Научная статья на тему 'Психологические аспекты охраны труда в сельском хозяйстве'

Психологические аспекты охраны труда в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
982
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ОХРАНА ТРУДА / ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / АВАРИЙНОСТЬ / ТРАВМАТИЗМ / ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ОПЕРАТОР / СУБЪЕКТ ТРУДА / СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА / ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / LABOR PROTECTION / SAFETY FACTORS / ACCIDENT RATE / TRAUMATISM / SAFETY PSYCHOLOGY / OPERATOR / SUBJECT OF WORK / STRUCTURE OF PSYCHOLOGY OF WORK SAFETY / DYNAMICS OF WORKING CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петренко Надежда Владимировна

Рассмотрена проблема, организации охраны труда в сельском хозяйстве с учетом психологических факторов оператора. Установлена взаимосвязь между психологической обстановкой, производительностью и безопасностью, представлены периоды изменения работоспособности, внимания и степени риска травматизма. Сделаны выводы о том, что проведение системы мероприятий по охране труда не могут осуществляться без учета психологических изменений работников сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of labor protection in agriculture

The problem of labor protection in agriculture, with the psychological characteristics of the operator is considered. The interrelation between a psychological situation, productivity and safety is established. The periods of change of working capacity, attention and traumatism degree are presented. It is concluded that the conduct of the system of labor protection measures cannot be implemented without psychological changes of agricultural workers.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты охраны труда в сельском хозяйстве»

УДК 62-501.72

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

© 2013 г. Н.В. Петренко

Рассмотрена проблема, организации охраны труда в сельском хозяйстве с учетом психологических факторов оператора. Установлена взаимосвязь между психологической обстановкой, производительностью и безопасностью, представлены периоды изменения работоспособности, внимания и степени риска травматизма. Сделаны выводы о том, что проведение системы мероприятий по охране труда не могут осуществляться без учета психологических изменений работников сельского хозяйства.

Ключевые слова: психологические аспекты, охрана труда, факторы безопасности, аварийность, травматизм, психология безопасности, оператор, субъект труда, структура психологии безопасности труда, динамика работоспособности.

The problem of labor protection in agriculture, with the psychological characteristics of the operator is considered. The interrelation between a psychological situation, productivity and safety is established. The periods of change of working capacity, attention and traumatism degree are presented. It is concluded that the conduct of the system of labor protection measures cannot be implemented without psychological changes of agricultural workers.

Key words: Psychological aspects, labor protection, safety factors, accident rate, traumatism, safety psychology, operator, subject of work, structure of psychology of work safety, dynamics of working capacity.

Комплексная механизация и автоматизация коренным образом преобразует сельскохозяйственное производство. К управлению сложными системами привлекается все большее число людей, усложняются функции управления, контроля и прогнозирования, ведущие к повышению психологической нагрузки на человека. Происходящие изменения труда требуют совершенствования и человеческих отношений.

В процессе труда при производственной деятельности человека подстерегает та или иная опасность, приводящая к несчастным случаям. В структуре охраны труда в качестве самостоятельных подструктур участвуют: работающий человек, производство, система безопасности труда.

В соответствии с этим различают следующие факторы безопасности труда: человеческие, производственные, организационные (рис. 1).

Рисунок 1 - Факторы безопасности труда

Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование технических средств безопасности. При этом решаются две основ-

ные задачи: а) создание машин, инструментов, технологий, при использовании которых опасность возникновения несчастного случая снижается до миниму-

ма;

б) создание специальных средств защиты, охраняющих человека от опасности в процессе труда.

Однако по данным статистики, по крайней мере, в двух из трех несчастных случаев главным виновником является ни техника, ни технологический процесс, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п. Из этого следует, что проблемы аварийности и травматизма в современном сельскохозяйственном производстве невозможно разрешить только инженерными методами.

В организационно-методическом аспекте конкретизация задач по предупреждению несчастных случаев правомерна, но современные виды труда могут оказывать длительное отрицательное действие и вести к ряду заболеваний, профилактика которых заключается в создании безопасных форм и режимов труда с учетом психологии человека.

В этом отношении является правильным суждение И. Балинт, М. Мурани: «Психология безопасности труда - это применение психологических знаний в области охраны труда».

Исследование причин производственного травматизма в нашей стране и за рубежом показало, что от 60 до 90% травм в сельском хозяйстве происходит по вине человека.

Проведенное изучение аварийности выявило, что от 7 до 36% аварий в месяц связано с ошибочными действиями обслуживающего персонала, а частичная отрицательная роль психологических факторов в аварийности и травматизме прослеживалась в 73% случаев.

Рассматривая причины роста травматизма в связи с человеческими факторами, необходимо указать, что развитие техники опережает психологические мероприятия по защите от ее опасных и вредных воздействий. Распространение технических средств в промышленности и отсутствие необходимой информации об их опасности

и соответствующего воспитания порождает, особенно у молодежи, адаптацию к техническим факторам опасности.

Перед психологией безопасности ставится задача обобщения опыта организации безопасных форм труда, совершенствования структуры комплекса «человек-машина», обучения и воспитания трудящихся и на этой основе создание типичных методов и форм управления безопасностью производственных систем. В организационном отношении психологию безопасности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом.

С позиций сегодняшнего дня, очевидно, что вопросы организации труда и управления охраной труда невозможно решать, не опираясь на данные эргономики, технических достижений, психологии и других дисциплин, решающих вопросы сохранения здоровья и жизни людей в процессе труда.

Усложнение производственных процессов, концентрация управления производством, рост цены ошибки оператора, т.е. экономического ущерба при аварии, и возрастание требований к обеспечению безопасности труда выдвигают важное направление психологии безопасности -проблему психической надежности оператора. От ошибочных действий оператора происходят не только аварии с потерей крупных материальных ценностей, но и аварии, связанные с травматизмом и гибелью людей.

При изложении этой темы подчеркивается роль личности, ее социальной направленности, степени профессиональной обученности, индивидуальных и типологических особенностей для решения проблем безопасности. Психологией безопасности труда рассматриваются психические процессы и свойства, особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Основываясь на методологических требованиях о том, что психология безопасности труда охватывает все аспекты охраны труда, вопросы динамики оператора в течение дня,

деятельности человека в условиях различных ритмов труда, специфики трудовых процессов в условиях механизации и автоматизации должны рассматриваться не только с позиций обеспечения безопасности труда, но и с учетом продления профессионального долголетия специалистов.

Труд в последние годы из физического все более становится психическим (интеллектуальным, эмоционально насыщенным). Основной профессией выступает

операторская деятельность по управлению машинами и комплексами машин (рис. 2). Изучение психологических и психофизиологических аспектов операторской деятельности поможет разработать основные проблемы организации эффективного труда операторов и профилактики ошибочных действий, производственного утомления, особенно его тяжелых форм, ведущих к развитию профессиональных неврозов.

Рис. 2. Структура основных компонентов человека как субъекта труда

Все большую остроту приобретают психологические проблемы в связи с расширением методов опосредованного, дистанционного управления производственными процессами, машинами и системами машин. Рассмотрение перечисленных вопросов психологией безопасности труда позволяет дать знания инженерам по проблемам оптимального конструирования машин и организации производственного процесса.

Содержание вопросов психологии, относящихся к проблемам безопасности труда, может меняться в зависимости от организации и характера производства, структуры работающего персонала, степени важности работы, опасности ее для че-

ловека и других производственных факторов. Общая схема структуры психологии безопасности труда представлена на рисунке 3.

Работоспособность зависит от физических, умственных, психологических особенностей человека, его квалификации и состояния здоровья.

Наиболее подвижными факторами, определяющими работоспособность, являются психологическая стимуляция деятельности и состояние здоровья человека.

Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма.

Показатели работоспособности чело- века в течение дня изменчивы.

Рис. 3. Психология безопасности труда

Работоспособность специалиста характеризуется тремя периодами:

I период адаптационный (враба-тываемости). По мере приложения волевого усилия работоспособность специалиста нарастает, полнее включаются механизмы автоматического (стереотипного) действия (длится 15-20 мин).

II период устойчивой работоспособности, который можно разделить еще на два подпериода:

- период оптимальной работоспособности - производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны, характеризуются стабильностью (продолжительность 1,5-2 ч):

- период компенсации - уровень работоспособности продолжает устойчиво быть высоким, но это достигается более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление явлений утомляемости (продолжительность 0,5-1 ч).

III период снижения работоспособности, который тоже можно разделить на два подпериода:

- период неустойчивой компенсации характеризуется колебаниями работоспособности, но без закономерной тенденции к снижению, могут быть субъективные признаки утомления (продолжительностью

0,5-1,0 ч);

- период снижения работоспособности - производительность постепенно снижается на 20-25%, появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости (продолжительность 1-2 ч).

На фоне характерной динамики изменения работоспособности могут быть изменения, обусловленные кратковременными психологическими и физиологическими причинами (психологическая стимуляция, изменения воздушной среды, температуры помещения и т.п.).

Психологическая стимуляция может осуществляться на любом этапе работоспособности. Она связана с волевым усилием оператора, которое обычно отражает его установку (желание) на повышение производительности труда или же является следствием требований ситуационного характера. В первом случае это может носить характер «конечного порыва», обычно возникающего в период снижения работоспособности.

Психологическая обстановка способна изменять работоспособность на любом этапе трудового процесса. Степень снижения и ее продолжительность зависят от выраженности психотравмирующей ситуации и от личности (характера) оператора. Наиболее часто в практике наблюдаются снижения работоспособности, связанные с перерывом в работе и психологическим угнетением. Перерыв в работе обычно обусловлен необходимостью приема пищи. При этом закономерность изменения работоспособности имеет стандартный характер. Работоспособность снижается перед обедом и не сразу восстанавливается после принятия пищи.

Изменения работоспособности обусловлены развивающимся утомлением или явлениями «психологической демобилиза-

ции» в предобеденный период и необходимым этапом врабатываемости при возобновлении работы (при приеме пищи, также периоде физиологической слабости, сопровождающем пищеварительный процесс).

Угнетающее воздействие отрицательных эмоций, вызванных неприятными известиями, обидными замечаниями, оскорблениями, общеизвестно.

Имеются наблюдения о характерных изменениях работоспособности специалистов в течение года.

Наивысшая производительность, по данным некоторых авторов, наблюдается в декабре и январе, в конце августа начинается спад производительности умственного труда. Наибольшее значение с позиций организации безопасности труда имеет изменение работоспособности, которая также характеризуется периодом адаптации в начале недели и периодом спада на завершающем этапе.

Научная организация труда и проведение системы мероприятий по охране труда не могут осуществляться без учета психологических изменений работников сельского хозяйства. При этом целесообразно обращать внимание на следующие вопросы:

1. Оператору необходимо знать динамику работоспособности для того чтобы корректировать свою деятельность. Колебания бдительности (осторожности) человека коррелируют с закономерностью изменения работоспособности.

2. Длительные перерывы в работе сопровождаются спадом не только работоспособности, но и внимания.

3. Для поддержания работоспособности (бдительности) следует правильно чередовать периоды активного труда и кратковременного отдыха. Наиболее эффективны перерывы в периоде неустойчивой компенсации, и более продолжительными они могут быть в фазе формирования утомления (IV период).

4. Снижение работоспособности в конце дня или недели требует снижения ритма и величины нагрузки в это время и особого внимания к профилактике травматизма.

5. Психологическими методами можно стимулировать бдительность. Человек способен усилием воли повышать внимание и работоспособность на определенный период времени. Конфликтные ситуации ведут к угнетению психической активности, снижению работоспособности и бдительности.

6. Режим труда и отдыха целесообразно индивидуализировать не только с учетом характера человека, его возможностей, но и с учетом его физического и психологического состояния в конкретный

день.

Литература

1. Балинт, И. Психология безопасности труда / И. Балинт, М. Мурани. -Москва: Профиздат, 1968.

2. Барабаш, В.И. Психология безопасности труда в промышленности / В.И. Барабаш. - Ленинград: ЛДНТП, 1984. - 26 с.

3. Власов, Л.А. Психология безопасности труда: учеб. пособие / Л.А. Власов. -Балт. гос. техн. ун-т. - Санкт-Петербург, 2003. - 161 с.

Сведения об авторе

Петренко Надежда Владимировна - канд. техн. наук, ассистент кафедры безопасности технологических процессов и производств Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8-905-455-30-22.

E-mail: [email protected].

Information about the author Petrenko Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, assistant professor of the Safety of technological processes and production department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8-905-455-30-22.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.