Научная статья на тему 'Психологические аспекты коррекции эмоциональных нарушений как средство активизации детей дошкольного возраста'

Психологические аспекты коррекции эмоциональных нарушений как средство активизации детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONS / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONAL STATES / PHYSICOLOGICAL EMOTIONAL DEVELOPMENT / EMOTIONAL DISORDERS / CORRECTIONAL WORK / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллин Асат Гиниатович, Пручкина Нина Михайловна, Боблетер Диана

Статья посвящена анализу психологических исследований по изучению эмоциональных нарушений как средства активизация детей дошкольного возраста. Авторы при обосновании актуальности проблемы опираются на социальный заказ и нормативную базу современного дошкольного образования (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). В основной части статьи представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию данной проблем, намечены пути психологизации дошкольного образования и использования современных методов психокоррекции эмоционально-личностных нарушений. В заключении авторы указывают на недостаточно изученные аспекты эмоциональных нарушений как средства активизации детей дошкольного возраста и обозначают теоретико-методологические проблемы исследования эмоциональных нарушений и их коррекции у детей дошкольного возраста. На основании результатов проведенного теоретического анализа авторы предлагают формировать целостную систему профилактики и коррекции эмоциональных нарушений дошкольников с позиций общей, возрастной и педагогической психологии.The article is devoted to the analysis of psychological research on the study of emotional activity, correction of emotional disorders. the Authors substantiate the relevance of the problem based on the social order and the regulatory framework of modern preschool education (Federal state educational standard of preschool education). In the main part of the article the analysis of foreign and domestic approaches to the study of this problem is presented, the ways of using modern methods of psychocorrection of emotional and personal disorders are outlined. In conclusion, the authors point to insufficiently studied aspects of the problem of development of emotional activity, correction of emotional disorders in preschool children. Based on the results of the theoretical analysis, the authors propose to form an integral system of psychologization of the educational process as a means of protecting the mental health of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты коррекции эмоциональных нарушений как средство активизации детей дошкольного возраста»

В условиях переходного периода проблемы проявления эмоциональных барьеров в под-ростковом возрасте не являются патологиче-скими, напротив, они отличаются определен-ной конструктивностью,

обусловленной ха-рактером становления новой идентичности и предполагают не устранение этого явления, а сопровождение эмоционального развития в процессе их зарождения и естественного само-изживания.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущностная характеристика эмоциональных барьеров, их влияние (негативное и конструктивное) на развитие личности подростка; эмоциональные барьеры как условие возникновения личностных изменений и условие перехода к новым контекстам развития.

Ключевые слова: психологические барьеры, эмоциональные барьеры, подростковый возраст, развитие личности подростка.

SUMMARY

In the article essence description of emotional barriers, their influence (negative and structural), is examined on development of personality of teenager; emotional barriers as condition of origin of personality changes and condition of passing to the new contexts of development.

Key words: psychological barriers, emotio-nal barriers, teens, development of personality of teenager.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барвенко О. Г. Психологические барь-еры в обучении иностранному языку взрос-лых: дисс. ... канд. психол. наук. -Ставро-поль, 2004. - 197 с.

2. Домырева Е. А. Исследование когнитивных барьеров в учебной деятельности младших школьников: дисс. ... канд. психол. наук. - Курск, 2002. - 185 с.

3. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

4. Санникова О. П. Феноменология личности: Избранные психологические труды. -Одесса: СМИЛ, 2003. - 256 с.

5. Сластёнин В. А. Педагогика: Иннова-ционная деятельность. - М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. - 224 с.

6. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. - М.: Генезис, 2003. - 368 с.

7. Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. - М.: Когито-Центр, 2006. - 304 с.

8. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психоло-гии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.

Ш

А. Г. Абдуллин, Н. М. Пручкина, Д. Боблетер

УДК 159,99 ; 371.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1ГЙ настоящее время актуализируется вопрос полноценного развития детей с различными проблемами, в том числе эмоциональными, затрудняющими развитие ребенка. Существует общественный запрос на решение проблемы ослабления психоэмоциональных нарушений и оздоровления детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 года (приказ № 1155) и запросами родителей или лиц, их заменяющих. Психологи и воспитатели, родители отмечают, что в пос-леднее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью,

эмоциональной неустойчи-востью, но недостаточная психологическая подготовка работников дошкольного образо-вания не позволяет нивелировать данный процесс.

Сегодня интенсивно реформируется система дошкольного образования, разрабатываются интересные концепции и программы. По мнению Анохиной А. С., Токаревой О. А., развитию и коррекции эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется должное внимание в отличие от проблем интеллектуального развития, хотя в ФГОС ДО (Федеральных государственных стандартах дошкольного образования) указано, что основная задача организации образовательного процесса в дошкольных организациях - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1].

Следует основательно изучать наследие Л. С. Выготского, который еще в начале двадцатого века в работе «Эмоции и их раз-витие в детском возрасте» предлагал рас-сматривать структуру сознания ребенка как динамическую смысловую систему интел-лектуальных, волевых и

аффективных про-цессов [4].

Критикуя постулат Рибо, Джемса, Ланге о том, что эмоция, в связи с возрастающей ролью интеллектуального начала в развитии личности, есть «умирающее племя», взгляды на то, «что кривая развития эмоций идет вниз», Л. С. Выготский отмечал, что эмоциональное развитие ребенка не ослабляется, а «кривая развития эмоций идет вверх», происходит «синтез интеллектуального и эмоционально-го процесса».

Ценными считал Выготский мысли психоаналитиков З. Фрейда, который изучал не угасание эмоций, но их динамические изменения, А. Адлера о том, что «эмоция... является одним из моментов, образующих характер, что общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны, находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой - определяются этими эмоциональными переживаниями». Опираясь на теорию Адлера, можно понять метафору «Все мы родом из детства». Многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном благополучии или неблагополучии в детстве [4].

В последствии многие положения Л. С. Выготского о развитии эмоционального мира ребенка развили его последователи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. За-порожец и др., которые помогли понять путь прогрессивного эмоционального и интеллектуального развития под влиянием социаль-ных условий жизни и воспитания детей. Для нас в понимании средств эмоциональной активизации развития ребенка важны мысли А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о том, что полярные по эмоциональному тону положительные и отрицательные эмоции одина-ково интенсивно стимулируют развитие су-бъекта деятельности [10; 14].

Э. Клапаред, К. Левин, изучавшие превращение эмоции в чувство, искажение эмоций, не доведенных до конца, формирующих подчас аутистическое мышление, подчиненное логике чувств, противопоставленное реалистическому мышлению, где главенствует интеллект, положили начало изучению патопсихологических явлений. Именно практика подавления эмоций взамен развитию умений открыто выражать свои чувства приводит к эмоциональным нарушениям в детском возрасте.

Современный отечественный психолог Ф. Е. Василюк уделил внимание проблеме создания условий для активизации развития детей с учетом индивидуальной «витальности», внутреннего мира ребенка. Он выявил, как «успешность» связана с влиянием благоприятных факторов и формированием стрес-соустойчивости, терпения, и возможности преодоления негативных чувств или состояний в неблагоприятной психологической обстановке.

Данные работы важны для своевремен-ного выявления и коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте. Еще в начале века появились солидные работы Л. С. Выготского, В. П. Кащенко, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мя-сищева, посвященные эмоциональным нарушениям детей. Затем их последователи А. В. Алексеева, Г. М. Бреслав, Е. М. Гаспаро-ва, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. И. Изард, К. Э. Крылов, А. Д. Кошелева, Н. Д. Левитова

и др. изучили характерные для детского возраста эмоциональные расстройства. В словаре под редакцией А. В. Филиппова эмоциональное расстройство определяется как состояние, при котором эмоциональные реакции неадекватны ситуации.

На основе работ выдающихся психологов и психотерапевтов определено понятие психокоррекции как системы мероприятий, направленных на исправление недостатков пси-хологии или поведения человека с помощью специальных средств

психологического воз-действия.

Чтобы грамотно проводить работы по кор-рекции эмоциональных нарушений, надо знать условия их возникновения:

- внутренние эмоционально-личностные условия или констутивно-генетический фактор связан с генетикой индивидуальных реакций на стресс, с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях. Отягощенность наследственностью при всех видах эмоциональных нарушений детей, не страдающих тяжелыми психическими расстройствами, является незначительной;

- внешние ситуационные условия (част-ные, связанные с индивидуальной жизнью че-ловека и общие, обусловленные социально-экономическими, социокультурными факто-рами) для удовлетворения потребностей че-ловека.

Патогенез, т. е. динамику образования и развития эмоциональных отклонений исследовали В. М. Бехтерев, А. И. Захаров, В. Н. Мя-сищев и др. Первоначальной причиной обра-зования невротических дефектов является по-ражение центральной нервной системы вследствие генетики, повреждений головного мозга на разных этапах развития ребенка (пренатальном, постнатальном, в младенчес-ком, раннем возрасте.

Органическая недоста-точность о себе нередко дает знать в стрес-совых ситуациях.

Следующей причиной образования эмоционально-личностных расстройств является неудовлетворенность витальных, биологичес-

ких потребностей ребенка, потребностей в приятии (любви), в принятии (уважении) со стороны близких, значимых для ребенка лиц или изоляция ребенка (А. Маслоу, К. Хорни), что впоследствии приводит к формированию негативной «Я»-концепции и самооценки, рассогласованию «Я», внутриличностным конфликтам - неосознаваемым противоречиям (Э. Бернс, К. Юнг).

Для нас особенно значимо доказательство того, что благоприятный средовой фактор способствуют устранению, ослаблению эмоциональных дефектов. А. И. Захаров доказал, что психотравмирующие ситуации в дошкольном детстве, сочетание приобретенных и наследуемых свойств психического и соматического реагирования на психические травмы, ошибки семейного воспитания, служащие причиной неврозов и психопатий, могут быть выявлены и устранены [6].

Семейно-бытовые конфликты, по мнению В. И. Изард, чаще всего приводят к эмоциональным нарушениям в детском возрасте. При этом ученый особое внимание посвятил обнаружению связей эмоционального расстройства с аффективным поведением родителей, особенно матери. Жестокость и аффективное общение с детьми приводят не только к эмоциональным нарушениям, но к тяжелым психическим расстройствам, к педагогичес-кой запущенности, дезорганизации поведе-ния детей [8]. Н. М. Пручкина обращает вни-мание на значение профилактики эмоциональ-ных дефектов, позитивных отношений между супругами, отношения «ребенок-взрослый» в семье и образовательных учреждениях[13].

«Несоответствие влияния среды и средств воспитательного воздействия на ре-бенка темпераменту, психофизиологическим

особенностям детей, характеру, индивидуальным особенностям личности, - отмечал В. В. Лебединский, - ведет к перенапряже-нию процессов центральной нервной систе-мы» [9]. Мы полагаем, что эмоциональное воспитание, профилактика психокоррекция эмо-ционально-личностных нарушений может быть составным элементом целостного обра-зовательного процесса в дошкольных учреж-

дениях. Следует психологизировать образовательный процесс, согласовать содержание, формы и методы работы с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями личности.

Какие чаще всего эмоциональные нарушения встречаются в детстве?

Авторитетный ученый Г. М. Бреслав к ним в дошкольном возрасте относит:

- отсутствие эмоциональной децентра-ции - ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений;

- отсутствие эмоциональной синтонии -ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего, близкого или симпатичного;

- отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции - ребенок не испытывает вины, связанной способностью эмоционально возвращаться [2].

Ю. М. Миланич выделяет три основные группы детей с эмоциональными нарушения-ми.

1. Дети с повышенной возбудимостью и бурными аффективными вспышками, обусловленными нарушением межличностных отношений особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции могут возникнуть у этих детей по любому незначительному поводу.

2. Дети с выраженными внутриличност-ными конфликтами, для которых характерны страхи, повышенная заторможенность, слабо-выраженная общительность.

3. Дети с выраженными внутриличност-ными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность.

В. И. Гарбузов изучал коррекцию эмоциональных расстройств самой трудной категории дошкольников - гиперактивных детей, пик проявления которой приходится на возраст шести-семи лет [5]. Такие дети наряду с импульсивностью и склонностью к нарушениям дисциплины обладают проблемой отв-лекаемости, нарушением внимания. К четыр-надцати-пятнадцати годам при благоприят-

ных условиях гиперактивность сглаживается, а при неблагоприятных - формируются акцентуации характера или возникают нерв-но-психические заболевания.

Психологи доказали, что наряду со сре-довым фактором эмоциональная активность стимулирует развитие личности ребенка. Эмоциональная активность ребенка - это заинтересованное, эмоциональное восприятие окружающего мира, желание принять в нем учас-тие, умение адекватно оценить его. Эмоцио-нально активный ребенок не может остаться безучастным к переживаниям другого, к проявлениям жестокости. Эмоциональная актив-ность способствует развитию потребности в общении, взаимодействии с окружающим ми-ром и людьми. С целью своевременного уст-ранения эмоциональных нарушений, блоки-рующих эмоциональную активность, исполь-зуется психокоррекция - система мероприя-тий, направленных на исправление недостат-ков психологии или поведения человека с по-мощью специальных средств психологичес-кого воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической осно-вы и не представляющие собой такие устой-чивые качества, которые формируются до-вольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

В прикладной психологии разработаны методы психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений как средства активизации развития личности ребенка с помощью выработки приемов адекватного эмоционального реагирования на ситуацию. Для этого используются детскими психологами современные методы психокоррекции, которые наиболее полно описаны А. А. Осипо-вой: сказкотерапия, рисуночная, музыкальная и танцевальная, куклотерапиия. К сожалению, психологи ДОУ увлекаются диагностикой и недостаточно занимаются коррекционной работой, благодатное поле для которой предоставляют публикации современных психологов [11].

Важно привлекать на эти тренинги, организованные психологом, родителей и воспитателей, которые потом в практике воспита-

ния эффективно закрепят достигнутые эффекты.

Внушение веры в успех способствует формированию у детей позитивной самооценки, уверенности, познавательной активности, улучшает освоение не только образовательной программы, но делает более эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни. Для формирования самооценки ребенка полезны упражнения -настрои на успех. Например, перед занятиями дети сцепляют руки в замочек и ударяют себя им в грудь, повторяя хором: «Я самый сильный, здоровый, я самый сильный, здоровый, Я все могу, все умею, я все могу, все умею» и т. п. «Психологические поглаживания» с помощью тактильных контактов, контактов, ласкового обращения по имени, позитивные Я-высказывания: «Я тебя люблю», «Ты хороший», «Я горжусь тобой, когда...» воздействуют на ребенка как солнце и вода на цветок, стимулируя его рост и развитие в атмосфере психологического комфорта.

Психологическое влияние образа взрослого, обладающего юмором, оптимизмом, благожелательностью, способного справиться с аффектами в трудной ситуации, положительно влияет на ребенка, склонного к подражанию. Взрослый спокойно реагирует на выходки ребенка, умело предупреждая, возможный вред себе или другим детям. Психологи рекомендуют в работе с детьми с отклонениями, психопатическими и невротическими расстройствами использовать «метод кольца». Взрослый садится на стул, садит к себе на колени ребенка, крепко его обхватывает двумя руками, пока не наступит аффективная разрядка.

Устранение страхов, эмоционального дискомфорта и психомоторного напряжения необходимо для снятия блокировки эмоционально-личностного развития. Релаксационные психологические игры и упражнения на мышечную релаксацию с приемами визуализации, дыхательные упражнения, занятия в «сухом бассейне» или песочная терапия, психогимнастика, массаж оздоравливают психику ребенка.

Игры с использованием двигательной разрядки способствуют сглаживанию негативных внутренних переживаний, преодолению психологических страхов и неуверенности в своих силах. Традиционные физкультурные занятия тонизирует процессы возбуждения. Если использовать психогимнастику, дыхательную пластическую гимнастику, адаптированную к работе с дошкольниками хатха-йогу, включающую элементы релаксации, широкий арсенал коррекционных подвижных игр, особенно на свежем воздухе, то можно значительно оздоровить эмоциональное состояние дошкольников.

Многим детям свойственна агрессивность, если дети лишены возможности находить другие способы самовыражения или самоутверждения. Поэтому разумнее всего организовать такие формы деятельности, где ребенок творчески может проявить свой талант. Если у ребенка сформировалась привычка к агрессивному поведению, то надо внимательно предупреждать агрессию, используя метод отвлечения. Часто ребенка берут за руку и твердо говорят: «Нельзя драться». Иногда ему дают подушку или мяч и предлагают попинать эти предметы, чтобы снять состояние аффекта. Когда ребенок быстро остывает, можно похвалить его за то, что он учиться справляться с собой. Коррекция детского негативизма необходима, когда дети отказываются выполнять требования взрослых. Взрослым следует разобраться в причинах. Нельзя насильно заставлять ребенка есть, угрожать наказанием, лишать сладкого и т. п. Иногда ребенок старается делать назло взрослому, перечит ему, мешает во время занятий другим детям. Чаще всего дети ведут себя так, если их чаще наказывают, чем хвалят, обижают и ребенок стремится отомстить за свои обиды. Такого ребенка лучше согреть лаской, чаще обращать на него внимание, поощрять малейшие достижения, внушать веру в успех, прививая навыки самоконтроля.

Методы коррекции детской застенчивости эффективны в работе с «тихонями». Они не нарушают дисциплину. Но эти дети требуют не меньшего внимания, чем агрессивные.

Они внешне выглядят подавленными и печальными. Может быть, родители демонстрируют такую манеру поведения ребенку или излишне жестко воспитывают ребенка. Тогда коррекционную работу следует проводить с родителями. Надо узнать, перенес ли ребенок физическую или психическую травму, быст-ро ли он утомляется, преобладают ли реакции торможения над реакциями возбуждения, ка-ков темперамент ребенка? Хорошее средство для повышения тонуса ребенка и снятия его боязливости - любимая игрушка, которую можно использовать в игре с целью демонстра-ции активности и жизнерадостности.

Следует обратить особое внимание на то, что в связи с частыми проявлениями жестокости в детской среде под влиянием СМИ и компьютерных «стрелялок» эффективным для эмоционально-личностного развития в современных условиях бытия является формирование ассертивного поведения. Ассертивность (англ. Assert - настаивать на своем) - способность человека отвечать за свои поступки и слова, быть уверенным в том, что делаешь или говоришь. Важно научить уже в дош-кольном возрасте правильно реагировать в конфликтных ситуациях, не избегать конф-ликтов. Некоторые дети часто становятся «жерт-вами» сверстников, изгоями в детском кол-лективе. Полезно предложить игры, где жерт-ва и агрессор меняются ролями согласно тео-рии Эрика Берна («Игры, в которые играют люди»). Так дети учатся безболезненно выхо-дить из конфликтов, получать более высокий статус в коллективе. Ассертивное поведение требует размышления и формирования само-обладания, а не инстинктивной реакции. Ре-бенка учат игнорировать «обзывалки», строить диалог с обидчиком, говорить и спрашивать. Как отмечает С. С. Бычкова, если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в обще-нии, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе,

проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их к эмо-циональным переживаниям [2].

В заключении следует отметить, что проблема изучения и коррекции эмоциональных нарушений дошкольников недостаточно изучена психологической наукой, несмотря на некоторые достижения в этой области. В современной психологии отсутствует единство в подходах к пониманию сущности и структу-ры эмоциональных нарушений; недостаточно выделены закономерности их возникновения и исчезновения в онтогенезе, мало стандартизированных методик ранней диагностики эмоциональных расстройств детей. Вышесказанное актуализирует разработку комплексного подхода к изучению проблемы выявления и своевременной коррекции эмоциональных нарушений детей как средства активизации развития личности. АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу психологических исследований по изучению эмоциональ-ных нарушений как средства активизация де-тей дошкольного возраста. Авторы при обосновании актуальности проблемы опираются на социальный заказ и нормативную базу современного дошкольного образования (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). В основной части статьи представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию данной проблем, намечены пути психологизации дошкольного образования и использования современных методов психокоррекции эмоционально-личностных наруше-ний. В заключении авторы указывают на недостаточно изученные аспекты эмоциональ-ных нарушений как средства активизации де-тей дошкольного возраста и обозначают тео-ретико-методологические проблемы исследо-вания эмоциональных нарушений и их кор-рекции у детей дошкольного возраста. На ос-новании результатов проведенного теорети-ческого анализа авторы предлагают форми-ровать целостную систему профилактики и коррекции эмоциональных нарушений дош-

JOJO//-

m

кольников с позиций общей, возрастной и пе-дагогической психологии.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, эмоциональные состояния, психоэмоциональное развитие, эмоциональные нарушения, коррекционная работа, дошкольный возраст.

SUMMARY

The article is devoted to the analysis of psychological research on the study of emotional activity, correction of emotional disorders. the Authors substantiate the relevance of the problem based on the social order and the regulatory framework of modern preschool education (Federal state educational standard of preschool education). In the main part of the article the ana-lysis of foreign and domestic approaches to the study of this problem is presented, the ways of using modern methods of psychocorrection of emotional and personal disorders are outlined. In conclusion, the authors point to insufficiently studied aspects of the problem of development of emotional activity, correction of emotional disorders in preschool children. Based on the results of the theoretical analysis, the authors propose to form an integral system of psycho-logization of the educational process as a means of protecting the mental health of children.

Key words: emotions, emotional sphere, emo-tional states, physicological emotional develop-ment, emotional disorders, correctional work, preschool age.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина А. С., Токарева О. А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. -

С. 311-314.

2. Бреслав Г. Э. Психологическая коррек-ция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2000.

3. Бычкова С. С. Формирование умения об-щаться со сверстниками у старших дошколь-ников. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.

4. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Ис-торико-психологическое исследование: собрание сочинений. - В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6. - С. 90-318.

5. Гарбузов В. И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров,

Д. Н. Исаев. - Л., 1977.

6. Захаров А. И. Детские неврозы. Психо-логическая помощь родителей детям. - М.: Респекс, 2015. - 192 с.

7. Захаров А. И. Неврозы у детей. -СПб.: Дельта 2007. - 480 с.

8. Изард К. Эмоции человека / под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

9. Лебединский В. В. Эмоциональные на-рушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: МГУ, 2007. - 197 с.

10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. - 40 с.

11. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.

12. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники [Электронный ресурс] // Детская психология. - М.: Феникс - 2013. - URL: https://www.livelib.ru/selection/770552-metody-i-tehniki-psihokorrektsii.

13. Пручкина Н. М. Детская специальная психология и коррекционная педагогика: электронный вариант учебного пособия. -Магнитогорск: МаГУ, 2009.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.

15. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы: пер. с англ. - СПб., 1997. - 295 с.

j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.