Научная статья на тему 'Психологическая служба в образовательных учреждениях Мордовии'

Психологическая служба в образовательных учреждениях Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая служба в образовательных учреждениях Мордовии»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

К. М. РОМАНОВ, руководитель научно-методической секции психологического обеспечения учебного процесса РУО, доктор психологических

наук

О. Н. РОМАНОВА, старший преподаватель МРИПКРО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ МОРДОВИИ

Эффективная работа современных образовательных учреждений невозможна без качественного психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших показателей этого является наличие в учебных заведениях психологической службы. К числу основных ее функций относятся: психологическая диагностика и коррекция; психологическое консультирование учащихся, педагогов и администрации учебах заведений: психологический анализ

уроков, лекции, практических занятии с точки зрения их образовательного, развивающего и воспитательного потенциала; психологическое просвещение; психологический анализ образовательно-вос-питательной среды; оказание научно-ме-тодической помощи педагогам и администрации образовательных учреждений в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса и др.

Психологическая служба в системе образования Мордовии впервые была организована в 1988 году одним из авторов данной статьи (К. М. Романовым) на базе колы № 7 г. Саранска. Как показала практика, школа была абсолютно не готова к сотрудничеству с психологом, поскольку ни ее руководители, ни учителя не представляли себе его функциональные возможности. В большинстве случаев психолога отождествляли с психиатром и приписывали ему работу с психически больными детьми. В целом реакцию педагогического коллектива на появление в школе психологической службы можно

охарактеризовать такими терминами, как

недоверие, опасение, тревога, любопытство, недоумение и т. п. Поэтому на данном этапе работы основное внимание отводилось психологическому просвещению, цель которого состояла в том, чтобы повысить уровень общей психологической культуры работников системы образования и доказать объективную необходимость существования психологической службы. Последующий опыт работы других начинающих психологов показал, что этот этап является неизбежным для вновь организованной психологической службы и от него зависит ее судьба.

У спешная работа психологической службы в школе № 7 послужила основанием для организации ее в ряде других школ города Саранска. В последующие годы количество психологов в системе образовательных учреждений республики значительно выросло. На сегодняшний день в школах работает 104 психолога, что, однако, меньше, чем в других регионах. Например, психологическая служба системы образования Нижегородской области насчитывает более 300 психологов. Если же отталкиваться от критерия один психолог на школу, то для республики требуется около 800 специалистов. В действительности же по существующим нормативам многие городские школы должны иметь по 2 — 3 психолога. Все это говорит о низком уровне психологического обеспечения образовательных учреж-

Мордовии, что не может не на качестве образования и

дении сказываться

© К. М. Романов, О. Н. Романова, 1997

воспитания. Так, без серьезной психологической поддержки школа не может перейти на новые образовательные технологии, осуществлять подлинную индивидуализацию и дифференциацию обучения и решать многие другие перспективные задачи.

Психологическая служба не функционирует в ПТУ. техникумах и вузах, хотя имеются серьезные основания говорить о ее необходимости. В настоящее время она сосредоточена в основном в школах г. Саранска и его пригородных поселков, г. Рузаевки и отдельных районных центров. Из этого следует, что большая ласть учебных заведений республики вообще не имеет психологического обеспечения. Психологов нет даже в некоторых школах города Саранска.

Распределение штатных единиц психологов по школам г. Саранска и пригородных поселков следующее: 0,5 ставки — 15 школ, 1 ставка — 25 школ, более 1 ставки — 6 школ. Анализ показывает, что количество детей, приходящихся на одного психолога, в большинстве школ значительно превышает существующие нормативы. Это приводит к перегрузке школьных психологов, распылению их профессиональных функций, затрудняет специализацию по возрастным категориям учащихся и направлениям работы, что в конечном счете снижает качество психологических услуг.

Большинство работающих психологов имеют очень маленький профессиональный опыт. Так, обследованные нами специалисты этого профиля в зависимости от стажа работы в школе распределились следующим образом: до 1 года — 22 человека; 1 — 3 года — 15 человек; 3 — 5 лет — 14 человек; свыше 5 лет — 4 человека. Как видим, самую представительную группу составляют начинающие психологи, которые проходят адаптационный период. Поэтому уровень психологической обеспеченности школ пока довольно низкий.

Основные направления работы школьных психологов республики следующие:

1) психодиагностика детей, поступающих в школу;

2) контроль за психическим развитием учащихся;

3) психологическое консультирование детей, родителей, учителей и администрации школ;

4) психологическое просвещение;

5) коррекционно-развивающая работа в начальной и реже средней школе;

6) профориентация.

Психологи практически не уделяют внимания непосредственному обслуживанию учебно-воспитательного процесса в школе: анализу и проектированию уроков и воспитательных мероприятий; внедрению новых образовательных технологий и программ; разработке и внедрению нетрадиционных форм контроля; анализу и проектированию образовательно-воспитательной среды (для школы в целом, отдельных классов и конкретных учащихся); изучению педагогических коллективов школ. Эти важнейшие задачи перед психологами не ставятся, и они профессионально не готовы их решать.

Объектом деятельности школьных психологов выступают преимущественно учащиеся младших классов, где разворачивается основная психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа. В большинстве школ, имеющих психолога, оганизованы и успешно реализуются различные по содержанию и форме психотренинги (тренинг познавательной

сферы — школы № 2, 3, 6, 18, 31, комплексы № 19, 37, 39, 90 и др., тренинг

межличностного понимания — школы

№ 2, 3, 29, 31, 37, 40, комплексы № 90, 123, школа № 5 г. Рузаевки и др.). Акцентирование внимания на работе с младшими школьниками имеет

научно-методическое обоснование, поскольку дает максимальную отдачу. Вместе с тем недостаточно эффективна работа с подростками, старшеклассниками,

одаренными и интеллектуально развитыми школьниками.

В работе психологов используется широкий набор психодиагностических методик и коррекционно-развивающих технологий. В большинстве случаев они были освоены и внедрены самостоятельно без соответствующей экспертной оценки со стороны более опытных и квалифицированных специалистов. Это создает угрозу

проникновения некачественных или ие-

адаптированных психотехнологий либо их неквалифицированного использования. Стихия и неуправляемость ■ области внедрения в практику психотехнологнй может иметь очень серьезные негативные последствия для учащихся.

Существенным недостатком психоло-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

гической службы образовательных учреждений республики является плохая организационная структура. В системе Министерства образования не предусмотрено подразделение, которое управляло бы деятельностью психологической службы в образовательных учреждениях городов и районов республики. В регионе не проводится централизованной, хорошо продуманной, научно обоснованной психологической политики.

Имеющийся психологический потенциал системы образования используется крайне неэффективно. Работающие в школах психологи, по существу, изолированы друг от друга и от научно-мето-дических центров. Они испытывают серьезные методические трудности. В функциональном плане они только фор-мально подчинены директорам школ, которые, будучи некомпетентными в психологическом отношении, не способны эффективно управлять психологами: ставить задачи, контролировать их работу. Администрация школ не в полной мере представляет себе значимость и возможности психологической службы. Психологические рекомендации принимаются лишь в той мере, в какой они разделяются администрацией школ или учителями. В том случае, если деятельность психолога затрагивает личные интересы учителей и администрации и инициирует серьезные перемены в работе школы (изменение ее стиля, переход на новые технологии обучения, внедрение новых учебных предметов и т. п.), это вызывает активное сопротивление и провоцирует конфликтные ситуации. Психолог в таких случаях всегда оказывается потерпевшей стороной. Противоречия в системе отношений „психолог — администрация школы“ являются одной из причин текучести кадров психологов.

Серьезной проблемой организации психологической службы в образовательных учреждениях республики является низкий уровень теоретической и методической подготовки практических психологов. Приходящие в школу молодые специалисты плохо знают теорию, не владеют психодиагностическими и коррекционно-развивающими методиками, методикой анализа урока, нередко у них плохо развито психологическое мышл ние. В республике не предусмотрена так же система повышения квалификаци

практических психологов. В настоящее время положение пытается исправить РИПКРО, однако он не располагает необходимой для этого кадровой базой.

Выполненный анализ позволяет предложить следующие рекомендации по совершенствованию психологической службы в системе образовательных учреждений Республики Мордовия.

1. Ввести ставки психологов во всех школах г. Саранска, г. Рузаевки и районных центров республики в соответствии с нормативами и обеспечить их квалифицированными специалистами.

2. С целью улучшения координации, управления и контроля деятельности пси-, хологов и оказания им необходимой научно-методической помощи организовать при Министерстве образования РМ специальное структурное подразделение и научно-методический совет с привлечением к его работе наиболее квалифицированных специалистов в области практической психологии из числа опытных практиков, ученых университета и педагогического института, а также руководителя научно-методической секции „Психологическое обеспечение учебного процесса“ Регионального учебного округа при Мордовском университете.

3. Для исключения возможных отрицательных последствий от профессиональной деятельности психологов в школах республики провести экспертизу используемых ими психодиагностических методик и коррекционно-развивающих технологий.

4. С целью улучшения качества образования, повышения его развивающего -потенциала и обеспечения наиболее благоприятных условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, а также для профилактики возможных задержек и отклонений в их психическом развитии более широко привлекать школьных психологов к решению таких задач, как анализ и проектирование уроков и воспитательных мероприятий; экспертиза и внедрение новых учебных программ и образовательных технологий; разработка и внедрение нетрадиционных форм контроля; анализ, оценка и про* ектирование образовательно-воспитательной среды.

5. Существенно повысить требования к уровню профессионально-психологической компетентности психологов, работа-

1997. №1—2

ющих в образовательных учреждениях республики.

6. Улучшить качество профессиональной подготовки практических психологов для образовательных учреж-

дений республики, обратить особое внимание на формирование научного профессионально-психологического мышления и системы практических умений и навыков.

Н. И. МЕШКОВ, руководитель научно-методического блока психолого-педагоги-ческого обеспечения учебного процесса и воспитания молодежи РУО, заведующий кафедрой педагогики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МОРДОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Высшая школа страны осуществляет активный поиск путей и способов решения актуальной задачи, связанной с улучшением подготовки педагогических кадров для различных учреждений системы народного образования. Успех в этом деле во многом зависит от разнообразных объективных и субъективных факторов, проявляющихся как в самой системе подготовки педагогов, так и за ее пределами. Научный поиск таких путей проводится на разных уровнях управления системой образования: социэтар-

ном, институализированном, интерперсональном, интраперсональном. Однако наиболее совершенным является комплексный подход, позволяющий рассмотреть их не изолированно, а в тесном единстве и взаимовлиянии. В центре внимания при таком подходе должны быть различные структурные и функциональные образования педагогической системы.

Подготовка педагогических кадров высшей квалификации в настоящее вре-

ествляется в пе-

мя, как известно, осу дагогических институтах

и

университетах. Специфика университетской подготовки проявляется в фундаментальности и системности содержания специ-

ального образования, в направленности будущего учителя на выработку исследовательского аппарата, в блаЛтриятных условиях для формирования широкой общенаучной, общекультурной эрудиции студента независимо от избранной им специальности. Выпускники университетов должны ориентироваться прежде всего на основную и полную ступени общеобразовательной школы, на инновационные учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи).

В то же время следует отметить, что в отличие от университетского образования в педагогических институтах уделяется большее внимание психологопедагогической подготовке будущих учителей. В этом отношении педагогические вузы имеют богатый опыт, который должен учитываться при организации учебно-воспитательного процесса в университетах, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Конечно, совершенствование подготовки учителей в педагогических институтах прежде всего определяется экстенсивным фактором. Вре-

отводимое здесь

мя, отводимое здесь на изучение разнообразных дисциплин психолого-пе-дагогического цикла, нередко более чем

<§ Н. И. Мешков, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.