Научная статья на тему 'Психологическая структура профессиональной компетентности'

Психологическая структура профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бершедова Людмила Ивановна

В статье представлена теоретическая модель психологической структуры профессиональной компетентности; показано, что психологическая структура профессиональной компетентности представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов объектного, субъектного, интер-субъектного. Объектный компонент отражает сущность деятельности. Субъектный компонент характеризует направленность, интересы, индивидуально-своеобразные способы решения профессиональных задач, сформированности профессионально важных качеств. Интер-субъектный компонент выражает систему субъективных значений в более общем социокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article presents a theoretical model of the psychological structure of professional competence; it is shown that the psychological structure of professional competence is a unity of three interrelated components object, subjective, inter-subjective. The object component captures the essence of business. Subjective component characterizes the orientation, interests, individual and unique ways to solve professional tasks of formation of professionally important qualities. Inter-subject component expresses the subjective values of the system in a more general social and cultural context.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура профессиональной компетентности»

УДК 331.115.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© Людмила Ивановна БЕРШЕДОВА

Московский государственный педагогический университет, г. Москва. Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии, e-mail: [email protected]

В статье представлена теоретическая модель психологической структуры профессиональной компетентности; показано, что психологическая структура профессиональной компетентности представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов - объектного, субъектного, интерсубъектного. Объектный компонент отражает сущность деятельности. Субъектный компонент характеризует направленность, интересы, индивидуально-своеобразные способы решения профессиональных задач, сформированности профессионально важных качеств. Интер-субъектный компонент выражает систему субъективных значений в более общем социокультурном контексте.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; профессионализация; профессионализм.

Исключительная сложность и многогранность данной проблематики, ее важность для практики вызвали к жизни множество исследовательских работ, посвященных этой теме. В самом общем виде понятие «компетентность» трактуется как обладание знаниями в определенной области, соответствие ей, способность, осведомленность, эрудированность. Основное внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй - к юридическому соответствию; третий -к вопросу профессионального опыта. В таком виде понятие компетентность не определяет точной степени мастерства и может использоваться для обозначения разных уровней квалификации - минимального, приемлемого, оптимального или высшего [1].

В нашем исследовании мы исходили из понимания профессиональной компетентности человека на основе развиваемой в отечественной психологии идеи единства процесса формирования личности как профессионала и профессионала как личности. Профессиональная компетентность в этом контексте выступает отражением метасистемы «человек-профессия» («человек-деятельность»,

субъект-объект) и обусловливается закономерностями процесса личностно-профессионального развития, формирования профессионала, уровнем профессионализма конкретного специалиста, особенностями профессионализации личности.

В современных исследованиях, посвященных проблеме профессионализации, рас-

сматриваются различные ее аспекты, характеризующие определенные «измерения» становления профессионала и его профессионализма (социальный, личностный, онтогенетический, профессионал-генетический, онтологический) [1, 2].

С точки зрения социального аспекта, профессионализация, с одной стороны, приближает субъекта профессиональной деятельности к требованиям профессии, что выражается в формировании профессиональной важных качеств, с другой стороны - позволяет человеку обрести определенный ролевой статус. Эти особенности профессионализации послужили основой выделения рядом исследователей такого объективного критерия уровня профессионализации, как степень соответствия личности требованиям деятельности [2, 3].

С точки зрения личностного аспекта, профессионализация рассматривается как одна из форм развития личности в ходе онтогенеза, как составная часть развития человека в целом и отождествляется с процессом профессионального развития, который представляет собой одновременно и процесс развития личности. Профессиональное развитие взрослого человека неотделимо от личностного - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга процесса. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как деятелю, человек развивается как личность. Профессиональное развитие выступает одной их форм развития личности. В подлин-

i96

ном профессионале, как отмечают исследователи, органично соединяются «Личность» и «Мастер» как «реальная психологическая целостность», обретающая определенность в процессах становления, развития и саморазвития. Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности как социального качества индивида и его профессионализма в результате профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия [1, 3].

Наиболее важное влияние на этот процесс оказывают «внутренние» условия, через которые осуществляется воздействие «внешних» условий на личность, собственная логика их развития, присущая человеку субъектная активность. Поэтому одна и та же деятельность может оказывать разное воздействие на человека, приводить к формированию неодинаковых черт и типов личности. В этом контексте, как отмечают многие авторы, профессиональное развитие предусматривает закономерные изменения индивида и личности в ходе профессиональной деятельности и, подобно любому процессу развития, характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное

функционирование человека как субъекта труда. Профессиональная компетентность, таким образом, выступает результатом и системным показателем не только личностнопрофессионального, но и индивидуальнопрофессионального развития индивида.

Профессионализм в этих исследованиях определяется как через категорию «деятельность», так и через категорию «субъект деятельности». С точки зрения представителей первого направления, профессионализм, являясь сущностной характеристикой деятельности, отражает ее (деятельности) соответствие некоторой системе требований. В исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности выделяется ряд «образующих» компонентов ее системы, таких как мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решений, действия, проверка результатов и коррекция действий. Перечисленные компоненты не являются изолированными, а выступают как взаимосвязанные, выполняющие различные регулирующие функции психического в вы-

полнении деятельности. Каждый из компонентов деятельности оказывает своеобразное влияние на формирование профессиональной компетентности. Процесс овладения профессиональной деятельностью при этом не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, а затем другие. Деятельность как бы «закладывается» вся целиком, но в неразвитой форме. Развитие любой из составляющих деятельности на определенном этапе ее овладения достигает, таким образом, лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (максимальным) [4].

В исследованиях, делающих акцент на субъекте деятельности, профессионализм определяется как качественная характеристика представителя данной профессии. Сущность этой характеристики заключается в мере владения субъектом деятельности современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

Становление субъекта деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в профессию, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. На этом пути постоянно возникают все новые и новые требования к субъекту деятельности, т. е. степень соответствия личности профессиональным требованиям выступает детерминирующим фактором в развитии субъекта деятельности.

В этой связи можно говорить о том, что уровень профессиональной компетентности на этапах становления профессионала будет зависеть от ряда факторов. Во-первых, от степени адекватности отображения субъектом деятельности ее объекта, т. е. того, что субъект пытается познать и преобразовать в окружающем мире и в конкретных трудовых операциях. Во-вторых, компетентность субъекта будет определяться характером профессиональной мотивации, ее направленностью, интересами, установками и т. д. В-третьих, важным фактором формирования компетентности является развитие у субъекта индивидуально-своеобразных способов решения типичных профессиональных и жизненных задач, представлений о своем месте в

жизни и труде, познания себя и утверждения себя в обществе и в представлениях о самом себе, системы самооценки и самосовершенствования.

Таким образом, основным механизмом формирования деятельностной личности (субъекта деятельности) и достижения ею определенного уровня профессионализма является соотнесение психической организации личности с требованиями деятельности.

В роли внутренних психологических характеристик субъекта деятельности выступают профессионально важные качества (ПВК). Они многофункциональны и вместе с тем специфичны для каждой профессии. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о гетерохронности изменений ПВК и неравномерности фаз развития, о смене доминирующих качеств в процессе освоения профессии, о структурировании ПВК в их совокупность по мере профессионализации.

Процесс профессионализации сопровождается не только развитием личностных структур, но и специфической интеграцией свойств и качеств личности, формированием ее как целостной системы. По мнению Б.Ф. Ломова, в обеспечении интеграции личности ведущую роль играет ее направленность, именно она выступает в роли побудительной системы, определяющей избирательность отношений к активности личности. Направленность личности через систему мотивов деятельности, как субъективное отражение объективных потребностей в труде, является активационным фактором выполнения деятельности на основе реализации ее психологического потенциала [5].

В качестве обобщенного показателя уровня профессионализма специалиста выступает его профессиональная культура, которая определяется как совокупность ориентаций и убеждений, позиций и ценностей, норм, правил и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения специалиста с профессиональным пространством. Культурный контекст профессии, таким образом, является неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности.

Профессиональную компетентность, таким образом, можно рассматривать и как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индиви-

дом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать нормативы деятельности. Из этого следует, что анализ психологического содержания профессиональной компетентности и особенностей ее формирования должен основываться на результатах анализа самой предметной деятельности и ее субъекта, их взаимосвязи и взаимовлияния, формах проявления этой связи, характера развития, методах прогнозирования успешности их взаимной адаптации, что свидетельствует о сложности и многозначности профессиональной компетентности человека как социально-психологического феномена.

В обозначенной логике сущность профессиональной компетентности раскрывается в отражении специфической связи субъективной, объективной и интерсубъективной реальностей, представленных в профессиональной сфере. Такое понимание позволяет нам рассматривать структуру профессиональной компетентности в единстве трех взаимосвязанных компонентов - объектного, субъектного, интерсубъектного. Объектный компонент отражает сущность самой деятельности, с которой соотносится субъект, и включает в себя мотив, цель, планирование деятельности, принятие решений, действия. Субъектный компонент характеризует качественно определенный способ саморегуляции, соотнесения внешних и внутренних условий деятельности, направленность, интересы, индивидуально-своеобразные способы решения профессиональных задач, сформи-рованность профессионально важных качеств. Интерсубъектный компонент выражает систему субъективных значений в более общем социокультурном контексте, который, будучи воспринятым представителями профессионального сообщества, детерминирует и регулирует профессиональное поведение и социальное взаимодействие.

Все составляющие профессиональной компетентности находятся во взаимодействии, их единство и согласованность определяют ценность компетентности как фактора саморегуляции и важной детерминанты успешной профессиональной деятельности.

В своем развитии компетентность претерпевает сложную динамику и может характеризоваться разной полнотой отражения,

степенью интегрированности ее составляющих. С мерой выраженности показателей компетентности связано определение уровня сформированности ее как динамического системного образования. По мере приобретения специалистом профессионального опыта в психологическом содержании его профессиональной компетентности будет возрастать целостность, гармоничность, интегрированность компонентов, углубляться осмысление субъективно-личностного содержания, все более расширяться ценностносмысловой аспект деятельности.

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

2. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Поступила в редакцию 10.11.2011 г.

UDC 331.115.6

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Lyudmila Ivanovna BERSHEDOVA, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor of General and Applied Psychology Department, e-mail: [email protected]

The article presents a theoretical model of the psychological structure of professional competence; it is shown that the psychological structure of professional competence is a unity of three interrelated components - object, subjective, inter-subjective. The object component captures the essence of business. Subjective component characterizes the orientation, interests, individual and unique ways to solve professional tasks of formation of professionally important qualities. Inter-subject component expresses the subjective values of the system in a more general social and cultural context.

Key words: professional competence, professionalization; professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.