316_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2017. Т. 27, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9
О.А. Кондрашихина
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ К ФАСИЛИТАЦИОННОМУ ВЛИЯНИЮ: РАКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается сущность способности психолога к фасилитационному влиянию как основному виду влияния в рамках гуманистической парадигмы. Раскрываются признаки и универсалии фасилитационного влияния (эмпатии, конгруэнтности, принятии и самопринятии психолога, его внимании к своему глубинному миру, чуткости к инсайту своему и клиента, толерантности и др.), его целевой, результативный, интенциональ-ный, статусно-ролевой. операциональный компоненты. Описывается сложная система личностных особенностей (свойств и качеств), которые являются личностными предпосылками к фасилитационому влиянию. Раскрываются мотивационная и инструментальная (личностно-инструментальная и ситуативно-инструментальная) составляющие способности к фасилитациоонному влиянию психолога.
Личностные предпосылки способности к фасилитационному влиянию - личностная зрелость психолога, достаточно высокий уровень его самоактуализации, наличие у него гуманистической системы ценностей, развитая система инструментальных составляющих данной способности.
Ключевые слова: фасилитационное влияние, способность, психолог, предпосылки, составляющие.
Постановка проблемы. Основная задача психолога - это способствование саморазвитию личности, актуализации жизненных ресурсов, творческому преломлению биологических и социальных факторов, с которыми данная личность связана. Такая тенденция отражается в возрастании роли гуманистической психологии, что связано с качественным своеобразием данной парадигмы, ставящей в центр своей методологии личность клиента - реального человека с его радостями и бедами, но такого, которому требуется помощь. Вышесказанным определяет особенную значимость качества влияния, которое психолог оказывает на клиента, так как именно оно способствует актуализации потенциала саморазвития. В гуманистической психологии (и педагогике) продуктивным считается фасилитационное влияние (от лат. facilitate - стимулировать, облегчать, способствовать, активизировать и др.). Изучению влияния, способного активизировать личностный рост, посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых, определены некоторые существенные особенности реализации такого вида влияния (Г.А. Балл [2-4], С.Л. Братченко [11], Б.С. Бургин [2], Д. Бюдженталь [11], Г.А. Ковалев [14-16], А.Ф. Копьев [18], К. Роджерс [23-25], М.А. Хазанова [32] и др.) - принятие другого, эмпатия, конгруэнтность, диалогическая интенция. В то же время психологические детерминанты фасилитационного влияния определены не полностью, в научных исследованиях не была выявлена модель личностных характеристик психолога-фасилитатора, не определен диагностический инструментарий для изучения данного феномена. Неразработанность данной проблемы в практическом и в теоретическом планах и в то же время безусловная актуальность ее решения обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель данного исследования - определение феномена способности психолога к фасилитацион-ному влиянию.
Анализ публикаций по теме исследования. Известные исследователи (Б.Г. Ананьев [1], Г.С. Костюк [20], С.Л. Рубинштейн [27] и др.) утверждали, что личность не может жить, не развиваясь. Как подчеркивает Т.М. Титаренко, «развитие является основным способом существования на протяжении жизненного пути» [29. С. 86]. Кроме того, потребность в истине, добре, красоте, любви и одаренности образуют глубинное ядро человеческой сущности [29]. «Эта сущность первично бесконфликтна, непротиворечива, имеет значительный энергетический потенциал самопроявления, самоопределения. Внешние условия могут быть лишь более-менее неблагоприятными, или, наоборот, облегчать процесс сущностного саморазвития» [29. С. 106]. В то же время, развитие личности - крайне сложный, многосоставной процесс, который зачастую является испытанием и связан с кризисным состоянием, экзистенциальной ситуацией. Способствовать процессу развития личности клиента и может психолог, обладающий способностью к фасилитационному влиянию.
Фасилитационное влияние - основной вид влияния в гуманистической парадигме, цель которого - гармонизация личности и личностный рост (по словам С.Л. Братченко, дефицитарные и бытийные по уровню цели [11]). Как подчеркивает Г.А. Балл, фасилитация - «содействие раскрытию и
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
приумножению конструктивных возможностей друг друга и собственных (включая способность к переживанию и реализации бытийных ценностей: добра, истины, красоты, справедливости, совершенства и др.).
Психологическая специфика фасилитационных влияний проявляется в следующем:
1. Они могут быть охарактеризованы как процесс взаимного проникновения двух психических реальностей; как некое изменение психической реальности клиента вследствие влияния психической реальности психолога и наоборот. «Встреча двух личностей подобна соединению химических субстанций, если возникает реакция, они обе изменяются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент» [33. С. 58].
2. В процессе фасилитационного влияния клиент вступает в творческие отношения с жизнью; формируется и развивается его жизнетворчество, он научается брать на себя ответственность за свои поступки и за итог своей жизни на себя, возрастает уровень его внутренней свободы. Раскрывается его сущностная способность творить, создавать прежде всего - мир, в котором живет. В результате фасилитационного влияния возрастает уровень гармонизации личности, ее потребностей, способностей, идеалов; меняется ее отношение к себе, к другим людям, отношение к жизненным проблемам, что приводит к качественно иному уровню психического здоровья, психического благополучия.
3. Наиболее благоприятны для осуществления фасилитационного влияния ситуации консультирования, основанные на диалоговом общении, в то же время осуществление такого влияния возможно и в обыденных жизненных ситуациях, представляющих непосредственное общение, совместное действование, включающее моменты созерцания, сопереживания, созидания и др.
4. Фасилитационные влияния способствуют психологически зрелому видению клиентом себя, продолжаясь в собственной активности, становясь внутриличностными центрами развития.
Фасилитационное влияние имеет направленную (основанную на диалогическом воздействии) и ненаправленную (основанную на влиянии личности психолога) составляющие, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Фасилитационные влияния могут быть планируемы преднамеренным созданием ситуаций, способствующих росту клиента, и спонтанными, при которых они будут осуществляться через качество активности психолога при возникновении какой-либо не планируемой ситуации. Основной их инструмент - диалогическое взаимодействие. Для диалогической стратегии характерно следующее:
1. Диалог всегда основан на принятии свободы клиента как фундаментального факта психологического консультирования. Именно это позволяет рассматривать взаимодействие между психологом и клиентом «. не как натуральный, квазимедицинский процесс, но как диалог двух личностей, пересечение свободных воль, имеющее свой драматизм и всегда открытый, не предрешенный финал» [18. С. 46]. Ролло Мэй указывал, что свобода - базис личности и первый принцип психологического консультирования, основной задачей которого является подведение клиента к принятию ответственности за свои поступки и за итог своей жизни [33]. А.Ф. Копьев указывает, что «...в консультировании психолог имеет дело со свободным человеком - с клиентом, который свободен оценивать себя, свою жизнь и обстоятельства этой жизни, оценивать ситуацию общения с консультантом, самого консультанта тем или иным образом и занимать по отношению ко всему этому свою позицию.» [18. С. 19]. Чем выше уровень личностной свободы (и ответственности) индивида, тем в большей степени он выступает не как объект или средство чьей-то деятельности, а как самостоятельный сознательный субъект собственной деятельности, как субъект поступков, то есть, по словам С. Рубинштейна, действий, в которых главное значение имеет сознательное отношение к другим людям, к нормам общественной морали [27]. По оценке К. Роджерса, данный опыт становления самостоятельным, непринужденным, уверенным в себе человеком, о пыт свободы быть собой, является центральным процессом или центральным аспектом психотерапии [23].
2. К. Роджерс выделял три основных условия для обеспечения личностно-развивающего общения или общения-диалога: 1) конгруэнтность; 2) безусловное положительное отношение к другим людям и к самому себе; 3) эмпатию [23-25].
3. В одной из самых последних своих работ Роджерс [34. С. 88] пишет о еще одной характеристике, которая непосредственно относится к организации диалога: способность взаимодействовать с внутреннем, интуитивном Я, с бессознательным. «.Когда я мог расслабиться и стать близким моему собственному внутреннему опыту. когда я мог вести себя импульсивно и спонтанно по отношению к
2017. Т. 27, вып. 3
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
другим людям... такое странное поведение каким-то образом оказывалось самым правильным и эффективным. Оказывалось, что именно в эти моменты мое внутреннее настроение соприкасалось и передавалось внутреннему миру другого. Наши отношения переступали собственные границы и рамки и становились частью чего-то большего. Происходило исключительное эмоциональное взаимонасыщение, что обеспечивало условия для обоюдного личностного роста». Описанное К. Роджерсом психическое состояние, которое обеспечивает максимальную возможность для «входа» во внутренний мир другого человека, некоторые исследователи называют «состоянием вдохновения», «инсайта», «психического заражения». Так, Т. А. Флоренская говорит о т. н. внутреннем «вертикальном» диалоге (диалоге между сознательными и бессознательными слоями психики) и считает, что чем открытее и полноценнее у личности этот диалог, тем большими психическими и творческими возможностями обладает личность, тем меньше у нее выраженность защитных тенденций. В психологическом плане состояние внутреннего диалога является механизмом, запускающим диалог внешний. Состояние погружения в глубинные слои собственного внутреннего мира создает благоприятные условия для непосредственного сообщения с глубинными пластами внутреннего мира других людей и обеспечивает надежность психического сцепления с ними, полноценность диалогических контактов. Достижение этого состояния обеспечивает раскрепощение в человеке всех заключенных в нем, но часто сдерживаемых сил и потенций, дает толчок саморазвитию, запускает механизмы личностного роста [30].
Г. А.Балл выделяет следующие диалогические универсалии [3]:
- уважение к партнеру, к качествам его личности, отношение к ним как к органической целостности (в частности, к его индивидуальным особенностям, прежде всего устойчивым);
- принятие партнера таким, какой он есть, и, одновременно, ориентация на его наивысшие достижения (реальные и потенциальные), на перспективу, которая открывается перед ним;
- уважение к себе: уважение к клиенту, его принятие, ориентация на перспективу, которая открывается перед ним, предполагает принципиально такое же отношение к самому себе;
- принцип конкордантности (согласия участников диалога относительно базовых знаний, норм, ценностей и целей и т. д.);
- принцип толерантности, который заключается в презумпции принятия (само непринятие тех или иных явлений требует обоснования). Данный принцип является вообще одним из основополагающих принципов гуманистической психологии. Он проявляется и в отношении к конкретному человеку, и в отношении «. к разным позициям в науке и общественной жизни плюс понимание того, что жизнь крайне многогранна, человек крайне многосторонен, и притом он не остается неизменным, а развивается; потому невозможно всегда подходить к нему одинаково, необходимо видеть те возможности, которые дают разные подходы» [4. С. 56].
- максимальное использование потенциала культуры.
На основании качественного описания и анализа принципов и параметров психологического воздействия [2; 15] можно выделить характерные признаки воздействия в гуманистической парадигме, которые будут соответствовать фасилитационному влиянию (см. табл.):
Параметры фасилитационного влияния
Параметр описания Содержание параметра Содержание параметра для фасилитационного влияния
Интенциональный Изменения, на вызывание или предотвращение которых ориентировано влияние Гармонизация личности, повышение внутренней свободы, уровня самовыражения, увеличение личностного потенциала, возрастание уровня жизнетворчества
Результативный Результат, который достигается
Статусно-ролевой аспект Соотношения субъекта и объекта по психологическому статусу Субъект/ субъект взаимодействия
Реализационный Реализация способа действия Содержит либо не содержит исполнительские операции
Операциональный Посредством каких операций осуществляется Диалогическое взаимодействие
Не менее важна и ненаправленная составляющая фасилитационного влияния, основанная на влиянии личности психолога, которое может осуществляться и при отсутствии намерения и цели его осуществления; быть осознаваемым и неосознаваемым. Здесь можно вспомнить известное высказы-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
вание, что действие терапевта заключается не столько в его сравнительно малозначащих словах, сколько в его личности. Известный английский психоаналитик М. ВаНй говорил о том, что психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности: «.по существу, основная техника психологического консультирования - это «Я как инструмент», то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта» [21. С. 25]. О признании собственного «Я» первичным и главным «инструментом» говорит и Д. Бюдженталь [11].
Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки [17], многие исследователи отдают предпочтение всё-таки фактору личности консультанта. «Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования» [21. С. 25]. По словам М. ВаНП; и Е. ВаПп1;, «Знание можно получить из книг и из лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности консультанта» (цит. по: [21. С. 26]).
В исследованиях ряда отечественных психологов содержатся идеи подобного рода. Так, В.М. Бехтерев говорил о личности, изменяющей своим существованием других, и о социальной жизни в них после физической смерти того, кто вызвал эти изменения [7]. Дальнейшее развитие эти идеи получили в концепции персонализации личности, выдвинутой в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского, рассматривающих личность, в частности, как особую форму включенности индивида в жизненный мир других людей, когда вследствие такой включенности происходит значимое для их существования и развития преобразование присущей этим людям системы отношений с миром. Влияние личности может проявляться и в целенаправленной деятельности (обучение, воспитательные мероприятия), и в любых других формах взаимодействия личности с окружающими ее людьми. Предлагая намеренно или ненамеренно образцы своей активности, личность специфическим образом продолжает себя в других людях, осуществляет преобразование их личностных смыслов, поведения, мотивов [22].
Конечно, невозможно резко разграничить, отделить одну от другой направленную и ненаправленную составляющие фасилитационного влияния. Они взаимообусловлены и взаимодетерминированы.
Таким образом, фасилитационное влияние - основной вид влияния в гуманистической парадигме, включающий в себя определенные признаки и основанный на диалогическом воздействии и характерных для него универсалиях (эмпатии, конгруэнтности, принятии и самопринятии психолога, его внимании к своему глубинному миру, его чуткости к инсайту своему и клиента, толерантности и др.) и влиянии личности психолога-фасилитатора. Результат и процесс фасилитационного влияния -развитие личности клиента и психолога.
Рассмотрим теперь компоненты способности к фасилитационному влиянию. Данная способность условно может рассматриваться как совокупность мотивационного и инструментального компонентов. Мотивационная составляющая - это совокупность мотивов, адекватных целям и задачам фасилитационного влияния. К инструментальному компоненту относятся ситуативно-инструментальная (операциональная, когнитивная) и личностно-инструментальная составляющие. Отнесение личностно-инструментальной составляющей к инструментальному компоненту возможно потому, что в случае фасилитационного влияния (в особенности, ненаправленного) именно личность является главным его инструментом. Личностно-инструментальная составляющая включает в себя совокупность важных для фасилитационного влияния качеств и свойств, в том числе способностей, а также качеств и свойств, взаимосвязанных с операциональной составляющей: позитивное самоотношение, самопринятие и принятие других, толерантность, способность к эмпатии, эмоциональная устойчивость, духовные способности, синергичность мышления, аутентичность, способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию; способность к надситуативной активности [22], отсутствие дихотомичности оценок, поляризованной оценочной позиции [13], терпимость к ситуациям неопределенности, отсутствие негативной стереотипизации. В свою очередь ситуативно-инструментальная составляющая включает в себя два компонента:
а) когнитивный - совокупность глубоких, интегрированных в целостную систему профессиональных знаний, базирующихся на осознанной профессиональной позиции, на концепции человека как свободной личности, имеющей возможность действовать на основе осознанной оценки ситуации; как существа, меняющегося и обучающегося, активно изучающего новое; низкий уровень ригидности мышления, дивергентность и интуитивность, креативность и др.
2017. Т. 27, вып. 3
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
б) операциональный - профессиональные знания, умения, навыки - знания теоретических основ гуманистической парадигмы; умение вызвать аттракцию, навык эмпатического слушания, «Я-высказывания»; умения работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента; использования открытых и закрытых вопросов, эвристических приемов мышления; умение наблюдать и отражать невербальный язык клиента, экспликация проявляющегося имплицитно [11]; умение использовать отражение чувств, пересказ, самораскрытие и другие приемы, позволяющие клиенту проявить свое мироощущение; владение определенными техниками, характерными для гуманистической парадигмы: техники перемены отношения, рефлексивного ответа, парадоксальных намерений и т. д., ряд фасилитационных установок, выделенных Н. Роджерс (готовность уважать решения другого человека, «найденную им правду»; готовность к поддержке другого, при этом оставаясь самим собой, понимая, что ценности и системы взглядов могут не совпадать; готовность к спокойному, примеривающему отношению к значимости собственных взглядов и реакций для другого человека; готовность делиться собственными ценностями) [26].
Нами представлено лишь приблизительное, неполное описание свойств личности психолога-фасилитатора. Все перечисленные свойства взаимосвязаны и взаимозависимы, что способствует объединению их в целостную систему - личность.
Выводы. Фасилитационное влияние - основной вид влияния в гуманистической парадигме, включающий в себя определенные признаки и основанный на диалогическом воздействии и характерных для него универсалиях (эмпатии, конгруэнтности, принятии и самопринятии психолога, его внимании к своему глубинному миру, его чуткости к инсайту своему и клиента, толерантности и др.) и влиянии личности фасилитатора. Процессом и результатом фасилитационного влияния является развитие и клиента, и фасилитатора.
Способности к фасилитационному влиянию - сложная синтетическая система личностных особенностей (свойств и качеств), которые, будучи детерминированы гуманистическими, духовными ценностями, позволяют наиболее продуктивно способствовать продвижению клиента по пути устранения негативных, дефицитарных состояний и перехода к личностному росту, повышению уровня внутренней свободы, развитию.
В способности к фасилитационному влиянию можно выделить следующие составляющие: мо-тивационную и инструментальную (личностно-инструментальную и ситуативно-инструментальную), находящиеся в связи друг с другом, взаимно обусловленные и детерминированные.
Предпосылками способности к фасилитационному влиянию являются личностная зрелость психолога, достаточно высокий уровень его самоактуализации, наличие у него гуманистической системы ценностей, развитая система инструментальных составляющих данной способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания: монография. СПб.: Изд. дом "Питер". 2001. 263 с.
2. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 56-66.
3. Балл Г.А. «Психология» методологии: рациогуманистический взглядя // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 3-13.
4. Балл Г.А. Материалы круглого стола: тезисы // Практическая психология и социальная работа. 2002. № 2. С. 53-57.
5. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 7-19.
6. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект: монография. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
7. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема // Вестник знания. 1918. Вып. 2. С. 2-23.
8. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учебное пособие. К.: Укртехпрес, 1997. 216 с.
9. Боуэн М. В-Б. Духовность и личностно-ориентированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
10. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.
11. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. 197 с.
12. Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2. С. 5-24.
13. Капустин С. А. Деполяризация оценочной позиции как метод психологического консультирования // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 3. С. 13-19.
14. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М.: АПН СССР. 1989. 152 с.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
15. Ковалев Г.А. Психология воздействия: теория, методология, практика: автореферат дис. ... докт. психол. наук. М., 1991. 51 с.
16. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия: статья // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.
17. Кондрашихин А.Б. Высшее образование в Севастополе: интеграция и трансформация // Наука и мир. 2016. № 10. С. 48-52.
18. Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 44-54.
19. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической инициации // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 17-25.
20. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности: монография. Киев: Советская школа, 1989. 608 с.
21. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2001. 240 с.
22. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: монография. Ростов н/Д.: Феникс,1996. 512 с.
23. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: монография / пер. с англ. М.: Апрель Пресс. ЭКСМО-Пресс, 1999. 464 с.
24. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: монография / пер. с англ. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. 320 с.
25. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-59.
26. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164-168.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: монография. СПб.: Питер Ком. 1999. 720 с.
28. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание // Журнал практического психолога. 1997. № 6. C. 3-12.
29. Титаренко Т.М. Жизненный мир личности: в границах и за гранью обыденности: монография. Киев: Лебель, 2003. 376 с.
30. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: монография. М.: АН СССР. Ин-т психологии, 1991. 244 с.
31. Франкл В. Человек в поисках смысла: монография. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
32. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, 1993. № 2. С. 49-54.
33. May R. The Art of Counseling. N.Y.: Abington Press, 1967. 205 p.
34. Rogers C. A client-centered, Person-sentered approach to terappy // Psychoterapists Cashbook: Theory & Technigue iin Practiice. S-Fr.: Kutash & A.Wolf, 1988. P. 88.
Поступила в редакцию 22.02.17
O.A. Kondrashyhyna
PSYCHOLOGICAL ESSENCE AND THE COMPONENTS OF ABILITY TO FACILITATIVE INFLUENCE: ASPECT OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL ACTIVITIES
This article examines the essence of psychologist's capacity for facilitative influence as a basic kind of influence within the humanistic paradigm. The features and universals of facilitative influence (empathy, congruence, acceptance and self-acceptance of a psychologist, his attention to an inner world, responsiveness to his and customer's insight, tolerance, etc) are disclosed, as well as its components: target, score, intentional, status, role and operational. The article describes a complex system of personal characteristics (properties and qualities) which are the personal prerequisites for facilitative influence. Motivational and instrumental (personal-instrumental and situational-instrumental) components of the psychologist's ability to facilitative influence are also disclosed.
Personal preconditions of the ability to facilitative influence are psychologist's personal maturity, a fairly high level of his self-actualization, possession of a humanistic value system by him, a developed system of instrumental components of this ability.
Keywords: facilitative influence, ability, psychologist, precondition, components.
Кондрашихина Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика»
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт 200953, Россия, г. Севастополь, проспект Гагарина, 13 Е-mail: [email protected]
Kondrashihina O.A.,
Candidate of Psychology, Associate Professor at Department "General and Applied Psychology and Pedagogics"
Sevastopol State University, Institute of Humanities and Pedagogics Gagarina ave., 13, Sevastopol, Russia, 299028 Е-mail: [email protected]