УДК 378:159.9
А.Ю. Сидельников, В.В. Глебов
ФГБОУ ВПО «РУДН»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТА К ОБУЧЕНИЮ В СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ
Рассмотрены аспекты психологической адаптации студентов строительных специальностей на начальном этапе профессионального образования. Показано, с какими психологическими трудностями встречаются первокурсники в строительном вузе. Проведен анализ трех групп студентов I курса по степени психологической адаптации к условиям обучения в вузе.
Ключевые слова: психологическая адаптация, профессиональное образование, студенты-строители, компетентностный подход.
В настоящее время многими исследователями отмечается, с одной стороны, снижение качества школьной подготовки абитуриентов, а с другой — стремление вуза сохранить планы набора в условиях сложившейся демографической ситуации, когда в стране продолжаются процессы депопуляции населения [1, 2]. Вузы вынуждены уже на первом курсе осуществлять меры по оказанию всесторонней комплексной помощи как студентам в их социально-психологической адаптации, так и преподавателям, которые для обеспечения качества профессиональной подготовки студентам сталкиваются с необходимостью реализовывать индивидуальный подход к обучению и воспитанию будущих специалистов [3—5].
К качеству профессиональной подготовки специалистов для строительной отрасли предъявляются самые высокие требования [6, 7].
В Российском университете дружбы народов осуществляется подготовка по таким направлениям и специальностям и как «Архитектура» (специализация: архитектура жилых, общественных и промышленных зданий), «Строительство» (специализации: теория и проектирование зданий и сооружений; теория и практика организационно-технологических и экономических решений в строительстве; речные и подземные гидротехнические сооружения) и т.д. [8].
Основной задачей факультета является подготовка инженеров-строителей для работы на стройках разных инженерно-технических и монтажных сооружений.
В течение начальных курсов студенты-строители обучаются по унифицированным учебным планам, предусматривающим фундаментальную подготовку по математике, физике, информатике и другим общеобразовательным дисциплинам. Основные предметы начальных курсов строительного вуза — это дисциплины точных наук, значимых для строительных специальностей: физика и блок математических дисциплин, которые для вчерашних школьников традиционно являются сложными. Преподаватели этих фундаментальных дисциплин предъявляют обоснованно высокие требования к будущим специалистам строительного дела. По результатам проведенного нами анкетирования большинство первокурсников уже отмечают трудности при изучении этих дисциплин (сложность материала и его большой объем, слабая школьная подготовка, высокие требования преподавателя, ухудшающие условия окружающей среды — шум, загазованность и т.д.).
Для помощи первокурсникам в овладении программой и стимулирования ежедневной самостоятельной подготовки к занятиям в университете организуются дополнительные занятия и консультации преподавателей, введена рейтинговая система
272
© Сидельников А.Ю., Глебов В В., 2012
Проблемы образования в высшей строительной школе
ВЕСТНИК
МГСУ
оценки знаний. Мы предполагаем, что эти традиционные для отечественной высшей школы методы будут более эффективны, если в ходе образовательного процесса в вузе будут целенаправленно формироваться профессионально важные качества будущего специалиста-строителя. Эта позиция соответствует идеологии компетент-ностного подхода, где важным результатом образовательного процесса должна стать сформировавшаяся личность специалиста, обладающая профессионально важными качествами и достаточно глубокими знаниями психологии человека [9].
Какими же психологическими характеристиками должен обладать будущий специалист в области строительного дела? С этой целью в продолжение наших исследований в области комплексной адаптации студентов строительных специальностей нами было проведено изучение показателей психической адаптации у студентов в течение первых двух лет обучения, считающихся самыми сложными и порой драматическими. В ходе исследования нами также проводилось изучение самооценки студентами микроклимата в студенческой группе.
Организация и методы исследования. В качестве критериев адаптации рассматривались успеваемость студентов, показатели адаптации по многофакторному личностному опроснику (МЛО) оценивались по таким показателям как нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, интегральный показатель адаптивности. Общая выборка исследования составила 57 студентов I курса (юноши возраста от 17,3... 18,9 лет).
Полученные результаты и обсуждение. В целом согласно научным направлениям, изучающим профессиональное становление молодых специалистов (инженерная психология, акмеология и др.), успешность профессиональной деятельности инженеров-строителей определяется как интегральная качественная характеристика профессиональных компетенций [10]. Она базируется на профессиональной грамотности молодого специалиста-строителя в технико-технологических вопросах и знаний в области инженерной психологии. Здесь также важна ответственность работника, безопасность и продуктивность выполнения на всех технологических участках строительных работ.
Формирование профессиональной компетентности специалиста начинается с первых дней обучения студента в вузе, когда первокурсники еще пребывают в состоянии эйфории от ощущения себя студентами [11]. Отрадно отметить тот факт, что 71,4 % первокурсников отмечают интерес к своей будущей специальности.
Вместе с тем у подавляющего большинства первокурсников уже к середине первого семестра отмечается повышенная тревожность, связанная с ощущением абсолютного непонимания материала (особенно физики и математики) и страхом из-за таких трудностей быть отчисленным. Возникающие психологические проблемы, в свою очередь, мешают полноценной учебе. Кроме того, трудности процесса психологической адаптации у первокурсников строительных специальностей усиливаются еще тем, что практически все они проживают в общежитии или снимают комнаты в городе. Таким образом, к учебной адаптации добавляются и сложности социальной перестройки иногороднего студента.
При проведении исследования и в ходе предварительного тестирования наша выборка была разделена на три категории в зависимости от ряда показателей, которые показывают степень адаптивных процессов в студенческой популяции.
Первая категория (26,3 %) — это студенты с хорошей успеваемостью и с высоким показателем моральной нормативности. Нервно-психическая устойчивость и коммуникативные способности у них в пределах нормы. Самооценка психологического микроклимата в учебной группе высокая. Можно предположить, что эта категория студентов имеет адекватную степень адаптации к обучению в университете, ее условно можно отнести к группе «адаптированная».
Вторая категория (46,2 %) — это студенты с низкой успеваемостью и средней самооценкой психологического микроклимата в учебной группе, низкими значениями показателя моральной нормативности и высокими значениями остальных показателей адаптации (интегративный показатель адаптивности у них даже несколько выше, чем у первой категории студентов). Судя по всему, второй категории студентов по тем или иным причинам не удается демонстрировать высокую успеваемость, но они смирились со своим «учебным статусом» и чувствуют себя вполне комфортно. Условно эту группу студентов по уровню адаптации можно отнести к категории «средний уровень адаптации».
Третья категория (27,5 %) — это студенты, которые не смогли адаптироваться к обучению в условиях вуза. Психологический микроклимат в своей учебной группе они оценивают как низкий, у них также низкие показатели нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, и в целом низкий адаптивный потенциал. Однако у них достаточно высокие оценки по моральной нормативности. Из этого следует, что данная категория студентов не удовлетворена своим положением; не исключено, что именно психологические проблемы являются определяющим фактором низкой успеваемости. Эту группу по уровню адаптации можно определить как «дезадаптивную». Именно этой категории студентов в первую очередь требуется психологическая поддержка.
Анализ структуры потребностей первокурсников в различных видах психологической помощи показал, что большинство опрошенных видят основную помощь в эффективной подготовке к экзаменам. По нашему мнению, при разработке содержания психологической поддержки (как в период подготовки к экзаменам, так и в течение семестра) необходимо учитывать, в какую из адаптационных категорий попал тот или иной студент: со второй категорией студентов необходимо проводить мотивационные тренинги, а третья категория нуждается в тренингах саморегуляции и коммуникативных умений.
Таким образом, когда наблюдаются сложные адаптационные перестройки в организме учащейся молодежи, следует взвешенно подходить организации учебного процесса. Здесь успеваемость и формирование профессиональных важных качеств можно повышать не только с помощью «кнута» (контроль посещаемости занятий, административные воздействия, рейтинговая система оценки знаний, система допуска к зачетам и экзаменам) и «пряника» (высокий рейтинг, стипендия), но и проводя целенаправленную работу по формированию личности будущего специалиста — его профессионализма, ценности, потребности в получении качественного профессионального образования, самореализации в выбранной профессии.
Библиографический список
1. Ван Гинкель Г. Университет XXI в.: задачи, проблемы, возможности и менеджмент // Alma Mater = Альма матер : Вестник высшей школы. 2008. № 1. С. 41—49.
2. Ильинский А. Высокие технологии как фактор повышения качества обучения и преподавания // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 62—68.
3. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 1999. № 4. С. 61—64.
4. Сальников Н.Л, Бурухин С.Б. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2. C. 3—11.
5. Еременко Т.В. Университет как среда обучения в течение всей жизни / Т. В. Еременко // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 77—82.
6. Расторгуева Н.Ф. Качество образования — залог конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 87—90.
7. Шелепова Е.С. Инженер-проектировщик в современном мире // Жилищное строительство. 2007. № 8. С. 11—15.
Проблемы образования в высшей строительной школе
ВЕСТНИК
МГСУ
8. Стажков С. Некоторые аспекты реформирования российской инженерной высшей школы // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 50—54.
9. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С.46—56.
10. Константиновский Д.Л. Образование как важнейший ресурс для личности и общества // Alma Mater = Альма матер : Вестник высшей школы. 2008. № 11. С. 33—34.
11. Лобашев В.Д. Совместная деятельность участников учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 3. С. 24—33.
Поступила в редакцию в июне 2012 г.
Об авторах: Сидельников Андрей Юрьевич — аспирант кафедры экологии человека, экологический факультет, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» (ФГБОУ ВПО «РУДН»), Россия, 113093, г. Москва, Подольское шоссе, д. 8/5, (495) 952-70-28, lidich@ mail.ru;
Глебов Виктор Васильевич — докторант, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры экологии человека, экологический факультет, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» (ФГБОУ ВПО «РУДН»), Россия, 113093, г. Москва, Подольское шоссе, д. 8/5, (495) 952-70-28, [email protected].
Для цитирования: Сидельников, А.Ю. Глебов В.В. Психологические аспекты адаптационных процессов студента к обучению в строительном вузе // Вестник МГСУ. 2012. № 9. С. 272—276.
A.Yu. Sidelnikov, V.V. Glebov
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF STUDENTS
TO THE PROCESS OF TRAINING AT UNIVERSITIES OF CIVIL ENGINEERING
Aspects of psychological adaptation of students of civil engineering at the initial stage of their professional training are considered in the article. The authors specify the approximate amount of professional information to be mastered by the students of civil engineering. The authors also analyze potential psychological and didactic difficulties to be resolved by the first-year students of civil engineering. Findings of the empirical research of the process of psychological adaptation of first-year students are provided.
The authors believe that the whole pool of first-year students may be broken down into three groups based on the peculiarities of their adaptation to the training process at universities of civil engineering. The first group includes students who demonstrate a good training progress and a high rate of adherence to moral norms. Their neuropsychic stability is high, and their communication skills are regular. The second group includes students who demonstrate a low training progress. They estimate the psychological microclimate in their educational groups as mediocre; they also demonstrate low adherence to moral norms, though their adaptability is slightly higher, than the one of the first group of students. The third group includes the students who cannot adapt to the process of training at a higher education institution. They estimate the psychological microclimate in their educational groups as low; they have low adaptive strengths and communicative skills.
Key words: psychological adaptation, vocational training, students of civil engineering, competence-based approach.
References
1. Van Ginkel' G. Universitet XXI v.: zadachi, problemy, vozmozhnosti i menedzhment [University of the 21st Century: Objectives, Problems, Capabilities and Management]. Al'ma mater. Vestnik vysshey shkoly [Alma Mater. Bulletin of Higher Education]. 2008, no. 1, pp. 41—49.
2. Il'inskiy A. Vysokie tekhnologii kak faktor povysheniya kachestva obucheniya i prepodavaniya [High Technologies as the Factor of Improvement of the Quality of Training and Teaching]. Vysshee ob-razovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2008, no. 11, pp. 62—68.
3. Klishchevskaya M.V., Solntseva G.N. Professional'no vazhnye kachestva kak neobkhodimye i dostatochnye usloviya prognozirovaniya uspeshnosti deyatel'nosti [Professionally Important Features as the Necessary and Sufficient Conditions of Projecting Successful Activities]. Vestnik MGU [Proceedings of Moscow State University]. 1999, no. 4, pp. 61—64.
4. Sal'nikov N.L, Burukhin S.B. Reformirovanie vysshey shkoly: kontseptsiya novoy obrazovatel'noy modeli [Reforming the Higher Education: a Concept of the New Educational Model]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2008, no. 2, pp. 3—11.
5. Eremenko T.V. Universitet kak sreda obucheniya v techenie vsey zhizni [University as the Environment for Lifelong Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2009, no. 1, pp. 77—82.
6. Rastorgueva N.F. Kachestvo obrazovaniya — zalog konkurentosposobnosti vypusknika [Quality of Education as the Guarantee of Competitive Strengths of Graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2009, no. 1, pp. 87—90.
7. Shelepova E.S. Inzhener-proektirovshchik v sovremennom mire [Design Engineer in the Present-day World]. Zhilishchnoe stroitel'stvo [Housing Construction]. 2007, no. 8, pp. 11—15.
8. Stazhkov S. Nekotorye aspekty reformirovaniya rossiyskoy inzhenernoy vysshey shkoly [Some Aspects of Reforms of Higher Engineering Education in Russia]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2008, no. 3, pp. 50—54.
9. Medvedev V., Tatur Yu. Podgotovka prepodavatelya vysshey shkoly: kompetentnostnyy podkhod [Training of Teachers for Higher Education Institutions: a Competence-based Approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2007, no. 11, pp. 46—56.
10. Konstantinovskiy D.L. Obrazovanie kak vazhneyshiy resurs dlya lichnosti i obshchestva [Education as the Most Important Resource for Man and Society]. Al'ma mater. Vestnik vysshey shkoly [Alma Mater. Bulletin of Higher Education]. 2008, no. 11, pp. 33—34.
11. Lobashev V.D. Sovmestnaya deyatel'nost' uchastnikov uchebnogo protsessa [Collaborative Activity of the Training Process Contributors]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. [Quality. Innovations. Education]. 2008, no. 3, pp. 24—33.
About the authors: Sidel'nikov Andrey Yur'evich — postgraduate student, Department of Human Ecology, Faculty of Ecology, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), 8/5 Podolskoe Shosse, Moscow, 113093, Russian Federation; [email protected]; +7 (495) 952-70-28;
Glebov Viktor Vasil'evich — Candidate of Psychological Sciences, doctoral student, Assistant Lecturer, Department of Human Ecology, Faculty of Ecology, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), 8/5 Podolskoe Shosse, Moscow, 113093, Russian Federation; [email protected]; +7 (495) 952-70-28.
For citation: Sidel'nikov, A.Yu. Glebov V.V. Psikhologicheskie aspekty adaptatsionnykh protsess-ov studenta k obucheniyu v stroitel'nom vuze [Psychological Aspects of Adaptation of Students to the Process of Training at Universities of Civil Engineering]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 272—276.