Научная статья на тему 'Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы'

Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС-ФАКТОРЫ / STRESS FACTORS / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО ГОДА / STUDENTS OF THE FIRST YEAR / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL LEVEL / КАРДИОРИТМ / CARDIORHYTHM / ТРЕВОЖНОСТЬ / UNEASINESS / PSYCHO AN EMOTIONAL PRESSURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глебов Виктор Васильевич

Приведены результаты исследовательской работы по изучению уровня психофизиологической адаптации студентов-первокурсников разных специальностей. На выборке 139 студентов изучалось психическое, психоэмоциональное состояние и состояние сердечно-сосудистой системы студентов РУДН. Результаты исследования свидетельствуют о том, что психоэмоциональное напряжение студентов первого года разных факультетов проявляется как на психическом, так и на психофизиологическом уровне. На психофизиологическом уровне наблюдаются изменения параметров кардиоритма, наиболее ярко они выражены в конце учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of psychophysiological adaptation of students at the initial stage of training in system of the higher education

Research work on studying of level of psychophysiological adaptation of students of first-year students of different specialties is carried out. On selection of 139 students the mental, psycho-emotional condition and a condition of cardiovascular system of students of the Russian university of friendship of the people was studied. Results of research testify that psycho the emotional pressure of students of the first year of different faculties, is shown both on mental, and on psychophysiological levels. At psychophysiological level of change are observed in changes of parameters of a cardiorhythm which are most brightly expressed at the end of the academic year.

Текст научной работы на тему «Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы»

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.В. Глебов

Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093

Приведены результаты исследовательской работы по изучению уровня психофизиологической адаптации студентов-первокурсников разных специальностей. На выборке 139 студентов изучалось психическое, психо-эмоциональное состояние и состояние сердечно-сосудистой системы студентов РУДН. Результаты исследования свидетельствуют о том, что психоэмоциональное напряжение студентов первого года разных факультетов проявляется как на психическом, так и на психофизиологическом уровне. На психофизиологическом уровне наблюдаются изменения параметров кардиоритма, наиболее ярко они выражены в конце учебного года.

Ключевые слова: стресс-факторы, окружающая среда, студенты первого года, адаптация, психоэмоциональное напряжение, психофизиологический уровень, кардиоритм, тревожность.

Важной прикладной задачей развития любой страны является подготовка высококвалифицированных и здоровых специалистов для различных отраслей народного хозяйства [1]. Необходимость выявления стрессогенных факторов окружающей среды, мешающих течению адаптационных процессов, особенно на начальном этапе обучения в вузе, стало целью нашего исследования.

Организация и методы исследования. В исследовании участвовало 139 студентов первого курса экологического, инженерного и филологического факультетов РУДН, из них 67 девушек и 72 юношей в возрасте от 17,4 до 18,9 лет. Исследовательским инструментарием оценки адаптационного процесса первого курса стали опросник САН (самочувствие, активность, настроение), субъективно оценивающее психическое состояние студентов, тест Спилбергер-Ханина, направленный на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности и тест по вариационной кардиоитервалломметрии (ВКМ), оценивающий состояние сердечнососудистой системы человека.

Полученные результаты и обсуждение. Известно, что в начале первого курса идет полная смена жизнедеятельности бывшего старшеклассника и возникает

Глебов В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения...

комплекс трудностей, таких как недостаток умений работать самостоятельно, конспектировать, распределять время, внимание, расставлять приоритеты и т.д. [6]. Другой группой проблем становятся проблемы психологического и психофизиологического характера [8]. Прежде всего это высокий уровень стрессового, психоэмоционального напряжения первокурсника, связанного с эмоциональными переживаниями, тревогой, перепадами настроения и т.д. [9]. Значимым остается также влияние уровня мотивации к обучению в этом вузе и по выбранной специальности.

Результаты психического состояния студентов разных специальностей показал тест САН. Разные значения показателей по шкалам показывает зависимость уровня и динамики перестройки работы организма студентов к новым жизненным условиям жизнедеятельности (табл. 1).

Таблица 1

Среднегрупповые показатели самооценки функционального состояния студентов РУДН

по тесу САН (М ± т, п = 139), баллы

Факультет Показатели самооценки по шкалам (баллы)

Самочувствие Активность Настроение

учебный год

начало конец начало конец начало конец

Экологический 5,17 ± 0,18 3,29 ± 0,19* 5,29 ± 0,23 3,03 ± 0,19* 5,21 ± 0,23 3,22 ± 0,21*

Инженерный 5,42 ± 0,16 3,51 ± 0,3 7* 5,02 ± 0,17 2,22 ± 0,17* 5,33 ± 0,17 2,99 ± 0,19 *

Филологический 5,73 ± 0,14 3,24 ± 0,15* 5,94 ± 0,15 2,12 ± 0,15* 6,00 ± 0,09 3,24 ± 0,35*

* По сравнению с началом года; различия с началом и концом уч. года значимы, р < 0,05. Оценка баллов: > 3 ... < 4 — низкие (неблагоприятные); > 4 ... < 5 — средние показатели; > 5 — высокие (благоприятные).

Как следует из данных табл. 1, показатели по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» имеют достоверные различия у всех студентов в конце учебного года по сравнению с началом года, что связано, безусловно, с процессами адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности и экологии столичного мегаполиса. Именно в первый год обучения наблюдаются сложные процессы перестройки, что отражается на психическом уровне [3—5; 7].

Согласно теории функциональных систем К.П. Анохина, существует тесная взаимосвязь между психическими и функциональными системами человека [10], что наглядно показывают полученные нами результаты, представленные в табл. 2.

Видно, что уровень личностной и особенно ситуативной тревоги, который связан в первую очередь с информационными и психоэмоциональными нагрузками, растет к концу учебного года у студентов всех специальностей. Для студентов филологического факультета по ситуативной тревожности выявлена значимость различия в конце года (р < 0,01). Такая психоэмоциональная активность, в свою очередь, отражается на работе сердечно-сосудистой системы студентов, которая тонко реагирует на воздействие комплекса стресс-факторов биопсихосоциальной

среды [2]. Можно отметить, что по всем показателям кардиоинтервалломметрии (ИН, ТР, ПАРС) отмечается значимость различий к концу года и сдвиг значений критериев от «близкого к оптимальному» в зону «допустимого» (экологический и инженерный факультеты) и «предельно допустимого» значения (филологический факультет).

Таблица 2

Среднегрупповые показатели психоэмоциональной сферы и сердечно-сосудистой системы студентов разных специальностей РУДН (М ± т, п = 139), баллы

Факультет Показатели самооценки по шкалам (баллы)

Тревожность (баллы) ВКМ

личностная ситуативная ИН (отн. ед.) 2 ТР (мс2) ПАРС (абс. знач)

учебный год

начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец

Экологический 35,4 36,2 34,8 38,4 73,4 167,3* 1302,4 1090,1** 3,2 5,4*

Инженерный 35,8 36,5 34,3 38,6 71,9 201,1* 1389,2 1110,2** 2,9 5,1*

Филологический 38,2 39,9 36,3 47,2* 111,2 321,7* 1210,6 854,3* 3,6 6,6*

Показатель Уровень значения

оптимальное близкое к оптимальному допустимое предельно допустимое негативное

ИН (индекс напряжение) < 71 71...149 150...299 300...599 > 599

ТР (мощность спектра ритма) > 1999 1200...1999 1000...1199 700...999 > 699

ПАРС (уровень регуляции систем) 0...2 3 4...5 6...7 8...10

*р < 0,01; **р < 0,05.

***

Психоэмоциональное напряжение учащихся разных факультетов, проявляющееся в начальный период адаптации студентов в вузе, затрагивает не только психический, но психофизиологический уровень. На психофизиологическом уровне наблюдаются изменения параметров кардиоритма, которые наиболее ярко выражены в конце учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агаджанян Н.А., Ветчинкина К.Т. Проблема адаптации и здоровья студентов. Научные основы охраны здоровья студентов // Сб. науч. трудов. — М.: УДН, 1987. — С. 3—13.

[2] Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 35—47.

Глебов В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения.

Глебов В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2012. — № 2. — С. 45—50. Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5. — С. 135—136.

Глебов В.В., Аникина Е.В. Влияние комплексных факторов на адаптацию популяции человека в условиях мегаполиса (на примере города Москвы) // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — 2010. — № 3. — С. 134—136. Ляхович А.В., Маркова А.И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. — 1994. — 7. — С. 47—50.

Cuдельников А.Ю., Глебов В.В. Динамика вариабельности кардиоритма студентов вуза строительного профиля столичного мегаполиса в течение учебного года // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 4. — С. 29—31.

Сидельников А.Ю., Глебов В.В. Психологические аспекты адаптационных процессов студента к обучению в строительном вузе // Вестник МГСУ. — 2012. — № 9. — С. 272—276.

Сизоненко К.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы профилактической медицины: Матер. науч.-практ. конф. — Уссурийск: УГПИ, 2004. — С. 46—48.

Судаков К.В. Функциональные системы. — М.: Издательство РАМН, 2011.

LITERATURA

Agadzhanyan N.A., Vetchinkina K.T. Problema adaptacii i zdorov'ya studentov. Nauchnye osnovy oxrany zdorov'ya studentov // Sb. nauch. trudov. — M.: UDN, 1987. — S. 3—13. Arakelov G. G., Glebov V. V. Vegetativnye sostavlyayushhie stressa i lichnostnye osobennosti pacientov, stradayushhix pogranichnymi rasstrojstvami // Psixologicheskij zhurnal. — 2005. — T. 26. — № 5. — S. 35—47.

Glebov V.V. Uroven' pishhevogo i psixofiziologicheskogo sostoyaniya studentov v usloviyax krupnogo goroda // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «E'kologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». — 2012. — № 2. — S. 45—50.

Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podxody izucheniya adaptacionnyx mexanizmov cheloveka // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2010. — № 5. — S. 135—136. Glebov V.V., Anikina E.V. Vliyanie kompleksnyx faktorov na adaptaciyu populyacii cheloveka v usloviyax megapolisa (na primere goroda Moskvy) // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). — 2010. — № 3. — S. 134—136.

Lyaxovich A.V., Markova A.I. Obraz zhizni uchashhejsya molodezhi v aspekte zdorov'ya // Gigiena i sanitariya. — 1994. — 7. — S. 47—50.

Cidel'nikov A.Yu., Glebov V.V. Dinamika variabel'nosti kardioritma studentov vuza stroi-tel'nogo profilya stolichnogo megapolisa v techenie uchebnogo goda // Vysshee obrazovanie segodnya. — 2012. — № 4. — S. 29—31.

Sidel'nikov A.Yu., Glebov V.V. Psixologicheskie aspekty adaptacionnyx processov studenta k obucheniyu v stroitel'nom vuze // Vestnik MGSU. — 2012. — № 9. — S. 272—276. Sizonenko K.N. Sostoyanie zdorov'ya studencheskoj molodezhi v vysshix uchebnyx zavede-niyax // Aktual'nye problemy profilakticheskoj mediciny: Mater. nauch.-prakt. konf. — Us-surijsk: UGPI, 2004. — S. 46—48.

SudakovK.V. Funkcional'nye sistemy. — M.: Izdatel'stvo RAMN, 2011.

3

4

5

8

9

3

LEVEL OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION

V.V. Glebov

Ecological Department People's Friendship University of Russia

Podolskoye shosse, 8/5, Moscow, Russia, 1150093

Research work on studying of level of psychophysiological adaptation of students of first-year students of different specialties is carried out. On selection of 139 students the mental, psycho-emotional condition and a condition of cardiovascular system of students of the Russian university of friendship of the people was studied. Results of research testify that psycho — the emotional pressure of students of the first year of different faculties, is shown both on mental, and on psychophysiological levels. At psychophysiological level of change are observed in changes of parameters of a cardiorhythm which are most brightly expressed at the end of the academic year.

Key words: stress factors, environment, students of the first year, adaptation, psycho — an emotional pressure, psychophysiological level, a cardiorhythm, uneasiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.