Научная статья на тему 'Современное студенчество: проблемы социокультурной самоидентификации'

Современное студенчество: проблемы социокультурной самоидентификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2208
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровичев В. М.

Рассматриваются проблемы социокультурной самоидентификации студенчества. Приводится социокультурный портрет современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STUDENT BODY: PROBLEMS OF SOCIAL CULTURAL SELF IDENTIFICATION

The article dedicates with the problem of social cultural self identification. The author gives the social cultural portrait of the modern student.

Текст научной работы на тему «Современное студенчество: проблемы социокультурной самоидентификации»

специальности в будущем; оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста; структура деловых качеств; оценка руководителем перспективности молодого специалиста; наличие поощрений.

Список литературы

1. Дмитриева М.А. Социально-психологическая профессиональная адаптация // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / под ред. Г.С. Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб: Речь, 2001.

2. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или как грамотно себя зарекомендовать. СПб: Альфа-Пресс, 2006

3. Реан А.А. Проблемы социальной адаптации личности. СПб: «Нева», 2004.

4. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-

методологический аспект. Новосибирск: Наука; Сиб. издательская фирма РАН, 2002.

5. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. Кемерово, 2007.

V. M. Petrovichev

PROBLEM OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE YOUNG SPECIALISTS AS THE OBJECT OF THE SCIENTIFIC RESEARCH.

The article dedicates with the problem of the process of professional adaptation which is devoted to the adaptation of the specialist to the changing conditions of the professional sphere, which is characterized by complex of the forming qualities.

Key words: adaptation, professional adaptation, specialist, professional.

Получено 20.01.2012 г.

УДК 371.81

В.М. Петровичев, д-р пед. наук, проф., 8(910)582-22-36, kafedra [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Рассматриваются проблемы социокультурной самоидентификации

студенчества. Приводится социокультурный портрет современного студента.

Ключевые слова: студент, социокультурная самоидентификация, социальный статус.

На основе существующих определений студенчества как социальной, социокультурной, социально-профессиональной, социально-

демографической группы мы, разделяя мнение И.В. Милициной,

определяем студенчество как особую идентификационную группу,

объединенную возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, определяемой общим видением мира, общими ценностями и идеями в едином культурном поле.

Придерживаясь данной позиции, на основе анализа основных специфических черт идентификационной группы «студенчество», а также учитывая основные факторы и направления социокультурной

самоидентификации в регионе и результаты проведенного

социологического исследования, мы попытались составить социокультурный портрет современного студента и провести между

теорией и эмпирикой.

Наиболее целесообразным представляется начать составлять

социокультурный процесс студенчества, начиная с первых курсов.

Анализируя первую объективную характеристику студенчества -возраст, нами выделены следующие возрастные группы среди студентов первого курса:

- абитуриенты, успешно выдержавшие вступительные экзамены и ставшие студентами-бюджетниками в 17 лет, именно эта группа в последствие станет интеллектуальным ядром студенческого коллектива (27 % опрошенных);

- абитуриенты, не отличающиеся в школе глубокими знаниями и способностями и поступившие в вуз на бюджетное место с помощью материальной поддержки родителей (оплаты подготовительных курсов, репетиторства и т.д.) (33 % опрошенных);

- абитуриенты с невысоким интеллектуальным уровнем, поступившие в вуз на договорной основе (20 % опрошенных);

- абитуриенты 18-20 лет, не поступившие в вуз сразу после школы, проработавшие год-два по предполагаемой специальности; как правило, именно эти студенты являются организационным ядром коллектива, его формальными лидерами (9 % опрошенных);

- 19-20-летние студенты-первокурсники, окончившие средние учебные заведения либо прошедшие службу в армии; это зрелые, сложившиеся личности, оценивающие поступление как решительный и осознанный шаг (11 % опрошенных) (рис.1).

Рис. 1. Возрастные группы студентов-первокурсников

9%

20%

33%

□ абитуриенты, успешно выдержавшие вступительные экзамены и ставшие студентами-бюджетниками в 17 лет;

□ абитуриенты, не отличающиеся в школе глубокими знаниями и способностями и поступившие в вуз на бюджетное место с

помощью материальной поддержки родителей;

□ абитуриенты с невысоким интеллектуальным уровнем,

поступившие в вуз на договорной основе;

□ 19-20 летние студенты-первокурсники, окончившие средние учебные заведения, либо прошедшие службу в армии;

□ абитуриенты 18-20 лет, не поступившие в вуз сразу после школы, проработавшие год-два по предполагаемой специальности;

Психологические характеристики студентов, прежде всего, детерминируются возрастом. Здесь следует отметить стремление студенческой молодежи к максимальной самореализации, обусловленное повышенной активностью. В молодом возрасте происходит лучшее усвоение и запоминание больших объемов разноплановой информации. Именно поэтому студенческие годы - это время интенсивного обучения, когда осуществляется процесс получения как общегуманитарных и естественнонаучных знаний (первый - второй курсы), так и узкоспециализированных (третий - четвертый курсы).

Особенной чертой студенчества, особенно первокурсников, является

такое качество, как корпоративность, обостренное чувство гордости, высокая оценка собственного интеллекта. По итогам проведенного опроса ставропольских студентов номинация «Я - студент» и «Мы - студенты» поставлены на первое место и выбраны 61,9 % и 63,6 % опрошенных соответственно.

Обретение нового социального статуса формально воплощается и в особой, новой организации труда и жизни, требующей самостоятельности решений, умения рационально использовать время, решать экономические и бытовые проблемы, а также способствует формированию полноценной, гармоничной личности. Кроме того, только молодой возраст способствует открытому принятию всего нового. Это психологи объясняют тем, что студенты пока еще лишены груза жизненного опыта, привычек, традиций, поэтому легко усваивают такие инновации, как компьютерные технологии, нетрадиционные направления в культуре и искусстве и многие другие.

Следующей специфической чертой студенчества является особый вид деятельности - учеба: овладение знаниями и приобретение навыков профессионального труда. Особенность организации учебного процесса в вузе заключается в цикличности: учебный год делится на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией - периодом сдачи зачетов и экзаменов по пройденным дисциплинам. Важным фактором успешного обучения на первом курсе является мобильность студента, то есть его способность оценить отличие школьного учебного процесса от вузовского и включиться в него. Поскольку обучение в школе предполагает регулярную подготовку домашнего задания, жесткий контроль со стороны учителей, то в первом семестре первого курса студенты чествуют себя достаточно свободными. Читается всего 5-7 предметов, вводятся новые формы получения знаний - лекции, объединяющие студентов нескольких групп одной специальности, не требующие специальной подготовки, но требующие умения слушать и способности усваивать предложенный преподавателем материал; семинары - как особые формы занятий в одной группе по какому-либо предмету, не являющиеся жесткой формой контроля знаний.

В результате интервью нами было установлено, что следствием такой организации учебного процесса, значительно отличающейся от школьной, у студентов-первокурсников возникает мнение о легкости обучения в вузе и возможности освоения материала, запланированного в течение семестра, за короткий период перед сессией. Но уже ко второму-третьему семестрам, то есть ко второму курсу, складываются определенные идентификационные типы:

- студенты, регулярно посещающие лекции и семинары, своевременно выполняющие текущие задания и удачно сдающие экзамены в период сессии (35 % опрошенных);

- студенты, умеющие сосредоточиться за короткий отрезок

времени перед сессией, ухитриться сдать вовремя зачеты, хотя лекции посещали нерегулярно и на семинарах не отвечали (43 % опрошенных);

- студенты, крайне редко посещающие аудиторные занятия, систематически имеющие задолженности (22 % опрошенных) (рис.2).

Рис.2. Идентификационные типы студенчества

□ абитуриенты, успешно выдержавшие вступительные экзамены и ставшие студентами-бюджетниками в 17 лет;

□ абитуриенты, не отличающиеся в школе глубокими знаниями и способностями и поступившие в вуз на бюджетное место с помощью материальной поддержки родителей;

□ абитуриенты с невысоким интеллектуальным уровнем, поступившие в вуз на договорной основе;

□ 19-20 летние студенты-первокурсники, окончившие средние учебные заведения, либо прошедшие службу в армии;

□ абитуриенты 18-20 лет, не поступившие в вуз сразу после школы, проработавшие год-два по предполагаемой специальности;

Отталкиваясь от данных проведенного социологического опроса, можно провести оценку материального положения студентов. Анализируя особенности условий труда и быта, можно разделить студенческую молодежь на две большие группы:

- студенты, обучающиеся в родном городе, проживающие, как правило, в семьях родителей, в большинстве своем распоряжающиеся своей стипендией по воле родителей. Они не планируют бюджет, что определяет

их экономическую защищенность и материальную зависимость, но этим ребятам не удается прочувствовать настоящую студенческую жизнь (42 % опрошенных);

- иногородние студенты, проживающие в общежитиях и на съемных квартирах; несмотря на материальную поддержку родителей, самостоятельно планируют свой бюджет; часть из них расходуют всю денежную сумму за несколько дней, а потом «перебиваются», испытывая массу затруднений; другая часть - планомерно тратит выделенные родителями деньги, не испытывая сильных затруднений (58 % опрошенных) (рис.3).

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ иногородние студенты, проживающие в общежитиях и на съем] квартирах, несмотря на материальную поддержку родителей, самостоятельно планируют свой бюджет;

□ студенты, обучающиеся в родном городе, проживающие, как правило, в семьях родителей, в большинстве своем распоряжающиеся своей стипендией по воле родителей;

Согласно полученным данным у 94 % опрошенных студентов основным источником доходов является материальная поддержка родителей и близких, а у 6 % - такой поддержки нет. Вторым по значимости источником получения доходов является стипендия, но следует отметить, что стипендию в государственных вузах получает только 1/3 студентов, а в коммерческих вузах ее вообще не платят. Только 12 % опрошенных имеют

Рис. 3. Оценка материального положения студентов

58%

42%

1

возможность где-то подрабатывать в свободное время и, таким образом, иметь, дополнительный заработок.

Еще одним важным идентификационным параметром, позволяющим раскрыть социокультурный портрет современного студента, является ценностный компонент. В существующей литературе по представленной проблематике, приводятся различные градации ценностей студенческой молодежи, на основе чего можно сделать вывод о том, что студенты гармонично сочетают в себе прагматизм и значимость нематериальных ценностей. В работе, проведенной Ю.Р. Вишневским и Л.Я. Рубинной, посвященной исследованию социального облика студенчества 90-х гг., среди наиболее значимых ценностей выделены следующие:

- дело по душе, интересная работа (58 %);

- хорошие верные друзья (57, 2 %);

- высокий заработок, материальное благополучие (57 %);

- доброжелательные отношения в семье (56 %);

- удовлетворенность в любви (53 %).

Второстепенные позиции заняли такие ценности, как слава, власть, хорошие связи и др.

Анализируя ценностные ориентации ставропольского студенчества (рис. 4), следует подчеркнуть, что приоритетной ценностью современных студентов является желание иметь хороших, верных друзей. Этот выбор можно объяснить прежде всего тем, что каждый человек стремится жить по законам группы, поскольку он нуждается в группе и зависит от нее. Как писал Т. Гоббс «...без языка люди жили бы одиноко, каждый из них замыкался в себе и не общался бы с другими».

Здоровье было выбрано 75 % опрошенных и занимает второе место, понимая, что здоровье дает возможность получить высококачественное образование и найти достойную работу. На третье место был поставлен интеллект - 74 % опрошенных.

Такие традиционные ценности, как любовь, родственные отношения занимают по-прежнему достаточно высокие позиции - 70 и 56 % соответственно.

Немаловажную роль в структуре ценностей занимают деньги. Возрастание денег как ценности коррелируется с развитием рыночных отношений в России. Для современного российского общества характерно формирование нового члена социума - собственника. Деньги становятся для молодежи одновременно и целью, и средством.

Рис. 4. Ценностные ориентации студенчества

80

70

60

50

40

30

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

□ Верные друзья

□ Интеллект

□ Родственные отношения

□ Пофессия

□ Создание семьи

□ Деньги

□ Науки

□ Нациоанльные традиции

□ Здоровье

□ Любовь

□ Карьера

□ Собственность

□ Дети

□ Искусство

□ Религиозная вера

0

1

Весьма интересным, на наш взгляд, оказались низкие показатели религиозной веры (20 %) и национальных традиций (18 %). Это объясняется рядом факторов, в том числе и тем, что современная молодежь оказалась под натиском большого количества религиозной информации секуляризационного и атеистического характера, что усугубляется реальным дефицитом религиозной литературы.

Современная молодежь, живущая в век информации, характеризуется отсутствием каких-либо мировоззренческих ориентиров. Процесс деидеологизации, затронувший российский социум в начале 90-х гг. ХХ века, привел к разрушению фундамента, на котором происходит формирование определяющих ценностей. Поэтому неслучайно такая ценность, как национальные традиции приоритетна лишь для 18 % респондентов. Таким образом, сама собой определяется значимость и

необходимость введения в учебные планы национально-регионального компонента, способствующего пробуждению национального самосознания. Это весьма актуально в настоящее время, когда наблюдается массовое проникновение контркультуры и значительная часть граждан игнорирует веками устоявшиеся традиции. Тем не менее, тот факт, что респонденты дополняли анкету такими ценностями, как патриотизм, верность, порядочность, дает надежду на хорошее будущее.

Анализируя данные анкеты можно увидеть, что молодежь желает учиться и получить хорошее образование, поскольку за углубление специализации высказался 51 % опрошенных, за усиление общенаучной специализации - 32 %.

Несмотря на растущую дифференциацию молодежи среди студентов превалируют общие социально-психологические установки и ориентации. Современное поколение отличается плюралистичностью в идейных позициях и оптимистичностью взглядов на будущее.

Таким образом, полученное распределение студентов по типам ценностных предпочтений, отражает противоречивость современных социальных процессов. Студенты пытаются найти себя, выразить свою индивидуальность, что является непременным условием для полноценной самореализации.

Список литературы

1. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учеб. пособие. М., 2006. С. 216

2. Бондырева С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии. 2000. №3. С.199-205.

3. Витенберг Е. В.Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб., 1994.

4. Горин А.П. Социальная энциклопедия. М., 2006.

V. M. Petrovichev

MODERN STUDENT BODY: PROBLEMS OF SOCIAL CULTURAL SELF IDENTIFICATION

The article dedicates with the problem of social cultural self identification. The author gives the social cultural portrait of the modern student.

Key words: student, social cultural self identification, social status.

Получено 17.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.