Научная статья на тему 'Социальные последствия наркотизации в Орловском регионе'

Социальные последствия наркотизации в Орловском регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
353
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОТРАФИК / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРКОУГРОЗА / МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / DRUG AND ANTI-DRUG ACTIVITIES / DRUG MENACE / YOUTH ADDICTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаамарти Юлия Александровна

Орловская область привлекательна для наркотрафика из-за географического положения и разветвленной транспортной сети. Оптимизация антинаркотической деятельности (АНД) возможна посредством облюдения оптимизационных принципов и комплексного организационно-технологического обеспечения АНД в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лаамарти Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF NARCOTIZATION IN ORLOVSKY REGION

Orlovsky region is attractive for drug traffic because of its geographical location and transport links. Optimization of anti-drug activities (OAA) is possible by observing the principles of optimization and complex organizational and technological support of OAA in the region.

Текст научной работы на тему «Социальные последствия наркотизации в Орловском регионе»

УДК 316

ООЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРКОТИЗАЦИИ В ОРЛОВСКОМ РЕГИОНЕ

Лаамарти Юлия Александровна,

Московский государственный строительный университет, старший преподаватель, кандидат социологических наук, г. Москва, Россия. Е-таН: Laamarti@yandex.ru

Аннотация

Орловская область привлекательна для наркотрафика из-за географического положения и разветвленной транспортной сети. Оптимизация антинаркотической деятельности (АНД) возможна посредством соблюдения оптимизационных принципов и комплексного организационно-технологического обеспечения АНД в регионе.

Ключевые понятия: наркомания, наркотрафик, антинаркотическая деятельность, наркоугроза, молодежная наркомания.

В России на сегодняшний день не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. Наркомания превратилась в масштабную общенациональную проблему, которая несет прямую угрозу российским регионам.

Наркотики стали неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в молодежной среде.

Кроме того, масштаб наркопотребления, тенденции и основные векторы его роста также непосредственно коррелируются с потреблением алкоголя и табака, что играет ключевую роль в подготовке и адаптации наркотической субкультуры и вносит свой вклад в общую наркотизацию молодежи.

Остановимся на некоторых общих определениях наркотизации.

Наркотизация - это степень вовлечения в наркоманию определенной части социальных групп, имеющая эпидемический характер, деструктивную направленность и оказывающая негативное влияние на социально-экономические, политико-правовые и духовно-нравственные основы общества [7].

Наркотизацию населения следует рассматривать как одну из главных угроз национальной безопасности России. Ежегодно почти 75 тыс. человек впервые пробуют наркотики. Специализированными наркологическими учреждениями зарегистрировано почти 138 тыс. детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами [2]. Статистика 2013 года в России такова, что на 100 тысяч жителей приходится в среднем примерно 250 наркоманов [6].

Ряд специалистов в области права рассматривают наркотизацию как преступную деятельность, создающую опасность здоровью и гибели людей, вызывающую негативные последствия, подпадающие под действие уголовного преследования. В научной литературе высказывается много различных точек зрения, подходов и мнений по проблеме наркотизации современного общества.

Наблюдаемые учеными изменения в социально-демографической структуре наркотизации молодежи показали, что потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные люди. Часто наблюдаются случаи наркотизации элитарной части российской молодежи - студенческой.

По данным Министерства внутренних дел России, подростки и молодежь составляют 70 процентов от всех потребителей наркотиков в стране. По расчетам специ-

алистов, количество наркоманов в России перешло 7-процентный порог и составляет от 10 до 18 миллионов человек [5]. Причем две трети из них составляет молодежь до 30 лет [4]. Возраст приобщения к наркотическим и психотропным веществам, согласно данным ВНИИ МВД России, снизился до 14 лет. Регистрируются случаи наркомании у детей 11-13 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет в результате приобщения со стороны родителей-наркоманов. Как показывают эксперты, каждый наркоман, представитель группы риска, вовлекает в употребление наркотиков 13-15 человек [1]. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании «молодое лицо».

Наряду с массовым вовлечением молодежи в наркосреду к негативным социальным последствиям наркотизации относят, например:

- повышение численности групп риска;

- рост преступности;

- повышение преждевременной смертности населения;

- разрушение семей;

- рост суицида;

- рост ВИЧ-инфицированных и т.д.

Цель статьи - рассмотреть влияние

наркотизации в Орловском регионе на дестабилизацию общественного порядка, распространение опасных форм делин-квенции среди разных возрастных групп молодежи, проанализировать численное соотношение категорий, употребляющих разные виды ПАВ, и предложить меры по противодействию росту наркотизации.

Как сообщили сотрудники Управления Государственного антинаркотического комитета по ЦФО, особую тревогу вызывает рост числа подростков и молодых людей в России, впервые попробовавших наркотики. Достаточно обратиться, например, к результатам социологического исследования, проведенного в 2010 году по заказу Министерства образования и науки России. Опрос охватывал все

регионы РФ, кроме Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия -Алания (Северо-Кавказский федеральный округ), Волгоградской, Ростовской областей и Республики Калмыкия (Южный федеральный округ), а также ряда областей Центрального федерального округа. Опрашивались лица в возрасте 11-24 лет*.

Итоги исследования показали, что доля лиц, хотя бы раз употреблявших наркотики, составила 25 %. 15 % имели опыт потребления наркотиков от 1 до 3 раз. 7 % потребляли наркотики с частотой от 2 раз в месяц до 1 раза в неделю. 3 % - с частотой 2-3 раза в неделю или ежедневно. Основная масса наркопотребителей, согласно соцопросу, приходилась на возраст от 18 до 24 лет. Средний возраст первой пробы наркотика колебался в пределах 16-16,5 лет [2].

Однако основной возраст наркозависимых в Орловской области составляет 18-39 лет. Это порядка 93 % от общей численности лиц, стоящих на официальном учете [6]. Количество официально зарегистрированных потребителей в Орловском регионе за период 2011 год - 1 июня 2013 года представлены в таблицах 1 и 2.

Как видно из таблиц, в течение 1,5 лет произошло увеличение численности наркозависимых. Незначительный прирост не должен вызывать споров, так как речь идет об официально зарегистрированных лицах. Известно, что выявление и учет потребителей наркосредств связан со сложностями организационного характера и ограниченностью ресурсов по их реабилитации. Значительное число таких лиц оказывается вне учета. По состоянию на 1 июня 2013 г. в Орловской области зарегистрировано 784 потребителя наркотических средств и психотропных веществ*. Количество наркозависимых лиц увеличилось на 1,5 %, женщин - на 6,7 %. Количество лиц, впервые зарегистрированных в связи с употреблением наркотиков, увеличилось на 16 %. Основной возраст

Таблица 1

Распределение лиц из числа взрослого населения, официально зарегистрированные как наркозависимые, по годам (с учетом полового признака)

Лица, официально зарегистрированные как наркозависимые Год учета

31 декабря 2011 г. 1 июня 2012 г. 1 июня 2013 г.

Мужчины, чел. 628 657 662

Женщины, чел. 102 104 111

Итого: 730 761 773

*Опыт тестирования молодежи на наличие в организме наркотических средств и психотропных веществ. Режим доступа: http://www.rsr-online.rU/doc/2011_03_28/8.pdf (дата обращения 21.06.2013).

Таблица 2

Распределение лиц, официально зарегистрированных как наркозависимые, по годам (с учетом признака совершеннолетия/несовершеннолетия)

Лица, официально зарегистрированные как наркозависимые Год учета

31 декабря 2011 г. 1 июня 2012 г. 1 июня 2013 г.

Совершеннолетние, чел. 730 761 773

Несовершеннолетние, чел. 8 11 11

Итого: 738 772 784

наркозависимых 18-39 лет, их доля составила 93 %. Это люди, работающие у индивидуальных предпринимателей, либо безработные и не учащиеся. Поэтому организовать с ними профилактическую работу, в связи с отсутствием какого-либо общего центра интересов, крайне сложно. В связи с этим на первое место выходят такие способы профилактики, как наружная агитация, широкомасштабные акции и волонтерские программы.

Острота проблемы наркомании для региона обусловлена также высоким удельным весом молодых людей среди наркозависимых лиц и продолжающимся вовлечением их в незаконный оборот наркотиков. Среди привлеченных за наркопреступления 58 человек, или 50 % - молодёжь в возрасте до 30 лет, в т.ч. 1 несовершеннолетний и 4 учащихся. Ранее совершали преступления 45 человек, из них связанные с незаконным оборотом наркотиков - 5 человек. Почти неизменный уровень рецидива свидетельствует о наличии фактора экономической выгоды наркоторговли, а также трудностях социальной адаптации лиц, освобожденных из мест заключения.

Как показывает опыт, изучение и решение проблемы наркотизации молодежи требует комплексного междисциплинарного подхода. Достижение определенного успеха в преодолении явления возможно лишь при координации усилий всех структур, имеющих отношение к профилактике и преодолению наркотизации молодежи: правоохранительных, медицинских, психолого-педагогических, социологических.

К сожалению, в данный момент мы наблюдаем разрозненность усилий организаций и специалистов, призванных решать эту проблему. До тех пор, пока действия их будут разрозненными, преодоление мо-

лодежной наркотизации не представляется возможным.

Необходима стратегия предупреждения наркомании, включающая выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в молодежной среде и предложения по социально приемлемым способам разрешения этих ситуаций.

Одной из приоритетных задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, является создание государственной системы профилактики наркомании. В Орловской области налажен мощный комплекс профилактической работы среди молодежи. Только за 2011 год было проведено более 680 мероприятий, а за 5 месяцев текущего года - более 200. Организовано проведение более 45 широкомасштабных акций и спортивных соревнований, выпущены и размещены листовки и другие виды агитационной продукции, на улицах городов Орел, Ливны, Мценск установлены профилактические баннеры.

Наряду с уже принятыми мерами необходимо сформировать у молодежи стили и модели образа жизни, социально приемлемые и одновременно предоставляющие возможности для наиболее адекватной реализации личности. Выбор таких моделей должен быть свободным, не навязанным извне и одновременно ответственным.

Финансовая, законодательная, информационная, кадровая поддержка программ профилактики и преодоления наркотизации молодежи на региональном уровне - залог успеха в борьбе с этим социальным бичом.

В качестве мер, которые должны активно способствовать искоренению наркотизации населения, необходимо предпринять следующие:

*Вести с наркофронта. Итоги пяти месяцев. Режим доступа: http://www.fskn.57ru.ru/o-information-fskn/developments/333-vesti-s-narkofronta-itogi-pjati-mesjacev (дата обращения 21.06.2013).

- ужесточить уголовную ответственность за склонение к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, ужесточить уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

- на сегодняшний день в регионах необходимо устранить противоречия современного антинаркотического законодательства;

- разработать и принять законодательные акты, которые бы обязывали органы государственного управления на всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи.

Итак, организация профилактической и превентивной работы с молодыми людьми возможна на основе знаний,во-первых, их ценностных ориентаций, во-вторых, обстановки, при которой они впервые пробуют наркотики, в-третьих, причин их употребления. Эти вопросы требуют серьёзного изучения.

Важнейшим условием эффективности профилактики и коррекции наркозависимости является координация действий всех субъектов управления, участвующих в этом процессе.

Для повышения эффективности и усиления межведомственной координации деятельности по профилактике и коррекции молодежной наркозависимости целесообразно создание и внедрение банка данных субъектов системы управления, что позволит не только автоматизировать учет и контроль внутри ведомств, но и отслеживать ранее неучтенные показатели (к примеру: выявление выпускников, не обучающихся и не работающих, контроль своевременного проведения коррекционно-профилактических мероприятий и т.д.) [3].

Прозрачность и своевременность отчетности позволит выявлять наиболее слабые звенья цепи в системе противодействия наркомании, точно контролировать ситуацию, выявлять не только общие, но и личностные причины наркозависимости в молодежной среде, а режим напоминания снижает влияние человеческого фактора и систематизирует коррекционно-профилак-тическую работу.

Возможность построения любой взаимосвязи между субъектами управления позволит надежно контролировать ситуацию по взаимодействию всех заинтересованных служб и ведомств.

Полезно вовлечение в деятельность по профилактике и коррекции молодежной наркозависимости служителей православной церкви. Они могут делать и делают то, что в силу их специфики влияет на сознание и мотивацию поведения молодежи, и это тесное плодотворное взаимодействие необходимо развивать в сторону организации профилактики наркомании среди молодежи [3].

Также важны другие виды обеспечения противодействия наркотизации:

1. Нормативно-правовое обеспечение включает разработку и реализацию правовых норм и механизмов в направлении успешного противодействия наркотизму и наркомании.

2. Психологическое обеспечение противодействия молодежной наркозависимости предполагает оказание социально-психологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организацию телефона и служб доверия, психологическую диагностику и психологическую коррекцию наркозависимости.

3. Педагогическое обеспечение предполагает создание соответствующих условий эффективного противодействия наркотиз-му. В рамках отдельного вуза они включают: формирование системы взаимосвязи учебной и внеучебной работы; обеспечение повышения профессиональной квалификации организаторов внеучебной работы и специалистов, осуществляющих профилактическую работу; принятие в вузе следующих документов: концепции внеучебной воспитательной работы, комплексной программы по первичной профилактике наркомании среди студентов и учащихся подшефных школ; выполнение комплексной программы по физическому воспитанию студентов; формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни; обеспечение воспитательного процесса и профилактической работы учебной и научно-методической литературой; изучение динамики ценностных ориентаций студентов; мониторинг состояния здоровья студентов.

Популярными на сегодняшний день являются информационные технологии противодействия наркотизму [3]. Цель их разработки и применения - заполнение информационного вакуума. Их содержание сводится к трем основным проектам:

• Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый «конвейер» публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании.

• Необходимо организовать телефонное консультирование. Три варианта телефонных служб, работающих в единой методической увязке, послужат не только информационным мостом для населения, но и позволят динамично отслеживать социальные координаты наркотизма: а) телефон «горячей линии», задача которого - широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией наркозависимых; б) телефон поддержки для наркозависимых и членов их семей; эта служба должна действовать в круглосуточном режиме, на телефоне должны работать сертифицированные консультанты по химической зависимости; в) телефон доверия, отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи.

• Интернет сегодня изобилует как антинаркотической, так и противоположной информацией. По интенсивности воздействия на психику Интернет значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование его информационного ресурса просто необходимо, без этого сегодня не работает ни одна солидная организация по профилактике наркомании.

4. Научно-методическое обеспечение. Одной из неотложных мер при формировании межведомственной системы антинаркотической деятельности, целью которой является подготовка высококвалифицированных специалистов-практиков антинаркотической деятельности, выступает создание единого организационного методического центра с соответствующими отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью).

5. Аналитическое обеспечение предусматривает: разработку внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние наркотизма в регионе; обеспечение доступности статистической информации о наркотизме для всех субъектов системы управления; регулярный анализ состояния нар-котизма и ее последствий; оценку эффективности системы социальной профилактики и коррекции; прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы; создание межведомственного банка данных о подростках из групп социального риска и семей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях.

Важной формой аналитического обеспечения являются проведение на региональном уровне мониторинга наркотической ситуации, анализа полученных результатов и прогнозирования.

6. Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитологов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педагогическую помощь, прежде всего семьям, детям и подросткам группы риска.

С целью совершенствования противодействия наркотизации в Орловском регионе и, прежде всего, в молодежной среде рекомендуется:

На федеральном уровне: принятие Федерального закона о профилактике злоупотребления психоактивными веществами; сохранение системы подготовки и повышения квалификации специалистов-превентологов через созданные центры при Министерстве образования и науки РФ с последующим развитием региональных центров и экспериментальных площадок; подготовка кадров по специальности «пре-вентолог»; привлечение СМИ к созданию цикла передач, информационно-публицистических программ по профилактике зависимостей от ПАВ (психоактивных веществ) и пропаганде здорового образа жизни; проведение конкурса моделей (программ, проектов) организации работы по первичной профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях; введение в типовые штатные расписания образовательных учреждений всех уровней штатных единиц по должностям, необходимым для организации и проведения внеучебной (воспитательной) и социально-психологической работы; разработка норматива на организацию воспитательной работы в вузе на одного студента с дальнейшим его финансированием.

На региональном уровне: организация региональных центров профилактики злоупотребления ПАВ на основании региональных целевых антинаркотических профилактических программ; развитие сети учреждений дополнительного образования, подростковых и молодежных клубов.

На уровне учреждений профессионального образования: создание системы внеучебной (воспитательной) работы и совершенствование ее форм и методов; разработка системы ограничений для поступления абитуриентов, имеющих опыт

употребления наркотиков; введение для студентов первого года обучения обязательного учебного курса «Психолого-педагогические основы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции»; воссоздание эффективной системы кураторства (особенно на младших курсах).

1. Асотова Т.А. Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития экономики государства // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2011. № 16. С. 118-123.

2. Дикаев С.У. Некоторые вопросы противодействия наркотизации населения России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 20. С. 98-106.

3. Лаамарти Ю.А., Патрушев В.И., Кофанов А.В. Система антинаркотической деятельности в регионе: социологический анализ. Монография. Германия: Международный издательский центр «LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG», 2012. 152 с.

4. Миронов С.М. Наркотизация - угроза национальной безопасности России // Интернет-журнал «Новая политика». URL: http://www.novopol.ru/ (дата обращения: 22.06.2013).

5. Позднякова М.Е. Особенности наркотизации населения в современной России. URL: http:// www.narkotiki.ru/mir_5495.html (дата обращения: 22.06.2013).

6. Статистика наркомании в России. Всероссийский информационный портал о наркомании и алкоголизме REHAB-CENTR. URL: http://rehabcentr. ru/statistika (дата обращения: 22.06.2013).

7. Фролова Н.А. Правовая политика российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками: вопросы теории и практики. Монография. М.: ООО «Леминс», 2008. 472 с.

1. Asotova T.A. Zdorovyy obraz zhizni kak uslovie ustoychivogo razvitiya ekonomiki gosudarstva // Vestnik Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 16. S. 118-123. (Russian).

2. Dikaev S.U. Nekotorye voprosy protivodeystviya narkotizatsii naseleniya Rossii // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. 2011. № 20. S. 98-106 (Russian).

3. Laamarti Yu.A., Patrushev V.I., Kofanov A.V. Sistema antinarkoticheskoy deyatel'nosti v regione: sotsiologicheskiy analiz. Monografiya. Germaniya: Mezhdunarodnyy izdatel'skiy tsentr «LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG», 2012. 152 s. (Russian).

4. Mironov S.M. Narkotizatsiya - ugroza natsional'noy bezopasnosti Rossii // Internet-zhurnal Novaya politika. URL: http://www.novopol.ru/ (data obrashcheniya: 22.06.2013). (Russian).

5. Pozdnyakova M.E. Osobennosti narkotizatsii naseleniya v sovremennoy Rossii. URL: http://www. narkotiki.ru/mir_5495.html (data obrashcheniya: 22.06.2013). (Russian).

6. Statistika narkomanii v Rossii. Vserossiyskiy informatsionnyy portal o narkomanii i alkogolizme REHAB-CENTR. URL: http://rehabcentr.ru/statistika (data obrashcheniya: 22.06.2013). (Russian).

7. Frolova N.A. Pravovaya politika rossiyskogo gosudarstva v sfere sotsial'noy bezopasnosti i bor'by s narkotikami: voprosy teorii i praktiki. Monografiya. M.: OOO «Lemins», 2008. 472 s. (Russian).

UDC 316

SOCIAL ASPECTS OF NARCOTIZATION IN ORLOVSKY REGION

Laamarti Yulia Aleksandrovna,

Moscow State University of Civil Engineering, senior lecturer,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Science (Sociology),

Moscow, Russia.

E-mail: Laamarti@yandex.ru

Annotation

Orlovsky region is attractive for drug traffic because of its geographical location and transport links. Optimization of anti-drug activities (OAA) is possible by observing the principles of optimization and complex organizational and technological support of OAA in the region.

Key concepts:

drug addiction, drug and anti-drug activities, drug menace, youth addiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.