Научная статья на тему 'Направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органах'

Направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / PSYCHOLOGY OF OFFICIAL ACTIVITY / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL PREPARATION / INTERRELATION OF PROFESSIONAL SELECTION AND PROFESSIONAL TRAINING / INFLUENCE OF PROFESSIONAL BURNOUT ON ACTIONS OF PSYCHOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кружков Виталий Владимирович

Потребность подготовить личный состав правоохранительных органов к сложным психологическим условиям профессиональной деятельности является основной задачей психологической службы в силовых структурах РФ. В данной статье дается описание специфики профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов в разрезе системы МВД, а также подчеркивается важность и необходимость наличия психологической службы в правоохранительных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кружков Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of Perfection of Professional Training of Employees of Law Enforcement Agencies

The need to prepare the personnel of law enforcement agencies to the difficult psychological conditions of professional activity is the main task of psychological service in the security forces of the Russian Federation. This article describes the specifics of professional and psychological training of law enforcement officers in the context of the Ministry of internal Affairs, and emphasizes the importance and necessity of psychological service in law enforcement.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органах»

УДК 159.9 ББК 88.8

@ B.B. КРУЖКОВ. 2019

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

DIRECTIONS OF PERFECTION OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КРУЖКОВ,

аспирант кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического университета Email: v.v.kruzhkov@mail.ru

VITALY VLADIMIROVICH KRUZHKOV,

Postgraduate Student, Department of Psychology Moscow University of Humanities and Economics Email: v.v.kruzhkov@mail.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: В.В. КРУЖКОВ. Направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органах. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 44—46.

Аннотация. Потребность подготовить личный состав правоохранительных органов к сложным психологическим условиям профессиональной деятельности является основной задачей психологической службы в силовых структурах РФ. В данной статье дается описание специфики профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов в разрезе системы МВД, а также подчеркивается важность и необходимость наличия психологической службы в правоохранительных органах.

Ключевые слова: психология служебной деятельности, профессионально-психологическая подготовка, взаимосвязь профессионального отбора и профессиональной подготовки, влияние профессионального выгорания на мероприятия психологической работы

Annotation. The need to prepare the personnel of law enforcement agencies to the difficult psychological conditions of professional activity is the main task of psychological service in the security forces of the Russian Federation. This article describes the specifics of professional and psychological training of law enforcement officers in the context of the Ministry of internal Affairs, and emphasizes the importance and necessity of psychological service in law enforcement.

Key words: psychology of official activity, professional psychological preparation, interrelation of professional selection and professional training, influence of professional burnout on actions of psychological work

Современная криминогенная ситуация в стране диктует нам необходимость с большим вниманием рассмотреть актуальность проблемы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Есть несколько обстоятельств, которые с особой остротой ставят в современных условиях проблему улучшения психологической подготовки работников правоохранительных органов. Процессы развития нашего общества тре-

буют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными психологическими, педагогическими, этическими методами работы с гражданами [1].

С другой стороны, обобщение опыта подготовки и уровень развития юридической психологии позволяют вывести профессиональную подготовку на современный уровень, добиваться высоких результатов в сжатые сроки. Экспериментами установлено, что

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

молодой специалист, прошедший полный курс правильно поставленной профессионально-психологической подготовки, за 4—6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без этого, стихийно, постепенно, путем проб и ошибок, на основе положительных и горьких уроков правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8—10 лет [2]. В условиях значительной текучести кадров в правоохранительных органах трудно недооценить значимость использования такой возможности [3].

Профессионально-психологическая подготовка — вид профессиональной, прикладной, специально организуемой подготовки юристов-правоохранителей.

Одним из видов ее реализации является психологическое сопровождение.

Основными и приоритетными направлениями мероприятий психологической работы в рамках психологического сопровождения, являются.

1. Диагностика профессиональной работоспособности сотрудников.

2. Психологическая реабилитация и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, имеющих признаки психической дезадаптации, осуществление коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний

3. Осуществление индивидуально-психологического консультирования руководителей подразделений, сотрудников и членов их семей.

4. Психологическая помощь молодым сотрудникам в процессе их адаптации к профессионально-служебной деятельности.

5. Психологическая помощь сотрудникам при их подготовке к выходу на пенсию.

6. Психологическая помощь сотрудникам в решении личных и семейных проблем.

Психологическое сопровождение сотрудников в системе правоохранительных органов представляет единую систему, в которой психолог может поставить в основу психологического сопровождения и консультирования сотрудника психодиагностику, которой он профессионально владеет, и только после этого подобрать методы развития профессионально важных качеств и формирования знаний, умений и навыков [4].

В психологическом сопровождении профессиональной деятельности сотрудников, успех мероприятий психологической работы напрямую связан с учетом многофазности

жизненного пути личности, а также анализа возможности возникновения такого негативного явления, как эмоциональное и профессиональное выгорание.

По своему содержанию профессиональное развитие тесно взаимодействует с общей онтогенетической эволюцией психических функций личности в целом. Причем эта связь двусторонняя: общий уровень психического развития индивида является условием для начала развития профессионального. В свою очередь, начавшееся профессиональное развитие существенно влияет на общее развитие психологических функций человека. Становление и развитие — разные понятия, хотя и часто отождествляемые. Развитие — это всегда положительный процесс количественных и качественных преобразований [5].

С.Л. Рубинштейн постоянно придерживался мнения, что « вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями и навыками, — это и есть то, что представляет развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений».

Поскольку объектом исследования психологии служебной деятельности является профессиональный коллектив (малая группа) уместно говорить о том, что развитие каждого отдельного сотрудника влияет на деятельность группы, точнее на развитие ее позитивной активности [6].

В.Г. Мельников, в своей научной работе «Динамическая модель группы» касаясь вопроса позитивной активности указывает на тот факт, что пути передачи и восприятия духовной нужды в виде культуры свойственны человеческой природе. Именно этой природой, по его словам, предусмотрены возможности для бесконечного и непрерывного усвоения (состояния постоянной активности сознания) этих нужд, т.е. превращения их в потребности, в том числе в потребность развиваться.

А.Г. Ковалев одним из первых включил в структуру личности темперамент, направленность (как систему потребностей, интересов и идеалов), способности (как систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Важно подчеркнуть, что и все способы получения психологических данных будут контррпродуктивными, если мотивом будет необходимость соблюсти формальности, а не желание разобраться в ситуации и найти про-

№ 2/2019

45

блемные факторы, снижающие эффективность профессионально — служебной деятельности. Поэтому, наиболее результативным решением для применения в мероприятиях психологической работы с малыми группами, с моей точки зрения, может стать глубокий личностный подход.

Суть подхода заключается в определении влияния каждой личности на коллектив, выявления индивидуальных свойств, потребностей и способностей, помогающих или мешающих добиваться малой группе определенных профессиональных результатов и поставленных командованием задач [7].

Целью изучения при данном подходе является необходимость разобраться в много-уровневости индивидуальных различий сотрудников, природу их мотиваций, влияющих на позитивную активность.

В соответствии с существующими проблемами профессиональной подготовки можно построить следующие выводы.

1. Персоналу по работе с личным составом необходимо понимать истинную значимость мероприятий психологической работы, качественно повышая эффективность сопровождаемой деятельности. Важно заинтересовать реципиента, объяснить гуманистическую направленность и практическую значимость проводимой с ним психологической подготовки.

2. Приоритетной задачей профессиональной подготовки сотрудников должна стать борьба с профессиональным выгоранием, влияющим как на психологическую подготовку сотрудников, так и на мероприятия психологической работы в целом. Следует избегать возникновения данного негативного явления, это должно стать приоритетной задачей подготовки, поскольку невозможно бороться с другими негативными факторами, не остановив ключевой деструктивный процесс.

3. Необходимо покончить с бессмысленным проявлением тяги большинства ведомственных психологов к «тестологии», которая зачастую является проявлением формализации и профанации психологической подготовки. И дело даже не в том, что на тесты никто объективно не отвечает. Не стоит забывать, что помимо тестов существует множество «инструментов» для работы, которыми не следует пренебрегать. Стоит отметить, что и тесты приносят определенный положительный эффект в диагностике, когда они носят

системный характер, позволяющий в динамике отследить появление негативных тенденций у сотрудников, и как следствие, дающий возможность своевременно принять соответствующие меры организационного характера.

4. Следует проводить пропаганду психологического знания на уровне руководства правоохранительных органов, подчеркивая необходимость своевременной психологической помощи сотрудникам и их семьям. С целью более грамотного восприятия и проявления доказательного момента, стоит находить возможность выступать на совещаниях с отчетами о проделанной работе. Для укрепления позиции психолога в силовой структуре, необходимо на практике доказывать собственную «нужность», проявлять инициативу там, где этого требует сопровождаемая деятельность.

Список литературы

1. Антоновский А.В. Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 31—42.

2. Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 102—105.

3. Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. О профессионально важных качествах специалистов таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 (63). С. 100—104.

4. Кравченко А.В. Моделирование личностно-профессиональной надежности участковых уполномоченных полиции // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. № 4. С. 44—46.

5. Федотов С.Н. Проблемы подготовки психологов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 45—56.

6. Федотов С.Н., Еременко Т.Е., Кравченко А. В. О психологической работе с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 70—75.

7. Федотов С.Н., Кравченко А.В. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 299—303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.