Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ'

РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром психического выгорания / профессиональная деформация / внутренние факторы выгорания / внешние факторы выгорания / mental burnout syndrome / professional deformation / internal factors of burnout / external factors of burnout

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агафонова Светлана Валентиновна, Агафонова Алёна Сергеевна

Авторами статьи выделены ведущие группы внутренних факторов психического выгорания. Представлены результаты пилотного исследования внутренних факторов выгорания, в котором приняли участие представители разных профессий, включая педагогов. Обозначены пути укрепления внутренних ресурсов педагогов для оказания помощи при развитии выгорания, а также для профилактики данного синдрома. Выделена специфика внешних факторов психического выгорания, действующих на учителей школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES TO COUNTER THE DEVELOPMENT OF BURNOUT SYNDROME IN TEACHERS

The authors of the article identified the leading groups of internal factors of mental burnout. The results of a pilot research of interpersonal factors of burnout syndrome, in which representatives of various professions, including teachers, took part, are presented. The ways of strengthening the mental resources of teachers to assist in the development of burnout, as well as to prevent this syndrome, are outlined. The specificity of external factors of mental burnout affecting school teachers is highlighted.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ»

рискованных решений и действиям в условиях неопределенности связана с ростом уровня готовности к работе в ситуации внедрения инновации.

Дополнительно установлена положительная связь между мотивацией к успеху и склонности к риску (1=0,675) и отрицательная связь с переменной «избегание неудач» (=-0,579). Показатель «склонности к риску» также имеет обратную связь с показателем мотивации избегания неудачи. Следовательно, педагог, ориентированный на успешную деятельность и способный на действия в условиях неопределенности, будет в меньшей степени направлен на защиту и отказ от работы с инновацией, руководствуясь страхом потерпеть неудачу.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: существует проблема готовности педагогов к инновационной деятельности, которая может быть решена путем организации психологического сопровождения педагогов, находящихся в условиях перехода к инновационной деятельности.

Результаты исследования были использованы нами для создания программы психологической помощи, направленной на повышение уровня готовности педагогов к инновациям. Апробация предложенной программы показала положительную динамику уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Психологическая, практическая и просветительская деятельность, направленная на оптимизацию уровня готовности педагогов к инновациям с учетом значимых социально-психологических факторов помогает внедрять инновации в работу учреждения образования более успешно, качественно, результативно и благоприятно для психологического комфорта педагогических работников.

Литература

1. Азгальдов Г. Инновации: границы применения // Наука и инновации. 2009. № 11. С. 53-55.

2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д: НДМ «Логос», 1999. - 136 с.

3. Загашев И.О. Психологическая готовность к инновациям как условие внедрения системы управления качеством // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, №> 5. С. 418-419.

4. Мнеян М.Г. Инновационный вызов времени. - М.: Издательский дом «Сумма технологий», 2002. - 200 с.

РАЗДЕЛ 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ, ОЦЕНКА, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ

У ПЕДАГОГОВ

Агафонова Светлана Валентиновна (Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет. Е-шаЛ: agafo-svetlana@yandex.ru

Агафонова Алёна Сергеевна (Москва, Россия), студент факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет. Е-пиП: alena.agal2014@yandex.ru

Аннотация. Авторами статьи выделены ведущие группы внутренних факторов психического выгорания. Представлены результаты пилотного исследования внутренних факторов выгорания, в котором приняли участие представители разных профессий, включая педагогов. Обозначены пути укрепления внутренних ресурсов педагогов для оказания помощи при развитии выгорания, а также для профилактики данного синдрома. Выделена специфика внешних факторов психического выгорания, действующих на учителей школ.

Ключевые слова: синдром психического выгорания, профессиональная деформация, внутренние факторы выгорания, внешние факторы выгорания.

RESOURCES TO COUNTER THE DEVELOPMENT OF BURNOUT SYNDROME

IN TEACHERS

Agafonova Svetlana Valentinovna (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University. Email: agafo-svetlana@yandex.ru

Agafonova Alena Sergeevna (Moscow, Russia), student of the Faculty of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology & Education. E-mail: alena.agaf2014@yandex.ru

Abstract. The authors of the article identified the leading groups of internal factors of mental burnout. The results of a pilot research of interpersonal factors of burnout syndrome, in which representatives of various professions, including teachers, took part, are presented. The ways of strengthening the mental resources of teachers to assist in the development of burnout, as well as to prevent this syndrome, are outlined. The specificity of external factors of mental burnout affecting school teachers is highlighted.

Keywords: mental burnout syndrome, professional deformation, internal factors of burnout, external factors of burnout.

Интерес к проблеме синдрома психического выгорания (синдрома выгорания, психического выгорания) вызван реалиями современной жизни - все большее количество людей страдает проявлениями этого синдрома, а существующие средства психологической помощи дают временный или недостаточный эффект, требуют достаточно длительного времени для восстановления психологического здоровья. У людей с синдромом выгорания падает трудовая мотивация, резко снижаются качество и производительность труда, нарастает состояние неудовлетворенности собой и своей жизнью, ухудшается соматическое здоровье.

Психическое выгорание проявляется в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции личных достижений [4]. Эмоциональное истощение выражается в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении вследствие эмоциональных перегрузок и стрессов. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми, усилении негативизма, циничности установок и чувств по отношению к ним. Редукция личных достижений может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей. Синдром выгорания является проявлением личностной деформации [2].

Наиболее часто проявления синдрома психического выгорания встречаются у специалистов помогающих профессий, работающих в системе «человек-человек», к которым относятся, в том числе, и педагогические работники. Если сравнивать актуальность проблемы психического выгорания для педагогов разных уровней образования, то в первую очередь нуждаются в психологической помощи и профилактике выгорания учителя школ, так как они наиболее подвержены профессиональному выгоранию.

Эффективность профессиональной деятельности учителя напрямую связана с его личностным и психическим здоровьем. Учитель, у которого развивается синдром выгорания, не может продуктивно выполнять свою профессиональную деятельность, так как проявления этого синдрома мешают установлению контакта и доверительных отношений с обучающимися. Ученики воспринимают учителя с признаками выгорания как недоброжелательно к ним относящегося, и реагируют в ответ аналогичным отношением. Учебная же и воспитательная деятельность возможны только в сотрудничестве педагога с обучающимися, ее эффект складывается из совместных усилий участников образовательного процесса. В случае развития синдрома выгорания запускаются процессы взаимного отдаления учителя и учеников друг от друга, и педагогический процесс становится неэффективным. Поэтому чрезвычайно важно найти пути оказания помощи при развитии синдрома выгорания у педагогов, а также для профилактики его формирования.

Выделяют внешние (ролевой и организационный) и внутренние (личностные) факторы развития синдрома выгорания. Результаты многочисленных эмпирических исследований подтверждают тот факт, что в одинаковых внешних условиях у одних людей развивается синдром психического выгорания, а у других не развивается или развивается в меньшей степени. Поэтому с целью поиска ресурсов противодействия и профилактики развития синдрома выгорания нами был

проведен анализ преимущественно эмпирических исследований внутренних факторов выгорания зарубежными и отечественными авторами [1].

Проведенный анализ позволил разделить внутренние факторы психического выгорания на следующие группы:

1. Особенности темперамента: высокая интровертность, эмоциональность и реактивность в поведении.

2. Низкая социально-психологическая компетентность.

3. Проявления личностной незрелости. Причиной личностной незрелости является недостаточное нравственное развитие человека.

Выделяют также такой фактор как отношение к труду и его результатам у лиц, страдающих выгоранием: трудоголизм, завышенная значимость профессии, ограничение себя в развитии в других жизненных сферах, неудовлетворенность профессиональным ростом. По нашему мнению, такое отношение также является выражением личностной незрелости.

Личностная незрелость проявляется также в эгоистическая уровне направленности, когда доминирующим является какой-либо эгоистический мотив (карьера, престиж, слава, власть, материальные блага и т.п.). И такая направленность также выделяется в качестве фактора риска развития психического выгорания [1 ].

Результаты анализа также показали, что антиподы факторов выгорания являются факторами-барьерами для его развития [1 ].

Для апробации полученных результатов теоретического анализа ведущих внутренних факторов выгорания нами было проведено пилотное исследование синдрома выгорания у представителей разных профессий в количестве 30 человек, в том числе педагогов (учителей школ) во взрослом возрастном периоде (20-50 лет). Эмпирическое исследование включало беседу, применение психодиагностических методик (методики «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой в модификации Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского; диагностики профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Для исследования был разработан план беседы с испытуемыми, включающий вопросы на выявление причин и факторов развития выгорания, его проявлений, влияния выгорания на профессиональную деятельность.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у всех обследованных педагогов направленность личности - духовно-нравственная [3], так как ведущими ценностями для них являются: любовь, семья, вера в Бога, помощь и милосердие. Духовно-нравственная направленность личности является ресурсом противостояния действию психического выгорания. Однако у всех обследованных педагогов выявлены показатели синдрома выгорания на среднем и высоком уровнях, что свидетельствует о том, что одного данного ресурса недостаточно для противодействия повреждающим факторам. Необходимо дополнять его ресурсом личностной зрелости, основанной на росте уровня нравственного развития. Это означает, что современным учителям необходимо соответствовать очень высоким требованиям к их личностному развитию, чтобы справляться с трудностями педагогической деятельности, быть эффективными и сохранять свое психическое здоровье.

В ходе беседы с педагогами, сопровождавшейся наблюдением, была выявлена их недостаточная социально-психологическая компетентность, выражающаяся в неумении и неготовности эффективно взаимодействовать с другими людьми в сложных ситуациях. У части педагогов такая некомпетентность осложнялась личностным фактором интроверсии. Педагогам с интровертированной направленностью необходима дополнительная помощь в овладении навыками конструктивного социального взаимодействия. Это позволило сделать вывод о необходимости оказания учителям психологической помощи в развитии социально-психологической компетентности. Это даст им возможность в дальнейшем справляться с трудными ситуациями взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Сами педагоги-испытуемые в качестве факторов выгорания называли преимущественного внешние организационные: перегрузки на работе, высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности, постоянное увеличение количества информации, которую нужно усваивать, напряженная психоэмоциональная деятельность, однообразные действия и функции, высокие требования со стороны руководства, несоответствие больших затрачиваемых сил небольшой заработной плате, непонимание со стороны родителей. Все это приводит к снижению

первоначально высокой профессиональной мотивации и уменьшению стремления выполнять работу качественно. Кроме того, развивается педагогическая индифферентность, информационная пассивность, педагогическая агрессия, социальное лицемерие, авторитарность, неадекватная самооценка.

Среди выделенных учителями внешних факторов есть такие, на которые воздействие должно быть оказано на уровне государства и общества в целом. На наш взгляд, первопричиной сильного влияния внешних факторов является низкий социальный престиж профессии педагога в современном обществе при ее реально высокой социальной значимости. И этот низкий престиж подкрепляется невысокой оплатой труда педагогических работников в системе дошкольного и среднего общего образования. Этот вывод подтверждается мотивацией студентов, общающихся по педагогическим специальностям. Эти обучающиеся имеют хорошую подготовку, хорошие результаты ЕГЭ, что позволило им поступить на бюджетную основу обучения, интерес и способности к педагогической деятельности. Но активность этих студентов на занятиях снижена, так же, как и психоэмоциональный настрой.

Современный этап развития общества предъявляет к педагогу высокие требования, к его профессиональным и личностным качествам. От педагогов зависит подготовка детей к жизни в обществе, их развитие, обучение, воспитание. Для укрепления внутренних ресурсов педагогов необходима общественная и государственная поддержка, которая позволит почувствовать необходимость и значимость качественного труда педагогов. Кроме того, необходимо укреплять внутренние ресурсы педагогов посредством оказания помощи в повышении их уровня социально-психологической компетентности и уровня нравственного развития.

Литература

1. Агафонова С.В., Брюхова Н.Г. Внутренние факторы развития синдрома психического выгорания // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN621.pdf

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. -

336 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с.

4. Mаslаch C. Райегте of burnout ато^ а пайопа1 sаmple of public contHct workers // Journal of НеаКЪ аЫ Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.

МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Анисимова Оксана Анатольевна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыты теоретические и практические аспекты ментального здоровья. Изучены понятия «ментальность», «ментальное здоровье», определены компоненты/маркеры ментального здоровья студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: студент, студент высшей школы, ментальность, здоровье, ментальное здоровье, маркеры ментального здоровья, персональные ресурсы ментального здоровья, психологическая стрессоустойчивость.

MENTAL HEALTH OF FUTURE TEACHERS

Anisimova Oksana Anatolievna (Smolensk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Abstract. The article reveals the theoretical and practical aspects of mental health. The concepts of "mentality", "mental health" are studied, components/markers of mental health of students of pedagogical specialties are determined.

Keywords: student, high school student, mentality, health, mental health, mental health markers, personal mental health resources, psychological stress resistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.