Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / готовность к инновационной деятельности / толерантность к неопределенности / мотивация к успеху / склонность к риску / мотивация к избеганию неудач / innovation / willingness to innovate / tolerance for uncertainty / motivation for success / propensity to take risks / motivation to avoid failures

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черчес Татьяна Евгеньевна, Савельева Анастасия Михайловна

В статье представлены результаты исследования психологических факторов готовности педагогов к инновационной деятельности. Выявлены взаимосвязи между готовностью педагогов к инновационной деятельности и такими психологическими факторами как толерантность к неопределенности, мотивация к успеху, склонность к риску, мотивация к избеганию неудач. Обосновывается необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов с учетом значимых психологических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черчес Татьяна Евгеньевна, Савельева Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READINESS OF TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

The article presents the results of a study of the psychological factors of teachers' readiness for innovative activities. Interrelations between the readiness of teachers for innovative activity and such psychological factors as tolerance for uncertainty, motivation for success, propensity for risk, motivation for avoiding failures are revealed. The necessity of psychological support of innovative activity of teachers is substantiated, taking into account significant psychological factors.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

поведения противоположного характера (от противного)», «дыхательная практика (успокоение или возбуждение с помощью дыхания)» и с показателем «самооценка переживаний». это все говорит о том, что студенты волнуются на занятиях, при этом они осознают свои переживания, благодаря чему могут пользоваться такими действенными методами саморегуляции как дыхательные техники и выполнение задания через «не хочу». Вероятнее всего, это связано с тем, что студент боится отвечать на семинарском занятии, но он идет на свой страх и тянет руку, чтобы ответить.

Таким образом, можно сделать вывод, что к четвертому курсу студенты математического направления овладевают навыком саморегуляции. Они уже достаточно хорошо определяют свои переживания, чтобы умело использовать различные способы саморегуляции, основными из которых являются рационализация и повышение собственной мотивации. Среди личностных свойств можно отметить, что на первый план выходят характеристики связанные с качествами целеполагания, самопринятия. Данные исследования могут быть полезны преподавателям разных направлений обучения для понимания состояний и переживаний студентов во время занятий для выстраивания эффективной коммуникации с ними.

Литература

1. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 58 c.

3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. Феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука, 1998.

4. Назаров А.Н., Прохоров А.О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Материалы Третьей Международной научной конференции. Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы / Отв. ред. Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. - Казань: Казанский университет, 2018. - С. 361-364.

5. Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Особенности саморегуляции состояний студентов с различным уровнем регуляторных способностей // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 2. С. 132-142.

6. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний: сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Казанский университет, 2011. - Вып. 8. С. 277-288.

7. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности: учебное. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - С. 269-285.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Черчес Татьяна Евгеньевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: tankor65@mail.ru

Савельева Анастасия Михайловна (Бобруйск, Республика Беларусь), магистр психологических наук, методист, Центр дополнительного образования детей и молодежи. E-mail: metodist_savelieva@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологических факторов готовности педагогов к инновационной деятельности. Выявлены взаимосвязи между готовностью педагогов к инновационной деятельности и такими психологическими факторами как толерантность к неопределенности, мотивация к успеху, склонность к риску, мотивация к избеганию неудач. Обосновывается необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов с учетом значимых психологических факторов.

Ключевые слова: инновации, готовность к инновационной деятельности, толерантность к неопределенности, мотивация к успеху, склонность к риску, мотивация к избеганию неудач.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READINESS OF TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

Cherches Tatiana Evgenievna (Minsk, Republic of Belarus), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. E-mail: tankor65@mail.ru

Savelyeva Anastasia Mikhailovna (Bobruisk, Republic of Belarus), Master of Psychological Science, methodologist, Center for Additional Education of Children and Youth. E-mail: metodist_savelieva@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the psychological factors of teachers' readiness for innovative activities. Interrelations between the readiness of teachers for innovative activity and such psychological factors as tolerance for uncertainty, motivation for success, propensity for risk, motivation for avoiding failures are revealed. The necessity of psychological support of innovative activity of teachers is substantiated, taking into account significant psychological factors.

Keywords: innovation, willingness to innovate, tolerance for uncertainty, motivation for success, propensity to take risks, motivation to avoid failures.

В современных условиях инновации все чаще применяются в образовательной среде. Это обусловлено технологическим прогрессом и всеобщей цифровизацией общества, создавшими потребность в реформировании системы образования. Инновация - широкое в содержательном плане понятие, включающее совокупность действий и мер на построение новых форм работы с учащимися с целью развития их мотивации и интереса к учебному процессу.

Термин «инновация», согласно новейшему психологическому словарю, обозначается как внедрение новшеств, ведущих к изменению в социальной практике [4]. Инновация как инструмент предпринимательской деятельности рассматривался П. Друкером, основоположником теории инновационного прогресса. Он полагал, что инновация - это научный инструмент, средство, с помощью которого любые изменения можно видоизменить в новую услугу или начало нового бизнеса. Под понятием «инновация», по мнению В.В. Кудинова, подразумевается изменения концепции мышления, стиля деятельности, связанного с нововведением. Как педагогическая категория, «инновация» изучена незначительно и не имеет определенного термина [3].

Исходя из множественных определений понятия «педагогическая инновация» можно предположить, что в этот термин включены видоизменения в содержании, деятельности и методах обучения, повышающие качество и результативность образования [1]. Инновации в образовании объединяют все виды, приведенные выше, и прежде всего они связаны с компьютеризацией и цифровизацией процессов преподавания и администрирования работы педагогических кадров. Как любое обновление, инновационная деятельность может стать успешной в случае соблюдения определенных условий. Одним из важнейших условий реализации нововведений в любой сфере является готовность к инновационной деятельности.

Готовность к инновационной деятельности в образовании может быть представлена как комплекс профессиональных качеств, таких как компетентность, профессиональное мастерство, образование и т.д. Вместе с тем она может быть выражена в форме личностных характеристик: стрессоустойчивость, креативность, потребность в самосовершенствовании и др. Педагоги современных учреждений образования полностью отвечают этим требованиям, но проблема реализации инноваций в образовательной сфере существует и требует оперативного и эффективного решения.

Готовность к инновации может быть представлена огромным спектром компонентов и трактоваться в зависимости от структуры. На основании работ С.Ю. Бурды готовность можно представить как систему, состоящую из личностных компонентов, в числе которых мотивы достижения и успешности, креативность, склонность к экспериментированию, активность, смелость. Единым во всех работах, касающихся готовности к инновациям и подходов к уточнению ее системы, является обозначние предметного блока, связанного с новым объектом взаимодействия, и отдельное внимание социально-психологическому блоку, отвечающему за взаимодействие с окружающими в условиях внедрения инновации [2].

Отсутствие конкретных знаний об условиях и требованиях вводимой инновации оценивается педагогами как неопределенность, которая вызывает обоснованные сомнения в отношении

собственной профессиональной компетентности, а готовность к риску является результатом представления личности о деятельности в условиях опасности или отсутствия уверенности в положительном исходе дела. Мотивация к успеху проявляется в постановке сложных задач с целью достижения мастерства и выдающихся результатов в деятельности. С помощью активации этого мотива и как следствие усердной работы человек может получить отличные результаты, даже не имея достаточных способностей и навыков, но при этом оставаясь хорошо замотивированным. Боязнь неудач и стремление максимально защититься может стать причиной тревожности, занижения собственной значимости и низкого уровня готовности к инновационной деятельности.

Целью нашего исследования является определение психологических факторов готовность педагогов к инновационной деятельности. В этом качестве на основании теоретического анализа нами были выдвинуты: толерантность к неопределенности, уровень мотивации к успеху, склонность к риску, уровень мотивации к избеганию неудач.

В исследовании приняли участие 63 педагога дополнительного образования ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бобруйска».

В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

1. Методика «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» В.А. Сластенина;

2. Методика «Диагностика толерантности к неопределенности» С. Баднера;

3. Методика «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса;

4. Методика «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса;

5. Методика «Диагностики степени готовности к риску» А. М. Шуберта.

Для статистической обработки данных нами были использованы следующие методы математической статистики: критерий Шапиро-Уилка и коэффициент корреляции Спирмена.

На основе результатов диагностики готовности педагогов к участию в инновационной деятельности выявлено, что большинство опрошенных, 29 человек (46 %), имеют низкий уровень готовности к инновациям. Средний уровень готовности к инновациям показали 19 человек среди испытуемых (40 %). Высокий уровень готовности к инновациям диагностирован у 15 человек, что составляет лишь 24 %. Преимущественно низкий и средний показатель уровня готовности к инновациям указывает на необходимость углубленного изучения проблемы психологических факторов, определяющих представление, отношение и адаптивность педагогов к вводимым инновациям.

При исследовании психологических факторов готовности к инновационной деятельности, были установлены уровни толерантности к неопределенности: низкий уровень толерантности к неопределенности показали 19 человек (30 %) из числа опрошенных, средний уровень толерантности был выявлен у 28 испытуемых, а высокий уровень толерантности к неопределенности диагностирован у 16 человек (25 %) от общего количества выборки.

Анализ результатов исследования мотивации к успеху показал, что высокий уровень мотивации к достижению успеха представлен у 14 педагогов (22 %), средний уровень выявлен у 28 испытуемых (40 %), а низкий уровень показали 19 человек (38 %) из числа респондентов. Диагностика педагогов на мотивацию к избеганию неудач выявила высокий уровень стремления к защите от неудач у 10 человек (16 %); средний уровень мотивации к избеганию неудач выявлен у 23 испытуемых (37 %); низкий уровень данного фактора показан 14 респондентами (22 %); крайне высокий уровень мотивации к избеганию неудач диагностирован у 16 педагогов (25 %).

В ходе исследования степени готовности к риску было установлено, что только 8 человек из выборки (13 %) обладают высокой склонностью к риску, 23 испытуемых (37 %) показали средний уровень склонности к действиям в условиях неопределенности. У 32 педагогов (50 %) был выявлен низкий уровень склонности к риску.

На основании корреляционного анализа полученных данных были установлены значимые обратные связи переменных «уровень интолерантности», «избегание неудач» с переменной «готовность к инновациям». Следовательно, чем выше уровень интолерантности к неопределенности и склонность к повышенной защите, тем ниже уровень готовности к инновациям.

Средняя положительная связь установлена между показателями «уровень готовности» и «склонность к риску». Соответственно, можно утверждать, что высокая способность к принятию

рискованных решений и действиям в условиях неопределенности связана с ростом уровня готовности к работе в ситуации внедрения инновации.

Дополнительно установлена положительная связь между мотивацией к успеху и склонности к риску (1=0,675) и отрицательная связь с переменной «избегание неудач» (=-0,579). Показатель «склонности к риску» также имеет обратную связь с показателем мотивации избегания неудачи. Следовательно, педагог, ориентированный на успешную деятельность и способный на действия в условиях неопределенности, будет в меньшей степени направлен на защиту и отказ от работы с инновацией, руководствуясь страхом потерпеть неудачу.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: существует проблема готовности педагогов к инновационной деятельности, которая может быть решена путем организации психологического сопровождения педагогов, находящихся в условиях перехода к инновационной деятельности.

Результаты исследования были использованы нами для создания программы психологической помощи, направленной на повышение уровня готовности педагогов к инновациям. Апробация предложенной программы показала положительную динамику уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Психологическая, практическая и просветительская деятельность, направленная на оптимизацию уровня готовности педагогов к инновациям с учетом значимых социально-психологических факторов помогает внедрять инновации в работу учреждения образования более успешно, качественно, результативно и благоприятно для психологического комфорта педагогических работников.

Литература

1. Азгальдов Г. Инновации: границы применения // Наука и инновации. 2009. № 11. С. 53-55.

2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д: НДМ «Логос», 1999. - 136 с.

3. Загашев И.О. Психологическая готовность к инновациям как условие внедрения системы управления качеством // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, №> 5. С. 418-419.

4. Мнеян М.Г. Инновационный вызов времени. - М.: Издательский дом «Сумма технологий», 2002. - 200 с.

РАЗДЕЛ 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ, ОЦЕНКА, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ

У ПЕДАГОГОВ

Агафонова Светлана Валентиновна (Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет. Е-шаЛ: agafo-svetlana@yandex.ru

Агафонова Алёна Сергеевна (Москва, Россия), студент факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет. Е-пиД: alena.agal2014@yandex.ru

Аннотация. Авторами статьи выделены ведущие группы внутренних факторов психического выгорания. Представлены результаты пилотного исследования внутренних факторов выгорания, в котором приняли участие представители разных профессий, включая педагогов. Обозначены пути укрепления внутренних ресурсов педагогов для оказания помощи при развитии выгорания, а также для профилактики данного синдрома. Выделена специфика внешних факторов психического выгорания, действующих на учителей школ.

Ключевые слова: синдром психического выгорания, профессиональная деформация, внутренние факторы выгорания, внешние факторы выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.