Научная статья на тему 'Вопросы проблемного поведения ребенка: осмысление как способ регуляции'

Вопросы проблемного поведения ребенка: осмысление как способ регуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
645
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЗБУЖДЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мандель Н.В.

Участившиеся случаи агрессивного поведения детей и молодежи актуализировали вопросы профилактики и коррекции девиантных проявлений со стороны несовершеннолетних. Чтобы решить данную проблему, необходи-мо разобраться с тем, что именно побуждает молодых людей применять насилие по отношению к сверстникам и взрослым, на каких этапах детства возникают и закрепляются негативные модели социального взаимодействия. В данной статье представлены размышления о причинах развития проблемного поведения ребенка, основанные на классических отечественных теориях становления детской личности. Опираясь на культурно-исторический под-ход, автор показывает роль взрослого в процессе взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром. Особое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы, так как именно непонимание своих переживаний и концентрация на сиюминутном удовольствии не позволяет ребенку адаптироваться в среде, выработать приемле-мые способы взаимодействия с другими людьми. Рассматриваются типичные ситуации, в которых с помощью взрослого происходит постепенное овладение ребенком своим возбуждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increased incidence of an aggressive behavior of children and youth updated the questions of preventing and cor-recting of deviant manifestation by minors. To solve this problem it has to understand that exactly encourages young people to inflict violence against peers and adults; at which stages of childhood negative models of social interaction arise and are fixed. In the article, reflections on the causes of development problematic behaviors of the child based on classical domestic theories of becoming children's personality are presented. Based on the socio-cultural approach, the author shows the role of the adult in the process of interaction of the child of early age with the outside world. Specific attention is paid to the devel-opment of emotional sphere since this misunderstanding own emotions and concentration on momentary pleasure make im-possible for a child to adapt in a social environment, to arrive at acceptable ways of interacting with other people. Typical situations, in which with the help of adult a child is progressively learning to stop his excitation, are considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы проблемного поведения ребенка: осмысление как способ регуляции»

УДК 159.923.2

Н. В. Мандель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 "Радуга детства"»

(Новосибирск, Россия)

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА: ОСМЫСЛЕНИЕ КАК СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ

Принята к публикации 29.08.2018

Участившиеся случаи агрессивного поведения детей и молодежи актуализировали вопросы профилактики и коррекции девиантных проявлений со стороны несовершеннолетних. Чтобы решить данную проблему, необходимо разобраться с тем, что именно побуждает молодых людей применять насилие по отношению к сверстникам и взрослым, на каких этапах детства возникают и закрепляются негативные модели социального взаимодействия.

В данной статье представлены размышления о причинах развития проблемного поведения ребенка, основанные на классических отечественных теориях становления детской личности. Опираясь на культурно-исторический подход, автор показывает роль взрослого в процессе взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром. Особое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы, так как именно непонимание своих переживаний и концентрация на сиюминутном удовольствии не позволяет ребенку адаптироваться в среде, выработать приемлемые способы взаимодействия с другими людьми. Рассматриваются типичные ситуации, в которых с помощью взрослого происходит постепенное овладение ребенком своим возбуждением.

Ключевые слова: проблемное поведение, возбуждение, саморегуляция, культурно-исторический подход, социализация.

БО!: 10.32324/2412-8945-2018-2-38-41

Прошедшим летом на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации появились методические рекомендации для педагогов, разработанные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», по профилактике различных видов девиантного поведения и алгоритмам действий специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков. Мы связываем выход данных материалов с участившимися эпизодами нападения учеников на учителей и одноклассников в российских школах. События, которые еще недавно были известны нам по публикациям из зарубежной прессы, становятся реальностью наших школ. Только с января 2017 по январь 2018 г. в России было зафиксировано 13 инцидентов с использованием холодного и огнестрельного оружия [8].

Проблемное (деструктивное, отклоняющееся, асоциальное) поведение детей и подростков привлекает внимание не только педагогов, но и психологов и психиатров начиная с прошлого века. Проводившиеся исследования позволили выявить признаки названного типа поведения, особенности его формирования и проявления.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 2 (12). © Н. В. Мандель, 2018

При этом принципиально важными нам представляются научные позиции, которых придерживаются исследователи относительно этимологии проблемного поведения ребенка. Так, Курт Леонгард, описывая типы отклоняющихся личностей и тенденции перехода от нормы к акцентуации, исходил из понимания значимости окружения: семьи, воспитания, друзей [7]. Нам близко также понимание П. Б. Ганнушкина, который, признавая соматическую основу патологий развития, говорил и о конституциональных психопатиях, при которых граница между нормой и отклонением проходит по рубежу внешнего окружения [3, с. 120—121]. Опираясь на культурно-исторический подход к развитию ребенка Л. С. Выготского, мы предполагаем, что благоприятные социальные условия помогают нивелировать даже биологически обусловленные отклонения в развитии ребенка и предупреждать в дальнейшем возможные осложнения социализации.

Под благоприятными социальными условиями мы понимаем в первую очередь доброжелательного взрослого, который сможет не только правильно распознать потребности ребенка, но и обеспечить его развитие в соответствии с индивидуальными особенностями и этапами онтогенеза. Так, роль матери в раннем возрасте не сводится только к обеспечению физиологических потребностей ребенка. Она заботится о психологи-

ческом комфорте младенца, регулируя его через свое эмоциональное состояние [1, с. 13]. Однако уже в раннем возрасте выделяются дети, которые не могут научиться справляться с нарастающим возбуждением. В подростковом возрасте на фоне новых кризисов развития их поведение, сопровождающееся неконтролируемыми аффективными вспышками, может приводить к осложнениям в отношениях с окружением.

Проблемное поведение определяется как поведение, которое может повлечь за собой появление проблем в адаптации [5, с. 407]. Если вспомнить, что проблема в переводе с греческого означает «трудность, задача», то можно взглянуть на поведение ребенка с позиции педагога, который помогает ему справляться с возникающими трудностями приспособления к социальным ситуациям.

Перефразируя подход к анализу мифов Клода Леви-Строса, предположим, что любое поведение ребенка — это ответ. Ответ на вопрос, который мы, возможно, не осознаем [6, с. 213—220].

Попробуем сформулировать вопросы, позволяющие интерпретировать «ответы» ребенка, скрытые за его проблемным поведением.

Итак, наш первый вопрос — в чем нуждается ребенок, вступая на длинный путь социализации, т. е. приспособления к жизни в обществе с другими людьми?

Процесс адаптации ребенка к жизни начинается с первого крика, которым он сообщает о том, что самостоятельно дышит. В норме новорожденный может самостоятельно дышать, сосать, переваривать пищу и прочее, а также сообщать о своем дискомфорте криком. Однако его собственные возможности приспособиться к миру малы, как и он сам. По мере роста у ребенка с помощью внимательного и доброжелательного взрослого развивается способность привлекать внимание (комплекс оживления); повторять звуки, слоги и простые действия с игрушками (имитация); разделять переживания с близким взрослым (разделенное внимание).

Постепенно ребенок с помощью простых действий, спокойных разъяснений мамы учится регулировать свое возбуждение: немножко подождать, пока остынет каша; перестать плакать, когда мама берет на руки и успокаивает; переключиться и увлечься интересной игрушкой. Обычно возбуждение связано с интенсивностью потребностей малыша. Он не может самостоятельно справиться с силой своих эмоций и желаний. И мама — главный человек, который помогает ребенку успокоиться [1, с. 14—15]. Она распознает и называет его потребности, учит простой повторяющейся последовательности действий: «Проголодался, сейчас кушать будем, у нас вкусный супчик, немножко подуем, горячо, а это что у нас на столике стоит? Какой веселый зайка! А где мои любимые глазки?..». Так постепенно через маму ребенок начинает учиться регулировать свою активность, которая обеспечивает его контакт с миром [1, с. 16—35].

Таким образом, мы можем ответить на наш первый вопрос — когда младенец возбуждается и кричит, он нуждается, с одной стороны, в удовлетворении своего желания, а с другой стороны, в развитии способности успокаиваться через простую последовательность и ритмы повседневной жизни, приговоры мамы, переключение внимания на что-то интересное, мамино одобрение и порицание.

Рассмотрим ситуацию, когда младенец по причинам, связанным с особенностями социального окружения (недостаточно чуткая мама; ближайшие взрослые, которые имеют собственные сложности с саморегуляцией; эмоциональная де-привация, проявляющаяся в недостаточном и/или поверхностном общении с близкими взрослыми), не научился адекватно сообщать о своих желаниях. Последняя из перечисленных причин встречается все чаще и, по нашему заключению, связана с погруженностью родителей в социальные сети и обеднением эмоциональных связей внутри семьи. На смену живому, разнообразному, эмоциональному общению и совместным делам в семье приходит формальное короткое общение и развлечения. Нам все чаще приходится наблюдать, как дети в детских садах, выступая на праздниках, видят не лица своих родителей, а объективы записывающих устройств. Подобная депривация пагубно сказывается на развитии ребенка, который оказывается неспособным активно решать новые для себя задачи в процессе взаимодействия с миром — и ориентировочно-исследовательские, и познавательные, и приспособительные. Ребенок 3 —5 лет для восприятия и познания объектов и процессов окружающего мира нуждается в поддержании собственного интереса через удовольствие [1, с. 16—35]. Главное удовольствие для ребенка этого возраста — это совместные дела с близкими людьми, разговоры, игры. Взрослый человек остается главным проводником ребенка в мир людей: он не только успокаивает, поддерживает, но и дает возможность осваивать пространство и действия с различными предметами, отвечает на вопросы, побуждает наблюдать и размышлять. Радостные переживания, разделенные с родными, становятся для ребенка фундаментом будущих достижений. При этом важно отличать совместные переживания от совместных развлечений. Переживания сопровождают совместную деятельность, а развлечения предполагают потребление заготовленного.

Итак, что же происходит с младенцем, который растет в ситуации эмоциональной недостаточности общения, потребляя развлечения? Как дефициты и излишества сказываются на его адаптации? Потребности увеличиваются, а навыки справляться с аффективным возбуждением в ситуациях недоступности желаемого не развиваются. И мы видим ребенка, который кричит, или падает на землю, или бросает предметы, или бросается на людей.

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Теперь мы можем перейти к нашему второму вопросу — что не достает «говорящему» своим поведением ребенку в подобных ситуациях?

Попробуем разобраться. Известно, что эмоции играют важную роль в жизни людей. Они оживляют наши желания, побуждают к действию, окрашивают общение [4, с. 31—34]. Но в то же время чрезмерная интенсивность эмоций становится разрушительной для детской психики. Самостоятельно справиться со шквалом аффекта ребенок не может. Возбуждение выходит через крик и деструктивные действия. Ребенок оказывается неспособным воспринимать и перерабатывать информацию, соотносить свои действия с окружением. Он становится опасным для себя и окружающих. Он страдает от силы своего аффекта и ничего не может с этим сделать.

Обычно окружающие реагируют на подобное детское поведение эмоционально — либо пугаясь, либо злясь. Испуганный взрослый отступает под натиском аффекта. Сердитый взрослый наступает, и аффект ребенка либо усиливается, либо переходит в страх. Ни одно из перечисленных поведений не учит ребенка главному — осознавать, что с ним происходит. Чем же может стать осознание в данных ситуациях? Мы рассматриваем шквал аффективного возбуждения как хаос, в котором нет возможности вычленить детали, за которые можно удержаться. Поэтому единственный выход из эмоционального «водоворота» — это ответ на вопрос: «что ты хочешь?». Этот вопрос помогает «опредметить» потребность, назвать ее, а следовательно, начать выделять детали и успокаиваться. Вопрос активизирует и направляет внимание на потребность. Вопрос соответствует текущему состоянию ребенка. Вопрос предлагает выход из аффективного возбуждения. Вопрос предлагает разговор, а разговор предполагает активность мышления. В процессе мышления происходит постепенное успокоение — «кора овладевает подкоркой». Таким образом, постепенно, через действия взрослого, формируется процесс саморегуляции.

Мы понимаем процесс саморегуляции возбуждения как процесс осознания своей потребности, проявляющейся через аффект. Перекодирование потребности в желание происходит в процессе ответа на вопрос «что я хочу?». Дальнейшее осознание позволяет по-новому воспринять ситуацию.

Приведем пример из личной практики. Иван, мальчик 4 лет, находится с детьми в группе детского сада. Дети играют с игрушками, воспитатель следит за общим порядком. Вдруг среди мальчиков разгорается драка. Специалист, зашедший в группу, наблюдает, как несколько детей наперебой жалуются воспитателю на Ваню. Иван лежит на полу, кричит и пинает проходящих мимо детей. Обычное развитие таких ситуаций заканчивается поиском виновного и его наказанием. Но в данном случае специалист подошла к Ване и с сочувствием предложила пойти умыться. Мальчик еще громче закричал. Специалист

спокойно «перекодировала ответ» ребенка — не хочешь, не будем. Далее последовало следующее предложение — хочешь пить? Последовал энергичный ответ мотанием головой. Специалист приняла ответ — хорошо, потом попьем, и задала главный вопрос — а что ты хочешь? Ребенок со слезами начал говорить. Специалист послушала и с сожалением сказала: «Ничего не поняла, что ты сказал. Расскажи, пожалуйста, еще раз». Ваня начал подробнее рассказывать, постепенно успокаиваясь.

Так произошло движение от хаоса аффективного возбуждения к деталям желания и далее — к связности желания и ситуации, к новому осмысленному восприятию происходящего и, следовательно, к саморегуляции.

Саморегуляция — это, с одной стороны, процесс овладения своим возбуждением, а с другой — открытие для себя новых значений и смыслов в социальной ситуации. Нормальная аффективная сфера человека включает в себя возможность адаптировать сознание и поведение к изменившейся ситуации через меняющуюся структуру переживаний: я, новые смыслы, эмоции, поведение и новые нейронные связи.

Культурные способы организации поведения предполагают осмысление ситуации и себя в ситуации. Сложный когнитивный механизм интерпретаций, т. е. поиска новых смыслов, развивается постепенно по мере усложнения мышления и большей дифференциации деталей. Любая фиксация — зацикливание на избирательных деталях или идеях вне сложного социокультурного контекста — аффективна и дезадаптивна.

Будущее рождается сегодня, становление ребенка среди людей, отношений, внутри культуры предполагает восприятие не только правил, но и ценностей, отношений к себе, к людям и миру.

Деструктивное поведение в обществе начинается в детстве — как аффективное проявление оборонительного рефлекса. Оно несет в себе защитные функции, защищая потребности ребенка, его активное проявление в жизни. Лишенное осознанности желание способно нарушить развитие ребенка и привести в будущем к трагедиям.

Задача взрослых верно и своевременно сформулировать для себя вопросы, которые помогут ребенку справляться с силой аффекта и становиться цельной личностью, связанной с другими людьми культурой и социальной жизнью.

Современная ситуация развития детей часто осложняется низкой саморегуляцией взрослых. На этом уровне отношений ребенок-взрослый возникает новый вопрос: что изменилось в обществе, в котором взрослые оказываются неспособными справляться с силой своих аффектов и что будет с их детьми в будущем? Ответы на этот вопрос требуют вдумчивого участия не только психологов и педагогов, но и философов, и социологов, и историков.

Список литературы

1. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М. : Теревинф, 2014. 112 с.

2. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М. : Кн. дом «Университет» : Высшая школа, 2002.

3. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. М., 1933. 292 с.

4. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 146 с.

5. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. Элиста : Джангар, 2012. 864 с.

6. Леви-Строс Клод. Структурная антропология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. М. : Феникс, 2000. 544 с.

8. Случаи нападений в российских школах в 2017—2018 годах. Досье [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/4885783 (дата обращения: 20.07.2018).

N. V. Mandel

THE QUESTIONS OF PROBLEMATIC BEHAVIOUR OF THE CHILD: REFLECTION AS THE

WAY OF REGULATION

The increased incidence of an aggressive behavior of children and youth updated the questions of preventing and correcting of deviant manifestation by minors. To solve this problem it has to understand that exactly encourages young people to inflict violence against peers and adults; at which stages of childhood negative models of social interaction arise and are fixed.

In the article, reflections on the causes of development problematic behaviors of the child based on classical domestic theories of becoming children's personality are presented. Based on the socio-cultural approach, the author shows the role of the adult in the process of interaction of the child of early age with the outside world. Specific attention is paid to the development of emotional sphere since this misunderstanding own emotions and concentration on momentary pleasure make impossible for a child to adapt in a social environment, to arrive at acceptable ways of interacting with other people. Typical situations, in which with the help of adult a child is progressively learning to stop his excitation, are considered.

Keywords: problematic behaviors, excitation, self-regulation, cultural-historical approach, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.