Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойимова Ш.С., Гозиходжаева З.И.

В статье рассматриваются психологические аспекты, факторы, стадии и синдром эмоционального выгорания, их влияние на профессиональную деятельность и здоровье педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА»

Использованные источники:

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Формирование у студентов профессиональных знаний, навыков, умений. "Психология высшей школы". Минск, 1998.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.,2000.

3. Профессиональная педагогика. Под редакцией академиков РАО С.Я.Батышева и А.М. Новикова. Москва,2010.

Шойимова Ш. С., к.п.н. ст. преподаватель кафедра иностранных языков, педагогики и психологии

Гозиходжаева З. И. студент первого курса медико-педагогический факультет Ташкентский педиатрический медицинский институт

Узбекистан, г. Ташкент ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты, факторы, стадии и синдром эмоционального выгорания, их влияние на профессиональную деятельность и здоровье педагога.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром

профессионального выгорания, стадии эмоционального выгорания, психологические аспекты, факторы профессионального выгорания.

В Узбекистане, в настоящее время особое внимание уделяется модернизации образования, главная цель которой - повышение его качества. Возможные пути решения данной проблемы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к высокому уровню профессионализма (знания, умения и навыка) педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражение личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов. А также наличие достаточно устойчивых отрицательных психических состояний, проявляющихся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности.

В соответствии с научной позицией, такое состояние эмоционального истощения довольно часто встречается у людей, работающих в социальной сфере (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов,

менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относятся к своим обязанностям, начинают конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. Иначе говоря, это результаты долговременной стрессовой ситуации, характерные для профессионала, работающего в сфере «человек- человек», в первую очередь, для педагога.

Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы [2].

Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональное истощение ослабляет физические ресурсы личности, понижает сопротивляемость организма стрессовым агентам, ограничивает вариативность поиска других источников развития, тем самым, выступая препятствием в возникновении потребности саморазвития, самоактуализации. Редукция личных достижений (осознание своей некомпетентности, не успешности в профессиональной деятельности) ослабляет общую мотивацию, прекращает творческое развитие человека как личности средствами профессии. Деперсонализация, являя собой личностную отстраненность, проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное отношение к миру на противоположное [1].

Можно выделить три основные стадии синдрома эмоционального выгорания у педагога:

первая стадия начинаются умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе. Затем исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами и членами семьи. Обычно на эти первоначальные симптомы в зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности (первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет).

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Подобное поведение-это неосознаваемое и самим проявление чувства самосохранения при общении (формирования данной стадии в течение 5-15 лет).

На третьей собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ (стадия может формироваться 10-20 лет).

Имеет место три психологических аспекта профессионального выгорания:

Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Кроме того, существуют три фактора эмоционального выгорания связанные с организацией работы:

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствует также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. На развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет

работника социально - психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. Исследования показали, что на развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы. [3]

Профилактика эмоционального выгорания у педагога должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов.

Использованные источники:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. - М.: Регёе. -2001.- 511 с

2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.

3. Филина С.В. О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы[Текст] // Школьный психолог. - 2003. - № 36. - С. 12-13.

Шойимова Ш.С., к.псих.н. ст.преподаватель

кафедра иностранных языков, педагогики и психологии Ташкентский педиатрический медицинский институт ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ Аннотация. Автор размышляет о природе межличностных конфликтов, многообразие причин их возникновения и пути разрешения.

Ключевые слова: межличностный конфликт, причины конфликтов, конфликтная ситуация.

В настоящее время особое внимание проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.