Научная статья на тему 'Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя'

Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COMPETENCE / PROFESSIONAL AND CONFLICT COMPETENCE / TEACHER / FORM-MASTER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бершедова Людмила Ивановна, Рычихина Элина Николаевна

Современное общество проявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя и классного руководителя. Важной частью в их компетентности при выполнении профессиональных функций становится конфликтологическая составляющая. Основным составляющим конфликтологической компетентности и направлениям ее формирования посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT COMPETENCE IN STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER AND MENTOR

Modern society creates new requirements for the professional competence of teachers and mentors. Conflictology is a very important part of such competence when teachers perform their professional functions. This article will review the main components of the conflict competence and its levels of formation.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя»

УДК 377

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

© Людмила Ивановна БЕРШЕДОВА

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии, e-mail: [email protected] © Элина Николаевна РЫЧИХИНА Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии, e-mail: [email protected]

Современное общество проявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя и классного руководителя. Важной частью в их компетентности при выполнении профессиональных функций становится конфликтологическая составляющая. Основным составляющим конфликтологической компетентности и направлениям ее формирования посвящена статья.

Ключевые слова: компетентность; профессиональная и конфликтологическая компетентность; учитель; классный руководитель; образовательная среда.

Актуальность поставленной темы определяется потребностью общества в высокопрофессиональных специалистах, способных в жестких конфликтных условиях современного развития быть готовыми исполнять свои должностные обязанности. При этом возникает противоречие, вызванное недостаточным вниманием к конфликтологической подготовке молодых специалистов - выпускников профессиональных образовательных учреждений. Особенно это ощущается в подготовке учителей и классных руководителей, т. к. педагогическая сфера деятельности сама является конфликтной, а с другой стороны -именно педагоги должны иметь навыки обучения разрешению конфликтов учащихся. Поэтому наличие конфликтологической компетентности становится важной составной частью общей компетентности учителей и классных руководителей.

Понятие «компетентность» в образовании начинает разрабатываться первоначально американскими авторами (Н. Хомский) в 60-е гг. ХХ в. В современных работах зарубежные исследователи и практики включают в состав понятия «компетентность» (competence) три компонента: 1) знания (knowledge); 2) мастерство, умения (skill); 3) позиция, деятельность (attitude). При этом данное понятие наполняется конкретным содержанием в зависимости от специфики компетенций, необ-

ходимых в тех или иных видах деятельности. Наиболее активно разрабатывается данное понятие в сфере управления персоналом (human resources management - HR), где компетентность (в идеале) понимается как набор таких неотъемлемых атрибутов сотрудника, как опыт, знания, наработки, т. е. все то, что позволяет ему эффективно и успешно выполнять свою работу. В этом направлении разрабатываются оценки компетентности работника. В книге Джона Хольт и Саймона Перри (Jon Holt, Simon Perry) «Прагматическая инструкция к применению компетентности: инструменты, структура и оценка» компетентность обозначается как возможность человека выполнять свои рабочие обязанности. Ими выделяется прямая связь между способностью и компетентностью. И действительно, компетентность можно назвать реализатором способностей [1].

Исследуемое понятие в самом общем виде трактуется в отечественной литературе как обладание знаниями в определенной области, соответствие ей, способность, осведомленность, эрудированность. Основное внимание уделяется трем составным аспектам понятия. Первый относится к степени владения нужными умениями и навыками; второй - к юридическому соответствию; третий - к вопросу профессионального опыта. В таком виде понятие «компетентность» не оп-

ределяет точной степени мастерства и может использоваться для обозначения разных уровней квалификации - минимального, приемлемого, оптимального или высшего [2].

В нашем исследовании мы исходили из понимания профессиональной компетентности человека на основе развиваемой в отечественной психологии идеи единства процесса формирования личности как профессионала и профессионала как личности. Профессиональная компетентность в этом контексте выступает отражением метасистемы «человек-профессия» «человек-деятельность», «субъект-объект» и обусловливается закономерностями процесса личностно-профессионального развития, формирования профессионала, уровнем профессионализма конкретного специалиста, особенностями профессионализации личности.

Профессиональную компетентность можно рассматривать и как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать нормативы деятельности. Из этого следует, что анализ психологического содержания профессиональной компетентности и особенностей ее формирования должен основываться на результатах анализа самой предметной деятельности и ее субъекта, их взаимосвязи и взаимовлияния, формах проявления этой связи, характера развития, методах прогнозирования успешности их взаимной адаптации, что свидетельствует о сложности и многозначности профессиональной компетентности человека как социально-психологического феномена.

В обозначенной логике сущность профессиональной компетентности раскрывается в отражении специфической связи субъективной, объективной и интерсубъективной реальностей, представленных в профессиональной сфере. Такое понимание позволяет нам рассматривать структуру профессиональной компетентности в единстве трех взаимосвязанных компонентов - объектного, субъектного и интерсубъектного. Объектный компонент отражает сущность самой деятельности, с которой соотносится субъект, и включает - цель, планирование, принятие решений, мотив, действия. Субъектный ком-

понент характеризует качественно определенный способ саморегуляции, соотнесения внешних и внутренних условий деятельности, направленность, интересы, индивидуально-своеобразные способы решения профессиональных задач, сформированность профессионально важных качеств. Интерсубъектный компонент выражает систему субъективных значений в более общем социокультурном контексте, который разделяется представителями профессионального сообщества и детерминирует и регулирует профессиональное поведение и социальное взаимодействие.

Все составляющие профессиональной компетентности находятся во взаимодействии, их единство и согласованность определяют ценность компетентности как фактора саморегуляции и важной детерминанты успешной профессиональной деятельности.

В типе профессиональной деятельности по предмету труда конфликтологическая компетентность необходима в системе «человек-человек», к которой относятся работа учителя и классного руководителя. Таким образом, в данной системе профессиональной деятельности важной составной частью профессиональной компетентности становится компетентность конфликтологическая. Уровни и соотношение понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «конфликтологическая компетент-

ность» представлены на рис. 1.

По мнению Е.В. Андриенко, педагогическая сфера профессиональной деятельности является наиболее конфликтной [3]. В социальных конфликтах в образовании оппонентами могут выступать коллеги, администрация учреждения, учащиеся, родители, представители органов управления образования, надзорные органы, общественность.

Сущность конфликтологической компетентности в современной науке определяется неоднозначно. В зарубежных исследованиях данное понятие исследуется Крегом Ранди (Craig E. Runde) и Тимом Флэнаганом. В серии работ данных авторов рассматриваются вопросы конфликтологической компетентности с точки зрения управления персоналом. Работы носят практико-ориентированный характер и описывают методы и приемы формирования конфликтологически компетентного коллектива в целом [4] и руководи-

теля (лидера) в частности [5; 6] через развитие такой организационной культуры, которая позволит не избегать конфликтов, а, признавая их естественной составляющей общества, разрешать их быстро и эффективно. По мнению данных авторов, конфликтологическая компетентность предполагает, прежде всего, умение эффективно реагировать на проявления конфликта.

В отечественных работах конфликтологическая подготовка педагогов общеобразовательной школы системно не изучалась, но имеются разработки по конфликтологической подготовке учителей (В.В. Базелюк, Г.С. Бережная, Г.М. Болтунова, З.З. Дринка, Е.Е. Ефимова, О.А. Иванова, Н.В. Куклева,

О.Н. Лукашонок, М.И. Реутов, Д.В. Горелова, О.Г. Петушкова, И.С. Пилипец, Е.П. Хо-рошилова и др.), а также специалистов в других сферах деятельности (Д.В. Ивченко, А.И. Кротов, Н.В. Самсонова и др.), которые могут быть использованы для построения научно-методической концепции формирования конфликтологической компетентности педагогов.

Под конфликтологической компетентностью педагогов общеобразовательной школы Г.С. Бережная понимает компонент их профессиональной компетентности, вид специальной компетентности. В нее она включает

подготовленность и способность педагога к управлению конфликтами в образовательном учреждении. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач [7].

Далее Г. С. Бережная проводит структуризацию конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы, которая представлена ею через акмеоло-гическую модель, синтезирующую знания о том, что должно быть сформировано. Данная модель включает в себя следующие блоки:

1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность, - аксиологический компонент; 2) содержательный блок (знания) - информационный компонент; 3) операциональный блок (умения) - операциональный компонент.

По мнению авторов, особенность конфликтологической компетентности учителя и классного руководителя заключается в том, что умения должны включать не только собственные умения работы в конфликте и с конфликтом, но и создавать условия обучения данным навыкам обучающихся. Поэтому в предлагаемой модели необходимо наличие еще одного блока, включающего обучающий компонент.

Конфли кгологич еская компетентность

П рофессионпльнпя компетентность

Компетентность

Рис. 1. Соотношение исследуемых понятий

Рассмотрение конфликтологической компетентности идет по двум направлениям:

1) уровень образования и самообразования, включающих имеющиеся и приобретаемые общие знания о конфликте и работе с ним;

2) умение развивать компетентность учащихся в области конфликтологии.

Конфликтологическая компетентность учителей и классных руководителей является компонентом их профессиональной компетентности и способствует реализации профилактических мер в межличностном взаимодействии, обеспечивая адекватное распознавание и конструктивное разрешение педагогом конфликтов. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и, с одной стороны, умение выходить эффективно из сложившейся конфликтной ситуации, а с другой - умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Проведенный авторский экспертный опрос 46 респондентов (учителей, руководителей образовательных учреждений и родителей) показал, что для педагогической среды развитие конфликтологической компетентности остается актуальным. Так считают 89,1 % экспертов. Это же количество опрошенных считают, что необходимо включать изучение конфликтологии отдельным блоком в систему повышения квалификации, что позволяет сделать вывод о критическом отношении к уровню конфликтологической компетентности классных руководителей. Наибольшей проблемой для многих является не столько умение разрешать конфликты, в которых они участвуют сами, а умение сформировать такие навыки у учащихся.

Анализ интернет-опроса, проведенный на портале поддержки образования Российской Федерации [8], показал, что основная масса из 395 ответивших на вопросы интернет-анкеты о конфликтах посетителей сайта считают, что в их учебном заведении конфликты возникают иногда (43,37 %), часто и очень часто - 24 %. Результаты ответов по данному вопросу представлены на рис. 2.

Отношение к конфликтам респондентов распределилось следующим образом: около половины (56,5 %) считают, что все или некоторые конфликты необходимы и помогают

решать наболевшие проблемы, остальные в целом относятся негативно к конфликтам.

Показательны ответы на вопрос о том, какой способ разрешения конфликтов является наиболее приемлемым. Распределение ответов на данный вопрос показано на рис. 3.

Таким образом, можно говорить о том, что в целом около половины респондентов, принявших участие в данном опросе, недостаточно ориентированы в значении и роли конфликтов в социальной сфере, а также они ориентируются на собственные силы в разрешении конфликтов, не прибегая к помощи «третьей стороны». Эти данные также подтверждают результаты авторского экспертного опроса о том, что состояние конфликтологической компетентности в образовательной среде требует особого внимания и дальнейшего развития.

Управление, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в системе образования возможны при создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем способствовали бы трансформации деструктивного конфликта в конструктивный. К таким условиям можно также отнести внимательный учет индивидуальных качеств педагогов, их отношения к конфликтам, предрасположенности к тем или иным типам конфликтного поведения, а также высокую степень стрес-соустойчивости и конфликтоустойчивости.

Представляется, что в качестве цели конфликтологической подготовки педагогов и классных руководителей должно выступать формирование такой важной составляющей их профессиональной характеристики, как конфликтологическая компетентность, способствующей конструктивной деятельности в конфликтологической ситуации и научение поведению в таковой обучающихся.

Содержание конфликтологической компетентности преподавателя и классного руководителя представлено системой специальных знаний и умений, которые аккумулируют психолого-педагогические, этические, социологические, конфликтологические знания и умения, личный опыт их использования для упреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.

Важным условием профилактики конфликтов классного социума является постоянное и системное приращение конфликтологической компетентности классного руководителя на основе разработанной программы повышения квалификации классных руководителей и воспитателей образовательных учреждений с использованием разнообразных форм и методов подготовки.

Конфликтологическая подготовка требует от классного руководителя постоянного самостоятельного обучения с целью обновления конфликтологических знаний и совершенствования технологической оснащенности по использованию конфликтологических знаний и умений в педагогической деятельности.

Основные идеи концепции формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы:

- конфликтологическая компетентность должна рассматриваться в качестве эталонной цели конфликтологической подготовки педагогов общеобразовательной школы;

- методологической основой построения процесса формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы является системный, диалектический, ситуационный и конфликт-но-средовой подходы;

- методологические подходы к органи-

зации процесса формирования конфликтологической компетентности реализуются через принципы личностной направленности, си-нергичности, функционально-предметной

дифференциации. Последний отражает требования конфликтно-средового подхода ко всем компонентам целостного процесса конфликтологической подготовки педагогов общеобразовательной школы.

□ Очень часто

□ Часто

□ Иногда

□ Редко

□ Никогда

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о частоте конфликтов в образовательных учреждениях

□Мирные переговоры участников конфликта

□ Обращение в вышестоящие инстанции

□Применение силы

□ Обращение за помощью к психологу

□ Другое

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос о способах разрешения конфликтов

Процесс формирования конфликтологической компетентности основывается на пяти взаимосвязанных блоках:

1) теоретические знания в области конфликтологии - общей и частных (социологической, психологической, политологической, этнической, конфессиональной, юридической и т. д.);

2) владение социальными технологиями профилактики, управления, разрешения конфликта и минимизации его деструктивных форм;

3) формирование профессионального типа мышления, включающего рефлективность, методологичность, системность, сано-генность, антинамичность, креативность;

4) владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах;

5) выполнение профессионально-этических кодексов: педагогического и кон-фликтолога-практика.

Высокая степень интеллектуальной и эмоционально-психологической напряженности работы преподавателя и классного руководителя предъявляет определенные требования к технологии формирования и проявления конфликтологической компетентности, которая включает в себя следующие характеристики:

— гибкость форм проведения занятий в режиме эксперимента;

— учет обострения реальных противоречий и конфликтов в процессе обучения;

— умение реагировать на появление побочных, непредвиденных результатов, под которыми имеются в виду новые идеи, отношении, взгляды, методики, теоретические схемы и т. д.;

— создание искусственных конфликтных ситуаций и проработки различных техник работы с ними;

— возможность перехода на качественно новый уровень развития технологий принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях.

Перечисленные свойства должны присутствовать в деятельности работников образования не разрозненно, а в совокупности.

Таким образом, выступая важной частью профессиональной компетентности учителя и классного руководителя, конфликтологическая составляющая на современном этапе развития требует особого внимания к ее формированию, т. к. без нее эффективная реализация функциональных обязанностей будет затруднена.

1. Holt J., Perry S. Pragmatic Guide to Competency: Tools, Frameworks and Assessment. 2011.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2010.

4. Runde C.E., Flangan T.A. Building Conflict Competent Teams. 2008. June 23.

5. Runde C.E., Flangan T.A. Becoming a Conflict Competent Leader: How You and Your Organization Can Manage Conflict Effectively. 2006. October 27.

6. Runde C.E., Flangan T.A. Developing Your Conflict Competence: A Hands-On Guide for Leaders, Managers, Facilitators, and Teams. 2010. March 1.

7. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения: монография. Калининград, 2007.

8. URL: http://www.testor.ru/anketa.aspx

Поступила в редакцию 12.04.2013 г.

UDC 377

CONFLICT COMPETENCE IN STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER AND MENTOR

Lyudmila Ivanovna BERSHEDOVA, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Professor of General and Applied Psychology Department, e-mail: [email protected]

Elina Nikolayevna RYCHIKHINA, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Sociology, Professor of General and Applied Psychology Department, e-mail: [email protected]

Modern society creates new requirements for the professional competence of teachers and mentors. Conflictology is a very important part of such competence when teachers perform their professional functions. This article will review the main components of the conflict competence and its levels of formation.

Key words: competence; professional and conflict competence; teacher; form-master; educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.