Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ / ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семиздралова Ольга Анатольевна, Плотников Александр Юрьевич

В статье анализируется связь профессиональной мотивации и эмоционального выгорания на примере педагогов. Выделены особенности мотивации педагогов. Дан теоретический обзор современного состояния изучения проблемы эмоционального выгорания. Представлены результаты диагностики профессиональной мотивации и эмоционального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семиздралова Ольга Анатольевна, Плотников Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AND TEACHERS' MOTIVATION

The article analyzes the relationship between professional motivation and emotional burnout on the example of teachers. The features of teachers' motivation are highlighted. A theoretical overview of the current state of the study of the problem of emotional burnout is given. The results of diagnostics of professional motivation and emotional burnout of teachers are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ»

Шсшштгш шчтаютт

УДК 159.99

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Семиздралова О.А.

Российский государственный университет. Москва, Россия E-mail: semizdralova@mail.ru

Плотников А.Ю.

Российский государственный университет. Москва, Россия E-mail: santino8811@yandex.ru

Аннотация: в статье анализируется связь профессиональной мотивации и эмоционального выгорания на примере педагогов. Выделены особенности мотивации педагогов. Дан теоретический обзор современного состояния изучения проблемы эмоционального выгорания. Представлены результаты диагностики профессиональной мотивации и эмоционального выгорания педагогов.

•:?г Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация педагогов, синдром эмо-ЭДК» ционалъного выгорания, симптомы выгорания, факторы выгорания.

Введение. При рассмотрении проблемы реализации профессиональной деятельности, не зависимо от ее сферы, особое внимание уделяется вопросу развития мотивации. Это обусловлено тем, что именно мотивация рассматривается как основа трудового потенциала работника. Современные исследования (Н.В. Афанасьева, Н.С. Глуханюк, A.C. Гусева, A.A. Деркач, В.В. Лешин, В.А.Селезнева, Л.А. Степнова, Л.Т. Шиманская, Т.Н. Щербакова, Tafarodi, R.W. &Swann, К. Мш-phi, Р.А. Alexander) в данной области убедительно показывают ее значимую роль в процессах профессионального и личностного развития.

f Актуальность. Мотивационная сфера педагога, смыслы его профессиональной деятельности во многом определяют профессиональное развитие, выстраивающееся на основе использования личностных ресурсов (И.В. Абакумова, Л.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков. Д.А. Леонтьев). Необходимость соответствовать профессиональному стандарту, отражающему требования госу-

дарства и социального заказа, предполагает дальнейшее исследование мотивацион-ной сферы педагога в педагогической психологии. Непрерывное усложнение профессиональной деятельности педагога повышает значимость исследования путей развития устойчивой внутренней мотивации связанной с профессиональным саморазвитием, поиском методов, позволяющих гармонизировать интересы личности и профессии.

Актуальность исследований мотиваци-онной сферы педагога обусловлена тем, что положительная профессиональная мотивация является одним из условий успешной профессиональной деятельности. Вместе с тем, мы можем рассматривать положительную мотивацию и как критерий профессиональной самореализации, профессионального роста педагога [3; 6; 8].

Проблема мотивации рассматривается не только в рамках характеристики личности педагога, но и при анализе педагогического коллектива. По мнению И.В. Абанкиной и Л.М. Филатова в педа-

гогическом коллективе результаты влияния на мотивационную структуру неоднозначны [1]. Одной из особенностей управления в педагогическом коллективе является отсроченный характер результатов. Это относится и к изменениям мотивации. Административное давление зачастую неприемлемо, требуется косвенное воздействие и стимулирование. В современных условиях системы образования креативный характер работы для педагогов становиться более значимым в сравнении с другими факторами мотивации. Это приводит к отказу от рутины в педагогической деятельности и создает возможности для саморазвития и самореализации

Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин отмечают, что профессиональное и личностное развитие педагога развивается от мотивации, основанной только на материальной заинтересованности, к высотам творчества. В связи с этим они выделяют несколько моделей трудовой активности учителя [13]: а) пассивно-адаптивная (характеризуется низким уровнем развития трудовой активности, выжидательно-пассивным поведением учителя, использующего свои способности и инициативу фрагментарно и бессистемно); б) латентная (в ней зафиксирована позитивная мотивация труда, однако она не сопровождается привлечением и реализацией личностных резервов в практике производства); в) инструментальная (для нее характерны отсутствие высоких мотивов участия в труде, однако достаточно сильны мотивы материальной заинтересованности, которые позволяют обеспечить высокую результативность деятельности по количественным и по качественным характеристикам); г) самодеятельная (характеризуется высокой ориентацией на содержание труда как результата осознанного выбора профессии и развития способности к данному виду трудовой деятельности, творчеству). Последний вид мотивации является наиболее способствующим к непрерывному профессиональному развитию специалистов сферы образования.

Возникает вопрос: всегда ли высокий уровень мотивации имеет положительный эффект в развитии не только коллектива,

но и личности? Возможно ли проявление отрицательных последствий для саморазвития педагога высокого уровня профессиональной мотивации?

В качестве одного из негативных результатов влияния педагогической профессии на личность можно выделить «эмоциональное выгорание». Сравнительно недавно, синдром эмоционального выгорания был признан заболеванием. В Международном классификаторе болезней синдром эмоционального выгорания описан под рубрикой Z.73.0: «Выгорание - состояние полного истощения».

В настоящее время феномен эмоционального выгорания широко исследуется в зарубежной и отечественной психологии. В отечественной психологической науке авторами подробно описаны проявления выгорания, динамика развития, предложены методы диагностики (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова,

Е.С. Старченкова, Н.В. Гришина,

И.П. Ильин, С.А. Подсадный, Д.Н. Орлов, Г.А. Макарова, Л.М. Митина,

Т.И. Ронгинская, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк, Г.А. Макарова,

Л.Д. Демина, И.А. Ральникова,

М.В. Агапова, И.В. Комаревцева и др.).

Впервые термин «burnout

(эмоциональное выгорание)» был использован американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для описания психологического состояния

специалистов, работающих с людьми, в эмоционально напряженной

профессиональной деятельности [14].

В своих работах К. Маслач дополняет описание синдрома выгорания, указывая на проявления эмоционального истощения, тенденции негативного отношения к клиентам, чувство недостаточного уровня профессионализма, рассматривает выгорание как следствие неблагоприятных условий труда. К Маслач связывает нарушение профессиональной идентификации с такими индивидуальными особенностями личности профессионала как: индивидуальные возможности противостоять истощению; устойчивость чувств; мотивы; ожидания; установки; дистрессы и их последствия [7].

Е. Махер дополняет описание проявлений выгорания, дополняя его симптомами на физиологическом уровне (нарушение сна, аппетита), психофизиологическом (психомсоматические недомогания, злоупотребление химическими агентами), эмоциональном (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство вины, раздражительность), личностном (негативная «Я-концепция»). [14].

В качестве основных компонентов выгорания Е. Хартман и Б. Пелман выделили физическое и эмоциональное истощение, снижение рабочей продуктивность и деперсонализацию [15].

На современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания нет единого мнения о факторах, определяющих его возникновение и развитие. Систематизируя имеющиеся данные, можно выделить пять групп факторов: социальные, демографические, условия труда, отношения между работником и клиентом, психологические особенности личности. Так, например, к социальным факторам можно отнести ухудшение социально-

экономических условий жизни, отсутствие социальной поддержки, социальную несправедливость. Среди демографических чаще всего указывают пол, возраст, семейное положение. Большое количество клиентов, глубина их проблем, изменение ожиданий усиливают выгорание. Такие особенности личности как, эмпатия, экс-тернальность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, мотивация выступают значимыми факторами. Особенности влияния данных факторов на развитие выгорания неоднозначны.

Все факторы обуславливающие выгорание В.В. Бойко объединяет в две группы: внешние и внутренние [2]. Внешние факторы связаны с условиями труда и особенностями профессиональной деятельности, внутренние - с индивидуальными психологическими особенностями.

Н.В. Самоукина выделяет группу ролевых (статусно-ролевых) факторов. По мнению автора, отсутствие, несогласованность совместных действий специалистов, нездоровая конкуренция в организации способствуют развитию выгорания. Такие ха-

рактеристики как ролевые конфликты, стереотипы, негативные полоролевые установки, низкий социальный статус, неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом также отнесены к ролевым факторам выгорания [11].

Т.В. Решетова приводит в дополнение такие факторы, как алекситимия, то есть, невозможность своими словами предать свои ощущения, не эмоциональность, тру-доголизм [10].

По мнению Н.В. Гришиной «выгорание» является следствие «нереализованных ожиданий». Развивая свою идею, она утверждает, что дезадаптация в труде может быть следствием недовольства сотрудников, при котором появляется чувство личной не успешности, приходит безразличие и апатия, а также утрачивается ощущение ценности своей деятельности. Отчуждение, которое может появиться в данных обстоятельствах, приводит к изменению жизненных ценностей. Далее, вследствие чувства несправедливости, вызванного неоправданными ожиданиями, может появиться негативное отношение к окружающему миру. Также для «выгорания» характерно усиление чувства вины, утрата радости от жизни и наступление «сумерек» в жизни [5].

Н.Е. Водопьянова концертирует свой взгляд на изучении экзистенциальных причин профессионального выгорания. По её мнению, к экзистенциальным причинам можно отнести следующее: нереализованные жизненные и профессиональные ожидания, неудовлетворенность самоактуализацией, неудовлетворенность достигнутыми результатами, разочарование в других людях или избранном деле, обесценивание и потеря смысла своих усилий, а также переживание одиночества и ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни [4].

Учителя являются профессионалами, которые в наибольшей мере подвержены выгоранию из-за специфики своей профессиональной деятельности. Основными факторами, приводящими к выгоранию педагогик, можно назвать: ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за

учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением. Также можно назвать такие факторы, как ролевые конфликты, загруженность работой по дому и дефицит времени, уделяемого семье, неудовлетворенность профессиональных ростом и характер руководства [12].

С целью выявления значимых для педагогов мотивов профессиональной деятельности нами было проведено исследование с использованием Методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфира в модификации

A. Реана)» и Методики по изучению факторов привлекательности профессии по

B.А. Ядову, модифицированной Н.В. Кузьминой, А.А. Реаном. Для изучения симптомов выгорания у педагогов нами был использован опросник «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.». В исследовании приняли участи 87 педагогов общеобразовательных школ Москвы, возраст участников исследования от 25 до 60 лет, 100 % -женщины.

Результаты исследования и их обсуждение. Участники исследования в качестве наиболее значимых мотивов профессиональной деятельности выделили: удовлетворение от самого процесса и результата работы 56,1 %; возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 45,9 %; денежный заработок 37,7 %; потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 31,1 %; стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 24,7 %; стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 20,3 %; стремление к продвижению по работе 18,6 %.

Таким образом, наиболее значимыми мотивами профессиональной деятельности для педагогов являются удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности, преобладает внутренняя мотивация.

В качестве факторов привлекательности профессии педагоги отметили: работа с

людьми 97,7 %; работа соответствует моим способностям 96,6 %; работа соответствует моему характеру 91,3 %.

В результате диагностики уровня эмоционального выгорания были получены следующие результаты. Фаза «Напряжения» сформировалась у 31 % опрошенных педагогов. При этом сложившиеся симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств» у 55 %; «тревога и депрессия» у 31 %; «неудовлетворенность собой» у 21 %; «загнанность в клетку» у 17 %. Фаза «Резистенции» сформировалась у 69 % опрошенных педагогов. При этом сложившиеся симптомы: «расширение сферы экономии эмоций» у 67 %; «редукция профессиональных обязанностей» у 62 %; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» у 48 %; «эмоционально-нравственная дезориентация» у 40 %. Фаза «Истощения» сформировалась у 43 % опрошенных педагогов. При этом сложившиеся симптомы: «психосоматические и психовегетативные нарушения» у 38 %; «личностная отстраненность (деперсонализация)» у 36 %; «эмоциональная отстраненность» у 31 %; «эмоциональный дефицит» у 21 %.

Выводы и заключение. Таким образом, приведенные данные позволяют говорить о наибольшей выраженности фазы «Резистенции», характеризующей избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновение защитных реакций, вследствие чего, человек становится эмоционально закрытым, отстраненным и безразличным. В такой ситуации чувство избыточно переутомления может возникнуть у человека при любом эмоциональном привлечении к профессиональной деятельности и коммуникации. Доминирующими симптомами являются «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «переживание психотрав-мирующих обстоятельств». Сформирован-ность приведенных симптомов приводит к тому, что педагог становится эмоционально замкнут, стремится прекратить любые коммуникации, старается сократить время, затрачиваемое на выполнение профессиональных обязанностей и воспринимает

условия и работы и профессиональные межличностные отношения как психо-травмирующие.

В исследовании использовались методы статистической обработки данных. Так как полученные данные не соответствуют закону нормального распределения, были применены методы непараметрической статистики для выявления различий полученных данных по возрасту. Различия по возрасту оценивались по критерию Манна-Уитни. Значимых различий данных по возрасту выявлено не было. Также был проведен корреляционный анализ при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена, выделены результаты значимые на уровне р<0,05.

В ходе корреляционного анализа были получены следующие результаты:

- высокие значения «привлекательного» фактора профессии «большая зарплата» согласуются с низкими значениями фазы профессионального выгорания «истощение»;

- высокие значения «привлекательного» фактора профессии «возможность достичь социального признания, уважения» согласуются с низкими значениями фазы профессионального выгорания «напряжение».

Таким образом, в меньшей степени у педагогов развивается синдром эмоционального выгорания в случае высокой оплаты труда и социального признания, что соответствует значимой мотивации 31-37% педагогов. При этом для большинства педагогов наиболее значимыми мотивами профессиональной деятельности являются удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность самореализации. Следовательно, существует необходимость развития системы психологического сопровождения педагогической деятельности, позволяющей создавать условия для самореализации, повышения социального статуса педагога и престижа педагогической профессии.

ж® Литература

1. Абанкина И.В. Эффективный контракт: тенденция изменения мотивации учителей / И.В. Абанкина, JI.M. Филатова//Народное образование. 2015. № 7. С 98-104.

2. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В. В. Бойко. СПб. : Сударыня, 2001. 86 с.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. Москва: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.

4. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб: Питер, 2008 338 с

5. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. С. 143-156.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

7. Мисбахов А.А. Психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности / А.А. Мисхабов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 293-297.

8. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. Москва: Смысл, 2003. 860 с.

9. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. М.: Институт психологии Российской академии наук, 2005, 450 с.

10. Решетова Т.В. Личность, семья болезнь / Т.В. Решетова. М., Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, 2007. 276 с.

11. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина. // Элитариум. 2011. URL: http://www.elitarium.ru/sindrom_professionalnogo_vygoranija.html

12. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя: дис. ... к. псх. наук. Москва, 2006. 186. с.

13. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. Москва: Управление персоналом», 2005. 277 с.

14. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.

15. Perlman B., Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research // J. Human relations. 1982. Vol. 14. no. 5. pp. 153-161.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Семиздралова О.А. Исследование связи синдрома эмоционального выгорания и мотивации педагогов / О.А. Семиздралова, А.Ю. Плотников // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 3. С. 36-43.

Сведения об авторах Семиздралова Ольга Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент психологии семьи и детства. Институт психологии им. Л. С. Выготского,

Российский государственный гуманитарный университет. Москва, Россия E-mail: semizdralova@mail.ru

Плотников Александр Юрьевич

Специалист по учебно-методической работе. Институт психологии им. Л. С. Выготского,

Российский государственный гуманитарный университет. Москва, Россия E-mail: santino8811@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 3, pp. 36-43.

INVESTIGATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AND TEACHERS' MOTIVATION

Semizdralova O.A.

Candidate of Psychological Sciences Associate Professor of the Department of Psychology of Family and Childhood. Vygotsky Institute of Psychology,

Russian State University for the Humanities. Moscow, Russia E-mail: semizdralova@mail.ru

Plotnikov Alexander Yurievich

Specialist in educational and methodological work. Vygotsky Institute of Psychology,

Russian State University for the Humanities. Moscow, Russia E-mail: santino8811@yandex.ru

Abstract: the article analyzes the relationship between professional motivation and emotional burnout on the example of teachers. The features of teachers' motivation are highlighted. A theoretical overview of the current state of the study of the problem of emotional burnout is given. The results of diagnostics of professional motivation and emotional burnout of teachers are presented.

Keywords: motivation, professional motivation of teachers, emotional burnout syndrome, burnout symptoms, burnout factors.

fjjf> References

_||l 1. Abankina I.V., FilatovaL.M. Effektivnyiy kontrakt: tendentsiya izmeneniya motivatsii uchiteley [Effective contract: the trend of changing teachers' motivation], Narodnoe obra-zovanie [National education], 2015, no. 7, pp. 98-104. (In Russ.).

2. Boyko V.V. Pravila emotsionalnogo povedeniya [Rules of emotional behavior]. St. Petersburg, 2001. 86 p. (In Russ.).

3. Vilyunas V.K. Psihologicheskie mehanizmyi motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, 1990. 283 p. (In Russ.).

4. Vodopyanova N.E. Starchenkova E.S. Sindrom vyigoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. St. Petersburg, 2008 338 p. (In Russ.).

5. Grishina N.V. Pomogayuschie otnosheniya: professionalnyie i ekzistentsialnyie problemyi [Helping relationships: professional and existential problems]. Psihologicheskie problemyi samoreali-zatsii lichnosti [Psychological problems of personal self-realization]. St. Petersburg, 1997. Pp. 143156. (In Russ.).

6. Ilin E.P. Motivatsiya i motivyi [Motivation and motives].St. Petersburg, 2008. 512 p. (In Russ.).

7. Misbahov A.A. Psihologicheskie prichinyi razvitiya emotsionalnogo vyigoraniya v professional-noy deyatelnosti [Psychological reasons for the development of emotional burnout in professional activity]. Problemyi sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no. 68-4, pp. 293-297. (In Russ.).

8. Hekhauzen X. Motivatsiya i deyatelnost [Motivation and activity]. Moscow, 2003. 860 p. (In Russ.).

9. Orel V.E. Sindrom psihicheskogo vyigoraniya lichnosti [Personality burnout syndrome]. Moscow, 2005, 450 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Reshetova T.V. Lichnost, semya bolezn [Personality, family illness]. Moscow, 2007. 276 p. (In Russ.).

11. Samoukina N.V. Sindrom professionalnogo vyigoraniya [Professional burnout syndrome]. Elitarium. 2011 [Elitarium. 2011]. Available at: http://www.elitarium.ru/sindrom_professionalnogo_vygoranija.html (In Russ.).

12. Semizdralova O.A. Profilaktika emotsionalnogo vyigoraniya na rannih etapah professionali-zatsii uchitelya: dis. ... k. psh. nauk [Prevention of emotional burnout at the early stages of teacher professionalization. Thesis]. Moscow, 2006. 186. p. (In Russ.).

13. Solomanidina T.O., Solomanidin V.G. Motivatsiya trudovoy deyatelnostipersonala [Motivation of labor activity of personnel]. Moscow, 2005. 277 p. (In Russ.).

14. Formanyuk T.V. Sindrom «emotsionalnogo sgoraniya» kak pokazatel professionalnoy dezadap-tatsii uchitelya [The syndrome of "emotional combustion" as an indicator of professional maladaptation of a teacher]. Voprosyi psihologii [Questions of psychology], 1994, no. 6, pp. 57-64. (In Russ.).

15. Perlman B., Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research // J. Human relations. 1982. Vol. 14. no. 5. pp. 153-161. (In Engl.).

Information about the author Semizdralova Olga Anatolyevna

Candidate of Psychological Sciences, associate professor of the Department of Psychology of Family and Childhood. Vygotsky Institute of Psychology,

Russian State University for the Humanities. Moscow, Russia E-mail: semizdralova@mail.ru

Plotnikov Alexander Yurievich

Specialist in educational and methodological work. Vygotsky Institute of Psychology,

Russian State University for the Humanities. Moscow, Russia E-mail: santino8811@yandex.ru

Поступила в редакцию 28.02.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.04.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.