УДК 1/159.9 ББК 88
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10180 © В.Ф. Родин, 2019
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Владимир Федорович Родин, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема психических состояний сотрудников ОВД. Показаны приемы и способы саморегуляции сотрудников.
Ключевые слова: саморегуляция, способы саморегуляции, приемы саморегуляции.
SELF-REGULATION OF MENTAL CONDITIONS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS
Vladimir Fedorovich Rodin, Doctor of Pedagogy, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department of Legal Psychology, UNK PSD
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with the problem of mental states of ATS employees. Showing techniques and methods of self-regulation of employees.
Keywords: self-regulation, methods of self-regulation, self-regulation techniques.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Родин В.Ф. Саморегуляция психических состояний сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):271-5.
Сотрудники ОВД выполняют различные оперативно-служебные и служебно-боевые задачи. Спектр решаемых задач сотрудниками многообразен и нередко протекает в экстремальных условиях. В руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации указывается на необходимость «организовать морально-психологическую подготовку личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, обучение сотрудников методам и приемам саморегуляции психического состояния...»
Саморегуляцию следует понимать как сознательную активацию определенных качеств, свойств и состояний личности, для осуществления ею какой-либо деятельности.
В статье мы рассматриваем лишь некоторые при-
емы (способы) саморегуляции сотрудников ОВД.
Их условно можно разделить на две группы: естественные и искусственные.
Естественные приёмы саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой» — в своей жизни и работе. По существу, эти методы связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха.
Многие из них мы используем интуитивно. Это сон, еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, отдых в кругу семьи, хобби, различные водные процедуры (ванная, душ, баня, сауна, бассейн). Главное — не забывать доставлять себе удовольствие и время от времени делать то, что приятно, что помогает расслабиться и улучшить эмоциональное состояние.
Искусственные приёмы — это приёмы саморегуля-
ции, которые разработаны в практической психологии.
В настоящее время известно много различных приёмов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Рассмотрим некоторые из них:
1. Аутогенная тренировка
В 1932 году немецким психиатром И. Шульцем был разработан способ, названный «аутогенной тренировкой».
Погружение в состояние аутогенного расслабления посредством использования специальных упражнений дает хороший отдых нервной системе и создает почву для эффективного использования различных формул саморегуляции: внушения себе душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, хладнокровия, целеустремленности, хорошей работоспособности и других ценных качеств.
Одним из преимуществ этой методики являются четкие и ясные критерии эффективности процесса обучения. В аутотренинге есть строгая этапность в освоении упражнений. Переход к следующему упражнению осуществляется только после освоения предыдущего.
АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги, дискомфорта. Под влиянием аутотренинга улучшается настроение, нормализуется сон, происходит активизация организма и личности. С помощью АТ можно решать задачи укрепления воли, коррекции некоторых форм поведения, мобилизации интеллектуальных ресурсов сотрудника, отдыха, восстановления сил за короткое время.
Стандартный сеанс АТ состоит из 3 частей: базового самовнушения покоя и отдыха; целевого самовнушения; выхода из состояния релаксации. На первом этапе лучше заниматься в тихом, спокойном помещении, с мягким, неярким светом, с комфортной температурой, в свободной одежде. По мере освоения методики АТ тренировку можно применять в любой обстановке: на работе, дома, даже в транспорте. Глаза обычно закрыты. Заниматься АТ можно 1-3 раза в день по 10-20 минут (время подбирается индивидуально). Лучше проводить аутогенную тренировку перед подъемом — утром, днем — в обеденный перерыв, и вечером — перед уходом ко сну.
Погружаясь в дремотное состояние (его еще называют аутогенным), можно перейти к активной фазе аутотренинга — формулам самовнушения. Дело в том, что в обычном бодрствующем состоянии внушаемость человека низкая, а в аутогенном состоянии — высокая. Поэтому после достижения расслабления вы можете легко внедрить в свое подсознание нужные программы, которые плохо усваивались в обычном состоянии.
Недостатком метода является то, что требуется значительное время для его осуществления.
2. Прогрессивная релаксация (мышечное расслабление)
При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса—Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора.
Сущность метода проста на первый взгляд: устроиться в удобную позу и погрузиться в ощущение своего тела. Обстановка во время погружения в тело должна максимально способствовать сосредоточенности и покою. Должна быть исключена сама возможность того, что кто-то прервет или отвлечет.
Во время расслабления на первых порах снимаются сиюминутные напряжения, накопившиеся в течение прошедшего дня или последних дней, и человек чувствует приятную легкость. Со временем, релаксация постепенно становиться все более полной и глубокой. Достигая как можно более полного расслабления, человек идет к снятию внутренних напряжений, начиная об более поверхностных (сиюминутных), доходя до глубоких, годами и десятилетиями существующих, которые человек давно уже считает чертами своего характера.
Необходимо помнить конечные цели упражнения на глубокое мышечное расслабление. Такими целями являются: достижение полноты человеческой жизни, реализация себя на службе, способность быть самим собой, профилактика психосоматических заболеваний, и т.д. Занимаясь погружением в свое тело, каждый сможет по-новому взглянуть на мир, освежить ощущения, вернуть остроту и непосредственность восприятия, научиться радоваться жизни.
3. Психорегулирующая тренировка
Психологической основой этого метода является
бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.
Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60 %). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить.
4. Изменение направленности сознания
Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить
внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, занятие спортом, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как показывает практика, переключение внимания с раздумий на деловую сторону предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект.
Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т.д.
Приведенный способ является, по сути, одним из вариантов использования контрфактического мышления (контрфактов). В когнитивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактического мышления. Контрфактами называются представления об альтернативном представление реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы..., то...».
5. Регуляция состояния с помощью дыхания
Дыхание, как известно, является одной из важнейших функций организма. Характер дыхания (его глубина, ритмика и др.) весьма тонко отражает эмоциональное состояние человека, является чувствительным индикатором, лакмусовой бумажкой в проявлении эмоций. С помощью дыхания можно не только следить за эмоциями, но и управлять ими.
С помощью правильно регулируемого дыхания можно снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться «функциональной разрядки». Научиться контролировать свои эмоции достаточно просто — нужно ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нем изменения, связанные с эмоциями.
Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания: направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между выдохом и вдохом, вдохом и выдохом, характеристики перехода от вдоха к выдоху, от выдоха к вдоху, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т.д.
Одним из самых легких и наиболее доступных способов регуляции эмоционального состояния, по мнению многих психологов и физиологов, являются дыхательные упражнения, которые активизируют и мобилизуют организм.
Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с на-
пряжением и расслаблением мышц, при помощи которых можно снять чрезмерное волнение. Он предлагает делать задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем -спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц.
Таким образом, при использовании дыхания прорабатываются определенные негативные идеи, состояния, вытесненные в бессознательное, но и воспроизводим паттерны дыхания тех или иных жизненных обстоятельств. Более того, применяя те или иные приемы связного дыхания, мы можем управлять и координировать наши состояния в жизни и деятельности вне зависимости от обстоятельств.
Мы дышим так, как мы себя чувствуем. Рисунок дыхания, как лакмусовая бумага, проявляет наше состояние психики. Каждое состояние психики — это также и состояние дыхания. Каждое состояние дыхания — это определенное состояние психики.
6 Регуляция состояний при помощи техник релаксации
Общеизвестно, что мышечное напряжение связано с ситуациями и травмами, переживаемыми людьми в процессе их жизни. Любое эмоциональное состояние, будь то страх или гнев, раздражение или волнение, содержат в себе мышечный, мускульный компонент.
В мышцах, когда эмоциональное состояние не от-реагировано, образуются участки «застывшего» напряжения — болезненные уплотнения. Они в свою очередь, в зависимости от их расположения, могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства — нарушения ритма сердца, загру-динные боли, изжогу. Снятию мышечных напряжений помогает релаксация.
Релаксация — это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.
Сотрудники, занимающиеся релаксацией, меньше подвержены стрессам, у них редко бывают серьезные нервные срывы, умеют регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние. Они способны выдержать стресс и быстро восстановить свои силы.
7. Самовнушение
Освоив техники релаксации, можно начинать эффективно использовать словесные формулы самовнушения. Они нужны, чтобы добиться нужных изменений в своем поведении или в состоянии. Целесообразно использовать формулы самовнушения, находясь в состоянии релаксации, так как в этом состоянии исчезает барьер нашего сознания, и они напрямую воспринимаются подсознанием, которое и реализует их. Самовнушение должно осуществляться без всякого усилия, как можно более простым, механическим способом.
Примеры создания словесных формул самовнушения.
Фраза должна быть позитивной и утвердительной (формулировать ее в терминах «я хочу делать X", а не «я не хочу делать У'), избегать использование частицы "не", "никогда": вместо "голова не болит, никогда не
заболит" скажите "боль покинула голову, навсегда".
Фраза должна быть очень конкретной; большую цель следует разбить сначала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет к большой цели; абстрактные категории и эмоции следует сводить к физическим ощущениям: верх абстракции «голова прошла» следует заменить на «лоб прохладен, голова легкая» (если эти ощущения облегчают боль в голове).
При построении фразы нужно использовать простые слова.
Фраза должна состоять менее чем из пяти слов.
Формула внушения должна быть в настоящем времени, как будто то, что нам нужно уже есть. Эта фраза адресуется подсознательному. Подсознательное принимает такую фразу за истину и начинает ее осуществлять.
8. Приём саморегуляции с помощью техники «яко-рения»
«Якорная» техника имеет прямое отношение к условным рефлексам. «Якорем» называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса.
В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например, у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют «нашей мелодией» — они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности, но теперь она стала для этой пары «положительным аудиальным (слуховым) сексуальным якорем»; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувство влюбленности по механизму условного рефлекса. «Отрицательным аудиальным музыкальным якорем» для большинства из нас служит похоронная музыка — стоит нам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, что причина такого понижения настроения — какие-то другие похороны, на которых мы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери... В роли «якоря» может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картина и т. п.), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем (прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.). «Якоря» подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические. Искусство применения «якорей» при саморегуляции основывается на удачно выбранном моменте для постановки «якоря», удачно выбранном типе «якоря» и удачном воспроизведении уже поставленного «якоря».
9. Использование систематической десенсибилизации для саморегуляции
Метод систематической десенсибилизации — один из самых старых методов поведенческой психотерапии. Он очень эффективен и довольно прост. Суть методики заключается в том, что человек, находясь в состоянии глубокой релаксации, представляет в воображении ситуации (вспоминает о них), вызывающие
у него страх. Затем посредством углубления релаксации человек снимает возникающую тревогу. В воображении представляются ситуации от самых легких до вызывающих наибольший страх. Эксперименты доказали, что, после угасания тревоги в воображении, она больше не возникает и в реальности.
10. Снижение остроты переживаний с помощью «диссоциации»
В ранний период психоанализа З. Фрейдом была выдвинута идея о том, что от эмоционального комплекса можно избавиться, отреагировав на него. Неот-реагированные же эмоции составляют основу невротических комплексов. Это объяснение соответствовало идее «психической энергии» или энергии либидо, перекрытие русла которой вызывало развитие неврозов. Препонами для свободного протекания психической энергии являются, по мнению З. Фрейда, излишние социальные и культурные запреты.
Как впоследствии оказалось, самого выплеска эмоций, даже неоднократного, бывает недостаточно для изменений в психологическом состоянии человека.
Как же соединить эмоциональное переживание с возможностью перерабатывать его содержание с «холодной головой»? Такой способ есть, и он заключается в диссоциированном (разотождествленном) переживании, то есть переживании собственной эмоции, как бы глядя со стороны. Это значит, что в методике используются зрительные образы, которые человек вспоминает или воображает. Диссоциирование, отстранение применяется в разных модификациях в некоторых методиках нейролингвистического программирования. Психологами было замечено также, что и косвенное внушение эффективнее прямого (если это не транс-овые техники внушения). Причина этого в том, что человеку свойственно защищать свой личностный багаж представлений, свои устои, ценности, склад характера. Прямые попытки воздействия натыкаются на сопротивление или непонимание, на открытое неприятие. Альтернативные же варианты поведения, преподнесенные как жизненный опыт других, не навязываемые, а просто существующие феномены, могут быть хотя бы «приняты к рассмотрению».
Таким образом, метод «диссоциации» позволяет пережить неприятные ощущения от прошлого события в виде «ассоциированной» картинки, как будто вы совершенно независимый наблюдатель, некто, лично не включенный в ситуацию. Воспоминание ситуации с диссоциированием от нее ослабляет ощущения в настоящем. Именно диссоциирование сглаживает неприятные ощущения, связанные с прошлыми событиями и позволяет произвести регуляцию своего эмоционального состояния.
11. Музыкотерапия.
Известно, что музыкотерапию можно рассматривать как прикладную отрасль в психиатрии, хирургии,
стоматологии. В медицинских исследованиях, используя музыку во время операций, отмечены изменения в нейро-эндокринной системе: фиксировали снижение уровня стресс-гормонов в крови. Музыка влияет на нейро-эндокринную систему, в частности — на гормональный уровень в крови. Сопоставив эти данные с тем фактом, что в тревожном состоянии отмечаются изменения на нейроэндокринном уровне, можно предположить, что музыка влияет также на тревожность.
Анализируя исследования в музыкотерапии, следует отметить широкий диапазон области её применения: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, творческого мышления, развитие эстетических потребностей, развитие способности релаксации, коррекция и развитие эмоциональной сферы, влияние на базовые характеристики психического состояния и уровень работоспобности и т.д.
Отмечая исследования вегетативных реакций в зависимости от характера музыки, быстрый темп, мажорная музыка повышает артериальное давление, повышает мускульный тонус. В зависимости от формы волны звуки могут оказывать успокаивающий и раздражающий эффект.
В психофизиологических изменениях, которые возникают в процессе прослушивания музыки, существенную роль играет также установки индивида и его общее физическое состояние.
Мелодии, которые вызывают у индивида радость, способствуют нормализации артериального давления, при прослушивании раздражающей музыки можно зафиксировать обратный эффект.
Таким образом, в работе мы рассмотрели лишь некоторые, наиболее распространенные методы саморегуляции сотрудников ОВД. Используя которые, мы можем в большей степени сохранить свое психическое здоровье. Все это необходимо для повышения продуктивности служебной деятельности у сотрудников ОВД.
Литература
1. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. — М.: Юнити — Дана, 2014.
2. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Эри-ашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник М.: Юнити — Дана, 2014.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2011.
4. Лефрансуа Г. Формирование поведения человека. — СПБ.: Прайм — Еврознак, 2003.
5. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПБ.: Прайм — Еврознак, 2002.
6. Родин В.Ф,, Грошев И.В., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д. Психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Общей психологии и психологии профессиональной деятельности». М.: Юнити — Дана, 2016.
7. Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хрустале-ва Т.А. Психология: учебное пособие. — М.: Юнити — Дана, 2016.
8. Цветков В.Л. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. — М.: Юстиция, 2019.
9. Цветков В.Л. Психология конфликта: учебное пособие. М.: Юнити — Дана, 2013.
References
1. Karayani AG, Tsvetkov V.L. Psychology of communication and negotiation in extreme conditions. - M .: Unity - Dana, 2014.
2. Lebedev IB, Rodin V.F., Tsvetkov V.L., Eriashvili N.D. Legal psychology: textbook M .: Unity -Dana, 2014.
3. Leontyev A.N. Activity Consciousness. Personality. M. 2011.
4. Lefrancois G. Formation of human behavior. -SPB: Prime - Eurosign, 2003.
5. Rean A.A. Psychology of Personality. Socialization, behavior, communication. - SPB: Prime - Eurosign, 2002.
6. Rodin V.F., Groshev I.V, Kalinichenko I.A., Eriashvili N.D. Psychology: a textbook for university students enrolled in the direction of the preparation of "General Psychology and Psychology of Professional Activity." M .: Unity - Dana, 2016.
7. Tsvetkov V.L., Kalinichenko I.A., Khrustaleva T.A. Psychology: study guide. - M .: Unity -Dana, 2016.
8. Tsvetkov V.L. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies. Tutorial. - M .: Justice, 2019.
9. Tsvetkov V.L. Psychology of conflict: a textbook. M .: Unity - Dana, 2013.