преодолевающем режиме. Наибольшей величины электрическая активность, характеризующая усилия передних пучков дельтовидных мышц в процессе выполнения кругов двумя ногами на гимнастическом коне, достигает в момент пересечения гимнастом вертикальной плоскости в упоре сзади (731 мкВ), а задних пучков дельтовидных мышц - в упоре (551 мкВ). Электрическая активность больших грудных и широчайших мышц спины в процессе выполнения кругов двумя ногами (651 мкВ и 679 мкВ) и скрещений (924 мкВ и 880 мкВ) достигает наивысших показателей в момент перехода из двухопорного положения в одноопорное.
5. Богданов В.М. Тренажеры для совершенствования технической и физической подготовленности гимнастов на коне // Гимнастика: сб. статей. М., 1977. Вып. 1. С. 4-9.
6. Маслов Б.В. Упражнения на коне / под ред. Ю.К. Гавердовского. М., 1980.
7. Попов Р.Ю. Реализация модульного подхода в обучении гимнастов учебно-тренировочных групп сложным упражнениям на гимнастическом коне: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.
8. Николаев С.Г. Практикум по клинической электромиографии. Иваново, 2003.
9. Юсевич Ю.С. Очерки по клинической электромиографии. М., 1972.
Поступила в редакцию 10.07.2009 г.
1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М., 2004.
2. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. М., 1979.
3. Сальников В.И. Обучение гимнастов базовым круговым движениям на коне: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.
4. Говердовский В. И. Программирование при обучении базовым упражнениям на коне: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1986.
Sysoyev A.N. Biomechanical analysis of two feet spinning on a vaulting horse with the use of electromyographic method. Exercises on a vaulting horse is one of the most difficult kinds of gymnastic all-round. Complexity of its performance consists in a strict differentiation of muscular efforts and also short duration of these efforts. Electromyographic analysis of the work of muscles during performance of two feet spinning on a vaulting horse allows concretizing features of technique.
Key words: exercises on the vaulting horse; special exercise training; electromyography.
УДК 796/799
КУРЕНИЕ КАК ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© С.Ю. Дутов, Э.М. Османов
Борьба с курением в молодом возрасте - составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте. Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением.
Ключевые слова: общественное здоровье; школьники; курение; физическая культура; профилактика.
Основной стратегией развития здравоохранения Российской Федерации является обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи гражданам за счет возрождения профилактики как «традиции российской медицинской школы» (В.В. Путин, 2005 г.). В соответствии с законом № 122-ФЗ от 24 августа 2004 г., необходимым условием развития в стране профилактики является создание эффективной здоровьесохраняющей и здоровьеукрепляющей
системы, опирающейся на законы и конституционные гарантии, обеспечивающие реализацию профилактического направления системы здравоохранения.
Существует множество подходов к разрешению проблемы сохранения и поддержания общественного здоровья (К здоровой России, 1994; В.А. Лищук, Е.В. Мосткова, 1994; Ю.П. Лисицын, 1999; Ю.Л. Шевченко, 2000; О.П. Щепин, 1994, 1997, 2000; Centers for..., 1992; Healthy People 2000, 1995). Все
они преимущественно укладываются в следующие основные направления: разработка государственной социальной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, ее законодательное закрепление; решение экологических проблем, обеспечивающих поддержание здоровья человека; переориентация системы здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья; усиление деятельности властей по укреплению здоровья на региональном и муниципальном уровнях; формирование мотивации у населения на здоровый образ жизни, развитие и совершенствование индивидуальных условий и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
В Прогнозе общественного здоровья, представленном в «Основных направлениях государственного регулирования здравоохранения Российской Федерации на 20002010 годы», отмечается усиление таких факторов риска здоровья, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, снижение физической активности. Подобный прогноз заставляет уделить этим факторам особое внимание.
Несмотря на значительное усиление профилактической работы, по-прежнему актуальными на сегодняшний день остаются вопросы профилактики как соматических, так и социально-обусловленных заболеваний (туберкулеза, ИППП, парентеральных вирусных гепатитов), обострившиеся проблемы алкоголизма, табакокурения и наркомании, особенно среди подростков.
Подростковое курение в настоящее время - одна из важных социальных проблем. Именно в подростковом возрасте закладываются предпосылки для формирования зависимости от курения табака, что в последующем оказывает негативное влияние на здоровье. Поскольку курение является сложным поведенческим актом, в возникновении и становлении которого принимают участие и социально-психологические, и индивидуально-личностные характеристики, курение широко изучают врачи, физиологи, психологи, социологи и педагоги как в нашей стране, так и за рубежом [1-7].
Для разработки научно-обоснованных мер по профилактике курения табака среди подростков необходим постоянный монито-
ринг поведенческих вредных привычек, начиная с детского возраста. В России курят более 3 млн подростков: 2,5 млн юношей и
0,5 млн девушек. Среди учащихся профессиональных училищ курят 75 % юношей и 64 % девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого [8-16].
Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Следует четко понимать: курение - это не просто вредная привычка, а физиологическая зависимость от никотина и психологическая зависимость от процесса курения. Сложнее всего побороть именно психологическую зависимость, для этого нужна серьезная мотивация. Врачи отмечают, что человек никогда не бросит курить, если сам этого не захочет. Сегодня, когда в нашей стране стремительно распространяется курения, становится чрезвычайно актуальным вопрос об участии физической культуры и спорта в борьбе с ним.
Цель исследования - изучить вопросы отношения школьников к курению как явлению жизни, мотивации курения, уровня знаний о вреде курения и мотивации к занятиям физической культуры.
Наши данные также свидетельствуют о высокой распространенности курения среди подростков. Для изучения этой проблемы нами было проведено анонимное анкетирование учащихся двух школ г. Тамбова. В анкетировании приняло участие 210 школьников разных возрастных групп: 8-11-х классов. Анкета была разработана согласно с вопросником ВОЗ по программе «Здоровье молодежи». В качестве ответа анкетируемые должны были выбрать один из предлагаемых вариантов - «да» или «нет».
Результаты исследования показали, что возраст курильщиков значительно «помолодел». Если 5-7 лет назад первая проба сигареты была в 12-13 лет, то, по данным нашего анкетирования, сегодня это происходит в 10-11 лет. Среди восьмиклассников о курении заявили преимущественно мальчики, из числа девочек это сделали единицы. В 10 классе отмечается уже 40 % девочек в массе курящих респондентов, а к моменту окончания школы их количество практически сравнивается с количеством мальчиков: 48 %
против 52 % соответственно. К 11 классу опыт курения приобретает 58 % девочек.
Анкетирование показало, что в 8-м классе курящих больше, чем они сами о себе заявили, но они в 100 % случаев имеют слабую степень никотиновой зависимости. Помимо этого удалось выяснить, что курящие девочки скрывают наличие вредной привычки. На самом деле уже в 8 классе соотношение курящих мальчиков и девочек составляет 1,7 к 1,0 соответственно. В 9 классе отмечены курильщики как со средней степенью никотиновой зависимости (20 %), так и с высокой (7 %). Причем уровень девочек в обеих группах превосходит уровень мальчиков, что еще раз подтверждает слабую резистентность женского организма влиянию никотина.
По нашим данным, большинство 17-летних курильщиков имеют стаж курения три года и более, но никто из них не осознает сформировавшейся зависимости от никотина. Представляет интерес оценка школьниками собственной привычки к курению: 98 % молодых курильщиков считает это увлечение временным, с которым они могут расстаться в любое время. Обращает на себя внимание тот факт, что 43 % курящих уже делали попытки (от одной до трех) бросить курение, но прибегали вновь к этой привычке из-за необходимости снять напряжение и расслабиться. Даже в этих случаях подростки не осознают своей зависимости от никотина и по-прежнему считают возможным бросить эту привычку по первому своему желанию.
В 10-11 классах анкетирование дало одинаковые результаты: так, средняя степень никотиновой зависимости диагностирована у 21 % курильщиков, высокая степень - у 10 % курильщиков. Помимо этого анкетирование скорректировало пропорцию курящих мальчиков и девочек в сторону их равного соотношения уже в 10 классе. Распространенность курения среди школьников возрастает от младшего класса к выпускному, при этом мальчики начинают курить раньше девочек и среди них распространенность пристрастия к курению более выражена как на протяжении обучения, так и в среднем за все годы обучения. Кроме того, если в шестом классе (13 лет) курят вдвое больше мальчиков, то к выпуску (18 лет) разница между полами составляет всего 11 %.
Факторов, способствующих началу курения, очень много. Например, в малообеспеченных семьях курят больше, и это уже общепринятый факт. По статистике, в семьях, где курят и отец, и мать, начинают курить 80 % детей, в семьях с одним курящим родителем - 50 %, и в семьях, где родители не злоупотребляют курением, около 20 % детей втягиваются в никотиновую зависимость. Среди факторов, провоцирующих начало курения, необходимо отметить наличие больших карманных денег, доступность сигарет, любопытство. Именно у подростков 14-16 лет наиболее ярко выражена реакция группирования, которая сопровождается подражанием кумирам, стремлением продемонстрировать взрослость и независимость, а это служит объяснением наиболее частого обращения к сигарете в обществе сверстников (более 50 % опрошенных). Молодые люди также подражают своим курящим родителям, другим взрослым и сверстникам. Очень мала надежда отучить подростков от сигарет, если курят их отцы и старшие братья. Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами. Они стараются подражать взрослым и снискать одобрение ровесников.
Особый интерес представляли результаты изучения отношения школьников к курению как явлению современной жизни. 91 % некурящих и 49 % курящих школьников считают, что курить нельзя ни при каких обстоятельствах, кроме в определенных ситуациях, связанных с крайним напряжением, чтобы облегчить воздействие психогенного фактора. 34 % школьников допускают эпизодическое курение в компании, чтобы снять напряжение и усталость, однако 5,2 % курильщиков видят курение вполне нормальным явлением, которое должно присутствовать в жизни современного молодого человека. Но, что удивительно, абсолютное большинство и курящих, и некурящих подростков не хотели бы видеть своих детей с сигаретой, и только 2,7 % курильщиков считают возможным формирование данной привычки у детей, но не раньше 17-18 лет.
Об уровне знаний о вреде курения на здоровье человека 53,6 % опрошенных сообщили, что ничего не знают о вреде никотина, 12,8 % - слышали от родителей, 11,2 % -
получили сведения из средств массовой информации, 8,9 % подростков обсуждали эту проблему с друзьями, только 4,0 % учащихся были ознакомлены с влиянием никотина на организм в школе, и, наконец, 1,7 % подростков ограничили свои «знания» предупреждением на пачках сигарет.
Число курящих родственников в семье достоверно связано с курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить 17,8 % мальчиков и 10,2 % девочек; в семьях, где курят три и более родственника -
87.3 % мальчиков и 64,9 % девочек. Сходная тенденция прослеживается и в отношении продолжающих курить: в семьях, где нет курящих родственников, курит 18,2 % мальчиков и 7,3 % девочек, тогда как в семьях, где имеется три и более курящих родственника -
82.4 % мальчиков и 59,5 % девочек. Полученные результаты позволили нам предположить, что большая часть курильщиков приобщилась к этой привычке из-за отсутствия грамотной первичной профилактики. Большинство из них имеют еще неосознанное, несозревшее, но уже отрицательное отношение к курению, которое формируется на собственном опыте. 29 % родителей учеников средней школы знают о курении своих детей, однако не могут найти эффективного подхода к решению этой проблемы. Большинство родителей считают необходимым профессиональную помощь по профилактике курения. Они полагают, что раннее курение детей является следствием неэффективности профилактики, которая даст результаты только в школе, полностью отрицая собственный пример в формировании образа жизни своих детей. Низкая эффективность профилактики табакокурения связана с недостаточной осознанностью взрослыми последствий этой вредной зависимости, а следовательно, и необходимости проведения регулярной профилактической работы среди детей как в семье, так и в стенах школы.
Отсутствие должной первичной профилактики привело к тому, что ни один из подростков не задумывался о возможности формирования у них никотиновой зависимости. По нашим данным, 44 % школьников иначе относилось бы к курению при наличии этих знаний, а 87 % опрошенных считают необходимым систематическое проведение антикурительной пропаганды в школе. Более того,
92 % курящих и некурящих подростков видят необходимость борьбы с курением в рамках школы.
Мотивация к занятиям физической культуры школьников рассматривается как компонент профилактики табакокурения. Определение мотивационных приоритетов и интересов школьников 8-11-х классов к занятиям физической культурой даст возможность определить стимулы, способствующие их формированию.
Результаты исследования показывают, что во всех классах более 50 % школьники не занимаются спортом или физкультурнооздоровительными занятиями во внеурочное время. Подавляющее большинство опрошенных из числа тех, кто не занимается спортом во внеурочное время, хотели бы им заниматься (8 классы - 59,0 %, 9 классы - 58,9 %, 10 классы - 44,8 % и 11 классы - 46,7 %). В то же время спектр видов спорта, которым хотели бы заниматься школьницы - достаточно широк. Можно отметить устойчивую тенденцию в желании заниматься легкой атлетикой и шейпингом учениц всех исследуемых классов (8 классы - 39,4 % и 46,5 %,
9 классы - 33,3 % и 43,5 %, 10 классы - 25,8 % и 50 %, 11 классы - 17,76 % и 40,19 % соответственно). Побуждают заниматься спортом девушек старших классов совершенно разные причины. Показательно то, что подавляющее большинство школьниц основными целями в занятиях физическими упражнениями видят совершенствование форм тела и улучшение состояния здоровья. Результаты анализа причин, которые мешают заниматься спортом или физической культурой, девушки называют главной - недостаток времени (8 классы - 54,3 %, 9 классы - 58,9 %,
10 классы - 72,4 % и 11 классы - 72,9 %). Анализ результатов позволяет сделать вывод, что общение с друзьями, просмотр телепередач и чтение литературы являются более любимым занятием, чем занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, результаты анкетирования позволили выявить достаточно высокий интерес к проблеме курения у подростков 8-11-х классов. В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяционный подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так
ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ. В сложившейся ситуации деятельность по сохранению и укреплению здоровья подростков должна рассматриваться как условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. В этом контексте необходимо решить вопрос и с рекламой табачных изделий. Обратите внимание на некоторые из них: «Живи со вкусом»; «Останови мгновение... почувствуй Швецию»; «20 новых причин для удовольствия»; «Жизнь в стиле совершенства»; «Шаг в будущее»; «Навстречу приключениям»; «Вкус, объединяющий весь мир» и т. д.
Главный вывод, к которому пришла мировая научная мысль в отношении проблемы подросткового курения это: «Для того чтобы снизить уровень курения среди подростков, нужно снизить уровень курения среди взрослых». Для подрастающего поколения Здоровье должно стать высшей ценностью и модой Жизни. Стало быть, настало время, когда каждый гражданин страны, кому не безразлична судьба своих детей, должен своим собственным примером показать свое негативное отношение к табаку. Не пора ли переходить от слов к делу?
1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопр. психологии. М., 1999. № 4. С. 35-42.
2. Давыденко Л.А. Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 15-17 мая 2006 г. М., 2006. С. 45-46.
3. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002.
4. Журавлева М. С., Сетко Н.П. Распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. 15-17 мая 2006 г. М., 2006. С. 53-54.
5. Застенская И.А, ЛазарчикЖ.Г., Фарино Н.Ф. К проблеме табакокурения среди подростков // Профессиональное гигиеническое обучение.
Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 15-17 мая 2006 г. М., 2006. С. 54-55.
6. Котова М.Б., Александров А.А., Розанов В.Б. Профилактика курения у подростков // Вопр. психологии. 2008. № 2. С. 55-60.
7. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А.В. Курящие подростки как медико-социальная проблема // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям: материалы Х Съезда педиатров России. 8-10 февр. М., 2005. С. 611
8. Принципы создания программы профилактики курения в школе / Касаткин В.Н. [и др.] // Вестн. образования. 2001. № 13. С. 57-71.
9. Здоровье и поведение российских школьников. 0тчет-2003: Национальные и региональные особенности / Комков А.Г. и [др.]. СПб., 2004.
10. Левшин В.Ф. Помощь при табакокурении в практ. здравоохранении. М., 1998.
11. Курение и высшая психическая деятельность подростков / Надеждин Д.С. [и др.] // Современные проблемы профилактической педиатрии: материалы VIII Конгресса педиатров России. 18-21 февр. М., 2003.
12. Оганов Р.Г. Здоровый образ жизни и здоровье населения России // Вестн. Российской академии мед. наук. 2001. № 8. С. 14-17.
13. Профилактическая программа «Некурящее поколение» как мера первичной профилактики табакокурения среди школьной популяции. X конгресс педиатров, 7-9 февр. 2006 г. / Савина Н.В. [и др.] // Вопр. современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. С. 507-508.
14. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А . В. Причины курения и некурения подростков и технология формирования здорового образа жизни // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 15-17 мая 2006 г. М., 2006. С. 87.
15. Формирование здорового образа жизни российских подростков / под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. М., 2002.
16. Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Новиков К.Ю. Практическое руководство по лечению табачной зависимости. М., 2001.
Поступила в редакцию 10.07.2009 г.
Dutov S.Yu., Osmanov A.M. Smoking as the bad habit and its preventive maintenance by means of physical training. Struggle against smoking at young age is a making part of struggle for a healthy way of life as smoking is a serious risk factor of many chronic non-infectional diseases
at mature age. High prevalence of smoking among children and teenagers demands working out and introduction of the preventive programs directed on struggle against smoking.
Key words: public health; schoolboys; smoking; physical training; preventive maintenance.
УДК 15
ЗДОРОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© Л.В. Сорокина
В статье показано, что здоровье для подростков представляется системным понятием, включающим физический, психологический, социальный и другие компоненты. Выявлена значимость понятия здоровья у подростков в зависимости от их образа жизни. Показана зависимость между образом жизни и индивидуально-психологическими особенностями.
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; индивидуальные особенности; функциональные возможности организма.
Кардинальный пересмотр взглядов на собственное здоровье, наметившийся в настоящее время в современном обществе, приводит к изменениям понимания сущности здоровья. Сегодня здоровье начинает восприниматься как одна из главных общечеловеческих ценностей. Состояние здоровья населения является важнейшим показателем благополучия общества и определяет направления его развития. При этом одной из приоритетных задач современного российского общества является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В связи с этим в нашей стране разработан ряд федеральных целевых программ: «Здоровое поколение», «Здоровье детей подросткового возраста», «Формирование здорового образа
жизни» и др. Реализация данных программ предполагает переориентировать молодое поколение на активное и ответственное отношение к собственному здоровью за счет повышения культуры здоровья, формирования положительной мотивации на ведение здорового образа жизни и просвещения относительно различных способов оздоровления.
На сегодняшний день нет единого общепринятого определения здоровья и здорового образа жизни. Сложность заключается в необходимости использования системного подхода к этим понятиям. Согласно данному подходу человек предстает как сложная живая система, нормальная жизнедеятельность которой обеспечивается на взаимосвязанных между собой биологическом, психологическом и социальном уровнях функционирова-
ния. На биологическом уровне здоровье связывают с отсутствием болезни, а также относительной устойчивостью всех жизненно важных функций и адаптацией [1, 2]. Вопросы здоровья на психологическом уровне рассматриваются в личностном контексте, т. е. способности личности к своему постоянному развитию [3]. На социальном уровне под здоровьем понимают способность к полноценному выполнению основных социальных функций [4].
Продолжая традиции отечественной гуманистической психологии и педагогики (И.Н. Ананьев, Д.В. Колесов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский), представители современного здоровьесберегающего научного направления (Г.Л. Апанасенко, В.П. Казначеев, Г.А. Кураев, С.К. Сергеев) главным считают разностороннее совершенствование человека в гармоничном балансе души и тела, т. е. сохранение, укрепление и развитие духовной, психической и соматической составляющей здоровья [5-7]. В связи с этим очевидна необходимость включения в понятие «здоровье» следующих компонентов:
- когнитивного, характеризующего знания человека о своем здоровье и основных факторах, оказывающих на него воздействие;
- эмоционального, отражающего переживания и чувства, связанные с состоянием здоровья и особенностями эмоционального статуса;
- мотивационно-поведенческого, определяющего место здоровья в индивидуаль-