Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1991
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СПЕЦИАЛИСТ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинков Станислав Николаевич

Целью данного исследования является анализ становления и предпосылок развития психологической службы в силовых структурах, а также обобщение проблем, которые стоят перед современной психологической службой. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме, представлены основные этапы развития психологической службы в силовых структурах в России и за рубежом. Представлены труды и исследования ученых, оказавших значительное влияние, а также способствующие созданию психологических служб в силовых структурах. Представлена специфика деятельности психологов различных силовых структур за рубежом и в российских психологических службах. Рассмотрено современное состояние психологической службы в силовых структурах, а также обозначены основные проблемы, стоящие перед психологическими службами в современный период, требующие поиска эффективных путей решений. Подчеркнуты элементы, из которых складывается успешность работы психологической службы. Определена основная цель психологической службы, ее роль и зависимость процесса повышения успешности функционирования. Дается определение психологической службе, функционирующей в силовых ведомствах. Охарактеризовано современное состояние психологической службы в России и за рубежом. Отмечены важные и наиболее значимые события, оказавшие влияние на становление системы подготовки специалистов в области служебной деятельности. Исторический метод и анализ литературы позволил выделить работы, во многом определившие направления исследований как в военной, так и в юридической психологии и педагогике, во многом ставших основой для создания психологических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савинков Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SERVICE IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES: HISTORY OF FORMATION, DEVELOPMENT AND CURRENT ISSUES

The purpose of this study is to analyze the formation and prerequisites for the development of psychological service in law enforcement agencies, as well as to generalize the problems that face the modern psychological service. We analyze psychological and pedagogical literature and present main stages of the development of psychological service in law enforcement agencies in Russia and abroad. We consider the works and studies of scientists who have had a significant impact, as well as contributing to the creation of psychological services in law enforcement agencies. We note the specifics of the activities of psychologists of various law enforcement agencies abroad and in Russian psychological services. We consider the current state of psychological service in law enforcement agencies, and also identify the main problems facing psychological services in the modern period, requiring the search for effective solutions. The elements that make up the success of the work of the psychological service are emphasized. The main purpose of the psychological service, its role and the dependence of the process of increasing the success of functioning are determined. The definition of a psychological service functioning in law enforcement agencies is given. The current state of the psychological service in Russia and abroad is characterized. The most important and most significant events that influenced the formation of the system of training specialists in the field of professional activity are noted. The historical method and the analysis of the literature allowed us to identify works that largely determined the directions of research, both in military and legal psychology and pedagogy, which in many ways became the basis for the creation of psychological services.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 159.9

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-15-24

Поступила в редакцию / Received 12.07.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 26.08.2021 Принята к публикации / Accepted 13.09.2021

оригинальная статья

Психологическая служба в силовых структурах: история становления, развития и современные проблемы

Савинков Станислав Николаевич

ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» 127055, Российская Федерация, г. Москва, ул. Угловой пер., 27А ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066. e-mail: savinkov-psv@mail.ru

Аннотация. Целью данного исследования является анализ становления и предпосылок развития психологической службы в силовых структурах, а также обобщение проблем, которые стоят перед современной психологической службой. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме, представлены основные этапы развития психологической службы в силовых структурах в России и за рубежом. Представлены труды и исследования ученых, оказавших значительное влияние, а также способствующие созданию психологических служб в силовых структурах. Представлена специфика деятельности психологов различных силовых структур за рубежом и в российских психологических службах. Рассмотрено современное состояние психологической службы в силовых структурах, а также обозначены основные проблемы, стоящие перед психологическими службами в современный период, требующие поиска эффективных путей решений. Подчеркнуты элементы, из которых складывается успешность работы психологической службы. Определена основная цель психологической службы, ее роль и зависимость процесса повышения успешности функционирования. Дается определение психологической службе, функционирующей в силовых ведомствах. Охарактеризовано современное состояние психологической службы в России и за рубежом. Отмечены важные и наиболее значимые события, оказавшие влияние на становление системы подготовки специалистов в области служебной деятельности. Исторический метод и анализ литературы позволил выделить работы, во многом определившие направления исследований как в военной, так и в юридической психологии и педагогике, во многом ставших основой для создания психологических служб.

Ключевые слова: история; образование; русская и зарубежная психология; психологическая служба; психологическая помощь; специалист-психолог

Для цитирования: Савинков С.Н. Психологическая служба в силовых структурах: история становления, развития и современные проблемы // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). C. 15-24. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-15-24

original article

Psychological service in law enforcement agencies: history of formation, development and current issues

Stanislav N. Savinkov

Center for Emergency Psychological Assistance of the Ministry of Emergencies of Russia 27-2 Uglovoy Ln., Moscow 127055, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066, e-mail: savinkov-psy@mail.ru

Abstract. The purpose of this study is to analyze the formation and prerequisites for the development of psychological service in law enforcement agencies, as well as to generalize the problems that face the

© Савинков С.Н., 2021

modern psychological service. We analyze psychological and pedagogical literature and present main stages of the development of psychological service in law enforcement agencies in Russia and abroad. We consider the works and studies of scientists who have had a significant impact, as well as contributing to the creation of psychological services in law enforcement agencies. We note the specifics of the activities of psychologists of various law enforcement agencies abroad and in Russian psychological services. We consider the current state of psychological service in law enforcement agencies, and also identify the main problems facing psychological services in the modern period, requiring the search for effective solutions. The elements that make up the success of the work of the psychological service are emphasized. The main purpose of the psychological service, its role and the dependence of the process of increasing the success of functioning are determined. The definition of a psychological service functioning in law enforcement agencies is given. The current state of the psychological service in Russia and abroad is characterized. The most important and most significant events that influenced the formation of the system of training specialists in the field of professional activity are noted. The historical method and the analysis of the literature allowed us to identify works that largely determined the directions of research, both in military and legal psychology and pedagogy, which in many ways became the basis for the creation of psychological services.

Keywords: history; education; Russian and foreign psychology; psychological service; psychological assistance; specialist psychologist

For citation: Savinkov S.N. Psikhologicheskaya sluzhba v silovykh strukturakh: istoriya stanovleniya, razvitiya i sovremennye problemy [Psychological service in law enforcement agencies: history of formation, development and current issues]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus2021, vol. 20, no. 2 (48), pp. 15-24. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-15-24 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая служба представляет собой структурное подразделение, в котором работает специалист-психолог либо группа психологов, осуществляющих различные направления своей профессиональной деятельности. Задачей такого структурного подразделения является создание внутри организации эффективной системы, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, нуждающихся в психологических услугах (поддержке, консультации, диагностике, реабилитации и т. д.). Спецификой психологической службы в силовых ведомствах и структурах является проведение работы по психологическому сопровождению сотрудников и работников силовых структур, а также психологическое обеспечение их служебной деятельности.

Основная цель психологической службы силового ведомства заключается в психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников, несущих службу для сохранения безопасности общества. Успешность психологической службы зависит от ее целей, ценностей, задач и функций, используемого инструментария, адекватной организации труда, уровня материально-технической обеспеченности.

В то же время можно отметить, что любая психологическая служба - это централизованно-управляемая система, включающая в себя подразделения, которые нацелены на обеспечение профессиональной деятельности.

Психологическая помощь, осуществляемая специалистами-психологами в силовых структурах, остается самым востребованным видом их деятельности. Оказание психологической помощи людям можно считать одним из самых древних видов деятельности человека, поскольку необходимость в такой услуге существует ровно столько, сколько существует само человечество.

В древнеегипетском медицинском трактате Папирусе Эберса, старейшем из дошедших до наших времен тесте, написанном за 1,5 тыс. лет до нашей эры кроме указания состава лекарств содержатся определенные магические формулы, способствующие успешному лечению человека. В Новом Завете можно проследить идею милосердия, духовного развития индивида, который страждет получить успокоение, и за счет просвещения истиной может получить надежду и душевный покой. По мнению большинства современных исследователей, сутью религии является излечение психического нездоровья человека, а также обретение умиротворения,

устойчивости при сопротивлении жизненным невзгодам.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области психологии служебной деятельности является актуальной проблемой практики в связи с большой потребностью и дефицитом кадровой обеспеченности силовых ведомств. Как отмечает А.Г. Ка-раяни: «выделение таких специалистов в отдельную категорию было связано как с принципиальными отличиями служебной деятельности от иных видов деятельности, так и с необходимостью получения специального образования, отличающегося по содержанию от других образовательных программ по психологическим специальностям и направлениям подготовки» [2].

Для этого разрабатываются образовательные программы как в ведомственных, так и в гражданских высших учебных заведениях. Поэтому проблема раскрытия этапов становления и развития психологической службы в силовых структурах остается актуальной для современной психолого-педагогической науки.

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ

В зарубежных исследованиях мы можем проследить несколько важных этапов, приведших к возникновению психологических служб, начинающихся с формирования в европейском обществе гуманистических взглядов и гуманного отношения к личности, а также развития экспериментальной психологии, которое произошло в первой психологической лаборатории В. Вундта (1832-1920 гг.) в г. Лейпциг (Германия).

Значительное влияние на становление психологических служб в силовых структурах в XIX веке оказали работы итальянского врача-психиатра, криминалиста Ч. Ламброзо (1835-1909 гг.). Ученый впервые сделал акцент на врожденных психологических свойствах преступника, рассматриваемых через призму антропологии. Ч. Лабмрозо выделил ряд практических рекомендаций по определению врожденной психопатологии личности, а также предрасположенности человека к преступной деятельности, которые использовали специалисты, работающие с преступ-

никами. Однако в тот же период русский врач-патологоанатом, профессор Д.Н. Зернов (1843-1917 гг.) в своих работах убедительно доказал, что прирожденных преступников не существует, а признаки личностной дегенерации встречаются одинаково как у лиц преступных, так и у неприступных. Несмотря на то, что взгляды Ч. Ламброзо подвергались многократной критике, при отсутствии более основательной научной позиции, объясняющей развитие преступных свойств человека, его теория оставалась актуальной в криминалистике на протяжении многих лет [6].

В конце XIX - начале XX века в работах естествоиспытателей Ф. Гальтона (18221911 гг.) и А. Бине (1857-1911 гг.), изучавших психические процессы, впервые отражены результаты многочисленных исследований различных свойств и явлений психики; заложены основы для разработки методов диагностики и изучения психических явлений.

В XX веке Э. Торндайк (1874-1949 гг.), один из основателей бихевиоризма, работавший в рамках изучения психологии поведения животных, внес вклад в понимание структуры навыков, а также сформулировал ряд законов научения («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига», «закон частоты»).

В 1909 г. К. Бирсом (1876-1943 гг.) был организован Национальный комитет психической гигиены США, который до сих пор действует как Mental Health America. Целью организации является помощь нуждающимся, разработка и введение правовой основы для оказания психиатрической и психологической помощи и медицинского обслуживания пациентов.

В 20-х гг. XX века немецкий психолог и философ У. Штерн (1871-1938 гг.) в попытке разработать прикладную науку, изучающую особенности поведения людей, занятых профессиональным трудом, ввел термин «психотехника». Психотехника объединяла в себе знание об искусстве, образовании, медицине, военном деле и промышленности, а психотехник должен был изучать влияние труда на жизнь и здоровье человека. Благодаря работам У. Штерна, положено начало развития индустриальной психотехники -ветви психологии, пытавшейся разработать методы оптимизации профессиональной деятельности работника.

Еще одним важным этапом развития психологических служб стало возникновение профессионального консультирования, профориентации и помощи в выборе профессии с целью помощи людям в определении необходимого образовательного маршрута для обретения счастливой жизни.

В работе К. Роджерса (1902-1987 гг.) «Консультирование и психотерапия» [5], вышедшей в 1942 г., отмечено, что люди, испытывающие трудности в общении, эмоциональной сфере или взаимодействии с окружающими, не являются психически больными и их не нужно лечить медицинскими препаратами. Однако им нужна помощь психолога, которая заключается в разъяснении их индивидуальных особенностей, обозначении пределов их возможностей и поиске различных ресурсов (внутренних или внешних), а также консультирование и просвещение по вопросам восстановления эмоционального благополучия.

После окончания Второй мировой войны в развитом обществе изменилось отношение к личности, базовым основополагающим принципам ее развития - свобода, жизнь, мораль, ответственность и т. д. А распространение «недирективного» подхода сторонниками гуманистической и экзистенциальной психологии привело к пересмотру отношения к личностному выбору, профессиональному становлению и развитию, выбору профессии, давшее начало профконсультирова-нию как отдельному направлению деятельности психолога.

В 50-х гг. ХХ века многообразие психологической, психиатрической и социальной практики привело к появлению и развитию в США и странах Европы консультативных служб, в которых работали специалисты, оказывающие консультативные услуги клиентам.

Первый штатный психолог начал работать в полиции Лос-Анджелеса в США в 1968 г. На эту должность специалист нанимался временно для выполнения определенных обязанностей: диагностика претендентов на должность полицейского, консультирование работающих сотрудников, изучение условий работы и поиск оптимальных путей для повышения качества работы.

На современном этапе своего развития психологические службы в силовых структу-

рах США занимаются различными проблемами прикладных аспектов психологии. Психологи участвуют в экспертной работе со свидетелями в ходе судебных процессов и разбирательствах уголовных и гражданских дел, составляют прогноз развития рецидивов преступного поведения у заключенных. Также мнение психолога учитывается при вынесении заключения суда и может повлиять на решение судьи (например, какой заключенный может находиться под домашним арестом, а какого следует поместить под стражу в исправительное учреждение).

Психологи участвуют в так называемой «посмертной экспертизе». Федеральное бюро расследований США производит сбор информации о мотивах, личностных и культурно-этнических особенностях, характере, привычках, образе жизни как погибшего от рук преступника, так и самого преступника. Также проводится экспертиза и диагностика близкого окружения (родные, коллеги, друзья). Эта информация собирается для создания психологического портрета личности, который помогает в обосновании гипотез следствия о причинах, приведших к гибели человека.

В Великобритании в практической работе широко распространен системный подход к анализу преступлений. Психологи участвуют в этой работе в качестве экспертов, проводящих оценку ситуаций (убийств, изнасилований, проявлений агрессии, хулиганства, терактов, и т. д.).

В законодательстве многих стран (США, Канады, Германии, Великобритании, Дании и др.) предусмотрено привлечение психологов в качестве экспертов в судебные и следственные процессы. Также психологи осуществляют психологическое сопровождение как преступников и осужденных, так и психически больных лиц, привлекаемых к ответственности.

Психологи, работающие в силовых структурах, оказывают диагностические и консультативные услуги сотрудникам полиции, спасателям, пожарным, а также кандидатам, претендующим на эти должности. Так, например, психолог Л. Термен (18771956 гг.) еще в 1916 г. установил, что для кандидатов на должности полицейских показатель уровня Щ должен быть не менее 80 баллов.

Психолог проводит работу, направленную на развитие профессионально важных качеств сотрудника, таких как: наблюдательность, ответственность, умение устанавливать контакт с разными людьми и др. [7].

Начинающих полицейских (курсантов) учат разбираться в психологии личности преступника, понимать свою работу, ее цели и задачи, налаживать рабочие контакты с женщинами, детьми, представителями разных культур и этносов, взаимодействовать со СМИ. Работа психолога с руководством полиции проводится по развитию управленческих умений, координации действий подчиненных, организации работы различных подразделений с учетом психологических особенностей выполняемых задач.

После участия в спасательных операциях, ликвидации преступников и др., сотрудники, участвующие в них, направляются к специалисту-психологу для получения психологической помощи. Таким образом, психологическая служба позволяет обеспечивать оказание профессиональной, квалифицированной психологической помощи специалистам, которые в ней нуждаются.

В большинстве экономически развитых стран деятельность психологических служб имеет законодательную основу, она регулируется нормативными документами и этическими кодексами, разработкой которых занимаются профессиональные союзы и сообщества психологов. На территории стран бывшего Советского Союза деятельность психолога регламентирована этическими принципами, а также государственными нормативными и правовыми документами и внутренними приказами министерства или ведомства, при котором организована психологическая служба.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИЛОВЫХ СТРУКТУР В РОССИИ

Первые попытки применения систематических знаний о человеческом поведении и мышлении для работы силовых структур Российского государства предпринимались еще в периоды царствования Екатерины II, которая, взойдя на престол, обозначила ряд важнейших государственных задач, для решения которых необходимо было проведе-

ние реформ в государственном управлении. С этой целью в ноябре 1775 г. был издан Указ «Об учреждениях для управления всероссийской империей», положивший начало судебной системе в Российской империи. Уже к середине ХУШ века юрист С.И. Бар-шев (1808-1882 гг.) отмечал, что многие вопросы уголовного права могут быть решены при помощи психологии, которая должна стать значимой составной частью этого права. В 1870 г. известный российский юрист и ученый-правовед Л.Е. Владимиров (18451917 гг.) в диссертации «О значении врачей-экспертов в уголовном судопроизводстве» обосновал необходимость участия экспертов-психологов в работе судебных инстанций. Так, по его мнению, психолог должен проводить исследование личности и выносить заключение, которое должно учитываться судом при вынесении судебного решения.

К концу XIX века изучением личности преступника занимались видные психологи и психиатры В.М. Бехтерев, А.Л. Лазурский, Е.К. Краснушкин, В.Р. Якубсон и другие исследователи, работы которых были посвящены личностным особенностям преступника, а также психологическим проблемам, с которыми сталкивается личность в процессе развития. Эти исследования заложили основы организации деятельности специалистов, работающих как с самими нарушителями, так и с сотрудниками правоохранительных органов для обеспечения качественного процесса, снижения количества ошибок и лучшего понимания особенностей данной проблемы.

После 1917 г. в нашей стране начинается период активного развития военной и юридической психологии. Научные разработки в этих отраслях заложили основы при организации современных психологических служб в соответствующих силовых ведомствах, а также определили специфику научно-исследовательской деятельности. Так, например, в этот период в Министерстве обороны РСФСР ведутся исследования психологии боя, военного дела и военной тактики, а в Министерстве внутренних дел изучаются психология преступной деятельности и методы эффективного ведения допроса и т. д.

Предшественниками современной психологической службы в нашей стране являлись научные лаборатории (психотехнические и педологические), в которых часто

впервые исследовались проблемы применения психологических знаний для решения проблем практики. Подобные лаборатории были созданы в Советском Союзе в 20-х гг. ХХ века. В психотехнических лабораториях изучались проблемы психологии труда и различных профессий.

Первой психологической лабораторией, открывшейся при Центральном институте труда (ЦИТ), руководил И.Н. Шпильрейн (1891-1937 гг.). Позже был открыт отдел психологии труда в Московском институте охраны труда. И.Н. Шпильрейн вел активную работу по распространению психотехнических знаний, им были организованы научные журналы «Психотехника и психофизиология труда» и «Советская психотехника», а в 1927 г. проведена Первая Всероссийская конференция по профотбору и прикладной психофизиологии, которая послужила основой для формирования Всероссийского общества психотехники, активно работавшего до 1936 г.

И.Н. Шпильрейн рассматривал психические функции работника в тесной связи с формированием автоматизированных действий, которые управляются сознанием и создают конечный результат трудовых действий. После гибели И.Н. Шпильрейна отдел психологии труда возглавил С. Г. Геллер-штейн (1896-1967 гг.).

Поскольку постановление Наркомпроса «О педологических извращениях в системе Наркомпросса» в 1936 г. фактически запретило вести научные работы в области психотехники, С.Г. Геллерштейн и его сотрудники были вынуждены изменить тематику своих исследований, однако изучение психологических особенностей трудовых операций было продолжено в рамках инженерной психологии. Также С.Г. Геллерштейном проводились исследования соотношения и проявления сознательных и бессознательных элементов в труде, развития профессионально важных качеств у работающих специалистов, рассмотрен генезис и особенности функционирования «чувства времени» в процессе трудовой деятельности.

В 20-х гг. ХХ века начинается активное становление военной психологии в нашей стране. В стенах Военно-политической академии имени В.И. Ленина началось преподавание учебных дисциплин «Психология» и «Пе-

дагогическая психология» с целью развития психологического знания у слушателей курсов, а также проводилось психологическое изучение личного состава в рамках воспитательной работы с выпускниками академии.

Генерал-майор А. А. Незнамов (18721928 гг.), определяя задачи военной психологии, считал, что в отличие от общей психологии она должна «видеть не вообще человека, а бойца, начальника, и прежде всего в бою» [4].

В 1930-е гг. в Военной академии создается педагогический факультет, который занимался подготовкой психолого-педагогических кадров для военных учреждений СССР, а также способствовал распространению психологических знаний среди руководителей, военачальников, преподавателей и курсантов академии.

В годы Второй мировой войны основными направлениями психологических исследований являлись: изучение обороноспособности военных объектов и всей страны, восстановление здоровья раненых солдат, психологическая подготовка бойцов, реабилитационная работа в тылу, психологические особенности проведения разведывательных операций, участие в боевых действиях и т. д.

В 1943 г. Б.М. Теплов (1896-1965 гг.) издает работу «Ум полководца» [9], которая приобрела большое общетеоретическое значение для всей психологической науки. В книге раскрываются профессиональные качества, когнитивные способности и знания, необходимые советским командирам и политработникам в военном деле.

1950-е гг. ознаменованы развитием интереса к военной психологии. Была проведена первая научная конференция по военной психологии, на которой рассматривались актуальные проблемы подготовки военно-педагогических кадров, оптимизация психологической работы с военнослужащими, а также необходимость создания единого исследовательского центра по военной психологии и организации научного журнала. Однако этим целям не суждено было реализоваться, поскольку в 1953 г. руководством страны принято решение по сворачиванию всех исследований в области военной психологии.

Также в этот период произошла реорганизация многих военных учебных заведений, были расформированы Военно-педагогический институт Красной армии и Военно-

политический институт имени М.И. Калинина, реформирован Военный институт физической культуры и спорта. Было прекращено преподавание психологии и закрыты психологические кафедры в военно-учебных заведениях.

Начиная с 70-х гг. ХХ века в нашей стране и во всем мире произошел ряд социальных и производственных изменений, в том числе научно-технических открытий, изменивших потребности различных сфер трудовой деятельности человека. Другими словами, вслед за изменениями практики произошло развитие прикладных исследований в психологии. Постепенно стали открываться психологические кабинеты при научно-производственных предприятиях. Психологическая служба стала эффективным средством соединения теории и практики, приложением к решению множества задач развития личности [6].

Для работы в силовых ведомствах психологи стали привлекаться сравнительно недавно. Должности психолога в силовых структурах в нашей стране впервые были введены в 70-е гг. ХХ века для потребностей Министерства внутренних дел.

Впервые психологи были привлечены для службы в МВД Советского Союза в 1971 г. для организации профотбора водителей специального транспорта (перевозка особо опасных грузов). Например, участвовавший в профотборе известный специалист по организационной психологии и эргономике профессор В.М. Мунипов, вспоминая об этой работе, рассказывал, как однажды был выявлен водитель, который имел психическое расстройство - шизофрению. Было замечено, что этот водитель постоянно отклонялся от намеченного курса, указанного в его путевом листе. При разговоре с психологом водитель объяснил, что ехать другой дорогой ему приказывают голоса, которые он слышит в своей голове. Конечно же, такой водитель был немедленно отстранен от работы.

В том же году в окружной военно-врачебной комиссии была создана первая психофизиологическая лаборатория, в которой проводились исследования личностных и профессиональных качеств претендентов, разрабатывались критерии и методы объективной оценки психических свойств личности.

В 1974 г. психологи официально были привлечены для работы в воспитательно-

трудовых колониях для несовершеннолетних преступников. В этот период вводятся должности психолога в уголовно-исполнительной системе, подчиняющейся на тот момент Министерству внутренних дел СССР.

В 1982 г. было введено понятие «психологическое обеспечение служебной деятельности». А.М. Столяренко определял его как «систему оперативного, полного и правильного использования достижений и возможностей психологической науки, практических психологов в процессе решения управленческих и оперативно-служебных задач» [8].

С конца 1980-х гг. в Советском Союзе проводились конференции, посвященные актуальным проблемам работы ведомственной психологической службы в различных силовых структурах (МВД, КГБ, МО и др.), на которых обсуждались вопросы организации работы психолога, методы работы как с действующими сотрудниками, так и лицами, поступающими на службу, психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности.

Так, например, в 2002 г. в Главном управлении исполнения наказаний (ГУИН) было открыто психологическое отделение, а на региональном уровне предусмотрена должность главного психолога ГУИН и группа психологического обеспечения.

Кадровое наполнение психологических служб в силовых ведомствах (ФСИН, ВО, МЧС, МВД) составляет в среднем более 5000 человек.

Таким образом, активное развитие психологической службы в различных силовых структурах продолжается, расширяется штат психологов, открываются новые психологические лаборатории для решения поставленных задач по психологическому обеспечению служебной деятельности.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Сегодня психологические службы функционируют как самостоятельные учреждения, так и в качестве подразделений в структуре организаций (школы, предприятия, ведомства и т. д.). Психологические службы, работающие в организациях, называются ведомственными. В их состав кроме психологов могут входить и другие специалисты (пе-

дагоги, врачи, социальные работники, юристы, физиологи, социологи), с которыми также ведется активное взаимодействие, направленное на достижение поставленных перед психологической службой целей.

Психологи силовых структур решают уникальные задачи, которые непосредственно связаны со спецификой деятельности конкретного министерства или службы. Так, например, психологи МЧС, помимо традиционной задачи по сопровождению личного состава, успешно решают особо важную психопрофилактическую задачу, оказывая психологическую помощь лицам, пострадавшим в ЧС, а также их родственникам и случайным свидетелям чрезвычайных ситуаций.

Психологи МВД и Министерства обороны кроме кадровой работы и социально-психологической подготовки сотрудников осуществляют медико-психологическое сопровождение, а также психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности, в том числе в экстремальных условиях (теракты, боевые действия, захват заложников и др.).

Психологи ФСИН, помимо осуществления психологического отбора кандидатов на службу, оказывают социальную и психологическую помощь осужденным, подозреваемым и обвиняемым как по адаптации к отбыванию наказания, так и по подготовке к освобождению (реабилитации).

Современная психологическая служба силового ведомства «представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности конкретных ведомств» [8].

Психологическая служба решает многие практические задачи силового ведомства и в каждом случае они уникальны. К основным задачам современной психологической службы относятся как разработка медико-психологических и социально-психологических требований к деятельности сотрудников, так и проведение работы, обеспечивающей деятельность личного состава.

Успешность функционирования психологической службы в силовых структурах, по мнению исследователей (А.Г. Караяни, А.М. Столяренко, В.М. Крук и др.), складыва-

ется из нескольких элементов, к которым относятся:

- цели психологической службы;

- профессиональные ценности и ориентации сотрудников;

- функции психологической службы и их реализация;

- поставленные задачи и направления деятельности службы;

- организация работы психологической службы и ее структура;

- экономическое и материально-техническое оснащение.

Среди основных проблем и трудностей психологической службы отмечают: нехватку кадров и их текучесть, недовольство некоторых руководителей «спецификой» деятельности психолога, недостаточная обеспеченность и недостаточное финансирование, а порой и полное непонимание целей и задач работы психолога в силовом ведомстве.

Также к не менее актуальным проблемам можно отнести отсутствие концептуальных основ, научно-практических знаний о принципах, содержании и методах деятельности психологической службы. Однако в точности с такими же проблемами сталкиваются психологи и в других отраслях (медицине, образовании, бизнесе и т. д.). При этом успехи и достижения ведомства, которые достигаются при помощи психологической службы, отмечаются и руководителями, и сотрудниками как очевидные, а роль психолога при этом становится незаменимой.

ВЫВОДЫ

Психологическое обеспечение служебной деятельности является важной составляющей в работе психологической службы, обеспечивающей кадровое сопровождение сотрудников. Осуществляя свою профессиональную деятельность, психолог сопровождает сотрудника в процессе его служебной деятельности. В ситуациях, когда актуальное состояние личности неизвестно, психолог проводит психодиагностические мероприятия, профотбор, углубленно изучает личностные и профессиональные качества отдельного сотрудника или всего коллектива. Если актуальное состояние личности известно, то при благоприятном выполнении сотрудником своих обязанностей, психолог может выполнять мониторинг его состояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из условий для успешного функционирования психологических служб в силовых структурах является научно-обоснованная организация их деятельности. Такая структурированность дает возможность связать воедино все компоненты психологической службы и занять свое место в системе

работы силового ведомства. Таким образом, организованная структурированность психологической службы каждого силового ведомства позволяет повышать эффективность управления ее элементами, успешно решать поставленные задачи и находиться в постоянном развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. История советской военной психологии. М.: ВПА, 1983. 168 с.

2. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. 2013. № 3. С. 22-26.

3. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ИМЦ, 2013. 45 с.

4. НезнамовА.А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник. 1922. № 1. С. 17-18.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М.: Психотерапия, 2006. 512 с.

6. Савинков С.Н. Психологическая служба в силовых структурах. М.: Кнорус, 2021. 265 с.

7. Савинков С.Н., Коваль Н.А., Комаров В.В. Психология надежности сотрудника МЧС России: духовно-нравственный подход. Казань: Бук, 2020. 216 с.

8. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с.

9. ТепловБ.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. 203 с.

REFERENCES

1. Barabanshchikov A.V., Fedenko N.F. Istoriya sovetskoy voennoy psikhologii [History of Soviet Military Psychology]. Moscow, VPA Publ., 1983, 168 p. (In Russian).

2. Karayani A.G. Teoreticheskie osnovy psikhologicheskogo obespecheniya sluzhebnoy deyatel'nosti [Theoretical foundations of psychological support of official activity]. Yuridicheskaya psikhologiya - Legal Psychology, 2013, no. 3, pp. 22-26. (In Russian).

3. Kruk V.M. Psikhologicheskoe obespechenie lichnostnoy nadezhnosti spetsialista silovykh struktur: avtoref. dis.... d-rapsikhol. nauk [Psychological Support of Personal Reliability of a Specialist of Power Structures. Dr. psychol. sci. diss. abstr.]. Moscow, IMTs Publ., 2013, 45 p. (In Russian).

4. Neznamov A.A. K voprosu o voennoy psikhologii [On the question of military psychology]. Voennyy vestnik - Military Bulletin, 1922, no. 1, pp. 17-18. (In Russian).

5. Rodzhers K. Konsul'tirovanie i psikhoterapiya: noveyshie podkhody v oblasti prakticheskoy raboty [Counseling and Psychotherapy: the Latest Approaches in the Field of Practical Work]. Moscow, Psikhoterapiya Publ., 2006, 512 p. (In Russian).

6. Savinkov S.N. Psikhologicheskaya sluzhba v silovykh strukturakh [Psychological Service in Power Structures]. Moscow, Knorus Publ., 2021, 265 p. (In Russian).

7. Savinkov S.N., Koval N.A., Komarov V.V. Psikhologiya nadezhnosti sotrudnika MChS Rossii: dukhovno-nravstvennyy podkhod [Psychology of Reliability of an Employee of the EMERCOM of Russia: a Spiritual and Moral Approach]. Kazan, Buk Publ., 2020, 216 p. (In Russian).

8. Stolyarenko A.M. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied Legal Psychology]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2001, 639 p. (In Russian).

9. Teplov B.M. Umpolkovodtsa [Commander's Mind]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990, 203 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Савинков Станислав Николаевич - ведущий психолог.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России,

г. Москва, Российская Федерация.

Е-mail: savinkov-psv@mail.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066

Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение

литературы, написание текста.

Stanislav N. Savinkov - Leading Psychologist. Center for Emergency Psychological Assistance of the Ministry of Emergencies of Russia, Moscow, Russian Federation. E-mail: savinkov-psy@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Contribution: general concept of the article, literature analysis and evaluation, article writing and editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.