ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
А.В. Малько, И.Н. Коновалов, К.Е. Игнатенкова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*
Статья посвящена анализу наиболее важных правовых и социально-психологических аспектов незаконного оборота наркотиков в современной России на уровне региона.
Ключевые слова: антинаркотическая политика, незаконный оборот наркотиков, группа риска, потребители наркотиков, профилактика наркомании, антинаркотическое законодательство, регион.
A.V. Malko, I.N. Konovalov, K.E. Ignatenkova
REGIONAL ASPECTS OF ANTIDRUG POLICY IN MODERN RUSSIA
The article is devoted to the analysis of the most important legal and social-psychological aspects of illegal turnover of drugs in modern Russia on regional level.
Key words: antidrug policy, illegal turnover of drugs, risk group, drugs users, prevention of drug addiction, antidrug legislation, region.
Анализ криминогенной ситуации в стране свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы, связанной с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Сегодня в России фактически нет ни одного населенного пункта, где бы не проживали лица, имеющие опыт немедицинского употребления наркотических средств. И если ранее такие тенденции прослеживались в большей степени в городской среде, то сейчас происходит активная наркотизация и сельской местности.
По оценкам экспертов, несмотря на принимаемые меры, незаконный оборот наркотиков и их употребление в стране в ближайшие годы сохранит динамику роста, а наркоситуация будет определяться рядом факторов, среди которых можно отметить повышение спроса на наркотики, увеличение числа лиц, имею-
© Малько Александр Васильевич, 2012
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН; e-mail: [email protected]
© Коновалов Иван Николаевич, 2012
Доктор исторических наук, профессор, декан гуманитарного факультета (Саратовская государственная юридическая академия), председатель межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами при Совете ректоров вузов Саратовской области; e-mail: [email protected]
© Игнатенкова Ксения Евгеньевна, 2012
Кандидат юридических наук, ученый секретарь Саратовского филиала Института государства и права РАН; e-mail: [email protected]
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Антинаркотическая политика в современной России: цели, средства, результаты», № 11-03-00209а.
щих наркотическую зависимость, а также связанные с ней сопутствующие заболевания, возрастающее влияние наркомании на рост преступности, состояние общественного порядка, экономику страны.
На этом фоне ускоренными темпами происходит наркотизация в молодежной и подростковой среде. За последние 10 лет, согласно нашим исследованиям, количество больных наркоманией в этих возрастных категориях увеличилось в стране в 14,8 раза. Уровень наркотической зависимости среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Подростки и молодежь составляют 76 % от числа всех потребителей наркотических средств.
В такой ситуации повышается ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и подростками — учителей, школьных психологов, социальных педагогов, которые нуждаются в выработке новых подходов к взаимодействию со своими подопечными. В связи с этим остается актуальным проведение комплексных исследований, направленных на выявление, диагностику и профилактику наркомании в подростковой среде, объединяющих усилия специалистов различного профиля.
В этой связи участниками Проекта «Молодежь и наркотики» в 2010-2011 гг. было проведено социологическое исследование уровня наркотизации молодежи Саратова и области. В качестве метода исследования был избран анонимный анкетный опрос с различной степенью формализации. Для опроса респондентов использовалась анкета, состоящая из 25 вопросов. Анкетный опрос проводился специально подготовленными группами интервьюеров в районах г. Саратова, крупных районных центрах городского и сельского типа. Для обработки было получено около 7000 анкет, часть из которых не прошли отбраковку и оказались испорченными. Для окончательного отчета использовались данные, полученные от 6529 респондентов. К участию в опросе привлекались представители различных социальных групп молодежи, обучающиеся в 9-11 классах школ, гимназий, лицеев. Основные цели исследования сводились к следующему:
изучение отношения учащихся к проблемам, связанным с употреблением наркотиков;
выявление факторов, влияющих на формирование отношения к проблеме употребления психоактивных веществ, а также определение групп риска;
поиск путей изменения отношения к проблеме употребления психоактивных веществ и способов формирования мотивации на отказ от употребления наркотиков.
В соответствии с целями исследования были выделены три основные группы задач.
Группа информационно-статистических задач предусматривала определение социально-демографических характеристик респондентов, анализ уровня наркотизации, а также степени злоупотребления алкогольными напитками и табакокурением в подростковой среде, мониторинг степени доступности и возможности приобретения наркотических средств.
Группа задач, связанных с выявлением отношения школьников к проблеме наркомании и факторов, позволяющих изменять это отношение, предполагала анализ причин наркотизации подростков (влияние семьи, социальных стереотипов, системы образования, средств массовой информации, правоохранительной профилактической системы, наличие у подростков прочих вредных привычек), выявление и анализ степени информированности молодежи о проблеме наркомании путем получения информации о ее достоверности, определение и изучение факторов и условий, позволяющих изменить отношение к проблеме наркомании в молодежной среде.
Группа задач, направленных на выработку стратегии построения системы мер антинаркотической направленности, предусматривала анализ степени личной потребности и заинтересованности подростков в контакте и помощи служб, занимающихся вопросами профилактики наркозависимости, выделение типических молодежных групп по степени вовлеченности в процесс наркотизации.
В исследовании анализируется состояние наркоситуации в г.Саратове и Саратовской области.
Исходя из половозрастного критерия 55 % респондентов составили девушки; 42 % — юноши. Возраст участников опроса колеблется в интервале от 14 до 19 лет. Результаты анкетирования подтверждают актуальность проблемы наркомании в подростковой среде. Так, более половины опрошенных считают употребление наркотиков одной из наиболее острых проблем, существующих в молодежном сообществе. И только 29 % респондентов определили свое отношение к данной проблеме как «безразличное».
На вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию по данной проблеме?» исследовательской группой были получены следующие сведения. По сравнению с результатами социологического исследования 2003 г.1, информированность школьников по проблеме наркомании через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты), школьных педагогов и психологов возросла соответственно на 16 и 20 %. Таким образом, можно наблюдать некоторую тенденцию роста интенсивности работы СМИ и средних учебных заведений по профилактике наркомании. Это свидетельствует о том, что проблематика наркотической зависимости подростков и ее профилактика приобретают в России все более открытый и публичный характер. ш
По мнению 64 % участников опроса, наркоманом может считаться только тот, н кто постоянно употребляет наркотики, т. е. имеет от них физическую зависи- С мость. Разовое употребление наркотических средств, а также употребление т.н. | «легких» наркотиков, по мнению опрошенных, не делает человека наркоманом. к
25 % респондентов называют «наркоманом» субъект, который курит «травку», г
о
принимает таблетки и лишь иногда употребляет наркотики. Таким образом, в уд
подростковой среде встречаются случаи ложного представления об условиях воз- т
никновения и степени опасности наркотической зависимости. Это обусловливает н
зачастую беззаботное, беспечное отношение подростков к данной проблематике. |
Среди молодых людей доминирует заблуждение, что человек, «балующийся |
легкими наркотиками», сможет в любой момент отказаться от их употребления с
и без труда стать полноценным субъектом социума. I
Работа исследовательской группы по выявлению респондентов, имеющих опыт |
употребления наркотиков, показала, что 148 опрошенных школьников (4,2 % от |
общего количества) употребляли наркотические вещества. Из этого числа 3 % •
школьников пробовали наркотики 1-2 раза, 1 % продолжают изредка их упо- (
треблять. 1,3 % подростков отказались отвечать на вопрос: «Была ли в Вашей ~
жизни ситуация, когда Вы пробовали наркотики?». 22
С целью территориальной детализации наркоситуации в Саратовской области исследовательской группой был проведен ряд корреляций. Так, распределение лиц, имеющих опыт употребления наркотических средств, по районам г. Саратова свидетельствует о том, что в Ленинском районе этот показатель (9,4 %) значительно превышает общую статистику. Обращает на себя внимание также
положение в Октябрьском (5,1 %) и Заводском (4 %) районах. 161
Распределение показателей по крупным городам области свидетельствует, что, как и по данным исследования 2003 г.2, в 2011 г. более напряженная наркоситуация, по сравнению с другими обследованными районами области, сохраняется в г.Саратове и г.Балаково, причем 0,4 % балаковских респондентов стали употреблять наркотики постоянно.
Среди прочих обследованных муниципальных образований Саратовской области обращает на себя внимание ситуация в г. Петровске (8,8 %), п. Лысые горы (6,7 %), п. Екатериновка (6,3 %), г. Вольске (6,3 %).
Для получения более точной картины респонденты в соответствии с опытом употребления наркотических веществ были распределены по полу и классам обучения. Согласно полученным данным, количество юношей, пробовавших наркотики, превышает количество девушек в 2 раза. При этом, если в 2001 г. соотношение между мужским и женским полом составляло 3:13, то в 2011 г. увеличилось число девушек, впервые попробовавших наркотики (2:1).
Распределение по классам позволило исследовательской группе сделать вывод о том, что с увеличением возраста сокращается количество старшеклассников, не имеющих опыта обращения к наркотикам. В связи с данным обстоятельством рекомендуется начинать проведение мероприятий по профилактике наркомании с младшей школы, уделяя при этом особое внимание учащимся старших классов, где профилактическая работа должна приобрести непрерывный, системный характер.
На вопрос «Есть ли у Вас друзья, употребляющие наркотики?» 8 % опрошенных дали утвердительный ответ. При этом 5 % уклонились от ответа, что также позволило исследовательской группе отнести их к числу лиц, имеющих в 2 кругу своих знакомых наркоманов. Аналогичные показатели были получены по ? вопросу «Приходилось ли Вам присутствовать при употреблении наркотиков?». 8 Приобретение наркотических средств чаще всего возможно там, где молодые
| люди проводят свой досуг. Так, по мнению опрошенных, легче всего можно при-
1 обрести наркотики в клубах и на дискотеках. Также без особого труда, полага-| ют респонденты, приобретение наркотических средств возможно через мелких
го
| наркодилеров и знакомых.
| Учитывая тот факт, что согласно полученным данным 40 % респондентов
| большую часть свободного времени проводят на улице в компании друзей и
2 знакомых, а 16 % — на дискотеках и в клубах, можно прийти к заключению, ° что в группу риска попадают в целом более половины подростков. В связи с этим ж необходимо рекомендовать не ограничивать проведение профилактических ме-| роприятий только школой, а активизировать их и в местах проведения досуга, I т. е. на дискотеках, в клубах. Культурно-развлекательную программу можно 1 насыщать различным содержанием, в т. ч. антинаркотической, антиалкоголь-
0
° ной и антитабачной направленности. В этом случае даже дискотека может стать
(Го
¿5 эффективной формой профилактической работы. С ее помощью можно наглядно
1 продемонстрировать преимущества трезвого, здорового и интересного досуга.
| Приобщение к наркотикам происходит посредством различных факторов как
личностных, так и социальных. Многие подростки, желая самоутвердиться, достигнуть самостоятельности от родителей, ищут способы удовлетворения своих психо-эмоциональных потребностей в т. ч. и через приобщение к вредным антисоциальным привычкам (курение, употребление спиртных напитков). С учетом данного аспекта в анкете был сформулирован блок вопросов, касающих-162 ся непосредственно табакокурения и употребления алкоголя. Так, на вопрос
«Вы курите?» 15 % респондентов ответили «да». Около 80 % опрошенных дали отрицательный ответ. Не исключено, что полученные показатели несколько занижены. Это можно объяснить неискренностью респондентов, связанной в т. ч. и с угрозой штрафа в отношении родителей курильщика. Тем более, практика показывает, что политика административных наказаний за курение на территории учебного заведения стала активно применяться в нашей области.
Корреляция по половому критерию позволяет констатировать, что среди курильщиков юношей больше, чем девушек почти в 2 раза. Однако обращает на себя внимание тенденция к увеличению количества злоупотребляющих курением среди представительниц женского пола (11 %).
Распределение данных по классам выявляет следующую закономерность: с увеличением возраста процент курящих возрастает. Так, процентные соотношения составили: 12 % (9 класс); 15 % (10 класс); 16 % (11 класс).
С целью определения возрастной планки приобщения подростков к курению респондентам был задан вопрос: «В каком возрасте Вы начали курить?». В итоге был выявлен средневозрастной индекс, который колеблется от 13 до 16 лет.
Актуален вопрос и об отношении респондентов к проблеме употребления алкоголя в молодежной среде. Согласно полученным данным, 40 % участников опроса не употребляют спиртные напитки. Около 60 % школьников признались, что позволяют себе слабоалкогольные и среднеалкогольные напитки. Таким образом, алкоголизация в школьной среде находится на достаточно высоком уровне. Фактически каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки, включая пиво.
Идентична ситуация с учетом возрастной корреляции и с табакокурением: чем выше возраст, тем меньше выявлено респондентов, не употребляющих табак.
Возраст приобщения подростков к алкоголю, по данным опроса, составляет в среднем 13-15 лет. Однако при сравнении аналогичных показателей в городской и сельской местности, наблюдается тенденция к снижению потребительского возраста до 10-12 лет в районах области.
По данным опроса, чаще всего спиртные напитки употребляются с друзьями (43 %), в кругу семьи (18 %), на молодежных «тусовках» (11 %). Интересен тот факт, что свои действия многие из опрошенных оправдывают тем, что «выпивают исключительно по праздникам». Таким образом, имеет место устойчивая мотивация молодых людей к употреблению спиртных напитков.
Для выявления группы факторов, связанных с личностными особенностями подростков, имеющих девиантные привычки, из общего массива полученной информации были выделены показатели (в сравнении), касающиеся исследуемой группы риска (лица, имеющие опыт употребления наркотиков, курящие, употребляющие алкоголь).
Для большинства участников опроса, которых можно условно отнести к категории «благополучные», наиболее значимыми ценностями являются семья, получение образования, профессионализм, здоровье. Среди ответов на вопрос «Каковы Ваши жизненные цели и планы на будущее?» преимущественное положение заняли ответы «учиться, получить образование» (90 %), «найти хорошую работу» (68,6 %). Подростков из группы риска вопросы учебы, получения образования интересуют в меньшей степени. Как показала корреляция с т.н. «благополучными» сверстниками, успеваемость респондентов проблемной группы существенно ниже.
Для подростков, входящих в группу риска, характерно доминирование таких ценностей как деньги, развлечения, получение острых ощущений (экстрим), стремление достичь независимости от родителей.
Стремительный рост уровня табакокурения, алкоголизации и наркотизации учащихся школ Саратовской области требует проведения продуманной антинаркотической политики, разработки комплексной программы профилактики. Одной из ключевых задач, стоящих сегодня не только перед правоохранительными органами, но и перед всей системой образования, является снижение количества школьников, подверженных вредным привычкам вообще и принимающих наркотики в частности. Исследовательской группой с целью определения степени эффективности применяемых в средних общеобразовательных учреждениях профилактических мер по предотвращению наркотизма был сформулирован блок вопросов, в которых респондентам предлагалось, во-первых, охарактеризовать свои взаимоотношения с окружающими (родители, друзья, знакомые, представители социальной и правоохранительной сфер и т. д.) и, во-вторых, дать оценку мероприятиям по профилактике наркомании в своей школе. В соответствии с полученными данными можно сделать следующие выводы.
Семья как наиболее близкое окружение подростка служит для него основным источником продуцирования модели социального поведения. Согласно результатам проведенного исследования, у 31 % «благополучных» респондентов сложились дружеские, доверительные отношения с родителями. 65 % опрошенных в целом оценивают свои взаимоотношения как вполне нормальные. Весьма показательным является то обстоятельство, что, в случае возникновения в жизни 12 подростков конфликтной ситуации, 70 % из них обратятся за помощью именно к ? родителям. Таким образом, предполагается проведение активной разъяснитель-8 ной работы об опасности употребления наркотиков, а также вредных привычек | (употребление алкоголя, табакокурение) не только среди школьников, но и среди I родителей, других членов семьи подростка. Так как фактор личного примера | все же остается доминирующим, то работа в данном направлении существенно
го
| осложняется наличием вредных пристрастий у самих родителей.
§ Взаимоотношения подростков группы риска и их родителей складываются
| несколько иным образом. Распределение данных среди респондентов, ответив-
§■ ших на вопрос «Как Вы оцениваете свои отношения с родителями?» «живу сам
° по себе, их мнение меня не интересует», выявляет следующее. Среди категории
« подростков, которые не подвергаются контролю со стороны родителей, почти
| 20 % употребляют крепкие спиртные напитки. Опыт обращения к наркотиче-
е ским средствам имеет каждый десятый из обследованной группы риска.
1 Обращает на себя внимание и социальная среда, в которой «неблагополуч-
0
° ный» подросток проводит свой досуг. Согласно полученным данным, почти 60 %
(ТО
¿5 респондентов из группы риска проводят большую часть свободного времени либо
1 с компанией во дворе, либо в клубах и на дискотеках.
| Изучение социальной среды старшеклассников показало, что наиболее зна-
чимыми среди подростков ценностями, помимо семьи, являются образование, профессионализм и здоровье. В индивидуальную систему ценностей участников опроса наркотики не входят, однако некоторые респонденты допускают возможность их употребления при определенных обстоятельствах. Друзья традиционно занимают второе место по доверию. Согласно полученным данным, 70 % опро-
164
шенных обратились бы за помощью к друзьям. На фоне предыдущих данных, в
соответствии с которыми одним из основных факторов пристрастия к вредным привычкам респондентами были указаны отсутствие возможностей для самореализации и удовлетворительных мест проведения досуга, сегодня ситуация претерпела значительные изменения. По полученным данным, 37 % опрошенных посещают различные секции и кружки, т. е. реализуются в личностном и социальном плане. При этом пропаганда здорового образа жизни также оказывает положительное влияние на жизненные цели подростков. 26 % участников опроса высказали желание «заниматься спортом».
Образовательные учреждения, несмотря на достаточно низкий уровень доверия со стороны учащихся (только 3 % опрошенных высказали желание в случае возникновения конфликтов обратиться за помощь к учителю), занимают одно из ключевых мест в системе профилактики антисоциальных явлений и наркомании. Педагогическая среда традиционно является сферой формирования мировоззрения и мировосприятия подростков. Поэтому роль учителя в воспитательной работе трудно переоценить. Важно установить со школьниками дружеские, доверительные взаимоотношения, сохранить в их глазах авторитет и уважение к труду преподавателя.
Основой профилактики наркотической зависимости и других форм девиант-ного поведения подростков является информационно-разъяснительная работа, проводимая через средства массовой информации, которые выгодно выделяют масштабы и наличие современных возможностей. В настоящее время в антинаркотическую кампанию вовлечены пресса, радио, телевидение, Интернет. Носители пропаганды здорового образа жизни постоянно расширяют границы охватываемой аудитории. Система школьного образования и воспитания должна с занимать в этом процессе ключевое место. к
Исследовательская группа осуществила замер уровня эффективности профи- р
а
лактических мер и мероприятий в школах. Согласно полученным данным, моло- с дое поколение оказалось наиболее восприимчивым к аудио- и видеоинформации, | в связи с чем важное место занимает показ фильмов о наркоманах и наркотиках у
(54 %). Высокая степень доверия наблюдается и по отношению к педагогам, про- с
т
водящим лекции-беседы по проблемам наркомании. Выступления работников н правоохранительных органов отметил лишь каждый 10-й респондент, что дает й
5
основания предположить, что уровень активности сотрудников милиции в ра- и боте по профилактике наркотической зависимости в школах остается низким. |
о
Среди положительных моментов проводимых мероприятий чуть более 40 % | участников опроса отметили получение новой, ранее неизвестной информации. | Также указывалась возможность открытого диалога по данной социально зна- | чимой проблематике. •
39 % опрошенных подтверждают факт регулярного проведения мероприятий ( по профилактике наркомании в их школе. Это позволяет сделать вывод о том, ~ что работа по предупреждению распространения вредных привычек в подрост- 22 ковой среде стала важнейшей составляющей в деятельности образовательных учреждений. В то же время в зависимости, в т. ч. и от отношения руководства конкретного учебного заведения к степени опасности исследуемой проблемы, профилактические мероприятия в различных школах проводятся с неодинаковой регулярностью. В целом 45 % опрошенных подростков на вопрос: «Насколько регулярно в вашей школе проводятся такие мероприятия?» ответили: «Иногда». 165
В то же время профилактическая работа, по мнению участников опроса, не лишена определенных недостатков. В частности, респонденты указывали на отсутствие новых сведений и интересных форм подачи материала.
Анализ степени наркотизации, уровня употребления спиртных напитков и табакокурения в подростковой среде свидетельствует о не снижающейся актуальности данной проблематики в регионе. На сегодняшний день среди школьников г. Саратова и области сформировался устойчивый интерес к вопросам употребления наркотических веществ. Сравнение с результатами исследований 2001, 2003, 2011 гг. показало, что средний показатель школьников, имеющих опыт употребления наркотических веществ, сохраняется на прежнем уровне и составляет около 4 %.
Согласно данным проведенного исследования, подростки считают наркоманами тех, кто имеет физическую зависимость от наркотиков, вызывающую у них необратимые органические изменения. Таким образом, понятия «наркоман» и «человек, употребляющий наркотики» имеют для них разный смысл. Последнее понятие не несет негативного оттенка.
Главным психологическим мотивом употребления наркотиков школьниками является потребность подростков в изменении своего эмоционального состояния, что обусловлено не только личными, но и социальными факторами. Среди последних можно выделить семью (конфликтные отношения, перерастающие в полное отчуждение детей и родителей), друзей (характер компании, ее склонность к девиантному поведению и антисоциальным привычкам), а также трансформацию системы ценностей подростка (направленность на материальное обогащение, получение удовольствий, острых ощущений).
В целом большинство школьников считают наркоманию опасной болезнью, которую необходимо лечить. Так, наиболее эффективными из проводимых в школе антинаркотических мероприятий опрошенные школьники считают демонстрацию фильмов о наркотиках и наркоманах, лекции педагогов и врачей, занятия с психологами.
1 См.: Наркотизм и наркомания в школьной среде. Социально-правовое исследование на материалах Саратовской области: учебно-методическое пособие / под ред. И.Н. Коновалова. Саратов, 2004. С. 15.
2 См.: Там же. С. 20.
3 См.: Коновалов И.Н., Прохорова М.Л., Ромащенко Л.С. Наркомания и ее профилактика. Опыт исследования проблемы в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах Саратова и области. Саратов, 2001. С. 12.
О.В. Шляпникова, В.А. Барышникова
ДЕТЕРМИНАНТЫ ГРУППОВОЙ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье рассматривается информационная составляющая о детерминантах групповой подростково-молодежной преступности, раскрываются объективные и субъективные факторы формирования неформальных групп, их противоправного поведения.
Ключевые слова: неформальные группы, подростково-молодежная групповая преступность, объективные и субъективные детерминанты.
© Шляпникова Ольга Викторовна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Барышникова Валентина Александровна, 2012
Студентка 512 группы института правоохранительной деятельности (Саратовская государственная 166 юридическая академия); e-mail: [email protected]