Брылев Виктор Иванович
доктор юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Исупова Ирина Викторовна
кандидат юридических наук, МАОУ СОШ № 6, г. Геленджик (e-mail: [email protected])
Нормативно-правовое обеспечение межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании среди молодежи
В данной статье рассматриваются проблемные вопросы нормативно-правового обеспечения и регулирования политики в сфере профилактики наркомании среди молодежи в Краснодарском крае. Предлагаются пути развития межведомственного взаимодействия в указанной сфере.
При написании статьи использованы результаты исследования, полученные при финансовой поддержке РГНФ и Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках научного проекта «Оценка степени межведомственного взаимодействия по профилактике наркотизма в молодежной среде на основе учета и анализа динамики правонарушений в Краснодарском крае» № 16/13-23015 а/(р).
Ключевые слова: правовое обеспечение, наркомониторинг, профилактика, наркомания, психотропные вещества, анализ, реабилитация.
V.I. Brylev, Doctor of Law, Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
I.V. Isupova, Candidate of Law, Municipal Autonomous Educational Institution of Secondary School № 6, Gelendzhik; e-mail: [email protected]
Standard legal support of interdepartmental interaction on prevention of drug addiction among youth
In this article problematic issues of standard legal support and adjustment of policy in the sphere of prophylaxis of a drug addiction among youth in Krasnodar Region are considered. Ways of development of interdepartmental interaction in this sphere are offered.
When writing article the results of a research received in case of a financial support of the Russian Foundation for Humanities and the Ministry of Education, Science and Youth Policy of Krasnodar Region within the scientific project «Assessment of extent of interdepartmental interaction on prevention of a drug addiction among young people on the basis of accounting and the analysis of dynamics of offences in Krasnodar Region» № 16/13-23015 a/ф) have been used.
Key words: legal support, drag monitoring, prophylaxis, drug addiction, psychotropic substances, analysis, rehabilitation.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и распоряжением Правительства РФ от 4 марта 2013 г. № 294-р, утвердившим государственную программу Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», осуществляется нормативно-правовое обеспечение и регулирование политики в сфере профилактики наркомании.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности по профилактике молодежного наркотизма в Краснодарском крае осуществляется на осно-
вании Закона Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края» (в редакции Закона Краснодарского края от 6 ноября 2015 г. № 3273-КЗ), Государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков на 2016-2021 гг.», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 941.
Профилактика наркомании - это совокупность мероприятий правового, политическо-
78
го, социально-экономического, медицинского, физкультурно-спортивного, педагогического, культурно-просветительского и иного характера, которые направлены на предупреждение возникновения и распространения наркомании, пропаганду здорового образа жизни. Антинаркотическая пропаганда включает в себя: создание видео- и фотоматериалов о вреде наркотиков и распространение их через СМИ и Интернет, проведение просветительских, рекламных мероприятий образовательными организациями и учреждениями здравоохранения в молодежной среде, создание волонтерских отрядов для работы с молодежью по профилактике наркотизма.
Для принятия управленческих решений, эффективного осуществления антинаркотической профилактической деятельности необходимо изучение наркоситуации в России в целом и в отдельных субъектах Российской Федерации.
Целью профилактики наркотизма является создание нетерпимого отношения к потребителям наркотических и психотропных веществ, их распространению и сбыту, а также снижение спроса на них.
Профилактику наркомании можно классифицировать на следующие виды:
первичная - формирование у взрослых граждан, подростков и молодежи негативного отношения к наркотизму, а также навыков отказа от употребления наркотиков путем проведения мероприятий (пропаганда, реклама) по профилактике наркомании;
вторичная - комплекс профилактических мероприятий по созданию адаптивной модели здорового образа жизни с лицами, склонными к потреблению наркотиков и наркозависимыми, изменение их поведения в направление здорового образа жизни;
третичная - организация и проведение мероприятий по предупреждению и предотвращению рецидивов наркомании, осуществление медико-социальной и духовно-психологической реабилитации наркозависимых.
Анализ эффективности участия различных ведомств в решении вопросов по противодействию незаконному обороту наркотических средств показывает, что принимаемые государством и общественными организациями меры остаются неэффективными [1].
Основными причинами данной негативной ситуации являются: 1) отсутствие достаточных средств финансирования программ для пресечения и предупреждения распространения наркотиков среди населения; 2) использование средств, сил и возможностей разобщенно, без тесного взаимодействия заинтересованных организаций.
При осуществлении профилактической антинаркотической деятельности каждый из участников имеет и применяет свои специфические формы и методы работы с целью недопущения распространения наркотизма. Главными субъектами профилактики должны стать семья, учреждения социального воспитания и адаптации несовершеннолетних, здравоохранения, психологической помощи семьям и молодежи; службы социальных работников, церковь и общественные организации.
Совокупность применяемых элементов противодействия распространению и потреблению наркотиков образует единую систему. Все элементы данной системы профилактики должны находиться в тесном взаимодействии и составлять единую силу противодействия наркотизму. На региональном уровне такое единство пока не существует, практически отсутствует реальное взаимодействие государственных структур и общественных организаций, занятых профилактической деятельностью и противодействием наркотизму. Такое взаимодействие должно предусматривать: обмен кадрами, организационную, технологическую и информационно-аналитическую совместную деятельность.
Опыт, накопленный в Краснодарском крае, подтверждает целесообразность осуществления совместных антинаркотических мероприятий между всеми субъектами межведомственного взаимодействия. За прошедшие шесть лет интенсивная и целенаправленная антинаркотическая политика позволила фундаментально продвинуть и углубить понимание наркопроблемы.
Ежегодно на территории края в рамках действующего законодательства проводится мониторинг наркоситуации [2, с. 67]. В целях координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по пресечению распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утверждена Государственная программа Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков на 2016-2021 гг.» [3].
В субъектах Российской Федерации вопросами профилактики токсикомании и наркомании занимаются различные организации краевого и муниципального уровней. Для этих целей на уровне субъекта Российской Федерации создаются антинаркотические комиссии при главах администраций (губернаторе) края, которые образуются для координации деятельности представителей различных субъектов профилактики наркотизма. В муниципальных образованиях также создаются антинаркотические комиссии под руководством глав адми-
79
нистраций. Деятельность антинаркотических комиссий способствует более эффективному процессу межведомственного взаимодействия субъектов профилактики наркотизма.
По итогам 2015 г. состояние наркоситуации в Краснодарском крае оценивается антинаркотической комиссией как напряженное. Полагаем, что для оптимизации противодействия незаконному распространению наркобизнеса и предупреждения потребления наркотиков целесообразно начать организацию системы взаимодействия субъектов профилактики на краевом уровне с анализа ситуации. В этих целях необходимо проведение ежеквартального (а не раз в год) мониторинга наркоситуации, особенно в молодежной среде.
По результатам анализа мониторинга необходимо рассмотреть вопрос об угрозе безопасности наркотизма в регионе, ее последствий для морального и физического здоровья граждан на совместных заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления, с обязательным участием общественных, молодежных, религиозных, образовательных организаций, что будет способствовать более эффективной организации межведомственного взаимодействия.
Организация молодежной антинаркотической работы наиболее эффективна при взаимодействии ее субъектов и строится на принципах долгосрочности, непрерывности, оперативности, профессионализма, своевременности, доступности и последовательности, комплексности, дифференцированности, мно-гоаспектности, легитимности, инициативности, единства организационной и идеологической деятельности [4, с. 150].
На этапе организационных мероприятий межведомственное взаимодействие может быть реализовано в рамках текущего финансирования и совершенствования нормативных актов.
Одной из целей организационного этапа является создание новых структур профилактики, интегрированных для взаимодействия, что позволит их совместную деятельность осуществлять эффективно и более системно, а также создание единого информационно-коммуникационного пространства профилактической деятельности.
Важным организационным мероприятием на этом этапе является создание (возможно, на базе учебного заведения) единого организационного информационно-методического центра, который будет осуществлять межведомственное взаимодействие по делам молодежи и региональной безопасности. В структуре центра следует предусмотреть создание соответствующих отделов, которые будут осуществлять деятель-
ность по реализации антинаркотических социальных программ: обучение профилактической работе; поиск новых межведомственных профилактических антинаркотических мероприятий; разработку основных рекомендаций в процессе реабилитации больных наркоманией; информирование о новых медицинских технологиях излечения от наркозависимости; обеспечение юридической защиты субъектов антинаркотической профилактики; организацию и консультирование по проведению длящегося (постоянного) мониторинга; обучение основам профилактической антинаркотической деятельности специалистов всех учреждений.
Кроме того, задачами центра будут являться: изучение и внедрение российского и зарубежного опыта антинаркотической профилактической работы; анализ поступающих материалов и издание соответствующей литературы по профилактике наркотизма; разработка оптимального проекта профилактики потребления наркотиков и его апробация на базе конкретного микрорайона; консультация родителей наркоманов, педагогов, наркозависимых граждан по вопросам профилактики наркомании; разработка курса повышения квалификации для представителей администраций муниципальных образований, занятых координацией (организацией) работы по профилактике нар-котизма, организаторов осуществления проектов по профилактике потребления наркотиков, сотрудников правоохранительных органов, руководителей молодежных движений и общественных организаций.
В целях улучшения профессионального информационного обеспечения целесообразно создать web-сайт по предоставлению бесплатных консультационных и информационных услуг по профилактике злоупотребления наркотиками (мониторинга наркоситуации) всем желающим.
В целях создания системы антинаркотической профилактики в студенческой среде и обеспечения взаимосогласованных действий при решении вопросов ее совершенствования целесообразно создать Межвузовский координационный совет по профилактике наркомании в студенческой среде.
Стратегия антинаркотической политики предполагает формирование межведомственных и иных специализированных структур, которые будут совместно реализовывать проекты профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых (например, создание и развитие в регионе сети учебно-методических центров профилактики; создание специализированных организаций для издания газет и журналов антинаркотической направленности).
80
На протяжении всего организационного этапа следует предусмотреть взаимодействие субъектов профилактики в решении следующих вопросов: организация и проведение мониторинга наркоситуации и оценка эффективности применяемых профилактических антинаркотических мер; разработка новейших приемов, способов, форм и методов профилактики; сравнительный анализ и обобщение российского и международного опыта межведомственного взаимодействия; создание программ антинаркотической профилактической деятельности в молодежной среде, в семье, в образовательных организациях, в свободное от работы и учебы время на уровне жилого микрорайона.
Организация межведомственного взаимодействия предусматривает работу по предупреждению наркомании не только с лицами, страдающими от наркотической зависимости, но и с теми, кто прошел курс реабилитации и антинаркотической терапии. Также межведомственное взаимодействие должно способствовать выявлению заболевших, осуществлению контроля над процессом реабилитации и оценки эффективности профилактических антинаркотических программ.
Нормативно-правовой характер межведомственного взаимодействия предполагает анализ действующей системы законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне по вопросам реализации государственной политики по противодействию незаконному обороту наркотиков, распространению наркомании в молодежной среде, а также формированию нормативных правовых актов, обеспечивающих деятельность субъектов взаимодействия.
Осуществляя государственное регулирование деятельности организаций телерадиовещания, средств массовой информации, необходимо найти формы эффективного воздействия с целью исключения пропаганды и рекламы наркотиков, наркобизнеса и криминальной идеологии.
Организационно-управленческий характер межведомственного взаимодействия в целях предупреждения наркомании предполагает: координацию взаимодействия в рамках программы антинаркотической профилактики, а также совместную разработку инфраструктуры территориальных наркологических служб и учреждений.
В ходе проведения антинаркотической работы комплексные программы противодействия незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению наркотиками обеспечены федеральными, региональными и местными ресурсами. Поскольку этих средств недостаточно, для реализации государственных и
региональных программ необходимо привлечение спонсорских средств организаций и учреждений.
Антинаркотическая профилактика осуществляется за счет финансовых ресурсов организаций и ведомств, которые сами располагают ограниченными ресурсами. Для устранения такой проблемы предлагается создать специальный внебюджетный краевой фонд профилактики наркотизма и разработать механизм его формирования.
Систематический анализ кадрового обеспечения организаций и учреждений антинаркотической профилактики позволит выявить дефицит кадрового состава и направленность подготовки тех или иных специалистов для реализации мер по профилактике наркотизма в молодежной среде. Имея в основе кадрового обеспечения целевые программы межведомственного взаимодействия, можно осуществлять постоянную подготовку, переподготовку и привлечение к работе соответствующих специалистов.
Информационно-аналитическое обеспечение является важной формой обеспечения программы по предупреждению наркомании и эффективного межведомственного взаимодействия, которое осуществляется для объективного наркомониторинга и разработки антинаркотических программ медицинской и психологической помощи лицам, больным наркоманией, посредством анализа полученных результатов тестирования и анкетирования молодежи и прогнозирования наркоситуации в отдельном субъекте Российской Федерации.
Таким образом, необходимо обеспечить доступность статистической информации о распространении наркотизма в молодежной среде и его последствиях на территории Краснодарского края для всех субъектов профилактики независимо от их статуса с целью оценки степени эффективности межведомственного взаимодействия и прогноза развития всех компонентов системы профилактики. Создание в сети Интернет специализированных сайтов правовой статистики, конечно, облегчает получение информации о количественно-качественных показателях наркотизма, но не решает проблем получения данных о совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков отдельными категориями граждан в субъекте Российской Федерации.
Наркомониторинг должен осуществляться с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся наркобизнеса, который формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации [5; 6].
81
Деятельность антинаркотических комиссий по предупреждению наркомании должна осуществляться с участием образовательных учреждений по программе типа «Образовательная организация - микрорайон - семья». При реализации данной программы межведомственное взаимодействие должно обеспечивать постоянство антинаркотической профилактической работы с молодежью в образовательной среде. Эта работа должна включать организационно-методическую и воспитательную антинаркотическую работу с молодежью в микрорайоне по месту их проживания.
Взаимодействие субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике наркотизма предусматривает выявление в микрорайоне определенных «зон риска» и на этой основе организацию воспитательно-профилактической работы по месту жительства с детьми и подростками, через подростковые клубы, учреждения дополнительного образования. В основе лежат комплексный и системный подходы в работе по нескольким направлениям: от профилактики наркотизма до организации спор-
1. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: указ Президента РФ от 18 окт. 2007 г. № 1374 и утв. Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации.
2. Захаревич Е.В. Реализация общественно-государственного партнерства как модерниза-ционный фактор развития антинаркотической политики Краснодарского края // Концепт. 2016. Т. 24. URL: http://e-koncept.ru/2016/56415.htm
3. Постановление от 5 окт. 2015 г. № 941 (в ред. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 дек. 2015 г. № 1344).
4. Готчина Л. В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2011.
5. Брылев В.И., Исупова И.В. Мониторинг наркоситуации как основа совершенствования профилактики наркотизма в молодежной среде (на примере Краснодарского края). М., 2016.
6. О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту: постановление Правительства РФ от 23 янв. 2006 г. № 31.
тивных клубов в целях максимального вовлечения детей в различные спортивные секции, клубы и организации досуга.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что основными формами межведомственного взаимодействия по предупреждению наркотизма являются: 1) обмен информацией между субъектами антинаркотической работы, а также сообщения антинаркотической комиссии о выявленных случаях нарушения прав наркозависимых и других недостатках в этой сфере; 2) разработка совместных комплексных мер в отношении наркозависимых в целях предотвращения с их стороны наркопотребления; 3) выявление и привлечение к уголовной ответственности сбытчиков наркотиков; 4) организация профилактической работы среди родителей и их детей путем создания родительских университетов, различных объединений родителей и учащихся для поддержки «наркозависимых семей» и их консультирования, формирование здорового образа жизни; 5) привлечение к профилактике наркомании религиозных организаций.
1. About additional measures for counteraction to drug trafficking, psychotropic substances and their precursors: decree of the President of the Russian Federation d.d. Oct. 18, 2007 № 1374 and approved Regulations on the State Anti-Drug Committee and Regulations on the Counter-Narcotics Commission in the Subject of the Russian Federation.
2. Zakharevich E.V. Implementation of the public and state partnership as modernization factor of development of counter-narcotics policy of Krasnodar Region // Concept. 2016. Vol. 24. URL: http://e-koncept.ru/2016/56415.htm
3. Resolution d.d. Oct. 5, 2015 № 941 (in an edition of resolution of the head of administration (governor) of Krasnodar Region d.d. Dec. 30, 2015 № 1344).
4. Gotchina L.V. A youth drug addiction in modern Russia: criminological analysis and prevention: diss. ... Dr of Law. St. Petersburg, 2011.
5. Brylev V.I., Isupova I.V. Monitoring of a drug abuse situation as a basis of enhancement of prevention of a drug addiction among young people (on the example of Krasnodar Region). Moscow, 2016.
6. About creation, maintaining and use of a single databank on the questions concerning trafficking in narcotics, psychotropic substances and their precursors and also counteractions to their illicit trafficking: order of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 23, 2006 № 31.
82