Научная статья на тему 'Психологическая профилактика табакокурения несовершеннолетних'

Психологическая профилактика табакокурения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1766
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАКОКУРЕНИЕ / НАРКОМАНИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ПРОГРАММЫ ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / THE DRUG HABIT AMONG CHILDREN / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / PREVENTION PROGRAMS / VOLUNTARY MOVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кора Н.А.

Рассматриваются проблемы психологической готовности к употреблению психоактивных веществ и табакокурению в молодежной среде, аспекты первичной и вторичной профилактики указанных расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кора Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological prevention of smoking among teenagers

We consider that the elements of education should be a part of the curriculum. We should form the aspiration to a healthy way of life and the realization of important and necessary life values for the personal development of children.

Текст научной работы на тему «Психологическая профилактика табакокурения несовершеннолетних»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

H.A. Кора (Благовещенск)

Аннотация. Рассматриваются проблемы психологической готовности к употреблению психоактивных веществ и табакокурению в молодежной среде, аспекты первичной и вторичной профилактики указанных расстройств.

Ключевые слова: табакокурение, наркомания, прогностическая ценность, программы первичной и вторичной профилактики.

Исследования А.А. Александрова, В.Ю. Александровой, Н.Ю. Максимовой, З.В. Коробкиной и др. показали, что табак, алкоголь и гашиш являются наиболее доступными для детей и подростков наркотиками. Их еще называют первыми наркотиками, потому что они наиболее часто употребляются школьниками, когда те начинают приобщаться к наркотическим веществам. С них начинается употребление других наркотиков.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов (С.А. Шальнова, Б.Г. Херсонский, К. Вуилстик, Д. Уолш, Р.Р. Aiken, D.R. Eadie, W.R. Stanton и др.) доказали, что курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться даже с помощью специалистов. Общеизвестно также, что курение табака может вызвать как психологическую, так и физиологическую зависимость. Однако проблеме профилактики курения в нашей стране, к сожалению, не уделяется должного внимания. Так, недостаточно изучены психологические аспекты возникновения и распространения привычки табакокурения, не разработаны профилактические программы для широкомасштабного внедрения, не подготовлены к практической работе по профилактике курения психологи (начиная с дошкольного общеобразовательного учреждения и заканчивая вузом) и т.д.

Анализ социально-психологических условий возникновения и распространения курения является необходимым этапом разработки эффективных профилактических программ. Проводимый нами в течение 3 лет (с 1998 по 2001 г.) мониторинг распространения курения среди детей и подростков 8-17 лет в шести школах Благовещенска показал, что в этом возрасте курят более 48% мальчиков и около 36% девочек. Число регулярно курящих девочек за период наблюдения значительно увеличилось. Как и в других исследованиях [ 1,9 и др.], мы отметили увеличение распространения курения с возрастом. Так, если в 1998 г. 17% мальчиков и 5% девочек восьмилетнего возраста были курящими, то в 16-17 лет курили уже 73% юношей и 59% девушек. А ведь чем раньше подросток начинает курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком, и меньше, что он бросит курить. Следовательно, необходимо уделять самое пристальное внимание причинам начала курения в детском и подростковом возрасте.

Анализ литературы посвященной рассматриваемой проблеме, показывает, что наибольшей прогностической ценностью в отношении начала курения можно считать:

- низкий социально-экономический статус и образование родителей;

- неполноту семьи;

- снисходительное отношение к курению в обществе;

- курение родителей (наиболее важной оказывается роль матери);

- курение братьев и сестер, сверстников;

- низкая успеваемость;

- наличие вредных привычек;

- наличие симптомов депрессии, тревожности и раздражительности;

- низкая самооценка;

- низкий статус в группе.

Возникает вопрос: «Почему не все дети продолжают курить после того, как попробовали?» Опрос учащихся в возрасте 16-17 лет показал, что 38% из этой категории опрашиваемых убеждены в негативных для их здоровья последствиях никотина; 27% считают, что курение нанесет вред их дальнейшей профессиональной карьере; 14% школьников обосновали свой отказ от курения боязнью огорчить своих близких; 13% отметили, что спорт и курение несовместимы (спортивная деятельность для этих ребят в данный момент является большей ценностью). Остальные учащиеся указали, что они не получили приятных ощущений от курения, поэтому и не стали курить.

В своем исследовании мы также обнаружили, что наличие курящих родственников в семье достоверно связано с курением школьников (действует механизм подражания, доступность сигарет и др.).

Из вышесказанного следует, что среди условий, влияющих на раннее распространение табакокурения, можно выделить индивидуально-психологические, возрастно-психологические, а также социально-психологические.

Общеизвестно, что цель табакокурения, алкоголизма и наркомании - изменение психического состояния. Поэтому определить психологические причины зависимости от психоактивных веществ - значит ответить на вопрос, почему человек хочет изменить свое психическое состояние именно искусственным (химическим) путем.

Психологические аспекты профилактики адцикгив-ного поведения школьников состоят, прежде всего, в определении феномена психологической готовности к употреблению психоактивных веществ, то есть таких психологических особенностей детей и подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Именно эти психологичес-

Клиническая (медицинская) психология

кие особенности провоцируют человека на уход от реальности при первом же столкновении с трудностями.

Поиски «структуры» личности, предрасположенной к употреблению психоактивных веществ, в том числе и табачных изделий, - сложная задача. Исследования такого рода проводились в основном зарубежными учеными [ 10, 11 и др.] с применением многих личностных тестов и выявили ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребляющим табаком, алкоголем или наркотиками. Это, в частности, слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустирующую ситуацию, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.

Следовательно, влечение школьника к употреблению психоактивных веществ - признак более глубокого личностного неблагополучия. Основой этого симптома является психологическая готовность ученика к их употреблению. Формируясь постепенно, эта психологическая готовность реализуется при первой же возможности, то есть в случае возникновения соответствующей ситуации. При всей кажущейся неожиданности, импульсивности адциктивного поведения подростка его табакокурение (или алкоголизация, наркотизация) - это лишь логическое завершение предшествующего развития [3].

Таким образом, сущность психологической готовности к употреблению психоактивных веществ состоит в неспособности адекватного восприятия жизненных психотравмирующих ситуаций, адекватного отношения к людям и к самому себе, правильной регуляции своего поведения. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.

Известно, что человек совершает какие-либо действия и поступки, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Иными словами, деятельность человека детерминирована его потребностями. Неудовлетворенность потребности вызывает эмоциональное напряжение, поскольку происходит как бы блокирование психического акта. Результат может быть двояким: либо это стимулирует ускоренное развитие личностных свойств и разрешение противоречий, то есть переход человека на более высокий уровень саморегуляции (это наблюдается в случае продуктивного выхода из фрустрирую-щей ситуации); либо (если эмоциональная напряженность слишком велика, а человеку свойственна личностная незрелость) происходит срыв, дезинтеграция всех функций. Для предотвращения такой дезинтеграции существует психологическая защита. Если эта защита оказывается безуспешной, то возникает невроз [6-9].

В настоящее время, несмотря на значительный прогресс в интеллектуальном развитии детей, и их ускоренное физическое развитие, в нравственном отношении, в плане развития саморегуляции поведения, большинство из них все же остаются инфантильными. Поэтому обыч-

но деятельность самосознания школьника направляется по линии «наименьшего сопротивления», что детерминируется «включением» защитных механизмов.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Цель психологической защиты достигается ценой дезинтеграции поведения, возникновением отклонений в развитии личности. Включение защитных механизмов направлено на достижение положительных эмоциональных состояний, пусть даже ценой иллюзии решенности проблемы, то есть без реального достижения желаемого результата. При реалистическом же подходе к преодолению жизненных трудностей формируется решимость борьбы за достижение целей, реального устранения препятствий. Взрослый может помочь ребенку найти выход из трудной жизненной ситуации, научить устранять препятствия и обучить конструктивным приемам психологической защиты. Но самое главное в этой помощи - не бороться с возникшей ситуацией, а предупреждать ее как нежелательную. Поэтому педагог-психолог должен акцентировать свое внимание не на коррекционной работе, а на профилактической.

История первичной профилактики курения в нашей стране насчитывает несколько подходов к решению данной проблемы. Это, во-первых, введение в школьный курс обучения информационных программ. Предполагалось, что, усвоив определенные знания о вреде табачных изделий на организм человека, школьники изменят отношение к табаку и не начнут курить. Однако опыт внедрения таких программ показал, что некоторая информация в данном русле может стать источником, пусковым механизмом для части школьников в экспериментировании с табачными изделиями и своим организмом.

Была широко распространена эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Авторы программы полагали, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Однако и эта модель оказалась неэффективной.

Заслуживает особого внимания модель, основанная на социально-воздействующем подходе, которая предполагала развитие у школьников умения идентифицировать социальное влияние и обучение тому, как можно ему противостоять. Данная модель включала четыре компонента:

- информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения;

- сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации;

- коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков;

- тренировку, ролевые игры, практику в способах противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.

№18

Сибирский психологический журнал

2003 г.

В профилактической работе с учащимися мы опираемся на модель жизненных умений, которая объединяет четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения принимать решения, разрешать проблемные ситуации, развивать большую независимость, самоуважение, уверенность в себе, определять для себя ценностные ориентиры. Данная модель в большей мере, чем другие, уделяет внимание помощи детям и подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение.

Основной акцент в программе нами сделан на обучении учащихся методам отказа и информировании их о ближайших последствиях курения. По завершении цикла занятий (не менее 10) школьники могут овладеть умением формулировать и принимать альтернативные решения в отношении табакокурения и предвидеть последствия своих решений. На каждом занятии учащиеся учатся принимать решения. Научившись этому, они смогут успешнее справляться с трудными ситуациями в дальнейшей жизни. А самое главное, школьники начинают осознавать, что употребление психоактивных веществ, в том числе и табака, - это замена полноценной жизни; это тупик, из которого очень трудно, а порой и невозможно выбраться самостоятельно.

Данный курс не только развивает навыки психической и физической саморегуляции учащихся, но и формирует у них психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит детей с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает им доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей и т.д.

Основными понятиями курса являются: чувство ответственности за свое поведение, умение позитивно общаться, честное отношение к самому себе, самосовершенствование.

Таким образом, идея, которую могут усвоить учащиеся, прошедшие данный курс, состоит в следующем: психическое здоровье требует умения удерживать в хорошей форме свое физическое и интеллектуальное состояние, между которыми существует глубокая внутренняя связь, и контролировать то и другое, опираясь на эмоциональные состояния, связанные с хорошим настроением, удовольствием, бодростью и энергией.

Реализация данной программы предусматривает проведение общешкольных мероприятий (конкурс и защита плакатов на антитабачную тему, викторины, агитбригады и т.п.), организацию волонтерского движения, работу с родителями, организацию групп свободного общения (в нее могут входить школьники, педагоги, родители и другие заинтересованные лица) и т.д. А самое главное, создать во всей школе (колледже, лицее, вузе и других образовательных учреждениях) соответствующую атмосферу, отвечающую духу выбора здорового образа жизни, сохранения психического и физического здоровья.

Конечно, прекращение курения представляет собой сложный многоэтапный процесс. Поскольку привычка табакокурения включает в себя как психологическую, так и фармакологическую зависимость, помощь специалистов должна носить комплексный характер. Однако необходимость привлечения психолога на этапе первичной профилактики очевидна. Разработка и внедрение подобных программ необходимы, так как этот вид деятельности поможет приостановить или оттянуть процесс приобщения ребенка к табакокурению.

Мы поддерживаем авторов [5, 6, 8], которые считают, что организацию и проведение целевых программ, направленных на снижение спроса на табачные изделия, алкоголь, наркотики, следует осуществлять по следующим направлениям:

1) широкая воспитательная работа - это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга учащихся, развитие сети кружков, факультативов, клубов, студий и т.д.;

2) валеологическое воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;

3) психологическое воспитание и психокоррекцион-ная работа - занятия, проводимые психологами и педагогами, направленные на развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирование стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни (в занятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками);

4) общественные меры борьбы - привлечение общественности к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реабилитационной помощи;

5) правовые средства борьбы - пропаганда нормативных актов, регламентирующих, например, ответственность за курение в общественных местах, распространение и употребление наркотиков и т.п.

Заслуживает внимания точка зрения Н.Ю. Максимовой, согласно которой профилактику алкоголизма и наркомании несовершеннолетних (включая приобщение их к табакокурению) целесообразно строить по нескольким направлениям. Во-первых, через средства массовой информации; во-вторых, в ходе изучения школьных предметов, традиционно включаемых в учебные программы; в-третьих, как самостоятельный учебный предмет, цель которого - формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни [5].

1. В настоящее время общество обеспокоено проблемой подростковой наркомании. Это проявляется в тиражировании брошюр и статей, теле- и радиопередач, пропагандирующих здоровый образ жизни. Однако эффективность их невелика, так как в основном этой работой занимаются некомпетентные люди в области психологии.

Клиническая (медицинская) психология

Условием действенности пропаганды знаний о вредных последствиях курения (и других психоактивных веществ) и реальных преимуществах, которые несет здоровый образ жизни, через средства массовой информации является психологическая грамотность журналистов и других специалистов, работающих в этом направлении. Целесообразно, на наш взгляд, использовать групповые формы работы (психодрама, группы встреч, Т-группы, группы темоцентрированного взаимодействия), применять методы косвенного воздействия (присоединение, встроенное сообщение и др.), опираться на принципы нейролингвис-тического программирования и т.д. Эффективным также будет создание компьютерных игр, видеоклипов и видеосюжетов с участием кумиров молодежи, плакатов, значков, наклеек с определенной тематикой, объединяющих школьников в такие целевые группы, как волонтеры.

2. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях в ходе изучения научных дисциплин (в основном валеологии, химии, биологии) учителя говорят о вреде алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществах. Однако это делают (или не делают) по своему усмотрению. Мы считаем, что элементы превентивного образования должны присутствовать в ходе изучения школьных предметов. Это требование должно стать обязательным, начиная с начальной школы.

3. Формировать у учащихся установку на здоровый образ жизни и осознание ими жизненно важных и необходимых ценностей для личностного роста следует в процессе преподавания специального учебного предмета. Данный курс должен охватывать широкий круг вопросов. Это, прежде всего, знания, способствующие умению учащихся сделать правильный выбор в ситуациях, касающихся здоровья; вопросы охраны психического здоровья: стрессы, фрустрация, переутомление; умение создавать позитивные, конструктивные и взаи-моподдерживающие межличностные отношения как условие сохранения психического здоровья; информация о факторах, которые могут повредить нормально-

му образу жизни: шум, курение, загрязнение окружающей среды, переедание, алкоголь и т.д.; вопросы сексуальности: их физиологические и психологические аспекты, отклонения от нормы, венерические болезни, СПИД, противозачаточные средства, аборты, бесплодие и др.

Учитывая нетрадиционную форму преподавания этого предмета и то, что рассматриваемые темы могут быть личностно значимы для учеников, целесообразно, чтобы занятия вел человек, который не общается с учащимися данной школы по учебным предметам, то есть им не должен быть классный руководитель, преподаватель любой учебной дисциплины, воспитатель и т.п.

Чтобы получить специальную подготовку для ведения профилактического курса, необходимо, во-первых, предварительно пройти психологическое обследование, которое позволит определить наличие у желающих личностных качеств, необходимых для работы по преподаванию курса превентивного образования. Выдачу документов о праве преподавания этого предмета нужно осуществлять по системе лицензирования. Во-вторых, преподаватели, получившие лицензию и приступившие к преподаванию данного курса, должны систематически повышать свою квалификацию. В-третьих, только духовно здоровый, личностно зрелый человек может позаботиться о своем теле, принимая на себя ответственность за свое поведение в отношении здоровья.

Учитывая сложность проведения антитабачной профилактической работы в образовательных учреждениях, считаем, что она должна обязательно включать в себя: изучение возрастных особенностей; повышение коммуникативной компетенции; изучение актуальных потребностей и интересов детей и подростков; освоение методов групповой работы; формирование навыков визуальной диагностики особенностей личности; изучение особенностей подростковых групп; широкую осведомленность о медицинских и биохимических аспектах молодежной наркомании.

Литература

1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М., 1996.

2. Битенский B.C., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. Киев, 1989.

3. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко O.K. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 44-48.

4. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей. М., 2003.

5. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов н/Д, 2000.

6. Петракова Т.И., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков // Вопросы психологии.

1999. №5. С. 31-35.

7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М., 2000. С. 163-170.

8. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 3-13.

9. Шапьнова С.А. и др. Распространенность курения в России: Результаты обследования национальной представительной выборки населения

// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 3. С. 9-12.

10. Aitken P.P., Eadie D.R. Reinforcing effects of cigarette advertising in under-age smoking // Brit. J. Addict. 1990. Vol. 85, № 3. P. 399-412.

11. Bryvold W.H. A Meta-analysis of adolescent smoking prevention programs // Am. J. Public Health. 1993. № 83. P. 872-880.

THE PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF SMOKING AMONG TEENAGERS N.A. Kora (Blagoveschensk)

Summary. We consider that the elements of education should be a part of the curriculum. We should form the aspiration to a healthy way of life and the realization of important and necessary life values for the personal development of children.

Key words: the drug habit among children; psychological prevention; psychological defense; prevention programs; voluntary movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.