Научная статья на тему 'Психологическая саморегуляция как условие успешного выполнения сотрудником органов внутренних дел оперативно-служебных задач'

Психологическая саморегуляция как условие успешного выполнения сотрудником органов внутренних дел оперативно-служебных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1579
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / FACTORS OF THE FORMATION OF BEHAVIOR / МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / METHODS OF SELF-REGULATION / TYPES OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович, Таранин Михаил Александрович

В статье значение психологической саморегуляции для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены виды психологической саморегуляции. Рассмотрены факторы формирования адекватного поведения сотрудника полиции. Показаны особенности реализации различных видов саморегуляции. Отмечается, что использование психологической саморегуляции позволит сотруднику полиции более качественно выполнять оперативно-служебные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological self-regulation as a condition for the successful fulfillment by the internal affairs officer of operational and service tasks

In the article the significance of psychological self-regulation for the activity of employees of law enforcement bodies. Types of psychological self-regulation are considered. The factors of formation of adequate behavior of a police officer are considered. The features of realization of various types of self-regulation are shown. It is noted that the use of psychological self-regulation will allow the police officer to perform better operational tasks

Текст научной работы на тему «Психологическая саморегуляция как условие успешного выполнения сотрудником органов внутренних дел оперативно-служебных задач»

Литература:

1. Аджиева, Е. М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Е. М. Аджиева // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика: сб. науч.-метод. ст.; под ред. В. А. Шумилова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - С. 85-92.

2. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов. - Мемориал. -М.: Просвещение, 2008. - 85 с.

3. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.

A. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч. ст. / под ред. С. К. Бондыревой. - СПб.: Питер, 2009. - С. 76-77.

4. Порфирьева, А. В. Психологический тренинг как средство развития толерантности подростков / Е.

B. Царева, А. В. Порфирьева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник материалов V Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии», 12 ноября 2015 г., г. Саранск: в 2-х ч. Ч. 1 [Электронное издание] / Под ред. А. Н. Яшковой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - С. 205-212

5. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко С.

C. Еремина, Н. А. Милешина, Т. Д. Надькин, Л. А. Потапова, Е. В. Царева / Под общ. ред. А. В. Мартыненко. - М.: Юрайт, 2017. - 221 с.

6. Пчелинцева, И. Г. Толерантность, как она формируется? / И. Г. Пчелинцева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 153 с.

7. Солдатова, Г. У. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» [Электронный ресурс] / Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова. - Режим доступа: http: // www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/metodikisocpedagog/6024.

8. Сомова, Н. Л. Программа психолого-педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III Национальной научно-практической конференции. - М.: Просвещение. -2006. - С. 56-58.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.

10. Царева, Е. В. Толерантность как профессионально значимое качество личности учителя / Е. В. Царева // Интеграция образования № 4 - Саранск, 2011. - С. 86-89.

11. Царева Е. В. Развитие социальной и этнической толерантности старшеклассников на уроках истории и обществознания / Е. В. Царева, О. Ф. Репникова //«Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», II Всероссийская с междунар. участием науч.-практическая конф. / Отв. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 310-315.

Психология

УДК 159.9.019.4

кандидат психологических наук, доцент Чуносов Михаил Александрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры специальных дисциплин Таранин Михаил Александрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СОТРУДНИКОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье значение психологической саморегуляции для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены виды психологической саморегуляции. Рассмотрены факторы формирования адекватного поведения сотрудника полиции. Показаны особенности реализации различных видов саморегуляции. Отмечается, что использование психологической саморегуляции позволит сотруднику полиции более качественно выполнять оперативно-служебные задачи.

Ключевые слова: психологическая саморегуляция, факторы формирования поведения виды саморегуляции, методы саморегуляции.

Annotation. In the article the significance of psychological self-regulation for the activity of employees of law enforcement bodies. Types of psychological self-regulation are considered. The factors of formation of adequate behavior of a police officer are considered. The features of realization of various types of self-regulation are shown. It is noted that the use of psychological self-regulation will allow the police officer to perform better operational tasks

Keywords: Psychological self-regulation, factors of the formation of behavior, types of self-regulation, methods of self-regulation.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет высокие требования к его личностным качествам, профессиональной и физической подготовке. Воздействие психических и физических перегрузок требует от сотрудников обоснованных, решительных действий, готовности пойти на риск, способности управлять своим психическим состоянием, мобилизоваться и использовать собственные резервы т.е. речь идёт о процессе формирования поведения, направленного на выполнение оперативно-служебной задачи.

Формулировка цели статьи. В процессе практической деятельности, сотрудник сталкивается со сложными и экстремальными ситуациями, которые деструктивно влияют на психику и, таким образом, затрудняют или препятствуют качественной реализации усвоенных алгоритмов деятельности.

Проведённые нами раннее исследования позволяют утверждать, что на формирование адекватного поведения сотрудника ОВД влияют объективные и субъективные факторы.

К субъективным факторам можно отнести наличие у сотрудника органов внутренних дел:

1) комплекса мотивационных установок на достижение успеха в деятельности;

2) типологических характеристик, присущих для проявления волевых качеств, таких как, смелость и решительность;

3) способности к субъективной категоризации конструктов внешней среды как потенциально-опасных;

4) наличия практического опыта адекватного реагирования;

5) наличие опыта психологической саморегуляции деятельности.

Объективные факторы включают в себя:

1) достаточное количество времени у сотрудника ОВД необходимого для оценки сложившейся ситуации как потенциально-опасной;

2) соответствие имеющегося пространственного, психофизиологического и психоэмоционального состояния, условиям реализации опыта адекватного реагирования;

3) Наличием времени для осуществления «психологической саморегуляции»;

4) наличием во внешней среде образцов адекватного реагирования, для частичного или полного подражания поведения и др. [1].

Является очевидным, что на пути реализации усвоенных раннее программ деятельности, является наличие несоответствия, между усвоенными поведенческими программами, в которых зафиксированы и условий их формирования (пространственные, психофизиологические), с одной стороны, и - наличным психофизиологическим и психоэмоционым состоянием, которое переживает сотрудник перед выполнением оперативно-служебной задачи - с другой стороны.

В целом, указанное несоответствие является психологическим препятствием которое затрудняет, искажает или делает невозможным выполнение сотрудником оперативно-служебной задачи. Преодоление указанного несоответствия актуализирует проблему управление свои психофизическим состоянием -саморегуляцией деятельности. Таким образом, целью нашей статьи является рассмотреть методы психологической саморегуляции, которые может использовать сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Термин «саморегуляция» (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении. В научных трудах (О. Бабич, В. Бодров, Е. Долгополова, О. Конопкин, Е. Коноз, Л. Михайлова, В. Моросанова, Т. Панкратова, Е. Петухов, В. Пичугин, В. Пошехонова, Б. Смирнов и др.), под термином «саморегуляция» понимается:

- управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

- программирование деятельности на основе процессов предвидения;

- интегративные психические явления, процессы и состояния, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека;

- непосредственное воздействие на функциональное состояние организма;

- целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и психоэмоционального состояния в целом;

- целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий и др. и др. [2].

Саморегуляцию условно можно разделить на такие биологическую, рефлекторную и психологическую.

Биологическая саморегуляции представляет собой комплекс генетически-запрограммированный

внутренних процессов, обеспечивающих защитные функции живых организмов (человека, животных, растений) и осуществляется на неосознанном уровне (без участия сознания).

Рефлекторная саморегуляция характеризуется быстрым, сознательно-неконтролируемым, изменение показателей внутреннего гомеостаза (ритм сердцебиения, дыхания и др.), как результат восприятие органами чувств состояний внешней среды и оценки их как опасных. При неожиданном появлении источника опасности (например: восприятие неожиданного резкого звука (крика, выстрелы, взрыв, звуки при столкновении автомобилей и др.) рефлекторно происходит повышение уровня адреналина в крови, посредством чего может наблюдаться эффекты саморегуляции: «стоп-реакция» - состояние замирания, позволяющее «выиграть время», для последующей мобилизации организма для сознательно-управляемой саморегуляции; «адреналиновая волна», при которой, несмотря на внешнее спокойствие и осознанный контроль, по всему телу ощущается неконтролируемое расширение сосудов «сверху-вниз», прилив крови к лицу, сопровождаться изменением ритма дыхания, сердцебиения и др. «адреналиновая волна» обеспечивает концентрацию внимания на источнике опасности, активизирует внутренние ресурсы (мышление, память) и волевые процессы при выборе адекватной модели поведения.

Психологическая саморегуляция представляет собой целенаправленное сознательно-управляемая регуляция всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний при помощи средств (методов, приёмов) психической активности. Психологическая саморегуляция осуществляется как осознанная реакция, на деструктивные изменение характеристик внутренней и внешней среды и направлена: во-первых, на преодоление нервного возбуждения, восстановление мышечную работоспособность, регуляция самочувствия и др., во-вторых, на мобилизацию внутренних ресурсов к предстоящей деятельности.

В основе процессов психологической саморегуляции лежит совокупность детерминационных явлений и закономерностей функционирования психики, основу которых составляет:

- мотивационные процессы, активизирующие деятельность человека, направленную на достижение поставленных целей;

- волевые процессы как основа произвольного поведения;

- познавательные процессы (память, ощущения, восприятие, воображение, внимание, мышление, речь) обеспечивающие процесс саморегуляции.

В комплексе, функциональное взаимодействие мотивационных, волевых и познавательных процессов обеспечивают целевое воздействие сотрудника ОВД на собственную психику, обеспечивая саморегуляцию психологического состояния и формируя, таким образом, психологическую готовность к выполнению оперативно-служебных задач.

В целом, в контексте служебной деятельности сотрудника ОВД, термин «психологическая саморегуляция» мы будем рассматривать как: обусловленную оперативной обстановкой, целенаправленную деятельность сотрудника правоохранительных органов, направленную на приведение своего внутреннего психофизиологического и психоэмоционального состояния в соответствии с условиями реализации (внутренними, внешними) усвоенных раннее, в процессе жизнедеятельности (профессионально-служебной подготовки, эмпирического опыта), программ (моделей, алгоритмов) выполнения оперативно-служебных задач [3].

В основе саморегуляции лежат совокупность способов изменения психофизиологических параметров деятельности организма. Саморегуляция осуществляется посредством реализации методов и приёмов сознательного управления психикой.

Теоретической основой реализации методов саморегуляции является учение К П. Павлова о речи, как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме. А раз такая связь есть, то с помощью слова можно оказывать целенаправленное воздействие на психику и при ее посредстве — восстанавливать и усиливать функции внутренних органов, мобилизовывать саморегуляцию и др. [41.

Методы саморегуляции (от греч. Methodos - прием, система приемов какой-либо деятельности; способ или образ действия) - рассматривается как система способов самовоздейтсвия на психофизиологическую и поведенческую сферу человека.

Приемы саморегуляции - представляют собой практический механизм применения методик и технологий изменения наличного психофизиологического и психоэмоционального состояния.

Методы и приёмы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, самовнушения, и др.

Выбор методов и приёмов психологической саморегуляции, обуславливается:

- особенностями ситуации выполнения оперативно-служебных задач;

- индивидуальным стилем психологической саморегуляции;

Используемый набор способов саморегуляции для каждого человека весьма разнообразен. Наиболее эффективно саморегуляция будет осуществляться при использовании нескольких методов и приёмов, которые в комплексе эффективно взаимодополняют друг друга.

В зависимости от скорости протекания процесса, инструментарий психологической саморегуляции можно условно разделить на «слоу» и «экспресс» методы.

Слоу-методы (slow - англ. длительный, долговременный) - группа методов и приёмов саморегуляции, на реализацию которых требуется продолжительный временной ресурс. В данную группу входят: аутотренинг, релаксационные, медитативные и дыхательные техники, техники самокодирования, психологические настрои и др. В данную группу можно отнести: аутотренинг, релаксационные техники, медитативные техники, дыхательные техники, психологические настрои, техники самокодирования и др.

«Слоу»-методы саморегуляции имеют специфические особенности: во-первых, они требуют значительное количество времени для реализации (например: классический аутотренинг может осуществляться от 10-40 мин). Во-вторых, относительно сложны в усвоении; в третьих, требуют специфических условий к внешним условиям реализации приёмов саморегуляции; в четвёртых, для их реализации требуется значительные волевые усилия для реализации технологических процедур; в пятых, применение данных методов может повлечь появление побочных эффектов (например: сонливость после аутотренинга, релаксации и др.).

Исходя из особенностей реализации «слоу»-методов, формируются и условия их реализации: первое -наличие достаточного количества времени для саморегуляции; второе - наличие высокой мотивации в выполнении приёмов саморегуляции; третье - понимание особенностей (последовательностей действий) процедур саморегуляции.

Использование слоу-методов психологической саморегуляции, оптимально в подготовительном периоде планирования и организации предстоящей деятельности, однако их использование в условиях активного социального взаимодействия проблематично.

Экспресс-методы психологической саморегуляции. В динамически-развивающихся ситуациях выполнения оперативно-служебных задач, с повышенным уровнем возникновения угрозы для жизни и здоровья (экстремальные, чрезвычайные, «рискоопасные» ситуации), ситуациях повышенного эмоционально-напряженных ситуациях наиболее эффективными могут оказаться экспресс-методы психической саморегуляции.

К Экспресс-методы (от лат. expressus — усиленный, быстрый) психологической саморегуляции, можно группировать четыре группы: дыхательные техники; идеомоторные техники; техники вербальной саморегуляции; техники произвольной мышечной мобилизации и релаксации.

Особенности экспресс-методов саморегуляции: во-первых, они просты в овладении и выполнении, не требуют много времени на выполнение процедур (1-3 мин.); во-вторых, для их реализации не требуется особых требований к месту проведения приёмов саморегуляции т.е. приёмы можно реализовывать практически в любых внешних условиях; в-третьих, эффективность реализации, обнаруживается уже в процессе выполнения приемов; в четверых, негативных побочные явления - минимизированы.

Условиями реализации экспресс-методов является: наличие достаточной мотивации в достижении успеха; наличие опыта (умений, навыков) осуществлять экспресс-методы; понимание специфики и особенностей ожидаемых конечных результатов реализации приёмов саморегуляции; сознание результата самомониторинга психофизиологического и пространственного состояния.

Выводы. К сотрудникам органов внутренних дел предъявляются специальные требования к коммуникативным и физическим навыкам, которые формируются в процессе профессиональной подготовки, особое место среди которых отводится навыкам психологической саморегуляции. Таким образом, успешное выполнение оперативно-служебных задач, находится в прямой зависимости от сформированности умений осуществлять регуляцию собственного психического состояния, как условия реализации раннее усвоенных моделей поведения.

Литература:

1. Чуносов М.А. Формирование адекватного поведения работников ОВД в рискоопасных ситуациях выполнения оперативно-служебных задач: дис. ...канд. психол. наук. Харьков, 2004. 182 с.

2. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.

3. Чуносов М.А., Царёва Е.С. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД: учебное пособие / М.А. Чуносов, Е.С. Царёва Симферополь: КФ Кр.УМВД России, 2017. - 108 с.

4. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 661 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.