Научная статья на тему 'Психологическая работа по формированию антисуицидальных барьеров у сотрудников полиции'

Психологическая работа по формированию антисуицидальных барьеров у сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЙ БАРЬЕР / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА / SUICIDE / ANTISUICIDE BARRIER / PERSONALITY MALADJUSTMENT / EMOTIONAL SPHERE / BEHAVIORAL SPHERE / VALUES SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Марта Витальевна

В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности сотрудников полиции, а также способы формирования антисуицидальных барьеров при помощи психологической работы, направленной на осознание и закрепление жизненно необходимых ценностей и приоритетов, благодаря которым у личности сохраняется здоровое желание жизни и снижается возможность возникновения суицидальных мыслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology work on formation antisuicide barriers at police officers

The article discusses the features of value-semantic sphere of the individual police officers, as well as methods of forming antisuicide barriers using psychological work aimed at understanding and strengthening of essential values and preoritety through whom the person maintain a healthy life and a desire to reduce the possibility of the emergence of suicidal thoughts.

Текст научной работы на тему «Психологическая работа по формированию антисуицидальных барьеров у сотрудников полиции»

Иванова Марта Витальевна

слушатель пятого курса факультета психологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +79180157399)

Психологическая работа по формированию антисуицидальных барьеров у сотрудников полиции

В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности сотрудников полиции, а также способы формирования антисуицидальных барьеров при помощи психологической работы, направленной на осознание и закрепление жизненно необходимых ценностей и приоритетов, благодаря которым у личности сохраняется здоровое желание жизни и снижается возможность возникновения суицидальных мыслей.

Ключевые слова: самоубийство, антисуицидальный барьер, система ценностей, дезадаптация личности, эмоциональная сфера, поведенческая сфера.

M.V. Ivanova, 5th year student of the Faculty of Psychology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180157399.

Psychology work on formation antisuicide barriers at police officers

The article discusses the features of value-semantic sphere of the individual police officers, as well as methods of forming antisuicide barriers using psychological work aimed at understanding and strengthening of essential values and preoritety through whom the person maintain a healthy life and a desire to reduce the possibility of the emergence of suicidal thoughts.

Keywords: suicide, antisuicide barrier, values system, personality maladjustment, emotional sphere, behavioral sphere.

Динамичное развитие российского общества, нестабильное экономическое положение в стране сопровождаются целым рядом процессов, которые зачастую приводят к дезадаптации личности, вызванной сменной ценностей, и повышению уровня тревожности. Государственная правоохранительная система также является определенной социальной средой, в которой отражены все особенности и тенденции развития российского общества. Последствия негативных тенденций общества по росту насилия, агрессии, дефицита возможности самореализации сказываются на повышении уровня суицидального поведения, особенно в полиции. В нормативно-правовых актах и документах системы МВД России последних лет профилактика суицидального поведения рассматривается как одно из важнейших звеньев психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел.

По мнению большинства ученых, наиболее распространенным фактором, определяющим возникновение мыслей о суицидальном акте, является высокая степень обезличивания, до сих пор существующая в правоохранительной

структуре. Обезличивание, в свою очередь, приводит к снижению уровня индивидуальности сотрудников, к заниженной оценке качества собственной жизни настолько, что даже небольшой стрессовый фактор может стать веским поводом к тому, чтобы совершить суицидальный поступок [1] .

Меры по профилактике суицидального поведения сотрудников полиции не всегда дают ожидаемый результат и часто носят поверхностный характер. Более того, поскольку структура МВД представляет собой частично закрытую социальную группу, то часто весьма проблематично установить истинные мотивы суицида сотрудников полиции. Психолого-педагогическая деятельность должна быть направлена не только на работу с личным составом, склонным к суициду, но и на тех сотрудников, у кого не выявлены суицидальные намерения, с целью первичной профилактики суицида. Актуальность данной работы заключается в том, что проведенное нами исследование поможет выявить психолого-педагогические условия, способствующие формированию антисуицидальных барьеров у сотрудников полиции.

216

Историко-педагогический анализ показал, что акты суицида сотрудников исполнительной власти еще с давних времен создавали угрозу устойчивому моральному настрою всего общества в целом. Но решение данной проблемы вплоть до первой четверти ХVШ в. осуществлялось путем дискриминационных и административно-правовых мер. В 1803 г. в России впервые организовали систему учета самоубийств. Прослеживавшаяся динамика суицида создала платформу для научного исследования такого феномена, как суицид.

Благодаря усилиям отечественных психиатров С.С. Корсакова, В.А. Бехтерева, И.А. Сикор-ского, правоведов М.Н. Гернета, А.Ф. Кони целый ряд работ отечественных ученых того времени (Е.Н. Тарновский, Э.В. Эриксон, В.А. Бернад-ский, Н.А. Беккер) был посвящен выделению закономерностей детерминации этого явления в условиях системы МВД [2, с. 103].

Результаты исследований проблемы профилактики самоубийств после революции публиковались только в 20-е гг., когда еще существовал отдел «моральной статистики». С середины 30-х гг. начинается «глухое» тридцатилетие, в течение которого умалчивались факты суицидов. В конце 80-х - начале 90-х гг. начинаются интенсивные исследования различных аспектов профилактики отклоняющегося поведения [3, с. 84-93].

Самоубийство - это вечная проблема всего мира, ведь данное явление существует примерно с тех же времен, что и сам человек. Исследования многих ученых показали , что суицид - явление, присущее только человеку, т.к. ни одного суицида у животных в истории науки зарегистрировано не было, а все существующие ныне примеры не что иное, как вымыслы и фантазии.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему, и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно» [4, с. 34].

Основоположник и классик логотерапии Виктор Франкл рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти

и умирания. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного, оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти - он боится жизни, считал В. Франкл [5, с. 23-33].

Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни [6, с. 28].

Под воздействием конфликтных ситуаций возникают:

1) смешанные суицидальные мысли (представления о ничтожности ценности собственной жизни, потеря жизненного смысла, но конкретных размышлений о своей смерти еще нет);

2) инертные суицидальные мысли (человек начинает фантазировать о собственной смерти, без размышления о лишении себя жизни);

3) суицидальные замыслы, направленные на планирование совершения самоубийства;

4) суицидальные намерения (в данный период человек принимает окончательное решение совершения самоубийства);

5) суицидальные действия (непосредственные действия по лишению себя жизни каким-либо путем).

Если же в первые дни после возникновения дифференцированных суицидальных мыслей сотрудник полиции активизируется на поиск эм-патии и помощи от других лиц, то в дальнейшем эта активизация снижается заметно, хотя потребность в сопереживании остается на том же уровне. Суицидальное положение характерно тем, что попытки изменить психотравмирующее событие хоть и многообразны, но все неудачны.

217

Это приводит к исчерпанию всех ресурсов и резервов человека. Эмоционально подавленное состояние приводит к концентрации сознания только на отрицательных моментах ситуации.

Окончательное принятие решения чаще всего сопровождается дополнительным психо-травмирующим событием, которое еще больше побуждает сотрудника полиции на совершение самоубийства.

Возникновение суицидального поведения у сотрудников полиции часто происходит из-за того, что они оказываются неспособными определять цели своей жизни и намечать пути к их достижению. Советский ученый И.П. Павлов считал, что все самоубийства - утрата «рефлекса цели». «Рефлекс цели» - это основа жизненной энергии для каждого человека. У тех людей, кто постоянно движется к какой-либо цели, переходя с одинаковым эмоциональным настроем от достижения одной цели к другой, жизнь счастливая. Но как только исчезают цели, все окружающее перестает привязывать к себе, жизнь перестает быть такой яркой. Практически в каждой пятой предсмертной записке субъекта говорится о том, что он перестал видеть в ней цель и смысл. Именно в потере смысла жизни, а не в болезни (как считалось до него) Павлов и видел причину самоубийств.

Кроме основной причины, существуют и второстепенные, такие как проблемы на работе, в быту, а также какая-либо личная болезнь или болезнь близких людей. Нельзя отождествлять причины, условия и поводы совершения суицидов. Условия - набор обстоятельств, которые хоть и не порождают конкретных последствий, но выступают обязательной предпосылкой в их становлении и развитии. Любые причины и следствия невозможны без определенных условий. Равнозначные причины, образовавшиеся под влиянием разных условий, приводят к неодинаковым последствиям. Рассматривая причины самоубийств, сталкиваешься с их зависимостью от определенных условий.

В настоящее время существует два направления профилактики суицидального поведения сотрудников полиции: общее и частное. Основные компоненты общего направления профилактики суицидов среди сотрудников заключаются в ослаблении и устранении социальных и психологических причин и условий, которые оказывают прямое воздействие на формирование и проявление суицидальных намерений, а также сохранение провоцирующей обстановки в служебном коллективе.

Частное профилактическое направление основывается на учете индивидуальных и

групповых факторов риска. Его задача состоит в своевременном выявлении сотрудников полиции, которые по каким-то причинам оказались в суицидоопасном состоянии, и оказании психологической поддержки и помощи.

Содержание и организация профилактической работы должны включать в себя социальные, психологические, медицинские, правовые и социально-педагогические меры, быть непрерывными и последовательными.

Антисуицидальный барьер - способность личности противостоять суицидальным намерениям на основе социальных ценностей, установок [7, с. 13].

Выявляются определенные социальные факторы, определяющие наличие у человека антисуицидального барьера. Данные факторы могут выступать в виде: сильной эмоциональной привязанности к родным; родительских обязанностей; выраженного чувства долга, обязательности; концентрации внимания на собственном здоровье; боязни причинить себе физические страдания или ущерб; зависимости от общественно значимого мнения и избегания осуждения со стороны окружающих; представления о неиспользовании жизненных ресурсов; наличия творческих замыслов.

Важную роль для формирования антисуицидальных барьеров играет деятельность психолога на основании «единообразной системы ценностей» [8, с. 68]. Данная система способствует сплочению служебного коллектива и помогает осознать служебное объединение как референтную, значимую группу. Существует совокупность факторов, влияющих на характер единообразных ценностей группы, в частности: представления членов группы о своей собственной группе, ее общая оценка на основе принимаемых ею ценностей. Таким образом, факт воздействия ценностей группы на ценностное поле личности сотрудника полиции позволяет психологу использовать не только индивидуальные, но и групповые методы профилактики и коррекции суицидального поведения.

Вторая группа факторов, влияющая на формирование антисуицидальных барьеров, требующая постоянной активности, поддерживается психологом через деятельность, которая связана не только со служебными обязанностями, но и с возможностями творческой реализации личности.

Таким образом, совокупность факторов, влияющих на формирование антисуицидальных барьеров, может использоваться психологом в качестве профилактики предсуицидального поведения, а также коррекции поведения сотрудников полиции, склонных к суициду.

218

Определение сотрудников, склонных к суицидальному поведению, чрезвычайно сложно. Само понятие «суицидальный риск» подразумевает несколько значений. Во-первых, общий суицидальный риск (предрасположенность к возникновению любой из форм суицидного поведения), во-вторых, риск суицидальных действий (вероятная реализация существующих суицидальных мыслей), в-третьих, риск повторных суицидов (вероятные рецидивы суицидов).

Полученные показатели ценностных предпочтений сотрудника полиции позволяют характеризовать его довольно высокие ценностные социальные ориентации. Реализация психологической деятельности по формированию антисуицидальных барьеров с опорой на доминирующие ценности, такие как отношение к семье, материальный достаток и удовлетворенность денежным содержанием, забота о собственном здоровье сотрудника полиции, может служить профилактикой предсуицидальных поведенческих наклонностей, а также коррекцией склонности к суициду.

Индивидуализация деятельности психолога по формированию антисуицидальных барьеров сотрудника полиции затрагивает несколько сфер его сознания. Во-первых, психолог работает в сфере интеллектуального осознания ценностей и установок. В результате работы психолога сотрудник полиции способен: осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций; осознать неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов; осознать связь между различными психогенными факторами и соматическими расстройствами; осознать меру своего участия в возникновении конфликтных и психотравми-рующих ситуаций; осознать глубокие причины своих переживаний и способы реагирования, а также условия формирования своей системы отношений.

В эмоциональной сфере психолог реализует не только диагностическую, но и коррекционную функцию, в частности, он может ориентировать сотрудника полиции: на получение эмоциональной поддержки от психолога, способствующей развитию саморегуляции; стремление к пониманию и вербализации ссобственных чувств; научить испытывать более искренние чувства к

1. Таганова А.А. Психолого-педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД на основе формирования правосознания сотрудников ОВД. Краснодар, 2009.

самому себе; раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, часто скрытыми от самого себя; модифицировать способ переживания, эмоционального реагирования.

Также психолог влияет на поведенческую сферу. В результате психолого-педагогической деятельности сотрудник полиции может научиться корректировать свои неадекватные реакции и овладеть новыми формами поведения [9, с. 41].

Виды психолого-педагогической деятельности определяются направленностью на одну из перечисленных сфер. По форме психолого-педагогическая деятельность организуется как убеждение и внушение.

Убеждение в основном применяется к сотрудникам полиции, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, высокими ценностными установками.

В основе внушения лежит механизм прямого влияния социального педагога на подсознание сотрудника полиции, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены.

Особый вид деятельности психолога в органах внутренних дел - это консультирование. Задачей консультирования является помощь сотруднику полиции разобраться в своих проблемах и вместе с ним найти пути разрешения проблемной ситуации.

Таким образом, психолого-педагогическая деятельность, направленная на формирование антисуицидальных барьеров, может реализовы-ваться в различных направлениях.

С помощью различных методов и форм психолого-педагогической деятельности есть возможность формировать и развивать следующие антисуицидальные барьеры: витальные, религиозные, этические, моральные, эстетические, нарциссические, барьеры когнитивной надежды, барьеры временной инфляции, барьеры финальной неопределенности.

Другими словами, посредством квалифицированной, целенаправленной работы психологов в отделах внутренних дел риск совершения суицидальных актов среди сотрудников полиции можно свести к минимуму.

1. Taganova A.A. Psycho-pedagogical professional deformation prevention enforcement officers on the basis of the formation of justice police officers. Krasnodar, 2009.

219

2. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков. Пермь, 2009.

3. Кузнецов В.Е. Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологии // Комплексные исследования в суицидологии: тр. Моск. НИИ психиатрии. М., 1986.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Актуальные проблемы суицидологии. М., 2007.

5. Постовалова Л. И. Распространенность самоубийств в СССР // Тр. Моск. НИИ психиатрии. М., 1999.

6. Павлов И. П. Самоубийство // Медицинская газ. 1999. 28 мая.

7. Юм Д. О самоубийстве. М., 2003.

8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2007.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2008.

2. Vagin Yu.R. Prevention of suicide and addictive behaviors of adolescents. Perm, 2009.

3. Kuznetsov V.E. The origins of the interdisciplinary approach in domestic suicidology // Integrated studies in suicidology: works of Moscow Institute of Psychiatry. Moscow, 1986.

4. Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Actual problems of suicidology. Moscow, 2007.

5. Postovalova L.I. The prevalence of suicide in the USSR // Works of Moscow Institute of Psychiatry. Moscow, 1999.

6. Pavlov I.P. Suicide // Medical newsp. 1999. May 28.

7. Hume D. On suicide. Moscow, 2003.

8. Kleyberg Yu.A. Psychology of deviant behavior. Moscow, 2007.

9. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. The psychology of human development. Moscow, 2008.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.