Научная статья на тему 'Концептуальные основы создания межведомственной интегрированной психологической службы'

Концептуальные основы создания межведомственной интегрированной психологической службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Владислав Евгеньевич

Материал посвящен проблеме интеграции отдельных психологических служб силовых ведомств в федеральную межведомственную структуру. Концептуальные основы создания интегрированной психологической службы определены через континуум «специфичность функций универсальность функций». Реализация универсальных (общих) функций психологов (практически все мероприятия по работе с персоналом) выводится в новую организационно-штатную структуру. Специфические функции закрепляются за ведомственными психологами. Уровнево-региональная организация новой интегрированной структуры учитывает особенности профессиональной деятельности всех силовых ведомств. Новация позволит достичь экономии федерального бюджета более 5% от размера средств, выделяемых на содержание психологов всех силовых структур Российской Федерации, исключить дублирование однотипных мероприятий, повысить плотность и качество психологической работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петров Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы создания межведомственной интегрированной психологической службы»

УДК 159.9 ББК 88.8

@ В.Е. ПЕТРОВ. 2019

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

CONCEPTUAL BASES OF CREATION OF INTERDEPARTMENTAL INTEGRATED PSYCHOLOGICAL SERVICE

ВЛАДИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ ПЕТРОВ,

доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент Email: v.e.petrov@yandex.ru

VLADISLAV EVGENYEVICH PETROV,

associate Professor of the Department of scientific bases of extreme psychology, faculty of extreme psychology, Moscow state University of psychology and education, Ph.D., associate professor Email: v.e.petrov@yandex.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика

Для цитирования: В.Е. ПЕТРОВ. Концептуальные основы создания межведомственной интегрированной

психологической службы. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 12—11.

Аннотация. Материал посвящен проблеме интеграции отдельных психологических служб силовых ведомств в федеральную межведомственную структуру. Концептуальные основы создания интегрированной психологической службы определены через континуум «специфичность функций — универсальность функций». Реализация универсальных (общих) функций психологов (практически все мероприятия по работе с персоналом) выводится в новую организационно-штатную структуру. Специфические функции закрепляются за ведомственными психологами. Уровнево-региональ-ная организация новой интегрированной структуры учитывает особенности профессиональной деятельности всех силовых ведомств. Новация позволит достичь экономии федерального бюджета более 5% от размера средств, выделяемых на содержание психологов всех силовых структур Российской Федерации, исключить дублирование однотипных мероприятий, повысить плотность и качество психологической работы

Ключевые слова: межведомственная интегрированная психологическая служба, практическая психология, специфические и универсальные функции, психологическое обеспечение деятельности, психологическая работа

Annotation. The article is devoted to the problem of integration of individual psychological services of law enforcement agencies into the Federal interdepartmental structure. Conceptual bases of creation of integrated psychological services defined in the continuum «nature of their functions — the versatility of functions». The implementation of the generic (common) functions of psychologists (of virtually all activities on work with the personnel) is displayed in the new organizational structure. Specific functions are assigned to departmental psychologists. Level-regional organization of the new integrated structure takes into account the peculiarities of professional activity of all law enforcement agencies. The innovation will allow to achieve saving of the Federal budget more than 5 % from the size of the funds allocated for the maintenance of psychologists of all power structures of the Russian Federation, to exclude duplication of similar actions, to increase density and quality of psychological work.

Key words: interdepartmental integrated psychological service, practical psychology, specific and universal functions, psychological support of activities, psychological work

Практическая психология в силовых ведомствах прошла огромный путь становления и развития — от отдельных, разрозненных

психологических мероприятий до целостной системы работы. В настоящее время, несмотря на проведенную оптимизацию штатно-

должностных расписаний, общая численность психологов Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства юстиции, Федеральной службы войск Национальной гвардии, Федеральной службы безопасности, Прокуратуры, Федеральной таможенной службы, Следственного комитета приближается к 9 тыс. человек. Выполняя большой объем психодиагностических, пси-хокоррекционных, психореабилитационных, психопрофилактических, обучающих и т.п. мероприятий, в деятельности специалистов отмечаются некоторые проблемные моменты [1]. В первую очередь, это дублирование реализуемых психологами различных ведомств задач (в первую очередь, диагностических), нерациональность организационно-штатного построения психологических служб, невозможность введения должностей психологов в подразделениях небольшой численности, вариативность решения психологами однотипных профессиональных задач, зависимости деятельности психологов от мнений различных субъектов (руководителей, коллег и т.п.). Именно противоречие между необходимостью существенного повышения качественно-количественных показателей деятельности психологов и ограниченным потенциалом совершенствования психологической работы в силовых ведомствах обусловливает поиск новых подходов к организации психологической службы.

Среди многообразия точек зрения на решение заявленной проблемы, носящих во многих случаях частный характер, особое место следует отвести вопросу создания интегрированной психологической службы силовых ведомств. Преодолевая собственнические интересы психологов отдельных силовых ведомств, необходимо провести всесторонний анализ концептуальных основ интеграции деятельности специалистов. Именно методологическая определенность и оценка обоснованности объединения психологических служб различных ведомств в единую организационную структуру ставились в центр нашего внимания в ходе проведенного в 2018 году исследования.

Особенность теоретико-аналитического исследования была обусловлена обобщением опыта, анализом статистических сведений об организации психологического обеспечения, работы с личным составом, информационно-аналитических материалов; изучением нормативной правовой базы организации психологического обеспечения и деятельности психологов различных силовых ведомств. Для оценки эффективности предлагаемых новаций применялся функционально-стоимостной анализ.

Системный анализ психопрактики показал, что в основу интеграции организационно-штатной структуры психологов следует положить критерий дифференциации реализуемых функций (направлений, задач). При подобном подходе функции, осуществляемые специалистами, проецируются на континуум «специфичность функций — универсальность функций».

Специфические — функции, направления или задачи, которые реализуются или должны выполняться психологами только определенного ведомства, что в решающей степени зависит от обеспечиваемой (основной) профессиональной деятельности. Например, для психологов Минобороны уникальными будут задачи психологической подготовки военнослужащих к ведению боя, для психологов Следственного комитета и ОВД — составление психологического портрета неустановленного преступника в условиях неочевидности, для психологов МЧС — оказание пострадавшим экстренной психологической помощи в очаге поражения [2], для пенитенциарных психологов — психологическая профилактика распространение криминальной субкультуры в среде осужденных. Круг специфических функций, направлений или задач психологов достаточно широк [3]. По результатам лонги-тюдного исследования, проведенного нами в 2001—2018 гг., установлено, что удельный вес уникальных (специфических) психологических мероприятий в силовых ведомствах варьируется от 5 (например, для психологов ОВД) до 40 % (например, для психологов МЧС). Подавляющий спектр задач психоло-

гов различных ведомств является типовым (универсальным, общим). При выделении психологов в самостоятельную (межведомственную) организационно-штатную структуру специфические функции могут оставаться (закрепляться) за ведомственными психологами. В общем объеме реализуемых в настоящее время психологических мероприятий специфическая (усредненная) нагрузка вряд ли превысит 10 %. Штатная численность психологов, которые будут выполнять уникальные функции, может быть сокращена примерно на 90 %. Таким образом, специальные психологические задачи во всех силовых структурах Российской Федерации будут выполнять не более 500—700 психологов.

Универсальные — функции, направления или задачи, которые в основе своей свойственны психологам любого силового ведомства. В первую очередь, это мероприятия психологического сопровождения работы с персоналом — профессиональный психологический отбор, психологическое просвещение, коррекция, реабилитация, профилактика. Во многом подобен (заимствован, в отдельных случаях — тождественен) методический инструментарий, организация и формы работы, аппаратно-программные средства, условия деятельности и т.п. По сути это мероприятия, которые можно реализовать в форме психологического аутсорсинга. Для этих целей оптимальным выступает создание интегрированной психологической службы федерального межведомственного уровня. В первом приближении можно считать, что даже 6000 психологов при средней рабочей нагрузке в 500 чел. на одного специалиста обеспечат решение кадровых задач для 3 млн. сотрудников. Это закроет потребности кадрового менеджмента в силовых ведомствах [4].

Федеральная межведомственная интегрированная психологическая служба должна быть подчинена уровнево-региональному принципу, что обеспечивает иерархичность и достаточность организационно-штатной структуры для выполнения профессиональных задач. На федеральном уровне структура может быть

представлена центром, на региональном (окружном, республиканском, краевом и т.п.) уровне в зависимости от численности персонала и выполняемых задач — отделами, отделениями или группами.

Формирование инновационной структуры потребует введения и учета следующих принципов организации психологической службы, психологического обеспечения профессиональной деятельности и психологической работы: 1) принцип единства и целостности деятельности интегрированной (межведомственной) психологической службы и психологов силовых ведомств; 2) принцип разделения полномочий психологов интегрированной психологической службы и психологов различной ведомственной принадлежности; 3) принцип обеспечения секретности в работе с персоналом силовых ведомств, а также с психологически значимой информацией; 4) принцип ведомственной независимости деятельности психологов интегрированной психологической службы от должностных лиц тех или иных обслуживаемых силовых ведомств; 5) принцип развития организационно-штатной структуры интегрированной психологической службы в зависимости от изменения функций, задач, численности персонала силовых ведомств. Одновременно объективно инициируется необходимость решения таких проблемных вопросов, как конкуренция в приоритетах реализации психологических мероприятий для той или иной структуры, диспетчирова-ние работы большого количества психологов, повышение уровня профкомпетентности специалистов [5], взаимодействие психологов интегрированной психологической службы и психологов силовых ведомств.

Нововведение позволит достичь следующих показателей (эффекта).

1. Содержательный эффект. Повышается надежность, плотность и качество психологической работы с персоналом, уровень профессиональной компетентности психологов, как следствие, имидж психологической службы. Исключается влияние на результаты психологической работы ведомственного административного ресурса.

2. Организационный эффект. В интегрированной службе содержится потенциал исключения дублирования однотипных психологических мероприятий, систематизации психологически значимой информации, совершенствования социально-правового статуса психологов, мотивирования психологов к добросовестному исполнению возложенных на них функций.

3. Экономический эффект. Штатную численность психологов допустимо сократить на 4 тыс. человек (экономия расходов на заработную плату составит около 2 млрд. руб. в год). Даже при выделении дополнительных средств на оснащении новой организационной структуры, экономия федерального бюджета может составить более 5 % от размера средств, выделяемых на содержание психологов всех силовых структур Российской Федерации.

Предлагаемый концептуально-методологический подход — это новый вектор развития службы психологического обеспечения деятельности силовых ведомств. Однако создание интегрированной (межведомственной) психологической службы требует принятия соответствующего решения на высшем уровне

при активном взаимодействии представителей всех силовых ведомств, а также относительно большого переходного периода.

Список литературы

1. Костина Л.Н. Участие психолога в расследовании органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 123—127.

2. Крук В.М., Караваев А.Ф. Актуальные проблемы психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (обзор материалов Координационно-методического совета) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 111—116.

3. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности: учебное пособие. М.: Щит-М, 2003. 310 с.

4. Федотов С.Н., Кравченко А.В. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 299—303.

5. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 131—133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.