Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Залящев Глеб Сергеевич

В статье обосновывается актуальность обращения к исследованию проблемы антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных в связи со все большей криминализацией их контингента и яркой антиобщественной направленностью и цинизмом совершаемых ими преступлений. Автор описывает подходы к пониманию сущности позиции личности в социологии, психологии, педагогике и других изучающих феномен науках, раскрывает ее социальный и психологический аспекты, уделяет внимание их взаимосвязи, обозначает связь внутренних психологических аспектов позиции с ее проявлением в линии поведения. Позиция личности определена как зависимая от объективного социального положения человека система его отношений с социальным окружением, определяющая линию поведения в социальной среде. Применительно к позиции личности термин «антиобщественная» указывает, что объектом отношения является общество, субъективно противопоставляемое обладателю позиции. На основании мнений ученых-юристов подчеркнута связь антиобщественной позиции личности с преступным поведением и его рецидивом. На основании теоретического анализа выдвинута гипотеза, что такое противопоставление у несовершеннолетних осужденных базируется на неудовлетворенных претензиях к обществу и выражающееся в осознанном противоправном поведении. Эмпирическая проверка данной гипотезы открывает новые перспективы в исправлении несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ESSENCE OF THE ANTISOCIAL POSITION OF THE PERSONALITY OF CONVICTED JUVENILES

The article substantiates the urgency of addressing the study of the problem of the antisocial position of the personality of convicted juveniles, due to the increasing criminalization of their content and the vivid antisocial orientation and cynicism of the crimes they commit. The article describes approaches to understanding the essence of a person's position, in sociology, psychology, pedagogy and other sciences studying the phenomenon, reveals its social and psychological aspects, pays attention to their relationship, indicates the connection between the internal psychological aspects of a position and its manifestation in a line of behavior. The position of the individual is defined as the system of his relations with the social environment, dependent on the objective social position of a person, which determines the line of behavior in the social environment. In relation to the position of the individual, the term «antisocial» indicates that the object of the relationship is society, subjectively opposed to the position holder. Based on the opinions of legal scholars, the author emphasizes the connection between the antisocial position of the individual and criminal behavior and its recurrence. On the basis of a theoretical analysis, a hypothesis has been put forward that such opposition in juvenile convicts is based on unsatisfied claims to society and is expressed in deliberate offending behavior. Empirical testing of this hypothesis opens up new perspectives in the correction of juvenile convicts.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АНТИОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

ТРИБУНА МОЛОАОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2022.48.2.019 УДК 159.9

Залящев Глеб Сергеевич

адъюнкт,

Академия ФСИН России

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,

e-mail: vip.zalyashev@mail.ru

Gleb S. Zalyaschev

Post-degree student,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: vip.zalyashev@mail.ru

психологическая сущность антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных

Аннотация. В статье обосновывается актуальность обращения к исследованию проблемы антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных в связи со все большей криминализацией их контингента и яркой антиобщественной направленностью и цинизмом совершаемых ими преступлений. Автор описывает подходы к пониманию сущности позиции личности в социологии, психологии, педагогике и других изучающих феномен науках, раскрывает ее социальный и психологический аспекты, уделяет внимание их взаимосвязи, обозначает связь внутренних психологических аспектов позиции с ее проявлением в линии поведения. Позиция личности определена как зависимая от объективного социального положения человека система его отношений с социальным окружением, определяющая линию поведения в социальной среде. Применительно к позиции личности термин «антиобщественная» указывает, что объектом отношения является общество, субъективно противопоставляемое обладателю позиции. На основании мнений ученых-юристов подчеркнута связь антиобщественной позиции личности с преступным поведением и его рецидивом. На основании теоретического анализа выдвинута гипотеза, что такое противопоставление у несовершеннолетних осужденных базируется на неудовлетворенных претензиях к обществу и выражающееся в осознанном противоправном поведении. Эмпирическая проверка данной гипотезы открывает новые перспективы в исправлении несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: антиобщественная позиция личности, несовершеннолетние осужденные, отношение к обществу, преступность несовершеннолетних, психология отношений.

Summary. The article substantiates the urgency of addressing the study of the problem of the antisocial position of the personality of convicted juveniles, due to the increasing criminalization of their content and the vivid antisocial orientation and cynicism of the crimes they commit. The article describes approaches to understanding the essence of a person's position, in sociology, psychology, pedagogy and other sciences studying the phenomenon, reveals its social and psychological aspects, pays attention to their relationship, indicates the connection between the internal psychological aspects of a position and its manifestation in a line of behavior. The position of the individual is defined as the system of his relations with the social environment, dependent on the objective social position of a person, which determines the line of behavior in the social environment. In relation to the position of the individual, the term «antisocial» indicates that the object of the relationship is society, subjectively opposed to the position holder. Based on the opinions of legal scholars, the author emphasizes the connection between the antisocial position of the individual and criminal behavior and its recurrence. On the basis of a theoretical analysis, a hypothesis has been put forward that such opposition in juvenile convicts is based on unsatisfied claims to society and is expressed in deliberate offending behavior. Empirical testing of this hypothesis opens up new perspectives in the correction of juvenile convicts.

Keywords: antisocial position of the individual, convicted juveniles, attitude towards society, juvenile delinquency, psychology of relationships.

the psychological essence of the antisocial position of the personality of convicted juveniles

© 2022 Залящев Г. С.

Наличие сформированных жизненных позиций, ранее характерное для представителей старших возрастов, все чаще наблюдается у подростков, рано сталкивающихся с давлением жизненной реальности, активно получающих социальный опыт как в процессе проживания различных жизненных ситуаций, так и в доступной информационной среде СМИ и Интернета, а также разнообразных социальных сообществах.

Данная тенденция наблюдается и у подростков, находящихся в местах лишения свободы. Среди них и ранее встречались осужденные со сформированной антиобщественной позицией, однако проведенное нами пилотажное исследование показало, что в настоящее время их количество в массе осужденных заметно возросло. Это явление перестает быть исключительным и единичным среди несовершеннолетних осужденных, переходя в категорию распространенных. На наш взгляд, на рост числа несовершеннолетних осужденных со сформированной антиобщественной позицией влияют такие специфические факторы, как гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних, воспринимаемая ими как безнаказанность, пропагандируемый в обществе культ наживы и силы на фоне оттеснения на второй план морально-нравственных аспектов человеческих отношений, массовая озабоченность населения выживанием или стремлением к успеху, ведущая к снижению внимания к детям, формализм и рост документооборота, подменяющие реальную профилактическую работу.

Под воздействием указанных и ряда других факторов в местах лишения свободы растет процент несовершеннолетних осужденных, ранее неоднократно совершавших уголовно наказуемые деяния, ведущих антиобщественный образ жизни, имеющих сформированное негативное отношение к обществу и общественным устоям, обобщенно выраженное в антиобщественной личностной позиции. Отсутствие тенденций к снижению влияния данных факторов позволяет прогнозировать дальнейший рост числа несовершеннолетних осужденных со сформированной или активно формирующейся антиобщественной позицией личности, которая, по оценкам ряда криминологов является не только порождением, но и фактором систематического совершения преступлений. Поэтому решение научно-практической проблемы профилактики и коррекции антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных представляется актуальным в плане разработки средств противодействия рецидивной преступности несовершеннолетних.

Целью данной статьи является раскрытие сущности данного явления, позволяющее формализовать проблему и приступить к поиску путей ее решения.

По мнению большинства ученых, слово «позиция» в психологическом контексте раньше всех применил Альфред Адлер, хотя основой психологического содержания позиции он считал положение людей в социальной системе (детей в семье).

Смысл термина «позиция» менялся в работах социально-гуманитарных исследованиях в зависимости от их контекста, в результате чего определились основные направления его трактовки.

Согласно результатов аналитического исследования, проведенного Р. В. Овчаровой [1], в современной литературе термин позиция наполняется следующими возможными смыслами: 1) положение в обществе; 2) основные жизненные отношения человека, определяющие его активность и взаимодействие с окружением; 3) отношение к жизни в целом или ее сферам; 4) место человека в сложившейся жизненной ситуации.

С. Ю. Головин, анализируя существующие трактовки термина «позиция», подразумевает под ним систему отношений, проявляющуюся в поведении. Ученый указывает, что позиция имеет социальный аспект - положение человека в обществе и внутренний психологический аспект, представленный социальными установками. Иными словами, указанный автор указывает, что позиция человека имеет и объективную и субъективную сторону [2]. Данное мнение разделяет и А. С. Королев, выделяя в социальной позиции личности позицию внешнюю и внутреннюю, важным аспектом которой ученый считает понимание человеком своего места в мире и понимание мира с этой субъективной точки зрения [3].

Сочетание объективного и субъективного в социальной позиции анализируют В. В. Радул и О. С. Радул [4]. Данные авторы отмечают, что внутренний аспект позиции личности формируется посредством социализации, согласования своей внешней позиции с социальной средой в процессе взаимодействия с ней. Это согласование позволяет человеку адекватно выстраивать свою активность в социуме и двигаться в нем, встраиваясь в социальные отношения. Однако названные

ученые указывают, что имея высокий уровень развития субъектности человек может в какой-то мере противостоять внешним воздействиям, формировать и отстаивать сознательно выбранную позицию как во внешнем, так и во внутреннем плане.

Обращаясь к тому или иному и аспекту феномена позиции ученые используют различную терминологию. Часто речь конкретно идет о социальной позиции (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.), а иногда - именно о внутренней позиции личности (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и др.).

Однако наиболее всеобъемлющим и универсальным, по мнению Е. С. Зориной является понятия «позиция личности» [5], которое и является родовым для рассматриваемого нами понятия.

Б. Г. Ананьев, описывая феномен позиции личности, указывал, что это «сложная система отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» [6, с. 209].

Ее внутренним аспектом Л. И. Божович считала «...не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, мотивированный внутренними побуждениями...» [7, с. 159], который опосредует внешние воздействия, осуществляя регуляцию взаимодействие личности и социума, принятие или отвержение его воздействий, побуждение к определенным действиям или отказу от них [7]. Это мнение созвучно с идеями С. Л. Рубинштейна о том, что позиция личности определяет поведение [8].

Содержательно, в позиции личности исследователи выделяют процессуально-поведенческие и психологические (опыт, взгляды, ценности, активные избирательные отношения) аспекты [9], самосознание, оценочные отношения [10], направленность и систему ключевых отношений [11], мотивацию, характеристику активности и самосознания [5], нравственный аспект, ориентации и идеалы личности [12], главные ориентиры в отношениях с миром [13].

При этом С. В. Басюк на основе теоретического анализа указывает на высокое личностное значение и устойчивость указанных психологических характеристик и соответствующей линии поведения [14], определяющих позицию личности.

Взаимосвязи социального и внутреннего аспекта личностной позиции уделено пристальное внимание в концепции К. А. Абульхановой-Славской [10], которая показывает значимость позиции личности для общества, ее зависимость от объективных социальных условий и возможность изменения в результате собственных решений личности. По ее мнению, человек воспринимает свои объективные возможности в социуме и сопоставляя их со своими потребностями ищет свою позицию. При этом содержание позиции связывается ей с тем, насколько человек способен воспринять те или иные идеалы и ценности, существующие в его социальном окружении и тем, насколько его активность по формированию своей позиции соответствует объективной социальной ситуации.

По мнению данного автора, занятая позиция во многом определяет траекторию социальной жизни человека, определяет выбор поведения в социально значимых ситуациях. В социальной практике, по К. А. Абульхановой-Славской, выбирая те или иные решения, человек как формирует, укрепляет свою позицию, так и реализует ее. Особую роль при этом отводится стереотипным повторяющимся ситуациям. Автор указывает на тенденцию распространения позиции, выработанной в какой-либо одной сфере на жизнь в целом. Она видит возможности изменения личностью своей позиции за счет сравнения и оценки себя, участия в деятельности, за счет противоречий, которые могут возникать между самовосприятием человека, его стремлениями и той позицией, которую его вынуждает занять социальная ситуация.

Согласованию социального и психологического аспектов позиции, в том числе и выстраиванию соответствующей линии поведения, по мнению В. С. Мухиной [15], способствует формирование в сознании личности эталонного образа обладателя той или иной социальной позиции, обобщенно отражающего социальные ожидания и представление о том каким образом должен вести себя обладатель данной позиции. Занятие социальной позиции в итоге сопровождается принятием на себя определенных обязанностей и приобретением прав, выполнением определенных ролей и действиями с ориентацией на ожидания окружающих [16].

Таким образом, исходя из рассмотренных мнений различных авторов, можно заключить, что позиция личности - это зависимая от объективного социального положения человека система его отношений (включающих когнитивный, эмоциональный и мотивационный аспекты) с социальным окружением, определяющая линию поведения в социальной среде.

Важным для понимания сущности антиобщественной позиции личности является замечание Т. В. Шабановой о том, что позиция предполагает наличие социально-значимых объектов, отношения к которым ее составляют [17].

Таким образом, термин «антиобщественная позиция личности» выделяет общество как объект значимый для формирования такой позиции и указывает на то, что данная позиция заключается в противопоставлении себя обществу.

Такое понимание подкрепляется результатами анализа работ авторов, использовавших данный термин. Кроме того, данное противопоставление находит свое выражение в «антиобщественной направленности поведения» [14], а по мнению В. Т. Гайкова [18] и ряда других ученых-криминологов - в совершении преступлений.

Одной из проблем рассмотрения содержания термина «антиобщественная позиция личности» является его смешивание с термином «асоциальная позиция». Наиболее близкими понятия асоциальной и антисоциальной позиции можно признать в контексте рассмотрения групп подростков с асоциальными интересами, в которых они отделяют себя от общества [19], рассматривая общество как группу сравнения по принципу «мы - не они», что указывает на работу социально-психологических и социальных механизмов в формировании антиобщественной позиции личности.

Анализ работ Л. В. Зубовой, Ю. С. Ереминой, Е. Н. Фаниной и других исследователей, уделивших внимание проблеме асоциальности личности и поведения, дает основание заключить, что асоциальная позиция предполагает отсутствие включенности в социальные процессы и их низкую субъективную значимость для личности, низкую интериоризацию общепринятых норм и ценностей. Однако исследователями данной проблемы как признак асоциальной позиции не упоминается противопоставление человеком себя обществу. Общество может даже не являться для личности значимым социальным объектом. Асоциальное поведение во многих случаях может не быть общественно опасным и вступать в противоречие с интересами других членов общества.

Применительно к несовершеннолетним осужденным проблема антиобщественной позиции личности затрагивалась, в частности, в работах К. А. Абульхановой-Славской [10], которая в качестве специфической черты позиции несовершеннолетних правонарушителей, с опорой на мнения таких исследователей, как Э. И. Дранищева, Э. П. Замуруева, Г. X. Ефремова и

A. Р. Ратинов, отмечает противоречивость составляющих ее отношений. При этом она отмечает, что эта противоречивость отношений снимается у подростков группами их принадлежности, которое, на наш взгляд, происходит за счет ориентации на авторитеты, разделения ответственности и стереотипизации, позволяющей игнорировать отдельные противоречия. По мнению

B. М. Яковлевой, антиобщественные позиции усиливаются у осужденных при отсутствии у них надежных семейных связей [20].

Еще одной важной чертой, составляющей специфику антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, является отсутствие у молодых рецидивистов социально значимых ценностей, выявленное В. А. Афиногеновым [21], при том, что и какие-то особые антисоциальные ценности при исследовании их мотивационной сферы выявлены не были [21, 22].

С учетом приведенного выше теоретического анализа можно полагать, что антиобщественная позиция несовершеннолетних правонарушителей формируется под воздействием противоречий между объективным существованием связей несовершеннолетних преступников с членами общества и несформированностью как мотивационно-ценностной базы для социально приемлемого удовлетворения своих потребностей в нем. Это в свою очередь приводит к фрустрационным переживаниям и формированию негативного отношения к обществу, лежащему в основе антиобщественной позиции несовершеннолетних осужденных.

Таким образом, антиобщественную позицию личности несовершеннолетних осужденных в наиболее общем смысле можно понимать как субъективное противопоставление себя обществу, базирующееся на неудовлетворенных претензиях к нему и выражающееся в осознанном противоправном поведении.

Следует отметить, что данное понимание психологической сущности антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных требует дальнейшего подтверждения в планируемом нами эмпирическом исследовании.

Эмпирическое уточнение или подкрепление полученных данных откроет новые возможности как для профилактики, так и для коррекции в условиях исправительных учреждений антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных, лежащих предположительно в области работы с их самопониманием и мотивационной сферой.

Библиографический список

1. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. 496 с.

2. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1998. 301 с.

3. Королев А. С. Формирование социально активной позиции студента - будущего учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2019. 195 с.

4. Радул В. В., Радул О. С. Социальная позиция личности // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2021. № 2 (80). С. 6-11. URL: https://7universum.com/ru/psy/ archive/item/11219 (дата обращения: 07.02.2021).

5. Зорина Е. С. Позиция личности в философско-социологических и психолого-педагогических исследованиях 70-80-х гг. XX в. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 61. С.400-403.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

7. Лубовский Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования // Журнал практического психолога: научно-практический журнал. 2008. № 5. С. 157-171.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.

9. Гневашева В. А., Сукталиева Э. В., Терпугова Н. Ф. Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 60-63.

10. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. М.: Наука, 1980. 335 с.

11. Кузнецова А. Г., Бурова О. Е. Характеристика интерсубъективной позиции личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 274-280.

12. Иващенко А. В., Фролова Н. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. М.: Институт молодежи, 1996. 158 с.

13. Мальчинский Ф. В. Ведущие параметры внутренней позиции личности курсанта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 234-238.

14. Басюк С. В. Воспитание гражданско-правовой позиции личности старшеклассника // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4-2. С. 197-206.

15. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.

16. Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРО, 2000. 776 с.

17. Шабанова Т. В. Гражданская позиция как фактор социализации личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 129-131.

18. Гайков В. Т. Особенности уголовно-правового регулирования рецидива преступлений в странах бывшего социалистического лагеря // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2006. № S20. С. 79-81.

19. Оферкина О. А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 22 с.

20. Яковлева В. М. Взаимосвязь свойств личности осужденного и совершения им преступлений корыстной направленности в исправительном учреждении // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28. №. 3. С. 432-439.

21. Анфиногенов В. А. Ценности осужденных и их значение в местах лишения свободы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4. С. 69-71.

22. Вилкова А. В. Духовно-нравственные ценности несовершеннолетних осужденных в пенитенциарной системе. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2018. 99 с.

References

1. Ovcharova R. V. Roditel'stvo kak psihologicheskij fenomen [Parenthood as a psychological phenomenon]. Moscow, 2006, 496 p. [in Russian].

2. Slovar' prakticheskogo psihologa [Dictionary of a practical psychologist]. Minsk, 1998, 301 p. [in Russian].

3. Korolev A. S. Formirovanie social'no-aktivnoj pozicii studenta-budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury. Diss. kand. ped. nauk [Formation of a socially active position of a student-a future teacher of physical culture. Candidate's of Pedagogics thesis]. Voronezh, 2019, 195 p. [in Russian].

4. Radul V. V., Radul O. S. Social'naja pozicija lichnosti [Social position of personality]. Universum: psihologija i obrazovanie : jelektron. nauchn. Zhurn. [Universum: psychology and education: electron. scientific. Journal], 2021, no. 2(80), pp. 6-11. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/ item/11219 Accessed: 07.02.2021). [in Russian].

5. Zorina E. S. Pozicija lichnosti v filosofsko-sociologicheskih i psihologo-pedagogicheskih issledovanijah 70-80-h gg. XX v. [The position of personality in philosophical-sociological and psychological-pedagogical studies of the 70-80-ies of the XX century]. Izvestija RGPU im. A. I. Gercena [Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen], 2008, no. 61, pp. 400-403 [in Russian].

6. Ananyev B. G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as a subject of cognition]. Saint-Petersburg, 2001, 288 p. [in Russian].

7. Lubovsky D. V. Ponjatie «Vnutrennjaja pozicija lichnosti» v rabotah L. I. Bozhovich: teoret-icheskie aspekty i sovremennye issledovanija [The concept of «The inner position of personality» in the works of L. I. Bozhovich: theoretical aspects and modern research]. Zhurnal prakticheskogo psihologa: nauchno-prakticheskij zhurnal [Journal of a practical psychologist: A scientific and practical journal], 2008, no. 5, pp. 157-171 [in Russian].

8. Rubinstein S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Saint-Petersburg, 2008, 713 p. [in Russian].

9. Gnevasheva V. A., Suktalieva E. V., Terpugova N. F. Stanovlenie professional'noj pozicii lichnosti [The formation of a professional position of a person]. Znanie. Ponimanie. Umenie. [Knowledge. Understanding. Skill], 2007, no. 3, pp. 60-63 [in Russian].

10. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Dejatel'nost' i psihologija [Activity and psychology]. Moscow, 1980, 335 p. [in Russian].

11. Kuznetsova A. G., Burova O. E. Harakteristika intersubektivnoj pozicii lichnosti [Characteristics of the intersubjective position of personality]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik [YaroslavlPedagogical Bulletin], 2016, no. 6, pp. 274-280 [in Russian].

12.Ivashchenko A. V., Frolova N. V. Nravstvennye cennosti i osobennosti ih osvoenija shkol'noj molodezh'ju v sovremennyh uslovijah [Moral values and features of their development by school youth in modern conditions]. Moscow, 1996, 158 p. [in Russian].

13. Malchinsky F. V. Vedushhie parametry vnutrennej pozicii lichnosti kursanta [Leading parameters of the internal position of the cadet personality]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija [Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 2009, no. 4, pp. 234-238 [in Russian].

14. Basyuk S. V. Vospitanie grazhdansko-pravovoj pozicii lichnosti starsheklassnika [Education of the civil-legal position of the personality of a high school student]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkor-tostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2010, no. 4-2, pp. 197-206 [in Russian].

15. Mukhina V. S. Lichnost': mify i real'nost' [Personality: myths and reality]. Yekaterinburg, 2007, 1072 p. [in Russian].

16. Psihologija individual'nyh razlichij. Hrestomatija po psihologii [Psychology of individual differences. Textbook on psychology]. Moscow, 2000, 776 p. [in Russian].

17. Shabanova T. V. Civic position as a factor of socialization of personality [Grazhdanskaja pozicija kak faktor socializacii lichnosti]. Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application], 2015, no. 44, pp. 129-131 [in Russian].

18. Gaikov V. T. Osobennosti ugolovno-pravovogo regulirovanija recidiva prestuplenij v stranah byvshego socialisticheskogo lagerja [Features of the criminal law regulation of recidivism in the countries of the former socialist camp]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshhestvennye nauki. [Izvestiya of higher educational institutions. The North Caucasus region. Social sciences], 2006, no. S20, pp. 79-81 [in Russian].

19. Oferkina O. A. Social'no-psihologicheskaja profilaktika asocial'nogo povedenija podrostkovyh grupp. Аvtoref. diss. kand. psych. nauk [Socio-psychological prevention of antisocial behavior of adolescent groups. Extended of candidate's of Psychology thesis]. Moscow, 2013, 22 p. [in Russian].

20. Yakovleva V. M. Vzaimosvjaz' svojstv lichnosti osuzhdennogo i sovershenija im prestuplenij korystnoj napravlennosti v ispravitel'nom uchrezhdenii [The relationship between the personality traits of a convicted person and the commission of crimes of a mercenary orientation in a correctional institution].

Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2020, vol. 28, no. 3, pp. 432-439 [in Russian].

21. Anfinogenov V. A. Cennosti osuzhdennyh i ih znachenie v mestah lishenija svobody [Values of convicts and their significance in places of deprivation of liberty]. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 2019, no. 4, pp. 69-71 [in Russian].

22. Vilkova A. V. Duhovno-nravstvennye cennosti nesovershennoletnih osuzhdennyh v peniten-ciarnoj sisteme [Spiritual and moral values of juvenile convicts in the penitentiary system]. Moscow, 2018, 99 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.