Научная статья на тему 'Развитие компетентности будущего профессионала как процесс самосозидания'

Развитие компетентности будущего профессионала как процесс самосозидания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОДУКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ СООРГАНИЗАЦИИ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОДВИЖЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ЭТАПЫ ПРОДУКТИВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ПРОФЕССИОНАЛА / PROFESSIONAL STUDENTS AND TEACHERS’ COMMUNITY / PROFESSIONAL’S “I –CONCEPT” / STAGE-BY-STAGE DEVELOPMENT OF COMPETENCE / PRODUCTIVE PROFESSIONALIZING / MODEL OF COMPETENCE FORMATION / INFORMATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL WORK / STAGES OF PRODUCTIVE COMPETENCE FORMATION / PSYCHO-TECHNICAL PROGRAM OF SELFIMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Нина Иннокентьевна

Автор анализирует психологические механизмы саморазвития компетентности будущих специалистов. Предметом анализа выделены деятельностные и личностные компоненты профессионализма. Методологическим основанием анализа выбран акмеологический подход. Критерием эффективности оценивания уровня развития профессионализма выступил уровень проектирования и реализации студентом таких форм профессионализации, которые обеспечивают становление авторской системы деятельности.Автор проектирует модель становления компетентности через соорганизацию основных управленческих звеньев его деятельности. Анализ и систематизация принципов соорганизации компонентов компетентности позволили автору выделить смысловое содержание переориентации учебно-познавательной деятельности студента в учебно-профессиональную. Механизмом переориентации выступает активизация его субъектной позиции при становлении авторской системы профессионального саморазвития.Автором установлены основные факторы, обеспечивающие становление компетентности как саморазвивающегося процесса. Преобразование модели становления профессиональной компетентности студента в технологически обоснованную психотехническую программу самосовершенствования соответствует этапам: понимания – принятия – проектирования – реализации − самоконтроля. Каждый из этапов способен логически модифицироваться в соответствии с целевыми установками самосовершенствования на каждом этапе подготовки.Автором выделена система организационных условий, влияющих на активизацию базовых проявлений «Я-концепции» профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Нина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF THE FUTURE PROFESSIONAL AS A SELF-CREATION PROCESS

The author analyzes psychological mechanisms of self-development of future experts’ competence. The subject of analysis is professional and personal components of professionalism. The methodological basis of the analysis is acmeological approach. The criterion for evaluating the effectiveness of the level of professionalism is the level of designing and realization by the student such forms of professionalization, that ensure the formation of authoring activity.The author projects model of competence formation through the coorganization of the basic administrative links of its activity. The analysis and systematizing of principles of the components co-organization of competence allowed the author to allocate the semantic content change of student’s informative activity into the professional. The reorientation mechanism is the activation of his author’s position at the formation of author’s system of professional self-development.The author establishes major factors, influencing on competence formation as a spontaneous process. The transformation of the model of the student’s professional competence formation into technologically based psycho-technical program of selfimprovement corresponds to stages:understanding – acceptances – designing – realizations – self-checking. Each of stages is capable to be modified logically according to self-improvement purposes at each stage of preparation.The author allocates the system of the organizational conditions, influenced on activation of base displays of professional’s “I-concept”.

Текст научной работы на тему «Развитие компетентности будущего профессионала как процесс самосозидания»

УДК 378 ББК Ч 48

Нина Иннокентьевна Виноградова,

д-р психол. наук, проф., Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

развитие компетентности будущего профессионала как процесс самосозидания

Автор анализирует психологические механизмы саморазвития компетентности будущих специалистов. Предметом анализа выделены деятельностные и личностные компоненты профессионализма. Методологическим основанием анализа выбран акмеологиче-ский подход. Критерием эффективности оценивания уровня развития профессионализма выступил уровень проектирования и реализации студентом таких форм профессионализации, которые обеспечивают становление авторской системы деятельности.

Автор проектирует модель становления компетентности через соорганизацию основных управленческих звеньев его деятельности. Анализ и систематизация принципов со-организации компонентов компетентности позволили автору выделить смысловое содержание переориентации учебно-познавательной деятельности студента в учебно-профессиональную. Механизмом переориентации выступает активизация его субъектной позиции при становлении авторской системы профессионального саморазвития.

Автором установлены основные факторы, обеспечивающие становление компетентности как саморазвивающегося процесса. Преобразование модели становления профессиональной компетентности студента в технологически обоснованную психотехническую программу самосовершенствования соответствует этапам: понимания - принятия - проектирования - реализации - самоконтроля. Каждый из этапов способен логически модифицироваться в соответствии с целевыми установками самосовершенствования на каждом этапе подготовки.

Автором выделена система организационных условий, влияющих на активизацию базовых проявлений «Я-концепции» профессионала.

Ключевые слова: поэтапное развитие компетентности, продуктивная профессионализация, принципы соорганизации компонентов компетентности, модель становления компетентности, учебно-познавательная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самодвижение компетентности, профессиональное сообщество студентов и преподавателей, этапы продуктивного становления компетентности, психотехническая программа самосовершенствования, «Я-концепция» профессионала.

Nina Innokentyevna Vinogradova,

Doctor of Psychology, Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]

Development of competence of the Future professional as a self-creation process

The author analyzes psychological mechanisms of self-development of future experts’ competence. The subject of analysis is professional and personal components of professionalism.

The methodological basis of the analysis is acmeological approach. The criterion for evaluating the effectiveness of the level of professionalism is the level of designing and realization by the student such forms of professionalization, that ensure the formation of authoring activity.

The author projects model of competence formation through the co-organization of the basic administrative links of its activity. The analysis and systematizing of principles of the components co-organization of competence allowed the author to allocate the semantic content change of student’s informative activity into the professional. The reorientation mechanism is the activation of his author’s position at the formation of author’s system of professional self-development.

The author establishes major factors, influencing on competence formation as a spontaneous process. The transformation of the model of the student’s professional competence formation into technologically based psycho-technical program of self-improvement corresponds to stages:

72

© Виноградова Н. И., 2013

understanding - acceptances - designing - realizations - self-checking. Each of stages is capable to be modified logically according to self-improvement purposes at each stage of preparation.

The author allocates the system of the organizational conditions, influenced on activation of base displays of professional’s “I-concept”.

Keywords: stage-by-stage development of competence, productive professionalizing, model of competence formation, informative activity, professional work, professional students and teachers’ community, stages of productive competence formation, psycho-technical program of selfimprovement, professional’s “I -concept”.

Современное осмысление сущности и логики подготовки будущего профессионала предполагает её анализ как поэтапного саморазвитие компетентности в процессе решения определённых задач разных классов. Акцентирование внимания на функциональных параметрах компетентности позволяет соизмерить этапы продуктивной профессионализации с качеством созревания ведущих видов деятельности специалистов, выделенных во ФГОС третьего поколения. Такой подход представляется достаточно обоснованным вследствие того, что «компетентности профессионала проявляются как самые стабильные во времени и в различных ситуациях социально-когнитивные единицы» [7. С. 33]. В работах по психологии труда и педагогике высшей школы выделяются разные доминанты компетентности: - «наибольшая осведомлённость индивидов о предмете деятельности» [4. С. 21]; «массив информации человека о мире» [7. С. 51], «перцептивный мир профессионала» [8. С. 98], «особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определённой предметной области деятельности» [6. С. 15] и т. д. Как правило, термин «профессиональная компетентность» понимается исследователями несколько шире, в его контекст включаются не только деятельностные аспекты труда, но и «весь контекст труда» [5. С. 54].

Анализ становления компетентности студента в призме выделения личностных детерминант, позволяющих непрерывно совершенствовать процесс деятельности и добиваться искомых результатов, требует привлечения оснований акмеологического подхода. В соответствии с ним профессиональная подготовка предполагает поэтапную диагностику, проектирование и апробирование каждым студентом наиболее эффективных для него форм ценностных, содержательных и динамических составля-

ющих своего профессионального развития в контексте целостной жизнедеятельности. Критериями эффективности данного процесса выступают:

- уровень согласования разнообразных технологий подготовки студентов, реализуемых преподавателями (специфических на каждом из этапов и для каждой образовательной области), направлений их научных изысканий с психофизиологическими возможностями и личностными потребностями самих студентов;

- качество становления у студентов созидательной профессиональной позиции, а также собственного «здоровьесберегающего» ритма самосовершенствования;

- активность внедрения средств само-мониторинга, контроля, микроаттестаций качества подготовки, побуждающих студентов и преподавателей к профессиональному саморазвитию;

- уровень самостоятельности и «свободы» студентов в выборе необходимых и достаточных средств само- и взаимоконтроля;

- качество преобразования студентом содержания образовательных программ в ориентиры моделирования собственной (авторской) системы профессиональной деятельности.

К психологическим механизмам, обеспечивающим профессиональное саморазвитие студента, можно отнести:

- становление ответственности за непрерывное совершенствование результативности решения профессиональных задач, а также оптимальности проявлений профессиональных и личностно обусловленных аспектов собственной жизнедеятельности;

- развитие комплекса способностей, позволяющих выбирать оптимальные стратегии профессионального развития;

- качество овладения социально-психологическими средствами, обеспечивающими обследование студентом уровня «ин-

новационной свободы» профессиональной среды.

Модель становления компетентности студента предполагает последовательную аккумуляцию взаимосвязанных аналитических, проективно-творческих, организационных, конструктивных, коммуникативных компетентностей в функциональные комплексы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие. Такие комплексы согласно теории функциональных систем представляют собой операционную архитектонику любой функциональной системы (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, И. М. Сеченов и др.).

В качестве ведущих принципов соорга-низации компонентов компетентности будущего специалиста выступают:

а) принцип управления, обусловливающий замкнутый, циклический характер воспроизводства ведущих элементов профессиональной компетентности. Цикличность функционирования обеспечивается отрицательной обратной связью [2] результирующего и целевого компонентов. На этом принципе построены все механизмы регуляции физиологических функций в организме человека и поддержание постоянства внутренних взаимосвязей в более сложных авторегулирующихся, личностно обусловленных подсистемах;

б) принцип креативности, проявляющийся в преобразовательном характере такой соорганизации. Полученный результат каждого цикла развития компетентности оказывается шире исходной цели, т. к. на каждом его «витке» созидаются новые, прогрессивные ценностные основания элементов профессионализма, «обрекающие» специалиста на профессиональное творчество;

в) принцип открытости системы отражает взаимосвязь функциональных компонентов развития компетентности со структурными элементами профессиональной среды;

г) принцип ускорения развития обусловлен «сжатием» временных этапов «вызревания» функциональных элементов компетентности за счёт упорядочивания взаимосвязей между ними. Это способствует сокращению реальных сроков достижения вершин профессионализма.

Системный подход к осмыслению сущности компетентности будущего профес-74

сионала позволяет исследовать личность студента как субъекта познания, развития, профессиональной деятельности и общения, как целостное образование, многомерно проявляющееся в актах созидания компетентности.

Смысловым содержанием созидания соответствующей компетентности является переориентация учебно-познавательной деятельности студента на учебно-профессиональную. Механизмом такой переориентации выступает активизация его субъектной позиции при становлении авторской системы профессионального саморазвития.

Методологическим основанием усложнения психических и исполнительских компонентов компетентности студентов, инициирующих её саморазвитие, явились выводы психологов о:

- взаимообусловленности, взаимоде-терминации личностных и деятельностных элементов в структуре субъекта профессиональной деятельности;

- повышении собственной продуктивности (самоэффективности), развивающей способности к наращиванию качеств деятельности, движения от фиксирования её внешних проявлений к выстраиванию внутренних, психологически обоснованных эталонов труда;

- самосовершенствовании как движении от локальных изменений профессионально важных качеств личности, отдельных действий к комплексу целостной готовности к профессиональной самореализации;

- самоактуализации как интеллектуальном «выдвижении» будущего специалиста в зону интенсивного анализа профессиональных проблем, «заострении» внутренних сил студента на выявлении уровня своей готовности решать эти проблемы;

- накоплении системного опыта оценивания качества «проблемных зон» профессионального саморазвития и выработки стратегии их преодоления.

Внутренним основанием усложнения взаимосвязей между компонентами профессиональной компетентности исследователи рассматривают: качество решения профессионально-педагогических задач [4]; возрастание степени рефлективности [1]; проявление умения мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного

характера [3]; возрастание качества аутопсихической компетентности [5] и т. д.

По нашему мнению, тенденции созидательного самодвижения компетентности будущего профессионала обусловлены последовательной актуализацией взаимосвязанных функций самопобуждения - прогрессивной ориентации - самопрограммирования - саморегуляции - самоконтроля. Реализация выделенной системы функций обеспечивается согласованием функциональных составляющих компетентности. Закономерно обусловленные зависимости данных элементов усиливают их взаимную активность, в силу чего их согласованное развитие приобретает созидательную ориентацию.

Функцию исходного самопобуждения, «вихревого движения энергий» [2] берёт на себя ценностно-смысловое самооопре-деление студента. Качество самоопределения определяется уровнем внутренней ответственности будущего профессионала за результативность будущего труда. Такая ответственность позволяет разрешить основное противоречие между естественным стремлением студента к максимальной самореализации своих способностей, одарённости, таланта в процессе профессионализации. Ответственность студента не просто трансформирует его отношение к будущей деятельности, наделяя её смыслами и ценностями, но и «втягивает» его в русло прогрессивно-гуманистического, продуктивного самоуправления качеством становления профессионализма.

Продуктивный переход студента от деятельности учения к овладению специфически ориентированной профессиональной деятельностью обеспечивается эффективностью учебно-профессионального сообщества студентов и преподавателей факультета, реализующих совместную деятельность. Такое сообщество становится полисубъект-ной средой понимания, диалога и сотрудничества, приобщения к опыту дифференциации критериев и показателей высоко-, средне- и малопродуктивной деятельности специалиста.

На технологическом уровне совершенствование становления профессионализма студента обеспечивается комплексом методик, методов и процедур эффективного

развития значимых компонентов профессионализма и пооперационным обоснованием механизма созидательного самодвижения к вершинным проявлениям профессиональной самореализации.

Основой целесообразной переориентации учебно-познавательной деятельности студента в учебно-педагогическую выступает модель становления высокопродуктивной компетентности. В ней отражён алгоритм профессионализации. Он рассматривается нами как элементарная единица, управленческое звено, «шаг» в эффективном развёртывании компонентов профессионализма.

Преобразование модели становления профессиональной компетентности студента в технологически обоснованную психотехническую программу самосовершенствования в соответствии с этапами понимания - принятия - проектирования реализации самоконтроля предполагает выделение механизма данного процесса. Гуманистическая сущность таких технологий заключается в том, что их применение обеспечивает перерастание процесса развития компетентности в саморазвивающий-ся процесс. Такие технологии направлены на совершенствование ответственности студента за результаты своего труда.

Анализ факторов, обеспечивающих становление профессиональной компетентности студента, показал, что к числу основных можно отнести следующие: а) оптимизацию содержания образовательного процесса на основе согласования образовательных запросов студентов и нормативных требований ФГОС; б) обоснование и практическую реализацию в учебном процессе принципов вариативности, многоуровневости, полимотивированности, технологичности; в) интеграцию традиционного опыта и современных передовых технологий в продуктивную систему образования студентов, стимулирующую и поддерживающую становление навыка непрерывного профессионального самообразования.

Анализ психолого-педагогической литературы об особенностях становления личности в период студенчества и формирования элементов профессиональной компетентности позволил выделить четыре технологических звена её продуктивного становления, логически модифицирующих-

ся в соответствии с целевыми установками самосовершенствования на каждом этапе подготовки:

- подготовительный этап предварительной проблематизации, связанный с осмыслением многомерности, объёмности, вариативности, поисковой сущности становления профессионализма, «подтягивания» самого себя до осознания современных профессиональных проблем как сущностной основы собственного «врастания» в профессию. Временные показатели развёртывания данного этапа определяются индивидуальными сроками созревания аналитического и прогностического компонентов педагогической компетентности;

- этап адаптации студентом своего личностного потенциала к осмыслению направленности профессионализации. Данный этап предполагает выстраивание образа продуктивных организационных и конструктивных профессиональных действий. На этом этапе отмечается интеграция всех компонентов компетентности;

- этап индивидуализации профессиональной компетентности, придание ей уникальных черт за счёт обдумывания приёмов согласования собственных позиций с профессиональными позициями преподавателей вуза. На этом этапе происходит упорядочивание, синхронизация связей между компонентами компетентности. Обозначаются тенденции ускорения темпов саморазвития компетентности за счёт гармоничной «вписанности» проявлений компетентности в общую смысловую канву жизнедеятельности будущего профессионала;

- этап самоактуализации компетентности, соответствующий высшему уровню её развития в рамках определённой стадии подготовки. Инициирующим звеном становления компетентности становится интеграция компонентов компетентности в единый интегрированный «посыл» самосозидания профессиональной компетентности.

«Замыкание» начального и конечного звеньев алгоритма развития компетентности в единый технологический цикл позволяет рассматривать последовательность данных звеньев как гуманистически ориентированный алгоритм совершенствования профессионализма.

Эффективность включения студентов в процесс созидания профессиональной компетентности обусловлена реализацией следующих групп организационных условий, предполагающих активизацию базовых проявлений «Я-концепции» профессионала:

- организационно-побуждающих, предполагающих осознание студентом ценности включения в процесс профессионального саморазвития, акцентирования его сознания на необходимости сохранения и восполнения профессионального здоровья, продления профессионального долголетия, гармоничного, продуктивного «проживания» в рамках целостной жизнедеятельности. Реализация этой группы условий предполагает интеграцию усилий преподавателей кафедр вуза и производственников-масте-ров, обеспечивающих психологическую, предметную и производственную подготовку студентов; организацию самосовершенствования профессионализма на принципах гуманизации и индивидуализации; создание многообразных неформальных центров, стимулирующих стремление к непрерывному самообразованию;

- организационно-мониторинговых, активизирующих осмысление студентом необходимости самоанализа качества решения профессиональных задач;

- организационно-креативных, расширяющих поле свободного экспериментирования в области: содержания профессиональной подготовки; выбора форм, методов, ритма целесообразной профессионализации; отбора эффективных способов профессионального саморазвития в стратегическую программу самореализации.

Список литературы

1. Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технология. М., 2002. 645 с.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980. 320 с.

3.Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. М.: Флинта - Наука, 1998. 168 с.

4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Пресс, 1995. 384 с.

6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та. М.: Барс, 1997. 392 с.

7. Gubson E. Development of knowledge of visual - tactile affordances jf substance/ Child development, 1984.143 р.

8. Mischel W. Personality and Assessment. N. Y : Wiley, 1999.542 р.

References

1. Anisimov O. S. Prinyatiye upravlencheskikh resheny: metodologiya i tekhnologiya. M.,

2002. 645 s.

2. Anokhin P. K. Uzlovye voprosy teorii funktsionalnykh sistem. M., 1980. 320 s.

3.Bodalyov A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: Kharakteristiki i usloviya dostizheniya.

M.: Flinta - Nauka, 1998. 168 s.

4. Kuzmina (Golovko-Garshina) N. V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov obrazovaniya: monografiya. M.: Issledovatelsky tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2001. 144 s.

5. Slobodchikov V. I., Isayev Ye. I. Psikhologiya cheloveka. M.: Press, 1995. 384 s.

6. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta. M.: Bars, 1997. 392 s.

7. Gubson E. Development of knowledge of visual - tactile affordances jf substance/ Child development, 1984.143 r.

8. Mischel W. Personality and Assessment. N. Y : Wiley, 1999.542 r.

Статья поступила в редакцию 29 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.