Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семинарские занятия / процесс обучения / рефлексивность / саморегуляция / студенты / учебные регуляторные свойства личности / practice lessons / educational process / reflexivity / self-regulation / students / educational regulatory properties of personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халфиева Алиса Рамилевна

В статье приведены результаты сравнительного анализа взаимосвязей показателей психических состояний и регуляторно-личностных свойств студентов-математиков первого и четвертого курсов во время семинарских занятий. Было выявлено, что, несмотря на большую разницу в количестве взаимосвязей показателей, у студентов как первого, так и четвертого курса значимую роль играют показатели, связанные с целеполаганием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халфиева Алиса Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF MENTAL STATES AND REGULATORY-PERSONAL TRAITS OF DIFFERENT COURSES STUDENTS IN SEMINAR LESSONS

The article presents the results of a comparative analysis of the relationship between indicators of mental states and regulatory-personal properties of mathematics students of the first and fourth courses during seminars. It was found that, despite the large difference in the number of interrelations of indicators, indicators related to goal setting play a significant role in both first and fourth year students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ»

Таким образом, существенное влияние на уровень профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве вуза оказывает взаимодействие с преподавателями. Их грамотно построенная речь, подобранный дидактический инструментарий, взаимосвязь и объединение с другими преподавателями повышает мотивацию обучающихся, что положительно направлено на профессиональную подготовку.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

2. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14.

3. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005. -

531 с.

4. Федотенко И.Л., Тимохина А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной направленности будущих фармацевтов в условиях высшего образования // Социализация в глобальном мире: вызовы современности. Материалы Ш-й Всероссийской научно-практической конференции. 20-21 мая 2021 г. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского. 2021. - 262 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ1 Халфиева Алиса Рамилевна (Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский федеральный университет. E-mail: khalfieva@jnbox.ru

Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа взаимосвязей показателей психических состояний и регуляторно-личностных свойств студентов-математиков первого и четвертого курсов во время семинарских занятий. Было выявлено, что, несмотря на большую разницу в количестве взаимосвязей показателей, у студентов как первого, так и четвертого курса значимую роль играют показатели, связанные с целеполаганием.

Ключевые слова: семинарские занятия, процесс обучения, рефлексивность, саморегуляция, студенты, учебные регуляторные свойства личности.

INTERRELATION OF MENTAL STATES AND REGULATORY-PERSONAL TRAITS

OF DIFFERENT COURSES STUDENTS IN SEMINAR LESSONS Khalfieva Alisa Ramilevna (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer Department of General Psychology of the Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University. E-mail: khalfieva@inbox.ru

Abstract The article presents the results of a comparative analysis of the relationship between indicators of mental states and regulatory-personal properties of mathematics students of the first and fourth courses during seminars. It was found that, despite the large difference in the number of interrelations of indicators, indicators related to goal setting play a significant role in both first and fourth year students.

Keywords: practice lessons, educational process, reflexivity, self-regulation, students, educational regulatory properties of personality.

В современных условиях, несмотря на трансформации образовательного процесса, введение цифровых технологий, дистанционных форм обучения особенно важным было и остается выстраивание эффективной коммуникация между преподавателем и студентом. Если во время лекционных занятий, в основном, преподаватель в одностороннем порядке организует коммуникацию, то семинарские занятие отличаются тем, что студенты должны быть активно задействованы в выполнение заданий, данных преподавателем. К ним можно отнести участие в дискуссии, подготовка докладов, контрольные задания, творческие виды заданий. Поэтому здесь

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №19-29-07072.

очень важна роль преподавателя, которая не только заинтересует, но и замотивирует активно принимать участие во время занятий.

Ранее было установлено, что в ходе учебной деятельности, независимо от ее формы, наибольшую выраженность у студентов имеют состояния сосредоточенности, задумчивости и заинтересованности, которые следует отнести к классу познавательных психических состояний [5]. Среди познавательных состояний в повседневной ситуации лекции и семинара наиболее частыми являются позитивные состояния высокой интенсивности переживания. В зависимости от форм учебной деятельности можно выделить преобладание различных по интенсивности и модальности состояний. Актуальным является вопрос о том, как студент умеет регулировать свое состояние и какие личностные свойства помогают ему в этом. В связи с этим, целью данного исследования было изучить взаимосвязи подструктур психических состояний и регуляторно-личностных свойств студентов первого и четвертого курсов в ситуации учебной деятельности - семинарское занятие.

В исследовании принимали участие студенты математического Института, обучающиеся на первом курсе в количестве 69 человек (примерный возраст респондентов 18-19 лет) и на четвертом курсе в количестве 43 человек. Примерный возраст респондентов 22-23 года. Методики, изучающие психические состояния и регуляторные свойства личности студенты проходили в трех ситуациях: во время лекционных, семинарских занятий и во время экзамена. В данной статье будут описаны результаты корреляционного анализа показателей психических состояний и регуляторно-личностных свойств в учебной ситуации семинара.

Для исследования было отобраны следующие методики (всего 68 показателей): «Самооценка переживаний» А.О. Прохоров [7], «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеев (МИС) [8], Опросник рефлексивности Карпова [1], Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А. Леонтьева [2], Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой [3], «Рельеф психического состояния личности» (краткий вариант) А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова [6], опросник способов саморегуляции, эффективность саморегуляции [4]. В ходе исследования был использован стандартный пакет математико-статистического анализа данных SPSS 18.0. Для исследования взаимосвязей использовался корреляционный анализ по Спирмену.

Данные корреляционного анализа по Спирмену показывают, что на первом и четвертом курсе есть разница в количестве взаимосвязей между психическими состояниями и регулятивно-личностными свойствами студентов во время семинарских занятий. Итак, на первом курсе количество взаимосвязей 11, а на четвертом - 59. На первом курсе положительные взаимосвязи на уровне р<0,05 существуют между показателями подструктуры психического состояния «активность переживаний» и «изменение отношения к ситуации (принятие, переоценка и др.)», «размышление-рассуждение (использование логики)». Это означает, что чем больше у них переживаний во время семинарского занятия, тем больше они пытаются задействовать рациональные суждения, пытаясь не просто принять ситуацию такой, какая она есть, а, возможно, проанализировать ее и прийти к осознанию, почему это так случилось.

Также были выявлены положительные взаимосвязи на уровне р<0,05 с показателями подструктуры психических состояний «активности когнитивных процессов» с такими показателями как «самоанализ (уход в себя)», «концентрация внимания на другой деятельности», «самооценка переживаний», «цель», «локус контроля жизнь», «общий балл. Самооценка переживаний». Результаты показывают, чем выше активность когнитивных переживаний, тем выше у них проявляются разные личностные и регулятивные свойства. Это означает, что на семинарских занятиях, студент пытается переключиться от когнитивных переживаний на другую деятельность, при этом четко осознавая свои жизненные цели и полностью принимая ответственность за решения в своей жизни. Также данные баллы можно интерпретировать и в обратную сторону. Чем выше уровень осмысленности в жизни, погружение в свои переживания, концентрация на цели и, следовательно, на деятельности, которая будет вести к достижению этой цели, тем выше проявляются сообразительность, находчивость во время семинарских занятий. Этот фактор может быть использован преподавателем, который в течение занятия будет помогать студентам находить их личностные смыслы в обучении.

Показатель «шкала активности поведения» на уровне р<0,05 имеет положительную связь с показателем «самоубеждение», «дискретное общение (избегание, уход от контактов)» и на уровне р<0,01 имеет взаимосвязь с показателем «самовнушение» (0,318**). Вероятно, чем выше уровень

проявленности, активности, продуманности, адекватности у студента-первокурсника во время семинарского занятия, тем больше они убеждают себя в чем-то, пытаясь абстрагироваться от посторонних занятий (общения на занятии). Для преподавателя это означает, что студенты достаточно серьезно воспринимают семинарские занятия, что постоянно себя убеждают в важности активного участия в нем, видимо, этому способствует свойство целеполагания.

Что касается студентов четвертого курса, то здесь количество взаимосвязей больше. Стоит отметить, что показатель «рационализация. рациональные действия» на уровне р<0,01 имеет положительную взаимосвязь с подструктурами психических состояний как активность переживаний, активность когнитивных процессов, активность поведения и активность соматических процессов. Это говорит о том, что чем больше студент на четвертом курсе осознает значимость семинарских занятий, просчитывает, что это будет давать ему в будущем, как они могут повлиять на его ближайшее (и не только) будущее, тем больше подструктур психических состояний в это включаются. Либо, наоборот, активность разных подструктур психических состояний, заставляют студента-выпускника рационально подходить к своей активности в процессе семинарских занятий. А именно: активно включаться в работу, предлагаемую преподавателем.

Показатели «повышение собственной мотивации», «эффективность саморегуляции», «самопривязанность» также связаны со всеми подструктурами психических состояний. Взаимосвязи положительные и это говорит о том, что, чем выше активность переживаний как когнитивных, поведенческих, соматических, тем выше у них проявляется способность регулировать свое состояние, тем лучше они могут себя самостоятельно замотивировать активно выступать и участвовать на занятиях, при этом как личностное свойство проявляется ощущение самодостаточности, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя.

Так же можно выделить значимые положительные корреляционные взаимосвязи на уровне р<0,01 между шкалой активности переживаний и самооценкой переживаний. Можно предположить, что к четвертому курсу студент математического направления научается не только испытывать спектр различных переживаний во время семинарского занятия, но еще и уметь их распознавать.

Стоит также обратить внимание на отрицательные взаимосвязи на уровне р<0,01 между показателями психических состояний «активность когнитивных процессов» и такими способами саморегуляции состояний как «отключение-переключение», «молитва». Чем выше у студентов когнитивная активность на занятиях, тем меньше они используют молитву и переключение. Возможно, это связано с тем, что студентам, которые готовились к занятиям, владеют материалом, нет необходимости переключаться на состояние внутренней молитвы чтобы преподаватель не спросил его. Он активно использует свои знания во время выступления на семинарских занятиях, во время поиска подходящего ответа на вопросы преподавателей по материалу, то есть активно задействует свои когнитивные функции.

При этом, чем выше у студента четвертого курса активность когнитивных процессов на семинарских занятиях, тем выше проявляется показатель «отраженное самоотношение», «цели», «результат», «локус контроля жизнь», «самооценка переживаний», «шкала оценки результатов». По-другому, здесь наблюдаются положительные и значимые взаимосвязи на уровне р<0,01 с показателями, которые в большей степени связаны с целеполаганием студентов. Вероятнее, наличие ближайших и значимых целей очень сильно влияет на состояния включенности, концентрации, активности мышления.

Анализ «шкалы активность поведения» показал значимые положительные взаимосвязи на уровне р<0,01 с показателями способов саморегуляции «использование действий и поведения противоположного характера (от противного)», «переустановка на «рабочее состояние», «рационализация поведения и действий (конструирование новых моделей поведения и др.)» и личностным свойством «отраженное самоотношение». Возможно, чем выше у студента проявляется активность, размеренность, управляемость, устойчивость уверенность во время занятия, тем, выше у него развито самоуправление «рабочим» состоянием, хотя данные результаты можно интерпретировать и в обратную сторону, а именно, чем выше настрой на рабочее состояние, с осознанием важности выполняемых действий, тем выше состояние активности поведения.

Показатель «шкала активности соматических процессов» также имеет значимые (на уровне р<0,01) положительные взаимосвязи с приемами саморегуляции «использование действий и

поведения противоположного характера (от противного)», «дыхательная практика (успокоение или возбуждение с помощью дыхания)» и с показателем «самооценка переживаний». это все говорит о том, что студенты волнуются на занятиях, при этом они осознают свои переживания, благодаря чему могут пользоваться такими действенными методами саморегуляции как дыхательные техники и выполнение задания через «не хочу». Вероятнее всего, это связано с тем, что студент боится отвечать на семинарском занятии, но он идет на свой страх и тянет руку, чтобы ответить.

Таким образом, можно сделать вывод, что к четвертому курсу студенты математического направления овладевают навыком саморегуляции. Они уже достаточно хорошо определяют свои переживания, чтобы умело использовать различные способы саморегуляции, основными из которых являются рационализация и повышение собственной мотивации. Среди личностных свойств можно отметить, что на первый план выходят характеристики связанные с качествами целеполагания, самопринятия. Данные исследования могут быть полезны преподавателям разных направлений обучения для понимания состояний и переживаний студентов во время занятий для выстраивания эффективной коммуникации с ними.

Литература

1. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 58 ^

3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. Феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука, 1998.

4. Назаров А.Н., Прохоров А.О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Материалы Третьей Международной научной конференции. Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы / Отв. ред. Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. - Казань: Казанский университет, 2018. - С. 361-364.

5. Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Особенности саморегуляции состояний студентов с различным уровнем регуляторных способностей // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 2. С. 132-142.

6. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний: сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Казанский университет, 2011. - Вып. 8. С. 277-288.

7. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности: учебное. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - С. 269-285.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Черчес Татьяна Евгеньевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: tankor65@mail.ru

Савельева Анастасия Михайловна (Бобруйск, Республика Беларусь), магистр психологических наук, методист, Центр дополнительного образования детей и молодежи. E-mail: metodist_savelieva@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологических факторов готовности педагогов к инновационной деятельности. Выявлены взаимосвязи между готовностью педагогов к инновационной деятельности и такими психологическими факторами как толерантность к неопределенности, мотивация к успеху, склонность к риску, мотивация к избеганию неудач. Обосновывается необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов с учетом значимых психологических факторов.

Ключевые слова: инновации, готовность к инновационной деятельности, толерантность к неопределенности, мотивация к успеху, склонность к риску, мотивация к избеганию неудач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.