Научная статья на тему 'Содержание коррекционной работы с семьей по преодолению деструктивных аффектов ребенка младшего дошкольного возраста'

Содержание коррекционной работы с семьей по преодолению деструктивных аффектов ребенка младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
526
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ АФФЕКТ / ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / CORRECTION / PARENT ATTITUDES / EMOTIONAL PROBLEMS / DESTRUCTIVE AFFECT / PARENT RELATIONS / DIRECTIONS FOR REMEDIAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Ирина Юрьевна

Рассматриваются проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; влияние родительского отношения на возникновение в поведении ребенка деструктивных аффектов разлуки; основные направления коррекции аффективного поведения ребенка дошкольного возраста; коррекция неблагоприятных паттернов родительского отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of development of the emotional sphere of preschool children; the influence of parental relationship on the occurrence in the child's behavior destructive affects of separation; the main directions of correction affective behavior of the preschool child; correction of adverse patterns of parent relations

Текст научной работы на тему «Содержание коррекционной работы с семьей по преодолению деструктивных аффектов ребенка младшего дошкольного возраста»

УДК 372:37.018.1

Ильина Ирина Юрьевна

декан факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ, кандидат психологических наук, доцент

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕСТРУКТИВНЫХ АФФЕКТОВ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Irina Yu. Ilina

Dean of the faculty of pedagogy and psychology of childhood, candidate of psychological Sciences, associate Professor

Perm State Humanitarian-Pedagogical, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

THE CONTENT OF CORRECTIONAL WORK WITH THE FAMILY TO OVERCOME THE DESTRUCTIVE AFFECTS THE CHILD'S

PRESCHOOL AGE

Аннотация. Рассматриваются проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; влияние родительского отношения на возникновение в поведении ребенка деструктивных аффектов разлуки; основные направления коррекции аффективного поведения ребенка дошкольного возраста; коррекция неблагоприятных паттернов родительского отношения.

Ключевые слова: коррекция; родительское отношение; эмоциональное неблагополучие; деструктивный аффект; типы родительского отношения; направления коррекционной работы.

Abstract. The article considers the problems of development of the emotional sphere of preschool children; the influence of parental relationship on the occurrence in the child's behavior destructive affects of separation; the main directions of correction affective behavior of the preschool child; correction of adverse patterns of parent relations.

Key words: correction; parent attitudes; emotional problems; destructive affect; parent relations; directions for remedial work.

© Ильина И.Ю., 2014

Экспериментальное изучение аффективного поведения детей младшего дошкольного возраста показало, что в ситуациях ранних разлук ребенка с матерью при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение в эмоциональных реакциях детей может наблюдаться и преобладать деструктивный аффект разлуки. Угнетающий деструктивный аффект разлуки вызывает в эмоциональной сфере и поведении ребенка нарушения разной устойчивости, продолжительности и выраженности. Аффективное поведение ребенка при смене социальной ситуации развития в ситуациях разлуки с матерью требует незамедлительной коррекционной работы.

Проведена работа по одному направлению психокоррекционной программы. Ведущими принципами построения такой программы были: дифференцированный подход к коррекции деструктивных аффектов в поведении ребенка с учетом варианта аффекта и типа отношения матери; индивидуальный подход в работе с каждой парой «мать-ребенок», направленный на гармонизацию отношений в диаде и отношений в семье; принцип единства диагностики и коррекции.

Основная часть коррекционной работы осуществлялась с матерями и конкретной семьей. Для проведения работы на первом этапе важно было познакомиться с семьей заранее (не менее чем за два месяца до встречи ребенка в детском саду). Через детские поликлиники мы выясняли, какие дети в ближайшее время пойдут в детский сад. По адресу проживания высылались открытки, в которых просили родителей зайти для беседы в детский сад. В некоторых случаях, по договоренности с участковым врачом детской поликлиники, маму направляли в детский сад, просили ее встретиться с медиком и психологом в детском саду. Первая встреча и беседа проводилась с матерью, но в некоторых случаях на такую встречу приходили папы и бабушки. Выяснялся состав семьи, изменения в жизни семьи за последние годы: рождение детей, разводы, новые браки и т.п. В беседе с мамой затрагивались разные группы вопросов, касающиеся особенностей развития ребенка и внутирисемейных отношений. Над некоторыми вопросами просили маму подумать дома, обсудив свое мнение с другими членами семьи (в число таких входили, например, вопросы на выявление темперамента ребенка).

Определенный интерес вызвали вопросы эмоционального теста «Я и моя семья», переработанные для мам. Так, их спрашивали: «Кто любит вас в семье? Обнимает? Хвалит? Кто жалеет Вас? Кто доводит до слез? Может накричать на вас?» Другая группа вопросов была направлена на выявление и осознание матерью отрицательных чувств, исходящих от нее самой в семье: «Кого вы можете обидеть? С кем не хотите общаться? Кому не доверяете? Кого можете довести до слез? На кого кричите в семье?» и другие. Задавая маме эти вопросы, стремились подвести ее к рефлексии своих поступков, способов общения.

Через определенный отрезок времени мы знакомили матерей с ответами детей на вопросы эмоционального теста. Сравнивали ответы мам и детей.

Это помогло женщинам понять реальные переживания ребенка, его потребность в эмоциональном контакте.

Беседа выявила особенности эмоционального климата семьи, место и роль матери во внутрисемейных отношениях. Особенности разных контактов с ребенком отражались в ответах мам (некоторые не помнят, как прошло первое кормление, не помнят первую улыбку ребенка, не испытали никаких чувств, когда впервые увидели своего ребенка).

Были такие женщины, которые считали, что все проблемы возникают из-за того, что они не могут реализовать свои материнские чувства, живя в семье мужа. И в том, что ребенок плохой, виновата бабушка. Подчеркивая, что у них «неудачный» ребенок, они определяли это по таким критериям, как капризы, частые слезы, истерики.

Многие мамы не понимают эмоционального состояния своего ребенка, не чувствуют его, авторитарны, требуют безукоснительного подчинения, немедленного, сразу после их указаний. Однако были и такие ответы мам: «Мы так с ним привязаны друг к другу! Он без меня не сможет! Как же мы будем расставаться?!» - со страхом, тревогой, слезами на глазах спрашивали они.

Иногда матери пытались проанализировать свои взаимоотношения с ребенком: «Я так часто срываюсь, накричу на ребенка, понимаю, что своей несдержанностью довожу его до слез, а то и до истерики. Но ничего с собой не могу поделать! Потом переживаю. Стараюсь приласкать, а он обижается». Аффективность такой мамы, противоречивость в отношениях с ребенком вызывают аффект деструктивного характера в его поведении, который нарушает эмоциональное равновесие.

Некоторых женщин не удовлетворяло их место в системе семейных отношений, отмечались нарушения в эмоциональных контактах между членами семьи, дисгармония в отношениях с их собственными родителями

Реальная картина отношений к ребенку в семье, разная значимость ребенка для разных членов семьи, отвержение ребенка прослеживалась в ответах детей на вопросы эмоционального теста. Были ответы, в которых дети показали направленность на них отрицательных чувств и действий со стороны близких взрослых. Например, на вопросы: кто ругает, бьет, кричит - дети отвечали: мама и папа, все кричат, все ругают. В некоторых случаях чувства с близких людей смещались на живущих в доме животных. Ребенок высказывал желание играть, любить, целовать, обнимать собачку, кошку. Мальчик говорит: «Меня не любят, все кричат, ругают; только хомячок любит, я его жалею!» Иногда ответы детей носили развернутый характер, вопрос вызывал воспоминание у ребенка о прошлых жизненных ситуациях и событиях в семье. «А у нас две бабушки, - говорит мальчик. - Они на меня кричат и в угол ставят, а еще они между собой все время ругаются, а я за шкаф прячусь!» Некоторые дети с живостью рассказывали о том, как их наказывают дома. Какие были конфликты, ссоры в семье.

Однако в тех семьях, где ребенок эмоционально близок родителям, дети отвечали: меня все любят и мама, и папа, и бабушка, и Пушок (кошка). Не ругает никто. Не кричит никто. Девочка, отвечая на вопрос экспериментатора, говорит удивленно: «Все любят, мамочка всегда целует, и папа, я же их солнышко, так бабушка говорит!» В ответах детей отражались радостные, желанные для них отношения, но также они спокойно поясняли конфликтные ситуации, отрицательные моменты отношений, возникающие иногда в семье.

Результаты бесед сравнивались с данными, полученными в экспериментальной ситуации («Мама в группе» и «Дорожка препятствий»). Этот анализ явился основой для дифференцированной психокоррекционной работы с учетом типа материнского отношения и варианта аффекта у ребенка.

Так, при типе материнского отношения отвергающе-отстраненном, конфликтном важно было научить женщину замечать эмоциональное состояние ребенка, помочь ей понять его. Научить ее справляться со своей раздражительностью, снизить аффективность в общении с ребенком, гасить самостоятельно свой аффект, чтобы «не заражать» собственным аффектом ребенка. Восстановить эмоциональный контакт с ребенком, повысить рефлексивность. Показать ей значимость эмоционально-тактильного контакта с ребенком. Помочь в выборе приемов снятия отрицательных аффектов в поведении ребенка.

При тревожном, дистантном, неуверенном типе материнского отношения стремились повысить уверенность мамы в ее материнских чувствах, воспитательных возможностях; снизить ее тревожность, которая усугубляет состояние ребенка. С целью повышения эмпатийности мамы в отношениях с ребенком, в некоторых случаях нужно было ослабить установки, пришедшие из ее родной семьи, и стереотипы поведения. Важным итогом психокоррекционной работы с этими мамами было восстановление эмоциональной гармонии в их общении и отношениях с ребенком.

При эмоционально доброжелательном, поддерживающем типе материнского отношения важно было помочь маме разумно пережить разлуку, готовить к разлуке ребенка, снять тревожность по поводу разлучения. Научить спокойно справляться со своими эмоциями, разумно анализировать ситуации.

В начале нашей работы с мамами отвергающего, отстраненного, конфликтного типа материнского отношения мы столкнулись с феноменом «закрытости» их поведения (пассивность, односложность ответов, обвинения ребенка, оправдывание себя). Однако в процессе обсуждения сформулированных ими самими проблем они стали открытее, доверчивее. Например, одна мама удивленно заметила: «Я и не думала, что он видит меня такой. Мне казалось, что я, как все, воспитываю, что надо строго воспитывать. А оказывается, он считает, что я его не люблю, кричу на него! Вообще-то он и сам ко мне редко подходит, неласковый он у нас», - делает вывод мама, а затем признается, что часто требует безоговорочного подчинения ребенка,

не терпит непослушания, наказывает ее. Объятия, поцелуи, ласку считает излишними для мальчика.

У матерей с таким типом отношения к ребенку наблюдались нарушения в тактильных контактах, нежелание и неумение приласкать ребенка.

С коррекционной целью в работе с мамами и детьми мы использовали спектакль «Капризка». Действия в нем разыгрывались произвольно, творчески.

Использовался опосредованный контакт матери с ребенком через кукол. Мама активно взаимодействовала с ребенком. Руками кукол гладила, обнимала его. В сказке придумывалось продолжение действий. Разыгрывались сюжеты по принципу психодрамы. По отзывам мам, их дети с удовольствием продолжали дома игру в «Капризку».

Общение, контакты мамы с ребенком на занятиях мы стремились наполнить приятными сенсорными ощущениями. Предлагали посидеть обнявшись и послушать пение птиц, шум ветерка, плеск воды, спокойную музыку (использовали грамзаписи). Эта музыка повторялась в утренние отрезки времени уже в группе, в момент разлуки, смягчая его. «Какая у вас в группе красивая музыка звучит», - замечала мама, заходя в группу детского сада.

Мамам давались рекомендации, советовали им контролировать свое эмоциональное состояние. Женщины, которые приводили в детский сад своих вторых детей, с удивлением восклицали: «А почему нам раньше никто об этом не говорил, что можно так спокойно расставаться, что можно побыть с ребенком. Со старшим ребенком мы так тяжело привыкали к детскому саду».

В некоторых случаях аффект ребенка снимался с помощью своеобразных психологических эмоциональных этюдов.

Например, договаривались, что по дороге в детский сад мама будет настраивать ребенка на ситуацию встречи с любимой игрушкой. В группе их встречал воспитатель с игрушкой в руках. Устанавливался тактильный контакт опосредованно через игрушку. Мама с ребенком гуляли с игрушкой по пространству группы. Мамой произносились рифмованные стихотворные строчки, настраивающие ребенка на позитивные эмоции. Ребенок прижимал игрушку к себе, гладил, повторял за мамой последние слова стихотворных строчек. Дети ждали очередных встреч с игрушечными персонажами. После подвижной части эмоциональных этюдов, малыши могли расслабиться, полежать на коврике, «погреться на солнышке». В такие эмоциональные упражнения включались ситуации разлук, близкие опыту ребенка. Одним из основных результатов исследования является выявление разной динамики аффективного поведения в контролируемых условиях разлук с матерью.

Более мягким, относительно легко преодолимым можно считать бурный, ситуативный (БС) и следовой на основе воспоминания аффект (СВ). Под влиянием коррекционных воздействий (подбор игр на установление контактов, восстановление настроения, формирование замещающей привязанности), при понимании матерью состояния ребенка, при контроле

за собственным эмоциональным состоянием, эти варианты аффекта утрачивали острую форму протекания, постепенно угасая и изживаясь.

Другая динамика была характерна для бурного, цикличного (БЦ) и скрытого, глубинно протекающего аффекта (СГ). Коррекция аффективных состояний в этих вариантах осуществлялась значительно медленнее, что соответствовало периодическим перерывам в посещении детского сада, а иногда - и отказу от него).

Одной из первых причин разной коррекционной динамики аффекта разлук можно считать своеобразие природно-генетических особенностей развития аффективных детей (условно - фактор «почвы»). По данным бесед с мамами, такими особенностями у многих детей были: повышенная телесная чувствительность и связанный с нею низкий порог дискомфорта (иногда осложненные хроническими аллергиями и соматическими заболеваниями); повышенная напряженность всех психических процессов (типа гипертонуса и др.); искаженность первичного эмоционального фона («с самого первого дня кричал днем и ночью, не спал, затихал только на руках...»); предрасположенность к переживанию отдельных эмоций: тревоги, страха, особенно в ситуациях, связанных с новизной впечатлений); ярко проявляющиеся особенности «трудного» темперамента (в виде возбудимости, агрессивности, гиперактивности и т.д.).

Причем у одних детей эти особенности выступали как повышенная сенсорная чувствительность к цвету, его оттенкам, к формам, шумам, запахам. У других детей эти особенности проявлялись в повышенной восприимчивости к социальным контактам, к контакту с матерью и отдельным воздействиям внутри этого контакта (голосу, взглядам, мимике, прикосновениям и т.п.).

Однако у значительной части детей такое своеобразие в индивидуальном развитии сочеталось с неблагоприятными семейными условиями воспитания в широком смысле слова. К таким можно отнести: несостоявшееся материнство, передача матерью своих воспитательных функций другому взрослому в семье (бабушке, тете и др.); перенос матерью конфликтного эмоционального опыта и установок из родной семьи на воспитание собственного ребенка; конфликтные внутрисемейные отношения, порождающие в сознании ребенка чувство отверженности, брошенности; аффективность как личностная характеристика поведения матери, проявляющаяся в разных формах отрицательного контакта (угрозы наказаний, лишение привязанности, унижение достоинства ребенка; непредсказуемость (для ребенка) поведения матери, обусловливающая повышенную тревожность, страхи, ожидание плохого. Именно сочетание неблагоприятных семейных условий и специфических природных особенностей развития ребенка и составляет основу более сложных и устойчивых (в отношении к коррекционным воздействиям) аффектов в поведении ребенка.

Эффективность проведенной работы подтверждается динамикой аффективного поведения детей в экспериментальной группе, состоящей:

а) в полном преодолении отдельных вариантов деструктивного аффекта в поведении ребенка (бурный, ситуативный и следовой на основе воспоминания); б) смягчении бурного, цикличного и скрытого, глубинно протекающего аффекта.

Наблюдения за детьми в контрольных группах (где прием детей проходил традиционно и где не проводилась коррекционная работа) выявили, что аффективные проявления сохраняются у детей этой группы значительно дольше и приводят к выраженным эмоциональные осложнениям в поведении (типа сверхзависимости от матери и др.). Аффективность поведения проявлялась ярче, аффект долго фиксировался, был устойчивым. Даже по прошествии шести месяцев в этих группах были дети, которые не адаптировались к детскому саду и, как показали адаптационные листы, дети посещали детский сад с большими перерывами, часто болели, находились в подавленном состоянии. Некоторые вынуждены были отказаться от посещения детского сада. Сроки адаптации, по сравнению с остальными детьми, значительно удлинялись.

Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка. В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку, стремление самостоятельно принимать решения, желание изменить отношения в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.