Будущие педагоги достаточно высоко оценивают уровень развития своего социально-культурного опыта, который выражается в чувстве собственного достоинства и самоуважения (4,8), признании ценности человеческой жизни (4,5), развитых духовных потребностях (поиск идеалов, смысла жизни) (4.5), свободном выборе содержания жизнедеятельности (4,4) и т.д.
Самоанализ студентами некоторых показателей своего становления как педагога представлен в таблице 2.
Студенты показали в процессе самоанализа и самооценки своего становления как педагога свое положительное отношение к педагогической профессии, оценив большинство показателей баллами выше среднего уровня (4,5), признавая тот факт, что еще недостаточно владеют способами профессионально-личностного саморазвития (3,7).
Таблица 2
№ Показатели педагогической культуры Ср. балл
1 Положительное отношение к педагогической деятельности 4,5
2 Позитивное восприятие себя как педагога 4,4
3 Гуманистическая позиция по отношения к детям 4,8
4 Духовно-нравственные потребности (поиск смысла жизни, милосердие, способность помогать людям) 4,2
5 Ценностное отношение к себе и другому как самоценности 4,3
6 Потребность в личностной и профессиональной самореализации, в индивидуально-творческом саморазвитии 4,0
7 Владение способами профессионально-личностного становления 3,7
8 Умение работать в диалогических формах, обеспечение сотрудничества 3,6
9 Способность корректировать условия и обстоятельства профессионально-личностного саморазвития 3,7
В заключение подчеркнем, что мы рассматриваем социально-культурное становление будущих педагогов как субъективный процесс «вхождения» в педагогическую культуру, как процесс культурной деятельности, связанный с освоением ценностей и смыслов педагогической деятельности, освоения профессии, как процесс обретения профессионально-культурных качеств, что проявляется в осознанном, ответственном, гуманистическом, профессионально-нравственном отношении к познавательно-профессиональной деятельности. Актуализация социально-культурного потенциала студента как будущего педагога рассматривается нами как основа его профессионально-личностного становления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д., 2000.
2. Богомолова, Г. П. Развитие ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения: сб. науч. тр. - Таганрог, 2005.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1997.
УДК 371 ББК 74.2
Л. И. Лысенко
ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ - АКТУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема наркотизации современной молодежи и пути организации антинаркотической профилактики в школе.
Ключевые слова: наркомания, наркозависимость, антинаркотическая профилактика, гипер-трофированность.
L. I. Lysenko
DRUG PREVENTION ORGANIZATION - PEDAGOGICAL TASK AKTUL OF MODERN SCHOOL
Abstract. Describes a problem where anesthesia of modern youth and drug prevention in the
school.
Key words: drug addiction, drug dependence, alcohol abuse prevention, gipertrofirovannost.
Актуальность проблемы здорового образа жизни растет с каждым днем. Она обусловлена как объективными, так и субъективными аспектами. Объективные причины - социально-экономические - увеличивающиеся затраты на лечение тех заболеваний, которых могло бы быть намного меньше, «омоложение болезней», утрата инициативы по работе с населением и, прежде всего, с подростками и молодежью в рамках первичной профилактики. Субъективные причины -низкий уровень полового воспитания, недостаточная осведомленность молодежи в отношении как заболеваний, которые опасны для здоровья (ВИЧ-инфекция, гепатиты и др.), так и условий и механизмов их передачи (наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.)
Происходящий рост употребления наркотических средств среди молодежи свидетельствует не только о социальном неблагополучии, но и о том, что наше общество оказалось неготовым и неспособным противостоять этой серьезнейшей проблеме.
В настоящее время среди ученых медиков, психологов, педагогов существует ряд основных теорий о причинах возникновения наркомании:
1. Теории дегеративные - наркомания свойственна вырождающимся личностям.
2. Биологическая теория - наркомания связана с наследственностью и может возникать в результате стрессов.
3. Психиатрическая теория - наркомании подвержены люди, уже имеющие какое-либо психическое заболевание.
4. Социопсихологические теории - пристрастие к наркотикам возникает в социально и психологически неблагополучной среде.
5. Эпидемические теории - пристрастие к наркотикам распространяется от человека к человеку, в виде инфекционного процесса.
Считая наркоманию тяжелым заболеванием, необходимо знать и понимать, что это не просто болезнь, это серьезное поражение психического и физического здоровья личности. В большинстве наркоманы теряют родных, друзей, учебу или работу. Постепенно происходит полная деградация личности и физическое уничтожение своего тела.
Одной из особенностей наркомании является то, что, начав употреблять наркотики, молодые люди уже не могут самостоятельно избавиться от их употребления.
Наркотизация молодежи, фиксируемая отечественными исследователями, во многом свидетельствует о том, что реакция общества и государства на эту сложную проблему не вполне адекватна сложившейся социальной ситуации. В переходном российском обществе, расставшемся с идеологическими запретами и моральными ограничениями, неизбежно повышение уровня и масштабов молодежного наркотизма. Этот рост вызрел в условиях гипертрофированного социально-экономического неравенства, разделившего молодежь на группы относительно успешных -"включенных" (inclusive) и социально неустроенных, фактически лишенных будущего - "исключенных" (exclusive) [3].
В настоящее время известны лишь самые общие координаты этой неблагополучной молодежной среды, основу которой составляют социально уязвимые, незанятые и малообеспеченные молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет, включенные в наркопотребление, как правило, относительно широко доступных для них производных конопли и галлюциногенов. Массовый опыт их потребления активно формирует в целом терпимое отношение к наркотикам, укрепляет субкультурные нормы соответствующего образа жизни. Неслучайно многие респонденты в ходе проведенных опросов свое пристрастие к "травке" не связывали с риском заболевания.
По данным физкультурно-оздоровительного центра г. Тулы каждый 3-4-й старшеклассник пробовал тот или иной наркотик, более 60 % учащихся входят в группу риска. Аналогичная картина наблюдается и в г. Астрахани: около 28 % опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет пробовали наркотики, а среди учащихся ссузов и вузов города эта цифра доходит до 30-45 %. Возраст начала употребления психоактивных веществ приходится на 12 лет. Наиболее опасный возраст приобщения к наркотическим веществам в г. Ярославле - 14-16 лет, где около 30 % опрошенных подростков пробовали наркотики. Приводится следующее распределение по возрасту, испытавших первую пробу: 1,4 % - до 10 лет; 41,2 % - 11-14 лет; 51,9 % - 15-17 лет; 0,4 % - 20 лет [4].
Основными факторами, предрасполагающими к употреблению алкоголя и психоактивных веществ, являются:
- отрицательное влияние асоциального окружения (25 %);
- однонаправленность потребностей, интересов и низкий образовательный уровень (65 %).
Необходимо отметить, что за последние годы количество подростков и молодежи, иногда употребляющих спиртные напитки, возросло и составило более 60 %, впервые алкогольные напитки попробовали: в семье - 28 %, в школе, колледже - 50 %.
Обращает на себя внимание то, что подавляющая их часть (от 60 % до 80 %) указывает на наличие неформальной группы, как образования, существенно повлиявшего на формирование мо-тивационных механизмов потребления алкоголя [4].
Существенно осложняет положение и нерешенность вопросов с трудоустройством подростков старшего школьного возраста. Среди всех преступлений, совершенных в последние годы, на долю неработающих и не учившихся приходится почти 14 %.
Крайне запущенной сферой является организация подросткового и молодежного досуга по месту жительства. Такое положение приводит к тому, что ребята «захватывают» чердаки, подвалы и оборудуют их как могут. Не имея контроля, эти так называемые «клубы», постепенно превращаются в притоны, где многие молодые люди приобщаются к спиртному, наркотикам, становятся объектом вербовки со стороны лидеров и активных участников преступных групп.
Основными предпосылками роста наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков является кризис социальных отношений в обществе и семье, девальвация духовно-нравственных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне и неспособность самостоятельно решать свои проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Как свидетельствуют анализ правоприменительной практики и результаты научных исследований, наркоситуация в стране сегодня представляет угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет. Несмотря на повышение активности средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется бессистемно. В периодической печати, художественной литературе, кино недостаточно качественных материалов, книг, фильмов, произведений антинаркотической направленности.
Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описания наркоприключений кумиров, дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминации правонарушений в этой сфере, методик «эффективного и быстрого излечения от наркозависимости».
Профилактика наркозависимости особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества. Личностные проблемы могут привести к формированию проблемных форм поведения как варианту эмоционально-поведенческой защитной реакции.
Основными проблемами, определяющими общую закономерность приобщения подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ, являются: особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье, отсутствие контроля родителей за поведением, учебной деятельностью детей, запущенной организацией сферы досуга старших подростков по месту жительства, что приводит к переориентации потребностей и интересов.
В связи с этим на первый план выходят вопросы педагогической профилактики наркозависимости подростков, содействия становлению личности, самореализации. Проблема профилактики, способствующей повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, в педагогической науке все больше становится предметом научного осмысления (А. Г. Асмолов, О. С. Газман, В. А. Петровский, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
Процесс наркотизации подрастающего поколения требует адекватной его масштабам реакции со стороны общества и государства, в том числе социальных служб. Антинаркотические меры можно подразделить на:
1) профилактические, предупредительные;
2) лечебно-реабилитационные;
3) организационно-управленческие;
4) законодательные.
Как отмечает в своей работе О. П. Родькина, существует несколько концептуальных моделей профилактической, пропагандистской и просветительско-воспитательной, антинаркотической деятельности:
1. Модель морализирования основана на утверждении греховности и безнравственности одурманивания, противоречащего религиозным постулатам.
2. Модель запугивания построена на эксплуатации идеи опасности потребления наркотиков.
3. Познавательная (информационная) модель предлагает взвешенную информацию о риске, с которым связано их потребление.
4. Поведенческая модель - внимание уделяется выработке с помощью специального тренинга навыков принятия решений, направленных на преодоление трудных ситуаций, проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения.
5. Аффективно-просветительская модель предлагает помимо знаний формировать убеждения, оценки, эмоциональные отношения к потреблению наркотиков, с потенциальными потребителями проводить работу по формированию у них чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в которой нет места наркотикам.
6. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.п.), которые могут служить хорошей «заменой» наркотикам [3].
Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от условий их применения и характера решаемых проблем. Все они важны и эффективны лишь тогда, когда применяются адекватно и в комплексе.
В целом же профилактические меры предполагают:
- формирование у подростков и юношей адекватного отношения к наркомании (наркоман - это неприятно, тягостно для окружающих; это опасно для самого человека, для общества и т. п.);
- тренировку навыков преодоления внешнего давления, имеющего целью вовлечение, приобщение к употреблению наркотиков (умей противостоять чужому нажиму, сказать «нет», быть независимым и т.д.);
- развитие у ребенка, подростка, юноши определенных, личностных качеств (уважение к себе, осознание своей уникальности, умение говорить о своих трудностях и просить помощи и т. д.);
- формирование навыков ведения здорового образа жизни [3].
Введение профилактической антинаркотической работы, базируется на таких принципах, как:
- системность;
- парциальность (лат. - часть) - представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса;
- проблемная адекватность;
- когнитивная адекватность (лат. - познаю);
- наркологическая адекватность;
- персонификация;
- обязательный альтернативный «выигрыш»;
- опережающее просвещение [1].
Определенные трудности вызывает определение эффективности проводимой антинаркотической профилактики. Это связано с постоянными изменениями в характеристике наркотиков, появлением наркотических веществ на основе медицинских препаратов, получением высокой прибыли от распространения наркотиков, что ведет к расширению рынка наркоторговли.
Сложившаяся сегодня в стране проблема наркотизации подростков и молодежи, потребность общества в ее кардинальном разрешении требует разработки новых концептуальных подходов к организации антинаркотической профилактики среди всех слоев населения, а особенно среди детей и молодежи.
Активные профилактические мероприятия среди детей и молодежи должны опираться:
- на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
- на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);
- на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
- на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Основными задачами психолого-педагогического подхода в области профилактики наркозависимости является:
1. Формирование у подростков и молодежи адекватной самооценки.
2. Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе,
- противостояние давлению сверстников;
- адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
Областным и муниципальными комитетами по молодежной политике Ростовской области, волонтерскими отрядами при Вузах области, учреждениями культуры и дополнительного образования ведется большая работа по организации антинаркотической профилактики среди подростков и молодежи.
Многие учреждения образования, дополнительного образования, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, молодежные общественные движения проводят различные формы досуговой деятельности. Это такие как, фестивали, соревнования, спартакиады, конкурсы газет, плакатов, агитбригад профилактической направленности.
Широко используется такая форма, как социально-педагогическая акция, например «Молодежь против наркотиков». В рамках акции можно проводятся встречи с наркологами, выступления агитбригад, фестивали рок музыки, авторской песни. Просветительную направленность имеют молодежные дебаты, психологические тренинги и семинары, конкурсы и другие формы, направленные на профилактику ПАВ.
При организации антинаркотической профилактики в образовательных учреждениях необходимо ориентироваться в современных медицинских, педагогических и психологических подходах к проблеме наркомании, использовать в организации первичной профилактики комплекс психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение употребления наркотиков.
Этому может помочь обучение будущих педагогов, педагогов-психологов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркотиках и наркотических заболеваниях, вооружение их конкретными психотерапевтическими приемами (ролевые и деловые игры, тренинги, дискуссии), способам развития у молодежи увлечений альтернативных наркотикам.
Для решения этой проблемы нужны такие профилактические программы, которые не только бы разъясняли о вреде наркотиков, обучали подростков и молодежь навыкам общения в различных ситуациях, но и способствовали бы укреплению авторитета и ценности семьи, возрождали культурные и духовные традиции нашего народа, формировали положительные ценностные ориентации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верминенко, Ю. В. Профилактика наркомании в подростковой среде: учеб. пособие / Ю. В. Верминенко, В. Н. Келасьев. - СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2001. - 288 с.
2. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 42 с.
3. Родькина, О. П. Первичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового возраста: дис. ... канд. пед. наук / О. П. Родькина. - Омск: Изд-во ОГУ, 2005. - 162 с.
4. Цетлин, М. Г. Наркологическая ситуация в подростковой среде и пути выхода из нее: учебно-метод. пособие / М. г. Цетлин. - М.: Изд-во НМЦ профессиональное образование, 1992. - 124 с.
УДК 373.1 ББК 74.261.7
Н. И. Мирошниченко
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НЕМЕЦКОГО)
Аннотация. В статье говорится о проблемах, связанных с развитием критического мышления у учащихся старших классов, рассматриваются основные приемы и стратегии его развития на уроках иностранного языка (немецкого).
Ключевые слова: критическое мышление, базовая модель, сравнение текстов, рефлексия, выражение оценочного мнения.
N. I. Miroshnichenko
DEVELOPMENT OF PUPILSCRITICAL THINKING AT FOREING LANGUAGE LESSONS (GERMAN)
Abstract. The article deals with the problems connected with the development of critical thinking while teaching in senior classes, the main methods and strategy of critical thinking development at lessons of foreign languages (German) are considered.
Key words: critical thinking, basic model, comparison of texts, reflection, expression of estimated opinion.
Одним из видов мыслительной деятельности человека является критическое мышление, характеризующееся высоким уровнем интеллектуального восприятия, пониманием и объективным подходом к окружающему информационному полю. В условиях постоянно ускоряющейся динамики жизни, перед учителем поставлена задача - развить личность, которая могла бы быть успеш-