located in 5 federal districts of the Russian Federation, and involved 36 experts. There are analyzed Russian students' life guidelines and prospects for increasing their readiness to manage their own lives. Changes in the organization of education are shown to be affecting the students' livelihood. According to the results of the survey, it is the understanding of the importance of personal and professional development for successful future employment and professional career that has the priority influence over the applicants' desire to study at the university. The motives for getting higher education are its necessity for the chosen profession, demand for it at the labor market, prospects for improving their material well-being. The main factor that influences the choice of profession is considered to be the students' abilities. The research is original, as it studies the important problem of students' social sustainability, their readiness to manage their own lives. This problem has not been previously considered by domestic and foreign authors. The results of the monitoring indicate the necessity and possibility of purposeful work within our universities on more active involving students in the processes of educational, scientific and social activities, on preparing them for future professional activities and independent life. The article presents the experience of working out and using special educational technologies, which should increase students' social sustainability when solving problems identified within the research. The results of the research should show to the Russian students the ways to increase their social sustainability and to accelerate their readiness for independent life and activities.
Keywords: Russian students, university, life priorities, adaptation at the university, readiness for real activity, social sustainability, special educational technologies
For citation: Reznik S. D., Chernikovskaya M. V. Will students be able to manage their lives? University Management: Practice and Analysis. 2019; 23(1-2): 111-121. (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.009
Введение
Российские студенты! Кто и какие они в современных условиях? Конечно, они разные. У них разные родители, разные образовательные школы, вузы, регионы, разные интересы и представления, разные способности, наконец. И такими мы должны их воспринимать.
Вместе с тем студенты России обладают и общими чертами. Вчера они были одними, потому что страна была другой, сегодня они уже не такие, как вчера, а завтра? И об этом мы, преподаватели высшей школы, должны думать уже сейчас. Ведь готовить своих студентов мы должны не только для жизни в современном обществе, но и для будущего нашей страны, ее экономики и общества.
Стремление к получению высшего образования в некоторых странах, в том числе и в России, стало практически всеобщим. Согласно М. Троу, если в элитной системе получение высшего образования было привилегией класса и самых талантливых студентов, то в системе массового (и тем более универсального образования) обучение в вузе становится ожидаемым, обязательным шагом практически независимо от способностей или социального происхождения [1].
Роль университетского образования в процессе подготовки высококлассных специалистов, конкурентоспособных на глобальном и национальном рынке труда, трудно переоценить.
Конкурентоспособность современных выпускников на рынке труда, их соответствие запросам рынка являются сегодня важными критериями оценки эффективности деятельности высших учебных заведений [2].
Целью исследования является анализ приоритетов жизни, социальной устойчивости и готовности студентов российских университетов к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, разработка на этой основе комплекса образовательных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников российских вузов.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические подходы к изучению студенчества и его социальной роли в жизни общества.
2. Разработана методика исследования жизненных приоритетов и социальной устойчивости студентов.
3. Проведено исследование студентов региональных вузов России по нескольким направлениям:
- интеллектуальная и мотивационная готовность абитуриентов к обучению в вузе;
- адаптационные процессы у студентов младших курсов;
- интерес студентов к учебе и научной деятельности;
- личная организованность студентов;
- готовность студенческой молодежи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства;
- влияние семейного окружения на личностное и профессиональное развитие студентов. Представлен опыт эффективного использования специальных образовательных технологий, повышающих социальную устойчивость студентов.
Объектом исследования выступили студенты высших учебных заведений России, а предметом -приоритеты их жизнедеятельности и социальная устойчивость.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что акцент делается на проблеме социальной устойчивости студентов, их готовности к реальной и практической деятельности, ранее не изученной отечественными и зарубежными авторами.
Студенчество и его социальная роль в жизни общества
Молодое поколение России является стратегическим ресурсом нашего государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны. Молодое поколение своеобразно воспринимает ценности и традиции старшего поколения, что ведет к разрыву преемственности. Между тем, именно на этой основе формируются потенциал для развития общества, готовность к усвоению и практическому применению новых знаний, умений и навыков [3].
Термином «студенчество» обозначают всю совокупность студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и другими признаками: общественным положением, ролью и статусом, особой стадией социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. Студенчество как особая группа населения возникла в Европе в XII в. одновременно с первыми университетами [4].
Студенческая молодежь отличается границами возрастных периодов. Их принято выделять в диапазоне от 15 до 30 лет. Обычно к 30 годам человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает относительно стабильное положение в обществе.
Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной направленностью и сформированностью отношения к будущей профессии [5].
Проблемам изучения жизнедеятельности студентов высших учебных заведений посвящены работы многих авторов.
В работе Цилюгиной И. Б. [6], рассматриваются проблемы адаптации студентов и способы их разрешения. Отношению студентов старших курсов к формированию идеального образа студента университета посвящена работа Соколовой Э. А. [7]. Подвойский В. П., Ласкин А. А., Кустикова Ю. О. занимались изучением проблем студенческого самоуправления как средства развития социально активной личности студента [8].
Главной роли студента в высшем учебном заведении уделено внимание в работе Метелева С. Е. [9]. Кудряшов Е. В., Паначев В. Д. занимались изучением проблем социализации студентов [10]. Князькова О. Н. в своих работах показала значимость культуры самоорганизации студентов провинциальных вузов [11].
Отношение студентов к собственному здоровью рассмотрено в работе Пузановой Ж. В., Тертышниковой А. Г. [12]. Жизненным стратегиям и планированию жизни студентов посвящена работа Тишкова В. А., Бараша Р. Э. [13].
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов исследована такими авторами, как Marjolein Zee, Peter F. de Jong, Helma M. Y. [14]. Подготовка и обучение студентов рассматривались в работе I. Cunningham [15].
Longobardi C., Iotti N. O., Jungert T., Settanni M. в своей статье придают значение взаимоотношениям преподавателей со студентами, что является определяющим в формировании их социального статуса [16]. В статье Adams R. S., Beh^ N., Mann L., Wilsonа D. раскрыты проблемы устойчивости студентов в сложных ситуациях. В ней представлены результаты исследования, характеризующие способность студентов формулировать проблемы и сценарий их разрешения [17].
По мнению Bradbury H., уделяя внимание собственной устойчивости, студенты извлекают пользу из вопросов о том, что поддерживает их собственную жизнь, жизнь тех, о ком они заботятся, и организации, в которой они работают [18].
В системе высшего образования происходят серьезные преобразования, в том и числе изменяются и взгляды студентов, их отношение к планированию будущей жизненной траектории, чем вызвана необходимость проведенного нами мониторинга.
Несмотря на комплекс выполненных ранее исследований, проблема готовности студенчества к управлению собственной жизнью и деятельностью остается изученной недостаточно. В частности, не рассмотрены в комплексе вопросы, касающиеся готовности студентов к обучению в вузе и получению высшего образования, личной организованности, способности управлять своей жизнью, проявления интереса к учебе и научной деятельности, готовности студенческой молодежи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства, роли семейного окружения в личностном и профессиональном развитии студентов.
Методические подходы к исследованию (методы и инструменты)
Мониторинг жизнедеятельности студентов, проведенный в 2017-2018 гг., был осуществлен на основе специальной анкеты. Генеральной совокупностью исследования явились студенты высших учебных заведений РФ, в основном представляющих регионы страны.
В выборочную совокупность попали более 400 студентов 13 государственных вузов Российской Федерации, представляющих 5 федеральных округов, в том числе вузы Екатеринбурга, Краснодара, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары, Ставрополя, Таганрога и других городов Российской Федерации.
81 % опрошенных студентов составили представители женского пола и 19 % - мужского. Возраст студентов составляет: 17 лет (7 %), 18 лет (28 %), 19 лет (26 %), 20 лет (17 %), 21 год (11 %), 22 года (7 %), 23 года (2 %), 24 года (1 %), старше 24 лет (2 %), средний возраст опрошенных студентов - 19 лет.
33 % опрошенных обучались на первом курсе, 27 % - на втором, 17 % - студенты третьего курса, 14 % - студенты четвертого курса, 9 % обучались в магистратуре.
В качестве экспертов выступили 36 высококвалифицированных специалистов вузов России, среди которых - 5,6 % директора филиалов вузов и проректоры университетов, 13,9 % - деканы факультетов, 22,2 % - заведующие кафедрами, 25,0 % - профессора кафедр, 33,3 % - доценты кафедр [19].
Оценка социальной устойчивости студентов была проведена по шести основным факторам, формирующим ее: готовности к обучению в высшем учебном заведении, экономической самостоятельности, личной организованности, культуре
поведения в обществе, здоровье и работоспособности, готовности к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства.
Максимальное (идеальное) значение коэффициента социальной устойчивости было принято за единицу. Интегральный (обобщенный) коэффициент социальной устойчивости студенчества определялся как средневзвешенное значение коэффициентов устойчивости по каждому из шести оцениваемых факторов с учетом их веса в системе. Веса факторов как элементов системы социальной устойчивости студентов мы определяли с помощью экспертов.
Результаты исследования
Интеллектуальная и мотивационная готовность абитуриентов к обучению в вузе. На желание студентов получить высшее образование приоритетное влияние (52 %) оказало понимание необходимости личностного и профессионального развития для успешного трудоустройства в будущем, 14 % студентов поступили в вуз, испытывая особый интерес к учебной деятельности, процессу получения новых знаний. Престижность самого факта наличия высшего образования послужила мотивом для поступления в вуз 15 % опрошенных студентов, а 12 % студентов поступлением в вуз пытались отсрочить выход на работу или призыв в армию (табл. 1).
Общественное мнение диктует молодежи стереотипы о высокой значимости наличия диплома о высшем образовании, обеспечивающем успешное трудоустройство, рост и развитие в будущем. Квалифицированные преподаватели, привлеченные в качестве экспертов, выделили среди мотивов, определяющих желание студентов обучаться в высшем учебном заведении, престижность наличия высшего образования (табл. 1).
Наиболее значимыми для всех студентов являются профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы. Для студентов - первокурсников характерны: профессиональная устремленность, желание познакомиться с профессией, стремление к ее усвоению и достижению успеха в этой деятельности, высокий уровень притязаний и ожиданий относительно обучения в университете. Однако при высоком общем уровне мотивации внутренняя мотивация к обучению остается на достаточно низком уровне: при выполнении учебных заданий первокурсники ориентируются не на собственные интересы, а скорее, на традиции, правила, нормы, стараются «не отставать от других» и «не получать плохие оценки» [20].
Таблица 1
Мотивация желания студентов обучаться в вузе
Table 1
Motivation of students to study at university
№ п/п Мотивы желания студентов обучаться в вузе Всего, %
1 Понимание необходимости личностного и профессионального развития для благополучного трудоустройства 52,3
2 Престижность наличия высшего образования 15,2
3 Интерес к учебной деятельности и к процессу получения новых знаний 13,3
4 Стремление отодвинуть момент «выхода на работу» или «призыва в армию» 12,1
5 Другие мотивы (случайный выбор, желание учиться на бюджетной основе, целевое направление и др.) 7,1
Итого 100,0
Адаптационные процессы у студентов младших курсов. Успех подготовки в вузе будущего специалиста во многом зависит от ускорения его адаптации на младших курсах обучения, от того, как быстро он овладеет знаниями и навыками, необходимыми для его дальнейшего функционирования в студенческой среде.
Результаты опроса показали, что 43,9 % опрошенных студентов считают, что благополучность процесса их адаптации в большей степени зависит от собственного характера и темперамента, 22,6 % считают, что от уровня самостоятельности, а от особенностей студенческой группы - 22,8 % ответивших. Остальные 10,6 % склонны считать, что процесс адаптации зависит от содержания и уровня развития организационной культуры в вузе (табл. 2). Мнение экспертов в данном случае отличается от мнения студентов.
Среди факторов, влияющих на сроки и качество адаптации, эксперты выделили состояние организационной культуры в вузе (27,2 %), а фактору, который многие студенты считали значимым (их самостоятельность), эксперты придали меньшее значение (23,4 %).
Интерес студентов к учебе в научной деятельности. В результате исследования выявлены трудности, встречающиеся у студентов в процессе обучения в вузе (табл. 3). Большинство студентов (50,9 %) отметили трудности адаптации к новым для них формам обучения. Условия обучения во многом отличаются от школьной системы образования, и чтобы к ним привыкнуть, нужно время. 22,3 % студентов отметили трудности в общении со сверстниками. 15,4 % студентов назвали свои варианты трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в процессе обучения: совмещение
Факторы зависимости сроков адаптации студента к условиям обучения в вузе
Factors depending on the timing of a student's adaptation to the conditions of studying at the university
Таблица 2
Table 2
№ н/н Варианты ответов Студенты, % Эксперты, %
1 От характера и темперамента студента 43,9 24,8
2 От особенностей студенческой группы 22,8 24,6
3 От уровня самостоятельности студента 22,6 23,4
4 От содержания и уровня развития организационной культуры в вузе 9,2 27,2
5 От других факторов (от уровня школьного образования, от воспитания, от количества знакомых в вузе, от умения общаться и взаимодействовать с людьми) 1,5 -
Итого 100,0 100,0
Таблица 3
Сравнительные оценки экспертами и студентами трудностей обучения студентов в вузе
Table 3
Comparative experts' and students' estimates of the difficulties of teaching students in higher school
№ п/п Варианты ответов Студенты, % Эксперты, %
1 Трудности освоения учебного материала - 37,3
2 Трудности адаптации к условиям обучения в вузе 50,9 31,5
3 Трудности общения с преподавателями 11,4 1S,o
4 Трудности общения со сверстниками 22,3 13,2
5 Другие проблемы (совмещение учебы и общественной деятельности, недостаток сна, нехватка времени, непонимание учебных дисциплин и др.) 15,4 -
Итого 100,0 100,0
учебы и общественной деятельности, недостаток сна, нехватка времени, непонимание учебных дисциплин. 11,4 % студентов испытывали трудности в общении с преподавателями.
37,3 % экспертов среди трудностей студентов выделяют сложности в освоении учебного материала. Многие из них (31,5 %) указывают на трудности студентов в адаптации к условиям обучения в вузе. Эксперты (18 %) также считают, что у студентов часто возникают трудности в общении с преподавателями, а часть экспертов (13,2 %) отметили трудности в общении со сверстниками (табл. 3).
В рамках исследования студентам предлагалось оценить сложность обучения в высшем учебном заведении. 67 % студентов отметили, что им нравится процесс обучения, однако существуют учебные дисциплины, освоение которых дается с трудом. 16,8 % студентов в основном берутся за учебу в сессию, а в течение семестра уделяют учебе мало времени.
С большим интересом учится только десятая часть студентов (10,9 %). Часть студентов, принявших участие в исследовании, испытывают значительные сложности в обучении: 3,6 % студентов чувствуют, что не смогут закончить обучение в вузе, каждую сессию находятся на грани отчисления, 1,7 % студентов обучение дается трудно, они часто обращаются за помощью к репетиторам или к другим людям.
Одной из актуальных проблем высшей школы является успеваемость студентов. Это связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высокими темпами развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки. Кроме того, как было отмечено выше, не все студены, поступив в вуз, стре-
мятся к получению знаний, что вызывает особые сложности в обучении и сдаче сессии [21].
Важным для будущего современного студента в процессе обучения является участие в научно-исследовательской работе. Студенческая наука - это начало науки, ее истоки, когда человек делает первые шаги в исследованиях, пишет первые работы, учится быть самостоятельным. Здесь важно сделать правильный выбор, направления исследования, чтобы потом не потерять интерес к нему и продолжить научный поиск на более профессиональном уровне.
Об интересе студентов к научным исследованиям свидетельствуют следующие результаты (табл. 4): 28,3 % студентов с интересом участвуют в научных исследованиях совместно с преподавателями кафедры, 49,4 % ответивших относятся к научным исследованиям равнодушно, занимаются исследованиями только по необходимости в соответствии с учебными планами, а 22,3 % студентов не участвуют в студенческой науке. Экспертам при оценке интереса студентов к научной работе предлагалось проставить удельные веса, характеризующие интерес студентов к научным исследованиям. По мнению экспертов, 39 % студентов равнодушно относятся к научным исследованиям, занимаются исследованиями только по необходимости, чуть меньше студентов (31 %) совместно с преподавателями кафедр с интересом участвуют в научных исследованиях. Почти треть студентов (30 %) не участвует в студенческой науке, им очень сложно вникнуть в суть исследовательской деятельности.
Личная организованность студентов. Важным моментом в организации жизни студентов является их личная организованность, способность управлять собственной жизнью. Основные результаты хорошей личной организованности
Таблица 4
Оценка экспертами интереса студентов к научным исследованиям
Table 4
The expert's Evaluation of the student's interest to research
Все эксперты, % в том числе
№ п/п Варианты ответов доктора наук, % кандидаты наук, %
1 Студенты равнодушно относятся к научным исследованиям, занимаются исследованиями только по необходимости 39,0 38,7 39,6
2 Студенты совместно с преподавателями кафедр с интересом участвуют в научных исследованиях 31,0 31,7 30,8
3 Студенты не участвуют в студенческой науке, им очень сложно вникнуть в суть исследовательской деятельности 30,0 29,6 29,6
Итого 100,0 100,0 100,0
должны состоять в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни, легче преодолевать внешние обстоятельства как в учебе, так и в личной жизни.
Природные особенности человеческого восприятия информации требуют обращения к особым технологиям работы и заставляют приобретать особые навыки систематического ведения записей. Студентам был задан вопрос, используют ли они в своей практике инструменты планирования своей жизни и личной деятельности.
39,2 % студентов ничего не записывают, свои планы пытаются держать в голове, 24,4 % студентов используют для планирования обычные листы бумаги, блокноты. Еженедельником или записной книжкой пользуются 21 % студентов, а электронную записную книжку используют 11,5 % студентов. Специальным еженедельником студента, нацеливающим на высокую самоорганизацию студенческой жизни, пользуются только 3,9 % студентов.
Культура и спорт в жизни студентов. Важным элементом культуры студенческого сообщества является участие студентов в работе органов студенческого самоуправления. По результатам исследования выявлено, что почти 60 % из них не проявляют интереса к такой деятельности, а 36,5 % студентов принимают участие в самоуправлении на разных ролях: организаторских, исполнительных - или просто имеют членство в таких органах.
Студенческое самоуправление создает новые возможности для самоопределения личности, появления молодежных инноваций в различных сферах общества. К сожалению, почти 60 % студентов не принимают участия в культурных ме-
роприятиях, проводимых вузами. Только 22,3 % студентов активно участвуют в культурной жизни вуза. 16,9 % студентов посещают культурные мероприятия в качестве зрителей.
Фактором, который влияет не только на гармоничное развитие студента, но и на успешность освоения профессии, на плодотворность его будущей профессиональной деятельности, выступает здоровье студента.
В экономике труда известен постулат, который емко оценивает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здоровья человека: человек может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к реальным трудовым ресурсам.
Наше исследование свидетельствует о том, что студенты уделяют спорту и собственному здоровью недостаточное внимание.
Например, интерес студентов к спорту проявляется следующим образом: 35,5 % - несколько раз в неделю ходят в тренажерный зал (фитнес-клуб), 21,6 % не занимаются спортом и физической культурой, не находят на это времени, 14,1 % занимались в разных спортивных секциях раньше, 9,4 % студентов профессионально занимаются спортом уже много лет, имеют спортивные разряды.
За своим питанием совсем не следят 20 % опрошенных студентов, 65 % стремятся к здоровому питанию, но это получается у них не всегда, правильным рационом питания только руководствуются 15 % опрошенных студентов.
Готовность студенческой молодежи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства. Важнейшим социальным институтом человечества, основной ячейкой общества является семья. Именно в ней развертывается процесс социализа-
ции, и любые, даже неярко выраженные изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях жизни, общества.
Проведенный опрос позволил нам выявить отношение студенческой молодежи к созданию семьи. 46,8 % считают себя вообще не готовыми к созданию семьи и взятию на себя ответственности за это, а 37,8 % имеют желание создать семью, но на данный момент не хотят брать на себя ответственность и обязательства; и только 11,1 % опрошенных студентов считают себя психологически и финансово готовыми к созданию семьи.
82,8 % студентов придают большое значение важности семейного благополучия. 13,7 % считают семейное благополучие менее значимым, чем наличие хорошей работы. 3,5 % студентов на первое место ставят карьерный рост.
Роль семейного окружения в личностном и профессиональном развитии студентов. Важным фактором в жизни студентов является участие родителей в их подготовке к самостоятельной жизни. Студентам был задан вопрос «Как часто ваши родители интересуются вашей студенческой жизнью, успехами или неудачами в учебе?»
Большинство родителей (59,3 %) интересуются студенческой жизнью сына или дочери постоянно, у 17,7 % - только тогда, когда студент сам привлечет внимание родителей к своим студенческим проблемам, у 17,3 % - не чаще одного раза в неделю, а 5,8 % родителей не проявляют интереса к студенческой жизни своих детей.
Родители 46,4 % студентов пытаются расширять их кругозор, 38,9 % студентов считают, что родители делятся с ними своим жизненным опытом, но в расширении кругозора их реальная роль мала, а 14,7 % студентов не считают жизненный опыт своих родителей полезным для себя.
Таким образом, из анализа видно, что большинство родителей не равнодушны к будущему своих детей, их становлению в жизни, стараются активно влиять на эти процессы.
Результаты нашего исследования в целом свидетельствуют о недостаточном пока уровне социальной устойчивости современного студенчества, его готовности к самостоятельной жизни и деятельности, поэтому повышение социальной устойчивости миллионов российских студентов является социально значимой и реальной задачей высшей школы России.
С целью повышения готовности студентов к реальной жизни и развития умений ею управлять в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства разработаны и успешно реализуются специальные образовательные технологии.
Например, с первого семестра обучения бакалавров в рамках годичного учебного курса «Введение в профессию» студенты изучают специальный курс «Карьерный менеджмент». В этот же период студенты-первокурсники получают первую практику трудоустройства: предъявляя свои резюме, пытаются устроиться на работу и затем коллективно на занятиях анализируют итоги своих усилий, пишут курсовую работу «Моя карьера».
На втором году обучения уделяется внимание формированию культуры студентов, их имиджа, внешнего вида, личного поведения, речи в повседневной жизни. Подготовлено специальное учебное пособие «Формирование организационной культуры в студенческой среде», защищена диссертация на эту тему. В рамках учебного курса «Организационное поведение» студенты осваивают правила построения взаимоотношений с преподавателями и студентами, выполняют научно-исследовательские работы, учатся писать научные статьи, принимают участие во всероссийских конкурсах научных работ.
Переход к рыночным отношениям поставил перед обществом задачу развития предпринимательства среди молодежи. Поэтому на третьем году обучения бакалавров студенты института обучаются основам предпринимательской деятельности. В рамках этого курса студенты осваивают алгоритм открытия собственного дела (бизнес-идея, бизнес-план, юридическое оформление и т. д.), учатся взаимодействию с органами исполнительной власти региона и предпринимательской средой, делают доклады на конференциях, форумах, круглых столах по вопросам развития малого бизнеса, приобретают предпринимательские компетенции в рамках участия в деятельности фирм Института студенческих лидеров, открывают реальные коммерческие предприятия. На этой основе в университете разработан и используется учебник «Основы предпринимательской деятельности», практические пособия «Основы личной конкурентоспособности» и «Еженедельник предпринимателя».
Для женской большей половины нашего студенчества подготовлено специальное пособие «Менеджмент: технологии продвижения женщин в менеджменте и бизнесе».
И наконец, на заключительном, четвертом году обучения бакалавров, когда студенты уже могут задумываться о создании своих семей, наши бакалавры обучаются науке ведения домашнего хозяйства. По этим проблемам защищены две кандидатские диссертации, подготовлено учебное пособие «Менеджмент в домашнем хозяйстве».
И даже такая, казалось бы, стандартная ситуация, как подготовка и защита бакалаврских работ, тоже используется для повышения социальной устойчивости наших выпускников. Для этого определим ряд новых требований не только к качеству выпускной квалификационной работы выпускника, но и к его личности, оценке его социальной устойчивости, готовности к реальной самостоятельной деятельности, например, умение сделать свой доклад интересно, содержательно, без зачитывания текста, хорошая видеопрезентация, привлекательный, соответствующий статусу менеджера, внешний вид, наличие именного бейджа на костюме (платье), присутствие на защите ВКР прикрепленного к дипломнику первокурсника, приглашение на защиту представителя работодателя, заказавшего институту тему выпускной квалификационной работы, подготовка выпускником профессионального резюме и эссе «О моей готовности к самостоятельной жизни и реальной деятельности», запрос работодателя на трудоустройство выпускников и др.
В результате комплексного изучения представленных в статье специальных курсов, если интегральный коэффициент социальной устойчивости студентов региональных университетов России составил 0,36, то в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, где реализуются отмеченные образовательные программы, он оказался значительно выше - 0,45.
Заключение
Мониторинг жизнедеятельности студентов и их готовности к управлению собственной жизнью позволил сделать следующие выводы:
- на желание половины студентов получить высшее образование приоритетное влияние оказало понимание необходимости личностного и профессионального развития для успешного трудоустройства в будущем;
- наиболее значимыми для всех студентов являются: профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы. Для студентов -первокурсников характерны: профессиональная устремленность, желание познакомиться с профессией, стремление к ее усвоению и достижению успеха в этой деятельности, высокий уровень притязаний и ожиданий относительно обучения в университете;
- результаты опроса показали, что 43,9 % опрошенных студентов считают, что благополучность процесса их адаптации в большей степени
зависит от собственного характера и темперамента;
- половина студентов отметили трудности адаптации к новым для них формам обучения. Условия обучения во многом отличаются от школьной системы образования, и чтобы к ним привыкнуть, нужно время;
- 67 % студентов отметили то, что им нравится процесс обучения, однако существуют учебные дисциплины, освоение которых дается с трудом;
- с большим интересом учится только десятая часть студентов. Студенты, принявшие участие в исследовании испытывают значительные сложности в обучении: 3,6 % студентов чувствуют, что не смогут закончить обучение в вузе, каждую сессию находятся на грани отчисления, 1,7 % студентов обучение дается трудно, они часто обращаются за помощью к репетиторам или к другим людям;
- половина студентов относятся к научным исследованиям равнодушно, занимаются исследованиями только по необходимости в соответствии с учебными планами, а 22,3 % студентов совсем не принимают участие в студенческой науке;
- 39,2 % студентов не занимаются личной организацией, не используют инструменты планирования в личной деятельности;
- к сожалению, почти 60 % студентов не принимают участие в культурных мероприятиях, проводимых вузами;
- 46,8 % считают себя не готовыми к созданию семьи и взятию на себя ответственности за это, а 37,8 % имеют желание создать семью, но на данный момент не хотят брать на себя ответственность и обязательства.
В целом анализ результатов мониторинга свидетельствует о необходимости целенаправленной работы вузов по активизации включения студентов в процессы учебной, научной и общественной деятельности в вузе.
В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства накоплен многолетний успешный опыт повышения социальной устойчивости студентов, разработаны и реализованы специальные образовательные технологии, которые обобщены в специальной моногра-фии1, предложены студентам2, преподавателям3
1 Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: Монография, под ред. д. э.н., проф. С. Д. Резника. Москва: ИНФРА-М, 2019.
2Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. 391 с.
3 Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебник / под общ. ред. С. Д. Резника. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018. 372 с.
и управленческому персоналу4' 5 в ряде учебников и практических пособий, призванных улучшить систему работы по повышению готовности студентов высших учебных заведений к управлению своей жизнью и деятельностью.
Использование студентами и преподавателями вузов России результатов исследования будет способствовать повышению социальной устойчивости студентов вузов России, усилит их готовность к управлению собственной жизнью и деятельностью, позволит им активнее учувствовать в решении экономических и социальных задач страны.
Список литературы
1. Загирова Ф. Р. Академическая неоднородность студентов и управление вузами // Университетское управление: практика и анализ. Том 22. № 3. 2018. С. 141-154. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.033
2. Краковецкая И. В., Кудашкина Л. А. Формирование личной конкурентоспособности студентов в условиях трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. 2018. С. 106-115 DOI: 10.15826/umpa.2018.02.021
3. Убушиева А. К вопросу о ценностных приоритетах молодежи [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-tsennostnyh-prioritetah-molodezhi (дата обращения 12.12.2018).
4. Баскакова Я. А. Студенчество как особая социальная группа // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. Т. 4 (12). С. 364.
5. Резник С. Д., ЧерниковскаяМ. В. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды: монография М.: ИНФРА-М, 2015. 176с.
6. ЦилюгинаИ. Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 42-45.
7. Соколова Э. А. Идеальный образ студента в понимании студентов старших курсов университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 60-65.
8. Подвойский В. П., Ласкин А. А., Кустикова Ю. О. Студенческое самоуправление в вузе как средство развития социально активной личности студента // Гуманитарное пространство. 2013. Т. 2. № 1. С. 54-60.
9. Метелев С. Е. Главный в вузе - студент // Аккредитация в образовании. 2011. № 4 (48). С. 84-90.
10. Кудряшов Е. В., Паначев В. Д. Формирование социализации студента в вузе // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 13. С. 136-139.
11. Князькова О. Н. Представления студентов провинциальных вузов о культуре самоорганизации личности
4 Резник С. Д. Управление высшим учебным заведением.-3 изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 416 с.
5Резник С. Д. Управление кафедрой учебник. 5-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 607 с. 426 с.
студента // В мире научных открытий. 2013. № 11.1 (47). С. 142-158.
12. ПузановаЖ. В., Тертышникова А. Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН)// Социс. 2017. № 8. С. 88-94
13. Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социс. 2017. № 8. С. 81-87.
14. Marjolein Zee, Peter F. de Jong, HelmaM. Y. Koomen From externalizing student behavior to student-specific teacher self-efficacy: The role of teacher-perceived conflict and closeness in the student-teacher relationship// Contemporary Educational Psychology, vol. 51, October 2017, pp. 37-50
15. Cunningham I. Learning to lead - self managed learning and how academics resist understanding the process // Development and Learning in Organizations: An International Journal. 2010, vol. 24, issue 2, pр. 4-6.
16. Student-Teacher Relationships and Bullying: The Role of Student Social Status / C. Longobardi [et al.] // Journal of Adolescence. 2018, vol. 63, pp. 1-10.
17. Exploring Student Differences in Formulating Cross-Disciplinary Sustainability Problems / R. S. Adams [et al.] // International Journal of Engineering Education. 2010, vol. 26, no. 2, pp. 324-338. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/view-doc/download?doi=10.1.1.915.688&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 23.12.2018).
18. Bradbury H. Sustaining Inner and Outer Worlds: A Whole-Systems Approach to Developing Sustainable Business Practices in Management // Journal of Management Education. 2003, vol. 27, Issue 2, pp. 172-187.
19. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: Монография, под ред. д. э.н., проф. С. Д. Резника. Москва: ИНФРА-М, 2019.
20. Кузнецов А. Г., Русаков С. В., Жданова С. Ю. Особенности работы со студентами первого курса (из опыта работы механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета) // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. C. 99-110.
21. Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость российского студенчества: гендерный аспект // Друкеровский вестник. 2017. № 3 (17). С. 33-48.
References
1. Zagirova F. R. Akademicheskaya neodnorodnost stu-dentov i upravlenie vuzami [Academic heterogeneity of students and university management]. University management: practice and analysis. T. 22, vol. 3, 2018, pp. 141-154.
2. Krakoveckaya I. V. Kudashkina L. A. Formirovanie lichnoi konkurentosposobnosti studentov v usloviyah trans-formacii universitetov [Formirovanie lichnoi konkurentosposobnosti studentov v usloviyah transformacii universitetov]. University management: practice and analysis, vol. 2, 2018, pp. 106-115.
3. Ubushieva A. K voprosu o cennostnih prioritetah molodeji [On the issue of value priorities of youth] available
at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsennostnyh-prioritetah-molodezhi (accessed: 12.12.2018)
4. Baskakova Ya. A. Studenchestvo kak osobaya socialna-ya gruppa [Students as a special social group] Information and education: communication boundaries, vol. 4 (12), pp. 364.
5. Reznik S. D., Chernikovskaja M. V. Organizacionnaj a kul'tura rossijskogo studenchestva v uslovijah izmenenij social'no-jekonomicheskoj sredy [Organizational culture of Russian students in a changing socio-economic environment] M.: INFRA-M, 2015. 176 s.
6. Ciljugina, I. B. Trudnosti processa adaptacii studen-tov-pervokursnikov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovanija i sposoby ih razreshenija [The difficulties of the process of adaptation of first-year students of institutions of secondary vocational education and ways to resolve them] Srednee professional'noe obrazovanie. № 1, 2015., pp. 42-45.
7. Sokolova Je.A., Ideal'nyj obraz studenta v ponimanii studentov starshih kursov universiteta [The ideal image of a student in the understanding of senior university students] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. № 1(142), 2014, pp. 60-65.
8. Podvojskij V. P., Laskin A. A., Kustikova Ju. O. Studencheskoe samoupravlenie v vuze kak sredstvo razvitija social'no aktivnoj lichnosti studenta [Student government at the university as a means of developing a student's socially active personality] Gumanitarnoe prostranstvo. T. 2. № 1, 2013, pp. 54-60.
9. Meteljov S. E. Glavnyj v vuze - student [Chief in high school - a student] Akkreditacija v obrazovanii. № 4 (48), 2011, pp. 84-90.
10. Kudrjashov E. V., Panachev V. D. Formirovanie social-izacii studenta v vuze [Modern science: current problems and solutions] Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy i puti ih reshenija, № 13, 2014, pp. 136-139.
11. Knjaz'kova O. N. Predstavlenija studentov provincial'nyh vuzov o kul'ture samoorganizacii lichnosti studenta [In the world of scientific discoveries] Vmire nauch-nyh otkrytij. № 11.1 (47), 2013, pp. 142-158.
12. Puzanova Zh.V., Tertyshnikova A. G. Osobennosti obraza zhizni i otnoshenija k zdorov'ju rossijskih studen-tov (na primere MGU i RUDN) [Peculiarities of lifestyle and attitudes towards the health of Russian students (on the ex-
ample of Moscow State University and RUDN)] Socis, № 8, 2017, pp. 88-94.
13. Tishkov V. A., Barash R. Je., Stepanov V. V. Identichnost' i zhiznennye strategii studenchestva v Rossii [Identity and life strategies of students in Russia] Socis. № 8, 2017, pp. 81-87.
14. Marjolein Zee, Peter F. de Jong, Helma M. Y. Koomen From externalizing student behavior to student-specific teacher self-efficacy: The role of teacher-perceived conflict and closeness in the student-teacher relationship // Contemporary Educational Psychology, 2017, Vol. 51, pp. 37-50.
15. Cunningham I. Learning to lead - self managed learning and how academics resist understanding the process // Development and Learning in Organizations: An International Journal. 2010. vol. 24, issue 2, pp. 4-6.
16. Longobardi C. Student-Teacher Relationships and Bullying: The Role of Student Social Status // Journal of Adolescence. 2018, vol. 63, pp. 1-10.
17. Adams R. S. Exploring Student Differences in Formulating Cross-Disciplinary Sustainability Problems // International Journal of Engineering Education, 2010, vol. 26, no. 2, pp. 324-338.
18. Bradbury H. Sustaining Inner and Outer Worlds: A Whole-Systems Approach to Developing Sustainable Business Practices in Management // Journal of Management Education. 2003, vol. 27, issue 2, pp. 172-187.
19. Reznik S. D., Chernikovskaya M. V. Studenti Rossii_ jiznennie prioriteti i socialnaya ustoichivost [Russian students: life priorities and social sustainability] Moscow, INFRA-M, 2019, 242 p.
20. Kuznecov A. G. Rusakov S. V. Jdanova S. Yu. Osobennosti raboti so studentami pervogo kursa iz opi-ta raboti mehaniko_matematicheskogo fakulteta Permskogo gosudarstvennogo nacionalnogo issledovatelskogo univer-siteta [Features of work with first-year students (from the experience of the Mechanics and Mathematics Faculty of the Perm State National Research University)]. Bulletin of Moscow University. Ser. 20. Pedagogical education, vol. 1, 2017, pp. 99-110.
21. Reznik S. D. Chernikovskaya M. V. Socialnaya ustoi-chivost rossiiskogo studenchestva gendernii aspect [Social Sustainability of Russian Students: gender aspect], vol. 3(17), 2017, pp. 33-48.
Информация об авторах / Information about the authors:
Семен Давыдович Резник - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства; 8-927-649-54-25; [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6395-1450
Марина Витальевна Черниковская - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства; 8-902-205-95-16; [email protected]. ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-0994-8108
Semyon D. Reznik - Honored Scientist of the Russian Federation, Dr. Hab. (Economics), Professor, Head of the Management Department of the Penza State University of Architecture and Construction; 8-927-649-54-25; [email protected]. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6395-1450
Marina V. Chernikovskaya - PhD (Economics), Associate Professor of the Department of Management Penza State University of Architecture and Construction; 8-902-205-95-16; [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0994-8108