ART 192035 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12035 УДК 159.99
Куликова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государ ственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург kulikova.elena@mail.ru
Психологические аспекты безопасности трудовой деятельности
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые психологические аспекты безопасности трудовой деятельности; факторы, определяющие отношение человека к опасности и оказывающие влияние на его поведение; основные типы реакций человека в ситуации опасности. Показано, что можно снизить количество несчастных случаев, причиной которых является человеческий фактор, если учитывать особенности индивидуального поведения работника, сформированное мнение относительно безопасности, уровень подготовленности. Приведен пример решения актуальной для транспортной компании задачи сохранения высокой работоспособности, физического и психологического здоровья работников, деятельность которых подвержена регулярным психоэмоциональным перегрузкам, путем соответствующей подготовки в рамках внутрифирменного обучения, в том числе и в области психологии безопасности.
Ключевые слова: опасность, безопасность, потребность в обеспечении безопасности, защищенность, психология безопасности, человеческий фактор, психические перегрузки.
Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Психологические аспекты безопасности трудовой деятельности становятся все более актуальными, поскольку, несмотря на автоматизацию производственных процессов, человек был и остается их постоянным участником и одновременно самым уязвимым элементом в системе «человек - машина» [1].
Под опасностью обычно понимают потенциальную возможность возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение человека. Установлено, что для профессий типа «человек - техника» основным источником опасности, связанным с человеческим фактором, является недостаточная согласованность в сопряжении «человек - машина» [2].
Безопасность - это состояние человека, при котором ему не угрожает опасность, есть защита от опасности, а также состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности. Для реализации состояния безопасности необходимо учитывать всю совокупность опасностей, действующих на объект защиты. Условия безопасности - это условия, в которых находится объект, а действие внешних и внутренних факторов не влечет последствий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями.
Существующая потребность в безопасности требует осуществления специальной деятельности, в рамках которой проводят детальный анализ конкретной производственной деятельности, выявляют присущие ей опасности и разрабатывают эффективные меры защиты человека.
Меры защиты необходимы для снижения уровня заболеваемости, травматизма и смертности, поскольку обеспечить абсолютную безопасность деятельности невоз-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
можно. Под защищенностью обычно понимают способность объекта избежать неблагоприятного воздействия опасного явления и/или не изменять свое состояние в результате данного воздействия [3].
Работа в этом направлении должна строиться на основе психологии безопасности, которая изучает психологические факторы, способствующие возникновению несчастных случаев, исследует психологию человека в экстремальной ситуации и разрабатывает методы диагностики личности, склонной к опасному поведению в профессиональной деятельности, а также возможные пути их предотвращения [4]. Объектом психологии безопасности являются различные виды деятельности человека, связанные с опасностью, а предметом - психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность, психические состояния и свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.
Таким образом, безопасность - многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищенность и низкий уровень опасности для человека.
Степень защищенности личности от различных негативных и деструктивных факторов внешнего мира характеризует одно из свойств личности, называемое психологической безопасностью. Психология личной безопасности определяет уровень комфортного психического состояния, необходимый человеку для выполнения профессиональных и социальных функций без опасения за собственную жизнь и без страха перед возможными негативными последствиями развития той ситуации, в которой он находится [5].
По статистике, до 75% всех несчастных случаев на производстве происходят по прямой или косвенной вине самого пострадавшего, пренебрегающего правилами безопасности по различным причинам: снижение уровня самоконтроля, нарушение техники безопасности и предпочтение опасных способов действия хорошо известным безопасным, а также выбор опасных действий из нескольких альтернативных [6].
На поведение человека в опасных ситуациях оказывают существенное влияние многие факторы (индивидуальные психофизиологические характеристики личности, пол, возраст, образование и т. д.), действие которых не всегда учитывается на практике. Также следует рассматривать и устойчивое свойство индивида, формирующееся в процессе его социализации и называемое локусом контроля (характеризует склонность человека приписывать ответственность за важнейшие события и результаты своей деятельности внешним силам, другим людям, объективным условиям, судьбе и т. п.) [7].
Непосредственными причинами опасных действий работников могут быть недисциплинированность, негативная установка на выполнение требований безопасности и охраны труда, мотивация, побуждающая к нарушениям правил безопасности, необеспеченность необходимой информацией [8].
Механизм психологической безопасности очень сложен для изучения. Потребность в безопасности базируется на одном из основных врожденных инстинктов - инстинкте самосохранения, определяющем жизнедеятельность и выживание человека. В действительности человек достаточно часто пренебрегает безопасностью, а иногда и осознанно рискует здоровьем и жизнью, хотя правильнее было бы исключить любую возможность нанесения ущерба собственному организму. Следует учитывать и тот факт, что инстинкт самосохранения у человека базируется на приобретенных знаниях, а следовательно, трудно предсказать его поведение при недостатке или отсутствии необходимых сведений [9].
На сегодняшний день многие производственные травмы и несчастные случаи частично можно объяснить следующим:
1. Развитие современных технологий и уменьшение возможности противостоять опасности с их стороны
научно-методический электронный журнал
Появляющиеся благодаря развитию научно-технического прогресса все более сложные техника и технологии увеличивают риск возникновения несчастных случаев.
2. Адаптация к современным высокотехнологичным машинам
Современная техника и оборудование воспринимаются многими как неотъемлемая составляющая жизни и деятельности. Человек часто нарушает правила эксплуатации, забывая об элементарных правилах безопасности и повышенной опасности, связанной со сложной техникой (удар током, возгорание, авария).
3. Неблагоприятная ситуация в экономике
Недостаток финансовых ресурсов заставляет многих работать дополнительно, а из-за отсутствия достаточного количества времени на восстановление работоспособности появляются усталость и переутомление.
4. Новые формы зависимостей
Интернет-зависимость, гаджетозависимость, смартфономания и селфимания способствуют рассеянности, препятствуют полной концентрации внимания на профессиональной деятельности, что резко усиливает опасность в совокупности с отсутствием интереса к выполняемой работе.
5. Недостаток естественного адреналина
Желание «острых ощущений» возникает у людей часто на фоне комфортной жизни. Данная зависимость обычно проявляется неосознанно в выборе экстремальных увлечений, связанных с опасностью видов деятельности. Потребность в получении «острых ощущений», связанная с такими врожденными свойствами нервной системы, как сила и динамичность, не дает человеку адекватно оценивать ситуацию и собственные силы, толкает его на опасные действия и поступки [10].
Для снижения рисков организации, связанных с человеческим фактором, следует учитывать различные аспекты индивидуального поведения работника.
С поступками человека связано внутреннее напряжение, ощущаемое им в состоянии беспокойства. Состояние беспокойства возникает, когда появляются желания, для удовлетворения которых пока отсутствуют возможности. Человек одновременно ощущает и побуждение к действию, и препятствие, которое мешает его исполнению, и, как следствие, испытывает дискомфорт и неуверенность. Внутреннее напряжение проявляется в суетливости, нарушает согласованность действий [11]. Торопливость и преждевременность действий характерны для людей с преобладанием возбуждения, что снижает и безопасность деятельности, и ее качество [12].
Удовлетворению потребностей могут препятствовать как внешние, так и внутренние факторы, в результате чего появляются страх (сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу для жизни индивида и его благополучия) или тревога (эмоциональное состояние, выражающееся в ощущении неопределенности, ожидании опасных событий). Для регуляции необходимо тщательное изучение источников страха или тревоги и их нейтрализация [13].
Основными типами реакций человека в ситуации опасности являются избегание и движение навстречу опасности, в основе которых лежат потребности в переживании чувства опасности и чувства безопасности (уход от опасности, вариантом которого может быть желание ее преувеличения) [14].
Реакция избегания обусловлена врожденными защитными механизмами: сопротивлением возможности негативных переживаний, осторожностью и благоразумием [15].
Склонность к риску как личностная черта определяет различную готовность к риску одних и тех же людей в разных ситуациях в зависимости от значимости для них данных ситуаций и силы потребности в достижении цели. Готовность к риску увеличивается при назревании внутреннего конфликта у человека и в коллективе может
научно-методический электронный журнал
проявляться сильнее, так как зависит еще от ожиданий окружения [16]. Стремление к опасности может определяться как жаждой острых ощущений, так и различными факторами и обстоятельствами, в которых человек с ними столкнулся [17]. Следовательно, склонность к опасному поведению у разных людей можно оценивать только при одинаковых условиях, учитывая силу потребности, ценность результата, сформированное мнение относительно безопасности, уровень подготовленности и т. п. [18]
Способность своевременно идентифицировать признаки опасности и умение выбирать способы реагирования определяют отношение человека к опасности. Исследователи выделяют наиболее типичные способы реагирования в ситуациях опасности (адекватное, преувеличивающее опасность и игнорирующее ее) и мотивационные факторы, влияющие на отношение людей к опасностям (уровень выраженности потребностей в опасности и в безопасности, готовность к риску, преобладание мотивации достижения успеха или избегания неудачи). Адекватные способы реагирования в ситуациях опасности выбирают люди, у которых не выражена потребность в переживании чувства опасности, и они реагируют на опасность взвешенно и рационально. Стремление к преувеличению опасностей характерно для людей, у которых преобладают потребности в переживании чувства опасности и в обеспечении безопасности, сочетающиеся со стремлением избегать неудач [19]. Игнорирующие опасности люди предпочитают пережить острые ощущения, при этом достижения или неудачи не имеют для них принципиального значения (реакция движения навстречу опасности) [20]. Существует несколько разновидностей игнорирования опасностей. При демонстративном игнорировании человек желает показать свою независимость и смелость, а при сознательном, повышая уровень адреналина, стремится к самоутверждению. Но, как правило, преобладает беспечный тип, не обремененный ответственностью, действующий под влиянием текущих потребностей и не думающий о последствиях своих действий [21].
Отношение людей к опасностям определяют и мотивационные факторы. Опасность часто преувеличивается, если потребности в переживании чувства безопасности и в обеспечении безопасности связаны с желанием быть успешным. Высокий уровень потребности в переживании чувства опасности и отсутствие стремления избежать неудач обусловливают желание игнорировать опасности [22].
Часто более серьезное влияние на отношение людей к опасностям оказывают не физические неблагоприятные факторы, а социально-психологические (монотония, дефицит времени, неожиданность и неопределенность ситуации, необходимость быстрого переключения внимания, ограниченное время для принятия решений о действии и многие другие), резко снижающие эффективность профессиональной деятельности [23].
На уровень безопасности производственной деятельности значительно влияют и индивидуальные особенности личности [24]. Индивидуальные особенности проявляются в соблюдении требований, предъявляемых к работе, правил техники безопасности и охраны труда. Более тщательно их выполняют лица с инертной и слабой нервной системой, а лица с подвижной и сильной нервной системой чаще отступают от них, что увеличивает вероятность ошибочных действий [25].
Поскольку человек - единое целое, то душевные переживания могут вызывать соматические расстройства, а некоторые заболевания могут влиять на психику. Следовательно, достаточно трудно разделить физические и поведенческие риски. Трудности в классификации случаев реализации риска человеческого фактора требуют проведения и медицинских, и психологических обследований при отборе кандидатов на работу, где последствия реализации подобных рисков катастрофичны (летчики, авиадиспетчеры, операторы атомных электростанций и т. д.) [26].
научно-методический электронный журнал
Например, оператор не выполнил определенные действия, из-за чего произошла авария. Он мог это сделать осознанно, считая их необязательными и решив, что не произойдет ничего страшного, или забыть их сделать. Но такая забывчивость могла быть следствием рассеянности, что относится к немотивированному поведению, или вызвана расстройством работы головного мозга (физические риски). На практике не всегда удается установить истинную причину действий оператора из-за умышленного или неосознанного сокрытия правды или из-за его гибели в вызванной им аварии [27].
Железнодорожный транспорт - это источник повышенной опасности и для работников ОАО «РЖД» [28]. Сложные условия профессиональной деятельности в транспортной компании приводят к негативно воздействующим на состояние персонала значительным психическим перегрузкам, снижая результативность деятельности, приводя к повышенной утомляемости и нервозности, а также к широкому спектру пограничных нервно-психических расстройств и к психосоматическим заболеваниям. Психические перегрузки приводят к разнообразным поведенческим нарушениям, социально-психологической дезадаптации, разрушают мотивированность работников к добросовестному труду, способствуют личностной и профессиональной деградации, что ухудшает не только состояние здоровья, но и психологический климат в коллективах [29].
В холдинге «РЖД» была разработана «Методика оценки влияния человеческого фактора на возникновение случая травмы на производстве и определения доли ответственности причастных работников к этому событию» (далее - Методика), которая позволяет провести объективный анализ нарушений требований охраны труда и причин опасных действий работников, повлекших за собой случай травмы; определить психологические и физиологические причины нарушений. Специалисты установили, что недостатки в обучении безопасным приемам труда и снижение у работников мотивации на безопасный труд входят в число основных причин несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом [30].
Поскольку большинство несчастных случаев происходит по вине самого человека, то все работники организации должны быть должным образом подготовлены к безопасной деятельности. Уровень безопасности конкретного лица зависит и от его информированности [31]. Отсутствие необходимого объема знаний не способствует определенности в деятельности и вызывает у индивидуума психологический дискомфорт [32].
Для устранения выявленных при помощи Методики проблем в области безопасности проводят соответствующие превентивные профилактические мероприятия, в том числе и своевременное обучение работников [33].
Практика внутрифирменного обучения показала, что для повышения уровня подготовленности по вопросам безопасности трудовой деятельности эффективно применение технологии встречных усилий, которая основана на активном взаимодействии в процессе познания и предполагает, что овладение знаниями происходит на основе волевых усилий (сознательного напряжения), предпринимаемых педагогом и обучающимся. Усилия должны исходить с обеих сторон, при этом они могут быть неравноценными, но восприниматься как доля учебного труда, вложенного в совместную деятельность по овладению знаниями [34].
В процессе активного взаимодействия, предполагающего информационный обмен, решаются следующие задачи: показать реальный уровень опасности, сфокусировать внимание на потенциальных последствиях игнорирования опасностей, мотивировать людей к безопасному поведению [35], поскольку мотивация является сильнейшим фактором, определяющим безопасное трудовое поведение работников [36].
научно-методический электронный журнал
С целью снижения степени влияния человеческого фактора на безопасность труда на Свердловской железной дороге были проведены курсы повышения квалификации по программе «Психология безопасности труда и управление мотивацией работников на безопасный труд» для различных категорий руководителей и специалистов (главный инженер, заместитель начальника по кадрам, ведущий психолог, руководитель сектора охраны труда, специалист по охране труда и др.) [37].
Полученные знания о механизмах воздействия на психику человека различных негативных факторов в процессе профессиональной деятельности позволяют применять психологические методики как для преодоления перегрузок, так и для исключения нервного перенапряжения, снижения раздражительности. Актуальная задача сохранения высокой работоспособности сотрудников, деятельность которых подвержена регулярным психоэмоциональным перегрузкам, решается с учетом их личностных и психофизиологических особенностей [38].
Таким образом, для безопасной профессиональной деятельности работникам необходимо знать основы психологии безопасности, действующие опасные факторы и безопасные приемы труда; уметь выбирать оптимальные варианты трудовых действий и поведения в различных производственных ситуациях с учетом личностных особенностей; исключить переработки и другие факторы, вызывающие развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (психических перегрузок, чрезмерного утомления, монотонии, эмоционального и операционального напряжения), которые приводят к разнообразным поведенческим нарушениям и разрушают мотивированность работников на безопасный труд; превентивно выявлять предрасположенность к опасному поведению в процессе профессионального консультирования и отбора.
Ссылки на источники
1. Куликова Е. А. Психология безопасности - необходимый компонент качественной подготовки специалиста для транспортной отрасли // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 9. - URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16588.
2. Куликова Е. А. Подготовка в процессе обучения к будущей профессиональной деятельности в условиях неопределенности // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/.
3. Куликова Е. А. Риск-менеджмент: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. - 259, [1] с.
4. Куликова Е. А. Психология безопасности ...
5. Там же.
6. Ильин Е. П. Психология риска. - СПб.: Питер, 2012. - 286 с.
7. Куликова Е. А. Риск-менеджмент ...
8. Куликова Е. А., Путякова А. Д. Оценка и анализ случаев травматизма на железнодорожном транспорте // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. - 2017. - № 2. - С. 12-21.
9. Куликова Е. А. Психология безопасности ...
10. Там же.
11. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Риск-менеджмент: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 285 с.
12. Ильин Е. П. Указ. соч.
13. Милова Ю. В. Регуляция страха и тревоги в контексте концепции личностного здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - URL: http://e-koncept.ru/2016/16216.htm.
14. Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
15. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Влияние мотивационных факторов на отношение людей к опасностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 1 (январь). - URL: http://e-koncept.ru/2017/170001 .htm.
16. Ильин Е. П. Указ. соч.
17. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Указ. соч.
18. Ильин Е. П. Указ. соч.
19. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Указ. соч.
20. Петровский В. А. Указ. соч.
21. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Указ. соч.
22. Там же.
23. Футин В. Н. Ортобиотика: развитие умений владеть собой: учеб. пособие. - М.: РАПС, 2008. - 108 с.
24. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 286 с.
25. Ильин Е. П. Указ. соч.
26. Богоявленский С. Б. Управление риском в социально-экономических системах: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2010. - 147 с.
27. Там же.
28. Куликова Е. А., Путякова А. Д. Указ. соч.
29. Футин В. Н. Указ. соч.
30. Куликова Е. А., Путякова А. Д. Указ. соч.
31. Куликова Е. А. Психология безопасности ...
32. Куликова Е. А. Подготовка в процессе обучения ...
33. Куликова Е. А., Путякова А. Д. Указ. соч.
34. Хан О. Н. Возможности технологии встречных усилий при изучении языковых дисциплин студентами технического вуза // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 125-130.
35. Ильин Е. П. Указ. соч.
36. Куликова Е. А. Психология безопасности ...
37. Там же.
38. Футин В. Н. Указ. соч.
Elena Kulikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ural State University of Railway Transport (USURT),
Yekaterinburg
kulikova.elena@mail.ru
Psychological aspects of labor safety
Abstract. The article discusses some psychological aspects of labor safety; factors determining individual attitude to danger and affecting personal behavior; main types of human reactions in a dangerous situation. It is shown that it is possible to reduce the number of accidents caused by the human factor, if we take into account the peculiarities of the employee's individual behavior, his formed opinion regarding safety, the level of his preparedness. The author gives an example of solving the urgent task for a transport company to maintain high working efficiency, physical and psychological health of employees, whose work implies regular psycho-emotional overload, by means of appropriate training within the framework of the company's routine training, including the field of safety psychology.
Key words: danger, safety, need for safety maintaining, safekeeping, psychology of safety, human factor,
psychological overload.
References
1. Kulikova, E. A. (2016). "Psihologiya bezopasnosti - neobhodimyj komponent kachestvennoj podgotovki specialista dlya transportnoj otrasli", Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, № 9. Available at: http://hu-man.snauka.ru/2016/09/16588 (in Russian).
2. Kulikova, E. A. (2016). "Podgotovka v processe obucheniya k budushchej professional'noj deyatel'nosti v usloviyah neopredelennosti", Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, № 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12 (in Russian).
3. Kulikova, E. A. (2014). Risk-menedzhment: ucheb. posobie, Izd-vo UrGUPS, Ekaterinburg, 259, [1] p. (in Russian).
4. Kulikova, E. A. (2016). Psihologiya bezopasnosti ...
5. Ibid.
6. Il'in, E. P. (2012). Psihologiya riska, Piter, St. Petersburg, 286 p. (in Russian).
7. Kulikova, E. A. (2014). Op. cit.
8. Kulikova, E. A. & Putyakova, A. D. (2017). "Ocenka i analiz sluchaev travmatizma na zheleznodorozhnom transporte", Bezopasnost'i ohrana truda na zheleznodorozhnom transporte, № 2, pp. 12-21 (in Russian).
9. Kulikova, E. A. (2016). Psihologiya bezopasnosti ...
10. Ibid.
11. Baldin, K. V. & Vorob'ev, S. N. (2005). Risk-menedzhment: ucheb. posobie, Gardariki, Moscow, 285 p. (in Russian).
12. Il'in, E. P. (2012). Op. cit.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
13. Milova, Yu. V. (2016). "Regulyaciya straha i trevogi v kontekste koncepcii lichnostnogo zdorov'ya", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10 (oktyabr'). Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/16216.htm (in Russian).
14. Petrovskij, V. A. (1996). Lichnost'vpsihologii, Feniks, Rostov n/D., 512 p. (in Russian).
15. Maralov, V. G. & Maralova, T. P. (2017). "Vliyanie motivacionnyh faktorov na otnoshenie lyudej k opasno-styam", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (yanvar'). Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/170001.htm (in Russian).
16. Il'in, E. P. (2012). Op. cit.
17. Maralov, V. G. & Maralova, T. P. (2017). Op. cit.
18. Il'in, E. P. (2012). Op. cit.
19. Maralov, V. G. & Maralova, T. P. (2017). Op. cit.
20. Petrovskij V. A. Op. cit.
21. Maralov, V. G. & Maralova, T. P. (2017). Op. cit.
22. Ibid.
23. Futin, V. N. (2008). Ortobiotika: razvitie umenij vladet' soboj: ucheb. posobie, RAPS, Moscow, 108 p. (in Russian).
24. Kornilova, T. V. (2003). Psihologiya riska i prinyatiya reshenij: ucheb. posobie dlya vuzov, Aspekt Press, Moscow, 286 p. (in Russian).
25. Il'in, E. P. (2012). Op. cit.
26. Bogoyavlenskij, S. B. (2010). Upravlenie riskom v social'no-ekonomicheskih sistemah: ucheb. posobie, Izd-vo SPBGUEF, St. Petersburg, 147 p. (in Russian).
27. Ibid.
28. Kulikova, E. A. & Putyakova, A. D. (2017). Op. cit.
29. Futin, V. N. (2008). Op. cit.
30. Kulikova, E. A. & Putyakova, A. D. (2017). Op. cit.
31. Kulikova, E. A. (2016). Psihologiya bezopasnosti ...
32. Kulikova, E. A. (2016). Podgotovka v processe obucheniya ...
33. Kulikova, E. A. & Putyakova, A. D. (2017). Op. cit.
34. Han, O. N. (2016). "Vozmozhnosti tekhnologii vstrechnyh usilij pri izuchenii yazykovyh disciplin studentami tekhnicheskogo vuza", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 5, pp. 125-130 (in Russian).
35. Il'in, E. P. (2012). Op. cit.
36. Kulikova, E. A. (2016). "Psihologiya bezopasnosti - neobhodimyj komponent kachestvennoj podgotovki specialista dlya transportnoj otrasli".
37. Ibid.
38. Futin, V. N. (2008). Op. cit.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 24.06.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.07.19
Принята к публикации Accepted for publication 18.07.19 Опубликована Published 27.09.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Куликова Е. А., 2019
www.e-koncept.ru