СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА
А.Ю. Сидельников
Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093
В статье рассматриваются аспекты психологической адаптации студентов строительных специальностей на начальном этапе профессионального образования. Показано, с какими психологическими трудностями встречаются первокурсники в строительном вузе. Проведен анализ трех групп студентов I курса по степени психологической адаптации к условиям обучения высшей школе.
Ключевые слова: психологическая адаптация, профессиональное образование, студенты строители, компетентностный подход.
В настоящее время многие исследователи отмечают, с одной стороны, снижение качества школьной подготовки абитуриентов, с другой — стремление вуза сохранить планы набора в условиях сложившейся демографической ситуации, когда в стране продолжаются процессы депопуляции населения. Вузы вынуждены осуществлять меры по оказанию всесторонней комплексной помощи как студентам в их социально-психологической адаптации, так и преподавателям, которые для обеспечения качества профессиональной подготовки студентов должны реа-лизовывать индивидуальный подход к обучению и воспитанию будущих специалистов [1; 3].
К качеству профессиональной подготовки специалистов для строительной отрасли предъявляются самые высокие требования [4].
В институте строительства и архитектуры университета (ИСА МГСУ) осуществляется подготовка по таким специальностям и направлениям, как «Строительство», «Теория и проектирование зданий и сооружений», «Теория и практика организационно-технологических и экономических решений», «Архитектурно-строительное материаловедение», «Технология строительных материалов изделий и конструкций», «Градостроительные и архитектурно-конструктивные принципы проектирования универсальной среды», «Архитектурно-конструктивные аспекты проектирования энергоэффективных зданий», «Формирование инженерно-транспортной инфраструктуры в регионах и поселениях городского типа».
Основной задачей института является подготовка инженеров-строителей для работы на стройках разных инженерно-технических и монтажных сооружений.
На начальных курсах студенты-строители обучаются по унифицированным учебным планам, предусматривающим фундаментальную подготовку по математике, физике, информатике и другим общеобразовательным дисциплинам. Основные предметы начальных курсов строительного вуза — дисциплины точных наук, важных для строительных специальностей: физика и блок математических дисциплин, которые для вчерашних школьников традиционно являются сложными. Пре-
подаватели этих фундаментальных дисциплин предъявляют обоснованно высокие требования к будущим специалистам строительного дела. По результатам проведенного нами анкетирования большинство первокурсников уже отмечают трудности при изучении этих дисциплин (сложность материала и его большой объем, слабая школьная подготовка, высокие требования преподавателя, ухудшающие условия окружающей среды — шум, загазованность и т.д.).
Для помощи первокурсникам в овладении программой и стимулирования ежедневной самостоятельной подготовки к занятиям в университете организуются дополнительные занятия и консультации преподавателей, введена рейтинговая система оценки знаний. Мы предполагаем, что эти традиционные для отечественной высшей школы методы будут более эффективны, если в ходе образовательного процесса в вузе целенаправленно формировать профессионально важные качества будущего специалиста-строителя. Эта позиция соответствует идеологии ком-петентностного подхода, при котором в результате образовательного процесса должна сформироваться личность специалиста, обладающего профессионально важными качествами и достаточно глубокими знаниями психологии человека [3].
Какими же психологическими характеристиками должен обладать будущий специалист в области строительного дела? С этой целью в продолжение наших исследований в области комплексной адаптации студентов строительных специальностей мы провели изучение показателей психической адаптации у студентов в течение первых двух лет обучения (считающихся самыми сложными). В ходе исследования нами также проводилось изучение самооценки студентами микроклимата в студенческой группе.
Организация и методы исследования
В качестве критериев адаптации рассматривались успеваемость студентов, показатели адаптации по многофакторному личностному опроснику (МЛО) оценивались по таким параметрам, как нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, интегральный показатель адаптивности. Общая выборка исследования составила 57 студентов I курса (юноши в возрасте 17,3—18,9 лет).
Полученные результаты и обсуждение
Согласно научным направлениям, изучающим профессиональное становление молодых специалистов (инженерная психология, акмеология и другие), успешность профессиональной деятельности инженеров-строителей определяется как интегральная качественная характеристика профессиональных компетенций. Она базируется на профессиональной грамотности молодого специалиста-строителя в технико-технологических вопросах и знаний в области инженерной психологии. Здесь также важна ответственность работника, безопасность и продуктивность выполнения на всех технологических участках строительных работ.
Формирование профессиональной компетентности специалиста начинается с первых дней обучения студента в вузе. Отметим, что 71,4% первокурсников проявляют интерес к будущей специальности.
Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2012, № 4
Вместе с тем у подавляющего большинства первокурсников уже к середине первого семестра отмечается повышенная тревожность, связанная с ощущением абсолютного непонимания материала (особенно физики и математики) и страхом из-за таких трудностей быть отчисленным. Возникающие психологические проблемы, в свою очередь, мешают полноценной учебе. Кроме того, трудности процесса психологической адаптации у первокурсников строительных специальностей усиливаются еще тем, что практически все они проживают в общежитии или снимают жилье. Таким образом, к учебной адаптации добавляются и сложности социальной перестройки иногороднего студента.
При проведении исследования и в ходе предварительного тестирования наша выборка была разделена на три категории в зависимости от ряда показателей, которые показывают степень адаптивных процессов в студенческой популяции.
Первая категория (26,3%) — студенты с хорошей успеваемостью и с высоким показателем моральной нормативности. Нервно-психическая устойчивость и коммуникативные способности у них в пределах нормы. Самооценка психологического микроклимата в учебной группе — высокая. Можно предположить, что эта категория студентов имеет адекватную степень адаптации к обучению в университете, и ее условно можно отнести к группе «адаптированная».
Вторая категория (46,2%) — студенты с низкой успеваемостью и средней самооценкой психологического микроклимата в учебной группе, низкими значениями показателя моральной нормативности и высокими значениями остальных показателей адаптации (интегративный показатель адаптивности у них даже несколько выше, чем у первой категории студентов). Судя по всему, второй категории студентов по тем или иным причинам не удается демонстрировать высокую успеваемость, но они смирились со своим учебным статусом и чувствуют себя вполне комфортно. Условно эту категорию студентов по уровню адаптации можно отнести к группе «средний уровень адаптации».
Третья категория (27,5%) — студенты, которые не смогли адаптироваться к обучению в условиях вуза. Психологический микроклимат в своей учебной группе они оценивают как низкий, у них также низкие показатели нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и в целом низкий адаптивный потенциал. Однако у них достаточно высокие оценки по моральной нормативности. Из этого следует, что данная категория студентов не удовлетворена своим положением; не исключено, что именно психологические проблемы являются определяющим фактором низкой успеваемости. Эту категорию по уровню адаптации можно отнести к группе «дезадаптивная». Именно этой категории студентов в первую очередь требуется психологическая поддержка.
***
Анализ структуры потребностей первокурсников в различных видах психологической помощи показал, что большинство опрошенных видят основную помощь в эффективной подготовке к экзаменам. По нашему мнению, при разработке содержания психологической поддержки (как в период подготовки к экзаменам,
так и в течение семестра) необходимо учитывать, в какую из адаптационных категорий попал тот или иной студент: со второй категорией студентов необходимо проводить мотивационные тренинги, а третья категория нуждается в тренингах саморегуляции и коммуникативных умений.
Таким образом, следует взвешенно подходить в организации учебного процесса на начальных курсах, когда наблюдается сложная адаптационная перестройка в организме студентов. Успеваемость и формирование профессиональных важных качеств можно повышать не только с помощью «кнута» (контроль посещаемости занятий, административное воздействие, рейтинговая система оценки знаний, система допуска к зачетам и экзаменам) и «пряника» (высокий рейтинг, стипендия); важно проводить целенаправленную работу по формированию личности будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. МГУ Сер. 14, Психология. — 1999. — № 4. — С. 61—64.
[2] Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. — 2007. — № 11. — С. 46—56.
[3] Сальников Н. Л, Бурухин С.Б. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. — 2008. — № 2. — С. 3—11.
[4] Шелепова Е.С. Инженер-проектировщик в современном мире // Жилищное строительство. — 2007. — № 8. — С. 11—15.
CONDITION OF ADAPTATION PROCESS OF THE STUDENT TO TRAINING IN BUILDING UNIVERSITY
A.Yu. Sidelnikov
The Peoples' Friendship University of Russia
Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093
In article it is considered aspects of psychological adaptation of students-building of specialities at the vocational training initial stage. Are shown with what psychological difficulties there are first-year students in building high school. The analysis of three groups of students of I course on degree of psychological adaptation to training conditions in high school is carried out.
Key words: psychological adaptation, vocational training, student's builders, the competence approach.