Научная статья на тему 'Особенности трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью'

Особенности трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1958
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ / PERSONS WITH DISABILITIES / INTELLECTUAL DISABILITIES / NEUROPSYCHIATRIC BOARDING CENTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лагойда Наталья Григорьевна, Попов Евгений Владимирович

В статье рассматриваются основные понятия, содержание, особенности и значимость трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Трудовая терапия определяется как один из важнейших методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи людям с ограниченными возможностями. Представлены социальные технологии в реализации и развитии трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью в Республике Бурятия. Приводится комплексная программа, разработанная специалистами автономного учреждения социального обслуживания «Баргузинский психоневрологический интернат» для инвалидов с психическими отклонениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лагойда Наталья Григорьевна, Попов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor activity of people with intellectual disabilities in social service institutions of neuropsychiatric profile

The article deals with the basic concepts, content, features and importance of labor activity for people with intellectual disabilities. Occupational therapy is defined as one of the most important methods of therapeutic effects, being used in social work to help people with disabilities. We presented the social technologies in implementation and development of labor activity for people with intellectual disabilities in the Buryat Republic. The comprehensive program for this category of people was developed by specialists of autonomous social service institution "Barguzinsky neuropsychiatric boarding"

Текст научной работы на тему «Особенности трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью»

УДК 37.035.3

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

© Лагойда Наталья Григорьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а E-mail: aspdep08@mail.ru

© Попов Евгений Владимирович магистрант кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а E-mail: popov-evgeniy260979@mail.ru

В статье рассматриваются основные понятия, содержание, особенности и значимость трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Трудовая терапия определяется как один из важнейших методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи людям с ограниченными возможностями. Представлены социальные технологии в реализации и развитии трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью в Республике Бурятия. Приводится комплексная программа, разработанная специалистами автономного учреждения социального обслуживания «Баргузин-ский психоневрологический интернат» для инвалидов с психическими отклонениями.

Ключевые слова: инвалиды, интеллектуальная недостаточность, психоневрологический интернат.

LABOR ACTIVITY OF PEOPLE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Natalia G. Lagoyda

PhD, A/Professor of the Department of the theory of social work,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Euvgeniy V. Popov

Graduate Student, of the Department of the theory of social work,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article deals with the basic concepts, content, features and importance of labor activity for people with intellectual disabilities. Occupational therapy is defined as one of the most important methods of therapeutic effects, being used in social work to help people with disabilities. We presented the social technologies in implementation and

development of labor activity for people with intellectual disabilities in the Buryat Republic. The comprehensive program for this category of people was developed by specialists of autonomous social service institution "Barguzinsky neuropsychiatric boarding" Keywords: persons with disabilities, intellectual disabilities, neuro-psychiatric boarding center.

В системе учреждений социальной защиты населения Республики Бурятия наряду с домами-интернатами общего типа (для престарелых и инвалидов) имеются стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля. В этих учреждениях находятся инвалиды с хроническими психическими заболеваниями. Среди них более 40 % составляют лица с интеллектуальной недостаточностью, которые являются инвалидами первой и второй группы.

Непосредственно под интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) понимают врожденное или приобретенное стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. У людей с интеллектуальным недоразвитием наблюдаются те или иные затруднения процесса социализации на всех уровнях жизнедеятельности [1, 2].

Реализация и развитие трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью стали более актуальны в связи с тем, что в последние годы открывается возможность включения значительного их числа в сферу общественного производства и использования их в профессиях неквалифицированного труда. Большинство граждан, находящихся на стационарном обслуживании в психоневрологических интернатах, полностью не лишены способности к осуществлению трудовой деятельности, поскольку имеют достаточно молодой возраст, легкую степень интеллектуальной недостаточности и являются инвалидами второй группы. Бесспорно, все эти признаки требуют создания специальных условий, облегчающих, прежде всего, профессионально-производственную адаптацию.

В рамках реабилитационной деятельности инвалидов используется системный подход с целью развития и реализации трудового потенциала клиентов, который позволяет создать условия для их психического развития, адаптации к социальной инфраструктуре, что способствует формированию у них устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества. В осуществлении этих процессов заинтересовано общество и государство, так как в данном случае инвалиды становятся полноценными налогоплательщиками и трудовыми ресурсами в малоквалифицированных профессиях.

Социальные технологии в реализации и развитии трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью основаны на принципах обучения, имеют длительную протяженность и требуют постоянства, неотступности и повторяемости, которые осуществляются в следующих формах: трудовая занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство. В основу

разграничения этих форм положен организационно-правовой принцип, под которым подразумевается соответствие клинического статуса и функциональных возможностей инвалида требованиям, предъявляемым ему характером и условиями труда. Основными целями проводимых мероприятий являются формирование мотивации к трудовой деятельности, профессиональному самоопределению; формирование профессионально значимых умений, навыков, выработка трудовых установок; профориентация, профконсульти-рование; содействие в трудоустройстве; социализация; компенсация нарушенных функций. Далее раскроем содержание каждой из этих форм.

Трудовая занятость — необходимость занятия инвалида трудом, как правило, связана с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятие элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением. Трудовая занятость инвалидов в психоневрологических интернатах является первым, начальным этапом адаптации инвалидов в этом учреждении. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке, дает информацию о задачах этого учреждения, о понимании своего места среди других инвалидов [5, 8].

Трудовое (профессиональное) обучение составляет основу образовательной политики, которая заключается в том, чтобы подготовить личность, обладающую социально значимыми качествами, определенными знаниями и мобильными профессиональными навыками, способную в современных экономических условиях успешно адаптироваться на производстве, в коллективе и повседневной жизни.

В процессе трудового обучения происходит обучение трудовой деятельности. Технология трудового обучения умственно отсталых лиц положена в основу разработки программ трудового обучения. В указанных программах основное место занимают программы обучения обслуживающим видам труда (санитарки-уборщицы, дворники, грузчики, садовники и др.).

Профессионально-трудовое обучение происходит на специально оснащенных рабочих местах. В процессе занятий учитываются потенциальные возможности инвалида, соединяется теоретическое обучение с закреплением практических навыков на рабочем месте под контролем инструктора по трудовому обучению (инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий).

Трудовая терапия — один из методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи пожилым людям и людям с ограниченными возможностями с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи [3, 7, 9].

Как считает О. С. Андреева, трудотерапия — один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность [3]. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии — восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций 10].

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Благоприятное воздействие труда, по мнению Н. Ф. Дементьевой и А. А. Модестова, в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом [6]. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах, так как оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. О. А. Богданова выделяет главные задачи трудовой терапии инвалидов, которые состоят в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности [4].

Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почув-

ствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

Технологии реализации и развития трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью положены в основу комплексной программы занятий с проживающими в интернате. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности. Специалистами автономного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия «Баргузинский психоневрологический интернат» была разработана специальная программа трудотерапии для инвалидов с психическими отклонениями, проживающими в интернате, целью которой являются формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, общению, организация досуговой деятельности, обучение навыкам и умению заниматься спортом. За время реализации этой программы инвалиды приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. Во время занятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих.

При проведении данных мероприятий обязательно учитываются показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание участвовать в занятиях, непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого проживающего, комплексность, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии. Материально-технической базой являются лечебно-трудовые мастерские, посещая которые, инвалиды обучаются интересующей их профессии и имеют возможность впоследствии быть трудоустроенными в интернате и за его пределами. Внедрение данной комплексной программы позволило снизить количество девиаций у проживающих, активизировать социально-полезную деятельность инвалидов (сформировать и развить у них позитивные социально-трудовые навыки), что, в свою очередь, положительно отразилось на социальной адаптации и реабилитации лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Трудовое устройство — система организационно-правовых мер, содействующих восстановлению трудоспособности инвалидов, обеспечивающих использование их на работе, показанной им по состоянию здоровья [11]. Трудоустройство инвалидов представляет собой сложную проблему, особенность которой состоит в том, что инвалидность, заболевание, дефект ограничивают выбор профессии по интересам и склонностям. На первый план выступает задача поиска доступной работы, соответствующей функциональному состоянию инвалида, включая состояние психической сферы.

Устройство инвалидов на работу имеет свои правовые аспекты. Трудовые взаимоотношения рассматриваются как общественно-трудовые отношения, по которому один субъект/работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект/работодатель обязан предоставить работу, обеспечивать безопасные

условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

Трудоустройство инвалидов в перспективе планируется осуществлять по двум направлениям: трудоустройство на штатных должностях (санитарки, уборщицы, дворники) в самом интернате и на внешних объектах. Опытом социальных учреждений психоневрологического профиля в Российской Федерации отмечено, что труд, осуществляемый инвалидами вне интерната, способствует расширению социального опыта, укреплению социальных связей со здоровым окружением, создает предпосылки для социальной интеграции. При таком трудоустройстве они вынуждены пользоваться городским транспортом, ориентироваться в окружающей обстановке, устанавливать производственные и другие контакты.

Таким образом, проводимые профилактические и развивающие мероприятия с инвалидами позволяют осуществлять необходимую социотрудовую реабилитацию и формировать необходимые социальные и трудовые компетенции, в том числе такие, как:

- минимальный уровень коммуникативной культуры;

- способность к освоению практических трудовых навыков;

- стремление к формированию и развитию социально полезных личностных качеств;

- формирование рефлексивной культуры.

Необходимо отметить, что трудовая деятельность для лиц с интеллектуальной недостаточностью является средством компенсации нарушений, а также влияет на поведение человека: улучшается ориентировка в пространстве и речевые функции, повышается четкость и осмысленность восприятия изображения, формируется самостоятельность и ответственность. Кроме того, это позволяет разносторонне воздействовать на личностно-психологичес-кие и психофизиологические стороны развития (формирование и восстановление) инвалидов. Социальные технологии в реализации и развитии трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью отражают системный подход, взаимосвязь, взаимозависимость и последовательность собственно реабилитационных мероприятий и взаимодействие различных специалистов. Результативность технологий реализации и развития трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью сказывается в обобщенном виде в повышении уровня социальной адаптации, уровня социального развития.

Литература

1. Андреева О. С., Абазиева Н. Л., Ан А. В. Критерии оценки качества и эффективности медицинской реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: материалы регион. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2006. С. 16-23.

2. Бацына Я. В. Социализация подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2005. 24 с.

3. Жигарева Н. П. Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате // Психология инвалидности: хрестоматия / сост. О. В. Краснова. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. С. 326-336.

4. Львова Е. Н. Технологии профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях современного общества: метод. пособие. Ульяновск, 2004.

5. Новые возможности трудоустройства инвалидов с интеллектуальными нарушениями / Е. М. Старобина [и др.]. СПб., 2000. С. 40.

6. Осадчих А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / под ред. В. М. Боголюбова. Пермь, 1998. Т. 1.

7. Петрова И.В. Организация трудотерапии для граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания // Работник социальной службы. 2006. №3. С. 15—21.

8. Трухина Е. В. Методы трудовой реабилитации инвалидов с психической патологией в стационарном учреждении социального обслуживания // Работник социальной службы. 2012. № 6. С. 76-81.

9. Шипова Н.В. Социальные технологии в реализации трудовой и досуговой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью // Материалы научно-практической конференции МГУС. М., 2005.

10. Шипова Н. В. Трудовая и досуговая деятельность в социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты // Актуальные проблемы социальной работы в условиях реформ: материалы науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГУС, 2005.

11. Янишевская Г. Ю. Трудовое обучение и профессиональная ориентация людей с умственной отсталостью в реабилитационном центре // Работник социальной службы. 2012. № 7. С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.