УДК 613.84
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
© Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биологии, микробиологии и гигиены, зам. директора медицинского института по стратегическому развитию, помощник ректора по международному образованию, e-mail: osmanov@bk.ru
© Сергей Юрьевич ДУТОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры,
e-mail: osmanov@bk.ru © Ульяна Владимировна ЖАБИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка медицинского института, e-mail: osmanov@bk.ru
Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелости, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Добиться стойкого снижения распространенности курения в обществе можно лишь при комплексном осуществлении стратегий, направленных на предотвращение начала курения среди детей и подростков, на защиту некурящих от табачного дыма, а также стратегий, помогающих курящим отказаться от курения.
Ключевые слова: здоровье; табакокурение; заболеваемость; школьники; реклама; профилактика; принципы.
Состояние здоровья подрастающего поколения, определяющее уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал, признается сегодня одной из актуальных проблем российского общества. В Российской Федерации проживает 26 млн детей в возрасте до 17 лет [1]. Будущее России в условиях глобализации, масштабных социально-экономических изменений общества определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития детей, их подготовки к жизни в быстро меняющемся мире.
Угрожающие темпы роста заболеваемости среди современных детей и подростков определяют необходимость активного выявления неблагоприятных факторов, влияющих на формирование отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье молодежи посредством ключевых индикаторов, включая табакокурение, которое является одной из основных причин высокой заболеваемости и смертности среди взрослого населения [2].
Рост злоупотребления психоактивными веществами молодежью не только негативно отражается на здоровье нации, но и приводит к весомым социальным и экономическим потерям [3]. В общем виде можно говорить о демографических потерях, снижении экономических показателей и уровня жизни населения. Для обоснования предложений по первичной профилактике употребления психоактивных веществ необходимо полное представление о соотношении социальных, психологических и биологических факторов, влияющих на распространенность употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи, что обусловливает актуальность настоящего исследования [4-8].
Ежегодно во всем мире от заболеваний, вызванных курением, умирает свыше 4 млн человек. Согласно прогнозам, к 2020 г. курение станет единственной ведущей причиной смерти и важнейшей проблемой для общественного здоровья в мире; если в настоящее время число курящих уже составляет
1,1 млрд человек, то к 2025 г. оно достигнет
1,6 млрд. В 2030 г. из 60 млн смертей 10 млн
будут вызваны курением. Причем, по прогнозу ВОЗ, уже к 2020 г. более 70 % смертей будет иметь место в странах с низкими и средними доходами населения [2].
Табакокурение среди подростков в России принимает все более угрожающие формы, существенно деформируя нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В настоящее время распространенность табакокурения в Российской Федерации среди населения достаточно высокая. Россия входит в число стран с высокой распространенностью табакокурения (> 50 %). По данным главного санитарного врача Г. Онищенко, в России курят 60 % мальчиков и 40 % девочек подросткового возраста.
Для подросткового возраста характерны стремление к независимости от родителей и других взрослых, к экспериментам с самыми разными идеями, вещами и стилями поведения, связанными с повышенной опасностью, а также к принятию необдуманных решений, к реализации скрытых возможностей, которые могут привести к неожиданным результатам. Наркотики, курение и алкоголь часто становятся для молодых людей средством ухода от ситуаций, в которых они ощущают себя беспомощными
Основными причинами распространения и употребления табака являются сложившиеся социально - экономические условия. Курение больше не считается злом, т. к. в последнее время появилось большее зло - наркомания и токсикомания. Людям свойственно рассматривать любые события в свете сравнения их с подобными - именно поэтому вид курящего подростка уже не вызывает бурной реакции у взрослых. Табакокурение стало считаться «дурной привычкой». Люди не понимают, что курение - это зависимость. Курение как одна из наиболее распространенных привычек среди подростков вносит существенный негативный вклад в формирование их соматического и психического благополучия [6, 8-11].
Проблема распространения табакокурения среди школьников приобретает особую остроту в связи со значительным ухудшением здоровья подрастающего поколения. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков старшего возрас-
та (15-18 лет) не превышает 2-9 %. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с т. н. функциональными отклонениями составляют 24-36 % подростков, а с хроническими заболеваниями - 55,473,4 %.
Потеря здоровья учащимися - характерная тенденция последних десятилетий. Наряду с существующими заболеваниями регистрируются заболевания, напрямую связанные с ранним табакокурением: ослабление зрения, расстройства нервной системы, психические и функциональные расстройства, которые регистрируются более чем у 50-60 % школьников; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. В настоящее время абсолютно здоровыми, по данным Минсоцразвития, можно назвать только 10 % выпускников школ [9].
Курящие школьники в 2 раза чаще болеют простудными заболеваниями: вирусными инфекциями, гриппом, бронхитом, глистными инвазиями, у них понижается острота зрения, нарушается цветоощущение (действие окиси углерода). Курящие школьники более рассеянны, успеваемость у них снижена. Точность сложения цифр уменьшается в 5,5 раз, объем памяти - в 4,5 раза. Табакокурение называют бомбой замедленного действия, т. к. в табачном дыме обнаружены радиоактивный элемент полоний-210, висмут, свинец. Лучи этих элементов проникают глубоко в ткани и повреждают их структуру, развиваются раковые опухоли. Наиболее сильным канцерогенным веществом считается табачный деготь. При смазывании уха подопытного кролика табачным дегтем отмечены изменения, которые, прогрессируя, создают благоприятную почву для образования раковой опухоли.
Этот массовый порок справедливо называют болезнью цивилизации, приобретшей сейчас не только медицинский, но и социальный характер, сопровождающейся широким спектром отрицательных медикосоциальных и медико-биологических последствий. Причем, что особенно тревожно, количество потребляемых в мире сигарет не уменьшается, а ежегодно увеличивается на
2,1 %, а в т. н. табачную зависимость попада-
ет около 93 % курящих. Иными словами, из 100 курящих 93 заболевают никотинизмом, и требуются огромные усилия целой армии врачей, чтобы избавить их от опасной для здоровья привычки [3, 5-6, 8-13].
Таким образом, нынешняя ситуация требует максимально широких взглядов на проблему профилактики табакокурения подростков, нуждается в обоснованной превентивной политике государства.
Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало, и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект.
Согласно приказу Минобразования России от 28 февраля 2000 г. № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», главная цель Концепции заключается в объединении образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики для обеспечения достижения общего результата: снижения спроса и медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращения образования, разрушения семей, криминализации детей и молодежи. Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются создание организационных структур профилактики, подготовка кадров, разработка программ для всех уровней профилактической деятельности, создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оценка эффективности профилактических мероприятий [14].
Основные принципы первичной профилактики зависимого поведения подростков, изложенные в данной Концепции:
1) комплексность - согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях;
2) дифференцированность - решение задач профилактики зависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в зависимую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий;
3) аксиологичность - ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни;
4) многоаспектность - сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты);
5) приоритетность - признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики;
6) экспансивность - активное внедрение методологии профилактики зависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью: школьные курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты).
7) динамичность - разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую социальную ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации;
8) компетентность - научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы;
9) позитивность - профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой и жизненной позиции;
10) последовательность - поэтапная реализация целей и задач профилактических программ.
Однако реализация этих документов на практике пока только начинается: в зачаточном состоянии находятся система подготовки профессиональных кадров, методология профилактических программ.
К сожалению, сегодня возможно говорить только о функционировании модели
профилактики на микроуровне (на базе отдельных школ, досуговых учреждений и т. п.). В дальнейшем необходимо изучить институты и другие элементы социальной реальности, с которыми подросток вступает в определенные отношения в процессе своей жизнедеятельности: семья и стиль воспитания; учебное заведение и его среда; места досуга и их социально-психологическое содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица); учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации).
Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к курению невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения основ здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. Для этого, в свою очередь, у детей должно быть сформировано представление о том, ради чего следует прилагать усилия, направленные на поддержание в порядке собственного организма. При этом важно затронуть такие понятия, как смысл и цель человеческого существования. Осознание подростком необходимости осмысленного существования человека способствует формированию у него позитивной оценки форм самосозидающей деятельности, пробуждению желания самосовершенствования. Решение столь сложных воспитательных задач требует вовлечения в сферу внимания педагога категорий морально-этического характера, обучения применению морально-этических критериев при оценке своих действий и действий окружающих, регуляции собственных поступков. Для этого необходимо формировать у подростков представления в области регулирования социальных отношений, выражающиеся в знании социальных норм общения, позитивной изначальной настроенности на общение с окружающими. Овладение приемами эффективного построения социальных связей обеспечивает ребенку возможность находить способы реализации своих потребностей без обращения к никотину.
Очень важно оказание своевременной помощи детям, подросткам с трудностями социальной адаптации, т. е. развитие у них коммуникативных навыков, приемов проти-
востояния негативному социальному давлению, формирование внутриличностных регуляционных механизмов и создание условий для их успешной адаптации в коллективе. Многие факторы риска в развитии склонности к употреблению никотина носят внутри-личностный характер, а внешние обстоятельства в данном случае выступают как «запускающий механизм».
Таким образом, профилактическая направленность предполагает взаимосвязь процессов самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребенка, т. е. процесс формирования у подростков особой личностной структуры-направленности, предотвращающей
обращение к табакокурению как способу достижения субъективно положительного внутреннего состояния и обеспечивающей индивиду возможность самореализации за счет социальных источников.
Для того чтобы вырастить уверенного в себе, здорового и социально активного члена общества, образовательная среда должна широко применять виды деятельности, которые способствуют формированию положительной самооценки, которые являются основой профилактической направленности по предупреждению табакокурения у подростков.
Большинство подростков знают об опасности никотина для здоровья и, тем не менее, прибегают к табакокурению. В принципе это вполне можно объяснить с точки зрения социологии и психологии. Молодым людям с раннего детства «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия, в которой курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью.
Молодые люди также подражают своим курящим родителям, другим взрослым и сверстникам. Очень мала надежда отучить подростков от сигарет, если курят их отцы и старшие братья. Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами. Они стараются подражать взрослым и снискать одобрение ровесников [3-10].
Можно выделить несколько видов подражания. Во-первых, это умышленное подражание членам какой-либо компании, в ко-
торую подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер; характера поведения облегчает для юноши или девушки этот процесс. Во-вторых, это подражание нравящемуся человеку. Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм - если подражать, то во всем, даже и в том, что следовало бы признать недостатком. В-третьих, подражание может быть неосознанным. Так, если курят родители, курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует вопроса -курить или не курить.
Профилактика табакокурения среди подростков сегодня рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и воспитательного процессов, т. к. способствует развитию у них таких качеств, как умение принимать ответственные решения, противостоять давлению со стороны окружающих, видеть преимущества здорового образа жизни, укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Пропаганда против курения должна избегать тактики прямого запугивания, с помощью которой подростков стараются отвратить от этой привычки. Конечно, необходимо указывать на некоторые факты, такие как связь между курением и вероятностью получить рак легких, респираторные заболевания, болезни сердечнососудистой системы. Однако больший эффект обычно имеет умеренное высказывание опасений относительно последствий курения. Запугивание приводит к отрицанию подростками причиняемого курением вреда и отказу слушать все, что говорят по этому поводу взрослые. Отрицательно относящиеся к курению учителя смогут достичь большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем те, кто занимает по отношению к курению нейтральную позицию.
Главный мотив убеждения должен быть позитивным. Надо поощрять стремление подростков контролировать собственное поведение и не сваливать вину за свои привычки на других. Весьма эффективная тактика -внушать молодым людям, что престижно поддерживать хорошую физическую форму. Подросткам следует сообщать все факты с максимальной честностью.
Если пропаганду против курения начинать с начальной школы, еще до того как де-
ти обычно начинают курить, это позволит намного уменьшить количество приобщившихся к этой дурной привычке. Самый надежный способ борьбы с курением среди подростков - добиться снижения уровня курения среди взрослых.
1. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации, 2010. URL http:// www.minzdravsoc.ru/social/family/77. Загл. с экрана.
2. Сдерживание эпидемии. Правительства и экономическая подоплека борьбы против табака. Евробюро ВОЗ для Всемирного банка. 2000.
3. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Кошкина Е.А., Спектор Ш.И., Сенцов В.Г. [и др.] М., 2008.
4. Александров А.А. Эпидемия курения и подходы к борьбе с ней // Новости науки и техники. Серия Мед. табач. зависимость и курение табака. М., 1999. № 1. С. 3-10.
5. Александров А.А., Александрова В.Ю., Кето-
ва М.Б. Профилактика курения среди детей и подростков // Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: материалы
конференции, посвящ. Всемирному дню без табачного дыма. Москва, 7-8 июня 2001 г. М., 2001. С. 27-28.
6. Баранов, А.А., Кучма Р.В., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. М., 2007.
7. Дутов С.Ю., Османов Э.М. Курение как вредная привычка и его профилактика средствами физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 9 (77). С. 234-239.
8. Звездина И.В., Шубочкина Е.И., Молчанова С.С. [и др.] // Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста / под ред. В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. М., 2004. С. 96-114.
9. Кузьмин В. Врача вызывают в школу // «Российская газета» - столичный выпуск. 2011. 17 мая. С. 2.
10. Османов Э. М., Дутов С. Ю. Профилактика табакокурения школьников как педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 8 (52). С. 260-264.
11. Скворцова Е.С. Подростки и психоактивные вещества // Мед. помощь. 2002. № 1. С. 9-13.
12. Смирнов Н.К. Предупреждение табакокурения у школьников. М., 2004.
13. Скворцова Е.С., Зубкова Н.З. Характеристика распространенности курения среди старшеклассников Московской области // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2005. № 1. С. 26-30.
14. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619. М., 2000.
Поступила в редакцию 20.01.2012 г.
UDC 613.84
CONTENT OF PREVENTIVE WORK OF SMOKING AMONG SCHOOLCHILDREN
Esedulla Mallaalivich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Biology, Micro-biology and Hygiene Department, Vice Director of Medical Institute for Strategic Development, Rector’s Assistant for International Education, e-mail: osmanov@bk.ru
Sergey Yuryevich DUTOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student of Adaptive Physical Culture Departure, e-mail: osmanov@bk.ru
Ulyana Vladimirovna ZHABINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Medical Institute, e-mail: osmanov@bk.ru
Human exposure of many risk factors for chronic non-communicable diseases contributes to the development of disease, leads to premature death. Formed in childhood and adolescence, these risk factors continue to operate in a mature, contributing to a general deterioration of health, make it difficult to get a good education, and lead to negative social consequences. Achievement of stable reduction in smoking prevalence in society can only be integrated with the implementation of strategies aimed at preventing smoking initiation among children and adolescents to protect nonsmokers from tobacco smoke, as well as strategies to help smokers stop smoking.
Key words: health; smoking; disease; students; advertising; prevention; principles.