Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1552
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаустова Анна Геннадьевна, Афанасьева Анастасия Эдуардовна, Виноградова Ирина Сергеевна

В статье приводятся теоретический анализ и сопоставление категории «психологическая устойчивость» с другими, феноменологически близкими категориями (эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, толерантность и др.). Психологическая устойчивость представляет собой более интегральное понятие, проявления которого затрагивают как личностное, так и социальное функционирование субъекта. Выполнен обзор научных исследований отечественных и зарубежных авторов. В отечественной психологической науке психологическая устойчивость рассматривается как свойство личности, ее неотъемлемая характеристика. Зарубежные авторы понимают психологическую устойчивость как совокупность нескольких свойств. Показаны частные случаи проявления психологической устойчивости в личностно значимых ситуациях, особенно в контексте психологической травматизации. При описании эмоциональной сферы и особенностей эмоционального реагирования на личностно значимые ситуации аспект устойчивости играет одну из ключевых ролей. Особое внимание уделяется попыткам разработки структурных моделей психологической устойчивости и описанию её ведущих компонентов. Рассматриваются базовые основания психологической устойчивости (личные качества; наличие доверительных отношений с кем-то из родственников и друзей; наличие социальной поддержки) и её ключевые характеристики (предел; резерв; изменчивость). Отдельно показано соотношение психологической устойчивости и противоположных личностных и поведенческих проявлений - ригидность, инертность, неуравновешенность, консерватизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фаустова Анна Геннадьевна, Афанасьева Анастасия Эдуардовна, Виноградова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RESILIENCE AND PHENOMENOLOGICALLY CLOSE CATEGORIES

The article provides a theoretical analysis and comparison of the category of «psychological resilience» with other, phenomenologically similar categories (emotional stability, stress resistance, tolerance, etc.). Psychological resilience is a more integral concept, the manifestations of which affect both the personal and social functioning of the subject. A review of scientific research by domestic and foreign authors was carried out. In the domestic psychological science, psychological resilience is considered as a personality trait, its integral characteristic. Foreign authors understand psychological stability as a combination of several properties. Special cases of manifestation of psychological resilience in personally significant situations are shown, especially in the context of psychological traumatization. When describing the emotional sphere and the characteristics of emotional response to personally significant situations, the aspect of resilience plays one of the key roles. Special attention is paid to attempts to develop structural models of psychological resilience and to describe its key components. The basic foundations of psychological resilience (personal qualities; the presence of a trusting relationship with one of the relatives and friends; the presence of social support) and its key characteristics (limit; reserve; variability) are considered. Separately, the ratio of psychological resilience and opposite personal and behavioral manifestations is shown - rigidity, inertia, imbalance, and conservatism

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ»

DOI:10.23888/humJ2021118-27

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ

PSYCHOLOGICAL RESILIENCE AND PHENOMENOLOGICALLY CLOSE CATEGORIES

Фаустова А.Г., Афанасьева А.Э., Виноградова И.С.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация:

В статье приводятся теоретический анализ и сопоставление категории «психологическая устойчивость» с другими, феноменологически близкими категориями (эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, толерантность и др.). Психологическая устойчивость представляет собой более интегральное понятие, проявления которого затрагивают как личностное, так и социальное функционирование субъекта. Выполнен обзор научных исследований отечественных и зарубежных авторов. В отечественной психологической науке психологическая устойчивость рассматривается как свойство личности, ее неотъемлемая характеристика. Зарубежные авторы понимают психологическую устойчивость как совокупность нескольких свойств. Показаны частные случаи проявления психологической устойчивости в личностно значимых ситуациях, особенно в контексте психологической травматизации. При описании эмоциональной сферы и особенностей эмоционального реагирования на личностно значимые ситуации аспект устойчивости играет одну из ключевых ролей. Особое внимание уделяется попыткам разработки структурных моделей психологической устойчивости и описанию её ведущих компонентов. Рассматриваются базовые основания психологической устойчивости (личные качества; наличие доверительных отношений с кем-то из родственников и друзей; наличие социальной поддержки) и её ключевые характеристики

Faustova A.G., Afanas'yeva A.E., Vinogradova I.S.

Ryazan State Medical University Abstract:

The article provides a theoretical analysis and comparison of the category of «psychological resilience» with other, phenomenologically similar categories (emotional stability, stress resistance, tolerance, etc.). Psychological resilience is a more integral concept, the manifestations of which affect both the personal and social functioning of the subject. A review of scientific research by domestic and foreign authors was carried out. In the domestic psychological science, psychological resilience is considered as a personality trait, its integral characteristic. Foreign authors understand psychological stability as a combination of several properties. Special cases of manifestation of psychological resilience in personally significant situations are shown, especially in the context of psychological traumatization. When describing the emotional sphere and the characteristics of emotional response to personally significant situations, the aspect of resilience plays one of the key roles. Special attention is paid to attempts to develop structural models of psychological resilience and to describe its key components. The basic foundations of psychological resilience (personal qualities; the presence of a trusting relationship with one of the relatives and friends; the presence of social support) and its key characteristics (limit; reserve; variability) are considered. Separately, the ratio of psychological resilience

18

(предел; резерв; изменчивость). Отдельно показа- and opposite personal and behavioral manifesta-

но соотношение психологической устойчивости и tions is shown - rigidity, inertia, imbalance, and

противоположных личностных и поведенческих conservatism.

проявлений - ригидность, инертность, неуравновешенность, консерватизм.

Ключевые слова:

психологическая устойчивость, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, психологи-

Keywords:

psychological resilience, emotional stability, stress resistance, psychological trauma.

ческая травма.

На сегодняшний день теоретико-методологический анализ и эмпирическое изучение психологической устойчивости по-прежнему остаются актуальными, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, современная действительность неразрывно ассоциируется с переживанием различных стрессогенных событий и высоким эмоциональным напряжением, что провоцирует возникновение психосоматических заболеваний, психических и поведенческих расстройств. Во-вторых, до настоящего момента остаётся нерешенной проблема дефиниции конструкта психологической устойчивости и его соотношения с феноменологически близкими категориями. Среди терминов, упоминающихся в научной психологической литературе в соответствующем контексте, встречаются следующие: стабильность, самоконтроль, фрустрационная толерантность, стрессоустойчивость, устойчивость к травмирующим ситуациям, устойчивость к неопределенности, помехоустойчивость, устойчивость к нарушению норм и границ, устойчивость к конфликтам и другие [1]. В психологической литературе мы можем встретить упоминания личностной, социальной, эмоциональной, конфликтной и многих других видов устойчивости. Наличие внушительного перечня понятий, которые зачастую используются как взаимозаменяемые или как синонимы, многократно усложняет не только сопоставление результатов эмпирических исследований различных исследовательских коллективов, но даже надлежащее выявление феноменологической сущности конкретного явления. Более того, каждый упомянутый выше конструкт подразумевает применение самостоятельного психодиагностического инструментария. Ситуация осложняется ещё и тем, что для понимания непосредственно конструкта психологической устойчивости существует целый ряд самостоятельных подходов.

Рассмотреть соотношение категории психологической устойчивости с рядоположен-ными категориями, подразумевающими описание сходных психологических явлений.

Психологическое понятие «устойчивость» заимствовано из технической литературы. Основным критерием устойчивости в технических науках признаётся способность некой системы испытывать внешние воздействия без разрушения. Данное условие применимо к различным ситуациям, на объекты которых распространяется общенауч-

Цель

ный принцип системности. Здесь устойчивости противопоставляются хаотичные модели поведения, являющиеся неадекватными текущим обстоятельствам.

Одним из наиболее распространенных конкурирующих терминов является «эмоциональная устойчивость», впервые обозначенный в трудах Г.Ю. Айзенка. В предложенной им трехкомпонентной модели личности эмоциональная устойчивость есть «черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях» [2]. Логично предположить, что в качестве поведенческих коррелятов эмоциональной устойчивости могут рассматриваться отсутствие у индивида напряженности и беспокойства, общительность, успешная адаптация. В свою очередь основным проявлением эмоциональной неустойчивости Г. Айзенк признавал нейро-тизм, характеризуя его как неуравновешенность процессов возбуждения и торможения [3]. При описании эмоциональной сферы и особенностей эмоционального реагирования на личностно значимые ситуации аспект устойчивости играет одну из ключевых ролей.

В отечественной психологии исследованиями в сфере эмоциональной устойчивости занимались такие авторы, как Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Л.А. Китаев-Смык, В.Л. Мари-щук, В.А. Пономаренко и др. [4]. Так, Л.М. Аболин признавал, что эмоциональная устойчивость - свойство, которое характеризует индивида в процессе деятельности, требующей напряжения, в связи с которым отдельные эмоциональные процессы взаимодействуют между собой и позволяют достигать цели, поставленной перед собой человеком [5]. С тех пор и до настоящего момента и психологическая, и эмоциональная устойчивость зачастую рассматриваются во взаимосвязи с профессиональной деятельностью субъекта. Сам Л.М. Аболин рассматривал устойчивость в контексте спортивной деятельности. Подобные исследования, несомненно, имеют большое теоретическое и прикладное значение, однако не следует ограничиваться исключительно критериями успешности и эффективности профессиональной и любой другой социально значимой деятельности.

Эмоциональная устойчивость является антонимом к термину «напряженность», которая, в свою очередь, понимается как изменение устойчивости психических и психомоторных процессов, а также снижение продуктивности деятельности человека под влиянием стрессовых факторов и в связи с проявлением сильных эмоций. Е.П. Ильин специально обращает внимание, что к различным эмоциогенным факторам психологическая устойчивость будет различной. Значит, эмоциональную устойчивость стоит понимать, как устойчивость к конкретному стрессогенному фактору [6].

Современные исследования эмоциональной устойчивости преимущественно направлены на установление межкатегориальных связей, а также на изучение проявлений эмоциональной устойчивости у различных групп населения. Помимо этого, активно разрабатываются психодиагностические методики для оценки уровня сформирован-ности эмоциональной устойчивости, а также клинико-психологические способы, позволяющие повысить эмоциональную устойчивость у индивида.

Психологическую устойчивость часто связывают с толерантностью, под которой понимают ослабление или отсутствие реагирования на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к его воздействию [6]. В данном контексте толерантность рассматривается как одна из сторон психологической устойчивости. При

низких показателях ее выраженности можно говорить и о сниженной психологической устойчивости.

Наряду с психологической устойчивостью употребляется термин «стрессоустой-чивость». Г. Селье, Г. Лазарус, Р. Бернс определяют стрессоустойчивость как выносливость и сопротивляемость [7,8]. Стрессоустойчивость часто рассматривают в качестве основного показателя, характеризующего то, каким образом индивид способен найти верное решение для выхода из кризисной ситуации, присутствует ли при этом ощущение угрозы целостности личности. Как стрессоустойчивость, так и психологическая устойчивость характеризуют адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение личности, оптимальную его деятельность. Важную роль при этом отводят самоконтролю.

A.S. Masten определяет устойчивость как характеристику личности, которая проявляется в степени сопротивляемости стрессовым нагрузкам, что сближает данную категорию с понятием стрессоустойчивости [9]. M. Ungar [10] и E. Werner [11] уточняют, что психологическая устойчивость служит особым маркером комплексной способности противостоять внезапно возникшим негативным, психотравмирующим обстоятельствам.

Некоторые авторы приравнивают психологическую устойчивость к саморегуляции, которая характеризуется использованием психических средств отражения, моделирования и воздействия на себя [12]. Саморегуляция подразумевает состояние гармонии, наличествующей между внутренними потребностями и требованиями внешней, окружающей среды. Она включает в себя также и средства для достижения данного состояния.

Психологическая устойчивость представляется нам в качестве более интегрального понятия, проявления которого затрагивают как личностное, так и социальное функционирование. Похожей точки зрения придерживаются В.С. Бердников и Е.С. Каузурова. Так, к разновидностям психологической устойчивости они относят стрессоустойчи-вость, устойчивость к неопределенности и к травмирующим ситуациям, помехоустойчивость и пр. [13].

В попытке систематизировать представления различных авторов о конструкте психологической устойчивости J. Neill выделил основные ключевые слова, определяющие тематику соответствующих научно-исследовательских работ: (1) адаптивное совла-дание; (2) эмоциональный интеллект; (3) выносливость; (4) «выученный» оптимизм; (5) «усвоенная» находчивость; (6) самовосстановление личности [14].

О.Б. Дарвиш установила, что психологическая устойчивость проявляется в способности «определенным образом реагировать на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения» [15, с. 368].

Один из основателей Центра исследования устойчивости M. Ungar даёт такое определение: «в контексте существующих рисков возникновения невзгод устойчивость является как способностью индивида проложить свой путь к психологическим, социальным, культурным и физическим ресурсам, которые поддерживают их благополучие, так и способностью индивидуально и коллективно вести переговоры о предоставлении этих ресурсов культурно значимыми способами» [16]. Здесь следует отметить акцент на

реализации психологической устойчивости непосредственно в контексте социального функционирования субъекта.

J. Neill предлагает рассматривать психологическую устойчивость как индивидуальное умение противостоять стрессовым нагрузкам и развитию нарушений психических процессов [14]. По его мнению, доминирующим подходом в американской психологии начала XXI века является понимание психологической устойчивости в контексте способности индивида избегать психопатологических последствий, даже при возникновении серьезных психотравмирующих обстоятельств. Среди факторов риска он называет потерю близкого человека; хроническое заболевание, нарушение целостности собственного тела; физическое, сексуальное, психологическое насилие; бедность и безработицу.

В работах Л.В. Куликова указано, что психологическая устойчивость определяется такими аспектами, как стойкость, уравновешенность и сопротивляемость [17]. Подобное сочетание позволяет индивиду противостоять трудностям, неблагоприятному давлению различных обстоятельств.

По мнению В.В. Нечипоренко, В.М. Лыткина и А.Г. Сениченко, в качестве структурных компонентов психологической устойчивости выступают эмоциональный, волевой и интеллектуальный [18]. В зависимости от характера осуществляемой субъектом деятельности и внешних причин данные компоненты могут занимать различные «ранговые места».

Ряд авторов (К.А. Альбуханова-Славская и др.) предлагают рассматривать трех-факторную модель психологической устойчивости, в основу которой положен субъек-тно-деятельностный подход [19]. Здесь психологическая устойчивость представляет собой сочетание биологического, психического и социального факторов. Данная совокупность позволяет сохранять работоспособность на биологическом, психическом и социальном уровнях как в границах нормы устойчивости, так и за её пределами.

Факторы психологической устойчивости:

1. Биологический - потенциальные возможность организма, в частности - нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность процессов нервной системы).

2. Психический - возможности психики (познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы); способность субъекта деятельности сохранять работоспособность познавательных, эмоциональных и волевых процессов в границах психической нормы устойчивости.

3. Социальный - способность субъекта деятельности сохранять общественно-полезную работоспособность.

Данные факторы являются одновременно статичными и динамичными: статичность выражается в наличии внутренней организованной системы, динамичность указывает на вероятность претерпевания постоянных изменения согласно закону эволюции. Они тесно взаимосвязаны и имеют определенное влияние друг на друга.

A.S. Masten и J. Obradovic сделали попытку наглядно представить структуру психологической устойчивости [20]. По их мысли, она организована вокруг двух измерений: характеристики риска или непосредственно произошедшего личностно значимого события; возможные позитивные последствия. Акцент на выборе способа позитивной адаптации сближает данный подход с концепцией посттравматического роста.

A.S. Masten, K.M. Best и N. Garmezy приводят следующее описание факторов психологической устойчивости: «...признаки и навыки, описывающие способность человека к адекватной адаптации даже при неблагоприятных или угрожающих обстоятельствах» [21]. E.E. Werner добавляет, что факторы психологической устойчивости имеют свои поведенческие корреляты, обуславливающие позитивное взаимодействие индивида и среды [11]. К ним можно отнести, например, общительность, уравновешенность и самостоятельность, коммуникативные навыки и навыки решения проблем. По мнению E.E. Werner, прогнозирование психологической устойчивости базируется на таких группах факторов, как (1) личные качества (позитивное отношение к себе, стабильные параметры когнитивной и эмоциональной сфер); (2) наличие доверительных отношений с кем-то из родственников и друзей; (3) наличие социальной поддержки.

Авторы (Казанков В.В. и др.) вводят понятия «предел», «резерв» и «изменчивость» устойчивости [19]:

• предел устойчивости характеризует крайние границы нормы устойчивости, при достижении которых субъект деятельности начинает переход в состояние аттрактора, не имея способности вернуться в устойчивое состояние;

• резерв устойчивости подразумевает наличные ресурсы и потенциалы субъекта деятельности, которые являются достаточными для работоспособности в пределах границ нормы устойчивости;

• изменчивость устойчивости представляет собой изменение резерва устойчивости субъекта деятельности в границах нормы устойчивости.

С.К. Кобаса и Р. Пусетти, описывая психологическую устойчивость, используют следующие показатели, чтобы показать, насколько индивид обладает ресурсом противостоять сенсорным воздействиям [22]:

- ощущение контроля над своей жизнью;

- состояние вовлеченности в деятельность, отношения с другими людьми и с самим собой;

- оценивание происходящих в жизни изменений скорее, как вызова, а не как угрозы.

B.С. Агеев располагает в одном ряду понятия «психологическая устойчивость», «ригидность», «инертность» и «консерватизм». По его мнению, это явления одного порядка, которые свидетельствуют о способности личности сопротивляться любой информации, которая направлена на изменение в соответствующей системе [23]. Иной позиции придерживается Н.Д. Левитов. Ригидность он «приближает» к неразумной настойчивости, в основании которой лежит упрямство, отличающееся узкой и неразумной мотивацией [24]. Г.В. Залевский указывает, что гипертрофированная устойчивость может постепенно трансформироваться в ригидность [25].

Психологическая устойчивость особенно рельефно проявляется и становится доступна анализу в ситуации психологической травматизации [26]. Здесь среди зарубежных теорий особый интерес представляет концепция психологической травмы Р. Янофф-Бульман. Согласно данному подходу, к при воздействии психотравмирующих обстоятельств к дезинтеграции приводят непродуктивные базисные убеждения, которые касаются позитивного «Я-образа» личности, доброжелательности окружающего

мира и формирования иллюзии личной неуязвимости [27]. Психологическая устойчивость здесь связывается с отсутствием дезорганизации поведения, сохранением мотивации, рационального мышления, реализацией целей. Помимо этого, психологическая устойчивость отражается в активности личности, ее адаптации к окружающим условиям.

M. Rutter пишет о психологической устойчивости как о результате «посттравматического роста», когда опыт переживания психотравмирующих обстоятельств мобилизует индивида и приводит к более эффективному функционированию впоследствии [28]. В этом случае о психологической устойчивости разумнее говорить не как о способности или характеристике личности, но как о результате активного процесса - процесса совладания. A.J. Zautra, J.S. Hall и K.E. Murray уточняют, что устойчивость как позитивный результат преодоления сложной жизненной ситуации можно наблюдать преимущественно у тех индивидов, кто способен активно взаимодействовать с окружающей средой и активировать собственные ресурсы, необходимые для повышения субъективного благополучия и защиты от факторов риска [29]. Динамический процесс формирования и поведенческой реализации психологической устойчивости является преимущественно внутриличностным, культивирующим различные проявления эмоционально-ценностного отношения к собственному «Я».

Такой подход к пониманию психологической устойчивости соотносится с парадигмой гуманистической психологии: психологически устойчивые индивиды обладают не только и не столько способностью противостоять стрессу, сколько владеют умением использовать негативную энергию психологической травмы в качестве источника посттравматического роста.

В отечественной и зарубежной психологии сложились различные традиции методологического анализа категории психологической устойчивости. Так, в отечественной психологической науке психологическая устойчивость рассматривается преимущественно как свойство личности, ее неотъемлемая характеристика, позволяющая психике находить продуктивный выход из стрессовой ситуации. Зарубежные авторы понимают психологическую устойчивость, скорее, как совокупность нескольких свойств. Прослеживается аналогия с такими понятиями, как сопротивляемость, уравновешенность и соразмерность.

Выводы

Таким образом, современная наука не обладает единой трактовкой понятия «психологическая устойчивость». Каждое теоретическое и эмпирическое направление рассматривает его в контексте собственной парадигмы. Тем не менее, различные точки зрения можно свести к тому, что психологическая устойчивость рассматривается с социального (включает в себя общественно-полезную работоспособность), психического (способность личности сохранять работоспособность когнитивных процессов) и биологического (потенциальные возможности нервной системы) аспектов.

Среди основных отличий во взглядах отечественных и зарубежных деятелей можно выделить следующие. Отечественные психологи в понятие «психологическая устойчивость» вкладывают смысл свойства личности, указывая на единое образование.

Зарубежные авторы считают, что психологическая устойчивость обладает сложной структурой, которая представлены рядом свойств.

Помимо этого, интересным для нас показался различный взгляд на «применение» психологической устойчивости: использование данного конструкта в качестве противостояния негативным факторам или в качестве ресурса, позволяющего обратить данные факторы в положительный источник решения.

Многие авторы приходят ко мнению о том, что психологическая устойчивость проявляется по мере социального взаимодействия, что определяет ее как социальную и динамическую характеристику.

Психологическая устойчивость может рассматриваться в контексте психотравмиру-ющей ситуации, где она проявляет функции адаптации и минимизации переживания травматического опыта, в значительной степени определяет посттравматический рост.

Конфликт интересов отсутствует.

Исследование выполняется в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых - кандидатов наук (проект МК-1199.2020.6).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фарапонова О. В. Проблема изучения психологической устойчивости личности // Российский психологический журнал. 2007. №4. С. 90-92.

2. Фрейджер Р., Фендимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. М.: Прайм-Еврознак; 2006.

3. Широкоступова А.О. Эмоциональная устойчивость как психологический феномен // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. №4. С. 45-52.

4. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Издательство Казанского университета; 1987.

5. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. №4. С. 141-148.

6. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологического состояния. В кн.: Психические состояния. СПб.: Питер; 2001. С. 73-83.

7. Селье Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса. В кн.: Психические состояния. СПб.: Питер; 2001. С. 424-430.

8. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс. Л.; 1970. С. 178-208.

REFERENCES:

1. Faraponova OV. The problem of studying the psychological stability of the person. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2007;(4):90-2. (In Russ).

2. Freydzher R, Fendimen D. Lichnost'. Teorii, uprazhneniya, eksperimenty. Moscow: Praym-Evroznak; 2006. (In Russ).

3. Shirokostupova AO. Emotional stability as a psychological phenomenon. Psychology. Historical-Critical Reviews and Current Researches. 2016;(4):45-52. (In Russ).

4. Abolin LM. Psikhologicheskie mekhanizmy emotsional'noy ustoychivosti cheloveka. Kazan': Izdatelstvo Kazanskogo universiteta; 1987. (In Russ).

5. Abolin LM. Emotsional'naya ustoychivost' i puti ee povysheniya. Voprosy Psikhologii. 1989;(4): 141-8. (In Russ).

6. Ilm EP. Teoriya funktsional'noy sistemy i psikho-fiziologicheskogo sostoyaniya. In: Psikhicheskie sostoyaniya. Saint-Petersburg: Piter; 2001. P. 73-83. (In Russ).

7. Sel'e G. Chto takoe stress. Optimal 'nyy uroven' stressa. In: Psikhicheskie sostoyaniya. Saint- Petersburg: Piter; 2001. P. 424-30. (In Russ).

8. Lazarus R. Teorii stressa i psikhologicheskie issledovaniya. In: Emotsional'nyy stress. Leningrad; 1970. P. 178-208. (In Russ).

9. Masten A.S. Ordinary Magic: Lessons from research on resilience in human development // Education Canada. 2009. Vol. 49, №3. P. 28-32.

10. Ungar M. A constructionist discourse on resilience: Multiple contexts, multiple realities among at-risk children and youth // Youth and Society. 2004. Vol. 35, №3. P. 341-365.

11. Werner E.E. Resilience in development // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4, №3. P.81-85.

12. Духновский С. В., Брюзгин А. А. Психологическая устойчивость как условие преодоления критических ситуаций // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №1 (11). С. 131-133.

13. Бердников В.С., Казурова Е.С. Первичный отбор кандидатов на службу в ОСН. В кн.: Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения:. Раздел 1. Психологический отбор сотрудников в ОСН УИС Минюста России. М.; 2004.

14. Neill J. What is psychological resilience? Доступно по: http://wilderdom.com/psychology/resilience/ PsychologicalResilience.html. Ссылка активна на 02 февраля 2021.

15. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 362-370.

16. Ungar M. Resilience across cultures // British Journal of Social Work. 2008. Vol. 38, №2. P. 218-235.

17. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер; 2004.

18. Нечипоренко В.В., Лыткин В.М., Синенченко А.Г. Диагностика расстройств личности у военнослужащих // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. №2. С. 22-26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Казанков В.В. Трехфакторная модель психологической устойчивости субъекта деятельности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №3. С. 65-76.

20. Masten A.S., Obradovic J. Competence and resilience in development // Annals of New York Academy of Sciences. 2006. №1094. P. 13-27.

21. Masten A.S., Best K.M., Garmezy N. Resilience and development: Contributions from the study of children who overcome adversity // Development and psychopathology. 2006. Vol. 2, №4. P. 425-444.

22. Kobasa S.C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness // Journal of personality and social psychology. 1979. №37. P. 1-11.

9. Masten AS. Ordinary Magic: Lessons from research on resilience in human development. Education Canada. 2009;49(3):28-32.

10. Ungar MA. Constructionist discourse on resilience: Multiple contexts, multiple realities among at-risk children and youth. Youth and Society. 2004;35(3):341-65.

11. Werner EE. Resilience in development.

Current Directions in Psychological Science. 1995; 4(3):81-5.

12. Dukhnovskiy SV, Bryuzgin AA. Psikhologicheskaya ustoychivost' kak uslovie preodoleniya kriticheskikh situatsiy. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008;1(11):131-3. (In Russ).

13. Berdnikov VS, Kazurova ES. Pervichnyy otbor kandidatov na sluzhbu v OSN. In: Psikhologicheskoe obespechenie deyatel'nosti sotrudnikov otdelov spetsial'nogo naznacheniya. Partl 1. Psikhologicheskiy otbor sotrudnikov v OSN UIS Minyusta Rossii. Moscow; 2004. (In Russ).

14. Neill J. What is psychological resilience? Available at: http://wilderdom.com/psychology/ resilience/PsychologicalResilience.html. Accessed: 2021 February 02.

15. Darvish OB. Psikhologicheskaya ustoychivost' kak bazovaya kharakteristika lichnosti. Sibirskiy Pedagogicheskiy Zhurnal. 2008;(7):362-70. (In Russ).

16. Ungar M. Resilience across cultures. British Journal of Social Work. 2008;38(2):218-35.

17. Kulikov LV. Psikhogigiena lichnosti. Voprosy psikhologicheskoy ustoychivosti i psikhoprofilaktiki. Saint-Petersburg: Piter; 2004. (In Russ).

18. Nechiporenko VV., Lytkin VM., Sinenchenko AG. Diagnostika rasstroystv lichnosti u voenno-sluzhashchikh. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii imeni Bekhtereva. 2004;(2):22-6. (In Russ).

19. Kazakova VV. Three-factor model of psychological stability. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2010;(3):65-76. (In Russ).

20. Masten AS., Obradovic J. Competence and resilience in development. Annals of New York Academy of Sciences. 2006;(1094):13-27.

21. Masten AS., Best KM., Garmezy N. Resilience and development: Contributions from the study of children who overcome adversity. Development and Psychopathology. 2006;2(4):425-44.

22. Kobasa SC. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology. 1979;(37):1-11.

26

23. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. Автореф. дис____д-ра. психол. наук. М.; 1989.

24. Левитов Н.Д. Психология характера. М.; 1969.

25. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.; 2007.

26. Фаустова А.Г., Мерцалов С.А. Исследование социально-психологической устойчивости пациентов после калечащего хирургического вмешательства // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. Т. 1, №3. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=55. Ссылка активна на 02 февраля 2021.

27. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. New York: Free Press; 1992.

28. Rutter M. Psychosocial resilience and protective mechanisms // American Journal of Orthopsychiatry. 1987. Vol. 57, №3. P. 316-331.

29. Zautra A.J., Hall J.S., Murray K.E. Resilience: a new definition of health for people and communities. In Reich J.W., Zautra A.J., Hall J.S., editors. Handbook of adult resilience. New York: Guilford Press; 2010.

23. Ageev VS. Psikhologiya mezhgruppovykh otnosheniy [dissertation]. Moscow; 1989. (In Russ).

24. Levitov ND. Psikhologiya kharaktera. Moscow; 1969. (In Russ).

25. Zalevskiy GV. Lichnost' i fiksirovannye formy povedeniya. Moscow; 2007. (In Russ).

26. Faustova AG., Mertsalov SA. The study of psychosocial resilience in patients after crippling surgery. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2013;1(3). Available at: http://humjournaLrzgmu.ru/art&id=55. Accessed: 2021 February 02. (In Russ).

27. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. New York: Free Press; 1992.

28. Rutter M. Psychosocial resilience and protective mechanisms. American Journal of Orthopsychiatry. 1987;57(3):316-31.

29. Zautra AJ, Hall JS, Murray KE. Resilience: a new definition of health for people and communities. In Reich J.W., Zautra A.J., Hall J.S., editors. Handbook of adult resilience. New York: Guilford Press; 2010.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Фаустова Анна Геннадьевна - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: a.faustova@rzgmu.ru

Афанасьева Анастасия Эдуардовна - студент факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д.9. E-mail: anastasia.0203@yandex.ru

Виноградова Ирина Сергеевна - студент факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д .9. E-mail: vinogradinkairina@gmail.com

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 10.01.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.03.2021.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Фаустова А.Г., Афанасьева А.Э., Виноградова И.С. Психологическая устойчивость и феноменологически близкие категории // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №1 (32). С. 18-27. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=466. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ2021118-27

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Faustova Anna G. - PhD (Psychology), Head of the Department of Clinical Psychology, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovol'tnaya street, 390026, Ryazan. E-mail: a.faustova@rzgmu.ru

Afanas'yeva Anastasia E. - Clinical Psychology student, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovol'tnaya street, 390026, Ryazan. E-mail: anastasia.0203@yandex.ru

Vinogradova Irina S. - Clinical Psychology student, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovol'tnaya street, 390026, Ryazan. E-mail: vinogradinkairina@gmail.com

PAPER RECEIVED: 10.01.2021. PAPER ACCEPTED: 01.03.2021.

REFERENCE FOR CITING:

Faustova AG, Afanas'yeva AE, Vinogradova IS. Psychological resilience and phenomenologically close categories. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(1):18-27. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=466. Accessed: dd Month yyyy. (In Russ). doi:10.23888/humJ2021118-27

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.