ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
PSYCHOPHYSICAL TRAINING IN OVERCOMING OCCUPATIONAL STRESS
OF POLICE OFFICERS
Герасимов Игорь Викторович
кандидат педагогических наук, доцент заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Candidate of sciences (pedagogical), associate Professor Deputy chief of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. В Статье рассматриваются механизмы развития и особенности проявления стрессогенных факторов, приводящих к депрессивным состояниям, а также способы эмоциональной саморегуляции, способствующие контролю над психическими состояниями сотрудников полиции в критических ситуациях.
Abstract. The Article discusses the mechanisms of development and features of manifestation of stress factors leading to depressive States, as well as ways of emotional self-regulation, contributing to the control of mental States of police officers in critical situations.
Ключевые слова: профессиональный стресс, депрессия, эмоциональные перегрузки саморегуляция.
Keywords: professional stress, depression, emotional overload self-regulation.
Эмоциональные перегрузки выступают неотъемлемой частью повседневной жизни современного человека. Множество проблем наваливаются на нас неподъемным грузом, требуя принятия немедленных решений. Да и конфликтные ситуации выводят из равновесия, порождая массу негативных переживаний. Следствием этого становится внутренний психологический дискомфорт, который мы привыкли называть стрессом или депрессией.
Проблема психологического стресса населения, в том числе работников правоохранительных органов, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, личностной экстремальности и существенным изменением содержания и условий труда.
Термин "стресс" широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладываются несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной задачей, требующей незамедлительного разрешения, опасной ситуацией и т.д. Мы перешли на стрессовый образ жизни, а отсутствие системы воспитания психокультуры нередко приводят человека к саморазрушению личности. К таким факторам
50/237
относятся переживание, несостоятельность, отчаяние, протест, часто вызванные неспособностью достичь цели, а также возросшие нагрузки на сотрудников ОВД в связи с экспансией преступности.
Анализ литературы по исследуемой теме показывает, что не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и депрессии. Это в свою очередь еще более затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.
Попробуем разобраться, что такое стресс и депрессия и как они влияют на наше эмоциональное состояние.
Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [3].
Бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса Дж. Мейсон посвятил прекрасный очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию "физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом"
Стресс является реакцией организма на негативные эмоции. Его воздействие провоцирует выплеск адреналина, мобилизацию мыслительных процессов с целью поиска выхода из ситуации. Однако если отыскать решение проблемы не удается, наступает период истощения организма, который и становится начальной стадией депрессии. Последняя, в свою очередь, приводит к упадку жизненных сил, нарушению мышления и двигательной заторможенности. Таким образом, стресс мобилизует организм, благодаря чему в умеренных количествах даже полезен для здоровья. Депрессия же, напротив, выпивает из человека все «соки», делая его болезненным и слабым.
Стоит отметить, что стресс имеет кратковременный характер. То есть процессы возбуждения, спровоцированные негативной ситуацией, проходят достаточно быстро. А вот период ее переживания длится в три раза дольше, чем само воздействие. Как правило, продолжительность легкой депрессии составляет в среднем пару недель. Тогда как серьезные травмирующие человека ситуации повергают его в апатичное состояние на несколько месяцев, а то и лет. В этом и кроется еще одно отличие стресса от депрессии. Если первое состояние индивид нередко способен преодолеть сам, то второе требует постороннего вмешательства. Вывести человека из депрессии порой помогают близкие люди, всячески поддерживая его и побуждая к деятельности. Однако если все шаги со стороны окружения оказываются бесполезными, приходится обращаться за помощью к специалисту.
Сотрудники правоохранительных органов как никто подвержены стрессовым ситуациям почти ежедневно. В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, опасных для физического и психического здоровья. В различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического
и психического напряжения, для успешного достижения поставленной цели.
Таблица 1
Стресс Депрессия
Реакция организма на негативные эмоции Психическое расстройство
Его воздействие провоцирует выплеск адреналина, мобилизацию мыслительных процессов Сопровождается упадком жизненных сил и нарушением мышления
Полезен для здоровья в умеренных количествах Делает человека болезненным и слабым
Носит кратковременный характер Бывает затяжной, может длиться несколько лет
Нередко самостоятельно преодолевается человеком Зачастую требует лечения и профессионального вмешательства
Совокупностью факторов, влияющих на психофизическое состояние человека и его поведение в экстремальных условиях, являются стрессоры, или стрессогенные факторы, которые приводят к депрессивным состояниям.
Исследования, проведенные в МВД, показали, что основные отрицательные последствия постоянного нервно-эмоционального напряжения сотрудника проявляются в постепенном наращивании таких качеств, как повышение уровня тревожности и внутреннего напряжения, снижение творческой инициативы и самостоятельности в принятии важных решений, пассивность в профессиональной деятельности, намеренный уход из ситуаций, требующих оперативного решения и принятия на себя ответственности.
Врач Дэвид Бернс написал свою классическую работу «Терапия настроения: клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток» почти сорок лет назад. Мир с тех пор успел несколько раз перемениться до основания, однако перед лицом депрессии и стресса человек, как и всегда, одинок и слаб.
Во время депрессии мысли имеют негативный характер, личность видит не только себя, но и целый мир в темных, ужасающих тонах и переносит это отношение на вещи РЕАЛЬНЫЕ. При сильных депрессиях кажется, что все вокруг было и всегда будет враждебным; из того, что случилось, вспоминается только плохое; в будущем видятся пустота, бесконечные проблемы и мучения, вызывающие безнадежность. Да, это лишено реальных обоснований, но может ощущаться настолько ясно, что убеждает в ненадуманности проблем [2].
Ниже перечислены типы мысленных установок, которые на наш взгляд наиболее часто наблюдаются у сотрудников правоохранительных органов во время депрессии
Безнадежность. Будучи в депрессии, вы настолько застреваете в боли настоящего момента, что полностью забываете, что чувствовали себя хорошо в прошлом, и не можете представить, что сможете почувствовать себя лучше в
будущем. Любое занятие покажется вам бессмысленным, потому что вы абсолютно уверены, что нехватка мотивации и чувство подавленности бесконечны и необратимы.
Накручивание себя. Есть несколько способов загнать себя в состояние бездействия. Можно преувеличить задачу до такой степени, что она покажется невыполнимой. Можно решить, что вы должны сделать все сразу, вместо того чтобы разделить работу на небольшие, законченные, удобные для выполнения части и справляться с ними пошагово. Также вы можете спонтанно отвлекаться от задачи, над которой работаете, мысленно обращаясь к бесконечному числу других вещей, до которых еще не дошли руки.
Недооценивание наград. Когда вы в депрессии, то можете долго не приступать к какому-либо осмысленному занятию не только потому, что все дела кажутся невероятно трудными, но и потому, что вы чувствуете: награда за деятельность не будет стоить приложенных усилий.
Страх неудачи. Еще одна парализующая установка — это страх неудачи. Из-за того, что приложить усилия и не преуспеть в чем-то означает для вас чудовищное личное поражение, вы вообще отказываетесь прикладывать усилия. Страх неудачи может включать несколько ошибок мышления. Одна из самых распространенных — это сверхобобщение. Вы рассуждаете: «Если я потерплю в этом неудачу, это означает, что я потерплю неудачу во всем». Это, естественно, невозможно.
Никто не может потерпеть неудачу во всем. У каждого случаются победы и поражения. Хотя вкус победы сладок, а поражения часто горек, неуспех в выполнении какой-либо задачи необязательно станет смертельным ядом, а дурной вкус со временем исчезнет.
Другая установка, которая также усиливает страх поражения, - оценка работы исключительно по результату, без учета приложенных усилий. Это нелогично и отражает ориентацию скорее на продукт, а не на процесс.
Страх успеха. Если вы недостаточно уверены в себе, успех может казаться еще более рискованным, чем неудача, потому что вы полагаете, что он зависит только от случая. Вы убеждены, что не сможете поддерживать уровень, и чувствуете, что ваши достижения приведут к неоправданно высоким ожиданиям окружающих. И затем, когда ужасная правда о том, что вы «неудачник», станет очевидной, разочарование, чувство отверженности и боль станут еще более горькими. Также вы можете бояться успеха, считая, что люди будут предъявлять к вам более высокие требования. Если вы убеждены, что обязаны, однако не в силах соответствовать их ожиданиям, из-за своего успеха вы окажетесь в опасной и безвыходной ситуации. Соответственно, вы стараетесь контролировать свое положение, избегая любых обязательств или чрезмерной вовлеченности в процесс.
Страх неодобрения критики. Вы думаете, что если попробуете что-то новое, то при первой же ошибке или промахе встретитесь с неодобрением и критикой, потому что люди, которые вам небезразличны, не могут принять того, что вы человек и, следовательно, несовершенны. Риск отвержения представляет такую серьезную опасность, что, стремясь защитить себя, вы держитесь максимально низкой планки. Если вы не будете прикладывать усилий, то не наделаете глупостей!
Принуждение и обида. Смертельный враг мотивации — это принуждение. Вы чувствуете, что вынуждены работать под большим давлением, как внешним, так и внутренним. Это происходит, когда вы пытаетесь замотивировать себя словами «должен» и «обязан». Вы говорите себе: «Я должен сделать то» и «Мне надо сделать это» — чувствуете себя обязанным, обремененным, напряженным, обиженным и виноватым. Вы ощущаете себя провинившимся ребенком под надзором тирана-полицейского. Каждая задача оказывается окрашенной такими неприятными чувствами, что вы не в силах за нее взяться.
Низкая устойчивость к неудачам. Вы считаете, что должны уметь решать проблемы и достигать целей быстро и с легкостью, но, встречаясь с препятствиями в жизни, впадаете в панику и испытываете ярость. Вместо того чтобы терпеливо добиваться своего, вы можете взбунтоваться против «несправедливости жизни», когда возникают трудности, и окончательно сдаться. Это называется синдромом «мне все должны», как будто вам кто-то безоговорочно пообещал безграничный успех, любовь, одобрение, идеальное здоровье и т.д.
Ваше отчаяние также вызвано привычкой сравнивать реальность с мысленным идеалом. Когда они не совпадают, вы осуждаете реальность. Вам не приходит в голову, что, возможно, гораздо проще изменить свои ожидания, чем прогибать реальность под себя.
Такое отчаяние часто запускается фразами долженствования. На утренней пробежке вы можете жаловаться: «После того, сколько я пробежал, я должен быть в гораздо лучшей форме». Правда? А почему вы должны? У вас может возникнуть иллюзия, что такие наказывающие, требовательные утверждения помогут и заставят работать более усердно, вкладывать больше сил. Но это редко помогает. Отчаяние просто усиливает чувство бессмысленности и обостряет желание сдаться и ничего не делать.
Вина и самообвинение. Если вы крепко вцепились в убеждение, что вы плохой или подставляете других людей, то естественно, что у вас будет недостаточно мотивации, чтобы справляться с повседневными задачами.
Ничего не делая, вы тонете в потоке негативных, деструктивных мыслей. Если вы делаете хоть что-то, то на время отвлекаетесь от внутреннего самоуничижительного диалога.
Ключевым фактором в преодолении стрессовых и депрессивных состояний является социальная поддержка, как на уровне индивида, так и на уровне профессиональных групп, коллег. Отсутствие такой поддержки порождает агрессивность, злобу, демонстративные реакции, другие проявления социальной и личной деформации, которые обычно рассматриваются лишь в контексте перенесенной психической травмы. Психологическая помощь в этой связи может рассматриваться как один из специальных видов социальной поддержки, которому «адресована» потребность пострадавших в выражении и понимании своих чувств, снятии напряженности, обретении чувства безопасности.
В органах внутренних дел накоплен определенный опыт управления психическим состоянием сотрудников в критических ситуациях, в целях успешного выполнения поставленных задач. Как раскрыть возможности нашей психики и использования ее резервов в интересах дела - актуально особенно для сотрудников правоохранительных органов, т.к. они должны владеть собой,
ситуацией, подчинить свою волю для выполнения поставленной задачи.
Таким образом, рассматривая психическую саморегуляцию как технику изменения психической активности, важно отметить, что для ее реализации необходимо специальными упражнениями переменить тонус коры головного мозга. Важное значение здесь придается именно этим упражнениям, с помощью которых психика становится восприимчива к саморегуляторным воздействиям.
Саморегуляцию можно рассматривать с одной стороны, как технику работы эмоционально-волевой сферы, а с другой, - как механизм повышения психической активности за счет его самопрограммирования.
К одному из навыков психической саморегуляции относится аутотренинг, который включает в себя целый комплекс различных упражнений и приемов.
Другой психологический прием - методика аутогипноза. Это разновидность аутотренинга. Истоки этого метода уходят корнями в далекое прошлое. Сейчас она широко применяется в психотерапии с целью произвольного вызывания у самого себя гипнотического состояния с последующим самовнушением. Активно он используется и при профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел.
Часто в экстремальных условиях работы сотрудникам правоохранительных органов приходится быстро переключать внимание, мобилизовы-вать свою волю, принимать молниеносное решение. В этих случаях для профилактики стресса наряду с аутотренингом, аутогипнозом, саморегуляцией оказываются не менее эффективными экспресс - методы, направленные на решении конкретной задачи, например, болевые ощущения [1].
Указанные методы психической саморегуляции с целью профилактики возникновения стрессовых ситуаций не являются панацеей. Эти методики психотренинга не подменяют основных методов обучения, самовоспитания, однако являются способом мобилизации внутренних резервов организма, а они, как подтверждается научными экспериментами, безграничны.
В заключении мы говорим о том, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни и моделируемые при экспериментах, могут оказывать на человека не только неблагоприятные влияния, но способны пробуждать в нем потенциальные возможности, незаметные в обычных, нестрессовых условиях. Изучение проблемы стресса далеко от завершения. Концепция стресса определила один из перспективных подходов к решению проблем, связанных с перенапряжением человека. Такое перенапряжение - причина ряда неблагоприятных явлений, таких как снижение работоспособности, создание конфликтных ситуаций в коллективе. Поиски способов купирования этих и других неблагоприятных проявлении лежат на путях исследования его механизма, профилактики негативных последствий этого явления.
Литература
1. Герасимов И. В. Формирование морально-волевых и психологических качеств сотрудников ОВД в процессе занятий по физической подготовке: научно-практическое пособие. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2011.
2. Бернс Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений / дер. с англ. Л. Славина. М. : Вече, Персей, ACT, 1995. 400 с.
55/237
3. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва, Прогресс, 1982.
References
1. Герасимов И. В. Формирование морально-волевых и психологических качеств сотрудников ОВД в процессе занятий по физической подготовке: научно-практическое пособие. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2011.
2. Бернс Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений / дер. с англ. Л. Славина. М. : Вече, Персей, ACT, 1995. 400 с.
3. Селье Г Стресс без дистресса. Москва, Прогресс, 1982.