Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
658
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВЫГОРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богдан Надежда Николаевна, Масилова Марина Григорьевна

Трудовая деятельность сегодня требует постоянного обновления компетенций, личностно-профессиональных характеристик, которые могут обеспечить эффективность стремительно изменяющихся условий и технологий во многих отраслях. Совершенствование деятельности, новые правила иногда входят в противоречия со способностями работника, его психофизиологическими возможностями и мотивацией. Это актуализирует необходимость изучения деструктивных проявлений в трудовой сфере, одним из которых является эмоциональное выгорание. Целью предпринятого исследования стало изучение феномена эмоционального выгорания специалистов в современных условиях профессиональной деятельности, определение направлений и методов его изучения для своевременного предупреждения и преодоления. В статье обоснована актуальность изучения данного феномена, при помощи теоретического анализа рассмотрены дефиниции эмоционального (профессионального) выгорания, определены факторы возникновения эмоционального выгорания. На основе обобщения и анализа теоретических положений в данном феномене независимо от специфики труда выделено ядро, уровни проявлений и характерные поведенческие и психологические отклонения. Предложена концепция рассмотрения влияния эмоционального выгорания в рамках двух направлений: на личность работника и его профессиональную деятельность. Раскрытие характеристик эмоционального выгорания на всех уровнях и знание стадий его протекания позволят структурировать понимание эмоционального выгорания, подбирать адекватные методы изучения, профилактики и воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богдан Надежда Николаевна, Масилова Марина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR THE STUDY OF EMOTIONAL BURNOUT AS A BASIS FOR PREVENTIVE WORK

Labor activity today requires constant updating of competencies, personality and professional characteristics, which can ensure the effectiveness of rapidly changing conditions and technologies in many industries. Improvement of activities, new rules are sometimes included in contradictions with the abilities of the employee, his psychophysiological capabilities, motivation. This actualizes the need to study destructive manifestations in the labor sphere, one of which is emotional burnout. The purpose of the undertaken study is to study the phenomenon of emotional burnout of specialists in modern conditions of professional activity, to determine the directions and methods of its study for timely prevention and overcoming. The article substantiates the relevance of studying this phenomenon, using theoretical analysis, the definitions of emotional (professional) burnout are considered, the factors of the occurrence of emotional burnout are determined. Based on the generalization and analysis of theoretical positions in this phenomenon, regardless of the specifics of work, the core, levels of manifestations and characteristic behavioral and psychological deviations are distinguished. The concept of considering the impact of emotional burnout within two areas is proposed: on the personality of the employee and his professional activity. Revealing the characteristics of emotional burnout at all levels and knowing the stages of its course will allow to structure the understanding of emotional burnout, select adequate methods of study, as well as prevention and impact

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

УДК 316.6: 331.108.38: 159 |@ ®® о™!?

QQJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 03 09 lfcde^K^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

© Автор(ы) 2022

БОГДАН Надежда Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, филиал г. Новосибирск 630120, Россия, Новосибирск, bogdan-nn@mail.ru

SPIN: 9358-5812

AuthorID: 631870

ORCID: 0000-0003-2009-9645

МАСИЛОВА Марина Григорьевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Владивостокский государственный университет 690014, Россия, Владивосток, marina.masilova@vvsu.ru

SPIN: 3325-3228

AuthorID: 795682

ORCID: 0000-0002-6384-8100

Аннотация. Трудовая деятельность сегодня требует постоянного обновления компетенций, личностно-про-фессиональных характеристик, которые могут обеспечить эффективность стремительно изменяющихся условий и технологий во многих отраслях. Совершенствование деятельности, новые правила иногда входят в противоречия со способностями работника, его психофизиологическими возможностями и мотивацией. Это актуализирует необходимость изучения деструктивных проявлений в трудовой сфере, одним из которых является эмоциональное выгорание. Целью предпринятого исследования стало изучение феномена эмоционального выгорания специалистов в современных условиях профессиональной деятельности, определение направлений и методов его изучения для своевременного предупреждения и преодоления. В статье обоснована актуальность изучения данного феномена, при помощи теоретического анализа рассмотрены дефиниции эмоционального (профессионального) выгорания, определены факторы возникновения эмоционального выгорания. На основе обобщения и анализа теоретических положений в данном феномене независимо от специфики труда выделено ядро, уровни проявлений и характерные поведенческие и психологические отклонения. Предложена концепция рассмотрения влияния эмоционального выгорания в рамках двух направлений: на личность работника и его профессиональную деятельность. Раскрытие характеристик эмоционального выгорания на всех уровнях и знание стадий его протекания позволят структурировать понимание эмоционального выгорания, подбирать адекватные методы изучения, профилактики и воздействия.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, выгорание специалиста, профессиональное здоровье, профессиональная деятельность, профилактика эмоционального выгорания.

METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR THE STUDY OF EMOTIONAL BURNOUT AS A BASIS FOR PREVENTIVE WORK

© The Author(s) 2022

BOGDAN Nadezda Nikolaevna, candidate of sociological sciences, associate professor of Personnel management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, branch Novosibirsk 630120, Russia, Novosibirsk, bogdan-nn@mail.ru

MASILOVA Marina Grigoryevna, candidate of sociological sciences, associate professor of economics and management Vladivostok State University 690014, Russia, Vladivostok, marina.masilova@vvsu.ru

Abstract. Labor activity today requires constant updating of competencies, personality and professional characteristics, which can ensure the effectiveness of rapidly changing conditions and technologies in many industries. Improvement of activities, new rules are sometimes included in contradictions with the abilities of the employee, his psychophysiological capabilities, motivation. This actualizes the need to study destructive manifestations in the labor sphere, one of which is emotional burnout. The purpose of the undertaken study is to study the phenomenon of emotional burnout of specialists in modern conditions of professional activity, to determine the directions and methods of its study for timely prevention and overcoming. The article substantiates the relevance of studying this phenomenon, using theoretical analysis, the definitions of emotional (professional) burnout are considered, the factors of the occurrence of emotional burnout are determined. Based on the generalization and analysis of theoretical positions in this phenomenon, regardless of the specifics of work, the core, levels of manifestations and characteristic behavioral and psychological deviations are distinguished. The concept of considering the impact of emotional burnout within two areas is proposed: on the personality of the employee and his professional activity. Revealing the characteristics of emotional burnout at all levels and knowing the stages of its course will allow to structure the understanding of emotional burnout, select adequate methods of study, as well as prevention and impact.

Keywords: emotional burnout, specialist burnout, professional health, professional activities, emotional burnout prevention.

ВВЕДЕНИЕ

Яркой характеристикой современного общества являются стремительные и существенные изменения во всех областях жизнедеятельности человека, и, прежде всего, в профессиональной сфере, которые обусловливают возрастание требований к личности как субъекту труда, его психофизическим ресурсам, способ-

ности к обучению и др. Многочисленные инновации в различных областях науки и техники создают особые условия профессиональной деятельности, диктуют новые правила, способы и стандарты выполнения работ, которые, к тому же, необходимо осваивать в короткое время. Вместе с тем, психологами, психофизиологами и другими исследователями, отмечается снижение

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

адаптационных возможностей человека, в том числе к изменениям в профессиональной деятельности и, как следствие, проявление разнообразных отклонений и деформаций (Е.А. Колесникова [1], П. Кластова Паппова [2], Ю.Н. Рытенкова [3], Е.И. Ярошенко [4]).

Одним из таких деструктивных проявлений является эмоциональное выгорание специалиста (иногда используется термин «профессиональное выгорание»), интерес к которому в последние годы резко возрос не только среди ученых в сфере психологии труда, но и практиков в области управления персоналом, так как выгорание рассматривается как фактор, снижающий качество, эффективность деятельности и негативно отражающийся на результатах труда в целом.

Так, например, А.А. Мисбахов отмечает, что основанием профессионального выгорания могут стать условия труда, содержание труда, отсутствие вознаграждения, отсутствие четкого распределения обязанностей и критериев оценки деятельности и др. [5]. Д.Г. Демидов считает, что фактором эмоционального выгорания может быть профессиональная среда [6]. В.С. Зябрева указывает на влияние стажа работы на уровень эмоционального выгорания сотрудников [7].

Об актуальности темы свидетельствует и тот факт, что в 2022 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) эмоциональное (профессиональное) выгорание признано нозологической единицей и включено в 11-ый пересмотр Международного классификатора болезней (МКБ-11) как результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен [8]. Это требует научного осмысления феномена создания в организациях условий, учитывающих складывающуюся ситуацию, способствующих предупреждению и преодолению эмоционального выгорания специалистов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью предпринятого нами исследования стало изучение феномена эмоционального выгорания специалистов в современных условиях профессиональной деятельности, определение направлений и методов его изучения для своевременного предупреждения и преодоления.

Для достижения цели в качестве инструментов использовались теоретические методы: изучение научных и научно-методических источников, анализ изученности исследуемой проблемы и обобщение полученной информации; классификация и систематизация, моделирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Эмоциональное выгорание как феномен нарушения профессионального здоровья является предметом исследования на протяжении более чем 30 лет, причем изучение публикаций по данной проблеме показывает, что установлению причин, описанию проявлений и определению способов его профилактики уделяют внимание исследователи из различных научных отраслей: педагогики (М.А. Писаревская [9], О.А. Анисимова, Ц. Сунь [10], Г. Хемати Алламдарлоо, С. Моради [11]), менеджмента (Н.Н. Богдан, Е.А. Самсонова [12]), медицины (Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова, Л.А. Мурашова

[13]), юриспруденции (И.А. Беляева, О.П. Цариценцева

[14], Т.В. Мальцева, А.А. Купцов [15]) и др.

Однако обзор научных работ показывает, что выгорание рассматривается преимущественного как психологический синдром, ответ на хронические стрессоры на работе и включает выраженное психоэмоциональное истощение, чувство цинизма и отстраненность от работы, а также переживание собственной неэффективности и отсутствия достижений (Christina Maslach [16], В.М. Тихолиз [17]). Аналогично понимает выгорание M.P. Leiter, описывая его как процесс непреходящей усталости, отстраненности и разочарования в работе [18].

Обобщение взглядов ряда авторов позволяет сделать вывод, что выгорание возникает, как правило, тогда, ког-

да возможности работников перестают соответствовать изменившимся условиям труда. Именно превышение требований к специалисту в отношении его квалификации, компетентности, скорости освоений новых знаний и умений, оперативности выполнения работ над его психофизическими ресурсами приводит к истощению, которое, накапливаясь, становится хроническим и влечет за собой другие личностные нарушения. Таков механизм, который запускает выгорание. Однако к усугублению данного состояния, особенно у специалиста-профессионала, приводит формирующийся на этом фоне внутри-личностный ценностный конфликт между ценностями организации и профессиональными ценностями сотрудника (между «должен» и «(не) могу (хочу)»), а также нарастание демотивации.

Наличие в организации относительно большого числа специалистов с проявлениями выгорания приводит к ряду негативных последствий, таких как текучесть кадров, неудовлетворенность клиентов, ухудшение отношений с коллегами, неадекватное поведение, конфликты и некачественное выполнение работы. Кроме того, у работников возникают различные отклонения в состоянии здоровья: психические нарушения вплоть до апатии и депрессии, заболевания сердечно-сосудистой, центральной нервной и эндокринной системы [19]. О том, что выгорание несет потенциальные риски для здоровья работников и необходимости реализации программ профилактики, показано в работах P.A. Belcastro [20], R. Gold [21], V. Falck и M. Kilcoyne [22].

Отечественные ученые также активно изучают проблему выгорания (В.В. Бойко [23], Н.Е. Водопьянова [24], В.Е. Орёл [25] и др). Под синдромом выгорания ими понимается реакция специалиста на длительный производственный стресс, который, в свою очередь, возникает под влиянием множества факторов, причем как организационных (условия труда), так и личностных (способности и возможности человека противостоять стрессу). Симптоматика выгорания в работах данных авторах представлена более подробно: так, по мнению Н.Е. Водопьяновой, выгорание представляет собой сложный комплекс негативных психических переживаний, которые отражаются на самочувствии, работоспособности и межличностных отношениях специалиста. В.В. Бойко считает эмоциональное выгорание симптомом профессиональной деформации, проявляющейся в психологической защите в форме исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.

Вместе с тем, как отечественные, так и зарубежные авторы рассматривают выгорание, прежде всего, применительно к сфере трудовой деятельности, считая его феноменом профессий преимущественно сферы «человек -человек», предполагающей активное общение и взаимодействие с людьми, и отмечают, что ее специфика привносит свои характерные особенности в это состояние специалиста.

Однако вне зависимости от специфики труда, на основе обобщения и анализа теоретических положений в данном феномене можно выделить ядро, уровни личности и характерные поведенческие и психологические и другие отклонения, которые можно наблюдать (рисунок 1).

Ядром эмоционального выгорания является противоречие между мотивацией, ценностным отношением человека к профессиональной деятельности и его возможностями осуществлять ее в соответствии с требованиями, условиями рабочей среды.

В рамках предлагаемой нами концепции будем рассматривать влияние эмоционального выгорание в двух условных направлениях: на личность специалиста и на его профессиональную деятельность.

Как показывают исследования, влияние выгорания на личность специалиста отражается на психоэмоциональном и физическом уровнях и проявляется рядом симптомов в этих сферах: нарушениях в состоянии здо-

ровья - появлении и обострении хронических заболеваний, непроходящей истощаемости, перенапряжения, нарастания неудовлетворенности трудом и др.

Рисунок 1 - Авторская модель, отражающая ядро, уровни и проявления эмоционального выгорания специалиста

Влияние эмоционального выгорания на профессиональную деятельность также находит свое отражение на двух уровнях: организационном и социальном. На организационном уровне выгорание проявляется нарастанием демотивации, профессиональной неэффективностью и уменьшение достижений. На социальном уровне эмоциональное выгорание у специалиста проявляется искажением самоидентификации, переживанием низкого социального статуса, деперсонализации (потеря самоощущения, чувства собственного Я, целостности собственного образа) и, как результат, в выстраивании неэффективного межличностного общения в социуме.

Однако нередко при изучении отклонений в психологическом здоровье человека на рабочем месте описываются близкие по симптоматике состояния: стресс, депрессия, нервный срыв и др. Сравнение их характеристик позволяет выявить сходные и отличительные признаки. Так, если выгорание определяется как результат непреодоленного человеком хронического стресса на рабочем месте, то стресс - это разнообразные реакции организма на воздействие различных неблагоприятных факторов. Депрессия относится к психическим расстройствам, которое проявляется такими факторами, как устойчивое снижение настроения и продуктивности разной степени выраженности, а нервный срыв, как правило, острое состояние, сопровождающееся невротической симптоматикой.

В разных состояниях наблюдается различное отношение специалиста к работе: при выгорании - отстраненность и равнодушие, стресс сопровождается сверхвовлеченностью, а депрессия и нервный срыв наоборот - изоляцией и отстранением. Можно также отметить отличия и в уровне эмоциональности: от чрезмерной эмоциональной реакции до снижения фона настроения, подавленности и появления чувства вины. Если стресс продолжается от нескольких минут до недели, нервный срыв длится от 2х недель до полугода, то выгорание и депрессия могут протекать несколько месяцев и даже лет. При этом в последних состояниях наблюдается низкий уровень активности, повышенная вялость [25].

При нервном срыве могут возникать осложнения в виде соматических заболеваний, последствия стресса отражаются на центральной нервной системе и ЖКТ, а выгорание - на всех системах организма вплоть до обострения хронических заболеваний [26]. Обостряться за-

болевания могут и после стресса, нервного срыва, приводя к физиологическому ущербу; выгорание же в большей степени отражается на эмоциональном, социальном и профессиональном уровнях личности.

Таким образом, выгорание отличается от других состояний возникновением соответствующей симптоматики преимущественно в трудовой деятельности, а также устойчивостью, длительностью и усугублением проявлений по мере развития. Сходство этих состояний в возможности перехода человека от одного к другому, например, стресс может приводить к нервному срыву и неврастении, на фоне которой возникает депрессия и затем выгорание.

Джеррольд С. Гринберг следующим образом охарактеризовал стадии выгорания:

- первая стадия проявляется постепенным снижением удовлетворенности от работы, активности, однако продуктивность пока сохраняется за счет мобилизации ресурсов человека;

- вторая стадия характеризуется выраженной усталостью, проявлением отдельных симптомов депрессии;

- на третьей стадии специалист ощущает измождение, подавленность, нередко озлобленность и агрессию;

- на четвертой стадии проявляются новые и обостряются хронические болезни, работоспособность резко падает, ухудшаются взаимоотношения с коллегами и близкими;

- пятая стадия приводит к выраженным проявлениям, при которых, как правило, требуется медицинская помощь, длительный период восстановления, в противном случае человек прекращает работу и уходит в социальную изоляцию [27].

Установление характеристик выгорания на каждой из стадий позволяет подбирать адекватные методы профилактики и воздействия.

В целом данный подход к пониманию эмоционального выгорания выступает методологической основой для определения методов выявления признаков выгорания специалиста, и, кроме того, поиска способов предупреждения и преодоления выгорания.

Методическим инструментарием изучения выгорания специалиста в рабочей среде выступают различного рода опросники, психологические тесты и анкеты. Одной из наиболее достоверных и популярных методик является опросник, разработанный К. Маслач и С. Джексон и адаптированный для российской практики Н.Е. Водопьяновой [28]. Данная методика диагностирует ведущие симптомы выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение характеризуется сниженным эмоциональным фоном, равнодушием, эмоциональным перенасыщением. Деперсонализация приводит к деформации отношений с коллегами и близкими, а также повышенной зависимостью от мнения и влияния окружающих. Редукция достижений в труде сопровождается заниженной оценкой себя и своих успехов, нарастанием отрицательного отношения к выполнению трудовых функций и обязанностей.

Шкала, с помощью которой устанавливается степень выгорания, включает уровни и соответствующее им количество баллов:

- для эмоционального истощения низкий уровень до 25 баллов, средний от 26 до 54 баллов и свыше 54 баллов высокий уровень;

- для симптомов деперсонализаци низкий уровень до 15 баллов, средний от 16 до 30 баллов, высокий - больше 30 баллов;

- симптом редукции профессиональных достижений определяется по обратному принципу: следующим образом: свыше 27 баллов низкий уровень, средний уровень от 15 до 26 баллов, высокий уровень до 14 баллов.

Таким образом, перевод качественных характеристик в количественные показатели с помощью данного опросника позволяет выявить степень выгорания.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

Определить стадию или фазу развития выгорания возможно при анализе корреляции показателей между собой: для первой фазы характерны высокие показатели проявления редукции профессиональных достижений и низкие по остальным; для фазы второй и третьей - относительно средние значения по трем симптомам, для фаз четвертой и пятой - преимущественно высокие данные эмоционального истощения и деперсонализации и относительно низкие - редукции достижений.

Помимо данного опросника в качестве инструментов диагностики отдельных симптомов эмоционального выгорания могут выступать другие инструменты исследования. Так, В. Бойко предложил выявлять эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты в форме отключения эмоций как реакцию на психотрав-мирующие воздействия [29]. Известна методика американского психолога Э. Морроу, позволяющая описать состояние эмоционального выгорания на начальном этапе формирования [30].

Кроме того, выявлять эмоциональное выгорание можно с помощью специально разработанных анкет, включающих разделы оценки самоощущения и самочувствия, удовлетворенности различными аспектами труда [31].

Диагностика наличия и степени выраженности эмоционального выгорания является первым этапом организации работы по его преодолению.

В качестве теоретико-методологического основания деятельности по преодолению выгорания должен быть выбран деятельностный и личностный подходы, а целью - осознанное построение специалистом стратегии по отношению к собственной профессиональной деятельности, выбор способов восстановления работоспособности.

Обычно данная стратегия строится по двум направлениям: снижение отрицательного влияния личностных факторов и характеристик, что возможно при оказании соответствующей консультативной, психотерапевтической и психологической помощи работникам для пополнения эмоционально-психофизиологических ресурсов, повышения мотивации и активности. Оптимальными способами являются разнообразные методы психологической разгрузки, развитие навыков релаксации, саморегуляции, самоконтроля и др.

Однако, на наш взгляд, не менее эффективным является способ, направленный на упорядочение влияния рабочей среды на работников, устранение или снижение отрицательного воздействия организационных факторов, что возможно путем совершенствования управления персоналом по всем функциям и обеспечения развития персонала в профессиональной деятельности.

Мероприятия в рамках решения данных задач могут включать следующие этапы

1. диагностический

- организация профосмотров и анализ результатов выявления причин заболеваемости и др.,

- проведение диагностики наличия и степени выраженности эмоционального выгорания,

- диагностика мотивации и ценностей сотрудников,

- диагностика стрессоустойчивости,

- диагностика социально-психологического климата и удовлетворенности трудом;

2. коррекционный

- информирование сотрудников о синдроме выгорания и факторах риска его появления, способах предупреждения;

- обеспечение условий для соблюдения режима труда и отдыха работников, в том числе активных видов отдыха;

- внесение корректив в систему оплаты труда и стимулирования;

- совершенствование организации труда в целом и

др.

Достижение результатов при реализации данных ме-

роприятий возможно по объективным и субъективным показателям (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели результатов коррекционно-профилактической работы

Задачи Показатели достижения

Объективные Субъективные

Уровень соответствия санитарно-гигиеническим и другим требованиям (в т.ч., наличие/отсутствие предписаний контролирующих организаций) Мнение и удовлетворенность работников организацией и условиями труда

Улучшение организации труда Оснащенность оборудованием (в т.ч., динамика затрат на приобретение и обновление оборудования)

Наличие и применение программного обеспечения для рационализации рабочих мест

Состояние социально-психологического климата Количество работников, вовлеченных в организационную деятельность при открытом обсуждении проблем. Доля работников, определяющих климат как благоприятный Удовлетворенность работников атмосферой и отношениями в организации

Создание условий для поддержания и восстановления работоспособности, ведения здорового образа жизни, психологической разгрузки Уровень заболеваемости (в т.ч. профзаболеваний). Динамика финансовых затрат на реализацию программ оздоровления Удовлетворенность условиями для поддержания и восстановления работоспособности, ведения здорового образа жизни, психологической разгрузки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение здоровьесбе- регающих условий труда Динамика доли работников, у которых выгорание проявляется в определенной степени. Динамика финансовых затрат на реализацию программ оздоровления. Оценка наличия (степени) выгорания, его отдельных симптомов у себя и коллег. Оценка изменений в поведении и отношения к работе

Снижение

числа работников с симптомами эмоционального выгорания Динамика числа работников с симптомами выгорания по итогам психологической диагностики Удовлетворенность работников психоэмоциональным состоянием

ВЫВОДЫ

Таким образом, рассмотрение методологических и методических оснований выявления эмоционального выгорания работников в современных условиях профессиональной деятельности показывает, что к решению проблемы необходим целостный и комплексный подход с учетом как личностных рисков выгорания, так и особенностей рабочей среды и специфики деятельности. Построение в качестве методологической основы модели выгорания и определение его ядра, уровней и проявлений на каждом из них позволяет, с одной стороны, обобщить, а, с другой, - структурировать понимание профессионального выгорания для применения в практике деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колесникова Е. А. Психологическое содержание синдрома эмоционального выгорания в современных исследованиях / Е. А. Колесникова //Вестник магистратуры. — 2018. — № 4-1(79). — С. 45-46.

2. Klastova Pappova, P. Phenomenology of burnout syndrome: a long journey from burning out to recovery / P. Klastova Pappova // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. — 2021. — No 4. —

P. 65-72.

3. Рытенкова Ю. Н. Эмоциональное выгорание как психологическая проблема: методологический аспект /Ю. Н. Рытенкова //Наука и образование сегодня. - 2018. - № 2(25). - С. 82-84. - EDN YNRSQZ.

4. Ярошенко Е. И. Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) / Е. И. Ярошенко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19. - № 1. - С. 83-88.

- DOI 10.18500/1819-7671-2019-19-1-83-88. - EDN ZDLFWH.

5. Мисбахов А. А. Психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности / А. А. Мисбахов, М. И. Рахимов, А. З. Шамгуллин //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 293-297. - EDN OQCFSO.

6. Демидов Д. Г. Профессиональная юридическая среда как фактор эмоционального (профессионального) выгорания в юридической профессии / Д. Г. Демидов // Юрист спешит на помощь. - 2021. - № 5. - С. 17-21. - EDN FGPSMS.

7. Зябрева В. С. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание / В. С. Зябрева, В. А. Глухова //Вестник Прикамского социального института. - 2021. - № 3(90). - С. 117-122. - EDN GUUWEM.

8. Панасенко Н. Выгорание на работе официально признано болезнью. - Текст: электронный //Российская газета. - 2019. - 29 мая.

- URL: https://rg.ru/2019/05/29/vygoranie-na-rabote-oficialno-priznano-bolezniu.html/ (дата обращения 12.09.2022).

9. Писаревская М. А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие / М. А. Писаревская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 20.

10. Сунь Ц. Профессиональное выгорание учителей с позиции личностных особенностей и занимаемой должности / Ц. Сунь, О. А. Анисимова // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : Сборник научных статей, Москва, 04-05 июля 2022 года. - Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2022.

- P. 276-279.

11. Hemati Allamdarloo, G. Job Burnout in Public and Special School Teachers / G. Hemati Allamdarloo, S. Moradi // Clinical Psychology and Special Education. - 2021. - Vol. 10. - No 2. - pp. 63-75.

12. Самсонова Е.А., Богдан Н.Н. К проблеме профессионального выгорания у преподавателей высшей школы //Азимут научный исследований: педагогика и психология. - Т.9. - №4(33). - 2020. С.316-320.

13. Евстифеева Е.А. Психологический вектор преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-онкологов / Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова, Л.А. Мурашова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2021. -№ 3(56). - С. 13-18.

14. Беляева И.А. Особенности профессионального выгорания федеральных судей / И.А. Беляева, O. П. Цариценцева // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 42.

15. Мальцева Т.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции / Т.В. Мальцева, А.А. Купцов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. - № 1(76). - С. 74-79.

16. Maslach C. Burnout: The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 2003. - 302 p.

17. Тихолиз В.М. Профессиональный психологический стресс и синдром эмоционального выгорания / В.М. Тихолиз // Живая психология. - 2019. - Т. 6. - № 2(22). - С. 97-102.

18. Leiter M.P. Burnout as a developmental process: consideration of models, in Professional Burnout:Recent Developments in Theory and Research (eds W. Schaufeli, C. Maslach and T. Marek), Taylor & Francis, Washington, DC, 1993. - pp. 237-250.

19. Leiter M.P., & Maslach C. Job Burnout. Wiley Encyclopedia of Management, 2015. 1-2, с.1.

20. Belcastro Phillip A. Burnout and its Relationship to Teachers' Somatic Complaints and Illnesses. Psychological Reports 50, 1982. pp.1045 -1046.

21. Belcastro Philip A and Robert S. Gold. Teacher stress and burnout: implications for school health personnel. The Journal of school health 53 7, 1983. 404p.

22. Falck Vilma T. and M E Kilcoyne. Occupational stress in special education: a challenge for school health professionals. The Journal of school health 55 7, 1985. pp. 258-610.

23. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М., 1996.-470 с.

24. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]/Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. -М.; СПб.; Н. Новгород, 2008.- 312 с.

25. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орёл. - М., 2005

26. Условия и механизмы профилактики синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов средней и высшей школы / Л.И. Григорова, А.В. Меньшова, Е.Б. Звонарева, Ю.Б. Черкасова // Перспективы науки. - 2021. - № 10(145). - С. 60-63.

27. Маснева Л.А. Современный взгляд на проблему эмоционального выгорания в эволюции подходов зарубежных и отечественных авторов / Л.А. Маснева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Уфа, 28 октября 2017 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2017. - С.

195-197.

28. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) / Online Test Pad. URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/1428-diagnostika—professionalnogo— vygoraniya-k—maslach-s—dzhekson—v—adaptacii—n (дата обращения 12.10.2022г.)

29. Бойко В.В. Энергия эмоций — 2—е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 473 с.

30. Фармагей, А.А. Психическое выгорание / А.А. Фармагей. —М., 2009. — 320 с.

31. Управленческие компетенции руководителей социальной сферы: оценка, формирование, развитие / Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева, Л.Н. Иванова [и др.]. — Новосибирск : Сибирский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. — 203 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 03.11.2022

Revised date: 30.11.2022

Accepted date: 10.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.