Научная статья на тему 'Психологическая структура профессиональной компетентности учителей'

Психологическая структура профессиональной компетентности учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯПРОФЕССИОНАЛА / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONALISM / VOCATIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TEACHER FORMATION / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE SIGNS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Леонид Дмитриевич, Чикова Ольга Михайловна

В статье идет речь о психологической структуре профессиональной компетентности учителя. Авторы, анализируя понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», делают попытку определения внутренних, сущностных качеств, образующих пространство, в котором развивается профессиональная личность, выделяя наиболее типичные направления становления учителя-профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE VOCATIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

The article deals with psychological structure of the teachers’ vocational competence. Analyzing the professionalism and the vocational competence concepts, the authors make an attempt to define intrinsic, essential features forming the environment, in which the professional personality develops. The most typical areas of the professional teacher formation are discussed.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура профессиональной компетентности учителей»

УДК 37.013 : 373.5 Плотников Леонид Дмитриевич

кандидат педагогических наук, директор института психологии и педагогики Тюменского государственного университета [email protected]

Чикова Ольга Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Тюменского государственного университета [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Plotnikov Leonid Dmitrievich

PhD in Education Science, Director at the Institute of Psychology and Education Science, Tyumen State University [email protected]

Chikova Olga Mikhaylovna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Developmental and Educational Psychology Department, Tyumen State University [email protected]

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE VOCATIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

Аннотация:

В статье идет речь о психологической структуре профессиональной компетентности учителя. Авторы, анализируя понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», делают попытку определения внутренних, сущностных качеств, образующих пространство, в котором развивается профессиональная личность, выделяя наиболее типичные направления становления учителя-профессионала.

Ключевые слова:

профессионализм, профессиональная компетентность, становление учителя-

профессионала, объективные и субъективные показатели профессиональной компетентности.

Summary:

The article deals with psychological structure of the teachers’ vocational competence. Analyzing the professionalism and the vocational competence concepts, the authors make an attempt to define intrinsic, essential features forming the environment, in which the professional personality develops. The most typical areas of the professional teacher formation are discussed.

Keywords:

professionalism, vocational competence, professional teacher formation, objective and subjective signs of the professional competence.

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки [1; 2; 3; 4; 5]. Однако в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально важных качеств, их формирования и оценки [6]. Остается не вполне ясным, что означает профессионал, как субъект профессиональной деятельности; какими психологическими особенностями отличается мастер своего дела от других представителей профессионального сообщества. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности учителя (В.А. Бодров, К.И. Бодрова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.В. Юдин).

Под профессионализмом мы понимаем комплексное личностное образование, обеспечивающее эффективное и надежное выполнение неалгоритмизированной деятельности учителя. В понятии «профессионализм» отражается степень овладения человеком профессиональной деятельности, которая соответствует существующим стандартам и требованиям общества. Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Вопросы данного понятия рассматриваются в работах зарубежных ученых (Б.Л. Вульфсон, Ю.Е. Штейнсапир, B. Joyce, B. Showers [7]). Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Проблема профессиональной компетентности активно изучается и отечественными учеными (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Абдюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, Е.Д. Вознесенская, Н.А. Голиков [8], З.Ф. Есаре-ва, Н.И. Костина; Л.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, М.С. Сунцова, Ю.К. Янковский). Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда. Это и

особое психологическое образование, и профессиональная ментальность. Психологическая компетентность - одна из основных составляющих личностного развития взрослого человека. Именно в сфере профессиональной деятельности он развивается как личность и индивидуальность.

В настоящий момент назрела настоятельная потребность отказаться от коллекционирования многочисленных внешних критериев оценки профессионализма педагога и попытаться определить внутренние, сущностные, образующие пространство, в котором развивается профессиональная личность, с тем, чтобы уже в рамках этого пространства выделить наиболее типичные направления становления учителя-профессионала. Первые попытки моделирования образовательной компетентности были сделаны А.Н. Дахиным [9]. Мы же перед собой ставили задачу изучения психологической структуры профессиональной компетентности учителя, которую мы рассматриваем шире, чем образовательную, которая органично входит в ее состав, как способность учителя «образовываться как предметнику и методисту».

С целью изучения психологической структуры профессиональной компетентности приняло участие 25 учителей (по 5 человек по каждой из специальностей: английский язык, история и об-ществознание, химия, математика, русский язык и литература) трех школ г. Тюмени.

В качестве экспертов были приглашены три завуча школ. Стаж педагогов в среднем составляет 17,4 лет, возраст испытуемых от 30 до 40 лет. Квалификация педагогов: без категории -8 чел.; первая квалификационная категория - 8 чел.; высшая квалификационная категория - 9 чел.

Экспериментальная часть исследования была построена на диагностике с помощью 4 методик: «Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога» (Коллектив авторов ЛВМА им. С.М. Кирова, 2005 г.); «Диагностика типа центрации педагога» (Левитан К.М., 1994 г.); «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» (Симонов В.Ю., 2005 г.); «Лист оценки профессиональной деятельности и личности учителя» (Казарицкая Т., 2004 г.) (таблица 1).

Таблица 1 - Селекция диагностических показателей исследования

Методика Код показателя в диагностическом блоке Название показателя

Субъективные показатели

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога 1 Нервно-психическая устойчивость

Диагностика типа центрации педагога 2 Конформная центрация

3 Эгоцентрическая центрация

4 Гуманистическая центрация

5 Авторитарная центрация

6 Центрация, ориентированная на родителей

7 Методическая центрация

Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности 8 Способность к творчеству

9 Работоспособность

10 Исполнительность

11 Коммуникабельность

12 Адаптированность

13 Уверенность в своих силах

14 Уровень самоуправления

Объективные показатели

Лист оценки профессиональной деятельности и личности учителя 15 Результаты деятельности

16 Уровень знаний учителя

17 Г ностические умения

18 Проектировочные умения

19 Конструктивные умения

20 Организаторские умения

21 Коммуникативные умения

22 Направленность

В структуре диагностики профессиональной компетентности выделяется 8 объективных и 14 субъективных показателей.

Методом выборочного коэффициента корреляции Пирсона «г» определялись корреляционные взаимосвязи между показателями самооценки и экспертной оценки завучей профессиональной компетентности учителей-предметников.

Анализ 484 показателей корреляционной матрицы позволил установить корреляционные связи на основе ведущего генерального фактора «Направленность на педагогическую деятель-

ность». По экспертной оценке он является системообразующим фактором для 7, из которых 4 -объективных и 3 - субъективных показателя.

Оформление корреляционной плеяды: верхний квадрат - генеральный фактор «Направленность на педагогическую деятельность»; второй уровень - квадраты, в которых помещены № кода показателя, представленного в таблице 1, и показаны корреляционные связи (рисунок 1). Рядом с корреляцией содержательная характеристика связи (объективная и субъективная оценка).

Направленность на педагогическую деятельность

I-----------------------------------------------------------------т----------------------------------------------------------------Г Т

1 0,86 (о) ( і 0,85 (о) і 0,72 (о) 0.88 (с) і 0.78(0) 1 0.66 (с) I 0,67 (с)

№21 №20 №19 №17 №18 №16 №15

Рисунок 1 - Корреляционная плеяда «Направленность на педагогическую деятельность»

Показатель «направленность» является показателем методики «Лист оценки профессиональной деятельности и личности учителя» - связан с остальными семью показателями: коммуникативные умения (№ 21), организаторские умения (№ 20), конструктивные умения (№ 19), проектировочные умения (№ 18), гностические умения (№ 17), уровень знаний учителя (№ 16), результаты деятельности (№ 15) - той же методики.

Показатель «направленности» связан с тремя показателями: «методическая центрация» (№ 7), «центрация, ориентированная на родителей» (№ 6), «гуманистическая центрация» (№ 4) методики «Диагностика типа центрации».

Обращаем внимание, что эти показатели дополнили характеристику направленности на педагогическую деятельность, то есть высокий уровень профессиональной компетентности невозможен без методической подготовленности учителя, его ориентации на родителей и наличия гуманных, толерантных свойств личности. Содержание данной корреляционной плеяды позволяет сделать вывод, что ведущим компонентом профессиональной компетентности учителей является компонент «направленность на педагогическую деятельность» с его 2-уровневой композицией субъективных (с) и объективных (о) качеств.

Второй плеядой по весу, по количественным значениям корреляции является плеяда, где представлена корреляция уровня знаний учителей методики «Лист оценки профессиональной деятельности и личности учителя» с 8 субъективными показателями, 3 из которых относятся к объективной оценке и 5 - к субъективной. Вторую корреляционную плеяду по генеральному показателю можно обозначить плеядой профессиональных знаний, то есть она отражает гностический компонент профессиональной деятельности, поэтому целесообразней назвать ее «Гностический компонент профессиональной компетентности учителей» (рисунок 2).

Г ностический компонент профессиональной компетентности учителейпредмет никое

I 1 ------1------- I * ! ------1--------- » —I

0.85 <о) -0.8 (с) О.97(о) 0,91 (с) 0.73 (с) 0.93 (о) 0.73 (с) 0.86 (с)

№22 №12 №21 №6 №8 №2 №7 №4

Рисунок 2 - Корреляционная плеяда «Гностический компонент профессиональной компетентности учителей»

Проанализируем 2-уровневую структуру (объективные (о) и субъективные (с) оценки) данной плеяды. Следует обратить внимание на отрицательную корреляционную связь (№ 12 = -0,8), которая означает, что уровень адаптированности связан с низким показателем уровня знаний, и наоборот. Следовательно, для профессиональной самостоятельности требуется не только определенный диапазон знаний по предмету, но и достаточный или высокий уровень адаптации к педагогической деятельности, которая изобилует сложными учебными ситуациями и затруднениями в межличностных отношениях. Этот вывод дополняет следующая

корреляционная связь - показатель «центрация, ориентированная на родителей» (№ 6 = -0,91). В структуру гностического компонента с высоким уровнем корреляции вошли показатели - способность к творчеству (№ 8), методическая центрация (№ 7). Содержание гностического компонента профессиональной компетентности учителей-предметников включает показатели трех методик: «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности», «Диагностика типа центрации педагога», «Лист оценки профессиональной деятельности и личности учителя». Как видно в иерархическом порядке этот компонент сопровождает и дополняет компонент направленности на педагогическую деятельность. Исходя из содержания компонента знаний, мы можем сказать, что для профессионально-компетентного педагога-предметника необходимо обладать системой ориентации на педагогическую деятельность, коммуникативных и организаторских умений. Качества профессиональных знаний более эффективно реализуются при хорошем уровне адаптации к коллегам, учащимся и их родителям.

Знания учителя по своему предмету не единственное, что делает его профессионально компетентным. Профессиональные знания должны сочетаться с личностными качествами, что отражает связь с показателем «гуманистическая центрация» (№ 4 = -0,86) и умением транслировать эти знания ученикам и взаимосвязь с показателем «методическая центрация» (№ 7 = -0,73).

Содержание гностического компонента дополнил показатель «способность к творчеству» (№ 8 = -0,73), то есть качество профессиональной компетентности - это не только репродуктивный уровень воспроизведения знаний, но и реализация их на творческом уровне. Можно сказать, что профессиональная компетентность педагога - это способность выполнять деятельность не на алгоритмизированном уровне, а на творческом.

Третья плеяда «Коммуникативные и организаторские умения учителей-предметников» содержит пять корреляционных связей в структуре коммуникативных умений и шесть корреляционных связей в структуре организаторских умений (рисунок 3).

Рисунок 3 - Корреляционная плеяда «Коммуникативные и организаторские умения

учителей-предметников»

Представленная на рисунке 3 корреляционная плеяда отражает третий элемент профессиональной компетентности учителей-предметников в нашей корреляционной выборке. Содержание и взаимосвязь показателей этой плеяды позволяют делать вывод, что в структуру коммуникативных и организаторских способностей учителей-предметников входят объективные оценки «результатов деятельности» (№ 15) и уровень профессиональных знаний (№ 16) и такие личностные образования как гуманность (№ 4) и ориентация на родителей (№ 6).

Проанализировав построение корреляционных плеяд, необходимо отметить, что первая из них - «Направленность на педагогическую деятельность» - подтверждается высоким уровнем гностических навыков (вторая плеяда «Гностический компонент профессиональной компетентности учителей-предметников»). Показатели по этим двум плеядам отразили тенденцию: профессиональная компетентность учителей-предметников - это глубина знаний учителей (математики, истории, химии, английского языка, русского языка и литературы) и их выраженная ориентированность на педагогическую деятельность.

Как показывает матрица интеркорреляций показателей самооценки и экспертной оценки профессиональной компетентности учителей-предметников, тенденция, описанная в характеристике гностического компонента профессиональной деятельности учителей-предметников, дополняется взаимосвязью факторов «гностические умения» (№ 22) с тремя показателями (результаты деятельности, адаптированность и гуманистическая центрация).

Как видно из полученных результатов корреляционные связи всех описанных показателей находятся на высоком уровне - 90 % значимости и выше. Самые высокие коэффициенты корреляционной взаимосвязи, выраженные в объективных и субъективных оценках, имеет показатель «направленность на педагогическую деятельность», следовательно, можно сказать,

что содержательной основой профессиональной компетентности является высокий уровень профессиональных знаний по предмету.

Таким образом, психологическую структуру профессиональной компетентности учителей составила многоуровневая система:

- первый уровень «Направленность на педагогическую деятельность»;

- второй уровень «Гностический компонент профессиональной компетентности»;

- третий уровень «Коммуникативные и организаторские умения учителей».

Структура компонента «Направленность на педагогическую деятельность» включает показатели: целеустремленность, гражданственность, осознанность и ориентированность на учащихся и родителей; высокий уровень готовности к деятельности; удовлетворенность профессией; прогностичность.

Композиция показателей гностического компонента: широкий информационный диапазон; критичность в оценке результатов в деятельности; методическая и научная состоятельность; креативность в трансляции информации; логичность в подборе и предъявлении материала по предмету.

Содержанием компонента «Коммуникативные и организаторские умения учителей» является: эмпатийность, корпоративность в межличностных отношениях с родителями и коллегами; продуктивность в межличностных отношениях в системе «учитель-учащийся»; способность к организации групповой деятельности; своевременная коррекция учебно-воспитательного процесса.

Новизна исследования заключается в том, что определен и обоснован нормативнодиагностический эталон для каждого типа деятельности учителей-предметников, который может быть использован в качестве критерия отслеживания профессионального развития личности педагога, коррекции и совершенствования профессионально значимых личностных качеств.

Определение структуры профессиональной деятельности позволит правильно расставлять акценты в психологическом сопровождении их профессионального роста, управлении процессом методического совершенствования; более эффективно организовывать образовательный процесс и обеспечивать контроль качества профессиональной деятельности; разрабатывать систему повышения квалификации педагогов.

Описание структуры и иерархии профессиональной деятельности учителей поможет завучу школы планировать индивидуальную работу с учителями-предметниками в направлении развития их профессионального статуса. Результаты исследования могут быть использованы для разработки маршрутов психологического сопровождения педагогов с целью их реабилитации, профилактики деформаций личности или повышения профессионального мастерства, выбора способа личностной самореализации.

Ссылки:

1. Акаева Е.Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода // Педдиагностика. 2о0б. № 3. С. 13-18.

2. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. 2007. № 1. С. 10-15.

3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога // Директор школы. 2008. № 5. С. 89-104.

4. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии

реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 204-210.

5. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога // Образование и наука. 2004. № 4 (28). С. 105-115.

6. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагогов: учеб. пособие. Тюмень, 1998. С. 88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Joyce B., Showers B. The coaching of teaching // Educational Leadership. V. 73. P. 371-391.

8. Голиков Н.А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика обществен-

ного развития. 2012. № 11. С. 73-79.

9. Дахин А.Н. Моделирование образовательной компетентности // Вестник педагогических инноваций. 2007. № 1. С. 84-100.

- 1б0 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.