ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ШИЗОФРЕНИЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ,
МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Бобченко Татьяна Григорьевна канд. психол. наук, доцент Владимирского государственного университета
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир E-mail: [email protected] Писненко Александр Георгиевич канд. психол. наук, доцент Владимирского государственного университета
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир E-mail: _ pisnenko@gmail. com Пронина Елена Викторовна канд. психол. наук, доцент Владимирского государственного университета
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир E-mail: _ pronina. [email protected] Шефов Сергей Александрович старший преподаватель Владимирского государственного университета
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир E-mail: sergeyshefov@rambler. ru
PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF THE YOUNG PEOPLE WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS AND SCHIZOPHRENIA, LIVING IN LIVING IN A PSYCHO NEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL: METHODS OF ART-THERAPY
Tatyana Bobchenko
Ph.D. (in Psychology), Associate professor, Vladimir State University named after A.G. andN.G. Stoletovs, Vladimir
Aleksandr Pisnenko Ph.D. (in Psychology), Associate professor, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir
Elena Promm Ph.D. (in Psychology), Associate professor, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir
Sergey Shefov Senior teacher,
Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема психологической реабилитации молодых людей с умственной отсталостью и шизофренией, проживающих в
психоневрологическом интернате альтернативными методами. Приведены результаты комплексного патопсихологического обследования.
ABSTRACT
Alternative methods of psychological rehabilitation of young people with intellectual backwardness and schizophrenia, living in a psycho neurological boarding school, are considered in the paper. The results of complex pathopsychological inspection are presented.
Ключевые слова: реабилитация; умственная отсталость; шизофрения; психоневрологический интернат; арт-терапия
Key words: rehabilitation; intellectual backwardness; schizophrenia; psycho neurological boarding school boarding school; art-therapy
Психоневрологические интернаты для взрослых являются учреждениями социального обслуживания населения России, входят в общую систему психиатрической помощи и предназначены для проживания больных с хроническими формами заболеваний. Обычно это люди, неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслуживанию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной деятельности. Наиболее многочисленной группой проживающих в них являются больные с умственной отсталостью (всего 68,9 %), и шизофренией. При этом больные олигофренией — это в основном молодые люди, поступившие в ПНИ из детских домов-интернатов для детей с дефектами умственного развития (43 %), семей (25 %), психиатрических больниц (20,76 %) и других учреждений. Причиной поступления больных из детских домов-интернатов является достижение совершеннолетия (18 лет), а в случаях поступления из семьи — невозможность обеспечить уход в домашних условиях. Самостоятельное проживание человека с недостаточным интеллектуальным развитием, проведшего несколько лет в интернате и не имеющего навыков самостоятельного проживания, невозможно без
специальной подготовки и поддержки. Недостаточность реабилитационных программ в детских домах-интернатах и практически полное отсутствие реабилитационных центров пост-интернатного обучения приводит к невозможности реализации права молодых людей на самостоятельную жизнь, обучение и трудоустройство.
В настоящее время при работе с лицами, проживающими в психоневрологических интернатах, основное внимание уделяется медицинской помощи и социальной реабилитации, в то время как психической реабилитацией занимаются в меньшей степени, однако именно этот аспект комплексной помощи проживающим в психоневрологических интернатах особенно важен в связи с характером их заболеваний, по которым они получили инвалидность.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности ПНИ являются сохранение социального здоровья инвалидов, улучшение качества их жизни через повышение эффективности имеющихся ресурсов и кадрового потенциала, развитие альтернативных форм ухода, внедрение инновационных форм работы. К последним относится развитие современных технологий реабилитации, включающих методы арт-терапии [1,2].
Работа проводилась в несколько этапов: разработка программы
патопсихологического обследования (познавательная и личностная сферы), структурированной беседы, подготовка экспериментально-психологических и психодиагностических методик; проведение индивидуальных
патопсихологических обследований с проживающими; обработка и интерпретация результатов патопсихологических обследований; написание индивидуальных заключений по результатам патопсихологических
обследований; составление рекомендаций и индивидуальных программ психической реабилитации по результатам патопсихологических обследований; обобщение индивидуальных результатов и составление итогового отчета по патопсихологическому обследованию группы проживающих.
В ходе проведения работы применялись психодиагностический метод; экспериментальный метод; метод беседы; наблюдение. Реализация данных методов в ходе исследования конкретизировалась посредством применения следующих методик: структурированная беседа; «Заучивание 10 слов»
(А.Р. Лурия); тест «Прогрессивные матрицы Равена»; тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; методика «Незавершенные предложения» (Дж. Сакс); тест «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук). Методики подбирались, разрабатывались и адаптировались в соответствии с целью исследования и с учетом особенностей контингента, с которым предстояло работать.
В целом по выборке выявлен нормальный уровень внутриличностной конфликтности (проблемности) (30,9 %), даже чуть ниже средненормативного показателя (35 %). При этом значимых различий по уровню внутриличностной проблемности между группами больных шизофренией и страдающих слабоумием не выявлено.
Наиболее проблемной оказалась сфера отношений с людьми, далее следуют сферы отношения к себе и отношения к будущему. Наименее проблемными оказались сферы нереализованных возможностей и отношений с противоположным полом. Три «лидирующие» в плане проблемности сферы являются ожидаемыми. Отношения с людьми напряжены, вероятно, из-за нехватки социальных навыков и затруднений в адаптации. Проблемность сферы отношения к себе у трети испытуемых может быть объяснена осознанием наличия инвалидности по психическому заболеванию и связанного с ней социального статуса. Внутриличностные конфликты, связанные с отношением к будущему, могут вытекать из сложившейся жизненной ситуации — проживания в психоневрологическом интернате и ограниченной возможности влиять на своё будущее.
В целом, в группе испытуемых преобладает необходимо-упорствующий тип реагирования, направленный на разрешение сложной ситуации в форме требования помощи от других, или выражение надежды, что со временем она разрешится сама, по направлению реакции агрессии экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные равнопредставлены.
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» был использован с целью определения общих особенностей, различий в зависимости от установленного диагноза и индивидуальных особенностей интеллекта обследуемых. При этом интеллект рассматривался как умение устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями действительности и воспроизводить эти отношения по определенной закономерности.
При выполнении заданий серии А у испытуемых с шизофренией наблюдается неравномерная динамика, колебания продуктивности. Это может быть объяснено эмоциональной вялостью испытуемых, колебаниями внимания. При этом количество неверно выполненных заданий у испытуемых с шизофрений стабильно, они могут принимать и использовать помощь экспериментатора для выполнения заданий. При выполнении заданий серий В и С продуктивность снижается при усложнении заданий и носит неравномерный характер в серии С. При этом она выше, чем у испытуемых других групп.
У испытуемых с олигофренией продуктивность выполнения заданий серии А при увеличении их сложности снижается, количество неверных ответов увеличивается, помощь экспериментатора принимают и используют отдельные испытуемых в отдельных случаях.
Продуктивность выполнения заданий серии А испытуемыми с умственной отсталостью неравномерная, что может быть связано с их утомляемостью, колебаниями внимания, сниженной работоспособностью. Количество неверно выполненных заданий возрастает при увеличении их сложности. Помощь экспериментатора используют редко.
У испытуемых с олигофрений и умственной отсталостью при выполнении заданий серий В и С продуктивность снижается при усложнении заданий теста.
С целью выявления особенностей механической памяти и динамики мнестической деятельности обследуемых нами использовалась методика "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия.
Большинство испытуемых с умственной отсталостью и олигофренией имеют сниженный уровень объема памяти. Если рассмотреть динамику мнестической деятельности испытуемых, то можно отметить преобладание платообразной формы «кривой запоминания», что свидетельствует об истощении внимания и утомляемости испытуемых.
В группе с диагнозом шизофрения получены крайне неоднородные результаты. Четверо испытуемых показали максимальные результат и трое отказались от участия в процессе исследования. Данная особенность характерна для больных шизофренией и свидетельствует о низком уровне произвольности всех психических процессов или проявление негативизма в отношении исследования.
Полученные в ходе обследования результаты позволили наметить основные цель, задачи и направления психической реабилитации проживающих в психоневрологическом интернате.
Цель реабилитационной работы: оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала проживающих, социальная адаптация их в обществе.
Ее направления и задачи.
1) Социально-психологическая адаптация: обеспечение атмосферы
безопасности общения; развитие доверия, интереса, эмпатии к людям; развитие умения адекватно понимать смысл ситуации общения; развитие коммуникативной компетентности, навыков эффективного поведения в социальных ситуациях; формировать представления о разнообразии качеств личности и индивидуальности других людей.
2) Стимулирование личностного роста: формирование реалистичных
представлений о себе: внешнем облике, качествах личности, способностях; формирование адекватной самооценки и самопринятия; развитие
фрустрационной толерантности, волевых качеств личности; формирование осознанности, ответственности, умения принимать самостоятельные решения; формирование представлений о личных границах.
3) Формирование жизненной перспективы: расширение сферы интересов; выявление индивидуальных способностей и поиск путей их реализации; поиск значимых мотивов, смыслов и видов деятельности; развитие мотивации достижения успеха в сочетании с реалистичной оценкой своих возможностей.
4) Коррекция эмоциональной сферы: формированию базового доверия к миру и чувства безопасности; снижение уровня внутренней тревожности; развитие умения осознавать и более конгруэнтно, конструктивно проявлять свои эмоции; развитие умения выражать свои эмоции и чувства вербально и невербально, социально приемлемыми способами; работа со страхами, злостью, обидой.
Коррекция межполовых отношений: формирование более позитивного и реалистичного восприятия людей противоположного и своего пола; создание условий для получения позитивного эмоционального опыта от общения с ними; формирование принятия представителей противоположного и своего пола, толерантности к их возможным негативным качествам и формам поведения;
Развитие интеллектуальных способностей (на доступном уровне): развитие навыка чтения; развитие рефлексии, умения объяснять ход своих мыслей и действия; развитие словесно-логического мышления (в пределах имеющихся возможностей).
Наиболее эффективна, с учетом полученных результатов, арт-терапевтическая работа, в которой на первый план выступает эмоциональномотивационная направленность коррекции [2].
Использование арт-терапии в реабилитационной работе направлено на решение следующих задач [3, 4]:
1) создание среды жизнедеятельности проживающих в интернате, адекватной их возрасту и состоянию здоровья; 2) занятость проживающих за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность, развитие и
поддержка их творческих навыков; 3) сенсорная стимуляция и эмоциональное оживление; отреагирование чувств и переживание положительных эмоций, связанных с творческой активностью и ее результатами; 4) поддержка и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации; 5) психологическая интеграция пациентов, достижение ими более высокого уровня самопринятия и самопонимания.
Список литературы:
1. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
2. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора мед. наук. — СПб, 2010.
3. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. — СПб.: Речь, 2011. — 368 с.
4. Назарова Н.Р. Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психических больных // Исцеляющее искусство — 2007. — № 1. — С. 30—47.