Научная статья на тему 'АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ'

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асоциальное поведение / несовершеннолетние. / antisocial behavior / minors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О.А. Терегулова

В статье рассматриваются причины и условия возникновения асоциального поведения несовершеннолетних. Одним из таких факторов является биологический фактор, а именно наследственность. Неправильный образ жизни родителей, употребление ими алкоголя, наркотиков могут привести к нарушениям в ДНК. Этот фактор впоследствии может привести к нарушениям в развитии личности, сделать его неполноценным, что повлияет в будущем на его самоопределение в обществе и выбор позиции по отношению к закону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTISOCIAL BEHAVIOR OF A MINOR: CAUSES AND CONDITIONS OF OCCURRENCE

The article deals with the causes and conditions of the emergence of antisocial behavior of minors. One of these factors is a biological factor, namely heredity. Improper lifestyle of parents, their use of alcohol, drugs can lead to violations in the DNA. This factor can subsequently lead to violations in the development of the individual, make him inferior, which will affect his self-determination in society and the choice of position in relation to the law in the future.

Текст научной работы на тему «АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10127

© Терегулова О.А. 2020

ANTISOCIAL BEHAVIOR OF A MINOR: CAUSES AND CONDITIONS OF

OCCURRENCE

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ*

O. A. Teregulova, О.А. Терегулова,

Associate Professor of the Department of Psychology, адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации

Pedagogy and HR management at the Academy работы с кадрами Академии управления МВД России of Management of the MIA of Russia

Для цитирования: Терегулова О.А. Асоциальное поведение несовершеннолетнего: причины и условия возникновения. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 125-127. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article deals with the causes and conditions of the emergence of antisocial behavior of minors. One of these factors is a biological factor, namely heredity. Improper lifestyle of parents, their use of alcohol, drugs can lead to violations in the DNA. This factor can subsequently lead to violations in the development of the individual, make him inferior, which will affect his self-determination in society and the choice of position in relation to the law in the future.

Keywords: antisocial behavior, minors.

В настоящее время в нашей стране одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государством является бережное отношение к подрастающему поколению, а также противодействие правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних.

Решение данной проблемы требует повышения эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних и их асоциального поведения, усиления начал профессионализма, конкретности этой деятельности. Но для этого сначала необходимо проанализировать причины и условия возникновения данной проблемы.

Подростковый и юношеский возраст характеризуется подчеркнутой возрастной спецификой, которая в значительной мере обусловлена особенностями социальной ситуации развития, харак-

Аннотация. В статье рассматриваются причины и условия возникновения асоциального поведения несовершеннолетних. Одним из таких факторов является биологический фактор, а именно наследственность. Неправильный образ жизни родителей, употребление ими алкоголя, наркотиков могут привести к нарушениям в ДНК. Этот фактор впоследствии может привести к нарушениям в развитии личности, сделать его неполноценным, что повлияет в будущем на его самоопределение в обществе и выбор позиции по отношению к закону.

Ключевые слова: асоциальное поведение, несовершеннолетние.

терной для этого возраста. В этом возрасте происходит половое созревание, гормональная перестройка организма. Это влечет перепады настроения, повышенную ранимость, резкость суждений, черствость характера сменяет сентиментальность. Все это еще больше осложняет переход от детства к взрослой жизни, становление моральных ценностей и уважение к закону.

Антисоциальное поведение связывают с такими личностными образованиями, как потребности, нравственное сознание, ценностные ориентации (А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцева, Ю.М. Антонян). На основе исследований, проведенных различными учеными, такими как Ли-совкий В.Т., И.С. Кон, В.Т. Лашко, Н. А. Титовой, В.И. Батова, Т.В. Ивановой мы можем выделить психологические, социальные и биологические

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

факторы, влияющие на поведение несовершеннолетних.

Рассмотрим социальные детерминанты, толкающие несовершеннолетних к антиобщественному поведению.

Неустойчивое, завышенное, нереалистическое представление несовершеннолетнего о себе тесно соотносится с неадекватностью социального поведения. Все это можно отнести к психологическим факторам, предрасполагающим к асоциальному поседению.

Рассмотрим социальные детерминанты, толкающие несовершеннолетних к антиобщественному поведению.

Поведение несовершеннолетнего будет адекватным при условии, если микроклимат, в котором он находится, своевременно и адекватно способен воспринимать особенности характера подростка. Детерминанты предрасположенности к противоправному поведению у несовершеннолетних полагаются на взаимосвязи и взаимодействии человека с окружающим миром, людьми и самим собой, но в то же время большое значение имеет условия, при которых человек проходил процесс социализации.

Подростки с отклоняющимся поведением имеют более низкий общий уровень социальной компетентности, в частности, не уверены в себе, менее общительны и организованы.

В первую очередь на формирование несовершеннолетнего влияет семья. Особенности воспитания в семье тесно связаны с особенностями поведения несовершеннолетнего, с тем, как будут складываться его отношения с окружающими людьми и каким он вырастет в будущем. Отсутствие в семье нормальной нравственной микросферы, так например, алкоголизм родителей, их аморальное поведение и т. д., может привести к формированию негативных качеств характера. Взросление в неполной семье может повлиять на качество и рост группирования со сверстниками. Также это скажется на попытках найти вне семьи идеал мужчины или женщины.

Деформированная и расширенная семья, в которых в одном доме проживает большое количество родственников (сестры и братья родителей, их дети и т. д.) оказывает негативное влияние на становление личности несовершеннолетнего. Низкий уровень образования у родителей, а также место их проживания и социальный статус повышают риск предпосылок противоправного поведения у юношей и подростков.

Также одним факторов, оказывающих влияние на несовершеннолетних правонарушите-

лей является воспитание одним из родителей автономно, враждебное отношение или непоследовательное воспитание со стороны одного из родителей. Однако поощряющее отношение со стороны родителей может привести к вседозволенности.

Школа или профессиональное училище также вносит огромный вклад в развитие личности. Несовершеннолетие проводят большую часть времени в учебном заведении. Учебные заведения обладают не только образованной функцией, но и формирует навыки общения в социуме. Несовершеннолетние, игнорирующие обучение, негативно настроенные к школьному коллективу более склонны к совершению правонарушений и преступлений. Только совокупность общественных ресурсов, педагогическое, социально-экономическое, религиозно-духовное, информационное влияние может сформировать полноценную личность, стремящуюся к повышению своего интеллектуального и культурного уровня, имеющую тягу к знаниям, нравственные ценности и идеалы.

Кроме того, огромное влияние на несовершеннолетнего оказывает улица. Его личность формируется под влиянием той группы сверстников, с которой он проводит больше времени, а также значение имеет его социальный статус в этой группе. В данной социальной среде подростки и юноши могут встретить много негатива, но это необходимо для воспитания силы и стойкости характера. Несовершеннолетний должен быть готов преодолевать различные отрицательные ситуации, не изменяя своим положительным моральным качествам. На улице дети приобретают новые социальные статусы, могут участвовать в различной деятельности, как негативной, так и позитивной. Улица дарит несовершеннолетним «иллюзию свободы», временны выход из-под контроля взрослых, тем самым развивая инстинкты ребенка и позволяя ему раскрываться как личность.

Не стоит забывать про биологические факторы, оказывающие влияние на подростков. В данном возрасте заканчивается период физического и полового созревания. Несовершеннолетние уже чувствуют себя взрослыми, однако по-прежнему остаются на содержании родителей или государства.

Одним из биологических факторов является наследственность. Неправильный образ жизни родителей, употребление ими алкоголя, наркотиков могут привести к нарушениям в ДНК. Этот фактор впоследствии может привести к нарушениям

в развитии личности, сделать его не полноценным, что повлияет в будущем на его самоопределение в обществе и выбор позиции по отношению к закону.

Библиографический список

1. Астанина Н.Б. Особенности отношений с родителями у подростков с девиантным поведением // Вестник научной студенческой сессии факультета философии и психологии ВГУ. - Воронеж : ВГУ, 2006. - С. 31-33.

2. Мальцева Т.В. Психология : учебное пособие. - М. : Роир, Инфра-М., 2017. - 275 с.

3. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. С. 3-33.

4. Рыцарева Т.В. Индивидуально-психологические особенности подростков с разным типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей : автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2018.

5. Цветков В.Л. Антиобщественное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

а.д. Самойлов

ПЕДАГОГИКА ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

и

Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы учебной дисциплины "Педагогика и психология высшей школы". Учебник предназначен для содействия подготовке магистров к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников и педагогов в современной системе высшего профессионального образования, овладения систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками, формирования общих и профессиональных компетентностей.

Ориентирован на усвоение обучаемыми профессиональной квалификации по курсу "Преподаватель высшей школы". Может быть полезен ассистентам и начинающим преподавателям высших учебных заведений, а также специалистам в области высшего профессионального образования и соискателям ученых степеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.