циации задач и средств. Предлагаемая оценка физической подготовленности впервые в физкультурном образовании школьников предполагает одновременный учет максимальных показателей и показателей прироста результатов. В 2002-2006 гг. были проведены исследования А.М. Пятахина, который, используя технологию, предложенную В.А. Богдановой, доказал положительное значение дифференциального обучения для повышения оздоровительной направленности физического воспитания для младших школьников.
Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить пять аспектов при построении системы дифференцированного образования в нашей стране:
1) особенности распределения учащихся на группы разной подготовленности;
2) подходы к дифференциации нагрузки для групп учащихся разной подготовленности;
3) выбор учителем форм организации учащихся на уроке в условиях дифференциации;
4) дифференциация и индивидуализация заданий с помощью учебных карточек;
5) поиск эффективных способов контроля и оценки деятельности занимающихся.
Дифференцированный подход является эффективной формой организации физкультурного образования школьников. При этом современные негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения позволяют использовать дифференцированный подход с целью повышения оздоровительной направленности физического воспитания.
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М., 1985. С. 192.
2. Бутин И.М. // Физ. культура в школе. 1991. № 11. С. 12.
3. Богданов Г.П. // Физ. культура в школе. 1981. № 11. С. 32.
4. Крылова Л.М. // Физ. культура в школе. 1986. № 1. С. 13.
5. Богословский В.П., Мейксон Г. Б. // Физ. культура в школе. 1984. № 7. С. 39-43.
6. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И, Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: пособие для учителя. М., 1997.
7. Дьяченко О.В. // Физ. культура в школе. 1983. № 2. С. 19-22.
Поступила в редакцию 9.04.2007 г.
ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Э.М. Османов, С.Ю. Дутов
Osmanov E.M., Dutov S.Y. Prophylaxis of schoolchildren smoking as a pedagogical problem. Smoking as one of the most widely spread habits among schoolchildren makes a negative contribution into the formation of somatic and mental health. Therefore, the problem of smoking distribution among teenagers maintains its urgency.
Охрана общественного здоровья является одной из приоритетных задач социальной политики государства в период проведения социально-экономических реформ, а здоровье населения определяется как показатель социального благополучия, нормального экономического функционирования общества и как основа национальной безопасности страны (О.П. Щепин, В.Б. Филатов, И.Э. Чудинова и др.; П.А. Шапиро, Т.А. Петриченко; Т.Ю. Пьянкова, Ю.Л. Шевченко, Л.А. Гридин).
Статистические данные свидетельствуют о том, что в структуре заболеваемости, ранней инвалидности и преждевременной смертности населения России основное место занимают неинфекционные заболевания -96 % против 4 %, приходящихся на долю инфекционных болезней (Р.А. Хальфин,
В.Г. Оганов, К.Д. Данишевский, А.В. Бобрик). К числу социально-значимых неинфекционных заболеваний относятся сердечнососудистые, онкологические, нервно-психи-
ческие, болезни органов дыхания, травмы, рост числа которых во многом зависит от образа жизни, факторов риска и вредных привычек, таких, как низкая двигательная активность, нерациональное питание, курение, а также употребление алкоголя и наркотиков (Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова, Г.Ю. Евстифеева, С.Е. Лебедькова, Н.И. Че-хонадская и др.).
Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики. Курение среди молодежи является современным своеобразным стилем поведения как среди юношей, так и среди девушек.
Этот массовый порок справедливо называют болезнью цивилизации, приобретшей сейчас не только медицинский, но и социальный характер, который сопровождается широким спектром отрицательных медикосоциальных и медико-биологических последствий. Сегодня во многих странах курит более трети мужского населения в возрасте старше 15 лет и около четверти женского. В последнее десятилетие курят все больше и больше юношей и девушек [1-3].
Курение является социальной проблемой как для курящих, так и для некурящих членов общества: для первых проблему представляет отказаться от курения, для вторых -избежать влияния курильщиков и не «заразиться» их привычкой, а также оградить себя от пассивного курения, также наносящего урон здоровью, как и непосредственное вдыхание табачного дыма (Е.С. Скворцова, С.И. Рябов).
В настоящее время во всем мире насчитывается 1,1 млрд курильщиков - это 1/3 всего взрослого (старше 15 лет) населения. При сохранении нынешней динамики курения к 2020-2030 гг., как считает ВОЗ, табак будет причиной 10 млн случаев смерти каждый год.
Начало XXI в. в России характеризуется высоким уровнем потребления психоактив-
ных веществ (алкоголя, табачных изделий, наркотиков) среди детей и подростков.
Россия опережает все страны мира по темпам роста уровня табакокурения среди подросткового населения. Дети начинают курить уже в 10-11 лет. В настоящее время массовое потребление табачных изделий все больше смещается с возрастной группы в 17-18 лет, к возрастной группе в 12-14 лет.
Поэтому проблема распространения табакокурения среди подростков, обучающихся в школе, приобретает особую остроту, что вызвано значительным ухудшением здоровья подрастающего поколения. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков старшего возраста (15-18 лет) не превышает 2-9 % [1, 4, 5]. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24-36 %, ас хроническими заболеваниями - 55,4-73,4 %.
Что же способствует распространению курения? Прежде всего это пример родителей и других взрослых.
Распространению курения способствует и снисходительное к нему отношение окружающих, в том числе и тех, кто против своей воли оказывается в положении «пассивных курильщиков» и страдает от этого. У нас нет обычая, согласно которому курящий обязан был бы учитывать положение некурящих, и в результате не некурящие навязывают свою волю курящим, что было бы справедливо, учитывая общепризнанный вред курения, а, наоборот, курящие ставят в безвыходное положение некурящих, заставляя их терпеть табачный дым, между тем, как справедливо подчеркивает И.Н. Пятницкая, «чем снисходительнее относится общество к злоупотреблению, тем меньше индивидууму нужно предпосылок, чтобы начать злоупотребление».
Распространению курения среди молодого поколения способствует и доступность табачных изделий, наличие своеобразной солидарности курильщиков: если мальчику и откажут продать сигареты в табачном киоске, то почти каждый курящий взрослый дядя поможет их ему приобрести. Наконец, распространению курения способствует неосознанная, но достаточно эффективная реклама табака и табачных изделий, которая, заме-
тим, во многом (к сожалению) отвечает требованиям воспитательного процесса: ненавязчиво, в связи с повседневной жизнью, с различными реальными ситуациями, на примере действий героев и «кинозвезд» она вырабатывает положительную мотивацию по отношению к курению. В результате молодежь оказывается недостаточно устойчива к психологическому давлению, которое курящие оказывают на некурящих. Нередко предметы, связанные с курением, используют многие фотографы и художники при создании своих произведений.
Острота и сложность проблемы табакокурения среди детей и подростков обусловлены единством, т. е. сплоченностью, разноуровневой иерархичностью субъективных свойств ребенка и объективных причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продукта социальных отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией, которая, как пишет С.Л. Рубинштейн, «заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему.
Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или просто приспособление к ним [6].
Таким образом, влечение, непреодолимое желание курить в детском возрасте особенно опасно разрушением внутреннего психического стержня самоопределения и регуляции поведения.
Новейшие исследования психологов (В.Г. Асеев) все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности, необхо-
димости и возможности реализации действий. Только при достаточно высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров обеспечивается непреодолимость стремлений человека.
Между тем, по мнению ученых, для борьбы с распространением «эпидемии» курения, ежегодно уносящей жизни 400 тыс. россиян, главные усилия должны быть направлены на профилактику пагубной привычки среди детей и молодежи. Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. По словам А.А. Александрова, из 40 млн отечественных курильщиков 80 % мужчин и 50 % женщин начали курить в школьном возрасте.
Для изучения этой проблемы нами было проведено анонимное анкетирование учащихся двух школ г. Тамбова. В анкетировании приняло участие 210 школьников разных возрастных групп: 8-11-х классов. Для выяснения степени никотиновой зависимости курящих школьников мы использовали широко употребляемый за рубежом тест Фагерстре-ма, что позволило нам получить не только более точные данные, но и сведения, стандартизированные по мировым стандартам.
Результаты исследования показали, что возраст курильщиков значительно «помолодел». Если 5-7 лет назад первая проба сигареты была в 12-13 лет [1, 2], то по данным нашего анкетирования сегодня это происходит в 10-11 лет. Среди восьмиклассников о курении заявили преимущественно мальчики, из числа девочек это сделали единицы. В 10 классе отмечается уже 40 % девочек в массе курящих респондентов, а к моменту окончания школы их количество практически сравнивается с количеством мальчиков: 48 % против 52 % соответственно. К 11 классу опыт курения приобретает 58 % девочек.
Тест показал, что в 8 классе курящих больше, чем они сами о себе заявили, но они в 100 % случаев имеют слабую степень никотиновой зависимости. Помимо этого удалось выяснить, что курящие девочки скрывают наличие вредной привычки. На самом
деле уже в 8 классе соотношение курящих мальчиков и девочек составляет 1,7 к 1,0 соответственно. В 9 классе отмечены курильщики как со средней степенью никотиновой зависимости (20 %), так и с высокой (7 %). Причем уровень девочек в обеих группах превосходит уровень мальчиков, что еще раз подтверждает слабую резистентность женского организма влиянию никотина.
По нашим данным, большинство 17-летних курильщиков имеют стаж курения три года и более, но никто из них не осознает сформировавшейся зависимости от никотина. Представляет интерес оценка школьниками собственной привычки к курению: 98 % молодых курильщиков считают это увлечение временным, с которым они могут расстаться в любое время. Обращает на себя внимание тот факт, что 43 % курящих уже делали попытки (от одной до трех) бросить курение, но прибегали вновь к этой привычке из-за необходимости снять напряжение и расслабиться. Даже в этих случаях подростки не осознают своей зависимости от никотина и по-прежнему считают возможным бросить эту привычку по первому своему желанию.
В 10-11 классах тест дал одинаковые результаты: так средняя степень никотиновой зависимости диагностирована у 21 % курильщиков, высокая степень - у 10 % курильщиков. Помимо этого тест скорректировал пропорцию курящих мальчиков и девочек в сторону их равного соотношения уже в 10 классе.
Именно у подростков 14-16 лет наиболее ярко выражена реакция группирования, которая сопровождается подражанием кумирам, стремлением продемонстрировать взрослость и независимость, а это служит объяснением наиболее частого обращения к сигарете в обществе сверстников (более 50 % опрошенных).
Полученные результаты позволили нам предположить, что большая часть курильщиков приобщилась к этой привычке из-за отсутствия грамотной первичной профилактики. Большинство из них имеют еще неосознанное, несозревшее, но уже отрицательное отношение к курению, которое формируется на собственном опыте.
Отсутствие должной первичной профилактики привело к тому, что ни один из подростков не задумывался о возможности фор-
мирования у них никотиновой зависимости. По нашим данным, 44 % школьников иначе относилось бы к курению при наличии этих знаний, а 87 % опрошенных считают необходимым систематическое проведение антикурительной пропаганды в школе. Более того, 92 % курящих и некурящих подростков видят необходимость борьбы с курением в рамках школы.
Таким образом, результаты анкетирования позволили выявить достаточно высокий интерес к проблеме курения у подростков 8-11-х классов.
Профилактика отклоняющегося поведения, в частности борьба с вредными привычками школьника, - совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о медицинских, психологических и педагогических методах коррекции отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает им соответствующие рекомендации. При общении с табакокурящими школьниками педагог устанавливает контакт с школьником, должен выяснить, насколько далеко зашло его увлечение табакокурением.
Имея четкое представление о личности ученика, учитель может воздействовать на его психическое состояние, используя различные приемы активизации сознания. К таким приемам относится прежде всего разъяснение. Цель разъяснения - формирование правильного поведения школьника, адекватной самооценки и взаимоотношений в учебном коллективе, обучение детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению. Задачи разъяснения определяются конкретным случаем отклоняющегося поведения, методика ничем не отличается от общепринятых методов разъяснения и убеждения.
Лучшими средствами борьбы с этими вредными привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.
Учитывая, что табакокурение несовершеннолетних приняло в стране в последние годы массовый характер, проблема его предупреждения должна стать в Российской Фе-
дерации одной из важных государственных приоритетов. Ее решение требует совместных усилий различных государственных и общественных организаций, социологов, социальных психологов, медиков, педагогов, работников правоохранительных органов и органов социальной защиты, общественности.
1. Александров А.А., Александрова В.Ю., Кетова М.Б. // Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: материалы конф., по-свящ. Всемирному дню без табачного дыма.
Москва, 7-8 июня 2001 г. М., 2001.
С. 27-28.
2. Гаткин Е. // ОБЖ. 1999. № 2. С. 54-56.
3. Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье - выбирайте сами. Смоленск, 2001.
4. Жизнь без вредных привычек / авт.-сост.: В.Н. Швецова, П.П. Миненко; под общ. ред. Л.И. Мироновой. Хабаровск, 2003.
5. Касаткин В.Н. и др. // Вестн. образования. 2001. № 13. С. 57-71.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 382.
Поступила в редакцию 11.05.2007 г.