Психология
УДК 378.1
старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ «ВУЗ - УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ШКОЛА»
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос практико-ориентированной подготовки педагогов-психологов в системе взаимодействия Елабужский институт КФУ - «Университетская школа» в процессе подготовки бакалавров. Автор раскрывает преимущества собственной базы практики -«Университетской школы», которая является структурным подразделением вуза; приводит аргументы, что непрерывная практика в стенах школы позволяет будущим педагогам-психологам развить свои профессиональные компетенции, повысить учебную мотивацию, стать подлинным субъектом профессиональной деятельности. Такое взаимодействие обеспечивает повышением числа обучающихся, которым оказана психолого-педагогическая поддержка со стороны студентов.
Ключевые слова: подготовка педагогов-психологов, сетевое взаимодействие вуз-школа, профессиональные компетенции.
Annotation. The article discusses the topical issue of practice-oriented training of educational psychologists in the system of interaction between the Yelabuga Institute KFU - "University School" in the process of training bachelors. The author reveals the advantages of his own practice base - "University School", which is a structural subdivision of the university; gives arguments that continuous practice within the walls of the school allows future educational psychologists to develop their professional competencies, increase educational motivation, and become a true subject of professional activity. Such interaction provides an increase in the number of students who are provided with psychological and pedagogical support from students.
Keywords: training of educational psychologists, university-school networking, professional competencies.
Введение. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов является сложным, включающим в себя такие компоненты профессиональной компетентности как:
мотивационный компонент - способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий;
когнитивный компонент - способность мыслить, систематизировать знания и полученный профессиональный опыт, способность осуществлять психолого-педагогическую помощь на основе воспроизведения в нужный момент необходимой информации для решения практических и теоретических задач обучения;
рефлексивный компонент - способность осознавать свои действия, критически рассмотреть положительные, удачные действия, соответствующие ситуации и неудачные, не нашедшие эффективного подкрепления в процессе взаимодействия;
операционный компонент - способность выполнения конкретных профессиональных задач, необходимых для успешного осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений [5].
Создать условия для полноценного развития личности студента - задача высшей школы. Для этого необходимо: способствовать развитию у обучающихся вуза ценности своей профессиональной значимости через профессиональные пробы; удовлетворить потребности, связанные с оказанием помощи другому; развить ответственность за результаты взаимодействия с участниками образовательных отношений, уверенность в себе как профессионале; способствовать накоплению опыта адекватного реагирования на нестандартные ситуации общения с детьми, развивая творческий подход, волевые качества, рефлексию.
Считаем, что одним из важных условий эффективной реализации компетентностного подхода обучения является организация практико-ориентированного образования за счет партнерского взаимодействия вуза с другими образовательными организациями, базами практик. Такое взаимодействие обеспечивает студентам возможность применить полученные знания, умения и навыки (отработанные в квази-условиях) в реальных условиях взаимодействия с педагогами, обучающимися, специалистами школы, родителями. Школа, в свою очередь, наиболее эффективно использует потенциал студентов.
Изложение основного материала статьи. Елабужский институт КФУ имеет преимущество перед другими аналогичными высшими учебными заведениями - собственную базу практики - «Университетскую школу», которая стала структурным подразделением вуза с сентября 2020 г. Решать вопросы организационного плана стало легче: преподаватели вуза, имея тесную связь с педагогом-психологом школы, организовали учебные распределенные практики студентов первого, второго и третьего курсов обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профилю «Психология образования». Кураторы вуза и психолог школы распределили по классам студентов таким образом, чтобы вся школа была охвачена психолого-педагогическим сопровождением. Студенты на протяжении учебного года посещают свои классы и педагога-психолога с периодичностью 1-2 раза в неделю. В процессе распределенных практик студенты наблюдают за реализацией всех видов деятельности педагога-психолога: психодиагностикой, проведением индивидуальной коррекционно-развивающей работы, групповыми формами работы с детьми, психологическим просвещением. Студенты выполняют поручения куратора практики, организуют индивидуальную работу с обучающимися по запросу педагога-психолога и классного руководителя; проводят групповые развивающие занятия с классом, целью которых чаще становятся либо просветительская работа школьников по актуальным проблемам их развития, либо она направлена на сплочение детского коллектива, повышение комфортной образовательной среды обучающихся [1].
Студенты, закрепленные за обучающимися начальной школы, кроме выполнения психологических видов деятельности на уроках, выступают и в роли тьюторов для детей, нуждающихся в индивидуальной помощи. В данной роли студент выступает для обучающегося другом, помощником, связующим звеном между учителем и ребенком, оказывая последнему психологическую поддержку [4]. Особое внимание при
этом взаимодействии уделяется потребностям и интересам ребенка, тем самым повышая его учебную мотивацию через создание безопасных условий взаимодействия.
В перерывах между уроками студенты проводят с детьми динамические перемены в виде подвижных игр, тем самым удовлетворяя потребность в двигательной активности младших школьников.
Во время практики студенты столкнулись с рядом проблем, которые стали отправной точкой их осознанного профессионального саморазвития:
Во-первых, студенты отметили свое стеснение и неуверенное поведение во взаимодействии с педагогами. Одной из причин этого стало то, что далеко не все учителя всерьез воспринимают практикантов-психологов; до конца не осознают значимость их помощи школьникам, педагогам, педагогу-психологу. Студенты осознали, что не имеют необходимого опыта работы, испытывали неуверенность в том, что смогут свои теоретические знания эффективно применить на практике, выстроить конструктивные отношения с педагогами, родителями, детьми.
Во-вторых, они ощутили недостаток опыта взаимодействия с детьми разных возрастных групп, вызывающий тревожность; испытали страх нестандартных ситуаций взаимодействия, в которых студенты больше были озабочены собственными переживаниями, связанными с возможностью оказаться в неловкой ситуации, которая выдавала бы их неопытность, чем ориентированы на восприятие трансакции со стороны участника взаимодействия.
В-третьих: недостаток знаний и умений, которые обнаруживают у себя студенты во время взаимодействия с участниками образовательных отношений, так как многие дисциплины, формирующие умение взаимодействовать и оказывать адресную помощь - еще не изучались студентами. Например, дисциплину «Консультирование по проблемам трудностей обучения» студенты будут изучать позднее и осознание дефицита соответствующих компетенций пришло к ним именно в условиях практики.
В-четвертых, студенты испытывают низкую мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Из проведенного опроса студентов первых курсов только 21-23% собираются работать по профилю подготовки, что затрудняет процесс формирования профессиональных компетенций. В 17 лет молодые люди выбирают вуз не всегда осознанно, ориентируясь больше на результаты ЕГЭ, которые подходят для поступления в вуз и профиль подготовки. Студенты первого курса чаще всего заявляют о том, что основная причина обучения в вузе - необходимость получения высшего образования или желание родителей.
По результатам наблюдения за деятельностью студентов в школе, опросу учителей, еженедельного общения кураторов практики со студентами об их успехах и неудачах, наблюдается положительная динамика изменений взаимоотношений студентов со школьниками, педагогами школы и проблемы, с которыми столкнулись студенты во время учебных распределенных практик, постепенно разрешаются.
Первыми на практику вышли студенты второго и третьего курса.
В начале третьей учебной четверти к их работе подключились и студенты первого курса, при этом студенты старших курсов выступили для них в роли наставников. Кроме выполнения заданий по собственной учебной практике, первокурсники стали помощниками для студентов старших курсов в организации и проведении групповых занятий, обработке результатов психодиагностической работы.
Студенты испытали трудности взаимодействия с определенным контингентом обучающихся. Считаем, что это связано в первую очередь с психологической неготовностью студентов к взаимодействию, их внутренними установками, которые мешали им создать благоприятную атмосферу взаимодействия.
Одни студенты указывали на то, что в классе много активных лидеров-дезорганизаторов дисциплины, что мешало им проводить групповые развивающие занятия, затраченный ресурс на подготовку и реализацию занятий не нашел подкрепления положительными эмоциями, чувством удовлетворения от проделанной работы.
Некоторые студенты, закрепленные за старшим классом, указали на проблему связанную с отсутствием мотивации у обучающихся. Много времени у школьников уходит на подготовку к выпускным экзаменам (ОГЭ), ребят больше интересовали фильмы, игры, музыка, развлечении, но не психологические занятия. По словам студентов, они не справились с этой ситуацией, не смогли заинтересовать школьников, испытали фрустрацию.
Это были первые профессиональные пробы студентов. Для развития и поддержания профессиональной мотивации после окончания второй учебной четверти некоторым студентам поменяли классы. Кто-то быстрее находил общий язык с детьми старшего возраста, кто-то с младшими школьниками.
Второй по актуальности субъективной проблемой для будущих педагогов-психологов в начале практики стала отсутствие навыков построения деловых отношений с классными руководителями. Одной из задач перед студентами была: установить сотрудничество с классным руководителем для определения детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, описать запрос.
Студенты так описали проблему: «..не смогли договориться о встрече, начался урок, ждали 45 минут, следующей перемены, чтобы договориться;... учитель забыл о нашей встрече».
Здесь прослеживается неуверенность в себе студентов, демонстрация позиции «снизу», что и определило результат первого взаимодействия.
Также необходимо отметить, что не каждый учитель старших классов был готов согласиться на присутствие на своих занятиях практикантов-психологов, которым необходимо было наблюдение за детьми. Скорее всего, это связано с тем, что учителя еще не перестроились к изменившимся условиям работы, испытывают опасение быть оцененными со стороны студентов.
Интересный факт: учителя начальных классов с удовольствием ждут студентов-психологов, воспринимают их как коллег. Возможно, это связано с тем, что именно эти педагоги присутствуют на всех занятиях, проводимых студентами, наблюдают за отношениями детей и студентов, видят проявления положительных эмоций детей, их желание участвовать в индивидуальных и групповых формах работы.
Понимание важности своих профессиональных действий студенты стали осознавать, когда почувствовали, что дети, которые испытывали трудности в общении с одноклассниками, стали общаться с ними в неформальной обстановке, рассказывать о своих увлечениях, переменах, которые с ними произошли за последнее время.
Почти в каждом классе есть один - два ребенка, относящиеся к семьям группы риска: неполные, многодетные, семьи безработных и другие. Такие дети особенно нуждаются во внимании со стороны взрослых. Как правило, если это дети младшего школьного возраста, то они сидят на первых партах, чтобы
учитель мог вовремя уделить им персональное внимание, проконтролировать их учебную деятельность во время учебного процесса. С приходом студентов, такие ученики по собственной инициативе пересаживаются к ним, при этом студенты выступают для них в роли тьюторов.
Рефлексируя результаты своей деятельности, студенты стали осознавать свою роль как будущих психологов, повысилась мотивация на оказания адресной помощи обучающимся, особенно тем, кто испытывает дефицит внимания со стороны сверстников, подвергается буллингу, нуждается в друге.
В конце второй четверти в беседах с кураторами вуза, студенты выразили свое нежелание заполнять отчетную документацию по практике, так как от недостатка опыта им приходилось тратить на это много времени.
Разъяснения со стороны педагога-психолога, кураторов, о том, что заполнение отчетной документации педагогом-психологом - неотъемлемая часть профессиональной деятельности демотивировало студентов, но сформированная новая установка на оказание помощи смогла сгладить этот внутриличностный конфликт.
Выводы. Таким образом, за учебный год, студенты второго и третьего курса стали более осознанно изучать теоретический материал; стали приводить примеры из собственной практики взаимодействия с обучающимися, искать пути оказания помощи школьникам, разбирать нестандартные, субъективно трудные ситуации взаимодействия с детьми, педагогами, конфликтные ситуации детей; смогли в реальных условиях наблюдать за деятельностью педагога-психолога, получить консультацию по организации взаимодействия с конкретным обучающимся; приобрели первые навыки делового общения с педагогами.
Студенты первого курса переживают те же самые сложности во взаимодействии с детьми и педагогами, что испытали студенты старших курсов.
В процессе реального взаимодействия студентов с участниками образовательных отношений: обучающимися, классными руководителями, педагогом-психологом происходит трансформация профессионального самосознания, изменение отношения к себе, как будущему профессионалу [1, 2].
Сложность и многоаспектность подготовки будущих педагогов-психологов неоспорима. Считаем, что собственная база практики - «Университетская школа», где педагоги школы работают в тесном сотрудничестве с коллегами Елабужского института КФУ, способствует практико-ориентированной подготовке студентов. Они будут в результате лучше подготовлены к профессиональной деятельности в школе, так как за время распределенных практик, на протяжении всего периода обучения, студенты, сталкиваясь с профессиональными трудностями, учатся находить нестандартные решения при поддержке педагогов-кураторов практик и педагога-психолога школы.
Именно такая практико-ориентированная подготовка будущих педагогов-психологов сможет снизить проблемы начинающих школьных психологов. По результатам опроса начинающих психологов, проведенного Ю.А. Репкиной, 84,6% респондентов отметили, что профессиональный успех зависит от знаний, умений и опыта психолога, который он получает во время учебных и производственных практик [4]. Поэтому, считаем, что собственная база практики «Университетская школа» позволит студентам стать уверенными профессионалами своего дела.
Литература:
1. Аминова Д.К. Эффективная подготовка будущего психолога как один из элементов системы безопасности образования / Д.К. Аминова, А.А. Цахаева // International Journal of Medicine and Psychology. -2019. - Т.1. - №3. - С. 40-47.
2. Мухамедова Е.П. Практико-ориентированные технологии как фактор повышения качества образования / Е.П. Мухамедова // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. - 2017. - С. 86-87.
3. Педагогический терминологический словарь - URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/3221/%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80 (дата обращения 10.05.2021)
4. Репкина Ю.А. Подготовка педагогов-психологов к профессиональной деятельности / Ю.А. Репкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 219-222.
5. Романовская И.А. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации / И.А. Романовска, И.Н. Хафизуллина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14333 (дата обращения: 10.05.2021).
Психология
УДК 159
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе и информатизации факультета дошкольного образования Гасанова Диана Имиралиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Аида Насрутдиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Алиева Марзият Батырсултановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ
Аннотация. Данная статья освещает наиболее значимые психологические аспекты особенностей современного студенчества. В статье датся характеристика студенчества, как одной из важнейших составляющих современного российского общества, обладающей рядом наиболее характерных социально-психологических черт. Далее освещаются общие и отличные черты в психологическом портрете современного студента по сравнению с его предшественниками. Статья посвящена так же рассмотрению затруднений, которые могут возникнуть в процессе социальной адаптации и усвоения будущей профессии современными студентами. Предлагаются возможные пути преодоления таких затруднений. В статье так же исследуются некоторые различия в психологических портретах (прежде всего, в структуре мотивации) студентов бюджетных и коммерческих отделений современных вузов.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, студент, преподаватель, бюджетное отделение вуза, коммерческое отделение вуза.
Annotation. This article highlights the most significant psychological aspects of the characteristics of modern students. The first part of the article describes the students as one of the modern Russian society most important components, which, of course, has some most characteristic socio-psychological features. The following part highlights the common and distinct features in the psychological portrait of the modern student in comparison with his predecessors. The next part is devoted to the consideration of difficulties that may arise in the social adaptation and assimilation process of the future profession by modern students. In addition, their connection with the modern students psychological characteristics is proved. Possible ways to overcome such difficulties are suggested. In the final part of the work, some differences in the psychological profiles (first of all, in the motivation structure) of modern universities students of budget and commercial departments are investigated.
Keywords: motivation of educational activity, student, teacher, budget department of the university, commercial department of the university.
Введение. Студенчество, как известно, является специфической социальной группой, которая характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта. Данной группе естественным образом присущ ряд особенностей социального поведения и психологии, специфическая система ценностей [2; 7-9; 13; 14]. Род основных занятий студента предполагает интенсификацию высшей нервной деятельности и высокое интеллектуальное напряжение. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к возникновению перегрузок. Последние, в первую очередь, связаны с необходимостью решения задач, повышенная сложность и важность которых способствуют эскалации психологической напряжённости. К ним относятся, например, выполнение контрольных работ, а также сдача зачётов и экзаменов.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день степень разработки вопросов, связанных с психологическими особенностями студенчества, даёт возможность с определённой долей уверенности утверждать, что современное поколение студентов по ряду параметров существенно отличается от своих предшественников [3; 6; 8; 10-11]. Такого рода отличия во многом обусловлены социально-экономической ситуацией. Период взросления современных студентов пришёлся на время перехода от индустриального общества к постиндустриальному и связанных с ним трансформаций в экономической, социальной и культурной сферах [11, с. 47].
Большинству индивидов, сформировавшихся в таких условиях, как следствие, присуща высокая степень приспособляемости к быстро меняющимся условиям существования [13, с. 125]. Ещё одной специфической особенностью современного студенчества является социальный престиж. Действительно, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи. Данные обстоятельства, несомненно, делают его передовой группой молодёжи. Кроме того, активное взаимодействие с различными социальными структурами общества вкупе со спецификой обучения в организациях ВО приводят студенчество к большой возможности общения. Следовательно, высокая интенсивность общения также входит в число специфических черт студенчества [5, с. 90].
Ещё одной существенной психологической особенностью типичного представителя современного студенчества является «клиповое» мышление. При таком типе мышления информация обрабатывается со значительной скоростью, однако, небольшими порциями. Большинство современных студентов, таким образом, предпочтут, например, «Войне и миру» короткий текст, умещающийся на экране смартфона. Этот тип мышления стал преобладающим среди современной молодёжи по той причине, что её представители родились и выросли в эпоху цифровых технологий, и, следовательно, начиная с самого раннего возраста, сталкивались с большими объемами поступающей информации. Формирование клипового мышления, таким образом, стало защитной реакцией, помогающей мозгу фильтровать полученные данные [4, с. 180].
Таким образом, представляется возможным с определённой долей уверенности говорить о следующих факторах, определяющих социально-психологический портрет современного студента:
• 72% студентов предпочитают интеллектуальный труд физическому;